План по инвестициям в логистике

1.2 Инвестиции в логистических системах

Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в логистических системах, является одним из основополагающих условий сокращения длительности производственно-сбытового цикла, создающим предпосылки для экономического роста путем ускорения оборачиваемости средств. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макрологистическом уровне во многом зависят производственный потенциал хозяйствующих субъектов, их эффективность, а значит отраслевая и воспроизводственная структура всего общественного производства.

Сегодня управление инвестиционной деятельностью логистических систем являются неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Российский рынок относится к числу перспективных развивающихся рынков в системе БРИК. В то же время для российского рынка, с учетом множества влияющих на его развитие факторов внешнего и внутреннего характера, присущи повышенные инвестиционные риски. По мере того, как такого рода рынки структурируются и темпы их развития стабилизируются, приток инвестиционных капиталов увеличивается. Во многом этому способствуют мероприятия по улучшению инвестиционного климата на макроуровне, с одной стороны, а с другой — постепенно нарабатываются новые методы современного управления инвестиционной деятельностью на микроуровне.

Инвестиционная деятельность логистических систем в России осуществляется в условиях тех тенденций и противоречий, которые присущи отечественному рынку логистики на современном этапе.

Следует отметить, что инвестиции в логистические операции, в первую очередь рассматриваются с позиций поддержания требуемого уровня запасов материальных ресурсов при одновременной минимизации затрат на их доставку и хранение. Однако необходимо рассматривать логистические операции в общем случае не только в основном с позиций минимизации затрат на их осуществление, но и как источник доходов за счет совершенствования услуг путем наращивания числа и качества предлагаемых логистических операций, их комбинирования и комплексирования. С этой целью в работе рассматривались сложившиеся подходы к моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности в экономических системах.

Инвестиционная деятельность в логистических системах реализуется определенной системой производственных, функциональных, организационных и институциональных структур, образующих сектор логистических услуг в национальной экономике.

Формализация связей между инвестиционными, инновационными и производственными подсистемами позволяет сформулировать условия эффективного функционирования логистических систем. Эти условия учитывают как внутренние (эндогенные) факторы, формирующие эффект инвестиционной деятельности, так и внешние (экзогенные) факторы по отношению к логистической системе, определяющие эффект, возникающий в результате предоставления логистических услуг.

1.3 Риски в логистической системе

Понятие рисков в логистических системах

Для построения эффективной системы управления рисками необходимо обозначить сам предмет управления — риск. Существует довольно большое разнообразие определений этого понятия, и очень важен факт его однозначного понимания и документального фиксирования. Итак, под риском будем понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации.

Необходимо отметить, что в числе основных причин возникновения риска — не только статистическая возможность появления неблагоприятной ситуации, но еще и три других фактора внешней и внутренней логистической среды: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и — если возможно — снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности.

Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды.

Противодействие — намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровне. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован, особенно риск возврата финансовых средств, инвестированных в логистическую систему.

Укрупненно риски подразделяются на две группы: внутренние и внешние (по сущности и содержанию они являются противоположными).

Внутренние риски в большей своей части находятся в зависимости от финансово-хозяйственной деятельности организаций, действующих в составе ЛС. Управленческий персонал организации может активно влиять на внутренние риски, поэтому они называются управляемыми.

Внешние риски появляются независимо от внутренней деятельности организаций и поэтому называются неуправляемыми (хотя в определенной степени есть возможность предвидения этих рисков и управления ими).

Наиболее существенными внутренними рисками в организации являются производственные, снабжения, сбыта, финансовые. Виды внутренних рисков приведены на рис. 5.6. Внутренние риски зависят от вида и специализации организации, ее организационно-правовой формы, состава партнеров. В зависимости от характера проводимых операций внутренние финансовые риски могут подразделяться на риски активных и пассивных операций. Пассивные операции представляют собой операции получения кредитов, привлечения депозитов. Активные операции связаны с размещением имеющихся средств, т.е. вложением средств путем формирования фондовых портфелей.

Внешние риски как правило, подразделяются на страновые, валютные, форс-мажорных обстоятельств. Страновые риски зависят от национальных особенностей государства, с которыми организации, входящие в ЛС, осуществляют свою деятельность. В зависимости от условий и причин возникновения странового риска в настоящее время различают социально-политические, правовые и экономические риски.

Валютные риски связаны с потерями организацией дополнительных доходов в связи с изменением курсов иностранной и национальной валют. Они также зависят от несоответствия структуры пассивов и активов при возникновении инфляционных процессов в государстве. Валютному риску могут быть подвержены любые заключенные договора. Форс-мажорные риски являются абсолютно неуправляемыми. К ним относятся стихийные бедствия, пожары, непредвиденные социально-политические ситуации. Конвенцией ООН и Гражданским кодексом РФ предусмотрено освобождение от ответственности за заключенные договора о поставке продукции между организациями и странами в результате возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Для уменьшения рисков используются заранее разработанные правила поведения участников в рискованных ситуациях и осуществляется синхронизация действий участников при изменениях условий реализации сделок и проектов.

Надежность является одним из принципов логистики. Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.

1. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2. Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

4. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть уменьшены работой персонала, занятого в логистическом процессе.

Многозвенность логистической системы изначально предполагает высокий уровень потенциального риска. Поэтому логистическая система должна предусматривать определенный комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступление страхового случая к минимуму. Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму путем дополнительного страхования этих рисков.

Страхование логистических рисков осуществляется с помощью системы управления непосредственно процессом товародвижения и системы страхования специализированными страховыми компаниями.

В первом случае в системе страхования центральное место занимает управление, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы. Управляющие воздействия включают в себя: ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям, замену одних материальных ресурсов другими, изменение траектории движения материальных потоков, использование резервов оптово-торговых фирм — страхование поставок за счет товарных запасов, управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами, дробление материального потока, регламентацию использования материальных ресурсов, оперативные закупки материальных ресурсов, эшелонирование материальных ресурсов, консигнацию товаров и грузов, профилактику и резервирование технических средств логистического процесса, сервисное сопровождение логистического процесса, предварительную комплектацию товаров, поставки «точно в срок» и т. п.

В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.

Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо, кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая — решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе.

Для транспортной логистики выделяют следующие риски:

а) Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучение продукции, увеличение транспортных издержек нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли);

б) Риск ущерба в результате изменения погодных условий, включая стихийные бедствия;

в) Технические риски. Связаны с эксплуатацией технических средств логистической системы;

г) Риск утраты груза в результате хищения, учитывая пропажу груза без вести или угон транспортного средства вместе с грузом;

д) Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например, при транспортировке или хранении продукции;

Читайте также  Заработок в интернете инвестиции в хайп

е) Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

Для складской логистики выделяют следующие риски:

а) Превышение объема хранения, т.е. нарушение производственного ритма;

б) Утрата (хищение) имущества;

в) Повреждение или уничтожение товара в результате поломки систем жизнеобеспечения: водопровода, электропроводки, канализационных систем и т.д.

г) Повреждение или утрата в процессе хранения и обработки в результате неосторожности или ошибки работников склада;

д) Риск повреждения или уничтожения в результате пожара, стихийных бедствий.

Практически все эти риски можно застраховать. Проще всего Страховые компании оценивают и соответственно берут на страхование имущественные риски. Коммерческие и финансовые риски, так же, как и риски гражданской ответственности оценить гораздо сложнее в силу их специфичности на российском рынке и сложности получения исходных данных для объективной оценки риска.

1.4 Механизмы управления рисками в логистических системах

Первая особенность отечественного риск-менеджмента — низкая эффективность управления рисками, то есть отсутствие комплексности в развитии риск-менеджмента, его второстепенность в иерархии корпоративных ценностей, эпизодичность и несистемность в использовании. Вторая отличительная черта — его частое замещение страхованием. Такая политика чревата как злоупотреблением со стороны страховщика и увеличением соответствующего бюджета компании, так и снижением общего внимания, уделяемого рискам.

Крупным корпорациям до недавнего времени было удобнее организовывать собственные страховые компании. Как правило, такие страховщики берут на себя не только защиту имущественных интересов материнских компаний, но и оказывают услуги по размещению теневых финансовых потоков. При наличии подобного страховщика материнские компании отказываются от привлечения дополнительных риск-менеджеров, возлагая их функцию на страховую компанию, сводя управление рисками к страхованию отдельных составляющих бизнес-процесса. Лишь в последнее время с развитием логистики в России ситуация стала меняться.

Растущие риски логистических систем вынуждают владельцев крупного, да и среднего, бизнеса серьезнее подходить к их оценке, искать действительно эффективные меры по их снижению. Корпоративные страховочные решения перестали пользоваться популярностью. Отказавшись от них и желая осмысленно оценивать риски и управлять ими, крупная компания непременно сталкивается с проблемой: кто должен профессионально и комплексно заниматься этими вопросами? В теории — это дело службы риск-менеджмента. Однако сегодня подобными подразделениями могут похвастаться лишь несколько сырьевых и промышленных холдингов. Компаниям необходимо либо выстроить систему по управлению рисками, либо искать другие решения. Кроме того, управление рисками в логистике имеет особую специфику и специалистов в этой области не много.

Итак, с чего необходимо начать создание системы управления рисками в логистике?

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система «управления риском», которая включает ряд видов деятельности.

1. Идентификация риска

Идентификация риска означает выявление источников риска, их видов и возможного ущерб. К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д.

а) риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве, включая пожары, дорожно-транспортные происшествия, угон или пропажу транспортного средства, взрывы, повреждения при погрузке, укладке, выгрузке, приеме товара; утрату или повреждение тары, упаковки, утрату или неправильное оформление документов, халатность персонала и т.д.;

б) риски, воздействующие на грузы извне: ДТП, климат, запреты властей, неплатежеспособность или банкротство субподрядчиков, ошибки в оформлении процедур платежей, задержка в пути, утрата или повреждение груза при хранении, складировании и других операциях на складах и при подготовке к транспортировке, высокая концентрация груза, низкий уровень квалификации работников;

в) риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом: жертвы аварий, несчастный случай, ожидание выполнения операций, повреждение собственности подрядчика, повреждение чужого имущества, таможенные риски и т.д.;

г) прочие риски, затраты на спасение и аварию, ликвидацию последствий, затраты насюрвейера или юриста и другие затраты. На риски продавца, связанные с оплатой по контракту, и на риски покупателя, связанные с доставкой товара, существенно влияют установленные в контракте условия платежа. При этом регламентируются расходы по кредиту и платежам, а также устанавливаются форма и путь оплаты. Поставка товара и его оплата, как правило, разделены во времени и пространстве, поэтому в зависимости от принятых условий платежа изменяется величина рисков для продавца и покупателя. Соотношение позиций, занимаемых заказчиком и поставщиком при переговорах, интенсивность и продолжительность деловых отношений между ними и уровеньобоюдного доверия оказывают значительное влияние на определение условий платежа. В качестве условий платежа, влияющих на риски в ЛС, используются: предоплата, аванс, платеж по документарному аккредитиву, платеж по документам инкассо.

Эксперты или специалисты могут идентифицировать грозящие риски до их появления. Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К этим рискам относят: вид товара и его упаковку; средство транспортировки (вид транспорта, число транспортных средств и их характеристики); сроки и продолжительность транспортировки и транспортные пути и т.п.

Идентификация риска позволяет впоследствии получить количественную и качественную оценку риска — оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном измерении. Полученные оценки позволяют разработать организационно-технические мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации ущерба и регулирования убытков.

Выявив и идентифицировав вид риска, необходимо знать последствия управленческих решений, связанных с особенностями проявления риска. Риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном выражении, если ущерб поддается измерению в денежной форме. В относительном выражении риск определяется величиной возможных потерь, отнесенной к любой базе: имущество предприятия; общие затраты ресурсов; ожидаемый доход (прибыль).

Среда возникновения: внешний риск возникает в результате взаимодействия предприятия с рыночными контрагентами; внутренний риск возникает внутри предприятия, вследствие особенностей организации производства, системы учета и контроля, принятия решений, подбора персонала.

Многие риски связаны со свойствами товара, предъявляемого для логистического обслуживания. Подобные риски можно предотвратить или уменьшить уже на стадии планирования выполнения контракта. Для этого иногда полезно соблюдать некоторые правила:

в контракте присутствуют спецификации (или прилагаются) и устанавливается финансовая ответственность за разрыв контракта;

фиксируются условия поддержания качества товара, согласуются системы стандартов и образцов, процентное содержание веществ, сертификация качества, безопасность поставки и самого товара;

правильно производится упаковка и маркировка, за нарушение — устанавливается штраф.

2. Условия поставки

Выбор условий контракта.

Подробно рассматриваются условия формирования цены товара по базисным условиям поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли. Единственным методом защиты является четкое рассмотрение структуры цены контракта. За время между моментом подписания контракта и моментом поставки цена может измениться. Поэтому по рекомендации ЕЭК в контрактах устанавливается «скользящая цена».

Труднее всего оценивать и предотвращать риски, которые возникают в результате форс-мажорных обстоятельств. В качестве таковых не признаются обычные коммерческие риски — колебания ко?юнктуры, изменения цен, банкротство.

Подробно и четко фиксируются условия расторжения контракта — порядок возмещения убытков, выплаты неустойки, штрафов. Контракт можно расторгнуть при следующих обстоятельствах: замена исполнителя, дополнительные соглашения о прекращении обязательств. Реализация права на расторжение контракта вследствие нарушения его условий ограничена — это может быть только просрочка поставок.

3. Выбор партнера

Выбор партнера (посредника) в ЛС также позволяет снизить риски, связанные с незнанием обстоятельств и условий его деятельности. Многие западные мониторинговые фирмы советуют в этом случае использовать правило 5 «С»:

Характер (character) — репутация в деловом мире, ответственность и готовность выполнить обязательства.

Финансовые возможности (capacity) — способность погасить ссуду, кредит или другой долг за счет текущих денежных поступлений или продажи активов.

Имущество (capital) — величина и структура акционерного и уставного капитала.

Обеспечение (collateral) — виды и стоимость активов. Общие условия (conditions) — состояние ко?юнктуры и другие факторы внешней среды.

Кроме того, необходимо проверять возможности логистических контрагентов с помощью собственной системы информации или профессиональных систем типа DueDiligence. Информацию о реальном финансовом положении клиента или контрагента можно получить: в Торгово-промышленной палате, банках, отчетах, аудиторских и страховых компаниях, союзах предпринимателей, фондовых и других биржах, консалтинговых компаниях. Подобная информация позволяет значительно снизить риски потерь, связанных с посредниками или партнерами, которых впервые привлекают к участию в логистическом процессе, а также узнать об изменении положения у «давних» контрагентов.

4. Оценка рисков и определение ущербов

Любой риск обладает следующими характеристиками:

1) наличием большого количества единиц, подверженных риску;

2) случайным характером потерь;

3) некатастрофическим характером потерь;

4) возможностью расчета вероятности потерь;

5) невысокой страховой премией.

Вследствие изменений в окружающей среде происходит постоянное изменение риска. Для оценки риска используют различные методы — метод индивидуальных оценок, метод средних величин и метод процентов.

Под оценкой риска в общем виде следует понимать:

1) оценку риска в смысле опасностей, которым он может быть подвержен;

2) степень и вероятность причинения ущерба в результате воздействия таких опасностей;

3) наиболее рациональное и глобальное страховое покрытие, необходимое для данного объекта страхования;

4) условия осуществления такое страхование и наличие экономически обоснованных ставок;

5) процесс ликвидации и минимизации убытков;

6) размер и целесообразность перестраховочной защиты;

Читайте также  Бизнес на рынке финансовых инвестиций

7) инспектирование риска, осуществление мер контроля над ним;

8) оценка возможных последствий страхового случая.

Страхование — сбор небольших страховых премий с большого количества клиентов и формирование страхового фонда для покрытия вероятного страхового случая.

Способность управлять рисками, т.е. снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска и получения его количественных и качественных оценок. При оценке рисков применяются несколько основных подходов и множество методов.

Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

на основе логических рассуждений, эмпирически — путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее; на основе статистики — путем изучения статистики потерь с установлением частоты появления определенных уровней потерь;

экспертно — на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

расчетно-аналитически — путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

Выбор методов оценки риска чаще всего связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров, сделок и других операций.

Разнообразные методы оценки риска — от простейших, позволяющих сориентироваться в сложившейся ситуации, до современных математических методов — позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

Результаты оценки, как правило, позволяют в дальнейшем принять решение о мерах компенсации, снижения или предотвращения логистического риска, в основе которых лежат существующие и постоянно модифицируемые методы. В их числе:

Диверсификация — распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала в ЛС, которые непосредственно не связаны между собой, что способствует снижению риска и уменьшению потерь.

Передача риска (снижение риска) — передающая сторона (трансфера) передает риск принимающей стороне (трансфери) на основе заключения контракта.

Лимитирование — установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

Страхование — передача или распределение рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц.

Устранение риска — отказ от некоторых видов деятельности, связанных с риском.

Основные пути минимизации рисков в логистике Минимизация рисков, возникающих в ЛС, основывается на ряде организационно-экономических мероприятий, целенаправленно и превентивно уменьшающих вероятность возникновения рисков:

1. Наличие информации — достоверной, своевременной и полной.

2. Управляющих воздействиях в ЛС, снижающих вероятность возникновения рисков и уменьшающих их негативные последствия.

3. Использование нормативных материалов — для правильного реагирования на возникновение рисковых ситуаций.

4. Наличие развитой логистической инфраструктуры: транспортной и информационной.

5. Страхование процессов транспортировки, складирования, грузопереработки.

6. Предотвращение дальнейшего ущерба от рисков.

Планирование в логистике;

Типы логистических стратегий.

Планирование в логистике.

Тема 11. Стратегия и планирование в логистике.

Планирование является общей функцией управления, входящей в кольцо управления (рисунок 1). Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

Рисунок 1 – Кольцо управления

Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия (организации), поэтому в данном учебном пособии рассмотрим только те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования.

Рисунок 2 – Классификация видов планирования в логистике

На рисунок 2 представлена классификация видов планирования по некоторым из возможных признаков. Каждый из видов планирования по срокам и по детализации конкретизирует и создает предпосылки для выполнения планов более высокого уровня.

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

– документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы;

– стандартизация. Составление документации должно производиться в соответствии с некими стандартами;

– организованность. Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;

– точность. Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования;

– согласованность. Все частные планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования (интеграция планов), так и в рамках одного уровня (координация планов). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;

– непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнятся другие, некоторые планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации;

– полнота, т.е. охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе логистической деятельности.

Перед началом планирования необходимо четко определить:

– объект планирования (что планируется);

– субъект планирования (кто планирует);

– горизонт планирования (на какой срок);

– средства планирования (с помощью чего планировать: финансовые средства, вычислительная техника);

– методику планирования (как планировать);

– согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).

Результаты выполнения планов должны контролироваться. Логистический контроль – это упорядоченный и в идеале непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих расхождений с целью выявления их причин.

Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа:

1. Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными;

2. Тактические решения связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском;

3. Операционные решения наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой.

Существует несколько типов стратегических решений (рисунок 3).

Рисунок 3 – Типы стратегических решений

Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.

В идеале организации должны все делать как можно лучше с учетом низких затрат, хорошего обслуживания потребителей, быстрой доставки, гибкости, использования высоких технологий и т.д. На практике это, конечно, нереально. Поэтому приходится уравновешивать уровень предоставляемых услуг с затратами. Для этого необходимо выбрать конкретную направленность для своей логистической стратегии, что является ключевым решением.

Например, одни организации делают ставку на предоставление дешевых услуг, другие – на высокую скорость доставки, третьи – на предоставление индивидуальных услуг и т. д.

К основным направлениям логистических стратегий относятся следующие:

– минимизация логистических издержек;

– повышение уровня обслуживания потребителей;

– основное внимание – временным параметрам: минимизация времени поставок товаров или доставка точно ко времени, указанному заказчиком;

– основное внимание – предоставлению услуг очень высокого качества;

– гибкость предлагаемой продукции предполагает предоставление специализированных услуг или услуг, с учетом требований конкретных заказчиков;

– гибкость объема предлагаемой продукции предполагает особое внимание уделять оперативному реагированию на изменяющийся спрос;

– технология – стремление к разработке и использованию самых современных технологий в области коммуникаций, отслеживания грузов, сортировки упаковок, идентификации продуктов, учета динамики запасов и др.;

– место расположения – стремление оказывать услуги, располагаясь на самых выгодных местах.

Бизнес-план логистической компании

В статье рассмотрены особенности составления бизнес-плана логистической компании. Услуги логистики востребованы как среди юридических и физических лиц. Поэтому такой вид бизнеса всегда будет оставаться актуальным при постоянном уровне спроса. В связи с этим, существует высокий уровень конкуренции на рынке.

Поэтому, для того чтобы занять выгодную позицию, предпринимателю потребуется продумать модель будущей фирмы еще на этапе планирования. Лучше всего это делать в рамках бизнес-плана. Бизнес-план логистической компании поможет вам сформировать дальнейшую последовательность действий, определить эффективность и целесообразность вложений, а также воспользоваться заемными средствами в виде банковских кредитов и инвестиций.

Что нужно для запуска логистической компании?

Перед стартом проекта по логистике важно оценить его эффективность с помощью различных показателей, определиться со сроком окупаемости. Для этого следует рассчитать прогноз доходов, издержек, выручки, прибыли в бизнес-плане.

Читайте также  Защита иностранных инвестиций в праве

Кроме того, на этапе планирования логистического центра в рамках бизнес-плана необходимо подробным образом изучить целевую аудитории и особенности рынка, в частности:

  • Основных потребителей;
  • Предпочтения;
  • Факторы, влияющие на выбор;
  • Спрос на российские и международные направления;
  • Порядок ценообразования.

Пример бизнес-плана логистической компании

Оглавление

Логистическая компания оказывает услуги по упаковке, хранению и перевозке грузов различных габаритов. В качестве дополнительных услуг в бизнес-плане обозначаются следующие:

  • Страхование;
  • Оформление таможенной и иной документации;
  • Поиск поставщиков и посредничество во взаимодействии с ними;
  • Сбор грузов и др.

Больший упор делается на корпоративных клиентов, к которым относятся:

  • Магазины, супермаркеты, в том числе, работающие в режиме онлайн;
  • Предприятия-производители различных товаров;
  • Иные компании, организующие переезд офиса из одного места в другой, желающие приобрести необходимое оборудование, найти поставщиков и т.д.

В состав целевой аудитории логистического центра согласно бизнес-плану включаются, также, и граждане, целью которых является:

  • Продажа вещей в другие регионы;
  • Заказ мебели, бытовой техники и иных крупногабаритных грузов зарубежом или в отдаленных городах;
  • Перевоз собственных вещей в другой город и т.д.

Осуществляется оплата услуг по перевозке, а также дополнительных услуг при их наличии. Документация и возможность отслеживания движения груза предоставляется бесплатно.

1 – Резюме

1.1. Суть проекта

1.2. Объем инвестиций для запуска логистической компании

1.3. Результаты работы

2 – Концепция

2.1. Концепция проекта

2.3. Цели на 5 лет

3 – Рынок

3.2. Динамика рынка

4 – Персонал

4.1. Штатное расписание

4.3. Заработная плата

5 – Финансовый план

5.1. Инвестиционный план

5.2. План финансирования

5.3. План продаж разработки логистической компании

5.4. План расходов

5.5. План налоговых выплат

5.7. Доход инвестора

6 – Анализ

6.1. Инвестиционный анализ

6.2. Финансовый анализ

6.3. Риски логистической компании

7 – Выводы

Бизнес-план логистической компании предоставляется в формате MS Word – в нем уже есть все таблицы, графики, диаграммы и описания. Вы можете их использовать «как есть», потому что он уже готов к использованию. Либо можете скорректировать любой раздел под себя.

Финансовые расчеты предоставляются в формате MS Excel – в финансовой модели выделены параметры – это значит, что вы можете изменить любой параметр, и модель все автоматически рассчитает: построит все таблицы, графики и диаграммы.

Особенностью финансовой модели является то, что все формулы, параметры и переменные доступны для изменения, значит, корректировать модель под себя сможет любой специалист, который умеет работать в MS Excel.

  • Бизнес-план логистической компании
  • Детальный бизнес-план логистической компании
  • Детальные финансовые расчеты логистической компании
  • Детальный бизнес-план логистической компании
  • Детальные финансовые расчеты логистической компании
  • Оптимизация проекта под ваши условия

Отзывы наших клиентов

Отзыв на бизнес-план АЗС

Вера Васильевна, зам фин. директора, Ростовская область

Отзыв на бизнес-план автосервиса

Розожина Л. г. Новосибирск

Отзыв на бизнес-план транспортной компании по грузоперевозке

Ростислав Бирин, Самара

Отзыв на бизнес-план логистической компании

Конкуренция на рынке логистики

Основными конкурентами являются аналогичные логистические и транспортные компании, а также курьерские службы и фирмы по доставке товаров.

Для привлечения внимания клиентов в бизнес-плане следует сформулировать конкурентное преимущество и транслировать его при проведении маркетинговых мероприятий. Оно может выражаться в следующем:

  • Географическая распространенность пунктов доставки и выдачи;
  • Низкие тарифы;
  • Опыт при работе с международными направлениями;
  • Возможность отслеживания груза в режиме онлайн;
  • Предоставление закрывающих документов;
  • Услуга по забору груза у отправителя;
  • Наличие большого склада для хранения;
  • Техника для перевоза крупногабаритных грузов;
  • Короткие сроки и т.д.

Особое внимание в соответствии с бизнес-планом при логистике следует уделить обеспечению сохранности предметов отправления, а также четкого соблюдения заранее оговоренных сроков.

Риски при открытии логистической компании

При составлении бизнес-плана и определении концепции будущей логистической компании важно проанализировать возможные риски и рассмотреть варианты их нивелирования.

Основными рисками могут быть следующие:

  • Усиление конкуренции, выход на российский рынок крупных международных компаний, открытие филиалов транспортных компаний в вашем городе;
  • Изменение действующего законодательства и международных нормативно-правовых актов, регулирующих таможенную сферу, услуги перевозки;
  • Выход из строя оборудования и машин;
  • Аварийные и иные форс-мажорный ситуации, приводящие к потере и порче груза;
  • Репутационные риски.

Порядок открытия

В процессе запуска проекта по открытию логистического терминала потребуется пройти следующие основные этапы, предусмотренные бизнес-планом:

  1. Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, постановка на налоговый учет и определение системы налогообложения;
  2. Подбор подходящего помещения для офиса, склада, гаража;
  3. Приобретение автомобилей и оборудования;
  4. Найм персонала;
  5. Проведение маркетинговых активностей;
  6. Открытие центра.

Основная сложность заключается в том, что пункт приема и выдачи необходимо организовать в каждом городе, откуда и куда осуществляется доставка. В противном случае потребуется довозить груз до получателя.

Отличительной особенностью бизнеса по логистике является отсутствие обязанности приобретения лицензии, что отражается в бизнес-плане.

Расчет требуемых инвестиций

В соответствии с бизнес-планом предусматриваются первоначальные вложения в открытие логистического центра по следующим основным статьям:

  • Аренда – ххх руб.;
  • Строительные и ремонтные работы – ххх;
  • Приобретение машин и оборудования – ххх;
  • Маркетинг и реклама – ххх;
  • Регистрация бизнеса – ххх;
  • Запас денежных средств – ххх.

Общая сумма составит от 5 до 50 млн. руб. в зависимости от масштабов реализации проекта логистического центра в бизнес-плане.

Потребность в оборудовании

В бизнес-плане предусмотрены расходы на приобретение следующего оборудования для открытия логистического центра:

  • Грузовые автомобили;
  • Упаковочная машина;
  • Универсальные контейнеры;
  • Платформа для перевозки;
  • Погрузчики;
  • Тягач;
  • Прицеп;
  • Компьютеры;
  • Мебель;
  • Стеллажи для склада;
  • Кассовое оборудование и др.

Для размещения логистического центра потребуется большое помещение более 1000 кв.м., расположенное в промышленном районе города. Оно должно и быть разделено на следующие зоны согласно бизнес-плану:

Необходимы высокие потолки, наличие охранной сигнализации, противопожарной системы, системы видеонаблюдения, а также хорошая транспортная доступность и большая стоянка.

Как рекламировать услуги?

Маркетинговые активности, направленные на продвижение услуг логистического центра, обладают своими особенностями. В соответствии с бизнес-планом выделяют следующие:

  • Создание сайта с подробным описанием услуг, стоимостью, встроенным калькулятором;
  • Рассылка коммерческих предложение и проведение переговоров с крупными клиентами-юридическими лицами;
  • Реклама в специализированных журналах о промышленности, по радио;
  • Наличие яркой вывески и указателей;
  • Участие в государственных закупках.

Финансовая модель логистической компании в бизнес-плане

Финансовый план бизнес-плана строиться на основе прогнозов таких показателей деятельности логистического центра, как прибыль, выручка, издержки.

Операционные расходы

Для поддержания нормального функционирования логистического терминала потребуется осуществление ежемесячных затрат по следующим основным статьям согласно бизнес-плану:

  • Арендная плата – ххх руб.;
  • Коммунальные услуги – ххх;
  • Заработная плата сотрудников – ххх;
  • Налоговые отчисления – ххх;
  • Содержание автопарка – ххх;
  • Ремонт оборудования – ххх;
  • Маркетинг – ххх.

Итого от ххх руб. в месяц.

Доходы бизнеса

Выручка формируется за счет платы, взимаемой за предоставление услуг логистической компанией, и может достигать в соответствии с бизнес-планом до ххх руб. в месяц. Тогда прибыль будет варьироваться в значении от ххх до ххх руб. ежемесячно.

Кадровый состав логистической компании в бизнес-плане

  • Директор;
  • Менеджеры по работе с клиентами;
  • Логисты;
  • Грузчики;
  • Водители;
  • Операторы горячей линии;
  • Бухгалтер;
  • Юрист;
  • Менеджер по рекламе;
  • Рабочие;
  • Охранники;
  • Уборщицы.

Срок окупаемости инвестиций

Срок окупаемости вложений в логистическую компанию, рассчитываемый как основной показатель эффективности в бизнес-плане, составит от 3-х до 5-ти лет.

Бизнес-план имеет четкую структуру, содержит подробные финансовые расчеты, а финансовая модель позволяет гибко менять любой параметр бизнеса. Это оптимальное решение для тех, кто планирует привлекать инвестиции, хочет получить кредит или иметь готовый шаблон для разработки своего бизнес-плана.

Финансовая модель – это отдельный файл в формате MS Excel – по сути это
отдельный продукт, разработанный для планирования бизнеса и расчета всех его
показателей. Каждый из параметров финансовой модели можно менять вручную.
Макросов в финансовой модели нет. Все формулы прозрачны и доступны для
изменения.

В процессе работы над бизнес-планом мы просматриваем десятки различных источников
информации. Это и данные поставщиков оборудования, и отраслевые порталы, и интервью с экспертами рынка, и данные официальной статистики – такой системный анализ данных дает полную картину по всем параметрам проекта: по ценам, по стоимости оборудования, по стоимости помещения, по затратам и т.д.

Необходимой составляющей полноценного бизнес-плана является гибкий план продаж. Важно с одной стороны иметь прогноз по бизнесу в целом, а с другой стороны иметь возможность посмотреть доходность в разрезе отдельного центра прибыли или даже отдельного продукта.

Отчет о движении денежных средств — важнейший документ любого бизнес-плана. Содержит комплексную информацию об операционных, инвестиционных и финансовых поступлениях и оттоках компании, а также позволяет оценить общую картину результатов деятельности компании.

Скачайте готовый бизнес-план логистического центра с расчетами и финансовой моделью Excel

Услуги в сфере логистики согласно данным бизнес-плана всегда будут востребованы и актуальны как со стороны компаний, так и со стороны простых граждан. Поэтому, в данном бизнесе есть возможность зарабатывать хорошую прибыль.

В бизнесе в сфере логистики существует возможность постоянного развития, связанное с открытием новых географический направлений и расширением парка средств для перевозки. Данный факт, также, необходимо учесть в бизнес-плане.

Источники: http://trade.bobrodobro.ru/12662, http://studopedia.su/12_10134_planirovanie-v-logistike.html, http://plan-pro.ru/sfera-uslug/avto-transport/biznes-plan-logisticheskoj-kompanii/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто