Привлечения инвестиций в период кризиса

5.5. Механизм привлечения частных инвестиций в условиях финансового кризиса на основе государственно-частного партнерства

5.5. Механизм привлечения частных инвестиций в условиях финансового кризиса на основе государственно-частного партнерства

В условиях нестабильной экономической ситуации, низкого уровня инвестиционной активности особое значение приобретает процесс развития взаимоотношений между государством и частными инвесторами, основанный на взаимных правах и обязанностях сторон и их ответственности друг перед другом.

Реализация совместных государственно-частных проектов возможна по следующим объектам государственной собственности: природные ресурсы РФ (полезные ископаемые, ресурсы растительного и животного мира); объекты социально-экономической инфраструктуры (дороги, общественный транспорт, энергетические предприятия и линии электропередач, линии связи и коммуникации, морские, речные и воздушные порты, информационные системы); некоторые виды хозяйственной деятельности, монополия на осуществление которых принадлежит государству (производство спиртосодержащих веществ, табачных изделий, почтовые услуги, водоснабжение).

По экономической природе государственно-частное партнерство (ГЧП) является результатом развития традиционных хозяйственных взаимоотношений между государственными структурами и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов государственной собственности. Поэтому партнерство государства и частного сектора рассматривается как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования. ГЧП выступает в качестве нового и высокоэффективного способа привлечения инвестиций, так как позволяет реализовать общественно значимые проекты с наименьшими затратами и рисками, добиться высоких темпов экономического роста и развивать социально важные инфраструктурные проекты. Следовательно, осуществление ГЧП должно соответствовать двум основным требованиям: обеспечивать частному бизнесу привлекательность и безопасность инвестиций в объекты государственной собственности и позволять эффективно развивать стратегически важную для государства сферу деятельности.

Отличительные признаки ГЧП заключаются в следующем: предполагается участие государственных структур и частных компаний, имеющих равные права и обязанности; взаимоотношения сторон оформляются на юридической основе; целью проектов ГЧП является удовлетворение общественных потребностей; реализация проектов предусматривает объединение ресурсов участников ГЧП.

Обычно при реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) повышается качество услуг, оказываемых частными организациями вместо государственных структур, уменьшаются бюджетные расходы на финансирование данных услуг, происходит равномерное распределение рисков между государством и частными инвесторами. Проекты ГЧП следует отнести к высокорисковым, так как они требуют значительных инвестиционных ресурсов и имеют длительный срок окупаемости, поэтому государство принимает на себя политические, законодательные риски, а частные структуры осуществляют управление технологическими, финансовыми рисками.

В соответствии с мировой практикой проекты ГЧП реализуются в корпоративной или договорной форме. При корпоративной форме под определенный проект создаются акционерные общества в виде компаний специального назначения (special purpose vehicle (SPV)). Степень свободы в принятии административно-хозяйственных решений и уровень риска для частных структур зависит от доли государства в акционерном капитала SPV.

К основным договорным формам ГЧП относятся концессионные соглашения, договоры аренды, аутсорсинга, договоры на выполнение работ и оказание общественных услуг, контракты на управление и операторские соглашения, договоры на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, соглашения о разделе продукции.

В России одной из первых договорных форм ГЧП является заключение соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. «О соглашениях о разделе продукции». При данной форме ГЧП для привлечения инвестиций в капиталоемкие отрасли государство предоставляет свои исключительные права на недропользование частному инвестору на возмездной основе и на определенный срок. Условия и порядок раздела выпущенной продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении. В мировой практике такие соглашения активно используются в сфере нефтедобычи.

В условиях финансового кризиса наиболее эффективной договорной формой ГЧП в России являются концессионные соглашения, которые разрешается заключать в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях». Концессия представляет собой систему отношений между государством (концедентом) и частным партнером (концессионером), предусматривающую предоставление концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства. Причем право собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.

Читайте также  Тест по предпринимательскому праву инвестиции

Концессионные соглашения характеризуются следующими признаками: предметом концессии всегда являются государственная или муниципальная собственность, а также монопольные виды деятельности государства либо муниципального образования; одним из субъектов концессионного соглашения выступает государство или соответствующие органы муниципальной власти; целью концессии является удовлетворение общественных нужд и потребностей; концессия основана на возвратности предмета соглашения, который предоставляется частному партнеру за плату, определяемую в соглашении. Различают три вида концессионных соглашений: на уже существующие объекты инфраструктуры; на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

Концессионная форма привлечения капитала обладает рядом достоинств перед другими формами ГЧП. Так, обязательства по финансированию, управлению и текущему ремонту инфраструктурных объектов передаются от государства концессионеру, что приводит к сокращению бюджетных расходов. Кроме того, государственные структуры привлекают частный, в том числе и иностранный, капитал без потери контроля над важнейшими стратегическими объектами и системами страны. Основным недостатком концессионных соглашений является несовпадение интересов государства и частных компаний по вопросам направления инвестиционных ресурсов: государство желает привлечь частных инвесторов в наиболее капиталоемкие отрасли с длительным оборотом капитала, в то время как инвесторов привлекают отрасли и сферы хозяйственной деятельности, не требующие значительных капиталовложений и обеспечивающие быстрый оборот капитала.

Реализация любых форм ГЧП требует значительных объемов долгосрочных финансовых ресурсов. В качестве источников финансирования проектов ГЧП выступают:

– банковские инвестиционные кредиты, предоставляемые, как правило, группой банков-кредиторов на долгосрочной основе с учетом проектных рисков;

– облигационные займы, как альтернатива инвестиционным кредитам, преимущественно в форме инфраструктурных облигаций;

– средства специализированных инвестиционных фондов – используются для приобретения фондами акций или долей проектной компании, при этом фонды приобретают право участия в управлении и контроле над проектом и право на получение дивидендов, то есть принимают на себя риски неполучения запланированной доходности на инвестированный капитал;

– собственные средства частных компаний – позволяют компаниям за счет эффекта финансового левереджа увеличить доходность на вложенный собственный капитал;

– государственное финансирование в форме субсидий, компенсирующих процентные ставки по целевым кредитам, предоставление льгот по налогообложению и государственных гарантий;

– финансирование со стороны международных финансовых институтов (МФИ), таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития и др.

В докризисный период развитие рынка ГЧП происходило в основном за счет дешевых заемных средств. Однако в условиях кризиса структура финансирования проектов ГЧП существенно изменилась. Во-первых, значительно возросла доля государства и МФИ в структуре финансирования ГЧП. Во-вторых, заметно изменилось соотношение между частным акционерным и заемным финансированием в пользу увеличения доли акционерного капитала. Относительная стабильность проектов ГЧП в условиях глобального финансового кризиса объясняется влиянием следующих факторов: проекты ГЧП являются достаточно надежными активами, так как обычно обеспечены государственными гарантиями и генерируют прогнозируемые денежные потоки; развитие инфраструктурных проектов ГЧП формирует основу для поддержания и стимулирования экономического роста страны.

Тем не менее, в процессе реализации проектов ГЧП крайне актуальным является поиск различных источников финансирования. В качестве эффективного долгосрочного инструмента финансирования предлагается использовать такой новый для России вид долговых обязательств, как инфраструктурные облигации. В соответствии с разработанным ФСФР России проектом закона инфраструктурные облигации выпускаются со сроком обращения 5-20 лет с обязательным залогом, включающим государственное обеспечение в форме гарантии РФ или Внешэкономбанка. Наличие госгарантий, позволяющее включить инфраструктурные облигации в Ломбардный список Банка России, повышает инвестиционную привлекательность данных облигаций. В отличие о прочих видов облигаций инфраструктурные облигации всегда выпускаются под финансирование определенного инфраструктурного проекта, поэтому владелец этих облигаций принимает на себя только риски, связанные с реализацией данного проекта, а не все корпоративные риски эмитента. Доходность по инфраструктурным облигациям ожидается выше среднегодового уровня инфляции. Таким образом, выпуск инфраструктурных облигаций позволяет привлечь средства таких консервативных инвесторов, как пенсионные фонды и страховые компании, которые нуждаются в долгосрочных и надежных инвестиционных инструментах.

Зарубежный опыт свидетельствует, что инфраструктурные облигации могут выпускаться в следующих формах: государственные или муниципальные облигации; корпоративные облигации, эмитентом которых является специально созданное государством юридическое лицо (государственная корпорация) для финансирования определенного инфраструктурного проекта; корпоративные облигации, выпускаемые действующими юридическими лицами, которые выступая собственниками инфраструктурного объекта, желают модернизировать старый или построить новый объект на привлеченные в результате выпуска облигаций средства; корпоративные облигации, эмитентом которых является юридическое лицо-концессионер, в том числе SPV. Эмиссия данных видов инфраструктурных облигаций была бы положительно встречена участниками российского финансового рынка.

Читайте также  Литература о экономической сущности инвестиций

Важным показателем инвестиционной привлекательности инфраструктурных облигаций является уровень их обеспеченности. По российскому законодательству по данным облигациям предусмотрены такие формы обеспечения, как залог недвижимого имущества или ценных бумаг, государственная или муниципальная гарантия и поручительство. Предоставление государственных гарантий по облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, регулируется Постановление Правительства РФ № 128 от 5 марта 2010 г. «О предоставлении в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации». Гарантии предоставляются на сумму не более 50 процентов от стоимости осуществляемых инвестиционных проектов. Сумма гарантии должна быть не менее 1 млрд рублей.

Привлечения инвестиций в период кризиса

Инвестиционная политика государства в период кризиса

Важным и весьма актуальным направлением исследований является изучение современной российской инвестиционной политики в период кризиса, а также особенностей политики России по эффективному использованию внутренних инвестиционных ресурсов, особенно в условиях отрицательных последствий экономического кризиса.

Проблема привлечения инвестиций в российскую экономику, столь актуальная в условиях финансово-экономического кризиса 1998 года, после десятилетия развития российской экономики, обусловленной стабильностью политического режима и высокими ценами на энергоресурсы на мировых рынках, вновь стала актуальной. Мировой и российский экономический кризис обусловили необходимость поиска мер и методов привлечения инвестиций отечественных инвесторов в реальные сектора российской экономики.

Отсутствие дополнительных инвестиций, как в новые производства, так и в человеческий капитал, обрекает страну на прогрессирующее отстранение от потенциальных источников экономического роста. С этой точки зрения, необходимость капиталовложений достаточно велика.

Создавая условия для поиска инвестиционных проектов, которые могли бы стать основой будущего благополучия и процветания, национальные правительства обеспечивают экономический успех в будущем. Мировой финансовый кризис не следует пессимистично рассматривать как однозначное время потерь, ибо данный период в развитии, как мировой, так и отечественной экономики предлагает предпринимателям отличную возможность заработать достойные деньги на хорошей инвестиционной идее. Более того, по мнению редактора журнала «Экономические стратегии» В. Агеева, «события прогрессирующего мирового финансового кризиса требуют конкретизации предназначения российской инвестиционной стратегии и обновления национальной стратегии развития отраслей российской экономики».

Основные меры по защите от кризиса и поддержке финансового и реального секторов экономики должны быть обусловлены увеличением поддержки программ кредитования и инвестирования малого, а также инновационного бизнеса. Однако в государственных структурах присутствует более консервативный подход к оценке рисков при принятии инвестиционных решений. И, поскольку Сбербанк, как самый крупный российский банк достаточно консервативен в своей политике, то процедура выдачи инвестиционных кредитов весьма бюрократизирована. Следует также отметить, что на доходность инвестиций сильное влияние оказывает качество инвестиционного менеджмента, и даже антикризисного инвестиционного менеджмента. Более того, в настоящее время для успешного вложения инвестиций и осуществления верной инвестиционной политики необходим точный прогноз по отрасли, рынку и проекту на 2-3 года и выбор правильной стратегии.

Следует также отметить, что экономический кризис по-разному воздействует на российские регионы, причём, на первый план выходит качество управления, умение выстроить новую систему работы с инвесторами и искусно применять те инструменты, которые созданы в последние годы. Также в период кризиса усиливается роль региональных властей в поисках инвестиционных ресурсов, так как именно инвестиции способны увеличить объёмы валового регионального продукта и пополнить местные бюджеты. Для большинства российских регионов инвестиции предоставляют реальную возможность укрепить конкурентные преимущества в условиях экономического кризиса и сокращения бюджетов на социально-ориентированные проекты .

В результате можно обозначить следующие основные выводы по итогам данной части исследования:

? поиск оптимальных и эффективных антикризисных методов инвестиционной политики в условиях финансового кризиса, как мирового, так и российского, является одним из приоритетов российского правительства и его структурных ведомств;

? приходится констатировать, что из-за кризисных явлений в российской экономике в настоящее время внутренний потенциал российского бизнес-сектора как источника инвестиций недостаточно развит и поэтому для финансовой поддержки многих проектов российского бизнеса необходима непосредственная помощь и даже вмешательство государственных ведомств.

Читайте также  Какие инструменты для инвестиции есть

Инвестиции во время кризиса

Сегодня мы поговорим про инвестиции во время кризиса. Эта информация поможет начинающим инвесторам не только сохранить имеющийся капитал во время кризисных явлений, но и приумножить его.

Практика показывает, что экономика любого государства развивается циклично. Из-за этой особенности рост экономики сменяется спадом, который может вызвать серьезный экономический кризис.

Экономический кризис является довольно негативным явлением для экономики любого государства, так как он вызывает уменьшение ВВП, банкротство предприятий, а также увеличение уровня безработицы. Серьезные кризисные явления обычно сопровождаются дефолтом, который является невозможностью государства обслуживать имеющиеся долговые обязательства.

Дефолт государства отрицательно сказывается на финансовом состоянии всех граждан, поэтому в подобные периоды инвесторам следует задуматься об эффективных вариантах вложения имеющегося капитала.

Во время кризисных явлений в экономике стоимость национальной валюты может серьезно изменяться. Обычно происходит девальвация, которая представляет собой снижение курса местной валюты, а следовательно и уменьшение покупательной способности денежных средств. Несмотря на все сказанное выше, грамотные инвестиции во время кризиса позволяют инвестору приумножить свой изначальный капитал.

Инвестиции во время кризиса. Варианты капиталовложений

Кризис в экономике государства наступает довольно быстро. Первые признаки предстоящего дефолта обычно ощущают на себе не только финансисты, но и обычные граждане. Еще до наступления дефолта наблюдается уменьшение стоимости местных денег по отношению к иностранным валютам, что вызывает рост цен на рынке товаров и услуг. Подобные явления вызывают резкое падение покупательной способности денег. Именно в этот период следует заняться поиском оптимальных вариантов для инвестирования.

Следует помнить, что банковские депозиты во время кризиса в экономике не в состоянии спасти имеющийся капитал от обесценивания. Кроме того, при подобном развитии ситуации часто наблюдаются банкротства кредитных учреждений.

Специалисты в области экономки рекомендуют следующие инвестиции во время кризиса:

  1. Капиталовложения в иностранные валюты.
  2. Приобретение драгоценных металлов.
  3. Приобретение недвижимого имущества.

Далее мы подробно остановимся на каждом из упомянутых выше вариантов вложения имеющегося капитала во время кризиса.

Инвестиции в иностранную валюту

При кризисных явлениях в экономике государства наблюдается снижение стоимости местных денег. По этой причине вклады в местной валюте обесцениваются, а депозиты в евро и долларах сохраняют свою изначальную стоимость.

Эксперты в области экономики считают наиболее безопасными депозиты в форме «портфеля валют». Подобные вклады предполагают в равных долях хранить деньги в евро, долларах и рублях. Подобные депозиты в состоянии компенсировать падение цены любой входящей в портфель валюты.

Вкладывать имеющийся капитал в подобные портфели следует до начала девальвации, в противном случае вы можете понести убытки. Единственным методом инвестиций в валюту, который позволит не только не потерять имеющиеся деньги, но и приумножить их, является вложение в ПАММ-счета.

Инвестиции в драгоценные металлы

Золото, по праву, считается одним из самых надежных методов сохранения имеющегося капитала. При этом, следует помнить, что получить доход от капиталовложений в золото можно лишь в долгосрочной перспективе. Чтобы избежать возникновения убытков, приобретать драгоценные металлы следует до наступления дефолта. Чтобы надежно защитить имеющийся капитал от негативного воздействия инфляции, рекомендуется отдавать предпочтение следующим типам капиталовложений в драгоценные металлы:

  1. Приобретение золотых (серебряных) слитков в банке. Цена этих слитков с течением времени будет только увеличиваться. Единственным недостатком этого метода капиталовложений является налог в размере 18%, который взымается в момент приобретения слитков.
  2. Открытие обезличенного металлического счета в кредитном учреждении. Важно помнить, что государственное страхование вкладов не распространяется на эти типы депозитов.

Инвестиции в недвижимость

Во время кризиса в экономике стоимость недвижимого имущества уменьшается. Если вы приобретете недвижимое имущество во время кризиса, то после его окончания вы сможете ее продать и получить неплохой доход.

Таким образом, инвестиции в недвижимое имущество позволяют не только эффективно защитить имеющийся капитал от инфляции, но и получить доход. Помните, что инвестиции во время кризиса являются не только прекрасным способом сохранения имеющихся средств, но и позволяют рассчитывать на получение дохода.

(Пока оценок нет)

Источники: http://econ.wikireading.ru/33629, http://studbooks.net/1847404/ekonomika/investitsionnaya_politika_gosudarstva_period_krizisa, http://cool-profit.ru/investitsii-vo-vremya-krizisa.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто