Понятие и классификация иностранных инвестиций
Согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранными инвестициями являются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Иностранные инвестиции обычно подразделяют на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции: приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. (машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование).
Законодательство РФ выделяет также некоторые особые прямые инвестиции, которые имеют название «приоритетный инвестиционный проект». Под этим понимаются инвестиции, суммарный объем которых составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.
Остальные инвестиции иногда именуются портфельными. Существенного значения это понятие для правового регулирования иностранных инвестиций не имеет. В основном этот термин используется в области валютного контроля.
Термин «прямые инвестиции» очень важен с правовой точки зрения для регулирования иностранных инвестиций, поскольку именно прямые инвестиции дают право иностранному инвестору рассчитывать на получение основных льгот и гарантий по национальному законодательству.
Понятие и способы осуществления иностранных инвестиций. Понятие иностранного инвестора.
Государства, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, принимают специальное законодательство об иностранных инвестициях.
Цель— предоставление иностранным инвесторам особых гарантий и льгот по сравнению с отечественными инвесторами.
Такое специальное законодательство имеют Российская Федерация, Китай, страны юго-восточной Азии, развивающиеся страны Африки.
В развитых государствах (США, страны Европейского Союза), как правило, отсутствуют специальные законы об иностранных инвестициях, поскольку режим отечественных и иностранных инвесторов в этих странах одинаков.
Иностранная инвестицияопределяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, интеллектуальной собственности, услуг и информации, имеющих денежную оценку.
Согласно данному закону иностранными инвесторами признаются:
иностранные граждане и лица без гражданства
иностранные организации (как юридические лица, так и не-юридические лица)
иностранные государства и международные организации
Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным категориям:
1) по отношению к отдельным странам выделяются иностранные и зарубежные инвестиции, иностранные инвестиции — вложение иностранных капиталов в экономику данной страны, зарубежные инвестиции — вложение капиталов местных экономических субъектов за рубежом.
2) по источникам происхождения:
3) по характеру использования:
— предпринимательские: вкладываются в производство с целью получения прибыли;
— ссудные инвестиции: предоставляются в форме займа и кредитов с целью получения процентного дохода.
4) по способу учета:
— текущие потоки инвестиций (инвестиции, осуществляемые в течение календарного года);
— накопленные инвестиции (объем инвестиций за весь период их существования);
5) по степени контроля:
В качестве основных способов осуществления прямых инвестиций действующее зак-о называет следующие:
— инвестирование с нуля, т.е. создание иностранным инвестором собственного филиала или предприятия, находящегося в полной собственности инвестора;
— приобретение или поглощение российских предприятий;
— финансирование деятельности зарубежных филиалов, созданных на территории России, в т.ч. за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;
— предоставление прав на использование определенных технологий;
— реинвестирование прибыли, полученной инвестором.
При определении иностранных инвесторов российский законодатель пошел по пути простого перечисления тех субъектов, которые могут выступать иностранным инвестором. Таким обарзом, согласно ст.2 з-на «Об иностранных инвестициях» в качестве иностранного инвестора могут выступать следующие лица:
— иностранное ЮЛ, гражданская правоспособность которого определяется в соотв-вии с зак—вом гос-ва, в котором оно учреждено;
— иностранная организация, не являющаяся ЮЛ, но в силу своей правоспособности имеющие право осуществлять иностранные инвестиции;
— иностранные граждане и лица без гр-ва, постоянно проживающие за пределами РФ;
— международная организация, созданная в соотв-вии с МД РФ;
— иностранные гос-ва, в соотв-вии с порядком, который определяется российским зак-вом.
В отношении каждого из субъектов действующее зак-во делает оговорку, что такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории России только при условии, что такое право предоставлено личным законом соответствующего субъекта. Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида:
1 — индивидуальные инвесторы: в качестве них выступают ФЛ, действующие за собственный счет и от своего имени;
2 — корпоративные инвесторы: организации, производящие инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов — стимулирование производства и извлечение производственной прибыли.
3- институциональные инвесторы представлены финансовыми посредниками, которые привлекают заемные денежные средства для вложения их в ЦБ и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы — профессиональные участники финансового рынка.
Понятие и система иностранных инвестиций
Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» закрепляет основные принципы деятельности иностранных инвесторов и гарантии, предоставляемые им при ее осуществлении. Положения данного закона предусматривают в исключительных случаях возможность национализации иностранной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации.
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут осуществлять свою хозяйственную деятельность и в свободных экономических зонах. Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) понимают обособленные территории государств, где созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий.
Российское законодательство предоставляет такие дополнительные льготы, как:
упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
льготный налоговый режим;
особый таможенный режим;
пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;
упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.
82. СОГЛАШЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1992 Г (Киев)
Хозяйствующие субъекты каждого государства-участника СНГ имеют на территории других государств-участников СНГ право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел.
Компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь: вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности проведение экспертизы, заслушивание Сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.
Документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств-участников, принимаются на территории других государств-участников без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одного из государств- участников СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств- участников доказательной силой официальных документов
В соглашении 1992 г. дополнительно оговаривается, что государства-участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства подлежат исполнению на территории других государств-участников. Решения, вынесенные компетентным судом одного государства в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства. Высшие судебные органы государств-участников регулируют спорные вопросы, возникающие в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов.
Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной Стороны.
В приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, только если эта Сторона представит доказательства того, что:
а) судом запрашиваемого государства-участника ранее вынесено вступившее в силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства-участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
в) спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентным судом;
г) другая Сторона не была извещена о процессе;
д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.
Источники: http://be5.biz/pravo/m018/29.html, http://poisk-ru.ru/s1138t1.html, http://studfiles.net/preview/6189955/page:35/
Источник: