Политика привлечения иностранных инвестиций кнр

Прямые иностранные инвестиции Китая (стр. 1 из 17)

1. Инвестиционная стратегия КНР

1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР

1.2 Инвестиционный климат в КНР

1.3 Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории КНР

2. Сотрудничество в сфере прямых иностранных инвестиций Китая и Японии

2.1 Концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере Японии и КНР

2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР

Список использованных источников и литературы

Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Мировой опыт доказывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами развития экономики: во-первых, они дают дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления; во-вторых, не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг.

Прямые иностранные инвестиции сыграли важную роль в становлении и развитии интернационализированного сектора экономики азиатских стран. Восполняя дефицит капитала и технологии, ПИИ положительно влияли на рост занятости и заработной платы, мобилизацию местных источников накопления и увеличение экспортных доходов. Приток иностранных капиталовложений можно считать одним из показателей открытости экономики, а также индикатором ее высокой конкурентоспособности. распределение ПИИ по странам свидетельствует и о сравнителыгой рентабельности инвестиций.

В последние годы ПИИ в экономику развивающихся государств постоянно увеличивались. На конец 2005 года в странах Азии было сосредоточено 74% всех накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в развивающиеся государства[1] .

Тенденция роста ПИИ наблюдается и в Китае. ПИИ служат для Китая дополнительным источником средств, передовых технологий, современного менеджмента, способствуют рыночным преобразованиям, повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В Китае считается, что инвестиции, потребление, экспорт — это «тройка», которая выводит китайскую экономику на новые рубежи. Активизация притока иностранного капитала в страну — одна из основных задач государственной политики Китая. Формирование предпосылок для привлечения иностранных инвестиций рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности китайского государства.

XVI Всекитайский съезд КПК предложил курс на дальнейшее увеличение ПИИ в Китай и повышение качества использования иностранных инвестиций. На XVIΙ Всекитайском съезде КПК было объявлено, что в Китае не отказываются от внешнеэкономической экспансии и привлечения иностранного капитала. Но теперь акцент делается на качественные характеристики — в том числе на создание и продвижение на мировой рынок собственных торговых марок, транснациональных компаний, а также услуг[2] .

Таким образом, перед Китаем стоят такие задачи, как рост объемов ПИИ в китайскую экономику и эффективности их использования. В связи с этим исследования проблем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая являются весьма актуальными.

Степень изученности проблемы. Определена на основе анализа материалов периодической печати, исследований учёных в области инвестиционной деятельности Китая, официальных документов, законодательных актов КНР, экономической и внешнеторговой статистики КНР и Японии.

Работы базируется на: Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» от 12 апреля 1986 года[3] , Закон Китая «О совместных предприятиях с иностранным капиталом» от 1 июля 1979 года[4] , Положение Китайской Народной республики «О применении Закона о предприятиях с иностранным капиталом» от 28 октября 1990 года[5] , Закон КНР «О совместных акционерных предприятиях» от 1 июля 1979 года[6] и другие.

Основу для ориентирования автора в данной области заложили труды китайских, российских и западных экономистов, посвященные вопросам привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в КНР. Особенно полезными были работы таких авторов, как Бажанов Е.П.[7] , Балакин В.И.[8] , Булатов А.С.[9] , Каменов П.В.[10] , Милонов В.С.[11] , Новоселова Л.В.[12] , Потапов М.А.[13] , Салицкий А.И.[14] ,

Селищев А.С. и Селищева Н.А.[15] , Шахматов А.В.[16] , Лю Чжаньли[17] , Дай Юэ[18] и других.

Полезна была работа Дейч Т.Д. «Интеграция Китая в мировую экономику: уроки для России»[19] в которой автор рассматривает политику привлечения иностранного капитала в КНР, создание совместных предприятий, а также роль в этом процессе Свободных Экономических Зон.

Интересна монография Михеева М.М «Глобализация экономики Китая»[20] . Монография представляет собой исследование экономики Китая. Рассматриваются две точки зрения: согласно одной укрепляющийся Китай представляет собой угрозу мировой рыночной демократии, другая предсказывает его скорый крах. Анализируются проблемы и противоречия современного этапа экономического развития КНР, рассматриваются перспективы финансовой, экономической и социальной интеграции Китая в Азии.

В работе «Возрождение Азии: горизонты модернизации»[21] особое внимание авторы уделили сдвигам в структуре хозяйства азиатский стран, процессу концентрации капитала, взаимосвязи инвестиций и экономического роста.

Научная новизна работы. Несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.

Цель работы – проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР на примере Японии. Исходя из поставленной цели, автор ставит следующие задачи:

— изучить правовые основы регулирования иностранных инвестиций в КНР;

— провести анализ инвестиционного климата в КНР;

— проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;

— выявить концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере;

— исследовать ПИИ из Японии в КНР.

Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются прямые иностранные инвестиции Японии в экономику Китая.

Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах видных отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР и Японии.

Методы исследования. При написании данной работы автор использовал такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод, ивент-анализ, контент-анализ.

Хронологические рамки исследования охватывают период XX — начала XXI века.

Практическая значимость работы. Определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении динамики и особенностей японо-китайского инвестиционного сотрудничества, факторов, влияющих на его изменение.

Материалы данного исследования могут также использоваться в учебном процессе при разработке лекций и семинаров по инвестиционной политике Китая, особенно в отношении Японии, по вопросам двустороннего инвестиционного сотрудничества КНР с Японией.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложений.

иностранная инвестиция китай

1. Инвестиционная стратегия КНР

1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР

Политика государственного регулирования иностранных инвестиций включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок, упорядочению объемов вложений иностранных инвесторов в уставныйкапитал совместных предприятий, установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий.

С начала экономической реформы 1978 года Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения.[22] Кроме того, 19 июля 2004 года опубликовано новое Постановление Госсовета КНР «О реформе инвестиционной системы», в котором подчеркивается намерение продолжать политику открытости китайской экономики для иностранных инвесторов в качестве одной из основных государственных политических установок. Главным направлением реформы инвестиционной системы провозглашено дальнейшее упрощение процедуры утверждения инвестиционных проектов, расширение компетенции провинциальных правительств по санкционированию проектов и другое[23] .

Политика привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китай

Привлечение ПИИ является одним из главных элементов экономической политики Китая, осуществляемой правительством КНР с 1978 г.

Начиная с 1993 г. Китай лидирует по привлечению ПИИ среди развивающихся стран, уступая в мире лишь в отдельные годы США. В индексе привлекательности ПИИ, составляемом консалтинговой компанией Эй Ти Керни, Китай с 2001 г. занимает первое место в мире. Существуют три основных фактора, которые влияют на индекс привлекательности Китая: масштабы рынка, темпы экономического роста, стабильность экономической политики. К концу 2001 г. в Китае насчитывалось 202,3 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, на которых работало 10 % от общего числа занятых в городах. Увеличилась отдача от инопредприятий — их удельный вес экспорта и налоговых поступлений по всей стране вырос соответственно с 17,4 % и 4,25 % до 50,0 % и 19 % в 2001 г. Из 500 крупнейших ТНК мира 400 инвестировали в Китай.

Читайте также  Инвестиции в инструменты валютного рынка

Политика привлечения ПИИ — один из примеров эволюционного подхода правительства КНР к реформам. Стратегия привлечения иностранного капитала в Китай основывалась на постепенном расширении открытости китайской экономики. Изначально льготные режимы для ПИИ были внедрены в качестве эксперимента в СЭЗ.

Источник Коммерция в Китае.

Постепенное снятие ограничений на ПИИ в китайскую экономику мотивировалось двумя взаимосвязанными причинами. Главными приоритетами экономического развития КНР, провозглашенными Дэн Сяопином, были задачи модернизации. К концу 1970-х гг. китайская промышленность отставала от США, Японии и Западной Европы на 15-20 лет, а в таких отраслях, как автомобилестроение и авиатехника, — на 20-30 лет. Опираясь на опыт других азиатских стран, правительство Китая решило ввести политику привлечения ПИИ как эффективного метода трансфера технологий. В то же время, в конце 1970-х гг., начале 1980-х гг. Китай испытывал дефицит иностранной валюты, необходимой для закупок современного оборудования за рубежом. Развитие экспорта путем привлечения ПИИ помогло Китаю накопить требуемые валютные резервы для модернизации производства.

Однако главный интерес Китая в привлечении ПИИ был и остается — доступ к современным мировым технологиям, которые поступают в страну с оборудованием на деньги инвестора. Курс на привлечение технологически ориентированных инвестиций последовательно проводится в КНР с начала 1990-х гг. В результате предприятия с инокапиталом оплачивают три четверти суммы, затрачиваемой Китаем на приобретение новых технологий. Предприятия с иностранным капиталом не только ввозят в страну новые технологии, они с их помощью производят высокотехнологичные товары — доля иностранных предприятий в высокотехнологичном экспорте достигает 80 %.

Как за короткое время реформ КНР удалось привлечь рекордное количество иностранных инвестиций, оставаясь по сегодняшний день одним из наиболее привлекательных мест для ПИИ? Успешное привлечение иностранного капитала в китайскую экономику объясняется в первую очередь созданием благоприятного инвестиционного климата, учреждение СЭЗ и других территорий, открытых для ПИИ.

Во многом политика КНР в привлечении иностранных инвестиций совпадает с политикой других стран Юго-Восточной Азии. Но, по сравнению с большинством своих соседей, Китай оказался более популярным местом для ПИИ. Почему? Во внимание следует принять следующие факторы.

Первый фактор — это наличие в Китае практически неограниченного резерва дешевой рабочей силы. Например, исследования затрат в текстильной индустрии показали, что затраты на китайского рабочего в час в среднем в 33 раза меньше, чем соответствующие затраты на американского рабочего, и в 16 раз меньше затраты на рабочего в этом секторе в соседнем Тайване (в США — 10,3 долл.; в Тайване — 5 долл.; в Китае — 0,3 долл.). К началу 90-х гг. около 70 % предприятий иностранного капитала относились к трудоемкому производству.

Второй фактор — это китайский рынок. Напомним, что население КНР составляет около 1,3 млрд человек. Инвестирование в китайскую экономику является одной из стратегий, используемых иностранными предприятиями для получения доступа на китайский рынок. В долгосрочном периоде эта причина, а не льготный инвестиционный режим в КНР, явилась главной в привлечении большинства ПИИ и прихода в Китай большинства (400 из 500 крупнейших) ТНК.

Третий фактор, объясняющий приток иностранных инвестиций в китайскую экономику, — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом, которые сохранили связи со своей этнической родиной. Речь идет, примерно, о 50 млн китайцев, включая 22 млн в Тайване и 6 млн в Гонконге. Этнические китайцы обладают очень большими активами. Три из «четырех тигров» в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Тайвань, и Сингапур) фактически являются экономиками этнических китайцев. Помимо этого, этнические китайцы контролируют примерно 70 % частного сектора в странах Юго- Восточной Азии. Ликвидные активы (за исключением ценных бумаг) этнических китайцев оцениваются приблизительно в 2 трлн долл.

Этнические китайцы сыграли исключительную роль в развитии китайской экономики в общем, и в увеличении иностранных инвестиций в частности. В сумме, инвестиции Гонконга и Тайваня в экономику КНР составляют практически две трети всех иностранных инвестиций. Инвестиции этнических китайцев, проживающих в странах Юго-Восточной Азии, представляют еще 10 % от общей суммы. На начальной стадии инвестиции вкладывались главным образом в легкую промышленность, недвижимость, рестораны и инфраструктуру. Большинство гонконгских и тайванских предприятий легкой промышленности перенесли производство трудоемких товаров в Китай, где затраты на рабочую силу, аренду земли и помещений гораздо ниже, чем в этих странах. Большинство инвестиций китайской диаспоры направлялось в районы их этнического происхождения — в основном, это юго-западные провинции Гуандун и Фуцзянь. В этой связи следует учитывать, что статистические данные по ПИИ в КНР в реальный объем инвестиций включают так называемый «round-tripping» — это процесс инвестирования, при котором капитал компаний КНР выводится за рубеж (например, в Гонконг), а затем инвестируется в Китай как «иностранный» капитал на льготных условиях. По оценке некоторых экспертов около 25 % ПИИ до вступления в ВТО поступали в Китай именно таким образом. После вступления в ВТО Китай модифицировал режим привлечения ПИИ с целью сближения режимов инвестирования для иностранных и отечественных инвесторов. Следует также заметить, что с 1992 г. нарастает поток инвестиций из США, Японии и других стран и с 1998 г. он не уступает китайской диаспоре.

Четвертый фактор — достаточно простые процедуры регистрации и работы предприятий с иностранным капиталом, важнейшие из которых налоговые льготы (см. раздел 8.5) и сравнительно низкая цена на аренду для хозяйственных нужд земли. Поучителен пример Шанхая в этой области: для привлечения ПИИ мэр Шанхая реализовал своеобразный принцип одного окна: иностранные инвесторы, открывающие СП или ИП, могли оформить все необходимые документы в одном учреждении. Иностранные инвестиции позволяли Китаю успешно решить задачи модернизации, создать новых рабочих мест (число занятых в этом секторе достигло 17,5 млн чел.), повысить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке и ее интеграцию в систему мирохозяйственных связей.

Для поддержания высокого уровня привлечения ПИИ в китайскую экономику, правительство КНР продолжает и после вступления в ВТО развивать рыночные институты и разрабатывать новые процедуры для привлечения иностранных инвесторов. Официально новая политика в отношении к иностранным инвестициям была изложена в докладе председателя государственного Комитета по планированию развития КНР Цзэн Пэйяня на 2-й сессии ВСНП IX созыва (март 2004 г.). В отношении привлечения иностранного капитала в докладе говорится о необходимости применять общепринятые на мировых рынках правила и нормы:

— всемерно открывать новые каналы финансирования;

— постепенно уравнивать подходы к зарубежным и отечественным производителям;

— активно привлекать капиталы от транснациональных корпораций;

— оптимизировать структуру зарубежных инвестиций;

— поощрять вложения инвестиций в центральные и западные районы, агросферу, гидромелиорацию, транспорт, энергетику, добычу сырья, защиту окружающей среды;

— постепенно трансформировать режим управления зарубежными инвестициями, переходя от утверждения инвестируемых объектов к направляющей политике;

— улучшать инвестиционную среду;

— совершенствовать управление ценными бумагами, контролировать их размеры, структуру;

— углублять прогнозирование и плановое управление займами, используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием.

С начала 2005 г. частично восстановлены налоговые льготы по импортным таможенным пошлинам и НДС в отношении предприятий с участием инокапитала, ввозящих в страну или производящих

высокотехнологичное оборудование, а также осваивающих технико- и наукоемкие проекты, пользующиеся поддержкой китайского правительства.

Источник Статистический ежегодник КНР. Пекин, 1998.

Список рассматриваемых реформ включает:

— упрощение и частичное упразднение системы утверждения ПИИ. Начальным шагом станет система автоматического утверждения для некоторых категорий инвестиций;

— расширение числа секторов и отраслей промышленности, открытых для ПИИ. Большинство отраслей промышленности и сектор услуг, представляющих наибольший интерес для иностранных инвесторов, входят в список проектов с ограниченным доступом для иностранных инвесторов (вне зависимости от размера инвестиций) . Реклассификация привлекательных инвестиционных проектов из категории «ограниченный доступ для ПИИ» в категорию «разрешенный» или «поощряемый», а также снятие ограничений на деятельность китайских предприятий, принадлежащих иностранным физическим или юридическим лицам, произведет немедленный и значительный эффект на рост ПИИ;

Читайте также  Инвестиции как фактор развития предпринимательства

— развитие эффективной системы законодательства с установленной процедурой урегулирования споров;

— легализация перехода прав собственности на реструктуризированные госпредприятия к иностранным юридическим или физическим лицам. На данный момент иностранцам запрещается приобретать некоторые виды активов (например, акции категории «А»).

После присоединения к ВТО сняты барьеры на привлечение капитала ТНК на госпредприятия. Разрешение слияния и поглощения, а это любимый способ действий ТНК.

Привлечение иностранных инвестиций в китайские госпредприятия и разрешение перехода прав собственности на госпредприятия к иностранным инвесторам (в том числе путем слияний и поглощений) послужит стимулом для новой волны инвестиций в китайскую экономику.

Эта статья из раздела-политика открытости и стратегии привлечения иностранных инвестиций, которая посвящена теме-политика привлечения прямых иностранных инвестиций (пии) китай. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

1.2 Политика государства по привлечению иностранного капитала

1978 год стал отправной точкой в стратегии привлечения Китаем иностранного капитала. В целом, привлечение прямых иностранных инвестиций в Китай можно разделить на пять этапов Buckley P. J. Foreign Direct Investment, China and the World Economy. — N. Y.: Palgrave Macmillan, 2010.Р. 243. .

Экспериментальный этап (1979 — 1983)

В июле 1979 год Китай положил начало привлечению и регулированию прямых иностранных инвестиций в страну. В период между 1979 и 1980 гг. Центральный Комитет Коммунистической Партии Китая и Государственный Совет проводили специальную политику, вводя льготные меры для стимулирования внешнеэкономической деятельности в провинциях Гуандун и Фуцзянь. На начальной стадии реформирования Китай придерживался экспериментального подхода. Первым шагом в постепенном привлечении ПИИ было создание в июле 1980 года четырех специальных экономических зон (СЭЗ), а именно Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай (провинция Гуандун) и Сямэнь (провинция Фуцзянь), обеспечение экономической самостоятельности этих двух провинций. Эти СЭЗ были предназначены для поглощения и использования иностранных инвестиций. Они предоставили иностранным инвесторам преференциальный режим для бизнеса. Выполняя функцию «окна в мир», эти зоны значительно преуспели в привлечении ПИИ. За 1979-1983 гг. фактически реализованные ПИИ составили в общей сложности 2,69 млрд долл. США Zhang Meng. Foreign Direct Investment and China?s Economic Development, 2010 — http: //www.bul. unisi. ch/cerca/bul/memorie/master/pdf/0910meng. pdf. Первоначально иностранный капитал направлялся в отрасли, ориентированные на экспорт (трудоемкие отрасли обрабатывающей промышленности) Buckley P. J. Op. cit. P. 243. .

Закон КНР «О совместных предприятиях с использованием иностранного капитала» был принят в июле 1979 года. Данный закон гарантировал права иностранных инвесторов. Подобные смешанные совместные предприятия представляют собой партнерство между зарубежными и китайскими физическими лицами, компаниями, предприятиями или финансовыми организациями, утвержденное правительством Китая. В смешанных СП используются знания о рынке, производственные мощности китайской стороны и технологии, маркетинговый опыт и производственные ноу-хау иностранного партнера. Такое совместное предприятие является наиболее предпочтительной формой сотрудничества, так как при совместном хозяйствовании и потери, и доход от бизнеса разделяются в соответствии с соотношением долей в уставном капитале обеих сторон. Иностранная компания при этом должна инвестировать не менее 25% от всего уставного капитала. Так как прибыль и риски делятся пропорционально участию компаний в уставном фонде, такие совместные предприятия называют паевыми СП Закон КНР о совместных предприятиях // Электронный журнал «China.org. Cn» — http: //www.china.org. cn/business/laws_regulations/2007-06/22/content_1214773. htm.

Этап роста (1984 — 1991)

До 1982 года ограничения на прямые иностранные инвестиции за пределами СЭЗ оставались жесткими. Законы и нормативные акты ограничивали иностранную собственность, новые проекты часто сталкивались со сложным процессом утверждения. Длительный процесс утверждения инвестиционных проектов был упрощен постепенно между 1983 и 1985 годами. В мае 1984 года, практика особых специальных зон была распространена на четырнадцать прибрежных города в десяти провинциях: города Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян и Бэйхай были открыты для внешнего мира. По сравнению с СЭЗ эти города пользовались большей автономией в принятии экономических решений. Органы местного самоуправления могли одобрить проекты капитальных вложений до определенного уровня.

В 1988 году был принят Закон КНР «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала». В случае контрактного СП инвестирование происходит в соответствии с условиями контракта, предусмотренного обеими сторонами, иностранной и китайской, при этом для иностранной стороны нет минимально допустимого уровня инвестирования в совместную компанию. В отличие от паевого СП в таком сотрудничестве каждая сторона должна установить четкие понятия и условия инвестиционного контракта по отношению к правам, обязанностям, распределению прибыли, рисков и долгов, методам управления совместным предприятием и т.д. Как правило, зарубежная сторона обеспечивает совместное предприятие денежными средствами, технологиями и оборудованием, в то время как китайская сторона предоставляет права на использование земли, рабочей силы и сырья, заводских зданий, оборудования и инфраструктуры. Иностранному инвестору разрешается вывести свою часть уставного капитала из совместного предприятия в течение срока действия контракта кооперативного предприятия.

В Китае в 1986 году был введен в действие Закон КНР «О предприятиях со 100% иностранным капиталом». Данный закон предусматривал защиту прав, интересов и прибыли иностранных инвесторов. Предприятие, полностью принадлежащее иностранной компании, является обществом с ограниченной ответственностью. Такая форма инвестирования является привлекательной в основном из-за того, что нет никакого участия со стороны китайского инвестора, что дает иностранной компании полный контроль над вновь созданным бизнесом Закон КНР о предприятиях со 100% иностранным капиталом // Электронный журнал «China.org. Cn» — http: //www.china.org. cn/business/laws_regulations/2007-06/22/content_1214773. htm.

На этапе роста география экономических зон расширилась. В 1988 году Китай сделал Хайнань, второй по величине остров в Китае, самой большой свободной экономической зоной и отдельной провинцией (до этого Хайнань принадлежал провинции Гуандун). В период постепенного роста преобладали инвестиции из Гонконга и Тайваня вместе с растущим притоком капитала из США и Японии.

Этап пика (1992 — 1993)

Этот этап характеризуется подъемом Шанхая, экономического центра Китая, и открытием там Нового района Пудун. Китайское правительство стремилось превратить Шанхай в международный центр финансов, экономики и торговли. Местоположение Шанхая в Юго-Восточном Китае позволило сместить направление движения иностранного капитала и избежать чрезмерной концентрации ПИИ в Южном Китае. Высокотехнологичным предприятиям, производственным и финансовым компаниям, создаваемым в районе Пудун, были предоставлены различные льготы. В ходе поездки на юг Китая в начале 1992 года Дэн Сяопин сделал выводы о необходимости совершения более радикальных экономических реформ и дальнейшего ускорения открытия КНР для прямых иностранных инвестиций. В отношении ПИИ китайское правительство поощряло экспортно-ориентированные предприятия, использующие передовые технологии. Были открыты новые сектора для иностранных инвесторов, в том числе сектора оптовой и розничной торговли, бухгалтерского учета и консалтинга, банковский и страховой сектора. Китай также стремился направить ПИИ во внутренние, менее развитые районы страны. 1992 год стал годом значительного роста прямых иностранных инвестиций в Китае Buckley P. J. Op. cit. P. 245. .

В сентябре того же года китайское правительство объявило о своем намерении принять стратегию «социалистической рыночной экономики». Все эти инициативы доказали свою эффективность — ПИИ в 1992 году резко возросли на 385%. Общая стоимость составила 58,1 млрд долл. США. Реализованные ПИИ выросли на 152%. В 1993 году объем согласованых ПИИ оценивался в 110,9 млрд долл. США, что больше, чем суммарное количество за предыдущие четырнадцать лет.

Период после 1990 года можно считать инвестиционным бумом в китайской экономике. В 1993 году Китай стал крупнейшим получателем ПИИ среди развивающихся стран и вторым по величине в мире реципиентом ПИИ после Соединенных Штатов Америки. До середины 1990-х годов большинство прямых иностранных инвестиций были направлены ?в трудоемкие отрасли (игрушки, обувь, одежда, текстиль, бытовая электроника). Китай стал «производственный сверхдержавой» в мировой экономике, другими словами, «мастерской мира».

Этап адаптации (1994 — 2000)

С 1994 года темпы роста прямых иностранных инвестиций в Китае замедлились что свидетельствует о новом этапе. Объем инвестиционных контрактов сократился почти вдвое, что стало реакцией на более строгое регулирование отраслевой структуры СП, вызванной нехваткой в предыдущие годы инвестиций в ключевые отрасли промышленности (рис.8).

В апреле 1994 года Государственный Совет выдвинул новые предложения о привлечении прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство, гидроэнергетику, транспорт и связь, сырьевой сектор с помощью благоприятной налоговой политики и финансовой поддержки. Временное положение о регулировании направления иностранных инвестиций вступило в силу 27 июня 1995 года. Приоритет был отдан прямым иностранным инвестициям в сельское хозяйство, энергетику, транспорт, телекоммуникации и высокотехнологичные отрасли промышленности. В этом же году был опубликован «Отраслевой каталог для иностранных инвесторов». Данный документ предусматривал процедуры рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов. Согласно нему, объекты иностранного инвестирования должны быть отнесены к одной из четырех категорий: поощряемые, ограниченные, запрещенные и допустимые. Детальная характеристика каждой группы отраслей получила отражение в выпущенном весной 2002 года «Каталоге отраслевых и региональных приоритетов для привлечения иностранных инвестиций» Invest in China, FDI Statistics — http: //www.fdi.gov. cn/pub/FDI_EN/Statistics/FDIStatistics/default. htm. Проекты в области инфраструктуры или сельского хозяйства с использованием новейших технологий или производственного нового оборудования попадали в первую категорию. Предприятия, предложение которых превышало внутренний спрос, занимающиеся разведкой редких и ценных ресурсов, относились в категорию ограничиваемых. В третью категорию были включены проекты, которые ставят под угрозу национальную безопасность или общественные интересы. Остальные проекты были отнесены к категории допустимых.

Читайте также  Планируемые инвестиции и норма прибыли

Этап после вступления в ВТО (2001 — настоящее время)

11 декабря 2001 года Китай стал официальным членом Всемирной торговой Организации после 15-летнего переговорного марафона. Китай приступил к выполнению своих обязательств, следуя основным принципам членства в ВТО: недискриминация (режим наибольшего благоприятствования), доступный вход на рынок (снижение тарифных и снятие нетарифных барьеров), единообразные правила в отношении других членов организации, прозрачность и предсказуемость, льготный режим для развивающихся стран. Основное внимание правительства КНР было уделено открытию китайского рынка для импорта с помощью отмены торговых барьеров. Существующие иностранные компании теперь могут распространять свою продукцию в Китае и участвовать во внешней торговле. Наряду с предоставлением широкого выбора для внутренних потребителей, членство в ВТО также привело к повышению эффективности производства в ответ на усиление конкуренции со стороны как импорта, так иностранных компаний.

Членство в ВТО также оказало влияние на приток ПИИ в экономику. Большую долю ПИИ стали привлекать отрасли с наибольшим потенциалом роста, такие как телекоммуникации, банковское дело и страхование. Как правило, в этих отраслях раньше преобладали относительно неэффективные государственные предприятия. Также акцентировалось внимание на расширение сферы деятельности иностранных предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности. Таким образом, вступление Китая в ВТО способствовало открытию доступа иностранным компаниям ко многим отраслям внутреннего рынка, которые раньше были для них закрыты. Однако этот процесс проходил постепенно.

В период до вступления в ВТО основным стимулом для иностранных предпринимателей инвестировать в китайскую экономику были налоговые льготы. Существование привилегий и сниженных налогов для иностранных компаний было эффективным в ранний период реформ и открытости. В то время, как налог на прибыль китайских предприятий составлял 33%, иностранным компаниям предоставлялась ставка в 15% или 24% в зависимости от того, в какую область происходит инвестирование. Кроме того, иностранные компании пользовались налоговыми каникулами. Такое положение дел продолжалось до 2008 года. С 1 января 2008 года, однако, была установлена ставка в 25% в соответствии с Законом о подоходном налоге, который был утвержден 16 марта 2007 года. Ставка применялась для всех предприятий, за исключением «низкоприбыльных малых предприятий», ставка налога для которых установлена на уровне 20%, и предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством — на уровне 15%. Постепенная отмена налоговых льгот объясняется тем, что теперь Китай намерен привлекать капитал не за счёт налоговых льгот, а за счёт лучшей институциональной среды.

Совершенствуя правовую систему в отношении ПИИ и в то же время повышая степень открытости, Китай ускорил темпы строительства своей транспортной, энергетической, телекоммуникационной и других инфраструктур и значительно улучшил инвестиционный климат. Благодаря ряду законодательных и институциональных реформ, требуемых согласно обязательствам в рамках ВТО, правительство создало более прозрачную и стабильную атмосферу конкурентной бизнес-среды между китайскими и зарубежными предприятиями. На рисунке 9 видны все этапы либерализации инвестиционного режима китайской экономики. Уже с 1992-1993 гг. объем реализованных ПИИ набирает обороты, после чего происходит резкий рывок до 2008 года, когда уровень иностранного инвестирования достигает наибольшего предкризисного значения, равного 95200 млн долл. США. Максимальный объем реализованных ПИИ пришелся на 2011 год, и был равен 117 600 млн долл. США Invest in China — http: //www.fdi.gov. cn.

На начальном этапе реформ доминировали контрактные совместные предприятия, они были наиболее привлекательной формой СП в Китае, однако в последующие этапы привлечения ПИИ число полностью иностранных компаний постоянно увеличивалось. За период с 1978 года доля предприятий с 100% иностранным капиталом постоянно увеличивалась, с 5% в 1978 году до 80% в 2012 году.

За последнее десятилетие одним из ключевых путей выхода иностранных компаний на китайский рынок стали сделки по слиянию и поглощению (Mergers and Acquisitions, M&A). В условиях постоянного роста китайской экономики, операции по слиянию и поглощению являются наилучшей альтернативой инвестициям в абсолютно новые проекты. Несмотря на ослабление ограничений на иностранные инвестиции, требования со стороны государства остаются отличительной чертой сделок M&A в Китае. Министерство коммерции и Государственной комитет КНР по развитию и реформам («ГКРР») являются правительственными учреждениями, основная ответственность которых включает контроль за подобными сделками. В 2003 году Министерство коммерции вместе с ГКРР выпустили Положение «О слияниях и поглощениях между зарегистрированными в КНР компаниями с участием иностранного капитала и китайскими предпринимателями любой формы собственности», охватывающее следующие виды операций:

· Покупка иностранным инвестором акций китайской отечественной компании или подписка на дополнительную эмиссию акций китайской компанией;

· Приобретение иностранным инвестором активов китайского предприятия с целью расширения собственного бизнеса;

· Приобретение активов отечественных предприятий для создания новой компании с иностранным капиталом на основе таких активов.

Данное Положение также уделяет особое внимание антимонопольным мерам, так как возникающие в КНР на основе трансграничных M&A сделок компании могут пользоваться избыточной властью на рынке и занимать, по сути дела, монопольное положение в отдельных секторах внутреннего рынка КНР. В связи с этим в Положении закреплено, что сделки слияний-поглощений между зарубежными и китайскими компаниями подлежат специальному административному контролю, если:

· годовой оборот одной из сторон сделки на китайском рынке превышает 1,5 млрд юаней;

· какая-либо из сторон сделки в течение года приобрела больше 10 компаний одинакового профиля;

· доля одной стороны на китайском рынке составляет 20%;

· заключение сделки в результате приведет к появлению новой компании, имеющей под своим контролем как минимум 25% соответствующего рынка в КНР.

На рисунке 11 показан быстрый рост рынка слияний и поглощений в КНР. За 20 лет количество объявленных M&A сделок увеличилось более чем в 15 раз, общая стоимость заключаемых сделок поднялась до 200 млрд долл. США Institute of mergers, acquisitions and alliances — http: //www.imaa-institute.org/.

Статистические данные, предоставленные Thomson Reuters, показывают, что наиболее успешным годом можно считать 2010, когда стоимость произведенных операций достигла своего максимума в 213 млрд долл. США. С точки зрения количества сделок, сырьевой сектор оказался самым востребованным для иностранных компаний, доля операций составляет 24 % от общего объема, а для сектора энергетики этот показатель составил 20%. Финансовый сектор вышел на третье место с 17 % от всех сделок. Это может быть обусловлено реорганизацией государственных предприятий и желанием иностранных компаний выйти на новые рынки Китая. Однако, несмотря на увеличение активности сделок M&А и на растущую китайскую экономику, Китай остается сложной средой для иностранных инвесторов.

Итак, рассмотрев политику правительства КНР в отношении прямого иностранного инвестирования, можно сделать вывод, что, начиная с 1993 года, в процессе реформирования экономики произошел значительный переход от запрета иностранного инвестирования к его привлечению. Иностранные инвесторы получили доступ к новым рынкам китайской экономики. Пошаговые меры правительства по либерализации экономики привели к ежегодному увеличению объемов поступающего иностранного капитала. Происходило увеличение доли иностранного сектора в экономике. ПИИ, как ключевой фактор политики открытости, произвели неоднозначный эффект. Перед тем как рассмотреть воздействие иностранного капитала на экономику КНР следует изучить ряд теорий ПИИ, Подробнее о положительном и отрицательном влиянии ПИИ на процесс трансформации экономики Китая пойдет речь в следующем пункте.

Источники: http://mirznanii.com/a/158099/pryamye-inostrannye-investitsii-kitaya, http://xn—-7sbbgpkiact2d2af7p.xn--p1ai/Политика-привлечения-прямых-иностранных-инвестиций-ПИИ-Китай-755.html, http://mo.bobrodobro.ru/19797

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто