Инвестиционная проблема развития малого бизнеса
Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.
Исследования последних лет показывают, что проблемы поиска малыми предприятиями источников финансирования инвестиционных проектов достаточно существенные и не могут быть решены без участия государственных и региональных органов власти. В связи с этим можно говорить о теоретической и практической значимости изучения организационно-экономического механизма инвестиционной поддержки субъектов малого бизнеса, внедрения современных форм и методов стимулирования инвестиционного процесса в сфере малого предпринимательства.
На практике малые предприятия сталкиваются с рядом проблем, часть из которых — общие для большинства субъектов малого предпринимательства, другие же носят специфический характер по отношению к определенной отрасли.
Государство от успешного развития малого бизнеса получает стабильно высокий уровень занятости, стабильные налоговые поступления, выравнивание уровня жизни различных слоев населения. Последнее особенно важно для России, где неравенство в доходах различных социальных слоев уже достигло показателей наименее благополучных стран Латинской Америки.
Кроме того, стабильное развитие малого бизнеса привлечет к этой сфере зарубежного и российского инвестора, который уже сейчас предпочитает в России прямые инвестиции всем другим.
К основным проблемам предприятий малого и среднего бизнеса при реализации инвестиционного проекта можно отнести следующие:
1) комплексная проработка, анализ и оценка проекта. В настоящее время малыми предприятиями недооценивается важность комплексной проработки проектов на прединвестиционной стадии. Достаточно часто случается, что компания, организуя новый бизнес, плохо представляет себе, насколько он вписывается в общую стратегию компании. Ошибки на этапе принятия решения могут привести не только к провалу проекта, но и поставить под угрозу деятельность предприятия-инициатора проекта.
Решения об инвестировании принимаются часто на интуитивной основе. Даже при разработке таких сложных проектов, как организация нового бизнеса, руководители малых и средних компаний, как правило, полагаются на свое «чутье». Отчасти это объясняется нежеланием тратить финансовые ресурсы на анализ проекта, привлечение экспертов, невозможностью отвлечь собственных сотрудников от выполнения функциональных обязанностей. Бизнес-планы, как правило, разработчиков при этом является не объективная оценка и анализ рисков проекта, а обоснование его привлекательности для инвесторов;
- 2) финансирование проекта. Объем инвестиций на реализацию проекта организации производства, как правило, очень значительный, и включает в себя капитальные и текущие затраты на прединвестиционном и инвестиционном этапах. Источниками финансирования могут являться собственные и привлеченные средства, ссуды, коммерческие кредиты поставщиков оборудования и строительных организаций, лизинг и прочее;
- 3) планирование, организация, контроль над проектом. Эффективная система управления проектом является необходимым условием достижения успеха.
Как правило, для реализации проекта создается специальная структура — группа управления проектом. Данная структура создается на период реализации инвестиционной программы, и после ее завершения распускается. Во многих случаях наиболее эффективным является привлечение в качестве менеджера проекта специализированной консалтинговой организации;
4) организация эффективной работы проектного предприятия: выход предприятия на проектную мощность и обеспечение производства продукции, организация системы управления проектным предприятием, инкорпорирование нового бизнеса в существующие бизнес-структуры компании-инициатора проекта, в частности, проблемы несовместимости корпоративных культур.
С данными проблемами при реализации инвестиционного проекта сталкиваются практически все российские предприятия, независимо от размера. Однако для малых и средних предприятий они стоят особенно остро в силу особенностей их функционирования и управления.
Обеспечение устойчивого притока инвестиций в российскую экономику требует создания благоприятного инвестиционного климата, к примеру, создания особых экономических зон, которые будут способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, развитию обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий и производства новых видов продукции.
Для разрешения сложившейся ситуации и повышения эффективности системы инвестиционной поддержки предпринимательства можно рекомендовать:
- 1) развивать в структуре общей системы финансовой поддержки малого предпринимательства кредитование;
- 2) совершенствование правовой базы для эффективного развития малого бизнеса, обеспечение его правовой защиты;
- 3) создание льготных условий налогообложения для инвесторов, работающих с малым бизнесом;
- 4) внедрять механизм льготного лизинга или сублизинга с участием организаций инфраструктуры поддержки бизнеса;
- 5) разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней;
- 6) совершенствовать региональную систему инвестиционной поддержки малого предпринимательства путем построения трехуровневой системы финансовой поддержки малого предпринимательства с вовлечением государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих финансовые услуги малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
Проблемы инвестирования малого бизнеса
Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере. Инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В сложившейся ситуации инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода России из состояния хронического экономического кризиса, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях Аньшин В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом бизнесе и венчурном бизнесе: Учеб. пособие / В.М. Аньшин, С.А. Филин. — Москва: Анкил, 2003. — 142С.. В данной работе научный интерес представляет сфера малого и среднего бизнеса.
Российский опыт последнего времени, начиная с 2000, года свидетельствует о том, что роль государства в переходной экономике в целом и в инвестиционной ее составляющей в частности должна оставаться значительной. трансформации сбережений в инвестиции, позволяющие вовлечь в орбиту инвестиционного процесса имеющиеся свободные денежные средства всех участников экономической системы.
Анализ финансового потенциала российских предприятий позволяет сделать вывод о значительных сложностях в изыскании ресурсов инвестирования на микроуровне: собственных финансовых источников для целей обновления основного капитала, технического перевооружения и развития производства у многих из них либо нет совсем, либо их совершенно недостаточно для обеспечения не только расширенного, но даже простого воспроизводства.
Это обусловливает необходимость выявления возможностей и условий мобилизации свободных внешних ресурсов, поскольку без вовлечения значительных объемов дополнительных инвестиций возможности технического прогресса, внедрения новых технологий и замены старого оборудования становятся нереальными Беляев М.К. Оценка адаптивности к инвестициям — залог успешной инвестиционной политики региона / М.К.Маркин // Экономика строительства. — 2002. — № 4. — 38С..
Одной из ключевых проблем, с которыми может столкнуться малый и средний бизнес в процессе инвестирования является вакуум капитала, или, как его называют экономисты «мертвая зона». Имеется в виду размер инвестиций в интервале от $ 100 тыс. до $ 1 млн.
Большинство фондов венчурного капитала и стратегических инвесторов, работающих в России, интересуют проекты на суммы, как правило, превышающие $ 2 млн. Такое требование связано с тем, что реализация любого серьезного проекта невозможна без значительных накладных расходов. В частности, большую сумму приходится тратить на техническую подготовку проекта — приведение его в соответствие с мировыми стандартами. Это очень квалифицированная и дорогостоящая работа. Ее стоимость практически одинакова как для проекта в $ 300 тыс., так и для проекта в $ 3 млн. Но доля накладных расходов при этом будет, разумеется, разная. И это не есть особенность отсталой России — просто сама природа малого и среднего бизнеса такова, что большинство проектов как раз и находится в этой «мертвой зоне». Например, на петербургском инвестиционном рынке в этом диапазоне работают всего лишь несколько структур, возможностей которых явно недостаточно Беляев М.К. Оценка адаптивности к инвестициям — залог успешной инвестиционной политики региона / М.К.Маркин // Экономика строительства. — 2002. — № 4. — 40С..
Так в Санкт-Петербурге работает около 10 инвестиционных посредников, представляющих интересы иностранных фондов венчурного капитала. Дополнительные риски и высокие накладные расходы, связанные с работой в России, заставляют их действовать крайне осторожно, и количество реально проинвестированных ими проектов можно пересчитать по пальцам. Очевидно, что проблема заполнения «мертвой зоны» за счет иностранных средств не имеет быстрого и простого решения Шманев, С. В. Инвестиционные процессы и синергетический подход к их прогнозированию / С. В. Шманев // «Финансы, деньги и кредит» — 2006. — N 6. — 65С..
Помимо слабой проработки проектов, низкоквалифицированного менеджмента, особенно финансового, и маркетинга кадровая политика на наших предприятиях малого и среднего бизнеса также очень слаба. Мы часто сталкивались со случаями, когда желание получить инвестиции и даже реальное наличие такой возможности не могло побудить менеджеров принять необходимые кадровые решения. Наибольшим препятствием в этом смысле служат дружеские отношения с членами коллектива. Зачастую руководство компании вопреки очевидности не желало заменять финансового директора, низкую квалификацию которого оно тем не менее вполне осознавало.
Между тем инвестор вкладывает средства прежде всего в менеджерскую группу — команду людей, деловым качествам которых он доверяет. Главным критерием для него служит умение команды менеджеров зарабатывать деньги. Анализ личных качеств менеджеров есть важнейшая составляющая работы капиталиста и представляет собой настоящее искусство. Без умения оценить менеджеров и установить с ними доверительные отношения инвестиционные структуры работать не могут Шманев, С. В. Инвестиционные процессы и синергетический подход к их прогнозированию / С. В. Шманев // «Финансы, деньги и кредит» — 2006. — N 6. — 66С..
На Западе давно признано, что для развития, а иногда даже и для выживания (в трудные времена) фирма должна все время маневрировать, искать новые идеи, постоянно улучшать маркетинг, менеджмент и даже время от времени реструктурироваться. Менеджеры должны вести себя жестко — без этого фирма не выживет. У нас сильно наследие прошлого: патриархальные отношения во многих трудовых коллективах до сих пор доминируют. Задача эффективного развития бизнеса не всегда еще является главной для высшего менеджмента. А раз так — он не получает и инвестиций.
Такое явление особенно сильно в фирмах, образовавшихся на основе (при развале или приватизации) государственных предприятий. В изначально частных компаниях подобное случается реже. Например, в Санкт-Петербурге преобладают фирмы первого типа, и потому указанная проблема очень актуальна и является одной из главных причин торможения инвестиционного процесса в Петербурге.
Еще одной проблемой инвестиционных процессов в среднем и малом бизнесе является то обстоятельство, что в процессе работы с потенциальными инвесторами предпринимателям приходится заполнять массу всевозможных анкет, отвечать на сотни вопросов о своем бизнесе. Без этого инвесторы на сотрудничество не идут. Но эти вопросы, составленные очень квалифицированными специалистами по анализу и оценке бизнеса, сами по себе играют роль весьма эффективных бизнес-консультаций (недаром говорят, «что правильно поставленный вопрос есть половина решения задачи» Управление инвестициями российского предпринимательства Н. Л. Маренков: Эдиториал УРСС, 2001. — 78С.). Нередко происходит так, что, отвечая на них, предприниматели пересматривают свое представление о собственном бизнесе, начинают лучше понимать корень своих проблем и очень часто убеждаются, что могут с ними справиться самостоятельно и что внешние инвестиции им вовсе не нужны.
Также одним из возможных выходов фирмы малого или среднего бизнеса из проблемной стадии привлечения инвестиций является оценка бизнеса, которая выступает реальным инструментом помощи предпринимателям, причем инструментом, доступным всем (в отличие от инвестирования) вследствие своей дешевизны.
Также представляется, что для улучшения общих условий для бизнеса, оказания поддержки в первую очередь мелким и средним предприятиям и коренного сокращения возможностей для коррупции необходимо внести радикальные изменения в область регулирования экономики. Процедура учреждения предприятия, его отчетности перед соответствующими органами, правила ведения бухгалтерского учета, необходимое число лицензий и свидетельств, число органов, проверяющих предприятия, должны быть сокращены. Этого можно добиться за счет отмены многих ненужных постановлений и значительного упрощения налогового режима.
Специалисты поддерживают политику правительства, направленную на сокращение числа групп таможенных тарифов и на одновременное уменьшение общих размеров тарифов, особенно на импортное оборудование, выражаем надежду на то, что система таможенной проверки будет упрощена, например, с помощью использования так называемых зеленых коридоров» и сокращения числа этапов такой проверки Хмыз В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности / О.В. Хмыз: Книга сервис, 2002. — 76С.. Также при формировании таможенных тарифов необходимо стремиться к ликвидации искусственных разрывов, а уровне ставок, определяемых на основе разных вариантов расчетов облагаемой базы,
Также возможное решение проблем финансового обеспечения инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса в России должно быть связано с переходом от регулирования преимущественно макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и инвестирования на микроэкономических уровнях. Конкретными направлениями государственной политики должны стать:
- 1. обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики; наиболее полное задействование внутреннего инвестиционного потенциала в интересах промышленного производства;
- 2. повышение эффективности уже разработанных, но слабо действующих в настоящее время рычагов и механизмов стимулирования инвестиционной и производственной деятельности;
- 3. формирование действенных механизмов, призванных обеспечивать надежную защиту и гарантии интересов инвесторов (как внутренних, так и зарубежных);
- 4. создание реальных предпосылок для поддержания наметившихся положительных сдвигов в сфере производства и инвестиций и выхода России на траекторию устойчивого экономического роста в сфере малого и среднего бизнеса.
Специалисты также подчеркивают важность поддержки сотрудничества предприятий малого среднего бизнеса, в том числе на основе Интернет-технологий.
Сложившийся негативный имидж российского бизнеса требует объединения усилий по освещению в СМИ успешных историй в российском бизнесе.
Вопросы привлечения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 26.05.2016 2016-05-26
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Ахмедов О. Т. Вопросы привлечения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство // Молодой ученый. 2016. №11. С. 595-597. URL https://moluch.ru/archive/115/30318/ (дата обращения: 16.01.2019).
Для каждого государства, экономика которого основана на рыночных отношениях, малый бизнес и частное предпринимательство является одним из основных секторов и, естественно, вопросы инвестирования этого сектора экономики считаются одними из приоритетных.
В экономически развитых странах мира, таких как США, Англия, Италия, Япония пользование инвестициями поставлено на высокий уровень. Например, всем известный факт, что экономическое развитие США связано с инвестициями Нидерландии, Англии, Канады, Германии и т. д.
В данное время в республике Узбекистан действуют различные предприятия на основе иностранных инвестиций. И здесь нужно отметить их особую роль в развитии экономики страны.
На сегодняшний день в Узбекистане «…была поставлена задача и созданы условия для массовой продажи государственных активов, в первую очередь иностранным инвесторам. Так, по «нулевой» выкупной стоимости было реализовано на конкурсной основе новым инвесторам 506 имущественных комплексов с принятием инвесторами инвестиционных обязательств в размере около 1 триллиона сумов и 40 миллионов долларов США, а также созданием около 22 тысяч новых рабочих мест». [1]
Благодаря таким мерам показатели вложения инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса действующих в различных отраслях экономики увеличиваются каждый год почти на 50 %. По сравнению с 1990 годом в 2015 году экспорный потенциал субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства увеличился более чем в 10 раз.
Президент Республики И. А. Каримов не раз отмечал в своих выступлениях, что в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства имеется огромный, еще незадействованный потенциал. При этом было особо отмечено, что, в отличие от промышленных предприятий-экспортеров, субъекты малого бизнеса и фермеры освобождены от обязательной продажи банкам 50 процентов валютной выручки от экспорта своей продукции и сами должны быть заинтересованы в продвижении своей продукции на экспорт.
В Узбекистане инвестиционная политика направлена на комплексное решение приоритетных задач по развитию национального производства, реальной помощи предпринимателям, расширению экспортного потенциала, внедрению новых производственных отраслей. При решении этих приоритетных задач огромную роль играет развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, особенно эффективным инструментом служит большее привлечение инвестиций в эту отрасль.
В стране создан хороший предпринимательский климат и надежные правовые основы. Доказательством этого является указ Президента Республики Узбекистан от 2011 года 4 августа под номером УП-4354. На основании этого закона срок освобождения вновь созданных малых предприятий и микрофирм от плановых налоговых проверок продлен на три года, по сравнению с ранее действующим двухлетним сроком. Наряду с этим в действующих субъектах малого предпринимательства, осуществляющих своевременные налоговые и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих стабильный рост и высокую рентабельность производства запрещены налоговые проверки в течении трёх лет.
В данное время со стороны государства в целях дальнейшей поддержки развития малого бизнеса и частного предпринимательства определены следующие первостепенные задачи: [2]:
− Принять конкретные меры борьбы с бюрократическими проволочками препятствующими развитию субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. А также резко сократить требования к различной нормативной документации в целях уменьшения управленческих функций государства и большей независимости субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;
− Обеспечить открытость и прозрачность отношений между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами управления, налоговыми и другими инспектирующими структурами, в том числе дальнейшее упрощение механизмов статистических, налоговых и финансовых отчётностей;
− Создание дополнительных льгот и преференций субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства при таможенных и налоговых платежах, способствующих развитию производства и повышению эффективности их деятельности;
− Упростить механизмы сотрудничества субъектов малого бизнеса и коммерческих банков, улучших качество банковского обслуживания, увеличить долгосрочные кредитные суммы, направляемые в первую очередь на производство новых мощностей и модернизацию существующих;
− Создать широкие условия для выхода малого бизнеса и частного предпринимательства на внешний рынок, либерализовать таможенные процессы.
Меры государства, направленные на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства и улучшения предпринимательского климата в целом дают возможность ёще большего привлечения инвестиций в эту сферу.
Особого внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению отраслей, способствующих структурным преобразованиям в экономике Узбекистана. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций на сумму 15,8 миллиарда долларов США, что по сравнению с 2014 годом больше на 9,5 процента. Из них свыше 21 процента или более 3,3 миллиарда долларов – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции.
На сегодняшний день государство уделяет огромное внимание вопросам решения стратегических задач, таких как поощрение инвестиционной активности и эффективное использование инвестиционных ресурсов. Но несмотря на принимаемые меры, на практике существует ряд проблем при внедрении инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство, которые требуют незамедлительного решения.
По нашему мнению, для дальнейшего увеличения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство целесообразно:
− открыть более широкий доступ инвесторам в получении интересующей их информации и совершенствовать меры по дальнейшему налаживанию деловых контактов с ними в целях завоевания их доверия;
− решить существующие проблемы в сфере транспорта ва коммуникаций;
− взаимно согласовать экономические интересы субъектов и объектов инвестиционного процесса, создать условия взаимовыручки и найти самые благоприятные пути усиления эффективного содрудничества между ними.
Мы считаем, что дальнейшее совершенствование развития малого бизнеса и частного предпринимательства с помощью иностранных инвестиций откроет новые горизонты в развитии экономики страны.
- И. А. Каримов «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса // Народное слово. 16 января, 2016 года.
- Указ Президента Республики Узбекистан о «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» УК-4354. 24 август, 2011.
- Малый бизнес и предпринимательство в Узбекистане. // Статистический сборник. – Т.: 2015.
Источники: http://vuzlit.ru/1173255/investitsionnaya_problema_razvitiya_malogo_biznesa, http://studwood.ru/2191100/finansy/problemy_investirovaniya_malogo_biznesa, http://moluch.ru/archive/115/30318/
Источник: