- научная статья по теме ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Государство и право. Юридические науки
- Текст научной статьи на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ»
- Организационные аспекты управленческого учета инвестиционной деятельности 1
- Процесс учетной регистрации хозяйственных операций
- Этапы реализации инвестиционного проекта
- Динамика инвестиций в основной капитал Российской Федерации
- правовые аспекты регулирования инвестиционной деятельности
научная статья по теме ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Государство и право. Юридические науки
Цена:
Авторы работы:
ЛИТЯГИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ»
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Н.Н. Литягин, кандидат экономических наук, доцент
В статье анализируется правовой статус инвестора, рассматриваются организационно-правовые формы инвестиционной деятельности, её соотношение с инвестиционным процессом.
Ключевые слова: инвестиции, инвестор, инвестиционная деятельность, договорно-правовые формы инвестирования, инвестиционный процесс.
Правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется различными правовыми средствами. Нормативными правовыми актами определены формы и методы инвестиционной деятельности, договорно-правовой инструментарий ее осуществления, регламентируется порядок приостановления и прекращения инвестиционной деятельности. Правовая регламентация осуществляется в этой сфере и по другим направлениям, включает в себя установление правового статуса инвестора, специальных требований к отдельным направлениям и субъектам инвестиционной деятельности, ограничение данной деятельности по предусмотренным законом основаниям, закрепление гарантий прав инвесторов, установление видов и пределов ответственности за правонарушения в инвестиционной сфере, порядка разрешения инвестиционных споров и т. д.
Как вид экономической деятельности инвестирование многогранно по своему содержанию, имеет значительную специфику, обусловленную не только видовыми его свойствами как экономического явления, но и особенностями конкретного инвестиционного отношения, объектами инвестирования, субъектным составом инвесторов. Оно может осуществляться отечественными и иностранными физическими и юридическими лицами, государством и другими публично-правовыми образованиями. Возможно совместное инвестирование различными видами инвесторов.
Многообразие видов инвесторов предполагает необходимость уточнения этого базового, системного понятия. Его определение имеется во многих актах внутреннего российского законодательства и международных правовых актах. Многочисленные определения инвестора имеются также в экономической и правовой литературе. В правовой
доктрине под инвесторами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица, в том числе иностранные, вкладывающие собственный или заемный капитал в развитие тех или иных отраслей и сфер экономики, а также совершающие те или иные операции на финансовых рынках. Инвесторами признаются также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества или имущественных прав) с целью извлечения прибыли либо достижения социального эффекта.
В экономико-правовой литературе и законодательстве выделяются институциональные инвесторы, под которыми понимаются организации, основной целью деятельности которых является инвестирование собственных или заемных средств, а также средств других физических и юридических лиц, которыми они владеют в качестве доверенного лица.
Будучи производным от инвестиций понятием, понятие «инвестор» имеет те же недостатки, является столь же неопределенным. В.А. Бублик в этой связи указывает: наметилась ошибочная тенденция причислять к инвесторам всех субъектов, денежные средства которых имеют какое-то отношение к финансированию национальной экономики [1, с. 35]. Этот вывод представляется обоснованным, его следует лишь дополнить выводом о том, что проблема определенности понятия и правового статуса инвестора может быть решена лишь
после того как будет сформулировано и законодательно закреплено научно-обоснованное понятие инвестиций. Четкое легальное определение понятия «инвестиции» устранит возможность различного толкования понятия «инвестор», что в практическом отношении является чрезвычайно важным, так как с этим связано предоставление установленных законодательством гарантий и льгот инвесторам.
При разработке понятия и правового статуса инвестора должны приниматься в расчет его наиболее существенные черты и свойства, заключающиеся в том, что инвестор — это владелец капитала, осуществляющий его вложения в реальном секторе экономики или социальной сфере либо предлагающий денежные средства на финансовом рынке и предъявляющий спрос на будущие доходы.
Инвестор является одной из ключевых фигур в экономической сфере, необходимым звеном экономической системы, играет определяющую роль в инвестиционном процессе, так как именно он обладает правом собственности либо иным вещным правом на инвестируемое имущество, принимает решение об инвестировании, обеспечивает целевое использование инвестиций. В новых условиях хозяйствования в правовом статусе инвестора произошли существенные изменения, характерной его чертой сейчас является независимость в принятии решений, осуществляя инвестирование, инвестор стремится найти оптимальные решения, их выбор предопределяется имеющейся у инвестора информацией, уровнем его знаний, конкретной ситуацией.
Необходимым условием осуществления инвестиций является наличие эффективных организационных форм этой деятельности, соответствующего ей инструментария. В условиях рыночной экономики они создаются самими инвесторами, формируются инвестиционной практикой, однако значительным является и влияние государства на этот процесс. Оно осуществляется посредством создания правовых предпосылок инвестиционной деятельности, установления основных ее организационных форм. Важной теоретической и практической задачей является в связи с этим исследование конкретных механизмов правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности, совершенствование организационно-правовых форм инвестирования, процедур принятия инвестиционных решений, создание теоретических основ инвестиционного процесса. В уточнении и конкретизации нуждаются также понятие «осуществление инвестиций» и взаимосвязанные с ним, производные от него понятия: «инвестирование», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс». В настоящее время они трактуются неоднозначно, отсутствует должное понимание их экономической и правовой природы. Представляется, что понятие «осуществление инвестиций» шире понятия «инвестирование», так как предполагает не только материальные, финансовые и иные вложения, т. е. инвестирование, но и другие действия, связанные с реализацией, использованием этих вложений, требует от инвестора и взаимодействующих с ним лиц активного поведения. Данное
понятие включает в себя собственно инвестирование, а также фактические и юридические действия инвесторов и иных субъектов инвестиционной деятельности по достижению целей инвестирования. Но исходным и основополагающим аспектом осуществления инвестиций является инвестирование. Как экономическое и правовое явление оно представляет собой свободную деятельность инвестора, основанную на его собственном интересе, свободе его воли, проявляющейся в выборе цели инвестирования и средств ее достижения. Указанные выше обстоятельства являются характерной, существенной чертой правового статуса инвестора. Инвестор независим в принятии решений, осуществляя инвестирование, он стремится найти оптимальные решения. Их выбор предопределяется имеющейся у него информацией, уровнем его знаний, конкретной ситуацией. Инвестированию, как виду экономической деятельности, присущи коммерческий риск, использование комбинации факторов, стремление отобрать из множества вариантов наиболее эффективные. В данной связи следует отметить значительное сходство правового положения инвестора, в том числе и не являющего предпринимателем, с правовым статусом субъекта предпринимательской деятельности. Свобода инвестирования является разновидностью экономической свободы. Как уже было отмечено, инвесторы, по общему правилу, самостоятельно принимают решения об осуществлении инвестиций, определяют направления и объемы инвестирования, другие параметры инвестиционной деятельнос-
ти. Отдельные исключения возможны лишь для публичных инвестиций.
Рассматривая правовой статус инвестора в части объема его правомочий, следует отметить, что предусмотренный инвестиционным законодательством перечень прав инвестора не является исчерпывающим, в опосредующих инвестиционные отношения договорах могут быть предусмотрены и другие, соответствующие конкретным условиям инвестирования, фактическим обстоятельствам, в которых осуществляются инвестиции, права инвестора, тогда как ограничение инвестиций и, соответственно, прав инвестора возможно лишь по предусмотренным законом основаниям. В соответствии с законодательством РФ запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, установленных законодательством РФ. Не допускаются также действия инвесторов, осуществляемые с намерением причинить вред другим субъектам правоотношений, а также злоупотребление правом в иных формах, в частности в целях ограничения конкуренции, злоупотребления доминирующим положением на рынке. Несоблюдение этих требований является основанием для отказа инвестору в защите принадлежащего ему права. Широким по своему содержанию является и понятие «инвестиционная деятельность». Оно — производно от понятия «осуществление инвестиций», инвестиции осуществляются посредством инвестиционной деятельности. По мнению А.В. Майфата, инвестиционная деятельность — это систематичес-
кое вложение инвестиций [2, с. 22], т. е. она носит профессиональный характер. «Такую деятельность осуществляют только специальные субъекты рынка инвестиций, так называемые институциональные инвесторы. К их числу отнесены негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, акционерные инвестиционные фонды, коммерческие банки» [2, с. 4]. Иное понятие инвестиционной деятельности дается в нормативных источниках. Введенные в действие Постановлением Верховного Совета СССР от 10 декабря 1990 года Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР трактовали ее как совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инве
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Организационные аспекты управленческого учета инвестиционной деятельности 1
«Международный бухгалтерский учет», 2011, N 47
Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика», N 39 (246), 2011 г.
Статья посвящена исследованию экономической природы, содержания и организации процесса инвестиционной деятельности. Эти вопросы имеют основополагающее значение для формирования теоретических и методических положений управленческого учета инвестиционной деятельности.
Инвестиции имеют важное значение как для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, так и для экономического развития страны в целом. Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами: вид инвестиции; стоимость инвестиции; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решения, и т.п. Результативность указанных управленческих решений в области инвестиций в значительной степени определяется уровнем организации управления и качеством информационного обеспечения.
В широком смысле под информационным обеспечением хозяйственной деятельности понимается совокупность информационных ресурсов и способов их организации. Степень обоснованности принятия управленческих решении в значительной мере зависит от количественных и качественных характеристик информации. В системе информационного обеспечения особое значение имеют данные, генерируемые в учетной системе. Эта система представляет собой совокупность различных подсистем. А именно: регламентированный учет — бухгалтерский (финансовый), налоговый, статистический; нерегламентированный учет — управленческий учет (включающий в себя бюджетирование). При этом несомненным является тот факт, что информация для нерегламентированного учета формируется на той же базе, что и информация для финансового, налогового и статистического учета, — данных о хозяйственной деятельности предприятия. Отличие заключается лишь в группировках, в которых предоставляется информация, и в порядке принятия к учету.
Таким образом, по мнению автора, выстраивание информационной основы управления инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта должно происходить по определенной схеме обработки учетной информации (рис. 1).
Процесс учетной регистрации хозяйственных операций
Для формирования теоретических и методических положений управленческого учета инвестиционной деятельности большое значение имеет исследование экономической природы, содержания и организации процесса инвестирования, что и является предметом данной статьи.
Определения сущности термина инвестиционной деятельности встречаются как в регулирующих нормативных актах, так и в экономической литературе. При этом определения данного термина, приведенные в нормативных актах [4, 5], в целом идентичны. В работах российских и зарубежных экономистов трактовки инвестиционной деятельности, наоборот, весьма различны. Ряд авторов определяет инвестиционную деятельность достаточно широко. Например, А.В. Воронцовский указывает, что под инвестиционной деятельностью понимается определенная последовательность поступков и действий инвестора, направленных на достижение поставленной им цели и включающая в себя обоснование и финансирование создания объекта, его производительное (полезное) использование, реализацию возможностей, которые появляются в процессе эксплуатации данного объекта, и ликвидацию (продажу) или уничтожение его, если использование этого объекта препятствует достижению целей инвестора [1].
Это определение содержит существенный недостаток — включение в состав инвестиционной деятельности стадии использования и ликвидации объекта. Завершением инвестиционной деятельности, по мнению автора, является стадия ввода объекта в эксплуатацию, после чего следует основная производственная деятельность предприятия.
В то же время реализация инвестиционного проекта не ограничивается моментом ввода объекта в эксплуатацию, а включает в себя этапы эксплуатации и ликвидации объекта инвестиций. Использование термина «продолжительность реализации инвестиционного проекта» позволяет осуществить разбивку срока существования проекта на расчетные отрезки времени (шаги), представляющих собой четыре этапа (см. таблицу).
Этапы реализации инвестиционного проекта
Продолжительность реализации инвестиционного проекта по вложениям во внеоборотные активы заканчивается, как только исчезает рынок для продукта (работы, услуги), выпускаемого в результате использования данного внеоборотного актива.
Сказанное позволяет полагать, что продолжительность (срок) реализации инвестиционного проекта по вложениям во внеоборотные активы — это отрезок времени от начала реализации проекта до момента наступления нецелесообразности эксплуатации объекта внеоборотных активов. При этом завершением срока реализации проекта выступает дата ликвидации или прочего выбытия внеоборотного актива.
Проведенный анализ научно-теоретических трудов позволяет высказать авторское мнение о сущности инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность — целенаправленное вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации. При этом завершением инвестиционной деятельности является стадия ввода объекта инвестиций в эксплуатацию.
Отечественная практика показывает, что основополагающими для экономики предприятия и государства являются реальные инвестиции в материальную сферу производства, в создание новых производственных мощностей . Это определяется тем, что именно производство является в конечном итоге первоисточником прибыли реальных и финансовых активов. Поэтому повышение уровня инвестиционной активности в этой сфере создает материально-техническую базу роста валового внутреннего продукта, прибыли и рентабельности предприятий всех отраслей народного хозяйства.
Производственные (реальные) инвестиции — вложение в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, а также вложения в приобретение (создание) отдельных объектов основных средств.
Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о повышающейся активности инвестиций российских предприятий в основной капитал [3], в создание (строительство) объектов основных средств, при этом следует отметить и увеличение их удельного веса в общем объеме инвестиций в экономику (рис. 2).
Динамика инвестиций в основной капитал Российской Федерации
На порядок учета инвестиционной деятельности предприятия-инвестора существенно влияет то, каким из трех способов осуществляется строительство:
- подрядным способом, когда строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля на основании договора строительного подряда;
- хозяйственным способом, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика;
- смешанным способом, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика (обычно это общестроительные работы по возведению зданий и сооружений), а другая часть — силами сторонних специализированных организаций (санитарно-технические и электротехнические работы, монтаж технологического оборудования и т.п.).
Для управленческого учета инвестиционной деятельности (особенно для учета затрат предприятия-инвестора) важно определить, что является предметом договора строительного подряда. Согласно ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации он определен как конечный результат деятельности подрядчика (субподрядчика) — соответствующий объект строительства (предприятие, здание, сооружение), сдаваемый подрядчиком заказчику, или законченный комплекс определенных работ (санитарно-технических, монтажных и др.).
Для постановки и ведения управленческого учета важно обозначить отличительные особенности в организации строительных работ хозяйственным способом. Это является актуальным, так как проведенные автором исследования показали, что в современных условиях производственные предприятия самостоятельно занимаются реконструкцией или расширением своих цехов, складских и офисных помещений, а также осуществляют новое строительство небольших объектов вспомогательного назначения.
Характерной особенностью, отличающей выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом от подрядного, является отсутствие договорных отношений между заказчиком и его структурным подразделением, производящим строительство. Это позволяет предположить, что выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления оправдано:
- сокращением времени на согласования, связанные с привлечением подрядных строительно-монтажных организаций;
- отсутствием рисков, возникающих при заключении договорных отношений с организацией-подрядчиком;
- заинтересованностью персонала действующего предприятия-инвестора и структурного строительного подразделения в быстром и качественном осуществлении работ;
- единством руководства, осуществляющего строительство и эксплуатацию объекта.
Именно при осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом большинство нестроительных организаций испытывают настоятельную потребность в информации, необходимой для оперативного и стратегического управления инвестиционной деятельностью, оптимизации затрат на строительство, принятия обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений по капвложениям. К постановке системы управленческого учета инвестиционной деятельности при таком способе осуществления строительства объектов нужно проявлять повышенное внимание.
Можно предположить, что основной объект бухгалтерского учета инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме строительства основных средств, — инвестиционные затраты. Рассмотренная ранее схема наглядно показывает, что информационная база в виде первичных документов является общей для управленческого и финансового учета (см. рис. 1). Однако объекты этих двух подсистем бухгалтерского учета, раскрывающие содержание предмета каждой из них, будут различными.
По мнению автора, объекты управленческого учета инвестиций во внеоборотные активы на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта во многом сходны с показателями системы финансового учета. Но наряду с учетом затрат, расходов, доходов и финансовых результатов деятельности организации, возникающих в течение жизненного цикла реализации инвестиционного проекта, в системе управленческого учета необходимо рассматривать и использовать принципиально иные количественные и качественные данные и показатели. Состав объектов управленческого учета значительно шире, чем финансового. Управленческий учет затрат инвестиционной деятельности не формализован, отсутствует нормативная база, регламентирующая его организацию и ведение, состав и содержание регистров учета. Объем и содержание показателей и объектов учета определяются потребностями организации, ее структурой и задачами, которые ставятся перед управленческими кадрами.
При этом, по мнению автора, объекты управленческого учета инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме строительства объектов основных средств, можно объединить в три группы:
- производственные ресурсы, обеспечивающие процесс строительства объекта внеоборотных активов (материально-производственные запасы, трудовые ресурсы);
- хозяйственные процессы (привлечение источников инвестиций, снабжение строительства ресурсами, строительство, осуществление монтажных работ и т.п.);
- результаты процессов инвестиционной деятельности.
Такая группировка объектов управленческого учета инвестиционной деятельности соответствует стадиям кругооборота средств организации, позволяет обеспечить взаимосвязь между объектами управленческого учета и бюджетированием деятельности организации, что дает возможность повысить результативность системы управления процессом инвестиций.
Термин «хозяйственный способ строительства» в гражданском законодательстве отсутствует. Такое понятие содержится в нормативно-правовых документах Росстата, определяющих порядок заполнения форм государственного статистического наблюдения, и в ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Проанализировав положения данных актов, можно сделать вывод, что в целом к строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами, включая работы, для выполнения которых предприятие выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства. При выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд в организационной структуре предприятия на время строительства создается строительное подразделение, которое и выполняет конкретные виды работ. Кроме того, необходимо создавать собственную производственную базу, приобретать или брать в аренду строительные машины и механизмы, инструмент и инвентарь, обеспечивать стройку строительными материалами, конструкциями и деталями, проектно-сметной документацией, рабочими и инженерно-техническими кадрами. Это определяет специфику осуществляемых в ходе строительства затрат и их учет.
По мнению автора, особенности структуры основного капитала хозяйствующего субъекта во многом предопределяет его инвестиционная политика. В настоящее время различают государственную, отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.
В Современном экономическом словаре содержится следующее определение инвестиционной политики: это составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня [6]. В этом определении не учтена необходимость вложений в объекты интеллектуальной промышленной собственности и ноу-хау, что не отвечает реалиям времени. Развитие рынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности являются объективной необходимостью, так как позволяют хозяйствующим субъектам быстрее наращивать свои капиталы и получать значительные прибыли.
Инвестиционная политика предприятия трактуется как часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в выборе и реализации наиболее выгодных путей расширения и обновления его активов, процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности [7]. Следует отметить ориентацию этого определения на процесс управления предприятием, реализацию стратегических планов.
Проведенные исследования показали, что в экономической литературе бытует ряд определений инвестиционной политики, ставящих во главу угла достижение макроэкономических показателей. Вот одно из них: инвестиционная политика — совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависит достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат [2].
Кроме того, ряд авторов зачастую приводят определения, ориентированные на процесс инвестирования в ценные бумаги (портфельные инвестиции). Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что инвестиционная политика хозяйствующего субъекта — достаточно новая экономическая категория для российских предприятий. В специальной литературе чаще всего внимание уделяется государственной (отраслевой, региональной) инвестиционной политике. В учетной литературе этот термин употребляется редко, и значение его, как правило, не раскрывается. В зарубежных источниках инвестиционная политика определяется узконаправленно, при этом объектом инвестиций выбираются вложения в ценные бумаги.
На основе изложенного предлагается авторское определение инвестиционной политики хозяйствующего субъекта применительно к вложениям во внеоборотные активы. Это составная часть экономической политики предприятия, система хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций предприятия в объекты внеоборотных активов, а также источники их финансирования, имеющая своей целью развитие производства, предпринимательства, получение прибыли или других конечных результатов. Посредством реализации инвестиционной политики по вложениям во внеоборотные активы достигается решение многих задач, например совершенствование структуры производства и ускорение темпов его развития, получение наибольшего прироста продукции и дохода (прибыли) и др.
Для эффективной реализации инвестиционного проекта руководство должно иметь четкую инвестиционную философию, т.е. уяснить для себя стратегию развития собственной компании и направление инвестиций. Это может быть философия роста — высокая рентабельность проекта и высокий риск, философия развития — модернизация и расширение производства, философия экстенсивного либо интенсивного роста, философия захвата рынка и т.д. Предприятию необходимо иметь цель инвестирования — объект направления инвестиций: новое оборудование, недвижимость, нематериальные активы и т.д.
Таким образом, инвестиционные решения, принимаемые для реализации тактических и стратегических целей, формируют ту самую инвестиционную философию, которую менеджеры и бухгалтеры организаций принимают и оформляют в качестве выбранной инвестиционной политики.
Если предприятия имеют более или менее определенную философию и представляют себе цель, то с третьим элементом звена инвестиционного проекта возникают проблемы. Это управление инвестициями — профессиональная деятельность всех структурных подразделений предприятия для достижения поставленных целей в соответствии с ранее разработанным бизнес-планом инвестиционного проекта.
В условиях широкого применения экономических методов управления хозяйствующим субъектам следует обеспечить научную обоснованность инвестиционной политики на перспективу, увязать практику планирования и прогнозирования инвестиции с современным хозяйственным механизмом и обеспечить рациональное использование вложений во внеоборотные активы и повышение их эффективности. При этом основополагающим учетным инструментом инвестиционного процесса является учетная политика предприятия, где в тесной взаимосвязи должны найти свое отражение амортизационная, инвестиционная, дивидендная политика, а также постановка системы финансового, управленческого и налогового учета хозяйствующего субъекта — инвестора.
По мнению автора, именно система управленческого учета является той необходимой базой для реализации инвестиционной философии, достижения цели инвестирования и обеспечения процесса управления процессом инвестиционной деятельности любого хозяйствующего субъекта, поскольку позволяет обеспечить получение, обработку и использование информации в необходимом пользователям разрезе количественных и качественных характеристик. В отношении инвестиционной деятельности пользователями информации системы управленческого учета могут выступать как внешние пользователи — потенциальные или состоявшиеся инвесторы, так и внутренние — руководители организации, совет директоров, менеджеры, руководители центров ответственности.
правовые аспекты регулирования инвестиционной деятельности
Правовое поле финансирования инвестиций определяется также федеральными законами «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и ценных муниципальных бумаг», «Об инвестицио
нной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Стимулирование инвестиций в сфере малого предпринимательства закреплено в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором отражены льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.
Федеральный закон от 15.08.1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» определил структуру расходов на инвестиционные цели, а Федеральный закон от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» утвердил отражение в финансовой отчетности инвестиционной деятельности. Правовое поле финансирования инвестиций определено также указами Президента России от 17.09.1994 г. «О частных инвестициях», от 17.09.1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» и др.
Соответствующие положения федеральных законов и указов Президента введены в действие целым рядом постановлений Правительства Российской Федерации, среди которых следует выделить:
♦ постановление от 29.09.1994 г. «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;
♦ постановление от 19.12.1997 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» с поручением соответствующим министерствам и ведомствам по активизации работы по привлечению иностранных и отечественных инвестиций в реальный сектор экономики;
♦ постановление от 01.09.1996 г. «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации», посвященное порядку государственной поддержки инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для экономики страны;
♦ постановление от 23.07.1996 г. «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»;
♦ постановление от 22.06.1994 г. «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе»;
♦ постановление от 05.09.1998 г. «Об организации Российской выставки инвестиционных проектов» и др.
Созданию благоприятных условий для обновления основных фондов посвящено постановление от 19.08.1994 г. «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов»; постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.1994 г. «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» определяло порядок конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов, условия организации и проведения конкурсов инвестиционных проектов, проводимого Министерством экономики РФ.
Для привлечения зарубежных инвесторов в Россию уже с 1991 г. была упрощена регистрация предприятий с иностранным участием (постановление Правительства РФ от 28.11.1991 г.).
В экономическом подъеме многих стран большую роль сыграли свободные экономические зоны (СЭЗ). С августа 1991 г. в Российской Федерации действуют Общие принципы создания зон совместного предпринимательства, разработанные Минэкономики, Минфином, Министерством внешних экономических связей. В настоящее время действует Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 117-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Предусмотрена и защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. С этой целью приняты федеральные законы от 14.04.1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами» и от 07.07.1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».
Важнейшим стимулом финансирования инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и предоставление субъектами инвестиционной деятельности налоговых и таможенных льгот.
Так, защита инвестиций гарантируется законодательством независимо от форм собственности следующим образом:
1) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы;
2) инвестиции не могут быть реквизированы.
Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в основном предусматривает следующее:
1) разработка и выполнение государственных инвестиционных программ;
2) прямое управление государственными инвестициями;
3) дифференцирование налоговых ставок и льгот;
4) предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей и производств;
5) проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;
6) определение условий пользования землей и другими природными ресурсами;
7) контроль за соблюдением государственных норм, стандартов и правил обязательной сертификации;
8) принятие антимонопольных мер, приватизация объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
9) экспертиза инвестиционных проектов;
10) предоставление решениями Правительства России и правительств субъектов Российской Федерации льготных условий инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития народного хозяйства;
11) последовательная и целенаправленная децентрализация инвестиционного процесса на основе многообразных форм собственности, повышения роли внутренних источников накоплений предприятий;
12) перенос акцента с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе (безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется только для социально значимых объектов);
13) усиление государственного контроля за целевым расходованием средств, направляемых на инвестиции;
14) расширение практики совместного (долевого) финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением иностранного капитала;
15) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных ресурсов для реализации быстро окупаемых и эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса;
16) совершенствование и развитие нормативно-правовой базы привлечения инвестиций, в том числе иностранных.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.1997 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» определены важнейшие направления деятельности в этом аспекте:
♦ создание и поддержание макроэкономических условий роста экономики страны;
♦ сокращение бюджетного дефицита, решение проблемы неплатежей, увеличение доли денежных расчетов в экономике;
♦ осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики;
♦ привлечение на финансовые рынки сбережений населения;
♦ снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики на основе развития системы страхования и перестрахования;
♦ создание рынка земли;
♦ создание условий для развития рынков срочных контрактов на поставку электрической энергии, нефти, газа и других базовых товаров и услуг;
♦ совершенствование нормативно-правовой базы привлечения иностранных инвестиций.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, который является действенным рычагом ускорения социально-экономического развития страны.
В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий:
1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей, которое способствовало не только «разбазариванию» невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
2) неудовлетворительное государственное регулирование процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранным капиталом;
3) участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля, что позволило за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, около 50% заводов по производству минеральных удобрений работают преимущественно на внешний рынок;
4) нередкое использование иностранных капиталовложений как способ «отмывания грязных денег» из стран Запада.
Иностранные инвесторы наделены правом осуществления инвестирования на территории России путем:
♦ долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами (гражданами) России;
♦ создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
♦ приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
♦ приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
♦ приобретения иных имущественных прав;
♦ иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории России законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Как видим, режим переходной экономики породил много организационных сложностей, которые требуют профессионального управления инвестиционными проектами. Однако в настоящее время Российская Федерация имеет достаточно развитую нормативно-правовую базу инвестиционной деятельности, позволяющую осуществлять эффективную политику как в масштабах всей страны, так и в рамках ее отдельных регионов. На иностранных инвесторов распространяется законодательство Российской Федерации при заключении и осуществлении договоров (контрактов). При этом законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов отрасли, но на практике такие ограничения существуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения специальной лицензии.
Весьма важным условием благоприятного инвестиционного климата в стране является налоговый режим. В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими более поздними законодательными актами предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного иностранного капитала, который действует в приоритетных отраслях хозяйства и отдельных регионах.
В Российской Федерации практикуются договоры между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых разграничиваются полномочия в области международных и внешнеэкономических связей и которые передают субъектам Федерации следующие полномочия: участие в осуществлении внешнеэкономических связей, заключение соглашений с субъектами зарубежных федераций, а также административно-территориальными единицами иностранных государств, их министерствами и ведомствами. Не исключает российская Конституция и возможности заключения соглашений с иностранными государствами в целом.
Субъектам Федерации передаются полномочия по формированию их валютного фонда и контролю за его использованием, по предоставлению иностранным банковским и коммерческим кредитным организациям гарантий правительств субъектов Российской Федерации. К их компетенции в международной сфере относятся деятельность по созданию свободных экономических зон на их территории на основании решений, принятых в соответствии с действующим законодательством России, получение и использование безвозмездной помощи со стороны зарубежных партнеров, предоставление кредитов, ссуд и иной помощи зарубежным партнерам за счет средств субъектов Федерации, участие в работе международных экономических финансовых организаций и органов, уставы которых предусматривают такое участие, открытие представительств за рубежом.
Во многих таких договорах закрепляется участие субъектов Федерации в разработке международных договоров России по вопросам внешнеэкономических связей и по другим вопросам, непосредственно затрагивающим интересы субъектов Федерации. В ряде случаев предусматривается их участие в работе делегаций на различных форумах, особенно в тех случаях, когда затрагиваются интересы субъекта Федерации.
Характерным примером такого документа является соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о разграничении полномочий во внешнеэкономической деятельности, в котором предусматривается, что следующие вопросы внешнеэкономических связей относятся к исключительному ведению Республики Татарстан:
♦ заключение внешнеэкономических соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями других стран;
♦ заключение торгово-экономических соглашений республики Татарстан с иностранными государствами;
♦ привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов, ссуд под гарантии правительства Республики Татарстан, контроль за их использованием;
♦ формирование и контроль использования валютного фонда Республики Татарстан;
♦ разработка и проведение политики привлечения иностранных инвестиций на территории Республики Татарстан;
♦ предоставление государственных гарантий участникам внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан;
♦ участие в работе международных экономических и финансовых организаций и органов;
♦ получение помощи от зарубежных партнеров и ее использование;
♦ предоставление кредитов, ссуд и помощи зарубежными партнерами;
♦ создание свободных экономических зон на территории Республики Татарстан.
Результаты международных связей регионов можно также проиллюстрировать на примере Пермского края.
В настоящее время доля 11 европейских стран в общем объеме иностранных инвестиций в экономику Пермского края составляет примерно 60%. Из 320 предприятий с иностранными инвестициями 230, т.е. свыше 70%, приходится на предприятия, среди инвесторов которых представлены европейские страны.
Как следует из краткой характеристики нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, в условиях перехода российской экономики к рынку потребовалось большое количество решений относительно приватизации, конверсии, оздоровления предприятий, их слияния, разъединения, банкротства, создания новых предприятий.
Действующие федеральные законы и постановления Правительства РФ декларируют основные гарантии прав инвесторов:
♦ на пользование (владение) земельными участками, зданиями, сооружениями, природными ресурсами;
♦ на беспрепятственный вывоз доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных средств, имущества и информации, в документальной либо электронной форме за границу. Кроме того, они:
1) определяют правовой режим и условия инвестиционной деятельности, которые должны быть одинаково благоприятными для российских и иностранных инвесторов;
2) предусматривают меры стимулирующего характера налоговых и таможенных льгот: «дедушкина оговорка», гарантирующая сохранение стартовых условий при реализации проекта в течение срока его окупаемости (до 7 лет) в случаях неблагоприятного изменения федеральных законов и других нормативных правовых актов; льготы по уплате таможенных платежей и налогов;
3) наделяют субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления правами в пределах своей компетенции:
♦ предоставлять инвесторам льготы и гарантии;
♦ оказывать иные формы поддержки инвестиционных проектов. Однако сложившаяся законодательная база и практика, регламентирующая инвестиционную деятельность, имеют серьезные недостатки:
♦ отсутствие единой концепции правового регулирования экономической системы страны в целом;
♦ заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах (например, Гражданский кодекс РФ использовал опыт континентальной системы права, а Закон «О рынке ценных бумаг» базируется на англосаксонской системе права), что не всегда оправдано для российских условий;
♦ противоречивые и даже взаимоисключающие нормы в разных законах и даже в рамках одного закона (например, в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);
♦ отсутствие стабильности — практика внесения изменений и поправок в законодательные и нормативные акты легка и не продумана;
♦ неразвитость банковской системы и институтов финансового рынка;
♦ плохое исполнение законов в связи с отсутствием эффективных санкций за неисполнение норм права;
♦ слабость и неэффективность судебно-правовой системы. Существенно снижает инвестиционную привлекательность
России неоперативность законодательства, которое не всегда успевает вслед за потребностями экономики.
Дело даже не в чрезмерности налогового бремени (российские ставки налогов не намного выше, чем в большинстве европейских стран), а в том, что право толковать законы и определять налогооблагаемую базу предоставлено органам исполнительной власти. В результате в налогооблагаемую базу стали включать полностью или частично расходы, реально необходимые для нормальной хозяйственной деятельности. Это не только не улучшает инвестиционный климат страны, но и сдерживает ее экономическое развитие. В этой связи показательно сопоставление российских и английских норм износа:
♦ оборудования: соответственно 10—15 лет против 4 лет;
♦ автомобилей: 7—10 лет против 4 лет;
♦ зданий производственного назначения: 100 лет против 25 лет;
♦ компьютеров: 10 лет против 2—3 лет.
Такая экономическая политика заметно препятствует привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, требующие крупных капиталовложений, постоянного обновления и совершенствования оборудования. Поскольку расходы на эти цели не исключаются из налогооблагаемой базы, направление части прибыли на обновление основных фондов и развитие производства становится невыгодным — такие инвестиции не относятся на издержки, а облагаются налогом по ставке налога на прибыль.
Неполнота и противоречивость налогового законодательства, частые изменения и новые трактовки норм неоправданно увеличивают издержки, обусловливают возрастание фискальных рисков, не защищают инвестора от произвола налоговых и таможенных органов.
К тому же реализация законодательных норм в сфере частного права все еще неудовлетворительна, нередки случаи нарушения прав инвесторов путем:
♦ лишения их возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятия;
♦ захвата контроля над денежными потоками и физическими активами компаний отдельными финансово-промышленными группами;
♦ игнорирования или ущемления интересов меньшинства акционеров;
♦ нарушения контрактных обязательств.
Такие действия создают высокий риск в первую очередь для портфельных инвесторов, которые обычно выступают в роли младших акционеров. К сожалению, ни государственные органы, ни правовая система пока не способны полностью обеспечить продекларированные права участников инвестиционной деятельности.
Обусловлено это многими факторами, в том числе и тем, что судебная власть не отвечает потребностям изменившихся экономических реалий:
1) до сих пор используются нормы процессуального права, сформулированные в период отсутствия плюрализма отношений собственности;
2) параллельно существуют арбитражные суды и суды общей юрисдикции, что порождает проблемы при определении подведомственности рассматриваемых дел и препятствует единству правоприменения на территории России. Отсутствуют специализации судов по отдельным категориям дел, что не позволяет обеспечить надлежащую компетентность судей при рассмотрении сложных экономических споров;
3) перезагруженность судов различных инстанций приводит к затягиванию процессов, что в условиях быстро меняющейся экономической ситуации часто делает рассмотрение спора в суде бессмысленным;
4) судебные исполнители не имеют достаточных полномочий и средств для обеспечения выполнения решений судов;
5) сами суды не являются в достаточной степени независимыми, и инвесторы не могут быть уверены в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с законом.
О необходимости совершенствования нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности и устранения недостатков в практике ее использования также свидетельствуют:
♦ слабость банковской системы, что проявляется в отсутствии в достаточном количестве специализированных инвестиционных банков, инвестиционных фондов, кредитных союзов и т.п. Это справедливо рассматривается как один из важнейших факторов инвестиционного риска;
♦ лицензирование ввоза капитала в страну в рамках политики валютного регулирования, отсутствие эффективных механизмов, препятствующих вывозу капитала из страны;
♦ незавершенность законодательства в вопросах создания механизма, регулирующего права землепользования и собственности на землю, что существенно сдерживает приток инвестиций;
♦ недостаточная регламентированность оснований для инициирования банкротства, самой процедуры банкротства и недопущения ложного банкротства;
♦ отсутствие прозрачного механизма перераспределения в пользу эффективных собственников.
Подзаконные акты Госстандарта РФ и Государственного Таможенного комитета РФ не позволяют инвесторам в полном объеме реализовать законодательные положения, стимулирующие капиталовложения в сферу материального производства.
Практика ввоза товаров в Россию в качестве вкладов в уставный капитал показывает, что многие вопросы решаются непосредственно таможенными органами. К тому же число наименований ввозимых товаров, подлежащих обязательной сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования. Из-за несовершенства нормативной базы такие вопросы часто приходится рассматривать на нескольких уровнях, в результате чего процедура таможенного оформления товаров может занимать не одну неделю.
Отмеченное обстоятельство задерживает ввод в эксплуатацию новых предприятии и приводит к дополнительным расходам (штрафы за простой транспорта под грузом, упущенная выгода от несвоевременной сдачи предприятия в эксплуатацию и др.), что удорожает инвестиционные проекты.
Наиболее значительные для инвесторов трудности создает несовершенство системы нормативно-правового регулирования инвестиций в сфере строительства.
Это связано с тем, что в действующих документах отсутствуют четкие и общие для всех них положения, однозначно определяющие:
1) терминологию и понятия, используемые в инвестиционной деятельности в сфере строительства; компетенцию, права и обязанности субъектов деятельности;
2) порядок реализации законных прав юридических и физических лиц на землепользование;
3) предпринимательство и участие в строительной деятельности;
4) сроки рассмотрения обращений заказчиков государственными органами, а также ответственность должностных лиц за превышение полномочий и несоблюдение нормативных требований;
5) процедуры оформления разрешений на изыскания, проектирование, размещение и строительство объектов;
6) организацию строительного производства при финансировании объектов из собственных средств заказчика;
7) процедуры приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию, юридического оформления факта перевода их в состав действующих предприятий и регистрации права собственности на них.
Осознавая важность инвестиций для экономического развития, региональные и муниципальные власти в рамках своей компетенции стараются нейтрализовать отмеченные недостатки и сделать инвестиционный климат более привлекательным.
Органы представительной власти более чем в половине субъектов Российской Федерации и во многих муниципальных образованиях приняли свои законы и другие нормативные акты о льготном налогообложении инвесторов и организации инвестиционной деятельности, направленные на сокращение сроков реализации инвестиционных проектов и увеличение объемов капиталовложений путем стимулирования притока инвестиций.
Таким образом, анализ нормативно-правовых актов РФ и регионов России показывает, что регулирование инвестиций все еще отстает от потребностей времени. Искоренение этих недостатков позволит России гармонично вписаться в международную систему хозяйственных связей, основанную на принципах рыночной экономики. В целях совершенствования национально- правовой системы законодательства целесообразно продолжать работы по подготовке и принятию новых законов относительно привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики, т.е. прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Важными законами, регулирующими прямые иностранные инвестиции, являются также Федеральный закон от 30.12. 1995 г. «О соглашениях, о разделе продукции» и Федеральный закон от 29.10. 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)».
Соглашение о разделе продукции относится законом и российской правовой доктриной к категории гражданско-правовых договоров, в которых государство в лице Правительства или органа исполнительной власти субъекта Федерации выступает в качестве субъекта гражданского права и занимает равное с инвестором положение. Договор (соглашение) может существовать только между субъектами, которые в данном конкретном случае занимают равное положение. Принятие Федерального закона «О соглашениях, о разделе продукции» не способствовало развитию практики заключения указанных соглашений. Практически сразу после его принятия возникла необходимость внесения в него изменений и дополнений, которые вызвали бы к этому виду гражданско-правового договора интерес у иностранных инвесторов.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» регулирует как иностранные инвестиции в этой форме, так и российские инвестиции, т.е. инвестиции российских физических и юридических лиц в пределах границ Российской Федерации и за ее пределами. Это следует из определения форм, типов и видов лизинга, регулируемых принятым законом. К регулируемым законом основным формам лизинга относятся внутренний лизинг и международный лизинг.
В отличие от договора внутреннего лизинга права и обязанности участников договора международного лизинга регулируются в соответствии с Федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к международной Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»», принятой на конференции в Оттаве (Канада) в 1988 г.
Можно сделать вывод, что устранение недостатков в сфере инвестиционного законодательства и осуществление комплекса мер (экономических и правовых) по улучшению инвестиционного климата позволит активизировать инвестиционный процесс в России и получить финансовые вливания в экономику, необходимые для дальнейшего экономического роста страны.
Источники: http://naukarus.com/pravovye-aspekty-investirovaniya-organizatsionnye-predposylki-ego-osuschestvleniya, http://wiseeconomist.ru/poleznoe/65703-organizacionnye-aspekty-upravlencheskogo-ucheta-investicionnoj-deyatelnosti, http://textbook.news/investitsii_988/pravovyie-aspektyi-regulirovaniya-192803.html
Источник: