После окончания второй мировой войны разрушенная войной экономика Японии остро нуждалась в иностранном капитале для восстановления и развития своего хозяйства. Для привлечения инвестиций требовались значительные экономические и политические реформы, которые и были проведены под контролем оккупационных властей США. Эти реформы заложили основы развития японской экономики и современной инвестиционной политики, которая была окончательно сформирована к 1980 г.
В целом политику Японии в отношении иностранных инвестиций можно назвать либеральной. Это не удивительно: бедная природными ресурсами Япония была вынуждена делать ставку на развитие экспортных отраслей, а для того, чтобы продукция была конкурентноспособной на мировом рынке необходимо было привлекать современные промышленные технологии, привлекать передовой управленческий опыт, специалистов для обучения квалифицированных кадров, создавать в стране соответствующую инфраструктуру. На это и была направлена политика по привлечению иностранных инвестиций. Однако надо заметить, что большая заслуга в успехе Японии принадлежит американскому капиталу и реформам под руководством США, давшим хороший стартовый импульс.
Современная политика в отношении иностранных инвестиций основывается на том, что все компании, создаваемые с участием иностранных инвестиций являются юридическими лицами Японии и им предоставляется «национальный режим». Процедура доступа иностранных инвестиций в экономику Японии весьма проста. Она основана на принципе уведомления через банк Японии о содержании сделки по инвестированию и автоматического одобрения Министерством финансов и каким-либо отраслевым министерством в течение 30 дней Алехин Б. И. Защита инвесторов в США и Канаде. // США -Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 9. С. 115.. Значительную долю иностранных инвестиций в Японию составляли контракты на передачу технологии (лицензионные соглашения о коммерческом использовании патента; об использовании торговой марки; о передаче промышленной технологии; о промышленной кооперации; о предоставлении специальных технических услуг).
Иностранный частный капитал Японии предпочитает привлекать в виде портфельных инвестиций. К прямым же инвестициям сегодня законодательство относит и приобретение акций компании свыше 10%, и предоставление кредита свыше 200 млн. иен сроком больше года. Хотя ограничений на прямое инвестирование не предусматривается.
Сегодня в Японии осуществляется программа по созданию сети технополисов. Это центры, где соединяются наука, образование, бизнес для наиболее эффективного процесса создания и внедрения самых современных технологий, когда бизнес и наука тесно сотрудничают друг с другом. Для реализации этих программ привлекаются и иностранные компании, специалисты, научно-исследовательские центры.
Инвесторов привлекает в Японию наличие развитой инфраструктуры в широком смысле, политическая и экономическая стабильность, возможность вложений в высокотехнологичные отрасли, дающие долгосрочные конкурентные преимущества, квалифицированная и более дешевая по сравнению с США и ФРГ рабочая сила.
Японский опыт привлечения инвестиций
Япония — один из крупнейших инвесторов на мировом рынке, прямые инвестиции за рубеж по состоянию на конец 2013 года составили 117,7 млрд йен. С другой стороны, страна до сих пор достаточно закрыта для инвестиций извне, даже несмотря на проводимую политику увеличения открытости: поступление прямых инвестиций из-за рубежа на конец 2013 года составило около 18 млрд йен. По сравнению с 2012 годом показатель почти не изменился, тогда как инвестиции за рубеж выросли на 31 %.
В рейтинге Doing Business в 2014 году Япония занимала 29-е место, опустившись по сравнению с предыдущим годом на две позиции. Самым слабым местом среди оцениваемых в рамках рейтинга характеристик является налоговая система: число налогов составляет 14, а на их выплату уходит 51 % прибыли (для сравнения в Катаре, занимающем верхнюю строчку рэнкинга по этой характеристике, всего 4 налога, выплаты которых составляют 11 % прибыли). Япония также показывает средние результаты по сложности процедуры запуска бизнеса, получению разрешений на строительство, регистрации собственности и получению заёмных средств. А наиболее высокую оценку получила процедура банкротства — по благоприятности этой процедуры Япония занимает второе место.
Для иностранных инвесторов Япония привлекательна как рынок с высокой ёмкостью, генерируемой, с одной стороны, значительной численностью населения, а с другой — высоким уровнем доходов и расходов на душу населения. Благодаря этому Япония хорошо подходит для реализации технически сложной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Если первоначально Япония проводила протекционистскую политику, ограничивая приток иностранных инвестиций, то теперь препятствием стали высокая стоимость производства в стране, закрытый рынок труда, система возобновляемых контрактов, существование закрытых финансово-промышленных групп и другие особенности деловой среды.
Политика повышения открытости, нацеленная на увеличение притока инвестиций из-за рубежа, предполагает улучшение предпринимательской среды и снижение административных барьеров, продвижение Японии как площадки для инвестирования за рубежом, повышение качества жизни иностранных работников, развитие специализированных организаций.
В 1987 году была создана Японская ассоциация инвестиционных советников (JIAA), которая выступает в качестве посредника между управляющими активами и соответствующими органами власти, обеспечивая им лучшую коммуникацию друг с другом, и способствует созданию более эффективной нормативной базы.
Деятельность JIAA включает:
- создание и обеспечение соблюдения правила саморегулирования для членов ассоциации;
- представление интересов в соответствующих органах власти, например:
- лицензированные консультанты по инвестициям были допущены к участию в управлении активами пенсионных фондов;
- инвестиционные консультанты были допущены для участия в управлении активами почтовых сбережений и страховыми взносами;
- по инициативе JIAA было пересмотрено налогообложение для иностранных партнёров с ограниченной ответственностью в товариществах с ограниченной ответственностью;
- публикацию статистики и подготовку справочных материалов;
- консультации и посредничество в отношении жалоб;
- корпоративное управление (представление заключений по улучшению корпоративного управления, проведение дискуссий для заинтересованных сторон);
- усилия по защите личной информации;
- международный обмен информацией, разработками;
- проведение учебных программ и семинаров;
- создание спонсорских курсов в университетах;
- размещение публикаций в прессе, проведение мероприятий по связям с общественностью.
Под эгидой Министерства экономики, торговли и промышленности Японии действует независимое государственное учреждение The Japan Industrial Location Center (JILC).
В сферу интересов JILC входит:
- региональное развитие;
- содействие инвестиционной деятельности;
- содействие развитию бизнеса на начальных этапах (бизнес-инкубирование);
- развитие человеческого капитала.
JILC действует не только на территории Японии, но и за рубежом: консультанты из центра участвуют в создании стратегий регионального развития, развитии промышленности и переносе технологий, используя накопленный JILC опыт. Кроме того, в центр для обучения приезжают представители стран Азии, Восточной Европы и Латинской Америки.
JILC также способствует привлечению в страну иностранных инвестиций: участвует в различных мероприятиях в США и Европе, где презентует инвестиционные возможности в Японии. Центр предлагает услуги бизнес-инкубатора для иностранных инвесторов, обеспечивает доступ к инновациям, полученным в ходе исследований, проводимых университетами и научно-исследовательскими институтами Японии. JILC также создал сеть учреждений по вопросам развития бизнеса.
Инвестиционная деятельность и инновации в странах Азии
Инвестиционная деятельность и инновации в Японии
В соответствии с официальным курсом правительства страны Япония, являясь крупнейшим мировым экспортером капитала, одновременно заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций в свою экономику. Основные принципы, регулирующие деятелыюсть в Японии иностранного капитала и импорт технологий, изложены в ст. 20-25 Закона «О валютном обмене и внешней торговле» (в редакции Закона Японии от 24.06.2009 № 59). Эта часть значительно реформированного Закона закрепила результаты поэтапной либерализации иностранного капитала. Режим инвестирования иностранного капитала в Японии в настоящее время характеризуется как «не имеющий серьезных ограничений».
Закон дает определение понятию иностранного инвестора, регламентирует виды деятельности, относящиеся к категории иностранного инвестирования, дает определения прямым и портфельным иностранным инвестициям, определяет принципы и общий порядок допуска иностранных инвестиций на японский рынок.
В 2007 г. были приняты поправки к указанному закону, которые упростили совершение сделок по слиянию и поглощению (М&А), снизили налоговое бремя для компаний с участием иностранного капитала и разрешили иностранным компаниям приобретать японские предприятия путем обмена акциями.
Дополнительно к Закону «О валютном обмене и внешней торговле» совершение сделок на фондовой бирже и порядок обращения ценных бумаг регламентирует Закон Японии от 13.04.1948 № 25 «О сделках с ценными бумагами» (в редакции Закона от2006 г. № 109).
Косвенно порядок совершения иностранных инвестиций затрагивает Закон Японии от 14.04.1947 № 54 «О запрете частных монополий и поддержке честной торговли, или, как его называют, «Антимонопольный закон». Согласно этому закону, компании обязаны уведомлять антимонопольный орган о заключении международного договора (ст. 6), о передаче (приобретении) акций (ст. 10, 11, 14), получать разрешение на совершение сделок слияния и поглощения (ст. 15, 16).
Задачи привлечения иностранных инвестиций и содействия иностранным инвесторам были поставлены в центр внимания соответствующих государственных и иных организаций. В 2006 г. была утверждена программа по увеличению притока ПИИ до 5 % ВВП в год. Однако по результатам 2011 г. данный показатель составил всего 3,7 %. Для обеспечения выполнения поставленных задач принят Закон Японии от 03.08.2012 № 55 «О специальных мерах по содействию исследованиям и развитию сертифицированных транснациональных предприятий».
С 2011 г. МЭТП Японии, опираясь на Программу превращения Японии в бизнес-центр Азии и привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию и указанный Закон, в целях стимулирования транснациональных корпораций на открытие штаб-квартиры в Японии предлагает субсидии отобранным иностранным компаниям, осуществляющими высокорентабельный бизнес. На эти цели в бюджете на 2013 г. было предусмотрено 500 млн иен. В 2011 г. для предоставления субсидий было отобрано 10 компаний, в 2012 и 2013 гг. субсидии получили по 4 компании: в 2012 г. — три компании из США и одна из Франции, в 2013 г. — три компании из Германии и одна из США.
Одновременно с внедрением указанной выше программы продолжают работать механизмы привлечения иностранных инвестиций, разработанные ранее. К ним относятся:
- • финансовые программы, предлагаемые Банком развития Японии па приобретение основных фондов (земельных участков, зданий, машин и оборудования), а также для проведения НИОКР;
- • служба омбудсмена в сфере торговли и инвестиций;
- • меры по поддержке инвестиций, предпринимаемые местными органами власти (например, налоговые льготы);
- • широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится по каналам Японской организации развития внешней торговли (ДЖЕТРО).
Эта организация играет ведущую роль в предоставлении информационных и консультационных услуг. На официальном сайте организации [1] размещена информация о состоянии и тенденциях развития отдельных сегментов японского рынка, об основных законах, правилах и процедурах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, а также об иностранных компаниях, успешно действующих в разных отраслях японской экономики. В шести крупных городах Японии — Токио, Йокогама, Нагоя, Осака, Кобэ и Фукуока — созданы центры поддержки бизнеса ДЖЕТРО (Invest Japan Business Support Centers — IBSC) с целью привлечения капиталовложений в Японию при создании иностранными корпорациями исследовательских центров, при осуществлении проектов в приоритетных для Японии отраслях (возобновляемая энергетика, медицина, туризм), при строительстве заводов с большим количеством рабочих мест, при реализации проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект.
Благодаря налаженной связи с министерствами и другими государственными организациями, центры оказывают содействие иностранным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в Японии; консультируют компании, желающие инвестировать в японскую экономику, а также предоставляют поддержку расширения бизнеса и региональной экспансии тем инвесторам, которые уже присутствуют на японском рынке.
Государственная поддержка экспорта инвестиций в Японии осуществляется через механизмы льготного кредитования и страхования операций. Финансированием проектов занимается Японский банк международного сотрудничества (ЯБМС, JBIC — Japan Bank for International Cooperation) в рамках программы кредитования экспорта инвестиций. Программа нацелена на японские предприятия, которые планируют создание производственных площадок за рубежом, увеличение объемов производства уже работающих предприятий, а также приобретение долей в проектах по разработке полезных ископаемых. Одновременно банк осуществляет юридическое и информационное сопровождение таких сделок, в ряде случаев может напрямую вести диалог с правительством страны-реципиента инвестиций, имеет возможность финансирования смежных инфраструктурных проектов. Инвестиции могут финансироваться и по другой программе банка — содействие развитию малых и средних предприятий, которая предусматривает более выгодные условия кредитования.
Страхование инвестиционных сделок осуществляется Японским агентством страхования экспорта и инвестиций (Nippon Export and Investment Insurance — NEXI) в рамках программы страхования иностранных инвестиций. Программа, в частности, предусматривает такие страховые случаи в стране-реципиенте инвестиций, как невозможность продолжения экономической деятельности ввиду войны, терактов, форс-мажорных обстоятельств, стихийных бедствий. Программа допускает также страхование рисков дочерних компаний, их подрядчиков в одной и той же либо в разных странах.
В целях привлечения иностранных инвестиций правительство, государственные и муниципальные организации Японии продолжают работу по улучшению имиджа Японии, как страны, обладающей сходными с другими государствами условиями ведения бизнеса.
По данным ДЖЕТРО наибольший объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Японии в 2012 г. поступил из Швейцарии (5 млрд долл. США). За ней следуют Великобритания (1,2 млрд долл. США), Сингапур (975 млн долл. США) и Гонконг (873 млн долл. США). Одновременно ряд стран-инвесторов (Люксембург, Каймановы острова, Франция, Голландия) в 2012 г. выводили свои активы из Японии. Тем не менее, по итогам года приток прямых иностранных инвестиций в Японию оказался положительным и составил 2,1 млрд долл. США.
Для допуска иностранных инвестиций па рынок Японии установлен уведомительный и разрешительный порядки. Разрешительный порядок распространяется на инвестирование в те отрасли, в которых деятельность иностранных инвесторов может привести к угрозе национальной безопасности, нарушению общественного порядка или причинению ущерба экономике. К таким отраслям относятся, например, сельское хозяйство, производство медицинских препаратов, медицинского оборудования, переработка нефти и газа, лесная и рыбная промышленность, производство самолетов и оружия, включая производство компонентов для них, ядерная энергетика, изучение космоса. Во всех остальных случаях применяется уведомительный порядок: иностранный инвестор в течение 15 дней после совершения операции предоставляет об этом уведомление в профильное министерство.
Разрешительный порядок реализуется следующим образом. Иностранный инвестор подает данные о предполагаемой сделке в Министерство финансов Японии. До получения ответа из Минфина Японии сделку совершать нельзя (ст. 27 Закона Японии «О валютном обмене и внешней торговле»). На практике Минфин Японии в течение месяца готовит ответ инвестору. Если есть основания полагать, что предполагаемая сделка может нанести ущерб национальной безопасности, срок рассмотрения заявки может быть увеличен до четырех месяцев. Если же Минфину Японии потребуются консультации с иными компетентными органами, срок запрета на совершение инвестиционных сделок может быть продлен до пяти месяцев. По истечении срока министерство дает рекомендации иностранному инвестору. Министерство может рекомендовать пересмотреть условия сделки либо вовсе не совершать её. Иностранный инвестор обязан в течение десяти дней подтвердить получение рекомендаций и следовать им. Разрешительный порядок призван, в том числе, не допустить утечку за границу технологий, которые могут быть использованы в военных или террористических целях. Например, уведомление подается, когда иностранный инвестор приобретает более 10 % акций японской компании. Если Министерство экономики, торговли и промышленности или Министерство финансов Японии делают заключение о существовании риска утечки технологий за границу в результате сделки, может быть принято решение о корректировке условий сделки или ее приостановлении.
В целом для допуска иностранных инвестиций на рынок в Японии установлен уведомительный и разрешительный порядок.
В настоящее время инновационная политика Японии формируется и проводится в соответствии с Государственным финансовым планом по пауке и технологиям на 2001-2005 гг. Он предусматривает увеличение государственного финансирования НИОКР с 0,7 до 1 % от размера ВВП, подготовку 30 нобелевских лауреатов в течение 50 лет; поддержку НИОКР в сфере здравоохранения, информационных технологий, охраны окружающей среды, нанотехнологий; увеличение поддержки молодых ученых; обеспечение повышения конкурентоспособности промышленных технологий посредством сотрудничества корпораций, правительства и академического сектора; реформирование системы образования в сфере науки и технологий.
За последние 20 лет совокупные расходы па развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста затрат в инновационной сфере. С 1995 г. государственное финансирование распространяется па малые и средние фирмы, причем в довольно крупных размерах (бюджетное ассигнование возросло примерно на 50 %). Сам бюджет Японии выступает как элемент программы развития НИОКР: в 1999 г. на исследование эндокринных препаратов было выделено 11,2 млрд, иен, исследования в генной инженерии — 8,7 млрд иен, исследования по диоксиду — 4,2 млрд иен и т. д.
В стране самое высокое в мире количество заявок на получение патентов. В 2000 г. в США из 300 тыс. обращений за патентами 50 тыс. составили заявки японских компаний и корпораций. Корпорациям разрешено самостоятельно устанавливать систему поощрения НИОКР.
Экспорт прямых японских инвестиций, значительная часть которых использовалась в сделках на рынке «слияний и поглощений» (М&Л), вырос по сравнению с 2011 г. па 12,4%, достигнув 122 млрд долл. США. Пятерку основных стран-реципиентов японских зарубежных инвестиций сформировали: США (31,9 млрд долл. США или 26,1 % от общей суммы инвестиций за рубежом), Китай (13,5 млрд долл. США — 11 %), Великобритания (11,9 млрд долл. США — 9,7 %), Австрия (10,9 млрд долл. США — 8,9 %).
Механизмы и институты государственной поддержки инвестиций (исходящих, входящих) Японии по сравнению с другими странами ОЭСР, уровень прямых иностранных инвестиций в Японии достаточно низок. В 2001 г. объем ПИИ составлял 1,3% от ВВП Японии (6,6 трлн иен), в 2009 г. он достиг своего пика — 18,4 трлн иен, а далее пошел на спад: в 2010, 2011 и 2012 гг. процентное соотношение ПИИ к ВВП составило 3,7 % (17,5 трлн иен, 17,5 трлн иен и 17,8 трлн иен соответственно). При этом в странах ОЭСР средний уровень ПИИ составляет до 30 %. В этом смысле в Японии существует значительный дисбаланс между входящими и исходящими инвестициями. Например, на конец 2012 г. объем накопленных прямых инвестиций Японии за рубежом превысил 1 трлн долл. США. В связи с этим с 2001 г. японское правительство стремилось и стремится оживить экономику страны, выдвигая в качестве одной из основных задач увеличение доли прямых иностранных инвестиций в Японию. Правительство постоянно исследует данный вопрос и предлагает соответствующие поправки в законодательство, упрощающие порядок совершения иностранных инвестиций.
В 2005 г. экспертным комитетом Японского совета по иностранным инвестициям был разработан План привлечения иностранных инвестиций в Японию. Одним из важнейших направлений реализации данного Плана стало информирование потенциальных иностранных инвесторов о возможностях и преимуществах капиталовложений в различные отрасли японской экономики, а также повышение инвестиционного имиджа Японии за рубежом.
В 2007 г. благодаря соответствующим законодательным изменениям была упрощена процедура сделок по слиянию и поглощению (М&А) и дано разрешение иностранным компаниям приобретать японские предприятия путем обмена акциями. Следующим этапом совершенствования инвестиционного климата в Японии стало принятие правительством 18 июня 2010 г. «новой стратегии роста для оживления Японии» (New Growth Strategy Blueprint for Revitalizing Japan).
В 2011 г. правительство Японии провело переоценку предыдущих планов с учетом влияния природно-техногенной катастрофы марта 2011 г., сделав особый упор на обновление данной Стратегии. В результате в декабре 2011 г. правительство утвердило два новых документа: 16 декабря 2011 г. — Программу превращения Японии в бизнесцентр Азии и привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию (Program for Promoting Japan as an Asian Business Center and Direct Investment into Japan)-, 24 декабря 2011 г. — Базовую стратегию по оживлению Японии (The Basic Strategy for the Revitalization of Japan). В этих документах ставится задача открытия экономических границ Японии и создания бизнес-среды, отвечающей международным стандартам. Для этого Япония должна стать бизнес-центром Азии, привлекательным для иностранных инвесторов. Планируется повышение международной конкурентоспособности японских предприятий, в первую очередь путем поэтапного понижения их налогового бремени до среднемирового уровня. Вышеуказанными документами предусмотрены и такие меры, как создание системы специальных зон и улучшение жизни иностранцев в Японии.
В рамках экономической политики премьер-министра С. Абэ, вступившего в должность 26 декабря 2012 г., 14 июня 2013 г. была принята Стратегия оживления Японии (Japan Revitalization Strategy), в которой поставлена задача удвоить объем, ПИИ до 35 трлн иен в 2020 г. Для этого предполагается создать такую среду, в которой компании и человеческие ресурсы будут пользовать преимуществами глобальной экономики и способствовать полноценной глобализации в Японии, в связи, с чем в Японию будут привлекаться новые технологии, высококвалифицированные кадры из-за рубежа и будут создаваться новые рабочие места. Для обеспечения выполнения поставленных задач был принят Закон Японии от 03.08.2012 № 55 «О специальных мерах по содействию исследованиям и развитию сертифицированных транснациональных предприятий». В декабре 2013 г. был принят Закон «О национальных стратегических специальных зонах», устанавливающий создание таких зон в Токио, Кансае, Ниигате, Ябу, Фукуоке, префектуре Окинава. Смысл их создания в том, что в них будет отсутствовать избыточное государственное регулирование (один из постулатов экономической политики С. Абэ — дерегулирование), в связи, с чем будет облегчено осуществление инвестиций в данных регионах.
Развитие государственной политики в области инноваций в Японии реализуется в основном через Агентство науки и технологий, которое финансирует целевым образом приоритетные проекты посредством Программы экспериментальных исследований для передовых технологий.
В рамках данной политики центральную роль играет Основной план в области науки и технологий, формируемый каждые 5 лет. За реализацию этого плана отвечает агентство науки и технологий
Для данной стратегии характерно:
- • выбор национальных приоритетов в области инноваций — микроэлектроники, экологии, медицины и др.;
- • систематизированные действия государства по развитию всей цепочки от создания новых технологий до их коммерциализации и массового внедрения;
- • значительные финансовые ресурсы, выделяемые не только государством, но и крупными корпорациями на развитие и поддержку исследовательской деятельности.
В области институционального обеспечения инновационного развития выделяется следующие уровни управления.
- 1. Макроуровень — кабинет премьер-министра — получает рекомендации от всех профильных министерств для формирования общей политики, в том числе по нанотехнологиям; Совет по политике в области науки и технологий; далее идут три ключевых участника: Министерство экономики, торговли и промышленности Японии; Агентство пауки и технологий; Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий — функциями: формирования государственной стратегии в области науки и технологий, формирование программ по приоритетным направлениям исследований для различных агентств и министерств. Стратегия носит название Основного плана в области науки и технологий.
- 2. Мезоуровень — крупные корпорации (например, Toyota, Mitsubishi, Mitsuiu др.), университеты и лаборатории с государственной поддержкой, играющие ключевую роль на мезоуровне, с функциями: реализации принятой государственной стратегии в области пауки; проведения научных исследований; развития иииовациоиной инфраструктуры и др.
- 3. Макроуровень — компании малого и среднего бизнеса, прямо на задействованные развитии инноваций: для Японии характерна интеграция малого и среднего бизнеса в инновационные проекты крупных корпораций в виде «младших партнеров», субподрядных организаций; функция: проведение исследований и внедрение разработок в коммерческой деятельности в рамках инновационных партнерств с крупными компаниями.
По темпам прироста инвестиций в приоритетные научные направления Япония занимает первое место в мире. Кроме того, в Японии широко стала применяться практика передачи частным фирмам оборудования научных лабораторий и опытных предприятий, а также результатов исследований государственных учреждений, университетов, в том числе научно-технической информации. К тому же при разработке ключевых инноваций частным фирмам, выпускающим новую продукцию па базе новейших технологий, предоставляются на срок от 3 до 5 лет значительные (до 50 %) налоговые льготы.
В Японии еще в 1983 г. была принята концепция развития технополисов. Последующий опыт показал, что темпы их экономического роста значительно превышают средние показатели по стране. Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивающих образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия образования и науки с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти и основой создания будущих кластеров. В 1998 г. были организованы региональные центры консолидаций усилий промышленности, университетов и правительства, направленных па поиск наиболее привлекательных проектов высокой социально-экономической значимости для развития регионов или отдельных территорий. Эти центры также занимались вопросами координации и развития совместных исследований для производства конкурентоспособной продукции, осуществляли техническое консультирование, занимались обучением и повышением квалификации предпринимателей и специалистов. Кроме того, большое внимание уделялось организации деловых встреч заинтересованных сторон для создания различных объединений и кластеров, одновременно решались вопросы трансферта технологий с соблюдением патентных, лицензионных и авторских прав.
В каждой стране система государственной поддержки пауки и управления ею складывалась достаточно долго в ходе интенсивной, зачастую пебесконфликтной совместной работы законодательной, исполнительной власти и научного сообщества, обладавшего к тому времени высоким уровнем самоорганизации и самоуправления, разветвленной сетью авторитетных и профессиональных сообществ, ассоциаций и союзов. При всех различиях в формировании национальных моделей основополагающие принципы их построения и функционирования сходны. Суть их сводится к тому, что государство и паука взаимодействуют как две ответственные перед обществом в целом и работающие на благо этого общества составляющие. Каждая из них обладает своего рода «суверенитетом», и отношения между ними строятся на юридически оформленной и отработанной основе, являющейся органичной частью общей правовой среды, регулирующей в целом общественные отношения.
Источники: http://studwood.ru/1499485/pravo/yaponiya, http://www.kpi.ru/pressroom/analytics/yaponskij_opyt_privlecheniya_investicij/, http://bstudy.net/669501/pravo/investitsionnaya_deyatelnost_innovatsii_stranah_azii
Источник: