Понятие и система иностранных инвестиций

Понятие и классификация иностранных инвестиций

Согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранными инвестициями являются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции обычно подразделяют на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции: приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. (машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование).

Законодательство РФ выделяет также некоторые особые прямые инвестиции, которые имеют название «приоритетный инвестиционный проект». Под этим понимаются инвестиции, суммарный объем которых составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.

Остальные инвестиции иногда именуются портфельными. Существенного значения это понятие для правового регулирования иностранных инвестиций не имеет. В основном этот термин используется в области валютного контроля.

Термин «прямые инвестиции» очень важен с правовой точки зрения для регулирования иностранных инвестиций, поскольку именно прямые инвестиции дают право иностранному инвестору рассчитывать на получение основных льгот и гарантий по национальному законодательству.

Понятие и способы осуществления иностранных инвестиций. Понятие иностранного инвестора.

Государства, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, принимают специальное законодательство об иностранных инвестициях.

Читайте также  Инвестиции по субъектам федеральных округов

Цель— предоставление иностранным инвесторам особых гарантий и льгот по сравнению с отечественными инвесторами.

Такое специальное законодательство имеют Российская Федерация, Китай, страны юго-восточной Азии, развивающиеся страны Африки.

В развитых государствах (США, страны Европейского Союза), как правило, отсутствуют специальные законы об иностранных инвестициях, поскольку режим отечественных и иностранных инвесторов в этих странах одинаков.

Иностранная инвестицияопределяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, интеллектуальной собственности, услуг и информации, имеющих денежную оценку.

Согласно данному закону иностранными инвесторами признаются:

иностранные граждане и лица без гражданства

иностранные организации (как юридические лица, так и не-юридические лица)

иностранные государства и международные организации

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным категориям:

1) по отношению к отдельным странам выделяются иностранные и зарубежные инвестиции, иностранные инвестиции — вложение иностранных капиталов в экономику данной страны, зарубежные инвестиции — вложение капиталов местных экономических субъектов за рубежом.

2) по источникам происхождения:

3) по характеру использования:

— предпринимательские: вкладываются в производство с целью получения прибыли;

— ссудные инвестиции: предоставляются в форме займа и кредитов с целью получения процентного дохода.

4) по способу учета:

— текущие потоки инвестиций (инвестиции, осуществляемые в течение календарного года);

— накопленные инвестиции (объем инвестиций за весь период их существования);

5) по степени контроля:

В качестве основных способов осуществления прямых инвестиций действующее зак-о называет следующие:

— инвестирование с нуля, т.е. создание иностранным инвестором собственного филиала или предприятия, находящегося в полной собственности инвестора;

— приобретение или поглощение российских предприятий;

— финансирование деятельности зарубежных филиалов, созданных на территории России, в т.ч. за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

— предоставление прав на использование определенных технологий;

— реинвестирование прибыли, полученной инвестором.

При определении иностранных инвесторов российский законодатель пошел по пути простого перечисления тех субъектов, которые могут выступать иностранным инвестором. Таким обарзом, согласно ст.2 з-на «Об иностранных инвестициях» в качестве иностранного инвестора могут выступать следующие лица:

— иностранное ЮЛ, гражданская правоспособность которого определяется в соотв-вии с зак—вом гос-ва, в котором оно учреждено;

— иностранная организация, не являющаяся ЮЛ, но в силу своей правоспособности имеющие право осуществлять иностранные инвестиции;

— иностранные граждане и лица без гр-ва, постоянно проживающие за пределами РФ;

Читайте также  Инвестиции в повышение квалификации сотрудников

— международная организация, созданная в соотв-вии с МД РФ;

— иностранные гос-ва, в соотв-вии с порядком, который определяется российским зак-вом.

В отношении каждого из субъектов действующее зак-во делает оговорку, что такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории России только при условии, что такое право предоставлено личным законом соответствующего субъекта. Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида:

1 — индивидуальные инвесторы: в качестве них выступают ФЛ, действующие за собственный счет и от своего имени;

2 — корпоративные инвесторы: организации, производящие инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов — стимулирование производства и извлечение производственной прибыли.

3- институциональные инвесторы представлены финансовыми посредниками, которые привлекают заемные денежные средства для вложения их в ЦБ и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы — профессиональные участники финансового рынка.

Понятие и система иностранных инвестиций

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» закрепляет основные принципы деятельности иностранных инвесторов и гарантии, предоставляемые им при ее осуществлении. Положения данного закона предусматривают в исключительных случаях возможность национализации иностранной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации.

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут осуществлять свою хозяйственную деятельность и в свободных экономических зонах. Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) понимают обособленные территории государств, где созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий.

Российское законодательство предоставляет такие дополнительные льготы, как:

упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

льготный налоговый режим;

особый таможенный режим;

пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;

упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.

82. СОГЛАШЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ 1992 Г (Киев)

Хозяйствующие субъекты каждого государства-участника СНГ имеют на территории других государств-участников СНГ право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел.

Компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь: вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности проведение экспертизы, заслушивание Сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

Документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств-участников, принимаются на территории других государств-участников без какого-либо специального удостоверения.

Читайте также  Взаимосвязь инвестиций и экономического роста

Документы, которые на территории одного из государств- участников СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств- участников доказательной силой официальных документов

В соглашении 1992 г. дополнительно оговаривается, что государства-участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства подлежат ис­полнению на территории других государств-участников. Решения, вынесенные компе­тентным судом одного государства в части обращения взыскания на имущество ответчи­ка, подлежат исполнению на территории другого государства органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства. Высшие судебные ор­ганы государств-участников регулируют спорные вопросы, возникающие в связи с при­ведением в исполнение решений компетентных судов.

Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной Стороны.

В приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, только если эта Сторона представит доказательства того, что:

а) судом запрашиваемого государства-участника ранее вынесено вступившее в силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства-участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

в) спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентным судом;

г) другая Сторона не была извещена о процессе;

д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Источники: http://be5.biz/pravo/m018/29.html, http://poisk-ru.ru/s1138t1.html, http://studfiles.net/preview/6189955/page:35/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто