Данные по инвестициям в кыргызстан

Данные по инвестициям в кыргызстан

Кыргызстан — высокогорная страна. Почти 90% территории республики лежит выше 1500 м, средняя высота 2750 м, наибольшая — 7439 м (пик Победы), самая низкая 401 м (Лейлекский р-н). Климат континентальный. Большинство рек входят в систему Сыр-Дарьи, которая отличается богатством водной энергии, используемой для орошения. Много озер, среди них самое большое — Иссык-Куль (площадь 6236 км2). Площадь Кыргызстана 198,5 тыс.км2.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Кыргызской Республики (КР) является одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства и взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами. КР продолжает серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования. Главными направлениями являются: улучшение качества налогового администрирования; стабильность в экономической политике государства; снижение стоимости финансирования; макроэкономическая стабилизация; улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования; борьба с преступностью и т.д.

В республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником.

Государство гарантирует благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и иностранных инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны, является Министерство экономического регулирования КР.

Правовое регулирование: в КР с момента обретения независимости были проведены масштабные экономические реформы в структуре управления экономикой и законодательстве. Основой всего законодательства страны является Конституция КР и на ее базе составлены другие законы, в том числе те, которые прямо или косвенно касаются инвестиционной деятельности в КР:

· Конституция КР; · Закон КР «О лицензировании»; · Закон КР «Об акционерных обществах»; · Закон КР «О недрах»; · Закон КР «О свободных экономических зонах в КР»; · Налоговый Кодекс КР; · Земельный Кодекс КР; · Таможенный Кодекс КР; · Гражданский Кодекс КР; · Закон КР «О государственно-частном партнерстве в КР».

На данный момент в целях повышения эффективности государственного управления в сфере инвестиционной привлекательности КР для иностранных инвесторов и улучшения логистики прохождения инвестиционных заявок и документов в Правительство КР через упорядочение работы с иностранными инвесторами также прорабатывается проект постановления Правительства КР «об утверждении порядка работы с иностранными инвесторами, обращающимися с предложениями сотрудничества к Правительству Кыргызской Республики».

При этом основным нормативным документом, регулирующим инвестиционную деятельность, является Закон КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике». Настоящий Закон устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства. Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в КР и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в КР. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами.

Главными отличительными чертами данного Закона являются:

— возможность получения преференций (согласно государственным программам развития, инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенных территориях республики могут получать инвестиционные льготы, отраженные в законодательстве КР);

— гарантия неизменности законодательства в течение 10 лет (данное право не распространяется на случай изменения Конституции);

— право обращения инвестора в Международный Арбитраж;

— гарантия своевременной выплаты адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации;

— свобода репатриации капитала;

— право на получение дивидендов и прибыли.

Кроме того, в целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативно-правовой базы Кыргызстан заключил межправительственные соглашения с рядом иностранных государств по взаимной защите и поощрении инвестиций, об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, а также подписал Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.

Условия и возможности для инвестирования: для улучшения инвестиционного климата КР и повышения ее конкурентоспособности, Правительство КР предпринимает меры по формированию благоприятной бизнес-среды и совершенствованию процесса привлечения инвестиций в страну посредством:

Читайте также  Рекомендации по оценке эффективности инвестиций

-проведения мероприятий по исключению необоснованных вмешательств государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства;

-устранения административных препятствий и ограничения в сфере инвестиционной и иной предпринимательской деятельности;

-внедрения новых подходов к регулированию рыночных отношений;

-осуществления мероприятий по совершенствованию банковской системы страны с целью повышения ее надежности и повышения доверия к ней со стороны бизнесменов и инвесторов;

-проведения реформы технического регулирования, основанной на принципах применения добровольных стандартов, ограничения государственного контроля.

Иностранным инвесторам выдаются инвестиционные визы, при инвестировании средств в размере не менее 300,0 тыс. долл. США.

Следует отметить, что КР занесен экспертами международной консалтинговой фирмы Control Risks в группу стран, в которых политическая конъюнктура влечет за собой риски «среднего уровня». С этой точки зрения, ведение предпринимательской деятельности в республике оказывается достаточно благоприятным даже по сравнению с экономически развитыми государствами мира.

КР на постоянной основе проводит работу по совершенствованию инвестиционной среды страны путем реализации Плана мер Правительства Кыргызской Республики по улучшению позиции страны в международных рейтингах, в том числе по отчету Всемирного банка «Doing business» (2011 г. — 44 место).

При этом, в целях улучшения позиций КР в международных рейтингах и повышения инвестиционных возможностей страны Правительством прорабатывается проект постановления «Об утверждении Плана действий Правительства КР по дальнейшему проведению системных реформ по улучшению бизнес-среды и их практической реализации на местах в рамках международных индексов на 2012-2013 гг». В рамках данного Плана планируется ряд мероприятий по направлениям инвестиционная свобода, защита прав собственности, а также свобода от коррупции и др., комплексная реализация которых позволит улучшить инвестиционную среду в КР и соответственно оценить результаты реформ в стране через такие авторитетные международные индексы, как Индекс экономической свободы, Индекс глобальной конкурентоспособности, Индекс восприятия коррупции и др.

Кыргызстан предоставляет большие возможности для инвесторов. Вкупе с международными инструментами изучения рынка и новыми технологиями КР имеет поистине уникальные условия для развития бизнеса — в республике можно развивать практически любые отрасли и быть уверенным, что бизнес окупится. Неразвитыми остаются много отраслей: производственная, туристическая, перерабатывающая — все они требуют существенных инвестиций.

В стране действуют несколько свободных экономических зон (СЭЗ), созданных для привлечения прямых иностранных инвестиций в республику. СЭЗ имеют особый юридический статус, который создает специальный режим в вопросах регистрации торгово-промышленных и иностранных предприятий, иммиграции рабочей силы, таможенных пошлин, налогов, земельной собственности, международной торговли. СЭЗ предлагают местным и иностранным инвесторам привлекательный пакет льгот, а также предоставляют помещения для складирования, оптовой экспортной и импортной торговли, банковской деятельности, производства товаров на экспорт и транспортные услуги.

Всего на территории республики открыто и зарегистрировано более 2 тысяч месторождений и рудопроявлений полезных ископаемых разных видов — олова, серного колчедана, висмута, марганца, железной руды, коксующих углей. Имеются рудопроявления редких и рассеянных элементов — индия, таллия, кадмия. На территории КР имеются также месторождения ртути, сурьмы, гипса, каменной соли, каолина, стекольных песков, других стройматериалов.

В КР представлены металлообрабатывающая, машиностроительная (преимущественно на Севере), горнодобывающая, легкая, пищевая промышленность, промышленность стройматериалов, электроэнергетика (действуют Уч-Курганская, Курпсайская, Токтогульская ГЭС, Ташкумырская ГЭС и Шамалдысайская ГЭС, возводится каскад ГЭС «Камбар-ата»).

Цветная металлургия в основном развита в южном Кыргызстане (Ошская область). КР выделяется производством сурьмы и ртути, свинцовых концентратов, выявлены месторождения олова и золота.

Почти все предприятия топливной промышленности сосредоточены в Ошской и Джалалабадской областях. Наибольшее значение имеет угольная прмышленность с преобладанием шахтной добычи (города Кызыл-Кия, Сулюкта, Таш-Кумыр и др.)

Легкая промышленность по числу рабочих занимает второе место после сельского хозяйства. Наиболее развито производство шерстяных тканей, обуви, трикотажных изделий. Крупнейшие трикотажные, швейные, кожевенно-обувные фабрики, камвольно-суконный комбинат расположены на севере республики. Город Ош — крупный центр шелковой и хлопчато-бумажной промышленности. Отрасли пищевой промышленности (мясная, маслосыродельная, сахарная, маслобойная, табачная и др.) практически полностью работают на местном сельскохозяйственном сырье.
Достоверные запасы нефти в республике составляют 14,5 млн.т. и менее достоверные еще 1,6 млн.т. Запасы размещены в 11 месторождениях, из которых 8 являются нефтяными и 3 — газо-нефтяными.

Читайте также  Инвестиции по созданию совместного предприятия

В рамках Среднесрочной программы развития КР на 2012-2014 гг., Правительством КР планируется осуществить 40 проектов национального масштаба для развития стратегических отраслей и создания основ для долгосрочного развития страны. Ожидается, что ускоренными темпами будут реализовываться стратегические проекты в приоритетных отраслях экономики (Приложение).

В целях широкого освещения инвестиционной привлекательности и возможности Кыргызская Республика проводит бизнес-форумы.

Поступление прямых инвестиций по странам: по данным Нацстаткома КР объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ в первом полугодии 2011 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросли в 1,7 раза. Основными странами-инвесторами являлись Канада и Китай. Инвестиции из Канады, в основном, направлялись в предприятия обрабатывающей промышленности, в частности, в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, Китая – в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (39,1 процента), транспорта и связи (36,8 процента) и геологоразведку (18,3 процента).

По сравнению с I полугодием 2010г. поступления прямых инвестиций из Китая возросли в 4,5 раза, Канады – в 2,3 раза.

Приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ по сравнению с I полугодием 2010г. увеличился на 44,9 процента. При этом, объем вложений, осуществленных инвесторами из Казахстана, увеличился в 4 раза, России, напротив, сократился на 33,8 процента.

Основной объем инвестиций из Казахстана направлен в сферу финансовой деятельности 67,1% и предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 19,9%. Инвестиции из России, в основном, направлены в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 67,3%, в обрабатывающую промышленность — 14,8 %, при этом 98,7 % в производство пищевых продуктов, включая напитки, а также табака и сферу финансовой деятельности — 8,9 %.

  • For the catalog about Issyk Kul please click here. (7MB ZIP)
  • For the alpinizm in Kyrgyzstan please click here. (1MB ZIP)
  • For the presentations on economic growth please click here. (28MB ZIP)

Инвестиции

Оперативная информация

Динамические таблицы

Методология

Публикации

Методология
и классификаторы

Проекты и исследования

Борьба с коррупцией

Полезные ссылки

Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

© Все права защищены, 2015

При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике)

720033, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Фрунзе, 374

+996 (312) 62 60 84
Факс: +996 (312) 66 01 38

+996 (312) 66 41 65

+996 (312) 32 47 03

+996 (312) 32 46 35
Email: nsc_mail@stat.kg

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

Фонды прямых инвестиций в Кыргызстане: что нужно для их развития?

Во всем мире инвестиционные фонды прямых инвестиций (private equity funds) являются удобным источником капитала для быстрорастущих компаний.

Такие фонды не покупают ценные бумаги на бирже, а дают финансирование компаниям напрямую, при этом, как правило, активно консультируя их по мере роста или даже участвуя в управлении.

Небольшие растущие компании, чьим основным активом является бизнес-модель и команда, редко имеют возможность получить кредитное финансирование на выгодных условиях: банкам нужны качественные, ликвидные залоги и строгое выполнение графика уплаты процентов и основной суммы кредита. Покупать доли в обмен на финансирование для них — непрофильная деятельность, к тому же не одобряемая регулятором.

Кыргызстан остро нуждается в развитии индустрии фондов прямого инвестирования: в стране есть множество проектов, которые из-за драконовских условий и высоких ставок не могут получить финансирование ни в местных коммерческих банках, ни в Российско-Кыргызском Фонде Развития, чьи критерии кредитования очень строги.

К сожалению, наше законодательство существенно отстает от запросов экономики. Сейчас оно вообще не позволяет формировать фонды прямых инвестиций — не из-за злого умысла, а просто из-за недоразвитости. Действующий закон «Об инвестиционных фондах» до сих пор нацелен на регулирование фондов образца девяностых годов — эпохи приватизации, когда шел массовый сбор приватизационных чеков (ваучеров) с населения в специально созданные для этого фонды.

Читайте также  Форекс инвестиции в управляющих компаниях

Нынешний закон не разделяет фонды на те, в которые можно привлекать без ограничения средства простых граждан, и фонды для ограниченного круга инвесторов (которыми обычно и являются фонды прямых инвестиций). Из-за этого закон жестко ограничивает абсолютно все фонды в том, какие активы они могут покупать. И именно из-за этого индустрия фондов для профессиональных (квалифицированных) инвесторов в Кыргызской Республике отсутствует.

Из-за несовершенства законодательной базы кыргызстанские инвесторы вынуждены пользоваться для формирования фондов юрисдикцией других стран, что, согласитесь, является позором для страны.

В августе этого года было объявлено, что местная инвестиционная компания Highland Capital создала фонд прямых инвестиций Highland Private Equity & Mezzanine Fund на 15 млн. долларов. Среди инвесторов фонда — Международная финансовая корпорация ( IFC ), входящая в группу Всемирного Банка (вклад — 8 млн долларов).

Фонд намерен предоставлять прямые инвестиции (от 0,8 до 5 млн. долларов в один проект) предприятиям в сфере услуг, сельскохозяйственной переработки, частной медицины, образования, телекоммуникаций, медиа и информационных технологий.

Создавшая фонд компания уже успешно профинансировала в Кыргызстане сеть «Бургер Хаус», производителя колбас «Тойбосс» и производителя соков Garden.

Разбираясь в организационной структуре фонда, «Экономика» выяснила, что он зарегистрирован не в Кыргызстане, а на Каймановых островах. Это очень грамотный выбор: Каймановы острова славятся своим гибким и современным законодательством о фондах, благодаря чему там зарегистрировано более 10,000 регулируемых фондов и тысячи частных. На островах сосредоточено около 75% всех хедж-фондов мира, с совокупным капиталом более 500 миллиардов долларов.

Другие фонды с кыргызстанскими корнями также выбрали иностранную юрисдикцию. Управляемый кыргызстанской лицензированной инвестиционной компанией KLS Securities фонд прямых инвестиций KLS Eurasia Venture Fund, который в начале года получил в Федеральной Антимонопольной Службе России разрешение на покупку ряда активов в сфере торговой недвижимости, также зарегистрирован на Кайманах. У этой же компании есть еще один кайманский фонд — KLS Eurasia Investment Fund.

Для того, чтобы отечественные управляющие компании создавали фонды в Кыргызстане, нужно усовершенствовать закон «Об инвестиционных фондах». Первым шагом в этом направлении было принятие в апреле этого года поправки в закон «О рынке ценных бумаг», вводящей понятие «квалифицированного инвестора». Теперь у нас в стране стало возможно в упрощенном режиме выпускать ценные бумаги, которые не могут попасть в руки простых граждан, но пользуются спросом у квалифицированных инвесторов. Квалифицированными инвесторами признаются либо нерезиденты Кыргызской Республики, либо такие лица, которые имеют возможности и опыт инвестирования (профессиональные участники рынка ценных бумаг, состоятельные граждане и пр.). Именно они и выступают обычно инвесторами фондов прямых инвестиций.

Это позволит создавать для квалифицированных инвесторов фонды, которые могут вкладывать свои средства в различные инвестиции с меньшими ограничениями, чем сейчас. Если не будет задержек, уже к концу этого года в Республике могут появиться собственные фонды прямых инвестиций, наполняемые деньгами иностранных инвесторов.

Создание гибкого законодательства о фондах позволит также предложить эту услугу для международных инвестиционных компаний, которые ищут наиболее оптимальные страны для регистрации своих фондов. Люксембург, Ирландия, Кипр и многие другие страны регистрируют фонды для иностранцев, и такие фонды инвестируют в основном в активы за пределами страны. То есть законодательство определенной страны используется просто из-за удобства структурирования инвестиций, а не для сбора денег своего населения. Государства зарабатывают на этом серьезные средства для своих экономик.

На прошедшем 27–28 июня этого года в Бишкеке международном инвестиционном форуме «Новый Кыргызстан 2018» представитель швейцарского финансового дома Leman Сирилл Эшер в своем выступлении упомянул, что недавно приобретенная финансовым домом кыргызстанская инвестиционная компания «Ниет-Аракет» планирует создавать в нашей стране инвестиционные фонды. Как нам известно, о таких планах упоминали еще несколько инвестиционных компаний, присматривающихся сейчас к Кыргызстану.

Поделиться: Facebook Twitter Одноклассники ВКонтакте Google+ Распечатать

Источники: http://www.kgembassy.org.tr/index.php/en/kyrgyzstan/economy, http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/, http://www.kyrgyzkorm.kg/news/fondy-pryamyx-investicij-v-kyrgyzstane-chto-nuzhno-dlya-ix-razvitiya.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто