Иностранцы сокращают прямые инвестиции в экономику России
Согласно данным Банка России, опубликованным на сайте регулятора по итогам первого полугодия 2018 года п рямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики РФ составили 7,3 млрд долларов. Это в 2,4 раза меньше, чем в аналогичный период 2017 года ( 17,5 млрд долларов). Во втором квартале года приток прямых инвестиций снизился в 3,3 раз и составил 1,7 млрд долларов по сравнению с 5,6 млрд долларов в первом квартале.
В отчетный период о бъем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора РФ в январе-июне вырос на 0,4 млрд долларов (в первом квартале показатель увеличился на 1 млрд долларов, тогда как во втором квартале он упал на 0,4 млрд долларов ) . В первом полугодии 2017 года о бъем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора упал на 6,1 млрд долларов.
Обязательства федеральных органов управления РФ перед нерезидентами по портфельным инвестициям в первом полугодии 2018 года упали на 2,7 млрд долларов против роста на 6,7 млрд долларов в аналогичный период 2017 года. Во втором квартале 2018 года отток инвестиций нерезидентов из рос сийских госбумаг оценивается в 6,7 млрд долларов после притока в первом квартале на 4 млрд долларов .
Да, признает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский , действительно, в первом квартале текущего года сегмент прямых иностранных инвестиций (в отличие от портфельных) показал существенную просадку. В частности, в такой позиции как участие в капитале в компаниях небанковского сектора объём транзакций снизился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В прочем, объём участия нерезидентов в капитале российских банков и инвестиционных компаний остался практически неизменным по сравнению с первым кварталом 2017 г.
Тот факт, что при этом такая позиция как реинвестирование доходов нерезидентами в небанковском секторе несколько, а в финансовом – подскочила аж в четыре раза – говорит, о том, что основные страхи и опасения нерезидентов теперь связаны в большей мере с режимом санкций, нежели с традиционными несовершенствами законодательной базы РФ , уверен эксперт . Те капиталы, которые к моменту введения жё стких санкций США против России уже находились в российской финансовой системе, как видно, не горят желанием её покидать.
В складывающейся ситуации основным инвестором в России с огромной долей 75-80% от суммарных прямых инвестиций продолжает оставаться государство , указывает Рожанковский . Здесь кроются большие реализационные и качественные проблемы – тезис об инертности и низкой конкурентоспособности государства как инвестора никто не отменял. Вместе с тем надо понимать, что главный инвестор мира – частные компании США – сейчас находятся также не в лучшей форме из-за структурной перестройки американской экономики Дональдом Трампом.
Очевидно, говорит аналитик, ответ на этот вызов просматривается только в том, чтобы страны, подвергшиеся политическим и торговым санкциям со стороны США – в первую очередь, Китай, Россия, Иран, Турция – создали свою торгово-финансовую систему по принципу международных картелей типа ОПЕК и реализовывали взаимную торговлю и инвестиции внутри этой системы. Понятно , что банк БРИКС к настоящему времени морально устарел, и его цели и инструменты не отвечают новым глобальным экономическим вызовам.
Стоит обратить внимание, указывает исполнительный директор ICBF Максим Ефремов, что хотя за первые три месяца иностранные инвестиции в небанковский сектор составили 4,3 млрд долларов, но и вывод денег был небольшой — 0,2 млрд долларов. С апреля по июнь регулярно появлялись новости, заставляющие инвесторов переживать: антироссийские санкции, торговая война США с партнерами, постоянные перипетии на сырьевом рынке и т. д. Тем не менее, это реалии, с которыми уже привыкли жить отечественные компании, вследствие чего крайне сомнительно, что нынешний вывод капитала окажет существенное влияние на экономику.
Безусловно, признает аналитик, текущая обстановка не способствует увеличению ВВП, но и никакого шока не вызывает. Учитывая возможный разгон инфляции и ослабление покупательской способности населения, давление на бизнес может оказаться серьезным, а значит, прогнозируемый рост экономики в 1,9% к концу года может стать недостижимой величиной, и принимая во внимание, что эффект от описанного негатива проявится не сразу, ожидания касательно прироста ВВП на 1,4% могут также не оправдаться.
Парадокс ожиданий: почему сокращаются иностранные инвестиции в Россию
По итогам 2012 года Россия заняла 11-е место в мировом рейтинге привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций, поднявшись с 2009 года на семь ступенек, а с 2011-го — на одну. Это рейтинг «ожиданий», его составляет компания A.T. Kearney на основе опроса топ-менеджеров более 300 компаний (с оборотом от $500 млн), которые не присутствуют в оцениваемых странах, при этом на эти корпорации приходится 75% глобального потока прямых иностранных инвестиций. Россия в рейтинге отстает от Сингапура и Мексики, но опережает, например, Францию и Японию.
Если же смотреть на реальные цифры, то прямые иностранные инвестиции в Россию падают, по итогам 2012 года они составили $51 млрд, годом ранее — $55 млрд, а в 2008-м — $75 млрд. Получается, что иностранцы все меньше вкладывают в российскую экономику, но верят в рост привлекательности таких инвестиций. Как объяснить этот парадокс? Эксперты A.T.Kearney связывают повышение привлекательности России с присоединением к ВТО, расширившим доступ к экспортным рынкам. Одновременно у России возникли обязательства по снижению ограничений на прямые иностранные инвестиции, в том числе в секторе услуг, который выглядит особенно привлекательно на фоне низкой стоимости рабочей силы и роста внутреннего рынка. Что нужно изменить, чтобы реальность и ожидания совпали? Ничего нового. Управляющий партнер A.T.Kearney в России Пер Хонг считает слабыми сторонами России правоприменение, коррупцию, неэффективное регулирование и отсутствие прозрачности.
По мнению 200 иностранных бизнесменов, опрошенных Ernst & Young, для улучшения отечественного инвестклимата необходимо снижение уровня бюрократии, повышение эффективности законодательства и прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности. Впрочем, есть небольшой повод и для оптимизма. По данным Ernst & Young, в 2012 году количество новых рабочих мест в России, созданных за счет прямых иностранных инвестиций, превысило докризисный уровень, а 68% иностранных компаний, уже осуществляющих прямые инвестиции в нашу страну, намерены наращивать присутствие в этом году.
Иностранные инвесторы отвернулись от России
Число работающих в РФ европейцев снизилось в три раза
Источник: McKinsey & Company
Рассказы о слабом влиянии санкций на экономику страны не проходят проверку реальностью. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в нефинансовый сектор РФ в первом полугодии снизились до 7,3 млрд долл. Это почти в 2,5 раза меньше, чем год назад. Да и российский бизнес предпочитает инвестировать не в России, а за рубежом. Но вчера министры нашли волшебную инвестиционную палочку. Они решили, что за капвложения теперь будут отвечать местные чиновники. А показатели прироста инвестиций правительство включит в оценку работы государственных служащих.
Правительство готовит план увеличения инвестиций в стране, которые должны стать одним из локомотивов «прорыва» в экономике в ближайшие шесть лет. Ориентиром обозначена доля инвестиций в размере четверти от ВВП.
Этот показатель был установлен еще в начале предыдущего срока президентства Владимира Путина, но достигнут не был.
Неудачу традиционно списывают на кризис и начало санкционного давления. Пока правительство готовит новый план мероприятий по привлечению вложений в основные фонды, санкционное давление нарастает, а иностранные прямые инвестиции в РФ сократились. Для стабильного развития экономики РФ необходимо довести объем инвестиций до 25% ВВП, заявил в четверг премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства.
«Задача сложная, масштабная, рассчитанная не на один год, но без ее решения мы вряд ли сможем добиться необходимых темпов экономического роста, не сможем стабильно развиваться при той конкуренции экономической и политической и технологической, которая существует», – сказал он.
Премьер-министр призвал в этой работе скоординировать действия всех участников, подключить экспертов, бизнес и распределить имеющиеся ресурсы. Медведев сообщил, что по его поручению Минэкономразвития подготовило проект соответствующего плана. В частности, по его словам, работа будет структурирована по нескольким блокам. Среди них он назвал системные меры по улучшению инвестиционного климата и снижению инвестиционных издержек бизнеса. Премьер-министр поручил до 1 октября разработать ключевые показатели эффективности для оценки работы министерств и ведомств в сфере привлечения инвестиций в Россию.
Этот показатель (доля инвестиций в 25% от объема ВВП) был обозначен как цель правительства еще шесть лет назад, достичь его планировалось в 2015 году, а в 2018-м он должен был достичь 27%. Но не получилось.
В марте этого года Владимир Путин поручил правительству и ЦБ составить план действий по ускорению роста инвестиций, в котором опять ориентиром указаны 25%. При этом предусматривается еще и рост самого ВВП гораздо более высокими темпами, чем 1,5–2% в последние годы – правительству поручено замахнуться на среднемировой темп в 3–3,5%.
Инвестиции в основной капитал должны расти темпами около 6% в ближайшие 6 лет, чтобы их доля повысилась в ВВП до 25% к 2024 году, говорил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. По его словам, министерство будет предлагать, чтобы эти показатели были зафиксированы в качестве ключевых показателей эффективности (KPI) для отраслевых ведомств. «Там будет дифференцированный показатель по росту инвестиций для той или иной отрасли (от двузначных в некоторых отраслях до близких к нулю в других)», – сказал министр.
Рассчитывать, вероятно, придется в первую очередь на средства самого государства, так как, судя по всему, инвестиционный климат в стране ухудшается. По крайней мере объем ПИИ, то есть денег, идущих не на покупку ценных бумаг, а на создание производств, резко сократилось. По данным Банка России, с января по июль объем ПИИ в российскую экономику составил 7,3 млрд долл., что в три раза меньше, чем за тот же период прошлого года – 17,5 млрд долл. Аналитики обращают внимание, что наиболее резко сокращение пошло во втором квартале, после введения американских санкций против российских миллиардеров: во втором квартале было вложено 1,7 млрд долл. против 12,6 млрд во втором квартале 2017 года.
Еще осенью прошлого года правительство излучало оптимизм по поводу иностранных инвестиций. «Несмотря на попытки экономической изоляции нашей страны, усиливается интерес к сотрудничеству с Россией и зарубежных инвесторов», – говорил Медведев в октябре. Тогда он отчитывался достижениями Консультативного совета по иностранным инвестициям, в который входят около 50 крупных зарубежных компаний.
Резкое падение ПИИ во втором квартале главный экономист «Локо-инвест» Кирилл Тремасов объясняет двумя шоками, которые произошли в это время. Первый связан с введением санкций против российских компаний в начале апреля, а второй – с массовым выведением капиталов с развивающихся рынков. Из опубликованного компанией McKinsey графика видно, что доля инвестиций в ВВП России в последние годы держится на уровне 17–20%. Достижение 25% на этом фоне кажется трудновыполнимой задачей, но только для нашей экономики (в Китае она достигает и 40%). Ее рулевые упорно игнорируют мировой опыт и вместо мер решительного стимулирования частной инициативы выдумывают все новые инструменты перераспределения и контроля. А вместо обещанной стабильности вводят новые налоги.
«Правительство РФ больше говорит о стимулировании внутренних инвестиций, а не иностранных. Но условия внутри страны пока способствуют лишь увеличению операций на финансовом рынке – это депозиты, различные операции РЕПО и т.д., так как реальная доходность там выше и отдача быстрее», – пояснил «НГ» главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов.
Главный инвестиционный стратег ICBF Дмитрий Мурадов в связи с этим заметил, что в среду Минфину удалось разместить весь объем облигаций федерального займа (ОФЗ) на рекордную с марта сумму в 40 млрд руб.
По данным аналитика компании «Фридом Финанс» Валерия Безуглова, из-за санкций доля нерезидентов в государственные ОФЗ сократилась с начала года на 4% от максимума и составила 30,5%, что эквивалентно оттоку на уровне 228 млрд руб. Он считает, что без иностранных инвестиций России будет трудно достичь 25-процентной доли. «По итогам 2017 года показатель составил 17,3%, что предполагает 5,5 трлн руб. дополнительных инвестиций для достижения целевых параметров. Достичь таких значений без иностранного капитала будет крайне сложно, а его потоки будут зависеть от геополитических рисков», – сказал «НГ» Безуглов.
По словам Богданова, сейчас большой угрозы для экономики России падение иностранных инвестиций не представляет. «В стране много своих свободных денег, и задача правительства создать стабильность и доходность, чтобы эти деньги превратились в долгосрочные инвестиции», говорит эксперт.
«В глазах иностранных инвесторов Россия выглядит рискованно, и поэтому наблюдается резкий отток инвестиционного капитала из страны. Для того чтобы создать привлекательный инвестклимат в России, необходимо обеспечить стабильность налоговой системы, снизить государственную и административную нагрузки», – сказал «НГ» эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.
Бегство иностранного бизнеса из России заметно даже на уровне пограничной статистики. По сравнению с 2014 годом число временно пребывающих иностранцев из стран Евросоюза упало почти в 3 раза. Так, например, в начале украинского кризиса в России временно находились почти 350 тыс. граждан ФРГ, а сегодня их в РФ меньше 100 тыс. Такие данные приведены в последнем «Мониторинге экономической ситуации» Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).
Источники: http://expert.ru/2018/07/11/investitsii/, http://www.forbes.ru/infographics/finansy/investitsii/244091-paradoks-ozhidanii-pochemu-sokrashchayutsya-inostrannye-inve, http://www.ng.ru/economics/2018-07-12/1_7265_investors.html
Источник: