Основные формы привлечения иностранных инвестиций

Основные формы и виды привлечения иностранных инвестиций

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой объектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: гранта — безвозмездной передаче стране-получателю технической помощи и займа — передаче технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и на инвестиционные проекты, необходимые для решения, прежде всего, социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости, представляющие собой в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида — прямые и портфельные. Прямые инвестиции — вложения иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложения финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги. При выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать: международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности; получение зарубежных кредитов; получение иностранного оборудования на основе лизинга; получение кредитов на компенсационной основе; привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе, путем продажи иностранным инвесторам акций; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора без создания юридического лица; привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции; создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все перечисленные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь в решении проблем структурных, отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны. Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами. Сотрудничество в первых четырех формах не связано с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но оно часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т. д

Разные формы кредита означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. Остальные формы сотрудничества, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала, позволяют сочетать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая, к тому же, не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции . Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели и политика привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

На современном уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности наблюдается усиление роста прямых иностранных инвестиций, темпы которых обгоняют темпы роста международной торговли.

Потенциально казахстанская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков. Среди них — богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие неиспользованных производственных мощностей.

На сегодняшний день Казахстан занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. О благоприятном инвестиционном климате свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По данным Национального Банка Республики Казахстан за период с 1993 года по 2008 год в казахстанскую экономику привлечено около 89,7 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций . В структуре валового притока иностранных прямых инвестиций по странам доминировали Нидерланды (22,0%, США (10,4%), Великобритания (9,1%), Франция (6,1%), Каймановы острова (Британские) – 4,9%, и Канада (4,8%). Валовые поступления ПИИ из стран СНГ составили 887,3 млн. долл. В структуре валового притока ПИИ по видам деятельности основное вложение прямых инвестиций осуществлялось в операции с недвижимым имуществом – 40 % от суммы валовых поступлений ПИИ, в горнодобывающую промышленность – 15 %, в финансовую деятельность – 11 %, в обрабатывающую деятельность – 9 %. Казахстан включен в список 25 наиболее инвестиционно — привлекательных стран согласно рейтингу международно-признанной консалтинговой компании AT Kearney. Существуют три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана. Первое — это бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью. Второе — это наличие богатых природных и минеральных ресурсов. Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам потребительский рынок почти в полмиллиарда человек, то есть рынки центральноазиатского региона, России и Китая.

1.Чураков Ю. Возможности привлечения иностранного капитала// Экономист.2000г

2.Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. — Алматы, 1998.

3.Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. – Москва: Финансы и статистика

4.Нурсеитов А. Инвестиционный климат Казахстана: состояние и перспективы развития // Аль-Пари.

Формы привлечения иностранных инвестиций

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска — на банк и затем — на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Читайте также  Иностранные инвестиции в экономике киргизии

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант — безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа — передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции — вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • — создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • — создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • — создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • — ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • — ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • — создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Читайте также  Виды предприятий с иностранными инвестициями

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории — концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ — от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства — погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Формы привлечения иностранных инвестиций и их особенности

В последние десятилетия в системе мировых хозяйственных связей все большее значение приобретает движение прямых инвестиций. Сегодня рынок иностранных инвестиций представлен разнообразными формами:

¦ соглашения о поручительской переработке сырья на давальческой основе и сборка готовых изделий из деталей и узлов заказчика;

¦ проекты на компенсационной основе;

¦ создание совместного предприятия;

¦ создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

¦ соглашения о передаче предприятия под управление;

¦ соглашения под возвращаемый залог;

¦ соглашения о разделе продукции.

Все эти формы являются традиционными и хорошо освоенными в теории и на практике. Наибольший интерес представляют новые формы иностранных инвестиций, которые хоть и использовались еще в 50-х гг. XX в., однако широкое распространение получили лишь в последнее десятилетие. К ним относят проектное финансирование. В его структуре выделяют государственно-частное партнерство (ГЧП) и договор концессии[26, с. 6].

Можно выделить следующие отличительные особенности проектного финансирования от традиционного кредитования[20]:

  • · В проектном финансировании инвестиционного проекта принимают участие не только банки, но и еще несколько финансовых и коммерческих структур: лизинговые компании, инновационные фонды, коммерческие фирмы, сами промышленные компании — соискатели заемных ресурсов. Банк выдает кредит заемщику без права регресса, т.е. участвует в сделке по реализации инвестиционного проекта не столько как кредитор, а как предприниматель. В случае реализации такого проекта банк получает, как правило, долю прибыли, а не процент за пользование кредитом. Иногда такие взаимоотношения с соискателем инвестиций оформляются в виде получении банком доли акций предприятия, которые позволяют банку контролировать весь перечень вопросов, связанных с инвестиционным проектом: от разработки до его реализации.
  • · Одним из методов управления инвестиционными рисками при проектном финансировании является распределение реализации указанных рисков между всеми участниками проекта. Риски распределяются в зависимости от тех функций, которые участник выполняет. В ходе реализации проекта, на разных стадиях проектного цикла они обычно меняются.
  • · В реализации проекта обычно принимает участие большое количество участников: 1) спонсоры проекта; 2) проектная компания; 3) кредиторы (банк); 4) консультанты; 5) подрядчики; 6) поставщики оборудования, сырья, материалов; 7) страховые компании и банки-гаранты; 8) институциональные инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг; 9) покупатели товаров и услуг, производимых на объекте инвестиционной деятельности, и др.

Для координации такого количества участников проекта создается управляющая структура (проектная компания) или консорциум, которая выполняет роль единого расчетного центра и через которую проходят все финансовые потоки. Получение всех видов кредитов и платежей, связанных с реализацией проекта, отражается на балансе проектной компании, а не на балансе ее учредителей. Такой метод финансирования носит название «вне баланса».

В связи с тем, что реализация крупного проекта происходит в течение нескольких лет и сопровождается рисками, соразмерными его стоимости, участники проекта для снижения указанных рисков прибегают к созданию компании, выполняющей контрольно-ревизионные функции. Контролирующая компания осуществляет оперативный контроль над проектной компанией.

Реализации бизнесом совместно с государством социально и экономически значимых проектов является проявлением его социальной ответственности. Взаимодействие органов государственной власти и бизнеса рассматривается как необходимое условие развития рыночной экономики, и в ходе институционализации стало носить характер партнерства государства и частных предпринимателей, получив название государственно-частного партнерства[27].

Государственно-частным партнерством принято называть достаточно широкий спектр бизнес-моделей и отношений. В самом общем смысле этот термин применяется при любом использовании ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. При этом привлекаемые из частного сектора ресурсы могут быть разными — и капитал, и ноу-хау, и опыт менеджеров.

Читайте также  Как собрать инвестиции для бизнеса

Особенности сделок государственно-частного партнерства:

  • 1. наличие институциональной составляющей сотрудничества — договора, определяющего цели, направления и принципы отношений власти и бизнеса в той или иной сфере;
  • 2. в ГЧП данный обмен проявляется в передаче бизнесу части полномочий государственного управления теми или иными объектами в ответ на инвестиции и другие формы помощи от частных компаний;
  • 3. ГЧП ограничены определенными секторами взаимодействия, которыми выступают жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, энергетика, культура, разработка высоких технологий и т.д.;
  • 4. неиерархический характер ГЧП. В рамках партнерства власти и бизнеса неиерархичность выражается в том, что они являются отношениями, основанными на паритете, равенстве прав и ответственности участников друг перед другом и перед законом;
  • 5. наличие особой культуры консенсуса, когда государство и бизнес, не вмешиваясь в сферы автономной компетенции, способны на конструктивной и доверительной основе достигать согласия по поводу средств и результатов сотрудничества;
  • 6. партнеры должны быть готовы отказаться от определенной доли контроля над ситуацией, что влечет как риски, так и выгоды;
  • 7. партнерства предполагают взаимный обмен ресурсами и разделение ответственности, а не однонаправленный поток. При этом под ресурсами понимаются не только материальные или денежные средства, а также знания, навыки, доверие аудитории и др.

При осуществлении партнерства государственные органы исполнительной власти обычно выступают в качестве инициатора программ, финансирующей стороны, государственного заказчика, а также структур, образующих государственные учреждения, предприятия, фонды и организации смешанных форм собственности.

Разнообразие форм, механизмов и сфер применения государственно-частного партнерства делают его универсальным инструментом для решения целого ряда долгосрочных задач — от создания и развития инфраструктуры до разработки и адаптации новых перспективных технологий и видов услуг.

Фирмы государственно-частного партнерства можно классифицировать по разным признакам, но наиболее распространенным критерием является признак сфер реализации данных отношений власти и бизнеса. Традиционно рассматривается ГЧП в сфере экономики и государственного управления.

Наиболее распространенными формами государственно-частного партнерстваявляются:

  • 1. арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату;
  • 2. соглашения о разделе продукции— форма ГЧП, в соответствии с которой государство предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела;
  • 3. совместные предприятияГЧП реализуются, как правило, в проектах городской сферы. Управление в данном случае принадлежит как государству, так и частному сектору, обе стороны предоставляют ресурсы, а риски, доходы и издержки распределяются между сторонами. Данный вид государственно-частного партнерства часто называют истинным, при котором государство и частный сектор объединяют свои ресурсы и генерируют общую прибыль, будучи акционерами совместной компании.

Цели деятельности сторон не всегда совпадают. Так, например, частный сектор может быть заинтересован в коммерческой отдаче инвестиций, в то время как государство отвечает за поступления в госбюджет. При этом усилия сторон направлены на общую цель — создание инфраструктурного объекта.

4) концессия предполагает систему отношений между государством (концедентом), с одной стороны, и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), с другой стороны, возникающую в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства[26, с. 13].

Слово «концессия» происходит от лат.concession— разрешение, означает уступку, соглашение, послабление, скидку и относится к числу экономических категорий, которые имеют множество различных трактовок. По договору концессии может передаваться предприятие, вид деятельности, право на оказание услуги. Иногда под концессией понимается сам концессионный договор или контракт[10].

Характерные признаки договоров концессии:

¦ концессии носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности;

¦ в концессиях частный сектор обладает полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий;

¦ у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов;

¦ государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

Можно выделить следующие наиболее распространенные типы договоров концессии[26, с. 15]:

¦ BOOT-contracts (build-own-operate-transfer) — контракты на строительство — владение — управление — передачу прав собственности. Проектная компания создает объект, владеет и управляет им на протяжении определенного периода времени, получая прибыль, а по истечении договора права собственности на объект передаются обратно государственному сектору. Например, проектная компания может построить электростанцию, владеть ею 20 лет, в течение которых произведенная энергия будет продаваться на основании договора на покупку, а по истечении этого периода права собственности будут переданы государству;

¦ ВОТ-contracts (build-operate-transfer)— контракты на строительство — управление — передачу прав собственности. В этом случае проектная компания не имеет прав собственности на активы, используемые для обеспечения проектных услуг, однако она создает проект и имеет право получать прибыль от управления;

¦ BTO-contracts (build-transfer-operate) — контракты на строительство — передачу прав собственности — управление. Практически то же, что и ВОТ-контракт, за исключением того, что государственный сектор не имеет прав собственности, пока строительство не завершено;

¦ BOO-contracts (build-own-operate) — контракты на строительство — владение — управление. Это проекты, в которых права собственности на проект остаются в проектной компании в течение всего срока жизни проекта, например, частная электростанция или сеть мобильной связи. Следовательно, проектная компания получает прибыль от любой остаточной стоимости проекта.

Способом привлечения портфельных иностранных инвестиций является размещение за рубежом облигаций (государственных и частных), небольших пакетов акций предприятий (без права управления предприятием) и их суррогатов, а также средства от продажи аналогичных ценных бумаг нерезидентам, т.е. иностранным юридическим и физическим лицам внутри страны. С помощью иностранных портфельных инвестиций решаются в основном финансовые задачи[5, с. 95].

Каждая из форм наполнена конкретными механизмами и инструментами, являющимися содержательной частью правовых, финансовых, налоговых, таможенных, экономических, организационных, управленческих и иных отношений.

Таким образом, следует отметить, что государственно-частное партнерство представляет собой сотрудничество между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Основными формами государственно-частных партнерств являются договор концессии, совместные предприятия в рамках государственно-частных партнерств, соглашения о разделе продукции.

Подводя итоги, следует отметить, что понятие «проектное финансирование» не эквивалентно понятию «финансирование проекта», а является одним из способов осуществления финансирования проекта. Однако его стоит рассматривать отдельно от традиционных вариантов финансирования, таких как кредитование, лизинг и т.п. Их объединяет то, что финансируется не конкретный проект, а компания, инициировавшая его реализацию. Проектное финансирование же предполагает обеспечение средствами непосредственно проекта, а не компании, выступившей его инициатором. Источником средств становится денежный поток, генерируемый исключительно данным проектом, а обеспечением финансирования в общем случае являются только те активы, которые были приобретены для его реализации. В этом и заключается основное отличие проектного финансирования от других его видов.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3015.htm, http://vuzlit.ru/91068/formy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy, http://studwood.ru/1423719/ekonomika/formy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_osobennosti

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто