Оценка объема прямых инвестиций
Оценить объемы прямых инвестиций в исторической ретроспективе практически невозможно. Это связано как с отсутствием национальной статистики прямых инвестиций, так и с существенными различиями в их определении и композиции, принятыми в различных странах.
B настоящее время все прямые зарубежные инвестиции оцениваются в текущих рыночных ценах. Это означает периодическую переоценку активов и пассивов по сравнению с изначальной ценой во время их приобретения. Многие статистические издания содержат информацию о прямых инвестициях в исторических ценах и в текущих рыночных ценах. При этом для пересчета используются текущие котировки акций предприятий с иностранными инвестициями на крупнейших фондовых биржах.
Первые примеры прямых инвестиций относятся к XVII в. и связаны с деятельностью созданной в Англии Ост-Индской компании. B конце XIX — начале XX в. в связи с развитием промышленности и инфраструктуры Американского континента и Индии из европейских стран туда направлялись потоки капитала, которые по сегодняшним меркам можно было бы считать прямыми инвестициями. В.И.Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» привел многочисленные примеры вывоза капитала, с которым он связал переход капитализма в новую стадию его развития. Несмотря на то что основная доля прямых инвестиций осуществлялась до Второй мировой войны между Европой и Америкой, существуют исторические свидетельства того, что уже тогда потоки капитала направлялись с Севера на Юг. Так, в 1914 г. 53% английских прямых инвестиций в страны Азии, Африки и Латинской Америки направлялись в добывающие отрасли и 31% — в инфраструктуру.
B межвоенную пору 1918-1938 гг. прямые инвестиции развивались относительно медленно, хотя именно с этим периодом связано открьггие первых филиалов американскими корпорациями «Форд» и «Дженерал моторз» в Европе, Латинской Америке и Азии. B послевоенные годы, и особенно с начала 60-х гг., начался бурный рост прямых зарубежных инвестиций, прежде всего между развитыми странами. K 1970 r., когда впервые появились обобщенные статистические данные о прямых иностранных инвестициях, их общемировой поток составил 13 млрд. долл, в год, из которых 60% приходилось на США и 91% — на США, Японию, ФРГ, Францию, Италию, Великобританию и Канаду.
Иностранные инвестиции
Воп. 1 Сущность и классификация ин. инвестиций. Ин. инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты пред-кой и других видов деятельности в целях получения прибыли. В Законе РФ «Об ин.ин.» (1999) ин.ин. определяется как «вложение ин-го капитала в объект пред-кой деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав: вещи; иное имущество (в том числе имущественные права); результаты инт-ой деят-ти, в том числе исключительные права на них (инт-ая соб-ть); работы и услуги; нематериальные блага; инф-ия.
Понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые ин.инвестор может вкладывать в эк-ку принимающей страны.
В перечень основных объектов ин.ин входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие мат. ценности) и соот-щие имущ-ные права, ден. ср. и вклады; ц.б. (акции, облигации, вклады, паи и др.); права на инт-ую соб-ть; права на осущ. хоз. деятельности.
Классиф.инв. Прямые инвестиции – ин-ции, осуществляемые для участия в прибылях пр-ия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора яв-ся право участия в управлении пр-ем. Основными способами осуществления прямых инвестиций являются: создание за границей соб-го филиала или пр-ия, приобретение или поглощение зарубежных пр-ий, фин-ие деятельности зарубежных филиалов, приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами, предоставление прав на использование определенных технологий, приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании. Портфельные инвестиции представляют собой вложения ин-ных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать упр-ие и влиять на ком-мую дея-ть орг.; а также в другие ц.б. принимающих государств — облигации, гос. долговые обязательства и т. д. Прочие ин.- это торговые кредиты, различные кредиты, полученные от инв-ов, кредиты полученные от м.н. орг-ий, банковские вклады. – валютные счета заруб. инв. вложенные в Росб банки, 2-х сторонние инв. кредиты. Схема…
Воп. 2. Особенности регулирования ин. инвестиций на лвусторонней основе и … Двусторонние межправ соглаш о поощ и взаим защите ин-ий. – это соглашения между двумя гос-ми, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе ин-го процесса, т.е. они договариваются о готовности создавать благоприятные условия для частных ин-ий с учетом того, что поощрение и взаимная защита ин-ий ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного эк-го сотрудничества. В соглашении говорится, что ин-ии другой стороны будут осущ-ся в соответствии с нац-ным законодательством страны приложения капитала, т. е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, ининам может предоставляться: нац. режим, при котором ининам предоставляется тот же эк-ий режим, что и местным пр-ям (с установленными законом изъятиями); режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных гос-тв пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации к.-л. ин-ов по сравнению с ин-ми из 3-х стран.
Соглашения гарантируют ин-ам свободный вывоз прибылей от ин-ий, дают гарантию от двойного налогообложения, запрещают несправедливую конкуренцию.
Воп. 4 Общая характеристики закона «О соглашениях о разделе продукции» Соглашения о разделе продукции. — новая для России форма орг-ии ин-ой деят-ти, чаще всего используемая при освоении месторождений полезных ископаемых. Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Сторонами соглашения (далее — стороны) являются: Российская Федерация (далее — государство), от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;
инвесторы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Воп. 5 Условия выполнения работ в соотвествии с законом
Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее — работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.
2. Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, а также при соблюдении утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:
предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами; осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния;
страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду; ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.
Стороны могут согласовать применение общепринятых в мировой практике ведения работ по разведке и добыче минерального сырья стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения при условии предварительного одобрения указанных стандартов (норм, правил) соответствующими государственными органами Российской Федерации в установленном порядке.
Стороны должны предусматривать в соглашениях условие, что не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки (если предусматривается соглашением), закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации.
3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей, инвестор обязан принимать все необходимые меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
4. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать создаваемые инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные действия.
5. По завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья инвестор обязан возвращать участки территории, переданной ему в пользование в соответствии с условиями соглашения. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются соглашением.
6. Геологическая и технико-экономическая информация по объектам, на которых проводятся работы по соглашению и намечается добыча полезных ископаемых, должна быть представлена на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами может быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются соглашением. Создание управляющего комитета должно предусматривать равное участие со стороны государства представителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Воп. 6 Раздел продукции в соответствии с законом
Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:
определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости; определения части произведенной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее — компенсационная продукция). При этом состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, и компенсационной продукции;
передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Воп. 8 Место и роль прямых ин. инвестиций среди осн. форм выхода на междунар. рынки
1. Прямые зарубежные инвестиции — это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. По определению Международного валютного фонда, прямые зарубежные инвестиции – это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в который вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями.
Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений собственного капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. К прямым зарубежным инвестициям относится также реинвестирование прибыли, полученной за рубежом, в производство страны, где она была получена.
Интерес к прямым зарубежным инвестициям обусловливается:
· стремлением закрепить технологическое лидерство: осуществляя прямые инвестиции за рубеж, корпорации, обладающие контролем над ключевой технологией, закрепляют, таким образом, свое конкурентное преимущество;
· разницей в среднем уровне оплаты труда;
· ограниченностью возможности сбыта продукции на внутреннем рынке;
· масштабами корпораций (чем больше размер корпорации, тем больше возможностей для прямых инвестиций);
· потребностью в природных ресурсах.
Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму:
· филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору;
· дочерней компании — предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют более 50 %;
· ассоциированной компании — предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее 50 %.
Начавшийся в 70-х годах XX века процесс создания межнациональных производственных комплексов (транснационализация) привел к тому, что основная часть прямых зарубежных инвестиций приходится сегодня на долю международных корпораций. Именно наличие прямых зарубежных инвестиций является одним из важнейших признаков международных корпораций, в частности ТНК. На долю 100 крупнейших ТНК в середине 90-х годов приходилось около трети всех прямых иностранных инвестиций.
Воп. 9 Макроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций
Первые гипотезы возникли в 20 веке в 50-60 годы из-за возросшей рыночной активности дочерних компаний на рынках Европы и латинской Америки.
Гипотезы подразделяются на 3 уровня мотивов:
Рисунок — Структура гипотез и мотивов Прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Стратегические и психологические мотивы.
К стратегическим мотивам относятся:
Поиск новых рынков сбыта;
Поиск новых источников сырьевых ресурсов;
Поиск возможностей для ведения производства с более высокой эффективностью;
Поиск новой информации.
Психологические мотивы. Разработчик — Иоганн Ахарони. Он исследовал поведенческие аспекты принятия инвестиционных решений.
Психологические мотивы (основаны на личных убеждениях менеджеров компаний):
Опасение потери перспективного рынка сбыта;
Предложение поступило от лиц или организаций, мнение которых не может быть проигнорировано (государство, дистрибьюторы);
Успешная деятельность национальных конкурентов за рубежом в исследуемой сфере;
Сильная конкуренция иностранных фирм на своем национальном рынке.
Психологические мотивы не являются основополагающими, но являются катализаторами.
Ахарони выявил ряд дополнительных мотивов для осуществления инвестиционных проектов:
стремление использовать имеющиеся у фирмы, невостребованные на внутреннем рынке факторы производства или результаты исследований;
утилизация старого оборудования;
не прямой возврат к потерянным рынкам через инвестиции в стране, которая имеет коммерческие соглашения с потерянными территориями.
Недостатком данных мотивов является объединение лишь первоначальных прямых инвестиций. Дальнейшие прямые инвестиции обосновываются экономическим масштабо
Воп. 10 Гос. поддержка прямых иностранных инвестиций
Учитывая возрастающее политическое значение прямых инвестиций, прямые инвесторы пользуются растущим вниманием правительств как в странах базирования, так и в принимающих странах.
• Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира. На многостороннем уровне гарантией инвестиций занимается созданное под эгидой Мирового банка Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Условия о гарантии инвестиций содержатся в Ломейской конвенции, подписанной между странами ЕС и многими развивающимися странами, а также в многочисленных многосторонних документах, одобренных международными организациями.
• Страхование зарубежных инвестиций. Является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. В США страхованием прямых инвестиций занимается Государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций (ОПИК)
• Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража. В рамках стран–членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования – принимающие страны.
• Исключение двойного налогообложения. Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
• Административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых – ознакомить национальных инвесторов с потенциальными возможностями для прямых инвестиций в принимающих странах.
Итак, прямые зарубежные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии – резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риск. Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через предоставление государственных гарантий инвесторам, страхование, исключение двойного налогообложения, урегулирование инвестиционных споров по дипломатическим и административным каналам.
Воп. 11 Сравнительный анализ прямых и портфельных иностранных инвестиций
1. Прямые зарубежные инвестиции — это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. По определению Международного валютного фонда, прямые зарубежные инвестиции – это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в который вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями.
Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений собственного капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. К прямым зарубежным инвестициям относится также реинвестирование прибыли, полученной за рубежом, в производство страны, где она была получена.
Интерес к прямым зарубежным инвестициям обусловливается:
· стремлением закрепить технологическое лидерство: осуществляя прямые инвестиции за рубеж, корпорации, обладающие контролем над ключевой технологией, закрепляют, таким образом, свое конкурентное преимущество;
· разницей в среднем уровне оплаты труда;
· ограниченностью возможности сбыта продукции на внутреннем рынке;
· масштабами корпораций (чем больше размер корпорации, тем больше возможностей для прямых инвестиций);
· потребностью в природных ресурсах.
Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму:
· филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору;
· дочерней компании — предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют более 50 %;
· ассоциированной компании — предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее 50 %.
Портфельные иностранные инвестиции — это вложения капитала в ценные иностранные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования. Цель портфельных инвестиций — получить доход за счет роста курсовой стоимости и выплачиваемых дивидендов. На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в процентах, выплачиваемых по ценным бумагам в разных странах; степень риска по этим вложениям; желание диверсифицировать (разнообразить) свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения.
Преимущество портфельных инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями заключается в том, что они обладают более высокой ликвидностью, т.е. возможностью их быстрого превращения в валюту.
Международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции в:
• акционерные ценные бумаги (equity securities) – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ (shares, stock, participation);
• долговые ценные бумаги (debt securities) – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ.
Долговые ценные бумаги могут выступать в форме:
• облигации (bond),простого векселя (debenture), долговой расписки (note) – денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный доход;
• инструмента денежного рынка (money market instrument) – денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход на определенную дату. Эти инструменты продаются на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения. В их число входят казначейские векселя (treasury bills), депозитные сертификаты (certificates of deposit),банковские акцепты (bankers’ acceptances) идр.;
• финансовых дериватов (financial derivatives) – имеющих рыночную цену производных денежных инструментов, удостоверяющих право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. В их числе – опционы, фьючерсы, варранты, свопы.
Воп. 13 Факторы, определяющие экспорт капитала
Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Главные – стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск. Многомерные эконометрические исследования, проводившиеся под эгидой экономических служб ООН, показали, что специфическиеООН, показали, что специфические причины экспорта и импорта прямых инвестиций в значительной степени пересекаются, правда их относительная роль различна.
Факторы, определяющие экспорт капитала:
• Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Чем ниже доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Предпринимая прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся удержать тем самым контроль над ключевой технологией, дающей им конкурентные преимущества. Прямая взаимосвязь уровня развития НИОКР с объемами экспорта капитала подтверждается практически для всех развитых стран.
• Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются средним уровнем оплаты труда работников. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень оплаты труда в корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций.
• Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем ниже удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций.
• Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций. Чем меньше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем меньше объем экспорта прямых инвестиций. Большинство корпораций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономики масштаба в рамках внутреннего рынка.
• Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем меньше размер корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций.
4. Оценка объема прямых инвестиций
Оценить объемы прямых инвестиций в исторической ретроспективе практически невозможно. Это связано как с отсутствием национальной статистики прямых инвестиций, так и с существенными различиями в их определении и композиции, принятыми в различных странах. Исторические данные о прямых инвестициях существуют только на уровне отдельных примеров.
В настоящее время все прямые зарубежные инвестиции оцениваются в текущих рыночных ценах. Это означает периодическую переоценку активов и пассивов по сравнению с изначальной ценой во время их приобретения; Многие статистические издания содержат информацию о прямых инвестициях в исторических ценах и в текущих рыночных ценах. При этом для пересчета используются текущие котировки акций предприятий с иностранными инвестициями на крупнейших фондовых биржах.
Наиболее полные данные о ежегодных прямых зарубежных инвестициях содержатся в сводном платежном балансе всех стран мира, выпускаемом ежегодно МВФ. Вследствие того что в мандат МВФ изначально не входило наблюдение за международным движением капитала, эта статистика появилась в сколько-нибудь полном виде только с начала 70-х годов. Подробные данные об американских прямых инвестициях за рубежом публикует департамент торговли США. Наибольший аналитический интерес представляют данные о ежегодном вывозе и ввозе прямых инвестиций, а также о накопительном (кумулятивном) итоге их вывоза и ввоза в течение ряда лет.
Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми инвесторами являются ведущие индустриальные страны — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция. В последние годы, например, США инвестируют за рубеж примерно столько же капитала, сколько иностранного капитала инвестируется в США. В числе развивающихся государств основными инвесторами являются нефтедобывающие (Саудовская Аравия, ОАР) и новые индустриальные страны (Южная Корея, Сингапур). Ввоз и вывоз прямых инвестиций странами с переходной экономикой пока по международным масштабам незначителен.
5. Государственная поддержка прямых инвестиций
Учитывая возрастающее политическое значение прямых инвестиций, прямые инвесторы пользуются растущим вниманием правительств как в странах базирования, так и в принимающих странах.
• Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира. На многостороннем уровне гарантией инвестиций занимается созданное под эгидой Мирового банка Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Условия о гарантии инвестиций содержатся в Ломейской конвенции, подписанной между странами ЕС и многими развивающимися странами, а также в многочисленных многосторонних документах, одобренных международными организациями.
• Страхование зарубежных инвестиций. Является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. В США страхованием прямых инвестиций занимается Государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций (ОПИК).
• Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража. В рамках стран—членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования — принимающие страны.
• Исключение двойного налогообложения. Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
• Административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых — ознакомить национальных инвесторов с потенциальными возможностями для прямых инвестиций в принимающих странах.
Источники: http://economics.studio/mejdunarodnaya-ekonomika/otsenka-obyema-pryamyih-83728.html, http://studfiles.net/preview/848943/, http://studfiles.net/preview/5436891/page:34/
Источник: