ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой экономики России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался его стабильный спад. В 2016 году тенденция сохранялась, однако по итогам 2017 года приток инвестиций в основной капитал в России на 4,4% и составил 15,9 триллионов рублей.
Динамика инвестиций в основной капитал в 2011-2017 годах, в % к предыдущему периоду
Основными отраслями для инвестирования остаются транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью, услуги.
В общем объеме инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов, по данным за 2017 год, составила менее 8%. Объемы кредитования юридических лиц, несмотря на появившийся рост в 2016 году, вновь снизился.
Источники привлечения средств (% из числа опрошенных, респонденты могли пользоваться несколькими источниками финансирования)
Данные выводы подтверждают и многочисленные рейтинги, оценивающие условия ведения бизнеса в стране, прежде всего, Doing Business (составляется группой Всемирного банка), хотя по итогам 2016 года Россия поднялась с 51-го на 40-е место среди 190 стран, а по итогам 2017 года – на 35-е. Об этих же тенденциях свидетельствует и проведенный ТПП РФ опрос регионального предпринимательского сообщества «Финансы для бизнеса», участие в котором приняли свыше 120 организаций различных форм собственности из 30 субъектов Российской Федерации.
Предприниматели, оценивая источники финансирования, закономерно отмечают наибольшую доступность банковского кредитования, при этом, по мнению опрошенных, наименее доступен для бизнеса сегодня иностранный капитал и средства государственных институтов развития (без учета реализуемых мер государственной поддержки предпринимательства). При этом, наибольший риск, с которым сталкивались респонденты при привлечении инвестиций и финансирования, заключается в изменении процентной ставки и курсовой разницы.
Одной из важных проблем, тормозящих накопление основного капитала в России, являются высокие процентные ставки по кредитам. По оценкам участников опроса, снижение доступности кредитных ресурсов стало одним из негативных изменений в экономике, произошедших в 2015-2017 годах. К ним также отнесено снижение спроса как внутреннего, так и внешнего, а также изменение политики взаимодействия с поставщиками и условий поставки товаров и услуг.
Учитывая результаты исследования, можно сказать, что оживление экономики возможно при сочетании двух факторов: доступа к кредитным средствам вместе с активизацией поддержки экспорта. В таком случае, по нашему мнению, предприятия смогут не только активно конкурировать на внешнем рынке, но и довести внутренний спрос до предкризисного уровня.
Если говорить об инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране, то по данным Банка России по итогам 2017 года объем прямых иностранных инвестиций достиг 27,9 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышает результаты 2016 года, по итогам которого зарубежные инвесторы вложились в 205 проектов в России: этот показатель оказался одним из самых высоких за последние годы. Россия оказалась на седьмом месте в рейтинге европейских стран по активности международных инвесторов, а в сравнении с 2015 годом число проектов с использованием прямых иностранных инвестиций выросло более чем на 60%.
Оценка рисков, с которыми сталкивались респонденты при привлечении инвестиций (балл, 1 — минимальный риск, 4 — максимальный риск)
Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику по-прежнему остается Западная Европа. В прошлом году инвесторы из стран Западной Европы, прежде всего из Германии и Франции, вложили средства в 63 проекта. Несмотря на введение ограничений, а также непростую макроэкономическую ситуацию, количество профинансированных проектов со стороны США продолжает расти, в 2016 году их число составило 38 проектов – рекордный показатель с 2005 года.
Подготовлено Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ
Проблемы привлечения инвестиций в регион
Стратегия привлечения инвестиций в регион
Для развития любой экономии ческой системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.
Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному — убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом. Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.
В общем виде возможные стратегии государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе могут быть следующими:
· Пассивная стратегия: поиск крупных фирм — инвесторов, потенциально-заинтересованных в размещении производства в данном регионе о предложение им возможных объектов инвестиций (государство оценивает потенциал региона и региональные субъекты власти ищут крупных инвесторов, которые действовали бы в заданных условиях);
· Избирательная стратегия: ведение целенаправленной работы по созданию в выбранном регионе условий, необходимых для определенного типа интересов (государство стремится привлечь инвесторов определенной направленности и решает, что нужно изменить);
· Стратегия комплексного развития: оценка инвестиционной привлекательности и повышение общего инвестиционного потенциала региона (государство должно определить, что можно осуществить на данной территории в ближней и среднесрочной перспективе и предпринимает шаги к комплексному развитию инвестиционной привлекательности региона).
Согласованность целей управления и управленческих факторов.
К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:
1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;
2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;
3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;
4) рост объема валового регионального продукта.
Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.
Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов. Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.
Методы управленческого воздействия
Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.
К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:
1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;
2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;
3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;
4) определение общеобязательных требований достижения директивно
установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.
Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.
Способы поддержки потенциальных инвесторов
Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).
С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:
1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;
2) в рамках налогового — рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;
3) кредитно-денежного — страхование кредитов;
4) антимонопольного — противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;
5) внешнеэкономического — способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;
6) прочие — страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.
Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:
1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;
2) ТНК (транснациональные корпорации);
3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;
4) иностранные инвесторы;
5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).
Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.
Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в регион
УДК 339.727.22:332.146
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН
Капитал как один из факторов производства представляет собой весь накопленный запас средств в производственной, денежной и товарных формах, необходимых для создания материальных благ. Движение капитала в мире основано на международном разделении труда и замещает собой движение товаров и услуг. Наличие в стране достаточных сбережений является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.
Для анализа международного движения капитала наиболее целесообразно использовать его деление по целям вложения: на прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции, играющие, несомненно, важную роль в мировом производстве товаров, привлекают особое внимание, так как позволяют приобретать долгосрочный экономический интерес в стране приложения капитала и обеспечивают контроль инвестора над объектом его размещения. Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риски.
Роль прямых инвестиций в экономику отдельной страны или региона огромна, так как они сопровождаются созданием новых экономических субъект
ов, в то время как портфельные инвестиции лишь позволяют получать прибыли, при этом роль этого капитала для страны практически незаметна. Кроме того, прямые инвестиции способствуют притоку технологий и передаче управленческого опыта.
В потоке прямых иностранных инвестиций, Кемеровская область пока не играет какой-либо важной роли, поэтому проблема привлечения инвестиций в регион особо актуальна. Для ее решения необходимы продуманные пути привлечения капитала в Кузбасс. Это даст региону экономический рост и развитие отраслей экономики не ресурсной направленности.
Если говорить о способах привлечения прямых инвестиций, то их может быть много, но все-таки можно выделить основные уровни общего процесса привлечения инвестора в регион.
На уровне федеральных властей важно обеспечить необходимые полномочия регионам для принятия самостоятельных решений в области сотрудничества с потенциальными инвесторами. Недостаточная самостоятельность регионов в большинстве случаев затягивает реализацию многих проектов.
На уровне региональной власти. Для инвестора важны условия, предлагаемые регионом, позиция местных властей и прочная правовая база. С этой точки зрения законодательство может как оттолкнуть капитал, так и привлечь его, создавая необходимые условия. Кроме того, для развития предпринимательства чрезвычайно важными являются прозрачность и предсказуемость власти. В Кузбассе действуют два региональных закона: “О привлечении инвестиций в Кемеровскую область” и “Об установлении налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности в Кемеровской области”. На данном этапе можно говорить о пользе этих двух законов, но все же совершенствование правовой базы в Кузбассе необходимо для выхода на более высокий уровень привлечения прямых инвестиций в регион.
На уровне представителей бизнеса. Это в первую очередь проведение экономических форумов в Кузбассе или участие представителей Кемеровской области в различных форумах в России и за рубежом. Участие в различных экономических форумах дает возможность Кемеровской области продемонстрировать свои преимущества перед потенциальными инвесторами и начать вливаться в мировой инвестиционный процесс, также это дает возможность разработки комплексных инвестиционных предложений.
Таким образом, для успешного привлечения инвестиций в отдельный регион, необходимо проделать большую работу по созданию связей и успешному взаимодействию бизнеса, федеральных и региональных властей. Это позволит выстроить четкую систему работы с инвесторами и убрать лишние препятствия на пути прямых иностранных инвестиций в регион.
Научный руководитель — д. э.н., профессор
на тезисы «ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН»
Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Кемеровской области является важной проблемой социально-экономического развития. Особое значение имеет выработка институциональных подходов, основанных на улучшении институциональной среды, в том числе взаимодействии федеральной и региональной властей, власти и бизнеса. Статья как раз обращает внимание на такие современные подходы. В ней выделены три уровня процесса привлечения инвестора в регион, поставлена проблема создания системы работы с инвестором, предложены некоторые мероприятия, которые можно было бы провести в Кемеровской области.
Статья может быть рекомендована к публикации в сборнике работ студентов, аспирантов и молодых ученых.
Источники: http://investment-in-russia.com/site/page?view=INVEST, http://studbooks.net/1703880/ekonomika/strategiya_privlecheniya_investitsiy_region, http://pandia.ru/text/80/079/53799.php
Источник: