- Инвестиции России за рубеж
- Главная > Реферат >Экономика
- 1. Инвестиции в Белоруссию
- 2. Инвестиции в Украину
- 3. Инвестиции в Армению
- 4. Инвестиции в Узбекистан
- Заключение
- Литература
- Регулирование российских и иностранных инвестиций
- Прямые российские инвестиции за рубеж, прямые иностранные инвестиции в России
- Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом
- Библиографическое описание:
Инвестиции России за рубеж
Главная > Реферат >Экономика
Министерство сельского хозяйства Российский Федерации
ФГОУ ВПО “Вятская государственная сельскохозяйственная академия”
по Оценке инвестиций
“Инвестиции России за рубеж”
Выполнил: Кушов П.М.
Руководитель: Жукова Ю.С.
1. Инвестиции в Белоруссию 5
2. Инвестиции в Украину 6
3. Инвестиции в Армению 8
4. Инвестиции в Узбекистан 9
До недавнего времени основная часть внешних российских зарубежных инвестиций
приходилась на страны СНГ, так как компании были озабочены расширением своего
присутствия на рынке и получением доступа к природным ресурсам.
В результате российские компании являются сегодня явно доминирующими
иностранными инвесторами на этих сложных рынках; на их долю приходится около трети
всех прямых иностранных инвестиций в страны СНГ. Особенно заметно их присутствие на рынках Украины, Беларуси, Узбекистана и Казахстана. Российские компании не имеют
конкурентов в нефтегазовой области и секторе телекоммуникаций и постепенно проникают на рынки металлургии, недвижимости, розничной торговли, страхования и пищевой промышленности.
Это особенно ярко проявляется на Украине, где нефтяная промышленность, как
нефтедобыча, так и нефтепереработка, находятся в руках четырех российских компаний. Не последнюю роль в этом сыграли политические факторы, однако они не имеют отношения к приходу российских компаний в сферу телекоммуникаций. Здесь три российские частные компании — МТС, «Вымпелком» и «Алтимо» — контролируют не менее 90% быстро развивающегося рынка услуг мобильной связи. Эти же компании занимают сильные позиции в Казахстане, Узбекистане и Беларуси, а теперь распространяют свое влияние и на менее развитые рынки мобильной связи СНГ.
Гигант газовой отрасли «Газпром» буквально захватил все страны СНГ, используя как экономические, так и политические средства влияния. «Газпром» успешно установил контроль над инфраструктурой экспортирующих газ стран, таких как Узбекистан и Туркменистан, и теперь фактически руководит экспортом всего газа из Центральной Азии.
Теперь подробнее рассмотрим масштабы инвестиции в отдельные страны СНГ.
Инвестиции из России в государства-участники СНГ (тыс. долларов)
1. Инвестиции в Белоруссию
По итогам 2009 года объем инвестиций из России в Белоруссию составил более 6,5 млрд
долл. США или 71% от инвестиций в страны СНГ. Объем прямых российских инвестиций составил 45,6 млн долл. США.
Основными формами привлечения прямых инвестиций из России были взносы в
уставный фонд — 14,4 млн долл. США, а также кредиты и займы от прямых инвесторов — 19,7 млн долл. США. В структуре прочих инвестиций 73,4 млн долл. США приходилось на торговые кредиты и 194,6 млн долл. США — на иностранные кредиты (российские). Как
видим, в основном инвестиционные средства из России поступают в Белоруссию в виде
Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий на территории
Белоруссии создано с участием российского капитала (более тысячи), две трети из которых совместные организации.
ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» на паритетных началах создали совместное
предприятие. В начале июня 2007 года ОАО «Газпром» внесло 625 млн долл. США в
качестве первой части своего вклада и стало владельцем 12,5 процента акций созданного
предприятия. К 1 июня 2010 года ОАО «Газпром» будет владеть 50 процентами акций
Российская нефтяная компания ОАО «Лукойл» с мая 2006 года переориентировала
свои внутренние потребности в присадках для масел на продукцию, производимую
учрежденным ею в Белоруссии совместно с ОАО «Нафтан» предприятием СООО «ЛЛК-
Российско-белорусское совместное общество с ограниченной ответственностью
«Мобильные ТелеСистемы» (СООО «МТС») с начала своей работы в Белоруссии (2002 год)
инвестировало в создание и развитие инфраструктуры сети более 377 млн долл. США и по
состоянию на 1 июля 2007 года увеличило абонентскую базу до 3 млн 48 тыс. активных
пользователей. Компания обеспечила «радиопокрытие» более 80 процентов территории
республики, на которых проживают более 90 процентов населения.
2. Инвестиции в Украину
По официальной статистике, на конец 2009 г. Российская Федерация
инвестировала в экономику Украины более 1,5 млрд долл. США, или 17% от всех инвестиций в страны СНГ.
По состоянию на начало 2009 г. в сферу финансовой деятельности поступило 290 млн.
долл., в промышленность 228 млн долл., российских инвестиций, в том числе в обрабатывающую 218 млн долл., в сферу операций с недвижимостью 138 млн долл., в здравоохранение и предоставление социальной помощи 114 млн долл., в строительство 114 млн долл., в сферу оптовой торговли 106 млн долл.
Украина является важнейшей страной в системе вложений капитала российским
бизнесом в связи со значительным экономическим потенциалом и местом, занимаемым его в системе разделения труда в СНГ. Российские компании в основном отдают предпочтение инвестициям и приватизации объектов в базовых отраслях украинской экономики: топливно–энергетическом комплексе, химической промышленности, металлургии, машиностроении и металлообработке, а также банковско-финансовом секторе.
Из крупных перспективных инвестиционных проектов можно отметить строительство
газопровода Богородчаны-Ужгород, являющегося частью магистрального газопровода
Новопсков-Ужгород. Стоимость проекта около 560 млн. долл. США.
Российско-британская компания ТНК-ВР намерена вложить в развитие Лисичанского
нефтеперерабатывающего завода около 150 млн. долларов до 2011 года. Эти средства будут вложены в модернизацию производства дизельного топлива со сниженным содержанием серы по самым высоким европейским стандартам.
Инвестиционная программа «Лукойл-Нефтехим», направленная в запуск производства хлора и каустической соды на «Карпатнефтехиме» рассчитана на 2 года. Общая стоимость проекта составляет 113,5 млн. долларов.
Российская торговая розничная компания «Вестер» в 2008 году инвестировала около 41 млн. долларов для открытия в Украине 13 торговых объектов общей площадью более 45 тыс. кв. м в Харькове, Мариуполе, Севастополь, Хмельницкий, а также в Львовской и Днепропетровской областях. До 2011 года Компания планирует открыть в 35 городах Украины 50 гипермаркетов и 24 супермаркета общей торговой площадью 307 тыс.кв.м.
Российский инвестор «Волга-Днепр» прорабатывает проект возобновления
производства самолета АН-124 (Руслан) с АНТК им. Антонова. Стоимость проекта около
200 млн. долл. США.
Компания «Металлоинвест» предлагает создать совместное с украинской стороной
предприятие для достройки Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (Кировоградской область). Для завершения строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди комбината необходимо около 200 млн. долларов.
Строительная компания ЗАО «Интеко» участвует в строительстве в Киеве жилого и
торгового комплексов. Стоимость проекта около 350 млн. долл. США.
«Лукойл» планирует до конца 2014 года инвестировать 500 млн. долл. США в
модернизацию Одесского НПЗ, 200 млн. долл. США на развитие собственных АЗС.
В течение 2009 года заметно увеличились инвестиции из Российской Федерации в
финансовую деятельность, строительство, гостинично-ресторанный бизнес, оптовую
3. Инвестиции в Армению
В 2009 году объем инвестиций из России в Армению составил 192 млн. долл., или 2,1% от всех инвестиций в страны СНГ. По данным Национальной службы статистики РА, это составляет 53,2% от всего объема иностранных инвестиций в реальный сектор Армении и 50,4% от прямых инвестиций. По сравнению с 2008 годом инвестиции из России увеличились в 2,1 раза, а прямые инвестиции – в 1,9 раза.
По совокупному объему инвестиций, а также по величине прямых инвестиций в
Армению в 2008 году Россия занимает первое место.
Российские инвесторы большую часть своих средств направили в сферу производства и распределения электроэнергии, газа, горячей воды и пара, в сферу связи и в металлургическую промышленность.
Инвестиции также были произведены в такие сферы, как предоставление частных услуг, организация отдыха, развлечений, деятельность культуры и спорта, предоставление потребителям других видов услуг и др.
Общий объем иностранных инвестиций в экономику Армении за 2008 году составил
$845,4 млн., из которых $582,3 млн. составили прямые инвестиции в реальный сектор.
Таким образом, по состоянию на начало 2008 года чистый объем накопленных
иностранных инвестиций в Армении (за 1988-2007 гг.) превысил 2,6 млрд долл., из которых более 1,4 млрд долл. пришлось на долю России (прямые инвестиции, соответственно, составили 2,1 млрд долл. и 1 млрд долл.).
4. Инвестиции в Узбекистан
В 2009 году объем инвестиций из России в Узбекистан составил 87 млн долл., или 0,9% от всех инвестиций в страны СНГ.
Первостепенное значение в российско-узбекских отношениях имеет взаимодействие в
инвестиционной сфере, в том числе через осуществление масштабных совместных проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса, включая совместное проведение геологоразведочных работ и освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку.
Реализуются также крупные инвестиционные проекты в рамках программы развития,
модернизации, технического и технологического перевооружения основных отраслей
промышленности Республики. Это энергетика, самолетостроение, сельское хозяйство и
многие другие. На долю России приходится более 40 процентов всех иностранных
инвестиций, приходящих в Узбекистан (свыше 3 млрд. долл).
Так, в стране успешно осуществляется инвестиционная деятельность таких
российских компаний как ЗАО «Зарубежнефтегаз» (дочернее предприятие ОАО «Газпром»), ОАО «Лукойл», ОАО «Стройтрансгаз», МГНК «Союзнефтегаз» и др. Ярким тому подтверждением является сдача в промышленную эксплуатацию «Лукойл Оверсиз»
совместно НХК «Узбекнефтегаз» газового промысла Хаузак в Бухарской области
Узбекистана. На очереди — ввод участка Кандым. Инвестпроект оценивается более чем в 2 млрд. долл.
Примером динамичного продвижения российских инвестиций в Республике является
область информационно-коммуникационных технологий. В частности, объем инвестиций
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в узбекскую экономику составил около 250 млн.долл.,
другая российская компания — «Вымпелком» — намерена вложить в развитие сотовой связи
150 млн.долл. Успешно работают на узбекском рынке российские компании «Вимм Биль
Данн», «Балтимор», «Евроцемент групп» и др.
Развивается опыт реализации инвестиционных проектов на трехсторонней основе.
Например, российский Западно-Уральский машиностроительный концерн и китайская
госкомпания CITIC начали в нынешнем году строительство в Узбекистане завода по
производству калийных удобрений (объем инвестиций 124 млн. долл.).
Поступательно развивается сотрудничество в области сельского хозяйства.
Российским ОАО «Агромашхолдинг» подписано соглашение, предусматривающее участие сторон в укреплении и развитии технической базы республики путем разработки и реализации проектов по созданию новых конкурентоспособных видов сельскохозяйственной техники. Только в последние годы в Узбекистан поступили свыше двух тысяч волгоградских тракторов, другие машины и оборудование.
К настоящему времени на территории Узбекистана действуют 328 предприятий с
участием российского капитала, из них 45 со 100%-ной российской инвестицией и 283
совместных предприятий. В Агентстве внешнеэкономических связей Республики Узбекистан аккредитованы представительства 51 российских фирм. Кроме того, поставлено на учет 231 предприятие, созданное при участии резидентов Республики Узбекистан на территории России. Основная доля действующих совместных предприятий с участием российского капитала приходится на Ташкент, Ташкентскую, Самаркандскую, Бухарскую области, а также регион Ферганской долины.
Среди наиболее успешно действующих предприятий с российскими инвестициями на
территории Узбекистана можно отметить следующие: СП «Факел» в Ферганской области по производство оборудования для нефтегазовой промышленности; СП «Галляарал Балтимор» по переработки томата; СП «Сиб Нам» по выпуску технических трубок; СП «Шифо» по производству одноразовых шприцев; СП «Намточ» по выпуску газовых счетчиков; СП «Петроконцентрат» по выпуску томатной пасты; СП «Сладкий мир» по производству кондитерских изделий; СП «Farvar» по выпуску ликероводочных изделий; СП «КорРосмаргарин» по производству маргарина, а также СП «КорРоссельмаш» по
предоставлению услуг в сфере ремонта и обслуживания сельскохозяйственной техники.
Заключение
Глобализация мировой экономики является определяющим явлением развития современного мира. Наиболее важным фактором глобализации и ее двигателем являются прямые иностранные инвестиции, то есть вывоз капитала с целью приобретения, контроля и управления реальной зарубежной собственностью и получения от нее доходов. Эти инвестиции имеют долгосрочный и стратегический характер.
Российский бизнес уже достиг того уровня развития, когда, помимо инвестиций в свою страну для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне, для интегрирования в международное экономическое пространство ему становится необходимо вкладывать средства за рубежом, превращаться в бизнес транснациональный.
Экономическое доминирование России в странах СНГ неизбежно по трем причинам.
Во-первых, Россия является самым крупным и практически самым развитым рынком
региона, ее также объединяет с другими странами язык, общая история и общая терпимость к существованию непрозрачных корпоративных структур и непростой политической ситуации.
Во-вторых, найдется не так уж много иностранных инвесторов из других стран,
годовых рискнуть своими деньгами на непростых рынках стран СНГ. И, в-третьих, развал
Советского Союза привел к распаду гигантских производственных комбинатов, которые
стремятся к восстановлению жизненно важных связей в области снабжения и сбыта.
В результате действия этих естественных причин российские инвесторы, как правило,
находят радушный прием на рынках СНГ. Всегда ли российские инвестиции приносили
пользу местным компаниям — вопрос более сложный. К безусловным плюсам относится то, что российские компании приносят с собой новый капитал и упрощенный доступ на
Но особые связи между представителями бизнес-структур СНГ могут служить
препятствием конкурентоспособности на мировых рынках. Слияние с российскими
компаниями может стать причиной сохранения непрозрачных методов ведения дел,
авторитарного стиля руководства и слабого корпоративного управления.
Это укрепит компании скорее на региональном, чем на мировом уровне, что является недостатком для амбиционных компаний, которые хотят мыслить и действовать в глобальном масштабе.
В условиях, когда интерес российского частного капитала к СНГ увеличивается,
весьма важно обеспечить ему приемлемые условия для инвестирования в СНГ.
Стратегически главной задачей при этом может быть создание общего рынка капиталов в
рамках СНГ, где бесспорным лидером является российский капитал.
Однако общий рынок капиталов является для большинства стран-участниц СНГ
достаточно далекой стратегической перспективой как из-за недостаточно тесных связей в
сфере вывоза капитала в настоящее время, так и различий в достигнутых уровнях рыночных отношений. Главной тактической задачей для России является использование существующих предпосылок, в том числе законодательных, для укрепления позиций российского частного капитала в странах СНГ.
Межгосударственный экономический комитет Экономического союза СНГ
разработал Конвенцию о защите прав инвестора, дающую инвесторам из стран СНГ четко
выраженные стандартные права. Конвенция содержит более подробную, чем Соглашение,
терминологическую основу; формулирует основные принципы защиты прав инвестора;
определяет гарантии от изменения законодательства, реквизиции и конфискации; закрепляет меры по компенсации за нанесенный инвестором ущерб; устанавливает порядок разрешения споров в связи с осуществлением инвестиций.
Мировая практика показывает, что соглашения о защите инвестиций (в сущности, на
защиту инвестиций и нацелены типичные двусторонние инвестиционные соглашения)
важнее для частного иностранного инвестора, чем соглашения о сотрудничестве в
инвестиционной сфере. МЭК подготовил также Конвенцию о ТНК, однако и эти документы еще не приняты.
В целях усиления защиты российских инвесторов целесообразно заключить
двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений между
Россией и всеми другими странами СНГ (по принятому в России типовому проекту).
Российский инвестор в любом случае должен быть уверен, что в случае выхода страны
приложения его капитала из СНГ его права остаются надежно защищенными на межгосударственном уровне.
Важной предпосылкой для роста российских предпринимательских инвестиций в СНГ
может быть страхование российских инвестиций за рубежом. Оно должно, в первую очередь,
поддерживать инвестиции в СНГ, так как именно в этих странах потенциально высокая
привлекательность сосуществует с высоким политическим риском.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): Статистический сборник. — Инвестиции в России.
2. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики.
3. Конкурентные позиции России на мировом рынке инвестиций // Экономист.
4. Сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Регулирование российских и иностранных инвестиций
Прямые российские инвестиции за рубеж, прямые иностранные инвестиции в России
Понятие «инвестирование» принято разделять на портфельное и прямое инвестирование. Портфельное инвестирование — это, прежде всего, покупка ценных бумаг с целью получения дохода из-за роста их курсовой стоимости и/или получения дивидендов
Прямые инвестиции (их еще называют стратегическими) предусматривают вложение свободных денежных средств непосредственно в реальные активы такие, как например, производство или распространение продукции.
Прямое инвестирование можно рассматривать как альтернативу портфельному инвестированию. Прямые инвестиции дают инвестору больше уверенности, чем портфельные, так как прибыль в данном случае зависит не только от текущей рыночной ситуации. Таким образом, прямые инвестиции — это способ инвестирования, застрахованный от обвалов фондового рынка. Фонды прямых инвестиций работают не с публичными, а с частными компаниями, покупая значительную долю в них и оказывая влияние на стратегию развития бизнеса и управление компанией.
Прямые зарубежные инвестиции играют чрезвычайно важную роль в быстрорастущем международном бизнесе. Такого рода инвестиции могут помочь компании проникнуть на новые рынки, задействовать новые каналы сбыта, приобрести более дешёвое оборудование, дать возможность купить новую технологию, товар, рабочую силу и просто профинансировать компанию. Для той страны, куда придут инвестиции, или для компании этой страны это означает новые технологии, дополнительные капиталы, увеличение объёма производства, количества производимых товаров, приобретение новых организационных технологий или улучшение менеджмента, и в этом качестве инвестиции могут дать сильнейший толчок экономическим преобразованиям. Прямые зарубежные инвестиции, в своём классическом определении, звучат так: «вложение денег в зарубежную компанию с тем, чтобы последняя смогла построить новый завод в своей стране». Таким образом, прямые инвестиции, направленные на покупку зданий или оборудования, отличаются от непрямых, которые называются «портфельными». За последние годы, когда различного рода инвестиции по всему миру значительно увеличились и утратили свою былую чёткость, определение «прямых зарубежных инвестиций» было расширено до следующего толкования: прямые зарубежные инвестиции стали называться любого рода приобретения контролирующего пакета в бизнесе зарубежной компании. Поэтому-то прямые зарубежные инвестиции стали иметь множество форм, к примеру, прямые покупки зарубежной компании, приобретение завода или оборудования, инвестиции в совместное предприятие или в стратегический альянс компаний, при котором зарубежная компания получает от партнёра новые технологии, лицензии на интеллектуальную собственность. За последнее десятилетие прямые зарубежные инвестиции стали играть главенствующую роль в интернационализации бизнеса. Как ответ на появление новых технологий, растущую либерализацию в законодательствах стран по поводу инвестиций, а также на изменение рынков капитала, прямые зарубежные инвестиции также значительно изменились: изменились их величины, размеры, пропорции и методы работы с ними. Новые информационные технологии, удешевление международной связи сделали организацию прямых зарубежных инвестиций несравнимо более лёгкой, нежели это было в прошлом. Громадные изменения в международной коммерции, инвестиционной политике, включая вопросы торговой политики и либерализации тарифов, смягчение ограничений на зарубежные инвестиции и приобретения собственности за рубежом, а также проведённая приватизация во многих сферах промышленности, придала за последнее десятилетие новый импульс и новую роль прямым зарубежным инвестициям по всему миру.
Структура российских инвестиций в промышленность за рубежом очень похожа на структуру встречных иностранных капиталовложений в отечественную промышленность. Так как иностранцы инвестируют деньги в России в наиболее развитые отрасли, где оперируют крупнейшие российские компании, получается, что отечественные инвесторы вкладывают за границей капиталы в те сектора промышленности, которые являются предметом их основной деятельности и на Родине. Таким образом, расширение географии деятельности ведущих отечественных компаний, их выход на ключевые рынки сбыта происходят, прежде всего, по линии их специализации. Проникновение в принципиально новые направления бизнеса и диверсификация сфер деятельности пока не являются приоритетными для российских инвесторов Гусев К.Н. Масштабы и структура российских инвестиций за рубежом // Банковское дело, декабрь, №12, 2004. С.37..
Российские инвесторы предпочитают либо владеть крупными пакетами акций иностранных компаний, либо выступать в качестве кредитора, сохраняя эффективное право голоса, контроль над вложенными средствами или гарантии их возврата. Доверие к статусу миноритарного акционера остается низким. Именно поэтому почти все приобретения отечественных инвесторов в последнее время подразделялись на два вида. Либо речь шла о выкупе контрольного или 100%-ного пакета акций иностранной компании, способной стать важным звеном в производственно-сбытовой цепочке российской корпорации, ориентированной на мировой рынок (например, покупка «ЛУКОЙЛом» американской компании «Гетти Петролеум»). Либо российский инвестор покупал значительный пакет акций в рамках создания стратегического союза с западным партнером с целью объединения средств и усилий для финансирования крупных перспективных проектов (как это сделали «Норильский никель» и южноафриканская «Голд Филдс Лимитед»).
Экспорт капитала из России давно уже привлекает пристальное внимание экономистов, политиков, государственных деятелей как в России, так и за рубежом. Долгое время основная часть финансовых ресурсов утекала из страны по нелегальным или полулегальным каналам, но в последние несколько лет начал набирать обороты легальный вывоз капитала. Одна из целей этого процесса — расширение масштабов и географии деятельности крупнейших российских корпораций, их проникновение на ключевые международные рынки. Об этом, в частности, свидетельствует ряд недавних сделок, в рамках которых крупные отечественные компании стали собственниками иностранных предприятий Гусев К.Н. Масштабы и структура российских инвестиций за рубежом // Банковское дело, №12, 2004. С.39..
Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российских предприятий — возможность купить потенциально прибыльное предприятие по низкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легко могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания рынка (особенно западного), неумения находить и работать с западными партнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакета акций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия с помощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным образом в создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная фирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовые каналы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии и векселя при расчетах).
Рассмотрим поступление инвестиций из-за рубежа в Россию и наоборот. Для этого возьмем показатели 2005 и 2006 гг.
В 2006 г. всего иностранных инвестиций в Россию поступило 55109 млн. долл. США, а в 2005 г. Их поступление составило 53651 млн. долл. США. Это говорит о том, что иностранные инвесторы стали больше вкладывать в развитие российской индустрии. Доля прямых инвестиций в 2006 г. возросла на 24,8% по отношению к предыдущему году.
Взносы в капитал уменьшились с 10360 млн. долл. США до 8769 млн. долл. США, зато зарубежные совладельцы организаций стали больше давать кредитов. Этот показатель увеличился на 7,1% в 2006 г. по сравнению с 2005 г. (с 2165 млн. долл. США до 3987 млн. долл. США).
Прочие прямые инвестиции также увеличились с 547 млн. долл. США до 922 млн. долл. США.
Портфельные инвестиции значительно возросли в 2006 г. по сравнению с 2005 г. Если портфельных инвестиций в Россию в 2005 г. поступило 453 млн. долл. США, а в 2004 г. этот показатель был снижен до 333 млн. долл. США, то в 2006 наблюдается значительный рост — до 3182 млн. долл. США, что составляет прирост на 5,8% по отношению к 2005 г.
Поступление прочих инвестиций из-за рубежа, наоборот, снизилось на 5,4% (с 40126 до 38249 млн. долл. США).
В целом можно сказать, что общая доля поступления иностранных инвестиций увеличилась в 2006 г. по сравнению с 2005 г. Иностранные инвесторы заинтересованы вкладывать свои средства в Россию и развивать различные области индустрии с целью получения прибыли.
Если подробно рассмотреть поступление иностранных инвестиций в Россию по видам экономической деятельности, то здесь наблюдается большой приток инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство. Эта доля возросла на 0,4%. Вложение в рыболовство и рыбоводство возросло на 4%, а вложение в добычу полезных ископаемых — на 5,4%.
Инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых значительно увеличились — с 5164 в 2005 г. до 7772 млн. долл. США в 2006 г. Инвестирование в добычу других полезных ископаемых также увеличилось и составило 0,9% по отношению к 2005 г.
Инвестиции в производство пищевых продуктов, включая напитки и изделия из табака возросли на 0,3%, в целлюлозно-бумажное производство — на 0,4%. Инвестиции на производство изделий из кокса и нефтепродуктов, наоборот, сократились на 7,9%, так же как и инвестирование в производство машин и оборудование — на 0,2%.
Инвестиции в химическое производство увеличились незначительно — на 0,1%, а в металлургическое производство — на 0,4%.
Из этого можно сделать вывод, что в целом иностранные инвесторы заинтересованы вкладывать свои вложения в Российскую экономику, особенно в некоторые отдельные виды отрасли, например, в добычу полезных ископаемых, добычу топливно-энергетических полезных ископаемых и др.
Теперь рассмотрим поступление иностранных инвестиций в Россию из разных стран.
Значительное увеличение поступления инвестиций было произведено Францией. Если в 2005 г. инвестиций поступило на сумму 1428 млн. долл. США, то в 2006 г. поступление увеличилось до 3039 млн. долл. США, т.е. прирост составил 2,8%. Также прирост инвестиций из Германии увеличился на 3,5% (с 3010 до 5002 млн. долл. США). То же самое можно сказать и о Британии. Поток инвестиций увеличился на 1,4%. Из Казахстана в 2006 г. инвестиций поступило больше на 0,6% по сравнению с 2005 г. Незначительные вложения осуществили США — этот показатель составил всего 0,3%.
Значительный спад потока инвестиций пришелся на страны — Великобритания (поток инвестиций снизился на 3,3% в 2006 г. по отношению к 2005 г.); Нидерланды — снизился на 4,6%; Люксембург — 15,1%.
Здесь можно сказать, что каждая страна заинтересована во вложении инвестиций в различные отдельные отрасли Российской экономики. Выше мы уже рассмотрели, какие именно отрасли наиболее интересны для иностранных инвесторов. Если инвесторы считают выгодными свои вложения, то, соответственно, и вкладывают они больше, если вложения приносят небольшую прибыль, то инвесторы направляют свои инвестиционные потоки в другие области и другие страны.
Далее рассмотрим поступление инвестиций в Россию из стран СНГ.
Поток инвестиций из стран СНГ значительно увеличился. Если в 2005 г. их сумма составляла 1059499 тыс. долл. США, в 2006 г. уже 3032095 тыс. долл. США. Мы видим реальную заинтересованность стран СНГ во вложении своих инвестиций в нашу экономику.
Наибольший поток инвестиций идет из Казахстана, Белоруссии, Туркмении, Республики Молдова и Украины, наименьший — Азербайджана, Армении.
Далее покажем инвестиции из России в экономику стран СНГ.
В 2005 г. в экономику стран СНГ было вложено 3840798 тыс. долл. США российских инвестиций, а в 2006 г. эта сумма увеличилась до 4127757 тыс. долл. США. Можно сказать, что Россия заинтересована вкладывать свои средства в экономику стран СНГ.
Наибольший поток инвестиций был направлен в Республику Беларусь, Казахстан и Киргизию, а снижение потока наблюдается в страны Армения, Грузия, Республика Молдова и Таджикистан.
Следуя этим данным, мы видим, что взаимовыгодные инвестиционные потоки идут из Белоруссии, Казахстана в Россию, и наоборот.
И, наконец, произведем анализ потока инвестиций из России в зарубежные страны.
Значительное увеличение инвестирования наблюдается в Австрию. Если в 2005 г. этот показатель составлял 1037 млн. долл. США, то в 2006 г. он достиг уже 12970 млн. долл. США, т.е. на 11933 млн. долл. США больше.
Тоже самое можно сказать и об Австрии, сюда поток инвестиций увеличился на 17,6%, в США — 30,9%.
Снижение инвестирования произошло на Кипр, т.е. на 13,% меньше, чем в 2005 г., а также в Литву, Нидерланды, Люксембург и Богамские острова.
Далее рассмотрим долю накопленных российских инвестиций.
В структуре отечественных инвестиций в непромышленных секторах за рубежом также просматриваются определенные параллели с притоком иностранного капитала в Россию, но здесь сходство менее очевидно. В частности, на долю торговли и общественного питания приходится 28% накоплений, из них почти 18% составляет внешняя торговля. Более 5% накоплений приходится на транспорт, точнее, на его морскую составляющую, внутренний водный транспорт (перевозка в судах) и магистральные трубопроводы. Другой важный объект внимания российских инвесторов (и здесь наиболее заметно отличие от структуры иностранных инвестиций в РФ) — это сфера финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения.
Анализ видовой структуры накопленных российских инвестиций за рубежом показал, что во всех ключевых отраслях промышленности доминируют прочие инвестиции (их доля составляет не менее 78%). Прямые инвестиции превалируют только на транспорте, в торговле, общественном питании и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка.
Государственная политика в этом направлении четко не сформулирована, сегодня основной задачей является привлечение иностранных инвестиций в Россию, а не экспансия нашего бизнеса за рубеж, так как российские инвесторы сами стремятся вкладывать инвестиции в компании зарубежных стран, а привлечение иностранного капитала требует различных мер. Российские капиталовложения за границей остаются проявлением частной инициативы отдельных хозяйствующих субъектов, регулируются их внутренними целями и задачами и по большей части представляют собой разрозненные попытки проникновения отечественного бизнеса на перспективные рынки. К тому же российское государство ставит барьеры на пути привлечения инвестиций из-за рубежа, например, такие как:
— сложный порядок лицензирования деятельности иностранных компаний в России, их долгая регистрация;
— ограничения при размещении иностранных инвестиций на территории РФ;
— высокие импортные тарифы на ввоз капитала;
— увеличенный налог на прибыль иностранных компаний.
Также российское государство ограничивает и вывоз капитала за рубеж.
Что касается объема инвестиций в основной капитал, то в декабре 2007 г. он возрос на 64,2% по сравнению с предыдущим месяцем, что является наибольшим его декабрьским приростом за последние двенадцать лет. В результате годовой прирост данного показателя, составив 21,1%, оказался максимальным за всю историю наблюдений. Во многом его рост стимулировался притоком иностранных инвестиций. Не случайно наиболее сильно его сезонно скорректированный уровень повышался во II и IV кварталах, т.е. именно тогда, когда происходила резкая активизация чистого притока капитала по негосударственным секторам экономики.
Сильный рост инвестиций в основной капитал в конце прошедшего года создает высокий стартовый уровень для первых месяцев начавшегося года. Благодаря этому, можно ожидать довольно неплохого показателя опережения прошлогоднего уровня за I квартал 2008 г., несмотря на снижение притока капитала, которое, очевидно, произойдет в условиях значительного ухудшения ситуации на мировом финансовом рынке.
В январе 2008 г. объем инвестиций в основной капитал испытал характерный резкий спад, который оценивается в 71%. В феврале и марте последовал восстановительный подъем на 21% и 18,5%, соответственно. В апреле объем инвестиций в основной капитал возрос на 1%.
На основании вышеизложенного можно сказать, что регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной мировой практикой является одним из важнейших факторов для привлечения портфельных вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных инвесторов в российский инвестиционный цикл. Важнейшими задачами, стоящими в этой связи перед российскими органами власти, являются Кокушкина И.В.. Международные инвестиционные отношения в системе мирохозяйственных связей — СПб.: Наука, 2005. С.171.:
· формирование стабильной, отвечающей мировой практике нормативно-правовой базы, регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок их обращения на фондовом рынке;
· разработка и скорейшее внедрение в практику действенного правового и административного механизма обеспечения прав акционеров и владельцев иных ценных бумаг;
· создание устойчивой общенациональной инфраструктуры фондового рынка, понятной и открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
· укрепление российской системы инвестиционных фондов и трастовых структур, что должно придать рынку ценных бумаг стабильность и снизить его привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.
Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.07.2016 2016-07-14
Статья просмотрена: 2244 раза
Библиографическое описание:
Филатова С. Э. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом // Молодой ученый. 2016. №14. С. 405-407. URL https://moluch.ru/archive/118/32758/ (дата обращения: 16.01.2019).
Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.
Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ [3, 4].
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ФЗ Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). В законе говорится о формах и методах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем создания благоприятных условий для инвесторов, налоговых льгот, защиты интересов инвесторов, создания и развития сети информационно-аналитических центров, принятия антимонопольных мер, выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов, а также разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета [1].
ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ охватывает правовое регулирование и гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Действующее законодательство является прямым источником привлечения инвесторов в регионы РФ, предоставляя гарантии, налоговые льготы, льготы при кредитовании и созданием благоприятных условий для инвестирования [2].
Основная роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), находящемуся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.
Разработка документов по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне предполагает оценку существующей современной российской практики, выявление ее сильных и слабых сторон, общих и особенных характеристик [3]. В последние годы практически во всех субъектах РФ разработаны и реализуются стратегии социально-экономического развития, содержащие обоснование перспективных направлений и механизмов модернизации территорий, в том числе, связанных с улучшением их инвестиционного климата, активизацией инвестиционных процессов, повышением их эффективности.
Можно сформулировать несколько общих принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне:
Необходимость разработки инвестиционной концепции региона, предусматривающую набор альтернатив, многовариантную проработку путей развития за счет инвестиций:
- Мониторинг и анализ инвестиционной деятельности в регионе.
- Разработка инвестиционной политики с учетом направлений инвестиций на основе территориальных (какие районы и города имеют преимущество в инвестициях) и отраслевых (какие отрасли должны развиваться более быстрыми темпами) приоритетов.
- Обеспечение конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии управления инвестиционным процессом в регионе.
Реализация принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса на региональном уровне. Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.
В зарубежном опыте имеются различия в стимулировании и регулировании инвестиционной политике на региональном уровне. Для примера можно рассмотреть зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций в Австралию.
Основными нормативно-правовыми актами, посредством которых производится регулирование инвестиционной деятельности в Австралии выступают следующие законы:
- Федеральный закон Австралии «Об инвестициях» от 1975 г. (поправки от 2010 г.), который устанавливает основные приоритеты национальной политики в инвестиционной сфере;
- Акт Австралии «Об иностранных приобретениях и поглощениях» от 1989 г., который регулирует привлечение иностранных инвестиций в экономику Австралии.
Данные документы призваны обеспечить благоприятный инвестиционный климат в стране и равные условия для иностранных инвесторов. В целом, правительство Австралии уделяет большое внимание привлечению иностранных инвестиций и создает для этого комфортные условия, так все обязательные процедуры для открытия бизнеса.
Стоит отметить, что существует формальное соответствие инвестиционного законодательства Австралии правилам международного инвестирования МВФ — это позволяет утверждать, что страна придерживается курса стимулирования иностранных инвестиций.
В современных условиях Австралией широко используется комплекс форм стимулирования инвестиционной деятельности (Таблица 1).
Источники: http://works.doklad.ru/view/MBlA1BKM3Lg.html, http://studbooks.net/810388/finansy/regulirovanie_rossiyskih_inostrannyh_investitsiy, http://moluch.ru/archive/118/32758/
Источник: