Право на национализацию иностранных инвестиций

Государственные гарантии иностранным инвестициям;

Иностранные инвестиции — вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранным инвесторам в том числе в виде денег, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, а также услуг и информации.

Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
• на основе конституций или специальных нормативных актов;
• в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;
• через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.

Способы осуществления иностранных инвестиций в России:

1) вложение иностранных капиталов в уже существующих компаний

2) создание новых обществ и товариществ с участием иностранного капитала

3) создание филиалов и представительств и внесение имущества в основные фонды таких структур

4) финансирование иностранными инвесторами конкретных проектов

Гарантии иностранным инвесторам

1) право на возмещение убытков, причинённых в результате незаконных действий госорганов.

2) право уступить свои требование другому лицу или перевести долг на другое лицо

3) право на компенсацию при национализации или реквизиции имущества.

4) право на надлежащее разрешений споров в суде или арбитраже

5) право на участие в приватизации, получении ценных бумаг, участка, недвижимое имущество в соответствие с законодательством РФ

6) право на свободный перевод доходов от инвестиционной деятельности и на за беспрепятственный вывоз за пределы России раннее ввезенного в качестве инвестиций имущества.

Право государства на проведение национализации, признание экстерриториального действия соответствующих законов.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранным физическим и юридическим лицам, вытекает из такого общепризнанного принципа международного права, как суверенитет государства. Во-первых, всякий акт национализации — это акт государственной власти; во-вторых, это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц; в-третьих, национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам); в-четвертых, каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то в каком размере. Внутренний закон государства может предусмотреть предоставление компенсации, условия и время ее выплаты, что имело место в ряде стран. Под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. Условия проведения национализации определяются внутренним правом каждого государства, а не международным. Каждое государство устанавливает свои правила национализации, однако можно выделить несколько общих черт: – национализацию может проводить лишь государственная власть посредством издания акта. В соответствии с Конституцией Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Существует долгий процесс национализации, включающий в себя издание акта, опись имущества, равноценное возмещение владельцу, изъятие; – эта мера носит общественный характер; – не является наказанием, но носит принудительный характер, поскольку оспорить акт национализации невозможно; – национализация осуществляется в отношении собственности как российских юридических и физических лиц, так и иностранных; – только государство устанавливает размер компенсации, национализация носит возмездный характер; – носит экстерриториальный характер, это означает то, что государство, осуществившее национализацию, признается за границей собственником имущества, не только находившегося на его территории, но и находившегося на территории другого государства.

23.Соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения.

На практике выделяют 2 вида инвестиционных соглашений:

1) соглашение о разделе продукции

2) концессионное соглашение.

Соглашение о разделе продукции — это договор между РФ и инвестором в соответствии с

которым РФ предоставляет инвестору на возмездных основе и на определенный срок

исключительные права на поиски, разведки, добычу минерального сырья на определенном участке недр и наведении связанные с этим работ, а инвесторы обязуются осуществить

проведение работ за свой счет и на свой риск. Полученная продукция подлежит разделу.

От имени РФ в соглашении выступает правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта на территории, которой расположен участок недр. Инвесторами могут быть

юр. лица и объединения юр лиц.

Участки недр, предоставляемые иностранным инвесторам, определяются на уровне закона. Также можно выделить основания на включение их в перечень 1) разработка участка недр может обеспечить сохранение раб мест на градообразующих предприятиях2) разработка

участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных

ископаемых, которые находиться в труднодоступных районов3) разработка требует

использование высоко затратных и наукоемких технологий, с соблюдением требований

экологического законодательства, для выполнения работ в преимущественном порядке

должны привлекаться российские юр. и физ. лица.

Произведенная продукция подлежит разделу по следующей схеме: из общего объема выделяться компенсационная продукции (не более 75%), вычленяется сумма налога за

Концессионное соглашение-это договор, по которому одна сторона(концессионер)

обязуется за свой счет создать или реконструировать определенным этим соглашением

недвижимое имущества право собственности принадлежит или будет принадлежать

другой стороне (концеденту), а также осуществлять деятельность с использование

объектов концессионного соглашения, а кон цедент обязуется доставить концессионеру

права владения и пользования соответствующего объекта.

Объектом концессионного соглашения выступают недвижимое имущества (аэродромы,

суда, гидротехнические сооружения и др.)

Кон цедентом выступает РФ, либо субъект РФ, либо муниципальное образование в лице

уполномоченных органов (органы исполнительной власти)

Концессионером может быть ИП, российское или иное юр лицо, или объединение юр. лиц. Соглашение составляется на основание конкурса. Срок действия соглашения с учетом

срока создания или реконструкции объекта, объема инвестиций и срока окупаемости.

В период эксплуатации объекта концессионер вносит концессионную уплату размер,

периодичность, порядок, форма определяется концессионным соглашением.

Концессионная плата может установлена в форме твердых сумм платежей, долей

продукции или доходов, раздача кон цедента в собственность принадлежащего концессионеру имущества.

Существенными условиями концессионного соглашениями является

1) обязательство концессионера по созданию и или реконструкции объекта

2) обязательство концессионера по эксплуатации объекта, состав и описание объекта

соглашения, цели и срок использование объекта, объём инвестиций и др.

Кон цедент на любом этапе может осуществлять контроль за соблюдением условий.

Международное частное право

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.

Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Читайте также  Малые инвестиции в паевые фонды

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.

В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.

Читайте также  Политика управления инвестициями на предприятии

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.

Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.

Критерии национализации иностранных инвестиций (Алексеенко А.П.)

Дата размещения статьи: 16.02.2017

Одной из проблем российского законодательства является отсутствие закона о национализации, необходимость принятия которого предусмотрена Гражданским кодексом РФ и продиктована потребностями настоящего времени, в частности последствиями произошедшей в 2014 — 2015 гг. национализации в Крымском федеральном округе.
Право собственности входит в предмет гражданского законодательства, следовательно, исходя из ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации. В этой связи принятие закона о национализации возможно только на федеральном уровне. Между тем Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем были приняты Постановление Государственного совета Республики Крым от 30 апреля 2014 г. N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» и Постановление Правительства Севастополя от 8 февраля 2015 г. N 118-пп «О некоторых вопросах национализации имущества» . Согласно названным нормативным правовым актам имущество некоторых лиц было изъято, причем без компенсации, что создает достаточно опасный прецедент и подчеркивает актуальность принятия соответствующего федерального закона. Кроме того, названные субъекты РФ фактически получили большую компетенцию, чем остальные, что представляется дискуссионным.
———————————
Постановление Государственного совета Республики Крым от 30 апреля 2014 г. N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» // СПС «Гарант». 2015.
Постановление Правительства Севастополя от 8 февраля 2015 г. N 118-пп «О некоторых вопросах национализации имущества» // СПС «Гарант». 2015.

Как закреплено в п. 9 ч. 2 ст. 235 ГК РФ, национализация — обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, на основании закона. При этом в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки посредством разбирательства в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Между тем на сегодняшний день в законе не отражено, как именно должна осуществляться компенсация. Указанный вопрос урегулирован лишь в двусторонних договорах РФ с рядом государств, в частности в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о поощрении и взаимной защите капиталовложений 2007 г. . В данном международном договоре предусмотрена выплата быстрой, эффективной и адекватной компенсации, однако сами эти термины не разъясняются.
———————————
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Аммане 13.02.2007). URL: http://base.consultant.ru.

В настоящее время в российском законодательстве также не решен вопрос, являются ли понятия «национализация» и «экспроприация» тождественными. Исходя из практики РФ по заключению соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений данные меры имеют одну и ту же суть. Однако в нормативных правовых актах на национальном уровне указанный вопрос не решен. Под экспроприацией международные арбитражи понимают лишение собственности, обязательственных прав, разрешений на осуществление той или иной деятельности . В этой связи следует предпринять меры по определению правовой природы данного явления, его соотношения с национализацией.
———————————
Inmaris Perestroika Sailing Maritime Services GmbH and Others v. Ukraine (ICSID Case N ARB/08/8). URL: https://icsid.worldbank.org; Rumeli Telekom A.S. and Telsim Mobil Telekomunikasyon Hizmetleri A.S. v. Republic of Kazakhstan (ICSID Case N ARB/05/16). URL: http://www.italaw.com/sites/default/files/case-documents/ita0728.pdf.

Очевидно, что и национализация, и экспроприация объединены тем, что прекращают право собственности лица. Между тем если опираться на практику Международного центра по урегулированию инвестиционных споров , то становится понятным, что при экспроприации зачастую имеет место ситуация, когда право собственности инвестора не прекращается, но он лишается того, что мог бы получить от организатора инвестирования и (или) теряет контроль над организатором инвестирования.
———————————
Alpha Projektholding GmbH v. Ukraine (ICSID Case N ARB/07/16) Award. URL: https://icsid.worldbank.org.

Исходя из анализа решений международных арбитражей, можно прийти к выводу, что экспроприация ведет к следующим последствиям в совокупности или по отдельности:
1) прекращение права собственности принимающей инвестиции коммерческой организации (далее — организатора инвестирования);
2) лишение иностранного инвестора обязательственных и иных прав в отношении организатора инвестирования;
3) прекращение обязательственных и (или) иных прав организатора инвестирования, в том числе не имеющих имущественной оценки;
4) нарушение «обоснованных ожиданий» иностранного инвестора.
Из изложенного выше следует, что в результате совершения экспроприации у государства не всегда возникает право собственности. Как отмечает Н.Л. Бондаренко, имущество не переходит в собственность государства, однако его действиями содержание права частной собственности существенно ограничивается, собственник все более становится номинальным . Следовательно, целью экспроприации может быть как завладение имуществом инвестора и (или) организатора инвестирования, так и понуждение их прекратить свою деятельность и тому подобное.
———————————
Бондаренко Н.Л. Традиционные и новые формы экспроприации собственности в Республике Беларусь // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 69.

Что касается национализации, то ее целью, как отмечают исследователи, является «установление государственного контроля над отраслями (предприятиями), имеющими стратегическое значение для обеспечения безопасности (в том числе экономической) государства» . Данная позиция подтверждена практикой , в том числе и той, которая была в Советской России. Так, согласно Декрету от 14 декабря 1917 г. «О национализации банков» национализация была совершена «в интересах правильной организации народного хозяйства».
———————————
Белых В.С. Модернизация российской экономики и проблемы совершенствования предпринимательского законодательства // Экономика региона. 2011. N 2. С. 83.
Данельян А.А. Генезис института национализации иностранной собственности и его практическое значение для современного периода // Юрист. 2014. N 3. С. 38 — 42.
Декрет ВЦИК от 14 декабря 1917 г. «О национализации банков». URL: http://base.consultant.ru.

Читайте также  Поступления на осуществление бюджетных инвестиций

Национализация всегда ведет к прекращению права собственности на вещь и (или) обязательственных прав имущественного характера. Данный вывод однозначно следует из анализа нормативных правовых актов, принятых в Советской России в 1917 — 1918 гг.: Декрета «О национализации крупнейших зернохранилищ» , Декрета «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта» , Декрета «О национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома» .
———————————
Декрет СНК РСФСР от 15 февраля 1918 г. «О национализации крупнейших зернохранилищ». URL: http://base.consultant.ru.
Декрет СНК РСФСР от 28 июня 1918 г. «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта». URL: http://base.consultant.ru.
Декрет СНК РСФСР от 13 июля 1918 г. «О национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома». URL: http://base.consultant.ru.

Итак, понятия национализации и экспроприации не тождественны друг другу: экспроприация не всегда порождает право собственности у государства, кроме того, цели данных явлений различны. Национализация представляет законное основание прекращения права собственности. В то же время она является способом, посредством которого прекращаются имущественные права у одного лица и возникают у другого. Следовательно, ст. ст. 235 и 306 ГК РФ не предоставляют полной защиты инвестиций, так как касаются лишь права собственности. Представляется, что положения ст. 16.1 ГК РФ также не применимы к ситуации национализации всех имущественных прав, так как подобный случай не предусмотрен законом. В этой связи необходимость разработки и принятия федерального закона «О национализации в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О национализации») становится очевидной. В данном законе следует закрепить основания, последствия, порядок компенсации при национализации, дефинитивные нормы, а также перечень компетентных органов, имеющих право инициировать процедуру национализации.
Разрабатывать ФЗ «О национализации» следует, подготовив соответствующую концепцию, которая предусматривала бы решение всех важных вопросов. При этом основное внимание логично уделить дефиниции национализации и порядку осуществления компенсации за нее. Кроме того, необходимо сформировать отношение государства к экспроприации. Как справедливо отмечает В.С. Белых, «не надо бояться слова «национализация». В нашей стране (так уж исторически сложилось) национализация понимается в основном как синоним безвозмездной экспроприации. Во всем остальном мире ее главный экономический смысл — переход частных предприятий под контроль государства на основе их выкупа» . В этой связи целесообразно упорядочить терминологию законодательства, сделать ее понятной, исключив возможность регионального нормотворчества в данной сфере и вольного толкования понятия «национализация».
———————————
Белых В.С. Модернизация российской экономики и проблемы совершенствования предпринимательского законодательства // Экономика региона. 2011. N 2. С. 83.

Если исходить из практики международных инвестиционных арбитражей, то при определении национализации иностранных инвестиций следует выяснить, имеет ли место потеря контроля над инвестициями (организатором инвестирования) или возможность осуществлять управление ими. При этом для признания факта национализации не является важным, связана ли такая потеря с фактическим изъятием имущества или с осуществлением иных мер властного характера, которые лишают лицо возможности управлять объектом вложений или контролировать его.
Представляется, что для конструирования дефиниции «национализация иностранных инвестиций» должны учитываться следующие элементы, характеризующие данное явление:
Во-первых, это — лишение права собственности и (или) иных имущественных прав лица в пользу государства.
Во-вторых, она осуществляется в соответствии с решением уполномоченного государственного органа.
В-третьих, национализация должна сопровождаться компенсацией.
В-четвертых, ее целью должно быть социально-экономическое развитие и (или) обеспечение безопасности государства.
В-пятых, лицо, в отношении которого совершен акт национализации, признается законодательством иностранным инвестором.
Следовательно, национализация представляет собой основанный на решении уполномоченного органа сопровождающийся компенсацией переход права собственности и (или) иных имущественных прав в пользу государства в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства и (или) социально-экономического развития.
Отдельного внимания заслуживает вопрос компенсации. На сегодняшний день необходимость осуществления таковой закреплена в ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно ей при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в федеральном арбитражном суде или третейском суде. Каким образом следует производить возмещение убытков за национализированное имущество, закон не устанавливает, отдавая этот вопрос на усмотрение суда (третейского суда).
В международной арбитражной практике сложился определенный подход к порядку осуществления компенсации при национализации , которая должна быть быстрой, адекватной и эффективной. Как отмечает А.А. Данельян, компенсация является «адекватной, если она основана на справедливой рыночной стоимости актива на дату, предшествующую принятию решения об экспроприации (или накануне, когда подобное решение стало известно общественности); эффективной, если она выплачивается в валюте инвестирования (если валюта является конвертируемой), или в другой валюте, указанной МВФ как свободно конвертируемая, или в другой валюте с согласия инвестора; быстрой, если она выплачивается без задержки. В исключительных случаях, когда государство испытывает сложности финансового характера, оно может выплатить компенсацию в рассрочку в течение короткого периода времени, который не должен превышать пять лет с момента экспроприации, с условием уплаты процентов» .
———————————
Юхно А.С. Основания для выплаты компенсации в международных инвестиционных разбирательствах // Международное публичное и частное право. 2012. N 6. С. 29 — 32.
Данельян А.А. Стандарт «быстрой, адекватной и эффективной» компенсации за национализацию иностранной собственности // Международный правовой курьер. 2014. N 3. С. 26.

В этой связи при подготовке ФЗ «О национализации» необходимо предусмотреть, что компенсация должна соответствовать рыночной стоимости национализируемых иностранных инвестиций, рассчитанной на дату, когда совершен соответствующий акт. Компенсацию следует выплачивать в свободно конвертируемой валюте, при этом разрешать ее свободный перевод с территории РФ на территорию государства, где зарегистрировано иностранное юридическое лицо — инвестор, и (или) имеет постоянное место жительства физическое лицо — иностранный инвестор. Очевидно, что выплата компенсации не должна стать тяжелым бременем для отечественного бюджета, поэтому вопрос о фиксированных сроках ее выплаты представляется возможным решить только после проведения соответствующих экономических исследований Правительством РФ. Между тем такие сроки должны быть приемлемы как для государства, так и для инвестора.
Таким образом, национализация иностранных инвестиций представляет собой акт изъятия собственности и (или) иных имущественных прав у иностранного инвестора. Выгодоприобретателем в результате национализации является государство. Национализация должна сопровождаться компенсацией и осуществляться согласно решению уполномоченного на это законом государственного органа в целях социально-экономического развития и (или) безопасности государства, граждан. В Российской Федерации ее совершение представляется возможным только после принятия соответствующего федерального закона.

Литература

1. Белых В.С. Модернизация российской экономики и проблемы совершенствования предпринимательского законодательства // Экономика региона. 2011. N 2. С. 73 — 85.
2. Бондаренко Н.Л. Традиционные и новые формы экспроприации собственности в Республике Беларусь // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 63 — 69.
3. Данельян А.А. Генезис института национализации иностранной собственности и его практическое значение для современного периода // Юрист. 2014. N 3. С. 38 — 42.
4. Данельян А.А. Стандарт «быстрой, адекватной и эффективной» компенсации за национализацию иностранной собственности // Международный правовой курьер. 2014. N 3. С. 22 — 26.
5. Юхно А.С. Основания для выплаты компенсации в международных инвестиционных разбирательствах // Международное публичное и частное право. 2012. N 6. С. 29 — 32.

Источники: http://studopedia.su/14_44952_gosudarstvennie-garantii-inostrannim-investitsiyam.html, http://isfic.info/mshp/medyg42.htm, http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/22348

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто