Правовое регулирование инвестиций в бизнесе

§ 2. Правовое регулирование отдельных видов инвестиционной деятельности

К основным формам инвестиционной деятельности в Российской Федерации относятся: концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, лизинговая деятельность, коллективное инвестирование в форме акционерных и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные товарищества, инвестиции в ценные бумаги, покупка «бизнеса» и др. Между тем вопрос о видах инвестиционной деятельности является дискуссионным среди специалистов. Так, некоторые исследователи не относят лизинговую деятельность к инвестиционной, другие, напротив, расширяют понятие инвестиционной деятельности, включая в ее сферу деятельность, оформляемую в рамках франчайзинга.

Инвестиционную деятельность по субъекту инвестирования можно классифицировать на государственное (муниципальное) инвестирование, частное инвестирование и ГЧП.

В основе государственного (муниципального) инвестирования лежат бюджетные инвестиции, которые представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ). В частности, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (ст. 179.1 БК РФ). Кроме того, государство может осуществлять прямые инвестиции в рамках ГЧП, например за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

Формами ГЧП являются: концессионное соглашение, соглашение о разделе продукции, соглашение государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства, специальный инвестиционный контракт и др.

Частные инвестиции — основа частного предпринимательства. Инвестируя в свое дело, предприниматель рассчитывает на то, что его вложения окупятся в будущем и будут приносить прибыль. Осуществление предпринимательской деятельности требует постоянных инвестиций. Между тем инвестор не всегда является предпринимателем, так как инвесторами, например на рынке ценных бумаг, могут выступать физические лица, не зарегистрированные в установленном законом порядке.

Рассмотрим наиболее распространенные виды инвестиционной деятельности и соответствующие им правовые формы.

Самой распространенной является инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений, подпадающая под действие Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Капитальные вложения представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства) и включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др. Главным критерием, отличающим капитальные вложения от других видов инвестиций, является направление вложений в основной капитал или основные средства.

Объектами капитальных вложений выступают различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящиеся в частной, государственной или смешанной собственности. При этом объектом капитальных вложений может быть как движимое, так и недвижимое имущество, в том числе объект незавершенного строительства. Отдельные виды имущества, например ценные бумаги, имущественные права, исходя из своей правовой природы, не могут быть объектами капитальных вложений.

Перечень субъектов инвестиционной деятельности, приводимый в названном Законе, является открытым. К их числу Закон относит инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений. Следует подчеркнуть, что субъекты инвестиционной деятельности, если иное не установлено договором (государственным контрактом), вправе совмещать функции двух и более субъектов.

Инвестиции в форме капитальных вложений могут быть оформлены различными договорами, в частности договорами строительного подряда (ст. ст. 740 — 757 ГК РФ). Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, опосредующие капитальные вложения, финансируемые за счет средств федерального или регионального бюджета и предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

В последнее время получила широкое применение практика привлечения инвесторами управляющей (девелоперской) компании для организации и полного сопровождения процесса реконструкции или строительства объекта недвижимости. Девелопмент можно считать отдельным видом инвестиционной деятельности. Особенностью девелоперских отношений выступает обеспечение предпринимателем реализации наилучшего из возможных вариантов развития недвижимости (проектирования, реконструкции, строительства), включая организацию финансирования инвестиционного проекта. Понятие девелопера шире понятия застройщика, так как девелопер сочетает в себе различные функции и отвечает за комплексное обеспечение реализации инвестиционного проекта.

В Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений инвестиционный проект определяется как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционный проект с момента своего появления до момента окончания или ликвидации проходит ряд определенных этапов, которые в совокупности называются его жизненным циклом. Отметим, что на практике встречаются так называемые контракты жизненного цикла, которые как раз учитывают все детали инвестиционного проекта на протяжении всего периода его осуществления.

Договорами в сфере инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений могут выступать договоры, предусмотренные в ГсК РФ: о развитии застроенных территорий, о комплексном освоении территории, об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса и об освоении территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов. Данные договоры по своей правовой природе также являются инвестиционными и оформляют отношения ГЧП.

Самостоятельным видом договора в сфере строительства в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» является договор участия в долевом строительстве, по которому одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта недвижимости. По характеру правового регулирования договор участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости ближе к отношениям потребителя и продавца продукции и не является инвестиционным. Законодатель, в том числе используя методы императивного регулирования, попытался максимально обезопасить участников долевого строительства от рисков потери инвестиций, что привело на практике к уклонению застройщиков от оформления отношений путем заключения договора долевого участия в строительстве.

На практике в сфере капитального строительства часто используются инвестиционные договоры. Между тем в правовой литературе и предпринимательской практике нет единогласия в понимании сущности инвестиционного договора. Так, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2011 г. № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» (п. 4) предлагает устанавливать правовую природу инвестиционных договоров и разрешать спор по правилам гл. 30 («Купля-продажа»), 37 («Подряд»), 55 («Простое товарищество») ГК РФ. Между тем, как отмечает Р.С. Бевзенко, таким образом суд предлагает определенные модели, использование которых может упростить работу судей, но никак не ограничивает стороны договора в свободе определения его условий. Р.С. Бевзенко также справедливо обращает внимание на то, что в Постановлении не закрыт перечень тех правовых квалификаций, которые суды могут давать договорам о будущей недвижимости, названным сторонами инвестиционными.

Читайте также  Сотрудничество регионов в привлечении инвестиций

В научной литературе имеется и более широкое понимание правовой природы инвестиционного договора: одни специалисты выделяют инвестиционный договор как одну из форм реализации инвестиционной деятельности наряду с учредительными договорами, договорами на участие в строительстве, соглашениями о разделе продукции. Другие объединяют этим понятием различные договорные формы, связанные с инвестированием, включая соглашения о разделе продукции, и даже публично-правовые договоры, например межправительственные инвестиционные соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений. Такое разноплановое понимание связано с тем, что дефиниция «инвестиционный договор» отсутствует в законодательстве, поэтому и трактуется в литературе в различных значениях, а нередко — в собирательном смысле — как определенная группа договоров, опосредующих инвестиционные вложения. Если рассматривать инвестиционный договор как особый вид договора, заключаемого на основании принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), то инвестиционный договор следует признать комплексным договором, сочетающим черты организационного договора, определяющего основы взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности, и конкретного договора, содержащего обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта.

Отдельным видом инвестиционной деятельности в законодательстве называется лизинговая деятельность, которая предполагает приобретение имущества и передачу его в лизинг. Правовое регулирование лизинга осуществляется в соответствии с Законом о лизинге, ГК РФ, а также Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г.

В.В. Витрянский указывает на многоаспектность понятия «лизинг», что не способствует четкости правового регулирования соответствующих отношений. Под лизингом понимается: один из видов предпринимательской деятельности; особая форма инвестирования или кредитования; совокупность всех отношений (комплекс отношений), связанных с лизинговыми операциями, включая отношения, складывающиеся при выдаче займов лизингодателю и обеспечении исполнения последним заемных обязательств; совокупность операций, совершаемых лизингодателем по приобретению лизингового имущества; наконец, сделка, совершаемая непосредственно между лизингодателем и лизингополучателем.

Закон о лизинге определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга (ст. 2). Лизинговые отношения оформляются договором финансовой аренды (лизинга), согласно которому арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и имущества осуществляется лизингодателем.

Субъектами лизинга являются: лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Инвестором в договоре лизинга выступает лизингодатель, который за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

В научной доктрине существуют различные точки зрения по вопросу правовой природы и квалификации лизинговых договоров. Согласно взглядам одних авторов, получившим законодательное закрепление в ГК РФ, договор лизинга — вид договора аренды, обладающий определенными квалифицирующими признаками, позволяющими отличать его от иных видов договора аренды и выделять в отдельный вид. Такой точки зрения придерживается, в частности, В.В. Витрянский. Другие специалисты полагают, что в отличие от договора аренды договор лизинга представляет собой не двустороннюю, а трех- или многостороннюю сделку. Точка зрения Е.А. Суханова и В.С. Ема состоит в том, что договор лизинга является самостоятельным типом договорных обязательств.

Лизинг, инвестиционные договоры, девелопмент являются видами инвестиционной деятельности, предполагающими главным образом индивидуальное инвестирование. Между тем инвестирование может осуществляться и в коллективных формах. Так, формой коллективного инвестирования и отдельным видом инвестиционной деятельности выступают инвестиционные фонды. С экономической точки зрения инвестиционные фонды представляют собой альтернативную банковской конструкцию (форму) аккумулирования денежных средств инвесторов для целей их последующего вложения в объекты инвестиционной деятельности.

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» понимает под инвестиционным фондом находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров общества или учредителей доверительного управления (ст. 1). В названном Законе выделяется две категории инвестиционных фондов: акционерный инвестиционный фонд (далее в настоящей главе — АИФ) и паевой инвестиционный фонд (далее в настоящей главе — ПИФ).

Акционерным инвестиционным фондом является акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд», иные юридические лица не вправе использовать данные словосочетания в своих наименованиях. При этом АИФ не вправе осуществлять никакие иные виды деятельности, кроме предусмотренных Законом, т.е. он обладает специальной правоспособностью и осуществляет свою деятельность на основании лицензии.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, а представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления. При этом доля в праве собственности на имущество учредителя управления удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией, — инвестиционным паем.

Несмотря на то что Законом определено, что инвестиционный пай представляет собой именную ценную бумагу, в науке данный вопрос является дискуссионным. Так, В.А. Белов указывает, что «инвестиционный пай в его современной конструкции не является ценной бумагой», а представляет собой право в общей долевой собственности. Сходной позиции придерживается и М.В. Плющев.

Закон выделяет следующие типы ПИФов:

  • интервальные, когда владельцы инвестиционных паев могут потребовать погашения всех или части их паев только в сроки, установленные правилами доверительного управления имуществом ПИФа;
  • биржевые, когда пайщик может потребовать погашения его пая и (или) его части в любой рабочий день по цене, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот фонд, и продать его на бирже;
  • открытые, когда пайщик может потребовать погашения его пая и (или) его части в любой рабочий день;
  • закрытые, когда у пайщика вообще отсутствует право требовать погашения пая до окончания срока деятельности фонда.

В доверительное управление открытым и интервальным ПИФами могут быть переданы только денежные средства. В доверительное управление закрытым и биржевым ПИФами может быть передано также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, содержащейся в правилах доверительного управления соответствующим фондом, если возможность передачи такого имущества установлена нормативными актами Банка России.

Читайте также  Концессия как форма привлечения инвестиций

У каждого инвестиционного фонда должна быть инвестиционная декларация, в которой должны быть указаны: цели инвестиционной политики (консервативная, сбалансированная, рисковая); перечень объектов инвестирования (какие ценные бумаги — акции, облигации, смешанные виды, каких эмитентов — банков, промышленных компаний определенной отрасли и др.); требования к структуре активов (это должны быть только ценные бумаги или, например, договоры об участии в долевом строительстве и др.). Правила доверительного управления определяются в договоре доверительного управления ПИФом, при этом они должны соответствовать типовым правилам, утверждаемым Правительством РФ. Договор доверительного управления ПИФом является публичным договором (ст. 426 ГК РФ) и договором присоединения (ст. 428 ГК РФ) со всеми вытекающими последствиями. Срок действия договора доверительного управления не должен превышать 15 лет. Правила доверительного управления ПИФом регистрируются в Банке России и вступают в силу после регистрации.

Основными субъектами деятельности ПИФов являются учредители управления, управляющие компании и специализированные депозитарии. Учредители управления — пайщики — лица, которые приобретают инвестиционные паи, т.е. фактически они вкладывают свои средства в ПИФ, которым управляет управляющая компания на основании утвержденных правил доверительного управления и в соответствии с опубликованной инвестиционной декларацией. Управляющая компания является профессиональным участником рынка ценных бумаг, должна иметь соответствующую лицензию. Управляющая компания распоряжается имуществом ПИФа, при этом обязательным условием для нее является установление режима раздельного существования имущества управляющей компании и ПИФа. Именно поэтому управляющие компании передают имущество ПИФа (денежные средства, ценные бумаги) специализированному депозитарию, который не только хранит средства фонда (как АИФа, так и ПИФа), но и осуществляет контроль за их использованием. Так, для распоряжения имуществом фонда необходимо согласие специализированного депозитария. В связи с этим в случае невыполнения своих обязанностей по контролю специализированный депозитарий несет солидарную ответственность перед акционерами или владельцами паев.

Формой коллективных инвестиций являются инвестиционные товарищества. В инвестиционном товариществе принимается политика ведения общих дел (инвестиционная декларация), являющаяся частью договора инвестиционного товарищества. Условия договора инвестиционного товарищества не подлежат раскрытию. Правовое положение инвестиционных товариществ, прав и обязанностей товарищей рассмотрены в гл. 8 настоящего учебника.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Инвестирование – это деятельность, направленная на приумножение национального богатства страны. Инвестиционные операции должны в первую очередь быть целесообразными, иначе они не принесут ожидаемого эффекта. Все бизнес-процессы, происходящие в стране, требуют качественного менеджмента и своевременного контроля. Именно поэтому появляется острая необходимость в регулировании инвестиционной деятельности.

Политика в сфере инвестирования предусматривает участие государства в роли инвестора и регулятора инвестиционных операций одновременно.

Государственное регулирование инвестиционной означает комплекс мер, способствующих приумножению эффекта от вложения денег в развитие приоритетные сфер народного хозяйства. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают:

Суть прямых методов регулирования заключается в финансовой поддержке отраслей экономики или отдельных предприятий, которые гарантированно не выстоят в конкурентной борьбе.

Опосредованное государственное регулирование инвестиций – это совокупность методов, которыми пользуется государство с целью непрямого воздействия на инвестиционные процессы, проявляющегося в инструментах бюджетирования, кредитования и налогообложения. С помощью этих инструментов государства пытается оказать эффективное влияние на субъекты, вовлеченные в процесс инвестирования.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционного процесса в государстве, прежде всего, осуществляется на центральном уровне. Сюда относят:

  • Разработку и постоянное отслеживание эффективности действующей системы налогообложения;
  • Поддержку интересов субъектов, занимающимся инвестированием в развитие государственных предприятий;
  • Разработку системы льгот;
  • Информационную политику касающуюся сферы бизнеса;
  • Борьбу с монополией;
  • Составление и публикация отчётностей.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности – это комплекс мер, направленных на способствование осуществления бизнес-деятельности в рамках законодательного поля.

Инвестиционное право государства – это правовые нормы, целью которых является регулирование отношений, сформированных в сфере привлечения, имплементации и контроля над средствами, за счёт которых осуществляются инвестиционные операции.

Существует ряд причин, по которым инвестирование как экономическое явление нуждается в правовом контроле со стороны государства:

  1. Инвестиционная деятельность считается самостоятельной, так как инвестор, являющийся её главным участником, сам принимает решения, касающиеся вложения средств в развитие экономических объектов.
  2. Инвестиционная деятельность во всех без исключения случаев характеризуется той или иной степенью риска, так как она растянута во времени и всегда является не полностью прогнозированной.
  3. Инвестиционная деятельность всегда инициируется инвестором из-за её прибыльности.
  4. Инвестиционные операции совершаются экономическими субъектами разных правовых форм организации.

Инвестиционное право характеризуется следующими принципами:

  1. Свобода в выборе объекта инвестирования, суммы и срока инвестиций.
  2. Защита инвесторов от неоправданного изъятия имущества со стороны органов власти.
  3. Свободное использование результатов инвестиционной деятельности.
  4. Предоставление государственных гарантий возмещения вложенного инвестором капитала.
  5. Регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства.

Правовые основы инвестиционной деятельности определяются сформированными законодательными рамками. Нормативно-правовые акты составляются и действуют не только на общегосударственном, но и на местном уровне.

В законах РФ, регулирующих инвестиционную деятельность, чётко определены понятия инвестора, заказчика и подрядчика. Также очерчены их функции и обязательства, возникающие в процессе инвестирования.

Законодательные условия инвестирования представляют собой:

  • Порядок использования производственных факторов, определяющих инвестиционных потенциал отдельно взятой территории;
  • Суммы денежных активов, направляемых на реализацию инвестиционных операций;
  • Льготы налогообложения и гарантий государства;
  • Нормы права, регулирующие инвестиционную деятельность.

Законодательство

Инвестиционное законодательство РФ состоит из совокупности отдельных законов, среди которых выделяют следующие:

  1. Регулирующего инвестиционные операции, осуществляемые нерезидентами;
  2. Регулирующего капитальные инвестиции.

На уровне регионов также могут существовать законы, призванные регулировать деловую активность в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Первый из перечисленных законов определяет права, на которые претендуют инвесторы-нерезиденты, занимающиеся реализацией инвестиционных операций внутри страны. Закон содержит условия, согласно которым должна вестись бизнес-деятельность.

Целью создания закона считается способствование прозрачной бизнес-деятельности и, осуществляемой зарубежными инвесторами. Закон освещает гарантии, предоставляемые со стороны РФ иностранным инвесторам. Однако действие его не охватывает операции вливания капитала нерезидентов в финансовые учреждения, банки и страховые компании, руководствующиеся в своей деятельности положениями других законов.

Также закон не может влиять на отношения, возникшие в результате финансирования благотворительной, религиозной и образовательную деятельности.

Второй Закон призван регулировать предпринимательскую деятельность, связанную с капитальными вкладываниями средств, причём как со стороны резидентов, так и нерезидентов.

Государственное регулирование инвестиций имеет свой инструментарий влияния на деловую среду. К инструментам государственного менеджмента инвестиционных процессов со стороны включают:

  • Информационно-аналитическую базу;
  • Популяризация актуальных реформ и проектов
  • Повышение привлекательности делового климата внутри страны.

Главные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности это:

  • Формирование оптимальной среды для осуществления инвестирования;
  • Непосредственное привлечение государства к воплощению проектов в реальность;
  • Прочие формы регулирования.
Читайте также  Инвестиции в акции просто о сложном

К позитивным и стимулирующим условиям, создаваемым государственным аппаратом, относят:

  • Усовершенствование системы налогообложения и начисления амортизации;
  • Формирование особых налоговых режимов;
  • Формирование льготных условий, позволяющих использование природных ресурсов государства, если оно предусматривает позитивное влияние на экономику;
  • Способствование развитию лизинговых операций
  • Способствование регулярной переоценке основных фондов предприятий.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности зависит от целей, которые ставит себе государство в сфере развития приоритетных отраслей и предприятий. Часто поддержка касается улучшения качественных показателей деятельности экономических субъектов. Как правило, речь идёт о техническом переоснащении, расширении, модернизации, реставрации и приобретения дополнительной производственной недвижимости или оборудования.

Мероприятия, касающиеся государственной поддержки инвестиций, отображаются в специальных программах, рассчитанных на определённый период. В разработке, анализе и имплементации государственных инвестиционных программ участвует Правительство России, Правительство региона, в котором осуществляется инвестирование, Министерство экономики, Министерство финансов.

Непосредственное участие государства в инвестировании происходит следующим образом:

  • Государство, совместно с иностранными партнёрами разрабатывает комплекс мер, позволяющих беспрепятственно реализовывать инвестиционные проекты.
  • Государство выступает спонсором приоритетных проектов, направляя на их реализацию средства из центрального бюджета;
  • Правительственные органы занимается формированием списка приоритетных объектов, требующих возведения или полной реконструкции.
  • Проведение конкурсов среди инвесторов на предоставление государственных гарантий.
  • Проведение конкурса на размещение финансов, поступивших из центрального бюджета, которые предположительно будут направлены на реализацию инвестиционных проектов.
  • Проведение экспертизы проектов.
  • Эмиссия облигаций с целью финансирования проектов.
  • Защита предприятий государства от поставок сырья и оборудования низкого качества.

Перечень непрямого влияния государства на инвестиционную деятельность состоит из:

  • Мер, направленных на рациональное распределение доходов и ресурсов;
  • Формирование зон с особыми экономическими условиями и потенциалом;
  • Способствование формированию экономически обоснованных цен;
  • Разработка упрощённой и прозрачной системы налогообложения;
  • Формирование привлекательного для инвесторов делового климата.

Разработка оптимальной налоговой политики является особо актуальной для тех государств, которые намерены стимулировать развитие предпринимательства в своих пределах. Способствование развитию кредитных и финансовых посредников также является приоритетной задачей государства, так как без этих составляющих невозможно формирование благоприятного бизнес-климата.

Качественное ведение бизнеса в стране невозможно без отлаженной работы финансовых посредников, поэтому государство ставит перед собой задачу, заключающуюся в улучшении функционирования кредитного рынка и фондовой биржи.

Определение международной инвестиционной деятельности.

Политика России в сфере инвестирования и контроль над регионами.

Инвестиционная привлекательность России: ее позитивные и негативные характеристики.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и какие ее составляющие.

Тема. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

1) Понятие инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
2) Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
3) Правовое регулирование иностранных инвестиций.

1)Основные нормативно правовые акты:
* Федеральный закон (от 25.02.1999) об инвестиционной деятельности ы РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений,
* Закон РСФСР об инвестиционной деятельности (в той части, которая не противоречит предыдущему закону).

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли либо достижения иного положительного эффекта.

Классификация инвестиций:
(по объекты вложения):
* реальные– экономические ресурсы, вкладываемые в основные оборотные фонды, расширение, реконструкцию, нематериальные активы (патенты, ноу-хау);
* финансовые – вложение средств в акции, облигации и другие ценные бумаги.

(по характеру участия субъектов в инвестирование):
* прямые – непосредственное вложение средств самим инвестором в различные объекты;
* непрямые – инвестирование, опосредованное другими лицами.

(по периоду инвестирования):
* краткосрочные (до года);
* долгосрочные (более года).

(по форме собственности):
* государственные;
* частные;
* иностранные;
* смешанные.

Инвестиционная деятельность –вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли либо достижения иного полезного эффекта.

При инвестировании используются: собственные, привлечённые или заёмные средства.

Капитальные вложения – вложения в основной капитал, в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы.

Объекты инвестиционной деятельности: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые, денежные вклады, научно-техническая продукция, а также имущественные права на интеллектуальную собственность.

Субъекты инвестиционной деятельности: государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи, иностранные юридические лица, международные организации.

Инвестор – субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложения собственных заёмных или привлечённых средств, и обеспечивающий их целевое использование.

Заказчик – субъект, непосредственно реализующий проект и осуществляющий при этом все необходимые действия.

Пользователи – сами инвесторы или лица, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности.

2) Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности путём:
*создания благоприятных условий:
1) совершенствование системы налогообложения,
2) установление специальных налоговых режимов для субъектов,
3) защита интересов инвесторов,
4) предоставление льготных условий пользования землёй и иными ресурсами,
5) принятие антимонопольных мер,
6) развитие финансового лизинга.

* прямое участие государства в инвестиционной деятельности:
1) разработка, финансирование инвестиционных проектов,
2) проведение экспертизы инвестиционных проектов,
3) разработка, утверждение норм и стандартов, контроль за их исполнением,
4) выпуск облигационных займов, гарантированных целевых замов.

* государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
1) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности,
2) гласность в обсуждении,
3) право обжаловать в суд действие или бездействие должностных лиц,
4) защита капитальных вложений.

3)Основной нормативный акт – федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ (от 9.07.1999г.) Саульская конвенция.

Иностранные инвестиции – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав (если такие объекты не изъяты или не ограничены в обороте), в т.ч. денег, ценных бумаг, имущественных прав.

· Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации.
— вложение капитала в основные фонды (средства) филиала иностранного, юридического лица, создаваемого на территории РФ).
— осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды оборудования стоимостью не менее 1млн. руб.

Иностранные инвесторы:
* иностранные лица,
* лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ,
* иностранные юридические лица.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов, использование полученной прибыли не может быть менее благоприятным, чем аналогичный режим, предоставленный российскими инвесторами.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов устанавливает изъятия ограничительного характера только федеральным законом и только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и безопасности государства + изъятия стимулирующего характера, в виде льгот в интересах социально-экономического развития государства.

Гарантии прав иностранных инвесторов:
1) гарантия правовой защиты (вправе обратиться в суд);
2) гарантия использования различных форм осуществления инвестиций;
3) гарантия о компенсации при национализации и реквизиции имущества;
4) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства;
5) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
6) гарантия предоставления прав на земельные участки и иные природные ресурсы.

Источники: http://www.online-diplom.ru/2017-afanaseva-eg/predprinimatelskoe-pravo-104.html, http://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/gosudarstvennoe-regulirovanie.html, http://studopedia.ru/11_195835_tema-pravovoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто