Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Приоритетный инвестиционный проект
Приоритетный инвестиционный проект — это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ. [1]
Приоритетный инвестиционный проект — проект, общий объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства России, включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ. [2]
Приоритетные инвестиционные проекты требующие государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти. Федеральные инвестиционные программы призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других неотложных проблем, которые невозможно разрешить за счет иных источников финансирования. [3]
Приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля ( вклад) иностранных инвесторов в уставном ( складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. [4]
Приоритетный инвестиционный проект — это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства, включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ. [5]
Отличие определений приоритетного инвестиционного проекта , содержащихся в указанных выше законах, очевидно. Закон Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений не содержит никаких конкретных параметров, которым должен соответствовать приоритетный инвестиционный проект для того, чтобы получить режим гарантий сохранения налогового режима, кроме решения Правительства РФ. [6]
Поэтому начинать осуществление приоритетных инвестиционных проектов по совершенствованию экономики фирмы следует с обучения и переподготовки кадров — от менеджеров до рабочих. Надежная кадровая база помогает более успешно решать вопросы финансирования проектов и программ. Основной капитал в России сейчае находится у некоторых коммерческих банков, эффективных частных предприятий, дельцов теневой экономики, а также иностранных инвесторов, работающих преимущественно в сфере обращения, поскольку их отпугивают политическая нестабильность, круговерть законов и большой коммерческий риск. Живые деньги есть также у части населения, которое готово вкладывать их в строительство жилых домов, надежные ценные бумаги, но нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими проектами. [7]
Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта , то такие новые федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Согласно пункту 3 данного Закона, стабильность налогового режима для инвестора, реализующего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости, но не более семи лет со дня начала его финансирования. Дифференциацию сроков окупаемости инвестиционных проектов исходя из их видов устанавливает Правительство РФ. Таким образом инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, гарантируется иммунитет от изменения налогового законодательства. [8]
Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов. [9]
В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима, указанных в пункте 2 настоящей статьи. [10]
Федеральной целевой программой Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года определены приоритетные инвестиционные проекты , требующие больших объемов финансирования, в том числе за счет привлечения внебюджетных источников — 105 8 млрд рублей. Кроме того, в 2007 г. будет отмечаться 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России, в соответствии с Планом подготовки к которому объем средств, необходимый для выполнения мероприятий, составляет 43 7 млрд руб., в том числе за счет привлечения внебюджетных источников финансирования — 21 3 млрд рублей. [11]
Федеральной целевой программой Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года определены приоритетные инвестиционные проекты , требующие больших объемов финансирования, в том числе за счет привлечения внебюджетных источников — 105 8 млрд рублей. Кроме того, в 2007 г. будет отмечаться 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России, в соответствии с планом подготовки к которому объем средств, необходимый для выполнения мероприятий, составляет 43 7 млрд руб., в том числе за счет привлечения внебюджетных источников финансирования — 21 3 млрд рублей. [12]
В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу Федерального закона Об иностранных инвестициях в Российской Федерации), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ принимает решение о продлении для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия гарантий. [13]
В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия условий и режима, указанных в пункте 1 настоящей статьи. [14]
Законодательство об инвестиционной деятельности в России предусматривает положение о гарантиях сохранения налогового режима для приоритетных инвестиционных проектов и закрепление за Правительством РФ полномочий по предоставлению режима иммунитета от неблагоприятных изменений налогового климата. В то же время положения указанных законов не оказывают существенного влияния на принятие рядовым инвестором инвестиционных решений, а следовательно, не имеют регулирующего действия. [15]
Приоритетный инвестиционный проект с иностранными инвестициями
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия», Россия
С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
В 2008-2013 гг. инвестиционный климат в Российской Федерации остается неблагоприятным, что сдерживает инвестиционную деятельность иностранных инвесторов. Последние явно уклоняются от создания цепочек взаимосвязанных мегаинвестиционных проектов в прорывных сегментах реального сектора экономики. ТНК крупных развитых государств не считают возможным концентрировать весомые порции инвестиций на хозяйственной территории страны.
Для разрушения серьезных препятствий на пути иностранных инвестиций требуется провести комплекс экономических, политических, социальных и правовых реформ. Глубокая модернизация всей системы общественных отношений выступает отправной точкой превращения России в один из мировых центров притяжения иностранных инновационных гиперинвестиций.
Одним из направлений улучшения инвестиционного климата выступает уточнение критериев приоритетного инвестиционного проекта с иностранными инвестициями.
Приоритетный инвестиционный проект — это инвестиционный проект, реализация которого существенно ускоряет социально-экономическое развитие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Инвестору, осуществляющему такой инвестиционный проект, может быть предоставлена дополнительная государственная поддержка.
При исследовании приоритетного инвестиционного проекта с иностранными инвестициями следует обратить повышенное внимание на вопрос о критериях проекта данной категории.
В статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ (в ред. ФЗ от 6.12.2011 №409-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [1] закреплено следующее определение. Приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, в котором суммарный объем иностранных инвестиций составляет не менее 1 млрд. руб. или минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 4.1 Закона Республики Башкортостан от 20 июня 1991 г. №ВС-6/35 (в ред. Закона РБ от 29.05.2012 №534-з) «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» [2] порядок включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов региона устанавливается Правительством Республики Башкортостан. Пунктом 2.1 статьи 2 нормативного документа «Порядок рассмотрения и поддержки приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан», утв. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 августа 2011 г. №292 (ред. Постановления Правительства РБ от 1.04.2013 №113) [3], установлено 10 требований, предъявляемых к проектам изучаемой категории. В этот перечень включен объем инвестиций в форме капитальных вложений не менее чем 100 млн. руб., внедрение передовых технологий, создание новых рабочих мест или сохранение имеющихся рабочих мест и ряд других критериев. Для инвестиционных проектов в сфере производства изделий медицинской техники и фармацевтической продукции, высоких и информационных технологий ограничений по объему инвестиций в форме капитальных вложений нет.
В статье 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2013 г. №2-РЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования иностранных инвестиций на территории Карачаево-Черкесской Республики» [4] указывается, что инвестиционный проект признается приоритетным в порядке, установленном Законом Карачаево-Черкесской Республики от 17 мая 2011 г. №23-РЗ (в ред. Закона КЧР от 15.11.2011 №64-РЗ) «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» [5]. В силу пункта 8 статьи 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17 мая 2011 г. №23-РЗ приоритетный инвестиционный проект Карачаево-Черкесской Республики — инвестиционный проект, представляющий общественные и государственные интересы, направленный на повышение качества жизни населения данного субъекта Российской Федерации, получивший статус приоритетного в порядке, установленном настоящим Законом.
В пункте 2 статьи 2 Закона Забайкальского края от 25 декабря 2012 г. №765-ЗЗК «О государственной поддержке иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края и о внесении изменения в Закон Забайкальского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» [6] перечислены 5 необходимых условий для присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного. Этот список включает следующие условия: использование современных технологий или производство новых видов продукции (работ, услуг) для Забайкальского края; решение социальных проблем, создание новых рабочих мест; минимальный объем инвестиций — 20 млн. руб.; осуществление инвестиционного проекта юридическим лицом, созданным для его реализации, или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным для его реализации; место государственной регистрации субъекта краевой государственной поддержки на территории Забайкальского края.
Сравнительный анализ норм вышеуказанных правовых актов показывает наличие заметных отличий критериев приоритетного инвестиционного проекта. При этом достаточно трудно установить уровень модернизации национальных производительных сил в результате размещения иностранных инвестиций в рамках проекта рассматриваемой категории.
Представляется, что внесение изменений и дополнений в законодательное определение критериев приоритетного инвестиционного проекта с иностранными инвестициями необходимо осуществить с позиций повышения роли инвестиционных проектов изучаемой категории в переходе к шестому технологическому укладу. В этом аспекте можно сформулировать несколько рекомендаций.
Целесообразно ввести такой критерий, как минимальная доля инвестиционных товаров инновационного характера в общем объеме выпуска в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта в отдельных производствах.
Рассматривая сформулированное предложение, хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство.
Своевременным является ориентирование иностранных инвестиций на обеспечение производства инвестиционных товаров, в которых овеществлено новое знание. Если иностранный инвестор размещает инвестиции для создания таких благ, то это сопровождается высокой организацией менеджмента, постоянным повышением квалификации наемных работников. В свою очередь насыщение внутреннего рынка передовыми средствами труда и увеличение армии креативных рабочих и служащих выступают важными предпосылками модернизации российской экономики.
Полезно начать использовать такой критерий, как минимальный уровень инновационной продукции потребительского характера в общем объеме выпуска в период срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта в ряде производств.
Вовлечение иностранных инвестиций в производство современной инновационной бытовой техники позволит заметно уменьшить зависимость национальной экономики от поставок этих товаров из-за границы.
Следует отметить, что пороговые величины предлагаемых новых критериев приоритетного инвестиционного проекта могут быть различными на федеральном и региональном уровнях.
Крупные инвестиционные проекты вносят наиболее значительный вклад в развитие экономики. Столь весомые вливания инвестиций доступны мировым стратегическим инвесторам, представленным небольшой группой сильнейших ТНК. Исходя из этого возможно установление следующего критерия в федеральном законодательстве об иностранных инвестициях — суммарного объема инвестиций не менее чем 30 млрд. руб. при реализации сверхприоритетного инвестиционного проекта.
Термин «сверхприоритетный инвестиционный проект» предстоит закрепить в региональных нормативных актах при определении критериев проекта данной категории. При этом количественный параметр такого инвестиционного проекта может быть ниже федерального уровня.
Сверхприоритетные инвестиционные проекты с иностранными инвестициями предлагается сосредоточить в производственной и социальной инфраструктуре, высокотехнологичных и наукоемких секторах обрабатывающей промышленности.
Если инвестиционный проект с иностранными инвестициями признается Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации сверхприоритетным, то на него распространяется более широкий состав и увеличенный объем государственной поддержки по сравнению с «обычным» приоритетным инвестиционным проектом.
Выполнение сформулированных рекомендаций придаст дополнительный импульс прогрессивным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации.
1.Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №28, ст.3493; 2011, №50, ст.7351.
2.Законы Республики Башкортостан, 1992, выпуск II; Республика Башкортостан, 8.06.2012.
3.Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2011, №19, ст.1483; 2013, №12, ст.507.
4.День Республики. Официальная Среда, 21.03.2013.
Приоритетный инвестиционный проект
Согласно Федеральному закону, изданному 09 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», приоритетным инвестиционным проектом считается проект общий объем иностранных инвестиций в который превышает 1 миллиард рублей или эквивалентную сумму в любой иностранной валюте.
Также согласно тому же закону приоритетным инвестиционным проектом признается коммерческая организация, с иностранным финансированием, в уставном капитале которой минимальная доля вклада иностранного инвестора составляет не менее 100 миллионов рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Другими словами приоритетный инвестиционный проект это проект, реализующий какую-либо инвестиционную либо бизнес идею и использующий в качестве источников финансирования иностранный капитал в объеме, установленном Российским законодательством.
Особенности приоритетных инвестиционных проектов в их исключительном праве на обладание и использование особых льгот и гарантий, которые им способно обеспечить государство. Такие преференции недоступны участникам других проектов.
Также согласно статье 2 ФЗ № 160 для того чтобы инвестиционный проект признали приоритетным он должен отвечать всем требованиям законодательства в части объемов и источников финансирования, а также должен быть включен в перечень таких проектов. Перечень приоритетных инвестиционных проектов устанавливается правительством Российской Федерации и включает в себя проекты, способствующие развитию импортозамещения в стране, технологий и увеличению объёмов экспорта.
Также, согласно постановлению правительства РФ от 3 августа 2011 года № 648 был сформулированы правила отбора и требования к инвестиционным проектам, носящим статус приоритетного в федеральных округах нашей страны.
И так, приоритетный инвестиционный проект федерального округа это один или группа взаимосвязанных проектов, стоимость которого превышает 500 миллионов рублей. Источники финансирования при этом никакой роли не играют. Целью их создания является образование очагов экономического и социального развития в регионах нашей страны, появлению новых производственных и туристических кластеров.
Льготы и гарантии, предоставляемые приоритетным инвестиционным проектам
При осуществлении приоритетных инвестиционных проектов иностранные инвесторы обладают следующими гарантиями, предоставленными им государством:
- правовая защита
- доступ к различным формам осуществления инвестиций
- право передать права и обязанности третьему лицу
- гарантия на компенсацию в случаи национализации либо реквизиции их деятельности
- гарантия свободного использования дохода полученного от ведения коммерческой деятельности (возможность использования этого капитала, как на территории страны, так и за её пределами)
- страховка от изменения законодательства не в пользу инвестора (здесь говорится о том, что в случае принятия новых законодательных актов, увеличивающих налоговую нагрузку на иностранных инвесторов, а также другие их отчисления в бюджет, то иностранные инвесторы, занимающиеся реализацией приоритетных инвестиционных проектов освобождаются от действия этих законов до определенного времени, оговоренного в статье 2 федерального закона №16-ФЗ)
- гарантия объективного разрешения споров возникших в результате осуществления инвестиций (юридически правомерное решение вопросов в суде)
- возможность участия в приватизации, в покупке ценных бумаг на территории страны
- неограниченное движение инвестиций в форме информации, технологий и т.п. (в случае если иностранный инвестор завез на территорию страны какие-либо информационные файлы либо документацию в виде инвестиций, то государство не вправе ограничивать вывоз такой информации обратно)
- возможность приобретения земельных участков и других видов природных ресурсов и т.п.
Предоставляемые льготы иностранным инвесторам при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов:
- льготы по таможенным платежам
- сопутствующие льготы, предоставляемые субъектами страны и органами местного самоуправления.
Требования
Для того чтобы проект принял статус приоритетного, он должен соответствовать следующим требования, обозначенным правительством РФ:
- стоимость не менее 500 миллионов рублей
- эффект от реализации должен носить положительный социальный, экономический и бюджетный эффект
- осуществление инвестиций в объекты капиталовложений на территории одного или нескольких федеральных округов
- соответствие всем утвержденным стратегиям экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне регионов, а также направлениям деятельности Правительства РФ.
Источники: http://www.ngpedia.ru/id332164p1.html, http://www.konspekt.biz/index.php?text=53958, http://mir-investicyj.ru/investicyonnye-proekty/prioritetnyj-investicyonnyj-proekt/
Источник: