- Прямые иностранные инвестиции
- Прямые иностранные инвестиции
- Роль прямых иностранных инвестиций
- Причины прямых инвестиций
- Масштабы и географическое распределение ПИИ
- Государственное и международное регулирование ПИИ
- Государственное регулирование ПИИ
- Международное регулирование ПИИ
- Прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны
- Business Views
- Casual business insights
- Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги
- Мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса 2008-го — ура! Руїну подолано!
- Прямые иностранные инвестиции — это новые деньги в стране
- Создание предприятий в другой стране и приобретение иностранных компаний — главные методы ПИИ
- ПИИ особенно выгодны развивающимся экономикам
- Поток ПИИ сократился в кризис, но восстанавливается
- В развитых странах приток ППИ вырос
- Вывозить инвестиции развитые государства тоже стали активнее
- Развивающаяся Азия — лидер по получению прямых инвестиций
- Приток ПИИ в переходные экономики снизился, в слабые — вырос
- Структура ПИИ Африки сильно разнится в зависимости от региона
- Цены на сырье не позволили увеличить приток ПИИ в Латинскую Америку
- В услуги по-прежнему вкладывают охотнее всего
- Дальше — снижение и снова рост
Прямые иностранные инвестиции
Прямые иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.
Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:
- дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
- ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
- филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.
Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.
Роль прямых иностранных инвестиций
Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.
Причины прямых инвестиций
ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.
Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Масштабы и географическое распределение ПИИ
ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.
Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).
В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.
Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.
Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.
Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.
Государственное и международное регулирование ПИИ
Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.
Государственное регулирование ПИИ
Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.
Государственное стимулирование ПИИ включает:
1. Предоставление государственных гарантий
В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.
В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.
2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.
3. Страхование зарубежных инвестиций
4. Урегулирование инвестиционных споров
5. Исключение двойного налогообложения
Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.
Международное регулирование ПИИ
Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.
Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.
Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.
При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).
Прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны
Компоненты и факторы географического разделения труда
‘Таблица 11.20]
Прямые зарубежные инвестиции из экономически развитых стран (в среднем за год)
Малайзия с объемом около 40 млрд долл. Из стран Центрально-Восточной Европы лидирующая в данном отношении Венгрия окажется лишь на 12-м месте.
С конца 40-х вплоть до конца 70-х годов приблизительно половину общемирового потока ПЗИ давали США. К 1990 г. доля США сократилась до 15% по причине падения доллара и сохранения при этом большого дефицита текущего платежного баланса. К середине 90-х годов доля США вновь выросла до 24%. На первое место по объему ежегодных ПЗИ в 1990 г. выдвинулась Япония, которая одновременно ограничивает зарубежные инвестиции в свою экономику. Однако затем ее доля вновь сокра-
тилась до 9% в середине 90-х годов, и она вновь! уступила первенство США. Но в 1999 г. на| первом месте оказалась Великобритания. Необ-| ходимо отметить, что быстрый рост ПЗИ и] изменения в их географии в 90-е годы связаны! в первую очередь с небывалым увеличением! объема международных межфирменных слияний и поглощений, а не с созданием предприя-f тий «с нуля».
По накопленной величине сделанных за все! время прямых инвестиций за рубежом к 1997 г.] на 1-м месте были США — около 0,9 трлн долл.,| далее идут Великобритания — 0,4 трлн долл.,| Германия — 0,3 трлн долл. и только затем Япония (табл. 11.20)
Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Через посредство механизмов мирового рынка современное всемирное хозяйство оказывается в большой степени внутренне взаимосвязано, и состояние экономики в одних странах отражается на благополучии и направлении экономической динамики в других. В наибольшей мере оказываются взаимозависимы три главных центра мировой экономики — США, страны ЕС и Япония, которые не только сильно подвержены воздействию со стороны мирохозяйственных процессов, но и сами могут играть определяющую роль. Менее развитые страны вынуждены подчиняться тем международным порядкам, которые складываются в ходе взаимоотношений трех главных центров мировой экономики.
В начале 80-х годов в США в целях борьбы с инфляцией проводилась жесткая монетарная политика, но при этом применялся пониженный уровень налогообложения. Все это, вместе взятое, привело к сильному росту совокупного внутреннего спроса, повысило процентные ставки и усилило доллар. Эти сдвиги вызвали резкий дефицит платежного баланса страны по текущим счетам. По той же самой причине экономики Японии и Германии приобрели большое активное сальдо. Несбалансированность текущих счетов между тремя ведущими экономиками мира вызвала рост международных потоков капитала, поскольку Япония, Германия и другие страны с активным текущим сальдо должны были ссудить США деньги для финансирования превышения их импорта над экспортом. Цена ссудного капитала на мировом финансовом рынке резко подскочила, а вместе с ней и объемы выплат стран-должников. Развивающиеся страны оказались ввергнутыми в самый тяжелый за всю их историю долговой кризис, начавшийся в 1982 г.
Подъем доллара США в начале 80-х годов и затем* его падение после 198S г. создали на валютных рынках обстановку неопределенности и неуверенности, что заставило их участников вводить и все шире использовать различные инструменты хеджирования (т. е. страхования финансовых рисков). Все это подкрепило тенденции дерегуляции национальных финансовых рынков, так как усилило разрыв между «ценой»
капитала на мировом рынке и на зарегулированных национальных. Разрыв в уровне процентных ставок и сильные колебания на мировом рынке как процентных ставок, так и валютных курсов создали широкие возможности для получения спекулятивных прибылей за счет отмены ограничений на международные финансовые операции.
Япония во второй половине 80-х годов, наоборот, столкнулась со значительным ростом курса иены относительно доллара США, а также и валют других ведущих стран. Это вызвало относительное удорожание ее продукции на мировом рынке, в результате чего, например, происходило устойчивое уменьшение объемов ее автомобильного экспорта. И хотя в тот период успешно шли продажи автомобилей с японских зарубежных предприятий, все же высокий курс иены оказывал влияние и на них, поскольку двигатели, коробки передач и электронные компоненты поступают из Японии. С проблемой завышенного курса иены Япония сталкивалась и в 90-е годы, несмотря на кризисные явления второй половины десятиления. Это явилось стимулом к расширению производства за рубежом. Другим фактором стали протекционистские меры, вводившиеся странами — импортерами японской продукции, прежде всего США.
Сегодня в США действует более десяти японских линий по сборке автомобилей. В Европе японские фирмы во второй половине 80-х годов построили первые два завода в Великобритании, там же в начале 90-х годов вступили в строй еще два. Благодаря своим американским заводам японским автомобилестроительным фирмам удалось завоевать во второй половине 80-х годов до 30% рынка США, однако в Европе даже в
1993 г. их доля составляла только 12,5%, а в
1994 г. снизилась до 11%. В 1994 г. японские
фирмы произвели на своих заводах, располо
женных в США, примерно 2 млн автомобилей,
а на своих предприятиях в Европе — более
500 тыс. автомобилей. Экспорт японских авто
мобилей в США был в начале 90-х годов меньше
объема продаж автомобилей, собранных на при
надлежащих японцам заводах в США, но в Ев
ропе в этот период 3/4 продаж японских автомо
билей давал импорт.
Компоненты и факторы географического разделения труда
В середине 90-х годов около 1/4 общего объема своего производства японские автомобилестроительные фирмы получали на своих зарубежных филиалах, и в скором будущем этот показатель может достичь 50%. Последний автомобильный завод на территории Японии был построен компанией «Тоёта» в Киушу в 1992 г., и, по некоторым прогнозам, больше в самой Японии не будет строиться новых сборочных автозаводов.
В начале 90-х годов Японию по объему прямых инвестиций в США опередила Великобритания. Помимо вышеназванных причин здесь также сказалась широко распространившаяся в США и Великобритании в 80-е годы практика фирменных слияний и поглощений, имевшая целью прежде всего повышение общей эффективности корпораций и решение проблем, связанных с конкуренцией. В континентальной части Европы и в Японии они не были столь характерны. По этой причине, а также в связи с исторической близостью двух стран эта корпоративная перекройка сомкнулась, что неизбежно выразилось также и в форме передачи корпоративного контроля, т. е. в ПЗИ.
Интересы ведущих центров мировой экономики сталкиваются и в других сферах, хотя рынок автомобилей и запчастей является особенно напряженным узлом взаимных противоречий. Прежде всего это касается США и Японии, около половины всего объема несбалансированности взаимной торговли которых в начале 90-х годов (в 1993 г. она достигла 56 млрд долл.) приходилось именно на этот рынок.
В период 80-х годов между США и Японией имелись крупные противоречия в области поставок американской кукурузы, между США и ЕС конфликты разгорались на рынке черной металлургии и макаронных изделий.
В начале 90-х годов значительные проблемы в экономических отношениях между США и Японией наблюдались на рынке страховых услуг, а также в области правительственных заку-
пок медицинского оборудования и средств те коммуникаций. В сфере страхования США стремятся к дерегуляции, как они это делают i многих других рынках, на которых фирмы CI имеют более сильные позиции. В Японии риканцы особенно сильно внедрились на рыи медицинского страхования и, наоборот, опа ются, что Япония ослабит свою жесткую ментацию деятельности японских страхови фирм и расширит доступ в эту сферу для свои страховых фирм-гигантов, которые станут курентами для США. В области госзакупок новных рынках, за исключением сельскохозяй| ственного, редки были и импортные квоть Однако при этом импорт всячески ограничивал! ся косвенным образом, что и являлось основным предметом торговых споров между Японией США. Во-первых, применялись, по мнении США, очень неопределенные требования Щ импортным товарам с точки зрения их «без-1 опасности». Во-вторых, японское правительство! открыто предпочитало закупки оборудования и| получение различных услуг от своих фирм, что! не устраивало США. Также США были против! сложившейся в Японии практики покупки ком-§ понентов крупными индустриальными компаниями по эксклюзивным договорам у отечественных поставщиков, хотя на самом деле это! можно расценивать как одну из принципиаль-1 ных особенностей японской организации про-| изводства.
Основные торговые противоречия между! США и ЕС в 90-е годы касались сельскохозяйст-1 венных рынков, защиты прав на интеллектуаль-1 ную собственность, а также рынка услуг.
РЫНОЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Важной сферой, в которой законы функционирования мирового рынка непосредственно влияют на географию мирового сообщества, является также региональная экономическая меж-
государственная интеграция. В географическом отношении она, по сути, означает изменение экономической карты мира, объединение и перераспределение сил и потенциалов субъектов
Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда
экономического взаимодействия. В то же время политическое оформление интеграции в многосторонних соглашениях и в создании общих структур межгосударственного управления еще более усиливает процесс объективного экономического сближения стран-участниц и в результате ведет к значительному изменению географии международных экономических связей, а в дальнейшем и производства.
На сегодняшний день существует целый ряд региональных интеграционных группировок разного размера и разной степени объединения национальных экономик. Из них важнейшей как по масштабу, так и по глубине интеграции является Европейский союз, объединявший до
1994 г. включительно 12 государств с населением
около 350 млн человек, к которому с 1 января
1995 г. присоединились еще 3 западноевропей
ские страны с населением 22 млн чел. В 1991 г.
странами — членами прежнего Европейского
сообщества были подписаны Маастрихтские со
глашения, вступившие в силу с 1 ноября 1993 г.
и имеющие целью создание валютно-экономи-
ческого и военно-политического союзов в рам
ках ЕС. К 2000 г. вне прямого членства в ЕС
в собственно Западной Европе оставались пока
Норвегия, Исландия и таможенная уния Швей
царии — Лихтенштейна.
Не столь интегрированной группировкой, но важной с точки зрения экономической мощи и численности населения выступает НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле, заключенное между США, Канадой и Мексикой и вступившее в силу с 1 января 1994 г. Оно охватывает регион с населением в 390 млн человек (1996).
В Латинской Америке в 1991 г. возникла группировка Меркосур, объединившая Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай с численностью населения около 200 млн человек. С 1 января 1995 г. объявлено превращение Меркосура из зоны свободной торговли в таможенный союз, что означает не только либерализацию взаимной торговли, но и согласование единых таможенных тарифов для третьих стран. Кроме того, страны — участницы этого соглашения, помимо установления свободного обмена товарами, декларировали распространение его на услуги, капиталы и рабочую силу, хотя пока здесь определенные шаги предприняты только в плане либерализации движения капиталов. Продолжается в Америке
и развитие интеграционного процесса «вширь»: рассматривается вопрос о приеме новых членов в группировки НАФТАи Меркосур, а также ведутся переговоры либо об объединении последних, либо об образовании еще более крупного интеграционного региона, в который войдут страны Северной Америки и большое число латиноамериканских государств.
Важной перспективной зоной интеграции в мире является Азиатско-Тихоокеанский регион, страны которого уже давно обсуждают формы более тесного многостороннего взаимодействия друг с другом. В мире существует также ряд менее крупных и в той или иной мере* интегрированных экономических группировок стран.
Хотя формирование региональных интеграционных группировок идет легче, чем многосторонние переговоры о снижении барьеров на мировом рынке, здесь также возникает множество серьезных проблем, вытекающих из столкновения интересов стран в их экономическом взаимодействии. Наиболее драматично это происходит в Европе как в отношении вступления в ЕС новых стран, так и в плане изменения форм интефации в рамках самого ЕС.
В 1994 г. решался вопрос о присоединении к ЕС четырех западноевропейских стран — Австрии, Финляндии, Швеции и Норвегии. В первых трех правящие структуры и проведенные референдумы вынесли положительное решение, тогда как референдум в Норвегии дал отрицательный ответ, как это уже произошло в этой стране за 22 года до этого. Также на протяжении ряда лет шло рассмотрение вопроса о включении в ЕС шести восточноевропейских стран, в отношении которых ЕС принял программу их частичной интеграции в свои структуры на первом этапе. Здесь уже больше препятствий к интеграции не со стороны желающих присоединиться стран, а на уровне самого ЕС, для которого принятие более слабых партнеров означает серьезные внутренние проблемы.
Одной из сфер наиболее выраженного столкновения интересов стран — членов ЕС и вступающих или готовящихся к вступлению в него стран является аграрный рынок. Сельское хозяйство стран ЕС отличается высокими издержками и, кроме того, пользуется особым отношением к своим проблемам со стороны общества в силу европейских социальных традиций. В целях поддержки этой отрасли в ЕС проводится
Компоненты и факторы географического разделения труда
единая сельскохозяйственная политика, содержанием которой является поддержание повышенного уровня сельскохозяйственных цен путем интервенций органов ЕС на аграрных рынках (централизованных закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам), а также некоторые другие виды поддержки фермеров. На все эти цели в начале 90-х годов ЕС расходовал более 50% своего бюджета.
Адаптация к этому механизму стран Центрально-Восточной Европы представляет большую проблему. Аграрный сектор этих стран оказался в трудной ситуации после того, как, с одной стороны, был утрачен обширный рынок бывшего Советского Союза, а с другой — резко снизились возможности государственной поддержки отрасли. Кроме того, положение усугубил поток дешевых импортных продуктов из ЕС, цены на которые искусственно занижаются с помощью специальной системы субсидирования экспорта. Для защиты своих национальных рынков большинство государств Центрально-Восточной Европы стало применять высокие импортные тарифы на сельскохозяйственную продукцию. Также были созданы системы госзакупок сельскохозяйственной продукции по минимально гарантированным ценам для последующей ее продажи при повышении цен или для субсидированного экспорта. Наиболее развитая система интервенций на аграрном рынке и субсидирования экспорта была создана в Венгрии.
Хотя последнее и напоминает механизмы, применяемые в ЕС, это не снимает проблему. Быстрое вхождение восточноевропейских стран в аграрный рынок ЕС, во-первых, означало бы автоматическое выравнивание цен на уровне еще более высоких внутренних цен ЕС, который совершенно неприемлем для менее платежеспособных покупателей в Центральной-Восточной Европе. Во-вторых, это стало бы непосильным бременем и для самого ЕС, который в 1992 г. и так уже провел значительное снижение уровня цен. Заметим, что в Центрально-Восточной Европе доля сельскохозяйственного населения и относительная численность крестьянских хозяйств значительно выше, чем в странах ЕС, что означало бы дополнительную выплату через механизм интервенций больших средств из единого бюджета. Поэтому рассматривавшиеся варианты вхождения стран Центрально-Восточной
Европы в общеевропейский рынок предпс ли специальные поэтапные программы вклн ния аграрных рынков первых в рынки ЕС и i раллельную работу по встречному преобр нию механизмов регулирования.
В сравнении с ЕС страны Центрально-1 точной Европы имели более либерализовав аграрный рынок, что соответствует пр» альным целям ВТО и вообще мирового
Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 286 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Business Views
Casual business insights
Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги
Мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса 2008-го — ура! Руїну подолано!
Говорят, что Украина не слишком-то привлекательна для инвесторов. А что им, этим инвесторам, вообще нужно? В какие страны и регионы они предпочитают вкладывать? Мы составили для тебя обзор глобальных тенденций в сфере прямых иностранных инвестиций (ПИИ), чтобы ты точно знал, куда и почему сейчас вкладывают деньги.
Прямые иностранные инвестиции — это новые деньги в стране
Глобализация затрагивает все сферы жизни и деятельности человечества. В экономике этот феномен проявляется в нарастающей и сметающей границы интеграции национальных рынков, их постепенному слиянию в одну огромную, всемирную торговую площадку. Один из двигателей этого процесса — прямые иностранные инвестиции.
ПИИ — это вложение денег и других материальных ценностей в экономику страны компаниями из других государств. При этом подразумевается, что такие вложения не только будут долгосрочными, но и позволят инвестору контролировать работу компании-получателя — прямо влиять на управление.
Естественно, для этого нужна определенная — и немалая — доля собственности. Нельзя вложить сто баксов и стать владычицей морскою. Размер этой решающей доли в каждой стране разный, но всегда превышает 10% от стоимости компании. После этой отметки инвестор получает возможность эффективно контролировать деятельность компании-реципиента.
Создание предприятий в другой стране и приобретение иностранных компаний — главные методы ПИИ
Самый эффективный способ достижения контроля над предприятием — создание собственного или открытие иностранного филиала уже существующей компании. В последнем случае становится доступной еще одна форма инвестирования — финансирование своего зарубежного филиала.
Кроме того, к главным методам вложения средств в экономику другой страны относятся приобретение или поглощение местного предприятия.
ПИИ особенно выгодны развивающимся экономикам
Инвесторы, конечно, преследуют свои цели. Вложения — это ведь не благотворительность. Приходя через ПИИ в чужую страну, они занимают там долю рынка, получают доступ к более дешевой рабочей силе или другим преимуществам работы в этой стране.
Но не нужно бояться злых капиталистов, которые придут, поэксплуатируют задешево незадачливых аборигенов и уйдут. Инвесторы принесут с собой новые технологии производства, новые методы управления, новую продукцию и — на радость местным жителям — новые рабочие места. Поэтому для развивающихся экономик ПИИ — самая желанная форма вложений.
Поток ПИИ сократился в кризис, но восстанавливается
Грянувший в 2008 году глобальный экономический кризис сократил объемы мировых ПИИ. В тот памятный год они составляли $1,7 триллиона, а уже на следующий — всего 1,2. И только недавно мировой экономике удалось вернуться на докризисный уровень иностранных инвестиций и даже слегка его превзойти.
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) в своем докладе 2016 года сообщила, что мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса — ура! Руїну подолано!
Большое «спасибо» за это нужно сказать денежному объему международных слияний и приобретений (СиП). В 2015 году компании по всему миру насливались на 721 миллиард долларов, тогда как в 2014 этот показатель составил 432 миллиарда.
Благодарность чуть поменьше заслужили процессы изменения конфигурации компаний. Такие сделки нередко влекут за собой значительные изменения в платежном балансе, и без них рост глобальных ППИ был бы уже не столь уж впечатляющим — 15%.
В развитых странах приток ППИ вырос
Как уже говорилось, прямые инвестиции — хлеб развивающихся экономик. Однако, большое количество масштабных сделок международных СиП привело к тому, что в глобальной структуре ПИИ возобладали развитые государства. Их доля составила 55% в 2015 году против 41% в 2014; в денежном выражении приток составил 962 миллиарда долларов. Большой рост показали Европа и США, но в отношении последних нужно оговориться, что там уровень притока в 2014 году был сравнительно низким, что и позволило добиться почти четырехкратного увеличения.
Вывозить инвестиции развитые государства тоже стали активнее
Развитые страны не только много вкладывали — вывоз из них тоже вырос, причем довольно резко. Увеличение составило 33%, и показатель достиг $1,1 триллиона. Главным мировым регионом-донором стала Европа, на которую пришлось 576 миллиардов вывезенных инвестиционных долларов. При этом развитым странам пока далеко до показателей увеличения вывоза ПИИ, достигнутых в предкризисном 2007 году, когда был показан до сих пор непокоренный максимум.
Развивающаяся Азия — лидер по получению прямых инвестиций
Если где-то чего-то убыло, то в другом месте — прибыло. В контексте распределения ПИИ этим другим местом стали экономики развивающихся стран. По сравнению с 2014 годом, они получили на 9% больше, достигнув нового максимума притока — 765 миллиардов долларов. И 541 миллиард из этой суммы пришелся на развивающиеся страны Азии, которые и стали главным регионом-реципиентом. В основном речь идет о государствах Южной и Восточной Азии, которые обеспечили своему континенту такую статистику.
Приток ПИИ в переходные экономики снизился, в слабые — вырос
Низкие сырьевые цены отпугнули инвесторов от вложений в страны с переходной экономикой. Там поток входящих инвестиций продолжил мельчать и стремиться к уровню почти десятилетней давности. Зато уязвимые экономики получили плюс 2% к притоку, который составил 56 миллиардов долларов. Больше всех дали им развивающиеся страны.
Структура ПИИ Африки сильно разнится в зависимости от региона
Страны Северной Африки старались как могли, привлекая инвестиции. В результате это регион показал рост притока, который, правда, в масштабах всего континента был компенсирован снижением объема прямых вложений в экономики Центральной и Западной Африки. В этой части планеты любят жить за счет эксплуатации природных ресурсов. Снижение цен на сырье обернулось для них падением уровня притока.
Итог — по сравнению с 2014 годом в Африке приток уменьшился на 7%, снизившись до 54 миллиардов долларов.
Цены на сырье не позволили увеличить приток ПИИ в Латинскую Америку
Латинская Америка и Карибский бассейн оказались похожи на Африку: рост притока в одной части региона шел параллельно с падением в другой. Локомотивом здесь стала Центральная Америка, которая за счет вложений в свою обрабатывающую промышленность отличилась положительной динамикой. Общий показатель сдерживала Южная Америка, пострадавшая от последствий все тех же низких цен на ресурсы.
В результате приток остался на прежнем уровне — 168 миллиардов долларов. Правда, в эту цифру не включены офшорные финансовые центры.
В услуги по-прежнему вкладывают охотнее всего
Третичный сектор экономики, более известный как сфера услуг, привлек свыше 60% мировых ПИИ. Он остался на прежнем уровне и на лидирующей позиции. Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство) привлек в 2015 году больше иностранных инвестиций, чем в 2014, а вот первичный (добыча сырья), наоборот, недосчитался капиталовложений.
Дальше — снижение и снова рост
В своем докладе ЮНКТАД прогнозирует, что по итогам 2016 года потоки сократятся на 10–15% в сравнении с годом 2015. Однако упадок будет недолгим: уже в нынешнем году рост возобновится, а в 2018 мировой объем прямых иностранных инвестиций преодолеет показатель в 1,8 триллиона долларов.
Специалисты обещают рост глобальных потоков прямых иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе. Самое время для Украины собраться и подтянуться в рейтинге привлекательных для инвесторов стран.
Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://helpiks.org/7-79841.html, http://businessviews.com.ua/ru/economy/id/prjamye-inostrannye-investicii-v-mire-otkuda-kuda-i-zachem-tekut-dengi-1503/
Источник: