Прямые иностранные инвестиции в развитые страны

Содержание
  1. Прямые иностранные инвестиции
  2. Прямые иностранные инвестиции
  3. Роль прямых иностранных инвестиций
  4. Причины прямых инвестиций
  5. Масштабы и географическое распределение ПИИ
  6. Государственное и международное регулирование ПИИ
  7. Государственное регулирование ПИИ
  8. Международное регулирование ПИИ
  9. Прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны
  10. Business Views
  11. Casual business insights
  12. Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги
  13. Мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса 2008-го — ура! Руїну подолано!
  14. Прямые иностранные инвестиции — это новые деньги в стране
  15. Создание предприятий в другой стране и приобретение иностранных компаний — главные методы ПИИ
  16. ПИИ особенно выгодны развивающимся экономикам
  17. Поток ПИИ сократился в кризис, но восстанавливается
  18. В развитых странах приток ППИ вырос
  19. Вывозить инвестиции развитые государства тоже стали активнее
  20. Развивающаяся Азия — лидер по получению прямых инвестиций
  21. Приток ПИИ в переходные экономики снизился, в слабые — вырос
  22. Структура ПИИ Африки сильно разнится в зависимости от региона
  23. Цены на сырье не позволили увеличить приток ПИИ в Латинскую Америку
  24. В услуги по-прежнему вкладывают охотнее всего
  25. Дальше — снижение и снова рост

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Читайте также  Понятие инвестиций в системе национальных счетов

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны

Компоненты и факторы географического разделения труда

‘Таблица 11.20]

Прямые зарубежные инвестиции из экономически развитых стран (в среднем за год)

Малайзия с объемом около 40 млрд долл. Из стран Центрально-Восточной Европы лиди­рующая в данном отношении Венгрия окажется лишь на 12-м месте.

С конца 40-х вплоть до конца 70-х годов приблизительно половину общемирового пото­ка ПЗИ давали США. К 1990 г. доля США со­кратилась до 15% по причине падения доллара и сохранения при этом большого дефицита те­кущего платежного баланса. К середине 90-х го­дов доля США вновь выросла до 24%. На пер­вое место по объему ежегодных ПЗИ в 1990 г. выдвинулась Япония, которая одновременно ограничивает зарубежные инвестиции в свою экономику. Однако затем ее доля вновь сокра-

тилась до 9% в середине 90-х годов, и она вновь! уступила первенство США. Но в 1999 г. на| первом месте оказалась Великобритания. Необ-| ходимо отметить, что быстрый рост ПЗИ и] изменения в их географии в 90-е годы связаны! в первую очередь с небывалым увеличением! объема международных межфирменных слия­ний и поглощений, а не с созданием предприя-f тий «с нуля».

По накопленной величине сделанных за все! время прямых инвестиций за рубежом к 1997 г.] на 1-м месте были США — около 0,9 трлн долл.,| далее идут Великобритания — 0,4 трлн долл.,| Германия — 0,3 трлн долл. и только затем Япо­ния (табл. 11.20)

Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Через посредство механизмов мирового рын­ка современное всемирное хозяйство оказыва­ется в большой степени внутренне взаимосвяза­но, и состояние экономики в одних странах отражается на благополучии и направлении экономической динамики в других. В наиболь­шей мере оказываются взаимозависимы три главных центра мировой экономики — США, страны ЕС и Япония, которые не только сильно подвержены воздействию со стороны мирохо­зяйственных процессов, но и сами могут играть определяющую роль. Менее развитые страны вынуждены подчиняться тем международным порядкам, которые складываются в ходе вза­имоотношений трех главных центров мировой экономики.

В начале 80-х годов в США в целях борьбы с инфляцией проводилась жесткая монетарная политика, но при этом применялся понижен­ный уровень налогообложения. Все это, вместе взятое, привело к сильному росту совокупного внутреннего спроса, повысило процентные став­ки и усилило доллар. Эти сдвиги вызвали резкий дефицит платежного баланса страны по теку­щим счетам. По той же самой причине эконо­мики Японии и Германии приобрели большое активное сальдо. Несбалансированность теку­щих счетов между тремя ведущими экономика­ми мира вызвала рост международных потоков капитала, поскольку Япония, Германия и другие страны с активным текущим сальдо должны бы­ли ссудить США деньги для финансирования превышения их импорта над экспортом. Цена ссудного капитала на мировом финансовом рынке резко подскочила, а вместе с ней и объ­емы выплат стран-должников. Развивающиеся страны оказались ввергнутыми в самый тяжелый за всю их историю долговой кризис, начавший­ся в 1982 г.

Подъем доллара США в начале 80-х годов и затем* его падение после 198S г. создали на ва­лютных рынках обстановку неопределенности и неуверенности, что заставило их участников вводить и все шире использовать различные ин­струменты хеджирования (т. е. страхования фи­нансовых рисков). Все это подкрепило тенден­ции дерегуляции национальных финансовых рынков, так как усилило разрыв между «ценой»

капитала на мировом рынке и на зарегулирован­ных национальных. Разрыв в уровне процент­ных ставок и сильные колебания на мировом рынке как процентных ставок, так и валютных курсов создали широкие возможности для полу­чения спекулятивных прибылей за счет отмены ограничений на международные финансовые операции.

Япония во второй половине 80-х годов, на­оборот, столкнулась со значительным ростом курса иены относительно доллара США, а также и валют других ведущих стран. Это вызвало от­носительное удорожание ее продукции на миро­вом рынке, в результате чего, например, проис­ходило устойчивое уменьшение объемов ее ав­томобильного экспорта. И хотя в тот период успешно шли продажи автомобилей с японских зарубежных предприятий, все же высокий курс иены оказывал влияние и на них, поскольку двигатели, коробки передач и электронные ком­поненты поступают из Японии. С проблемой за­вышенного курса иены Япония сталкивалась и в 90-е годы, несмотря на кризисные явления вто­рой половины десятиления. Это явилось стиму­лом к расширению производства за рубежом. Другим фактором стали протекционистские ме­ры, вводившиеся странами — импортерами япон­ской продукции, прежде всего США.

Сегодня в США действует более десяти япон­ских линий по сборке автомобилей. В Европе японские фирмы во второй половине 80-х годов построили первые два завода в Великобритании, там же в начале 90-х годов вступили в строй еще два. Благодаря своим американским заводам японским автомобилестроительным фирмам удалось завоевать во второй половине 80-х годов до 30% рынка США, однако в Европе даже в

1993 г. их доля составляла только 12,5%, а в

1994 г. снизилась до 11%. В 1994 г. японские
фирмы произвели на своих заводах, располо­
женных в США, примерно 2 млн автомобилей,
а на своих предприятиях в Европе — более
500 тыс. автомобилей. Экспорт японских авто­
мобилей в США был в начале 90-х годов меньше
объема продаж автомобилей, собранных на при­
надлежащих японцам заводах в США, но в Ев­
ропе в этот период 3/4 продаж японских автомо­
билей давал импорт.

Компоненты и факторы географического разделения труда

В середине 90-х годов около 1/4 общего объ­ема своего производства японские автомоби­лестроительные фирмы получали на своих зару­бежных филиалах, и в скором будущем этот показатель может достичь 50%. Последний авто­мобильный завод на территории Японии был построен компанией «Тоёта» в Киушу в 1992 г., и, по некоторым прогнозам, больше в самой Японии не будет строиться новых сборочных автозаводов.

В начале 90-х годов Японию по объему пря­мых инвестиций в США опередила Великобри­тания. Помимо вышеназванных причин здесь также сказалась широко распространившаяся в США и Великобритании в 80-е годы практика фирменных слияний и поглощений, имевшая целью прежде всего повышение общей эффек­тивности корпораций и решение проблем, свя­занных с конкуренцией. В континентальной части Европы и в Японии они не были столь ха­рактерны. По этой причине, а также в связи с исторической близостью двух стран эта корпо­ративная перекройка сомкнулась, что неизбеж­но выразилось также и в форме передачи корпо­ративного контроля, т. е. в ПЗИ.

Интересы ведущих центров мировой эконо­мики сталкиваются и в других сферах, хотя ры­нок автомобилей и запчастей является особенно напряженным узлом взаимных противоречий. Прежде всего это касается США и Японии, око­ло половины всего объема несбалансированнос­ти взаимной торговли которых в начале 90-х го­дов (в 1993 г. она достигла 56 млрд долл.) прихо­дилось именно на этот рынок.

В период 80-х годов между США и Японией имелись крупные противоречия в области пос­тавок американской кукурузы, между США и ЕС конфликты разгорались на рынке черной металлургии и макаронных изделий.

Читайте также  Совет по ценным бумагам и инвестициям

В начале 90-х годов значительные проблемы в экономических отношениях между США и Японией наблюдались на рынке страховых ус­луг, а также в области правительственных заку-

пок медицинского оборудования и средств те коммуникаций. В сфере страхования США стремятся к дерегуляции, как они это делают i многих других рынках, на которых фирмы CI имеют более сильные позиции. В Японии риканцы особенно сильно внедрились на рыи медицинского страхования и, наоборот, опа ются, что Япония ослабит свою жесткую ментацию деятельности японских страхови фирм и расширит доступ в эту сферу для свои страховых фирм-гигантов, которые станут курентами для США. В области госзакупок новных рынках, за исключением сельскохозяй| ственного, редки были и импортные квоть Однако при этом импорт всячески ограничивал! ся косвенным образом, что и являлось основным предметом торговых споров между Японией США. Во-первых, применялись, по мнении США, очень неопределенные требования Щ импортным товарам с точки зрения их «без-1 опасности». Во-вторых, японское правительство! открыто предпочитало закупки оборудования и| получение различных услуг от своих фирм, что! не устраивало США. Также США были против! сложившейся в Японии практики покупки ком-§ понентов крупными индустриальными компа­ниями по эксклюзивным договорам у отечест­венных поставщиков, хотя на самом деле это! можно расценивать как одну из принципиаль-1 ных особенностей японской организации про-| изводства.

Основные торговые противоречия между! США и ЕС в 90-е годы касались сельскохозяйст-1 венных рынков, защиты прав на интеллектуаль-1 ную собственность, а также рынка услуг.

РЫНОЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Важной сферой, в которой законы функци­онирования мирового рынка непосредственно влияют на географию мирового сообщества, яв­ляется также региональная экономическая меж-

государственная интеграция. В географическом отношении она, по сути, означает изменение экономической карты мира, объединение и пе­рераспределение сил и потенциалов субъектов

Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда

экономического взаимодействия. В то же время политическое оформление интеграции в много­сторонних соглашениях и в создании общих структур межгосударственного управления еще более усиливает процесс объективного экономи­ческого сближения стран-участниц и в результа­те ведет к значительному изменению географии международных экономических связей, а в даль­нейшем и производства.

На сегодняшний день существует целый ряд региональных интеграционных группировок разного размера и разной степени объединения национальных экономик. Из них важнейшей как по масштабу, так и по глубине интеграции является Европейский союз, объединявший до

1994 г. включительно 12 государств с населением
около 350 млн человек, к которому с 1 января

1995 г. присоединились еще 3 западноевропей­
ские страны с населением 22 млн чел. В 1991 г.
странами — членами прежнего Европейского
сообщества были подписаны Маастрихтские со­
глашения, вступившие в силу с 1 ноября 1993 г.
и имеющие целью создание валютно-экономи-
ческого и военно-политического союзов в рам­
ках ЕС. К 2000 г. вне прямого членства в ЕС
в собственно Западной Европе оставались пока
Норвегия, Исландия и таможенная уния Швей­
царии — Лихтенштейна.

Не столь интегрированной группировкой, но важной с точки зрения экономической мощи и численности населения выступает НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле, заключенное между США, Канадой и Мексикой и вступившее в силу с 1 января 1994 г. Оно охватывает регион с населением в 390 млн человек (1996).

В Латинской Америке в 1991 г. возникла группировка Меркосур, объединившая Аргенти­ну, Бразилию, Парагвай и Уругвай с численно­стью населения около 200 млн человек. С 1 янва­ря 1995 г. объявлено превращение Меркосура из зоны свободной торговли в таможенный союз, что означает не только либерализацию взаимной торговли, но и согласование единых таможенных тарифов для третьих стран. Кроме того, страны — участницы этого соглашения, помимо установ­ления свободного обмена товарами, деклариро­вали распространение его на услуги, капиталы и рабочую силу, хотя пока здесь определенные ша­ги предприняты только в плане либерализации движения капиталов. Продолжается в Америке

и развитие интеграционного процесса «вширь»: рассматривается вопрос о приеме новых членов в группировки НАФТАи Меркосур, а также ведут­ся переговоры либо об объединении последних, либо об образовании еще более крупного интег­рационного региона, в который войдут страны Северной Америки и большое число латиноаме­риканских государств.

Важной перспективной зоной интеграции в мире является Азиатско-Тихоокеанский регион, страны которого уже давно обсуждают формы более тесного многостороннего взаимодействия друг с другом. В мире существует также ряд ме­нее крупных и в той или иной мере* интегриро­ванных экономических группировок стран.

Хотя формирование региональных интегра­ционных группировок идет легче, чем многосто­ронние переговоры о снижении барьеров на мировом рынке, здесь также возникает мно­жество серьезных проблем, вытекающих из столкновения интересов стран в их экономиче­ском взаимодействии. Наиболее драматично это происходит в Европе как в отношении вступле­ния в ЕС новых стран, так и в плане изменения форм интефации в рамках самого ЕС.

В 1994 г. решался вопрос о присоединении к ЕС четырех западноевропейских стран — Авст­рии, Финляндии, Швеции и Норвегии. В пер­вых трех правящие структуры и проведенные ре­ферендумы вынесли положительное решение, тогда как референдум в Норвегии дал отрица­тельный ответ, как это уже произошло в этой стране за 22 года до этого. Также на протяжении ряда лет шло рассмотрение вопроса о включе­нии в ЕС шести восточноевропейских стран, в отношении которых ЕС принял программу их частичной интеграции в свои структуры на пер­вом этапе. Здесь уже больше препятствий к ин­теграции не со стороны желающих присоеди­ниться стран, а на уровне самого ЕС, для кото­рого принятие более слабых партнеров означает серьезные внутренние проблемы.

Одной из сфер наиболее выраженного столк­новения интересов стран — членов ЕС и всту­пающих или готовящихся к вступлению в него стран является аграрный рынок. Сельское хо­зяйство стран ЕС отличается высокими издерж­ками и, кроме того, пользуется особым отноше­нием к своим проблемам со стороны общества в силу европейских социальных традиций. В це­лях поддержки этой отрасли в ЕС проводится

Компоненты и факторы географического разделения труда

единая сельскохозяйственная политика, содержа­нием которой является поддержание повышен­ного уровня сельскохозяйственных цен путем интервенций органов ЕС на аграрных рынках (централизованных закупок сельскохозяйствен­ной продукции по гарантированным ценам), а также некоторые другие виды поддержки фер­меров. На все эти цели в начале 90-х годов ЕС расходовал более 50% своего бюджета.

Адаптация к этому механизму стран Центрально-Восточной Европы представляет большую проблему. Аграрный сектор этих стран оказался в трудной ситуации после того, как, с одной стороны, был утрачен обширный рынок бывшего Советского Союза, а с другой — резко снизились возможности государственной под­держки отрасли. Кроме того, положение усугу­бил поток дешевых импортных продуктов из ЕС, цены на которые искусственно занижаются с помощью специальной системы субсидирова­ния экспорта. Для защиты своих национальных рынков большинство государств Центрально-Восточной Европы стало применять высокие импортные тарифы на сельскохозяйственную продукцию. Также были созданы системы госза­купок сельскохозяйственной продукции по ми­нимально гарантированным ценам для после­дующей ее продажи при повышении цен или для субсидированного экспорта. Наиболее раз­витая система интервенций на аграрном рынке и субсидирования экспорта была создана в Венгрии.

Хотя последнее и напоминает механизмы, применяемые в ЕС, это не снимает проблему. Быстрое вхождение восточноевропейских стран в аграрный рынок ЕС, во-первых, означало бы автоматическое выравнивание цен на уровне еще более высоких внутренних цен ЕС, который совершенно неприемлем для менее платежеспо­собных покупателей в Центральной-Восточной Европе. Во-вторых, это стало бы непосильным бременем и для самого ЕС, который в 1992 г. и так уже провел значительное снижение уровня цен. Заметим, что в Центрально-Восточной Ев­ропе доля сельскохозяйственного населения и относительная численность крестьянских хо­зяйств значительно выше, чем в странах ЕС, что означало бы дополнительную выплату через ме­ханизм интервенций больших средств из едино­го бюджета. Поэтому рассматривавшиеся вари­анты вхождения стран Центрально-Восточной

Европы в общеевропейский рынок предпс ли специальные поэтапные программы вклн ния аграрных рынков первых в рынки ЕС и i раллельную работу по встречному преобр нию механизмов регулирования.

Читайте также  Регулирование иностранных инвестиций в германии

В сравнении с ЕС страны Центрально-1 точной Европы имели более либерализовав аграрный рынок, что соответствует пр» альным целям ВТО и вообще мирового

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 286 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Business Views

Casual business insights

Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги

Мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса 2008-го — ура! Руїну подолано!

Говорят, что Украина не слишком-то привлекательна для инвесторов. А что им, этим инвесторам, вообще нужно? В какие страны и регионы они предпочитают вкладывать? Мы составили для тебя обзор глобальных тенденций в сфере прямых иностранных инвестиций (ПИИ), чтобы ты точно знал, куда и почему сейчас вкладывают деньги.

Прямые иностранные инвестиции — это новые деньги в стране

Глобализация затрагивает все сферы жизни и деятельности человечества. В экономике этот феномен проявляется в нарастающей и сметающей границы интеграции национальных рынков, их постепенному слиянию в одну огромную, всемирную торговую площадку. Один из двигателей этого процесса — прямые иностранные инвестиции.

ПИИ — это вложение денег и других материальных ценностей в экономику страны компаниями из других государств. При этом подразумевается, что такие вложения не только будут долгосрочными, но и позволят инвестору контролировать работу компании-получателя — прямо влиять на управление.

Естественно, для этого нужна определенная — и немалая — доля собственности. Нельзя вложить сто баксов и стать владычицей морскою. Размер этой решающей доли в каждой стране разный, но всегда превышает 10% от стоимости компании. После этой отметки инвестор получает возможность эффективно контролировать деятельность компании-реципиента.

Создание предприятий в другой стране и приобретение иностранных компаний — главные методы ПИИ

Самый эффективный способ достижения контроля над предприятием — создание собственного или открытие иностранного филиала уже существующей компании. В последнем случае становится доступной еще одна форма инвестирования — финансирование своего зарубежного филиала.

Кроме того, к главным методам вложения средств в экономику другой страны относятся приобретение или поглощение местного предприятия.

ПИИ особенно выгодны развивающимся экономикам

Инвесторы, конечно, преследуют свои цели. Вложения — это ведь не благотворительность. Приходя через ПИИ в чужую страну, они занимают там долю рынка, получают доступ к более дешевой рабочей силе или другим преимуществам работы в этой стране.

Но не нужно бояться злых капиталистов, которые придут, поэксплуатируют задешево незадачливых аборигенов и уйдут. Инвесторы принесут с собой новые технологии производства, новые методы управления, новую продукцию и — на радость местным жителям — новые рабочие места. Поэтому для развивающихся экономик ПИИ — самая желанная форма вложений.

Поток ПИИ сократился в кризис, но восстанавливается

Грянувший в 2008 году глобальный экономический кризис сократил объемы мировых ПИИ. В тот памятный год они составляли $1,7 триллиона, а уже на следующий — всего 1,2. И только недавно мировой экономике удалось вернуться на докризисный уровень иностранных инвестиций и даже слегка его превзойти.

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) в своем докладе 2016 года сообщила, что мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса — ура! Руїну подолано!

Большое «спасибо» за это нужно сказать денежному объему международных слияний и приобретений (СиП). В 2015 году компании по всему миру насливались на 721 миллиард долларов, тогда как в 2014 этот показатель составил 432 миллиарда.

Благодарность чуть поменьше заслужили процессы изменения конфигурации компаний. Такие сделки нередко влекут за собой значительные изменения в платежном балансе, и без них рост глобальных ППИ был бы уже не столь уж впечатляющим — 15%.

В развитых странах приток ППИ вырос

Как уже говорилось, прямые инвестиции — хлеб развивающихся экономик. Однако, большое количество масштабных сделок международных СиП привело к тому, что в глобальной структуре ПИИ возобладали развитые государства. Их доля составила 55% в 2015 году против 41% в 2014; в денежном выражении приток составил 962 миллиарда долларов. Большой рост показали Европа и США, но в отношении последних нужно оговориться, что там уровень притока в 2014 году был сравнительно низким, что и позволило добиться почти четырехкратного увеличения.

Вывозить инвестиции развитые государства тоже стали активнее

Развитые страны не только много вкладывали — вывоз из них тоже вырос, причем довольно резко. Увеличение составило 33%, и показатель достиг $1,1 триллиона. Главным мировым регионом-донором стала Европа, на которую пришлось 576 миллиардов вывезенных инвестиционных долларов. При этом развитым странам пока далеко до показателей увеличения вывоза ПИИ, достигнутых в предкризисном 2007 году, когда был показан до сих пор непокоренный максимум.

Развивающаяся Азия — лидер по получению прямых инвестиций

Если где-то чего-то убыло, то в другом месте — прибыло. В контексте распределения ПИИ этим другим местом стали экономики развивающихся стран. По сравнению с 2014 годом, они получили на 9% больше, достигнув нового максимума притока — 765 миллиардов долларов. И 541 миллиард из этой суммы пришелся на развивающиеся страны Азии, которые и стали главным регионом-реципиентом. В основном речь идет о государствах Южной и Восточной Азии, которые обеспечили своему континенту такую статистику.

Приток ПИИ в переходные экономики снизился, в слабые — вырос

Низкие сырьевые цены отпугнули инвесторов от вложений в страны с переходной экономикой. Там поток входящих инвестиций продолжил мельчать и стремиться к уровню почти десятилетней давности. Зато уязвимые экономики получили плюс 2% к притоку, который составил 56 миллиардов долларов. Больше всех дали им развивающиеся страны.

Структура ПИИ Африки сильно разнится в зависимости от региона

Страны Северной Африки старались как могли, привлекая инвестиции. В результате это регион показал рост притока, который, правда, в масштабах всего континента был компенсирован снижением объема прямых вложений в экономики Центральной и Западной Африки. В этой части планеты любят жить за счет эксплуатации природных ресурсов. Снижение цен на сырье обернулось для них падением уровня притока.

Итог — по сравнению с 2014 годом в Африке приток уменьшился на 7%, снизившись до 54 миллиардов долларов.

Цены на сырье не позволили увеличить приток ПИИ в Латинскую Америку

Латинская Америка и Карибский бассейн оказались похожи на Африку: рост притока в одной части региона шел параллельно с падением в другой. Локомотивом здесь стала Центральная Америка, которая за счет вложений в свою обрабатывающую промышленность отличилась положительной динамикой. Общий показатель сдерживала Южная Америка, пострадавшая от последствий все тех же низких цен на ресурсы.

В результате приток остался на прежнем уровне — 168 миллиардов долларов. Правда, в эту цифру не включены офшорные финансовые центры.

В услуги по-прежнему вкладывают охотнее всего

Третичный сектор экономики, более известный как сфера услуг, привлек свыше 60% мировых ПИИ. Он остался на прежнем уровне и на лидирующей позиции. Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство) привлек в 2015 году больше иностранных инвестиций, чем в 2014, а вот первичный (добыча сырья), наоборот, недосчитался капиталовложений.

Дальше — снижение и снова рост

В своем докладе ЮНКТАД прогнозирует, что по итогам 2016 года потоки сократятся на 10–15% в сравнении с годом 2015. Однако упадок будет недолгим: уже в нынешнем году рост возобновится, а в 2018 мировой объем прямых иностранных инвестиций преодолеет показатель в 1,8 триллиона долларов.

Специалисты обещают рост глобальных потоков прямых иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе. Самое время для Украины собраться и подтянуться в рейтинге привлекательных для инвесторов стран.

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://helpiks.org/7-79841.html, http://businessviews.com.ua/ru/economy/id/prjamye-inostrannye-investicii-v-mire-otkuda-kuda-i-zachem-tekut-dengi-1503/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто