Особенности привлечения инвестиций в экономику

Особенности привлечения иностранных инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования инвестиционных проектов сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране. Это не способствует притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику. В настоящее время доля иностранных инвестиций в общем объеме составляет не более 1,8 % при целесообразном размере этой доли на уровне 10 %. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

— освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;

— продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

— содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;

— содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организаций производства;

— освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

— содействие развитию производственной инфраструктуры.

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:

— инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и Международных финансовых институтов;

— инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

— инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственные, корпоративных и институциональных эмитентов; иностранные кредиты;

— лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

— финансовые кредиты российским предприятиям. Наиболее распространенной формой являются инвестиции в акционерный капитал предприятий и государственные и корпоративные ценные бумаги. Существуют определенные ограничения на инвестирование средств иностранных инвесторов-нерезидентов в государственные ценные бумага.

Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг, утвержденное приказом Центрального банка России, установило правила проведения операций, связанных с инвестированием средств нерезидентами на внутренний рынок следующих российских государственных ценных бумаг:

— государственных краткосрочных облигаций; федеральных займов с переменным купоном; федеральных займов с постоянным доходом. Нерезиденты вправе производить инвестирование в государственные ценные бумаги в случае, если Министерством финансов РФ при принятии решения о выпуске соответствующих облигации не установлены ограничения на их потенциальных владельцев-нерезидентов.

Нерезиденты обязаны открывать в российских уполномоченных банках счета типа «С» в валюте РФ, за счет остатков на которых они имеют право приобретать эти государственные ценные бумаги.

В развитие инвестиций иностранных инвесторов в акционерный капитал принята форма инвестиционного соглашения как еще одна из форм привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Инвестиционные соглашения заключаются с учетом потребностей внутреннего рынка и необходимости увеличения экспортного потенциала РФ.

Сторонами инвестиционного соглашения являются с российской стороны — Минэкономразвития России; с иностранной стороны — иностранная компания, сделавшая вклад в уставный капитал российской коммерческой организации в сумме, эквивалентной не менее 10 млн долл. США, и осуществляющая прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн долл. США. Инвестиционное соглашение предусматривает осуществление инвестиционного проекта силами иностранного инвестора и российской коммерческой организации, учредителем которой он является, обеспечивает подготовку проектно-сметной документации, заключение договоров на подрядные работы, финансирование и технический надзор за ходом осуществления инвестиционного проекта в сроки, установленные инвестиционным соглашением.

Основными типами иностранных инвесторов, вкладывающих средства в акционерный капитал отечественных предприятий, являются:

— частные инвестиционные фонды, чаще всего в виде паевых инвестиционных фондов, основной интерес инвестора — игра на курсовых разница стоимости ценных бумаг;

— венчурные фонды Европейского банка реконструкции и развития, вкладывающие средства в акционерный капитал в основном в перспективные средние и мелкие предприятия, финансовый интерес — курсовые разницы стоимости ценных бумаг;

— межправительственные организации, вкладывающие средства в российские предприятия;

— промышленные компании (стратегические инвесторы), заинтересованные в развитии собственного бизнеса, в расширении рынка сбыта.

Читайте также  Комитет по инвестициям республики татарстан

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего предназначены капитальные вложения?

2. По каким признакам различаются капитальные вложения?

3. Перечислите источники обеспечения капитальных вложений.

4. Что такое инвестиция?

5. Назовите виды инвестиций, отличительные черты.

6. Охарактеризуйте направления инвестиционной политики государства.

7. Охарактеризуйте методы оценки эффективности инвестиций.

Особенности привлечения инвестиций в экономику

Библиографическая ссылка на статью:
Прохоров А.Ю. Особенности привлечения инвестиций в экономику региона. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3627 (дата обращения: 23.09.2018).

Вопрос развития экономики региона всегда связан с привлечением капитала, безусловно данный вопрос находит несколько вариантов решения в виде привлечения средств инвесторов, получения субсидий, субвенций, дотаций или целевого финансирования из государственного бюджета, но степень самостоятельности региональной экономики характеризуется именно наличием и объемом инвестиционных потоков, а вопрос привлечения инвесторов, безусловно, является актуальным. В условиях стабильности экономической системы и перспективности проекта, как с позиций короткого срока окупаемости, так и высокой финансовой отдачи сложность поиска потенциального инвестора сведена к минимуму. В реальных условиях далеко не все проекты могут отвечать данным характеристикам, соответственно задача поиска потенциально инвестора усложняется, т.к. любой инвестор в процессе финансирования проекта сталкивается с рядом рисков. Разумеется, существуют методы снижения финансовых потерь в виде отказа от рискового проекта, что отнюдь не способствует его осуществлению, и передачи риска, например путем страхования, но в этом случае уменьшаются альтернативные выгоды от проекта. Существует, конечно, вариант диверсификации, т.е. снижение риска за счет подбора инвестиционных проектов методом комбинирования, когда достигается определенная взаимозависимость динамики доходов и приемлемый уровень риска, но и этот вариант предполагает либо поиск большего числа инвесторов, либо сокращение финансовых средств на реализацию проекта. На основании вышеизложенного, становится вполне очевидной необходимость в создании или подборе действенных методов стимулирования инвесторов.

Собственно говоря, при разработке методов стимулирования необходимо учесть, что по источникам возникновения инвестиционные риски можно разделить на риски связанные с уровнем развития экономической системы (например: уровень концентрации предприятий в рыночном сегменте, конкуренция в отрасли и прочие, т.е. факторы, имеющие рыночный характер и на которые инвестор может оказать влияние посредством размера финансирования, компетенции команды осуществляющей коммерциализацию проекта) и риски, где влияние инвестора отсутствует (например: цикличность развития экономических систем в целом, налоговое законодательство, величина платежеспособного спроса и т.п.). Соответственно и воздействие на конкретную группу инвестиционных рисков с целью создания стимулов для инвестиционной деятельности должно быть дифференцированным.

Говоря о рисках связанные с уровнем развития экономической системы, необходимо определить какие механизмы регулирования доминируют – рыночные или административные, соответственно, рыночные механизмы предполагают развитую конкуренцию и тенденцию к самоорганизации, что не предполагает создание льготных условий для инвесторов, базируясь на использовании административного ресурса, но в тоже время позволяет более эффективно распределять имеющиеся ресурсы и тщательно прорабатывать проекты коммерциализации, т.е. рыночная экономика предполагает преимущественно финансовые методы стимулирования. Несмотря на имеющиеся возможности для инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики потенциальный инвестор сталкивается с такими видами риска как:

1. Операционный инвестиционный риск, связанный с вероятностью финансовых потерь ввиду технических сбоев и ошибок при реализации проекта, аварийных ситуаций, а также наличия человеческого фактора.

2. Функциональный инвестиционный риск, определяется вероятностью финансовых потерь ввиду ошибок, допущенных в процессе формирования и управления инвестиционным портфелем.

3. Альтернативный инвестиционный риск, связан с вероятностью неоптимального выбора объекта инвестирования по отношению к другим возможным вариантам инвестирования, а также вероятностью сокращения финансовых выгод в результате неосуществления каких-либо действий по коммерциализации проекта.

4. Инновационный риск – риск инвестиционных потерь, связанных с тем, что инновация, на разработку которой могут быть затрачены значительные финансовые средства, не окупится или не будет реализована в целом.

Приведенная классификация не является исчерпывающей в силу дифференцированности экономико-отраслевых условий для реализаций конкретного проекта, но отражает риск инвестиционных вложений в условиях рыночной экономики, также необходимо иметь ввиду, что инвестиционные риски могут коррелировать между собой, соответственно задача привлечения инвестиционных ресурсов потребует не просто сокращения какого-либо риска, а нахождение оптимума для сбалансированности системы.

Читайте также  Прямые и приоритетные иностранные инвестиции

Таким образом, можно сделать вывод, что успех коммерциализации проекта в условиях рыночной экономики будет определяться не только возможными финансовыми стимулами, но и во многом корректным технико-экономическим обоснованием и прогнозированием проекта с принятием упреждающих мер корректировки.

Необходимо отметить, что наибольшие опасения у потенциального инвестора вызывается не уровень концентрации в рыночном сегменте или уровень конкуренции, свойственные для рыночной экономики, а особенности переходной экономики, такие как: асимметричность информации, неразвитость банковского сектора, нестабильность политического курса, колебания и нестабильность экономической системы, вот здесь как раз и проявляется вся необходимость в административном регулировании, в создании внерыночных стимулов и прочих льгот для инвестируемого капитала, соответственно создание методов преодоления вышеизложенных групп инвестиционных рисков наиболее сложно для промышленно неразвитых регионов и регионов с переходной экономикой.

Государственное вмешательство в рыночные процессы характеризуется предоставлением льготных условий за счет административного ресурса, для снижения группы инвестиционных рисков на которые инвестор повлиять не может. Собственно говоря, государственное вмешательство может быть представлено не только налогово-правовым регулированием, но и прямым воздействием на административные барьеры и давлением на рынок, но данные формы идут вразрез с политикой формирования и становления рыночной экономики, соответственно наибольший интерес представляет не прямое воздействие, а создание условий для привлечения инвестиционного капитала.

Политика стимулирования инвесторов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в основном направлена на использование фискальных и налоговых методов стимулирования. Цель таких методов заключается в экономической реструктуризации и экономическом росте за счет притока внешних и внутренних ресурсов. К таким методам можно отнести:

1. Налоговые каникулы – весьма привлекательный вариант для инвестора, но сокращает поступление налоговых поступлений в бюджет;

2. Инвестиционные субсидии являются разновидностью налоговых кредитов, но вопрос их предоставления является неоднозначным в силу риска для бюджета в виде отрицательной бюджетной эффективности, в случае неэффективности предприятия которому подобные субсидии были предоставлены;

3. Инвестиционные скидки используются для привлечения капитала в отрасль в той или иной желательной форме, и имеет форму снижения налогообложения прибыли, разумеется, и данный метод влечет сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, но по сравнению с двумя вышеизложенными методами альтернативные финансовые потери будут ниже.

4. Ускоренная амортизация. По сравнению с обычной амортизацией при ускоренной амортизации большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Таким образом, преимуществом использования данного метода для государства является: отсутствие жесткой привязанности метода к размеру налоговых поступлений (как у вышеизложенных) и реструктуризация производства за счет мотивации к обновлению основных фондов.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что риски, с которыми сталкивается потенциальный инвестор весьма дифференцированы и преодолеть их с помощью только рыночных или только административных рычагов воздействия не представляется возможным. Разумеется, рыночный путь становления экономики является приоритетным, но отсутствие регулирования со стороны государства затрудняет вопрос формирования благоприятного инвестиционного климата. По нашему мнению, создание географических зон с особым юридическим и экономическим статусом, является одним из оптимальных сочетаний финансовых и административных стимулов в целях привлечения потенциальных инвесторов, в том числе и зарубежных, что, несомненно, будет способствовать развитию и модернизации экономической системы, а также концентрации капитала.

Особенности инвестирования в российскую экономику

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Политика Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, так как это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

Читайте также  Технологии управления проектами и инвестициями

Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, «что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов». [1 c.52-64]

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность).

В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться:

· путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

· путем приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

· путем приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

· путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением находящихся в государственной монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов — имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами: [7 с.345]

· приостановить возникший упадок промышленного производства в стране, из-за проведения непродуманных темпов рыночных реформ;

· нестабильность в динамике производства по некоторым видам экономической деятельности в Российской Федерации (таб. № 2 в%) [9 c.376] ;

Источники: http://mylektsii.ru/7-30785.html, http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3627, http://studbooks.net/1954362/ekonomika/osobennosti_investirovaniya_rossiyskuyu_ekonomiku

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто