Общий объем накопленных иностранных инвестиций

Общий объем накопленных иностранных инвестиций

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции

Международные инвестиции — это понятие, охватывающее процесс движения и соединения материальных и финансовых ресурсов с целью роста и развития экономики. В экономическом смысле международные инвестиции представляют собой куплю-продажу товаров особого свойства — международных инвестиционных товаров, которые приносят доход и характеризуются ликвидностью и свободным обращением. Этим товары относятся к числу так называемых биржевых товаров.

К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты физическим и юридическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости. Вложения в ценные бумаги называются финансовыми инвестициями.

Основные субъекты инвестиционных отношений — это государство в лице разных органов исполнительной власти, корпорации и частные лица.

Иностранные инвестиции в Россию — вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории РФ с целью получения последующего дохода.

Российские инвестиции — вложения российского капитала, а также капитала российских филиалов иностранных юридических лиц в предприятия и организации, расположенные за пределами России.

Источником инвестиций могут выступать как собственные средства организаторов производства (акционеров, собственников, пайщиков), так и заемные средства (кредиты банков, ссуды).

капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный (государственный) и частный (негосударственный).

капитал делится на предпринимательский и ссудный.

капитал подразделяется на среднесрочный, долгосрочный и краткосрочный.

различают капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.

Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

К конкретным формам могут быть отнесены следующие:

— долевое участие при создании новых совместных предприятий;

— приобретение долей участия (паев, акций, ценных бумаг) в существующих предприятиях;

— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

— создание дочерних предприятий, филиалов, представительств, иностранных юридических лиц;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

— участие в осуществлении разгосударствления и приватизации;

— приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;

— осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах;

— осуществление промышленного сотрудничества;

— заключение концессионных договоров с юридическими и физическими лицами.

Основные иностранные инвесторы, осуществляющие косвенные инвестиции:

— Международный валютный фонд;

— Международная финансовая корпорация;

— Европейский банк реконструкции и развития;

— правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;

— зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;

— специализированные финансово-кредитные организации (например, Российско-Американский фонд предпринимательства).

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) обладают рядом преимуществ перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов:

• они сочетают в себе капитал с одновременным переносом практических навыков и управленческого мастерства и взаимовыгодным обменом ноу-хау (включая выход на международные рынки);

• их мультипликативный эффект может активизировать виртуальный инвестиционный цикл, что позитивно отразится не только на промышленном производстве, но также на других секторах экономики («тянущий» эффект для сельского хозяйства, «толкающий» — для сферы услуг);

• ПИИ активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса;

• при правильной организации, стимулировании и размещении ПИИ могут ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов;

• они способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности, стимулируя производственные инвестиции в материальную базу (станки, оборудование, производственные технологии) в противовес спекулятивным и нестабильным портфельным инвестициям, которые могут быть внезапно выведены с крайне негативными последствиями для экономики в целом;

• притоки капитала и ноу-хау благотворно воздействуют на реальную экономику, стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения и расширяют налоговую базу. С ростом объемов национальных сбережений снижается зависимость от иностранных доноров;

• с развитием местного производства нивелируются проблемы с балансом платежей, с чем столкнулась, например, Россия вследствие массового импорта важнейших потребительских и капитальных товаров;

• с повышением уровня доверия «летучий» капитал (деньги, которые российские граждане держат в иностранных банках и в наличности) и отечественные сбережения могут быть возвращены в российскую экономику.

Существует обобщение и отрицательного опыта внедрения ПИИ в национальную экономику (это особенно характерно для развивающихся стран):

• сосредоточение внимания чаще на краткосрочных проектах, нежели на долгосрочных;

• предпочтение отдается торговле в ущерб производству;

• ТНК переносят устарелые технологии, а их инвестиции ограничиваются оборудованием second hand;

• ТНК входят на основе 50 : 50 и затем быстро пытаются заполучить контрольный пакет акций;

• пользуясь своим финансовым весом, они пытаются оказывать влияние на местных политиков и в поиске благоприятных условий «заигрывают» с администрациями регионов;

• перемещая в страну отдельные отрасли, они зачастую используют экологически грязное оборудование.

Динамика иностранных инвестиций в экономику России в 2007-2011 годах представлена в таблице 1.

Динамика иностранных инвестиций (млн. долларов США)

По состоянию на конец июня 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 334,7 млрд. долларов США, что на 6,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Читайте также  Цели привлечения прямых иностранных инвестиций

Накопленный организацией иностранный капитал — общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 59,0% (на конец июня 2011г. — 57,8%), доля прямых инвестиций составила 38,5% (39,5%), портфельных — 2,5% (2,7%).

В I полугодии 2012 г. в экономику России поступило 74,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,7% меньше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 67,5 млрд. долларов, или на 17,4% меньше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн.долларов США)

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2012 г. составил 116,8 млрд. долларов США.

В I полугодии 2012 г. из России за рубеж направлено 69,5 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 3,4% больше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 62,7 млрд. долларов США, или на 9,0% больше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн.долларов США)

Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.

В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.

В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG.

Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г. . читать далее .

Общий объем иностранных инвестиций,

поступивших в I полугодии 2006 г6

Основной объем иностранных инвестиций по-прежнему направляется в сферы, не требующие масштабных вложений и характеризующиеся быстрой окупаемостью (таблица 3).

Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных капиталовложений по-прежнему остаются:

— топливная (добыча и переработка нефти и угля);

— отрасли пищевой промышленности;

— производство табачных изделий;

Таблица 3

Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
в I полугодии 2006 года (млн.долларов США)7

Таким образом, иностранный капитал вкладывается в эксплуатацию самых эффективных природных ресурсов (нефть), а также в отрасли с быстрым оборотом капитала и относительно емким и стабильным рынком (продовольствие).

Для стабилизации экономики и активации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

— достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

— радикализация борьбы с преступностью;

— торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами, за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

— пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

— внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

— запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства8.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально-ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему распространяются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций, как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян9.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности.

Читайте также  Азиатский банк инфраструктурных инвестиций aiib

Национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные, потому что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере, можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.

Практикум.

1.В результате вливания иностранных (внешних) инвестиций в отечественную экономику произошло увеличение ВВП с 300 млрд. до 360 млрд. долл. Рассчитайте величину внешних инвестиций, если известно, что предельная склонность к сбережению в экономике составила 0,25?

Дано: ВВП1=300 млрд $, ВВП2=360 млрд $ , МРS=0,25. Найти: ∆ I.

1) Вычислим, на сколько увеличился ВВП в результате вливания внешних инвестиций:

∆ВВП = ВВП2 — ВВП1= 360 – 300 = 60 млрд $;

2) Найдем мультипликатор по формуле:

мультипликатор = ,

мультипликатор = = 4;

3) Рассчитываем величину инвестиций:

∆I = ,

∆I = = 15 млрд $.

Значит, величина иностранных инвестиций в отечественную экономику составила 15 млрд долларов.

Ответ: 15 млрд долларов.

2.Рост ВВП вызвал оживление в экономике, отразившееся в увеличении национального дохода в следующем году до 400 млрд. долл., что, в свою очередь, обусловило рост внутренних инвестиций на 60 млрд. долл. Рассчитайте величину акселератора.

Дано: НД=400млрд $, ∆I=60млрд, Найти: акселератор.

1) Из предыдущей задачи ВВП2=360. Рассчитаем ∆ НД:

∆ НД = 400 – 360 = 40 млрд долл.;

2) Тогда акселератор вычислим по формуле:

акселератор = ,

акселератор = = 1,5.

Значит, величина акселератора равна 1,5.

Заключение

В первом разделе данной работы была раскрыта экономическая сущность понятия «инвестиции» и рассмотрены их виды, которые позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования.

Во втором разделе работы рассмотрен вопрос об инвестициях, которые выступают как фактор, воздействующий на рост ВВП. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВВП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями. Были даны и раскрыты два принципа капиталовложений — теория мультипликатора и акселератора.

Рассмотренный третий вопрос раскрывает проблему нехватки инвестиций в современной экономике России. Можно сказать, что основной проблемой, препятствующей активному привлечению инвестиций в экономику России, является отсутствие на практике четкой и эффективной государственной инвестиционной политики.

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение инвестиций в российскую экономику, требует значительных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

— создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории России;

— реформирование налоговой системы;

— укрепление институтов собственности;

— формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;

— развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.

Литература

Официальные документы

1. Федеральный закон от 25.02.1999г «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 02.01.2000 г.) // «Собрание законодательства РФ», 1999г.

Иностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в экономике России

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Читайте также  Договор аренды земельного участка с инвестициями

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).

Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).

Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)

Источники: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/inostrannie-investitsii-v-ekonomike-rossii-1608, http://poisk-ru.ru/s20127t4.html, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/inostrannye-investicii-v-rossii.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто