- Прямые иностранные инвестиции
- Прямые иностранные инвестиции
- Роль прямых иностранных инвестиций
- Причины прямых инвестиций
- Масштабы и географическое распределение ПИИ
- Государственное и международное регулирование ПИИ
- Государственное регулирование ПИИ
- Международное регулирование ПИИ
- 57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
- Прямые иностранные инвестиции
- Сущность прямых иностранных инвестиций
Прямые иностранные инвестиции
Прямые иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.
Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:
- дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
- ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
- филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.
Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.
Роль прямых иностранных инвестиций
Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.
Причины прямых инвестиций
ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.
Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Масштабы и географическое распределение ПИИ
ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.
Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).
В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.
Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.
Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.
Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.
Государственное и международное регулирование ПИИ
Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.
Государственное регулирование ПИИ
Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.
Государственное стимулирование ПИИ включает:
1. Предоставление государственных гарантий
В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.
В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.
2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.
3. Страхование зарубежных инвестиций
4. Урегулирование инвестиционных споров
5. Исключение двойного налогообложения
Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.
Международное регулирование ПИИ
Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.
Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.
Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.
При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).
57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
ПИИ – такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-хозяина), размещает свои активы в другой стране (стране-реципиенте), при условии получения (сохранения) контроля за этими активами. Осуществление прямого инвестирования может проходить в виде следующих операций:
Приобретение компанией из страны-хозяина доли в компании в стране-реципиенте;
Передача капитала (акций) от материнской компании в стране-хозяине в дочерние компании в стране-реципиенте;
Реинвестирование прибыли дочерних компаний
Предоставление долгосрочных и краткосрочных займов материнской компанией своей дочерней компании в стране-реципиенте.
Прямые инвестиции делятся на две группы:
трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, т.е. тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране. Цель — минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
больший срок капиталовложений, что предпочтительнее для стран-импортеров иностранного капитала.
основной чертой прямых иностранных инвестиций является то, что они осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на предприятие. Это отличает прямые иностранные инвестиции от портфельных (покупка акций, паев, составляющих менее 10% в уставном (складочном) капитале организации, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг) и прочих (торговые кредиты и т.п.).
Прямые иностранные инвестиции – это инвестиции, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им.
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
1 привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
2 регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
3 привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью.
Иностранные инвесторы в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:
1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений.
2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего — в торговле, строительстве и сфере услуг.
3. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал.
Инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).
Чтобы добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно, очевидно, путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций.
создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах.
четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
введение частной собственности на землю;
создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции
Сущность прямых иностранных инвестиций
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) занимают особое место среди форм международного движения капитала. Это обусловлено двумя основными причинами:
§ прямые иностранные инвестиции — это реальные инвестиции, которые, в отличие от портфельных, не является чисто финансовыми актами, шо выражены в национальной валюте. Они осуществляются в предприятия, землю и другие капитальные товары;
§ прямые иностранные инвестиции, в отличие от портфельных, обычно обеспечивают управленческий контроль над объектом, в который инвестировано капитал.
К возникновению транснациональных корпораций (ТНК) все частные иностранные инвестиции были в основном «портфельными». С появлением ТНК (т.е. предприятий, являющихся собственниками или контролируют производство товаров и услуг за пределами страны, в которой они базируются) часть международного движения капитала принимает форму ПИИ.
ПИИ — это разновидность иностранных инвестиций, предназначенных для производства и обеспечения контроля за деятельностью предприятий благодаря владению контрольным пакетом акций. Пропорция, которая определяет подконтрольность, неодинакова в разных странах. В США формально признается прямым зарубежным инвестированием любое вложение капитала, если инвестор масс или получает 10% собственности. ПИИ охватывают все виды инвестирования — то приобретение новых акций, или простое кредитование, только инвестируя фирма имела более 10% акций зарубежной фирмы. Доля участия в акционерном капитале компании может быть получена и в обмен на технологию, квалифицированные кадры, рынки.
Собственность инвестора (полная или частичная) и его контроль над зарубежным предприятием, которое становится частью организационной структуры ТНК как ее филиал или дочернее общество — главное отличие ПИИ от других видов инвестирования.
Характерной чертой ПИИ можно считать и преобладание уровня продаж продукции, произведенной за рубежом с помощью ИИ, над продажами отечественной продукции в ви1 виде товарного экспорта.
Факторами, которые активно влияют на рост ПИИ и обусловливают опережающие темпы роста ПИИ по сравнению с темпами роста мировой торговли (а также ВВП промышленно развитых стран), являются: интеграция производства, эволюция его в сторону создания международной продукции; возрастающая роль ТНК; экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на поддержание темпов экономического роста и уровня занятости; стремление развивающихся стран и стран с переходной экономикой преодолеть кризисное состояние экономики и социальной сферы; экологические факторы, побуждающие развитые страны переводить вредное производство в развивающиеся страны. При участии в ПИИ правительства дополнительным мотивом может быть достижение определенных политических целей: обеспечение стратегическими ресурсами, расширение сферы своего влияния со стороны правительства.
Прямые иностранные инвестиции составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Они позволяют транснациональным корпорациям использовать предприятия в зарубежных странах для производства и сбыта продукции и быстро распространять новые товары и новые технологии в международном масштабе, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Для них ИИ мотивированы в конечном итоге прибылью.
Чтобы понять возможность получения этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике основных групп факторов, побуждающих к ПИИ. Это — маркетинговые факторы, торговые ограничения, стоимостные факторы, инвестиционный климат.
Маркетинговые факторы являются основными в росте ИИ. ТНК потребует расширения рынка для поддержания или увеличения своих продаж. Однако даже достаточно емкий внутренний рынок устанавливает пределы роста. Ограниченность продуктовой диверсификации размерами внутреннего рынка делает необходимым географическую диверсификацию производства: организацию производства за рубежом, приобретение зарубежных фирм, установление контроля над ними.
Торговые ограничения. ИИ позволяют фирмам обойти торговые барьеры и функционировать за рубежом как местные фирмы, а подпадая под таможенные платежи, тарифы или другие импортные ограничения. Объемы американских инвестиций в Канаду не были бы такими большими, если бы канадское правительство не создал торговых барьеров для поддержки местной промышленности.
В дополнение к барьеров, которые создает правительство, ограничения могут создавать покупатели готовы потреблять местные товары и услуги, а также как результат националистических тенденций или как следствие существующих культурных особенностей Более того, часто местные покупатели желают покупать товары и услуги в тех, кто заслуживает их доверия, то есть у отечественных производителей. Для некоторых продуктов эффект страны происхождения может заставить фирму основать завод в стране потребителей с тем, чтобы создать положительный стереотип качества продукта.
Стоимостные факторы. Обслуживаемые рынки находятся на значительном расстоянии и ограничены высокими тарифными барьерами, создают много препятствий для возможностей экспортеров на зарубежных рынках. Многие из промышленных транснациональных корпораций учреждают производство за рубежом для получения преимуществ в расходах по таким статьям, как труд и сырье. Так, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности «стоит» в 4 раза больше тайваньского, в 9 — от бразильского, в 54 — от русского. Многие из американских филиалов поставляют своим американским материнским компаниям факторы и компоненты, имеющие низкую стоимость.
Прямые иностранные инвестиции осуществляются не только горизонтально, то есть фирмами, покупают или учреждают аналогичные фирмы за рубежом, но и вертикально. Некоторые фирмы видят привлекательность ИИ в том, что они позволяют повысить надежность источников сырьем и прочими промежуточными продуктами (полуфабрикатами). Вертикальная интеграция увеличивает надежность поставок и может привести к сокращению эксплуатационных расходов и обеспечить контроль за товаропотоками через границы в сложной мировой системе распределения.
Инвестиционный климат. ПИИ, по определению, позволяют осуществлять контроль за деятельностью предприятия. Однако контроль может быть бесполезным за неблагоприятных условий «окружающей среды», даже если фирма владеет филиалом на 100%. Реальность обеспечения контроля, а значит и доходность ПИИ зависит от наличия в стране надлежащего инвестиционного климата — совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых условий, которые определяют степень риска инвестиций и их прибыльность.
Общее отношение в мире к зарубежным инвестициям и к их последующего развития может быть определено как двойственное. Признавая выгодность ПИИ в краткосрочном плане, почти все страны, опасаясь подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и суверенитета страны, ограничивают иностранную собственность в ключевых секторах экономики.
Дискриминация по отношению к ПИИ может осуществляться в форме увеличения налогов; ценового контроля или мероприятий, направленных персонально на иностранные фирмы (частичная национализация, местное законодательство, ограничения перевода денег (платежей), экспортные правила и ограничения эмиграции рабочей силы).
Инвестиционный климат определяется также валютными рисками. Это выражается обычно в возникновении рисков, связанных с переводом и оборотом иностранной валюты.
Структуру основных факторов прямых иностранных инвестиций можно представить следующим образом.
Основные факторы прямых иностранных инвестиций
3. Стремление удержать долю рынка.
4. Стремление добиться успеха в экспорте материнской компании.
5. Необходимость поддерживать тесные контакты с покупателями.
6. Неудовлетворенность существующим состоянием рынка.
7. Экспортная база.
8. Следование за покупателями.
9. Следование за конкуренции.
1. Торговые барьеры.
2. Предоставление местными покупателями преимущества отечественным продуктам.
1. Стремление быть ближе к источникам снабжения.
2. Наличие трудовых ресурсов.
3. Наличие сырья.
4. Наличие капитала и технологий.
5. Низкая стоимость труда.
6. Низкая стоимость других издержек производства.
7. Низкие транспортные расходы.
8. Финансовые и другие стимулы со стороны правительства.
9. Более благоприятные уровни цен.
1. Общее отношение к иностранным инвестициям.
2. 2 Политическая стабильность.
3. Ограничение на собственность.
4. Регулирование валютных курсов.
5. Стабильность иностранной валюте.
6. Структура налогов.
7. Хорошее знание страны
1. Ожидание высоких прибылей.
Указанные факторы ПИИ конкретизируются при выработке инвестиционной политики с помощью системы индикаторов, которая включает около 340 показателей и более 100 оценок экспертов в экономической, юридической, технической, социальной и других областях.
Данные анализа создают 10 основных факторов, позволяющих оценить потенциальные возможности страны как принимающей ПИИ или так называемый конкурентный потенциал страны. Эти факторы включают:
§ динамику экономики (экономического потенциала);
§ производственную мощность промышленности;
§ финансовую помощь со стороны правительства;
§ ориентацию на внешний рынок (экспортные возможности);
Каждый из перечисленных 10 факторов включает в себя систему конкретных показателей. Например, при оценке человеческого капитала швейцарские эксперты предложили использовать 36 показателей, которые включают: численность населения и его динамику; общий уровень безработицы; миграцию рабочей силы в целом, в том числе высококвалифицированной; уровень профессиональной подготовки; мотивацию наемных работников и их мобильность; менеджмент и его профессиональную адаптацию; уровень заработной платы; государственные расходы на образование на душу населения; уровень рабочей силы с высшим образованием; выпуск периодических изданий; систему здравоохранения и тому подобное.
На практике большинство решений о прямых иностранных инвестициях основываются на многочисленных мотивах, учитывают многочисленные факторы. Политические мотивы инвестирования редко отделены от экономических.
Исходя из данных экспертных оценок, благоприятные условия для ПИИ имеют такие страны: США, Канада, Германия, Швейцария, а также Азиатско-Тихооксанськи ПИК.
Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://studfiles.net/preview/2554468/page:57/, http://studbooks.net/9078/ekonomika/pryamye_inostrannye_investitsii
Источник: