Общий объем накопленных иностранных инвестиций
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции
Международные инвестиции — это понятие, охватывающее процесс движения и соединения материальных и финансовых ресурсов с целью роста и развития экономики. В экономическом смысле международные инвестиции представляют собой куплю-продажу товаров особого свойства — международных инвестиционных товаров, которые приносят доход и характеризуются ликвидностью и свободным обращением. Этим товары относятся к числу так называемых биржевых товаров.
К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты физическим и юридическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости. Вложения в ценные бумаги называются финансовыми инвестициями.
Основные субъекты инвестиционных отношений — это государство в лице разных органов исполнительной власти, корпорации и частные лица.
Иностранные инвестиции в Россию — вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории РФ с целью получения последующего дохода.
Российские инвестиции — вложения российского капитала, а также капитала российских филиалов иностранных юридических лиц в предприятия и организации, расположенные за пределами России.
Источником инвестиций могут выступать как собственные средства организаторов производства (акционеров, собственников, пайщиков), так и заемные средства (кредиты банков, ссуды).
капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный (государственный) и частный (негосударственный).
капитал делится на предпринимательский и ссудный.
капитал подразделяется на среднесрочный, долгосрочный и краткосрочный.
различают капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.
Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.
К конкретным формам могут быть отнесены следующие:
— долевое участие при создании новых совместных предприятий;
— приобретение долей участия (паев, акций, ценных бумаг) в существующих предприятиях;
— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;
— создание дочерних предприятий, филиалов, представительств, иностранных юридических лиц;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;
— участие в осуществлении разгосударствления и приватизации;
— приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;
— осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах;
— осуществление промышленного сотрудничества;
— заключение концессионных договоров с юридическими и физическими лицами.
Основные иностранные инвесторы, осуществляющие косвенные инвестиции:
— Международный валютный фонд;
— Международная финансовая корпорация;
— Европейский банк реконструкции и развития;
— правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;
— зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;
— специализированные финансово-кредитные организации (например, Российско-Американский фонд предпринимательства).
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) обладают рядом преимуществ перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов:
• они сочетают в себе капитал с одновременным переносом практических навыков и управленческого мастерства и взаимовыгодным обменом ноу-хау (включая выход на международные рынки);
• их мультипликативный эффект может активизировать виртуальный инвестиционный цикл, что позитивно отразится не только на промышленном производстве, но также на других секторах экономики («тянущий» эффект для сельского хозяйства, «толкающий» — для сферы услуг);
• ПИИ активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса;
• при правильной организации, стимулировании и размещении ПИИ могут ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов;
• они способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности, стимулируя производственные инвестиции в материальную базу (станки, оборудование, производственные технологии) в противовес спекулятивным и нестабильным портфельным инвестициям, которые могут быть внезапно выведены с крайне негативными последствиями для экономики в целом;
• притоки капитала и ноу-хау благотворно воздействуют на реальную экономику, стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения и расширяют налоговую базу. С ростом объемов национальных сбережений снижается зависимость от иностранных доноров;
• с развитием местного производства нивелируются проблемы с балансом платежей, с чем столкнулась, например, Россия вследствие массового импорта важнейших потребительских и капитальных товаров;
• с повышением уровня доверия «летучий» капитал (деньги, которые российские граждане держат в иностранных банках и в наличности) и отечественные сбережения могут быть возвращены в российскую экономику.
Существует обобщение и отрицательного опыта внедрения ПИИ в национальную экономику (это особенно характерно для развивающихся стран):
• сосредоточение внимания чаще на краткосрочных проектах, нежели на долгосрочных;
• предпочтение отдается торговле в ущерб производству;
• ТНК переносят устарелые технологии, а их инвестиции ограничиваются оборудованием second hand;
• ТНК входят на основе 50 : 50 и затем быстро пытаются заполучить контрольный пакет акций;
• пользуясь своим финансовым весом, они пытаются оказывать влияние на местных политиков и в поиске благоприятных условий «заигрывают» с администрациями регионов;
• перемещая в страну отдельные отрасли, они зачастую используют экологически грязное оборудование.
Динамика иностранных инвестиций в экономику России в 2007-2011 годах представлена в таблице 1.
Динамика иностранных инвестиций (млн. долларов США)
По состоянию на конец июня 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 334,7 млрд. долларов США, что на 6,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Накопленный организацией иностранный капитал — общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 59,0% (на конец июня 2011г. — 57,8%), доля прямых инвестиций составила 38,5% (39,5%), портфельных — 2,5% (2,7%).
В I полугодии 2012 г. в экономику России поступило 74,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,7% меньше, чем в I полугодии 2011 года.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 67,5 млрд. долларов, или на 17,4% меньше, чем в I полугодии 2011 года.
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн.долларов США)
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2012 г. составил 116,8 млрд. долларов США.
В I полугодии 2012 г. из России за рубеж направлено 69,5 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 3,4% больше, чем в I полугодии 2011 года.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 62,7 млрд. долларов США, или на 9,0% больше, чем в I полугодии 2011 года.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн.долларов США)
Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.
В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).
По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.
В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG.
Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г. . читать далее .
Общий объем иностранных инвестиций,
поступивших в I полугодии 2006 г6
Основной объем иностранных инвестиций по-прежнему направляется в сферы, не требующие масштабных вложений и характеризующиеся быстрой окупаемостью (таблица 3).
Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных капиталовложений по-прежнему остаются:
— топливная (добыча и переработка нефти и угля);
— отрасли пищевой промышленности;
— производство табачных изделий;
Таблица 3
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
в I полугодии 2006 года (млн.долларов США)7
Таким образом, иностранный капитал вкладывается в эксплуатацию самых эффективных природных ресурсов (нефть), а также в отрасли с быстрым оборотом капитала и относительно емким и стабильным рынком (продовольствие).
Для стабилизации экономики и активации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
— достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
— радикализация борьбы с преступностью;
— торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами, за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
— пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
— внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
— запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства8.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально-ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему распространяются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций, как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян9.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности.
Национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные, потому что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере, можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.
Практикум.
1.В результате вливания иностранных (внешних) инвестиций в отечественную экономику произошло увеличение ВВП с 300 млрд. до 360 млрд. долл. Рассчитайте величину внешних инвестиций, если известно, что предельная склонность к сбережению в экономике составила 0,25?
Дано: ВВП1=300 млрд $, ВВП2=360 млрд $ , МРS=0,25. Найти: ∆ I.
1) Вычислим, на сколько увеличился ВВП в результате вливания внешних инвестиций:
∆ВВП = ВВП2 — ВВП1= 360 – 300 = 60 млрд $;
2) Найдем мультипликатор по формуле:
мультипликатор = ,
мультипликатор = = 4;
3) Рассчитываем величину инвестиций:
∆I = ,
∆I = = 15 млрд $.
Значит, величина иностранных инвестиций в отечественную экономику составила 15 млрд долларов.
Ответ: 15 млрд долларов.
2.Рост ВВП вызвал оживление в экономике, отразившееся в увеличении национального дохода в следующем году до 400 млрд. долл., что, в свою очередь, обусловило рост внутренних инвестиций на 60 млрд. долл. Рассчитайте величину акселератора.
Дано: НД=400млрд $, ∆I=60млрд, Найти: акселератор.
1) Из предыдущей задачи ВВП2=360. Рассчитаем ∆ НД:
∆ НД = 400 – 360 = 40 млрд долл.;
2) Тогда акселератор вычислим по формуле:
акселератор = ,
акселератор = = 1,5.
Значит, величина акселератора равна 1,5.
Заключение
В первом разделе данной работы была раскрыта экономическая сущность понятия «инвестиции» и рассмотрены их виды, которые позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования.
Во втором разделе работы рассмотрен вопрос об инвестициях, которые выступают как фактор, воздействующий на рост ВВП. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВВП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями. Были даны и раскрыты два принципа капиталовложений — теория мультипликатора и акселератора.
Рассмотренный третий вопрос раскрывает проблему нехватки инвестиций в современной экономике России. Можно сказать, что основной проблемой, препятствующей активному привлечению инвестиций в экономику России, является отсутствие на практике четкой и эффективной государственной инвестиционной политики.
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение инвестиций в российскую экономику, требует значительных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:
— создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории России;
— реформирование налоговой системы;
— укрепление институтов собственности;
— формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;
— развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
Литература
Официальные документы
1. Федеральный закон от 25.02.1999г «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 02.01.2000 г.) // «Собрание законодательства РФ», 1999г.
Иностранные инвестиции в России
Иностранные инвестиции в экономике России
Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.
Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.
Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Под прямыми иностранными инвестициями понимается:
- приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.
Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.
Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:
- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
- осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.
С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).
Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).
Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)
Источники: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/inostrannie-investitsii-v-ekonomike-rossii-1608, http://poisk-ru.ru/s20127t4.html, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/inostrannye-investicii-v-rossii.html
Источник: