- научная статья по теме ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНАХ АСЕАН Экономика и экономические науки
- Текст научной статьи на тему «ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНАХ АСЕАН»
- Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в странах АСЕАН
- МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
- Политические аспекты размещения японского капитала в АСЕАН и перспективы дальнейшего развития инвестиционных отношений
- Динамика и территориальное размещение японских прямых иностранных инвестиций в АСЕАН в XXI в.
научная статья по теме ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНАХ АСЕАН Экономика и экономические науки
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНАХ АСЕАН»
Прямые иностранные инвестиции в странах АСЕАН
аспирант кафедры МЭО, Российский университет дружбы народов (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 61; e-mail: ktyrkba@gmail.com)
Аннотация. АСЕАН представляет собой стратегически важный регион. Страны-члены АСЕАН предпринимают шаги для улучшения своей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, что позволяет им интенсивно интегрироваться в мировое экономическое сообщество. В данной статье предпринята попытка проанализировать тенденцию и динамику прямых иностранных инвестиций в АСЕАН за период с 2000 по 2013 гг. и изучить меры по улучшению ее инвестиционной привлекательности, что в дальнейшем может быть использовано в российской практике привлечения ПИИ.
Abstract. ASEAN is a strategically important region. The members of ASEAN have attempted measures to improve its competitiveness and investment attractiveness, which allow them to rapidly integrate into the world economy. This article focuses on the analysis of tendencies and dynamics of ACEAN’s FDI from 2000 to 2013 and on the research of the ways of investment attractiveness improvement in order to use them in Russian practice of FDI attraction.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, АСЕАН, инвестиционная привлекательность, доноры ПИИ, реципиенты ПИИ.
Keywords: Foreign Direct Investment, ASEAN countries, investment attractiveness, FDI contributors, FDI recipient countries, intra-regional FDI, extra-regional FDI.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) остаются одной из ведущих сил глобализации, определяя качество и динамику развития стран. Для принимающихся стран они могут стать дополнительным источником развития, который несет в себе новые технологии, знания, позволяющие в свою очередь ускорить экономический рост и встроиться в международное разделение труда.
Вместе с тем мировой рынок ПИИ на сегодняшний день является высоко конкурентным рынком инвесторов. Развивающие страны и страны с переходной экономикой являются странами-реципиентами, которые вынуждены вести конкурентную борьбу за их привлечение по средствам улучшения инвестиционного климата.
Возрастающим интересом инвесторов к странам с развивающейся экономикой продиктован выбор объекта данного исследования. Цель данной статьи — изучить динамику, особенности и меры по привлечению пИи в странах АСЕАН.
Выбор данной интеграционной группировки обуславливается ее инвестиционной привлекательностью. Бойцов В. в статье «Мировой экономический кризис и его проявления в странах Юго-Восточной Азии» выделил следующие факторы, привлекающие инвесторов к этому региону:1
• достаточно высокий уровень доходности вложенного капитала, особенно в случае перевода производственных мощностей в эти страны;
• мягкие условия вывоза прибыли и капитала за рубеж;
• большой региональный внутренний
• высокая доходность в сжатые сроки;
• предпочтение инвесторов направлять свои средства в развивающиеся экономики с низкими затратами на рабочую силу.
1 Бойцов В. Мировой экономический кризис и его проявления в странах Юго-Восточной Азии// Тихоокеанское обозрение 20082009. — М.:Университетская книга, 2010.
Как отмечают исследователи, в конце ХХ — начале ХХ1 вв. объемы ПИИ стремительно росли темпами, значительно превышающими динамику экономического роста мировой экономики, и отношение общей суммы накопленных в мире ПИИ к валовому мировому продукту за 30 лет увеличилось в 5 раз. В 1980 г. — 6,2%, 7,4% -в 1985 г. до 8,8% — в 1990 г., 10% — в 1995 г., 14,5% — в 1998 г., 18,6% — в 2000 г., 25% в 2006 г. и 31% — в 2010 г. Рост ПИИ сопровождается сдвигами в их распределении по странам и регионам мира.2
Анализ общего объема прямых иностранных инвестиций в АСЕАН
Если исключить два основных спада, наблюдавшихся в 2001 и 2009 гг. (причем последний был более резким), то объемы ПИИ в АСЕАН имеют тенденцию к значительному росту с 2000 г., когда они составляли всего 23 541 млн. долл., и возросли на 98835 млн. долл. к 2013 г.
За последние 15 лет усилия АСЕАН по укреплению регионального инвестиционного сотрудничества, а также вследствие социально-экономической чстабильности3, привели к росту совокупного притока ПИИ в страны региона, а также потоков ПИИ между странами. Общий объем ПИИ в 2013 г. составил рекордную за 13 лет сумму — 122376 млн. долл., что свидетельствует об увеличении интереса к странам АСЕАН как реципиентам ПИИ.
Динамика общего объема ПИИ в АСЕАН в 2000-2013 гг. представлена на рис. 1.
Родионова И.А., Шувалова О.В. Мировая промышленность, мировое производство и прямые иностранные инвестиции //http://www.degruyter.com/view/j/mgrsd.2014.18.issue-1/issue-3Иез/тдге(±2014.18.|88ие-1.хт1
3 Русакович В.И., Захарова Е.В. АСЕАН в мировой экономике: реалии XXI века. // Инновационная экономика», № 4, 20214 г. // http://193.232.218.56/web-local/fak/rj/?id=25&mod=rubric&mr=5&mm=20#r5
Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 11-4
Х.В. Тыркба Прямые иностранные инвестиции в странах
Источник: составлено по: ASEAN Investment Report 2013-2014 // http://www.foundry-planet.com/fileadmin/redakteur/pdf-dateien/ 24-11-14 -Report-AseanNov 2014.pdf
Однако не все государства АСЕАН — одинаково привлекательные реципиенты (табл. 1). Проранжируем страны по убыванию объема привлеченных ПИИ в течение исследуемого периода: Сингапур, Таиланд, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Филиппины, Мьянма, Бруней-Даруссалам, Камбоджа и Лаос.
Показатели динамики прямых иностранных инвестиций в странах АСЕАН (2000-2013гг.)
Страна Темп роста Темп прироста
Бруней-Даруссалам 358 -34,91%
Камбоджа 1126 655,70%
Индонезия 22993 -605,34%
Лаос 393 1055,88%
Малайзия 8509 124,63%
Мьянма 2413 1060,10%
Филиппины 1621 -27,60%
Сингапур 44160 167,88%
Таиланд 9650 188,06%
Вьетнам 7612 490,99%
Всего по АСЕАН -10 98835 319,84%
Источник: рассчитано по: ASEAN Investment Report 20132014. // http://www.foundry-planet.com/fileadmin/redakteur/pdf-dateien/24-11-14-Report-AseanNov2014.pdf.
Как видно из анализа представленных данных, примерно 1/2 объема ПИИ приходится на Сингапур, где расположено большое число региональных штаб-квартир ТНК. В результате такого положения, некоторые капиталовложения могли проходить через Сингапур в другие страны АСЕАН с превращением во внутрирегиональные инвестиции.
Самый быстрый темп прирост притока ПИИ зафиксирован в двух странах: в Лаосе и Мьянме. Темп прироста в этих странах за 13 лет составил 1055,88% и 1060,10% соответственно (см. табл. 1).
Как видно из рис. 2, из десяти стран -участниц АСЕАН за 2000-2013 гг. выделяется тройка лидеров по объему привлеченных ПИИ. Это Сингапур, на который приходится наибольший объем региональных чистых ПИИ, Таиланд и Индонезия1. В этих странах доля в привлечении прямых иностранных инвестиций составила 49%, 13% и 12,1% соответственно.
1 Шкваря Л.В., Русакович В.И., Лебедева Д.В. Ключевые направления торгово-экономического и финансового взаимодействия Российской Федерации со странами АСЕАН. // Управление экономическими системами», № 12, 2014.
1,3%- . 1,0% н Бруней — Даруссалам
8,3% 12,1% 0,3% и Камбоджа
13,0% и Индонезия
1 J 1,5% и Мьянма и Филиппины
49,0% и Сингапур мТаиланд
Рис. 2. Доля стран-участниц АСЕАН в привлечении прямых иностранных инвестиций (2000-2013 гг.).
Источник: составлено по: ASEAN Investment Report 20132014. // http://www.foundry-planet.com/fileadmin/redakteur/pdf-dateien/24-11-14-Report-AseanNov2014.pdf
Следует отметить, что уровень ПИИ в Индонезии на 2000 г. составлял -4550 млн. долл., а в 2013 г. этот показатель равняется 18443 млн. долл. при темпе прироста, равном -605,34 млн. долл.2 Сингапур и Индонезия привлекают наибольший объем внутрирегиональных инвестиций. Доля их суммарного объема к 2011 г. составила 52% (см. табл. 2).
Макроэкономические показатели стран АСЕАН, 2013 г.
Классификация стран Страны ВВП, 2013 г. (млрд.долл.) ВВП на душу населения (долл.)
Страны с высоким уровнем доходов Бруней-Даррусалам 30 40804
Сингапур 425 52918
Страны с доходами выше среднего Малайзия 694 10429
Таиланд 965 5879
Страны с доходами ниже среднего Индонезия 2389 3499
Вьетнам 475 1896
Филиппины 643 2792
Страны с низким уровнем доходов Камбоджа 46.1 1015
Источник: составлено по: World bank classification http://data.worldbank.org/about/country-and-lending-groups.
Такая дифференциация в притоке ПИИ среди стран блока тесно коррелирует с микроэкономическими показателями — ВВП, ВВП на душу населения, внешнеторговыми показателями, уровнем конкурентоспособности на мировом рынке и др. Так, по показателям ВВП и ВВП на душу населения лидером среди является Сингапур, а наиболее низкие результаты — у Мьянмы, Камбоджи и Лаоса.
Если рассмотреть отраслевую структуру ПИИ стран АСЕАН в 2013 г., то на 1-м месте остается обрабатывающая промышленность и финансы и страхование. Это касается наиболее развитых стран.
2 Русакович В.И. Российско-индонезийские инвестиции — состояние, динамика, проблемы и перспективы. // Азия: демография — экономика — интеграция. Ежегодник — 2012-2013. -М.: РУДН, 2013. — С.164-180.
Экономика и предпринимательство, № 11 (ч.4), 2014 г.
■ Сельское хозяйство, рыболовство,лесное хозяйство ■ Горнодобывающая промышленность ■ Обрабатывающая промышленность ■ Финансы и страхование К Недвижимость Торговля ■ Электричество, газ
0,58% 13,139s1′ 1,38% 0,95% 6,04%
26,75% Транспартировка и хранение ■ Информация и коммуникация
Рис. 3. ПИИ в АСЕАН по отраслям и сферам деятельности, 2013 г.
Источник: составлено ASEAN Investment Report 2013-2014. // http://www.foundry-planet.com/fileadmin/redakteur/pdf-dateien/24-11-14-Report-AseanNov2014.pdf
Меры по повышению инвестиционной привлекательности в странах АСЕАН
В каждой стране и в регионе в целом руководители государства и региональных организаций принимают программы по повышению инвестиционной привлекательности страны, рассматривая их как важное направление экономической политики страны.
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в странах АСЕАН
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
В последние годы набирают особую силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, Association of South East Asian Nations — ASEAN). Она образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке (Бангкокская декларация). В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. АСЕАН была создана, обратим внимание, в целях формирования таможенного союза и стабилизации военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии. Кстати, предшественником АСЕАН была образованная в 1961 г. Ассоциация Юго-Восточной Азии (АСА) в составе тогдашней Малайзии, Таиланда и Филиппин. В Декларации говорится, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Сегодня АСЕАН является центром экономической интеграции в Восточной Азии.
Глобальные процессы, происходящих в странах Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР), объясняются постепенным смещением центра мировой экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион. АСЕАН, включающая все 10 стран Юго-Восточной Азии, фактически стала крупной региональной группировкой общей площадью 4,487 млн км2. Население стран — членов АСЕАН — 500 млн человек, а их совокупный ВВП достигает почти 700 млрд долларов США.
Центростремительными силами азиатской интеграции являются: стратегически важное географическое положение на пересечении мировых торговых путей, переход к либеральной модели построения рыночной экономики, предполагающий допуск иностранного капитала и экспортоориентирован- ность реструктуризированной экономики.
В мировой глобальной экономике АСЕАН действительно заняла весьма высокое место, чему способствует быстрый рост прямых иностранных инвестиций в регионе, что является, в целом, характерной чертой глобализации. Действительно, прямые инвестиции являются важным источником финансирования для поддержания темпов экономического, промышленного развития инфраструктуры и технологий; следовательно, необходимо обеспечить более высокий и устойчивый уровень притока прямых инвестиций в АСЕАН.
Стремление к созданию новых интеграционных объединений, например, форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), активное продвижение Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) притягивает внимание и с точки зрения международного права. В начале января 2007 г. лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом.
Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 г., Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 г., а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г., допускающий с 1987 г. возможность присоединения к Ассоциации внерегиональных государств. В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 15 декабря 2008 г. вступил в силу Устав АСЕАН.
Хотя среди целей и задач АСЕАН, закрепленных в Бангкокской декларации 1967 г., не содержатся инвестиционные составляющие, в последующем в 1998 г. в рамках исследуемой региональной международной организации было подписано Рамочное соглашение о создании инвестиционной зоны АСЕАН (AIA). А!А — один из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций предоставлением инвесторам национального режима, налоговых льгот, отменой ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
Соглашение об инвестиционной зоне АСЕАН предусматривает: разработку общей скоординированной программы инвестиционного сотрудничества стран-участниц, которая должна обеспечить расширение притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ); предоставление к 2010 г. национального режима регулирования всем инвесторам из стран АСЕАН, а к 2020 г. — любым инвесторам, независимо от их национальной принадлежности (за некоторыми исключениями); открытие всех отраслей национальной экономики для ПИИ из стран АСЕАН к 2010 г., а для инвестиций из остальных стран мира — к 2020 г.; повышение масштабов и роли сотрудничества на уровне стандартов применительно к вопросам регулирования инвестиционных потоков; обеспечение большой свободы для движения капиталов, технологий, квалифицированной рабочей силы и специалистов внутри района АСЕАН.
Успешной интеграции государств АСЕАН способствует то, что создаются стабильные законодательные условия и используются разумные меры стимулирования для инвесторов. Здесь давно пришло понимание, что если бизнес недостаточно регулируется государством, а действующее законодательство противоречиво, часто меняется и не способно защитить права и законные интересы инвесторов, то обеспечить приток инвестиций, в том числе иностранных, в экономику страны крайне сложно.
Именно свобода движения капиталов, товаров и услуг, свободная миграция рабочей силы дали мощный рывок экономическому развитию стран — участниц АСЕАН. Межгосударственное инвестиционное сотрудничество выступает катализатором интеграционных процессов в регионе. Интеграция требует большой согласованности в правовом регулировании, имеет своим последствием отставание государственного регулирования от потребностей развития. Особенно отчетливо это видно в сфере международных экономических отношений, что включает и инвестиционные отношения. При этом в данном интеграционном объединении действует согласованная между государствами и другими субъектами международного права совокупность правовых норм, правил, процедур, которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы международных экономических отношений.
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в странах АСЕАН также базируется на международном инвестиционном праве (МИП). Как известно, МИП представляет комплекс принципов, норм и правил договорного и недоговорного характера, регулирующих иностранную инвестиционную деятельность на территории принимающего государства. В условиях расширения нормативной системы международного права его нормы регулируют не только межгосударственные отношения, но и регламентируют статус и деятельность юридических лиц, в данном случае иностранных инвесторов, в соответствии с общими интересами государств.
В соответствии с Бангкокской декларацией 1967 г., которая учредила АСЕАН, задачами организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления. в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе. через. приверженность принципам Устава ООН».
В сфере экономической политики охрана публичных интересов всегда является определяющим фактором, ибо при этом гарантируется и обеспечивается приоритет общества в целом, его безопасность и стабильность — это неизменный принцип бизнеса в странах Юго-Восточной Азии. Экономические интересы с неизбежностью преобладают и в сфере импорта иностранного капитала, как одной из составляющих экономики государства.
Национальная инвестиционная политика государств — участников Ассоциации стран Юго-Восточной Азии придерживается в основном западных стандартов поощрения и защиты иностранных инвестиций, но имеет и ряд своих особенностей. Государство может ограничивать право собственности, в том числе иностранной, в публичных (общественных) интересах, но при этом публичные интересы не должны подавлять интересы частных лиц, и на частное лицо не должно налагаться чрезмерное бремя в результате ограничения права собственности. При разработке соответствующего правового режима инвестиций государству, разумеется, необходимо сбалансировать эти два объективно противоречащих фактора (публичный интерес).
Правовое обеспечение этого вида предпринимательской деятельности выступает как совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестиционной деятельности. Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса, в условиях единого и взаимозависимого мира, и формируется инвестиционное право, состоящее из двух видов и сфер правового регулирования — национально-правового и международно-правового.
Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя: в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) — предоставление торговых льгот странам-участницам; в соответствии с Соглашением АФТА (ASEAN Free Trade Arrangement) — создание зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 января 2002 г.; схемы промышленного сотрудничества АСЕАН; в соответствии с Рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (А1А) — либерализацию движения капитала.
АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в XXI в., приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам — членам Ассоциации, так и третьим странам.
Форсированной интеграции способствуют соглашения о зонах свободной торговли, подписанные АСЕАН и другими государствами региона. Еще в 1970-е годы зародилась система так называемых диалогов АСЕАН с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР. Полномасштабными партнерами по диалогу являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС.
Данный процесс, например, имел свое продолжение в Соглашении о торговле с товарами, подписанном в 2004 г. между АСЕАН и Китаем (ASEAN-China FTA, ACFTA). Ему предшествовали Соглашение 2001 г. и Рамочное соглашение о комплексном экономическом сотрудничестве 2002 г.
Итак, Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН (ASEAN Investment Агеа) 1998 г. стало основным международно-правовым актом, регламентирующим не только взаимные инвестиции, но и иностранные инвестиции из третьих стран. Оно охватывает территории всех государств — членов Ассоциации и стало фактически одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций.
В преамбуле данного многостороннего международного договора подтверждается важность обеспечения устойчивого экономического роста и развития во всех государствах-членах через совместные усилия в области либерализации торговли и содействия внутрирегиональной торговли АСЕАН и свободному движению взаимных и внешних инвестиций.
Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН многое заимствовало из Кодекса либерализации движения капитала ОЭСР от 1961 г., в частности, касательно принципа прозрачности границ. Рамочное соглашение содержит важные обязательства государств: 1) невведение новых ограничений на движение инвестиций; 2) предупреждение о необходимости применения ограничительных мер только по соображениям безопасности и др.; 3) установление перечня операций с инвестициями, подлежащих либерализации.
Кстати, стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 г., в результате которого произошел существенный отток из ЮгоВосточной Азии иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе, по крайней мере, стратегических инвесторов, страны АСЕАН разрешили иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики. Теперь страны АСЕАН делают акцент на привлечении (неспекулятивных) прямых инвестиций. Получила практическое развитие концепция треугольников экономического роста (Сингапур, 1989 г.). Имеется в виду развитие приграничных торгово-экономических отношений между тремя соседними странами. Такие «треугольники» имеют более либеральный режим для трансграничного движения всех факторов производства и выраженную экспортную направленность. Например, «платиновый треугольник», стороны которого проходят по реке Меконг с юга Китая через Камбоджу и Вьетнам.
Дополнительным международно-правовым механизмом либерализации движения капиталов в регионе Юго-Восточной Азии является Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Схема промышленного сотрудничества (АИКО). Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ — Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (Common Effective Preferential Tariff AFTA (CEPT-AFTA)), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. Согласно CEPT снижается внутрирегиональный тариф и удаляются нетарифные барьеры. CEPT развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (APTA). В 1995 г. также было принято Рамочное соглашение АСЕАН по торговле услугами (ASEAN Framework Agreement on Services (AFAS)).
Инвестиционной активности способствуют также Рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере услуг (AFAS — ASEAN Framework Agreement on Services) и Программа промышленного сотрудничества АСЕАН (А1СО- ASEAN Industry Cooperation Scheme), принятые в 1995 и 1996 г. соответственно.
Страны АСЕАН хорошо понимают, что экономическую политику государства формируют такие факторы, как имеющееся сырье, структура хозяйства, технологическая вооруженность, финансовые ресурсы, исторически сложившиеся связи с соседними государствами (в рамках региона и на универсальном уровне).
Инвестиционная политика государств АСЕАН, направленная на поощрение иностранного капитала путем создания благоприятного инвестиционного климата, выступает реальным обеспечением законодательно закрепленных гарантий в ходе осуществления инвестиционного проекта. Источники регулирования иностранных инвестиций на территории всех стран АСЕАН содержатся как на национальном, так и международно-правовом уровнях.
Возвращаемся к международно-правовому анализу Рамочного соглашения о создании зоны инвестиций АСЕАН (ASEAN Investment Area) 1998 г.
Согласно ст. 1 Рамочного соглашения «инвестор АСЕАН» определяется как: (I) гражданин государства-члена; или
(II) любое юридическое лицо государства-члена, которое осуществляет инвестиционную деятельность в другом государ- стве-участнике. «Юридическое лицо» означает любое юридическое лицо, должным образом организованное в соответствии с действующим законодательством государства-члена. «Национальное лицо» означает физическое лицо, имеющее гражданство государства-члена в соответствии с его действующим законодательством.
В соответствии со ст. 2 Рамочного соглашения эти определения распространяются на все прямые и портфельные инвестиции, а также вопросы, касающиеся инвестиций, подпадающих под другие соглашения АСЕАН, таких как Рамочное соглашение АСЕАН по услугам.
Правовое обозначение общего юридического стандарта для иностранных инвестиций имеет важное значение для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Какой же режим инвестиций предлагается в странах АСЕАН?
В международном инвестиционном праве различают три режима инвестиций: а) справедливый и равный режим; б) режим наибольшего благоприятствования; в) национальный режим. В большинстве двусторонних международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений используются такие формулировки, как: в одних — справедливый и равный режим, в других — режим, не менее благоприятный, чем национальный режим или режим для иностранного инвестора другого государства, в третьих — национальный режим, в остальных — режим наибольшего благоприятствования.
Правовой режим инвестиций представляет собой предусмотренный нормами инвестиционного права порядок осуществления инвестиционной деятельности, а правовой статус (правовое положение) инвестора — совокупность его прав и обязанностей.
В соответствии со статьями 7 и 9 Рамочного соглашения о создании зоны инвестиций АСЕАН (ASEAN Investment Area) 1998 г. каждый участник Ассоциации должен предоставлять сразу и безоговорочно для инвесторов и инвестиций другого государства-члена режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для инвесторов и инвестиций любого другого государства-члена в отношении всех мер, затрагивающих инвестиции.
Здесь c формальной точки зрения речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). В соответствии с этим режимом иностранцы из любой страны пользуются теми же правами, которые предоставлены лицам другого иностранного государства.
Но судя по практике правового регулирования иностранных инвестиций в странах АСЕАН, статьи 7 и 9 Рамочного соглашения толкуются расширительно. То есть по существу речь идет о режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме, которые действуют по отношению к инвесторам одновременно. В этом случае инвестор будет пользоваться теми же условиями предпринимательской деятельности, что и национальный инвестор, будет иметь равные с ним права, одновременно используя преимущества и льготы, предоставляемые иностранным инвесторам по национальному законодательству или на основании международных договоров. Такие условия деятельности для иностранных фирм являются наиболее выгодными и максимально привлекательными для инвестирования с целью получения прибыли.
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в странах АСЕАН подтверждает постулат международного инвестиционного права о том, что любой вид режима редко применяется в «чистом» виде — к каждому из них возможны различные исключения и изъятия, перечень которых либо содержится в международных договорах, либо устанавливается государством в одностороннем порядке нормами внутреннего законодательства. Международные двусторонне соглашения о поощрении и защите инвестиций (ДИД) предоставляют РНБ и национальный режим одновременно.
В свете вышеизложенного становится понятным, что в Протоколе 1996 г. были уточнены условия допуска взаимных инвестиций на территорию друг друга. При этом инвесторам был предоставлен национальный режим, налоговые льготы, отмена ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
Политические аспекты размещения японского капитала в АСЕАН и перспективы дальнейшего развития инвестиционных отношений
Динамика и территориальное размещение японских прямых иностранных инвестиций в АСЕАН в XXI в.
Первые японские предприятия появились в Азии еще в 70-е гг. Японские компании стали создавать в регионе свои предприятия с целью преодоления ввозных пошлин, введенных азиатскими странами. При этом все необходимые детали ввозились из Японии, а продукция реализовалась на местном рынке.
В 80-е гг. уровень японских инвестиций в Юго-Восточную Азию значительно вырос. Японские компании стали развивать производство разнообразной промышленной продукции на территории этих стран в таких отраслях, как автомобилестроение, электроника, деревообработка, металлургия и т.д., используя местные конкурентные преимущества для производства продукции на экспорт.
В 90-е гг. уровень японских инвестиций характеризовался крайней неровностью — так в первой половине десятилетия, в результате кризиса японской экономики, масштабы вывоза капитала существенно сократились. А с 1995 г. объемы инвестиций в страны Юго-Восточной Азии нарастали вплоть до азиатского кризиса 1997-1998г.
Изменение внутренних условий развития японской экономики в 1990-е годы, а также мирового экономического ландшафта выявило необходимость определенной корректировки географических приоритетов зарубежной деятельности японских корпораций и внешнеэкономической политики японского государства, в том числе и в отношении интеграционных процессов в АТР в целом и в странах АСЕАН в частности.
С 2001 г. началось восстановление инвестиционной активности Японии в Азии, к 2013 г. накопленные ПИИ Японии в этом регионе увеличились более чем в 5 раз, в то время как ПИИ в США — в 2 раза. Подобная динамика является отражением процесса активизации деятельности японских компаний в регионе. Только во втором десятилетии XXI в. доля прямых инвестиций Японии в страны Азии выросла с 27.6% на начало 2010 до 30.9% к середине 2013г. Contribute to Reconstruction through Expanding Overseas Business with Japan’s Strengths// 2011 JETRO Global Trade and Investment Report. — p.88 -106 Для сравнения, доли Сев. Америки — 24.6%, Зап. Европы — 23,6% и практически не изменились да аналогичный промежуток времени.
Повышение экономического значения региона для Японии сопровождалось активизацией внешнеполитической деятельности Токио в регионе, в частности в рамках АТЭС и отношений с АСЕАН. Тимонина И.Л. Долгосрочная экономическая стратегия Японии и интеграционные процессы в Восточной Азии// Российский японоведческий журнал. Выпуск 2. — М.: Межрегиональная общественная организация«Ассоциация японоведов», 2011. — С.38-50.
Сейчас Япония — один из крупнейших экспортеров инвестиций в мире и Азиатский регион — крупнейший получатель японских инвестиций (как производственных, так и непроизводственных). Группа стран АСЕАН и Китай — два главных получателя японских инвестиций в регионе. Доходность японских инвестиций в страны АСЕАН и Китай составляет 10% (для США и ЕС этот показатель равен 3%) Это наглядно демонстрирует, что эра «доходности от Азии» для Японии началась.
Производственный потенциал восточноазиатских филиалов равен 7-8% потенциала национальной японской промышленности. Восточноазиатские филиалы используются Японией для расширения своей доли на местных рынках, для производства продукции на экспорт в третьи страны, а также для поставок в саму Японию. В регионе происходит быстрое расширение и углубление разделения труда между азиатскими и японскими предприятиями, развиваются процессы внутриотраслевой и межотраслевой специализации и кооперации, в центре которых находится машиностроение.
В последние годы процесс разделения труда вступил в новую стадию — формирование системы оптимального размещения производства в масштабах всего восточноазиатского региона с учетом конкурентных преимуществ, существующих в каждой стране.
Это стало возможным благодаря сети соглашений об экономическом сотрудничестве и соглашений о свободной торговле, принятых странами-партнерами. Так, при отсутствии тарифных и иных барьеров между странами АСЕАН, Япония имеет возможность размещать свои производства в наиболее удобных для каждой конкретной ситуации странах, и уже из этих стран обеспечивать поставки готовой продукции по всему региону.
Свидетельством такого явления являются случаи переноса японскими фирмами своих производств из одних стран в другие, более благоприятные, сокращение и увеличение поставок деталей и комплектующих в разные страны, изменение позиций стран-партнеров в структуре экспорта-импорта. В последнее время, в связи с ухудшением японо-китайских политических отношений некоторые японские бизнесмены рассматривают вопрос о переносе своего бизнеса из Китая в другие страны региона, в частности, в Юго-Восточную Азию. Несмотря на то, что Китай остается приоритетным направлением инвестиций для японских компаний, японские компании продолжают направлять свои инвестиции и в другие страны Азии, выгодно используя преимущества каждой из них.
Немалого в развитии отношений с АСЕАН, где у Японии имеются крайне важные интересы, добилась КНР. Создан важный механизм экономического сотрудничества по реализации крупного проекта «АСЕАН — бассейн реки Меконг». Сёмин А.В. Японо-китайские отношения в начале XXI в.: состояние и перспективы//Актуальные проблемы современной Японии. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004. Вып. ХХ. — 164 с. Японо-китайское соперничество за влияние и региональное лидерство также объясняет растущее участие Японии в деятельности АСЕАН. Поддержка Японией стран АСЕАН имеет как стратегическую, так и экономическую подоплеку. Происходящее в последнее время включение Японии в деятельность стран региона отражает японскую политику «балансирования и приспособления» в отношении Китая. Это объясняет одновременное существование конкурентных и кооперативных инициатив двух стран с АСЕАН. Юго-Восточная Азия — фокус японо-китайских дипломатических наступательных атак.
Становится актуальной идея о географическом распределении инвестиций — имеют ли прямые инвестиции в одну из стран негативный эффект на инвестиции в другие страны (например, уровень инвестиций в Китай негативным образом влияет на долю инвестиций в АСЕАН в общей сумме инвестиций в Азию)- так называемая «игра с нулевой суммой». Hamanaka Sh. Japan’s Foreign Direct Investment in Services in ASEAN. The Implications of Services and Investment Agreements //http://economics.adelaide.edu.au/downloads/services-workshop/2012/journal-of-world-investment-and-trade-vol12no3-2011.pdf
Столкнувшись с неутешительной перспективой роста на внутреннем рынке, японские производители, в том числе малые и средние предприятия, как ожидается, укрепят и расширят хозяйственную деятельность на зарубежных рынках, чтобы воспользоваться их ростом. Ожидается, что объем Японских инвестиций во втором десятилетии XXI в. будет только увеличиваться.
Изначально целью японских ПИИ было использование более низких издержек производства. Япония имела тенденцию размещать «отработанные» производства, а так же наиболее трудоемкие и технически простые в реализации этапы производства конечного продукта. Готовая продукция затем экспортировалась в развитые страны — Северную Америку и Европу.
Однако в последнее время японские компании выражают обеспокоенность сужением западных рынков. Обзор японских фирм Японским банком международного сотрудничества (JBIC) показал, что один из основных мотивов японских фирм переправлять производство в такие страны как Китай, Индия, и АСЕАН — попытка получить доступ к растущим рынкам этих стран. ASEAN Investment Report 2012: “The Changing FDI Landscape”.
Jakarta: ASEAN Secretariat, July 2013 Эта тенденция отражает основные положения принятой в 2006г. Стратегии.
Так, приток ПИИ с 2005 по 2010 год в регион был сконцентрирован в трех основных странах — Сингапур, Таиланд и Малайзия — страны с относительно невысокими издержками, обеспеченные ресурсами или доступной рабочей силой. В последние годы заметен рост инвестиций в такие страны как Индонезия и Вьетнам, которые «потеснили» Таиланд и Малайзию в списке основных получателей японских инвестиций. Сингапур же всегда был крупнейшим получателем ПИИ в регионе АСЕАН.
В остальных странах АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма) приток ПИИ был довольно низким на протяжении всего периода.
Важную роль в увеличении объема притока ПИИ в регион АСЕАН играют потоки инвестиций внутри региона. Поток ПИИ внутри АСЕАН увеличивался на протяжении многих лет, за исключением 2003 года. Сингапур является крупнейшим источником внутрирегиональных потоков ПИИ. Усиление взаимосвязей между странами-членами и устранение таможенных, инвестиционных и торговых барьеров дает инвесторам возможность выбирать одну из стран как ключевое направление инвестиций внутри региона, и уже оттуда совершать «броски» в остальные страны АСЕАН. В связи с этим, Япония всесторонне поддерживает экономическую интеграцию в регионе, что нашло отражение в японской Глобальной экономической стратегии 2006г. и позднее в 2010г.
Динамика японских прямых инвестиций в экономику стран АСЕАН в 2005—2013 гг., млн. долл.
Источники: http://naukarus.com/pryamye-inostrannye-investitsii-v-stranah-asean, http://www.eurasiafinace.ru/naunye-stati/item/895-mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-inostrannykh-investitsij-v-stranakh-asean.html, http://studwood.ru/697123/ekonomika/politicheskie_aspekty_razmescheniya_yaponskogo_kapitala_asean_perspektivy_dalneyshego_razvitiya_investitsionnyh
Источник: