Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций

Библиографическая ссылка на статью:
Булдакова А.В. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3652 (дата обращения: 23.09.2018).

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается иностранный инвестор при выходе на российский рынок. Тема статьи актуальна, так как трудности, с которыми сталкиваются инвесторы, тормозят инвестиционные потоки в РФ. Соответственно, для улучшения инвестиционного климата страны нужно обратить внимание на слабые стороны инвестиционной системы Российской Федерации.

Прямые иностранные инвестиции, зарубежные инвесторы, административные барьеры, инвестиционный имидж, инфраструктура, развитие регионов, экономический рост, налоговое стимулирование.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важнейшим источником капитала и активно используемым инструментом в международных экономических отношениях. Многие страны стараются стимулировать приток ПИИ за счет разработки механизмов привлечения иностранного капитала государственными органами. В России также уделяется особое внимание привлечению иностранных инвестиций, как эффективного источника развития экономики Российской Федерации.

ПИИ используются для вложения в сферу услуг и производства, являются источником НИОКР и разработки новых технологий и методов управления. Также, создают условия для интеграции экономики и способствуют расширению экспортного потенциала страны.

Основные причины для инвестиций в Россию:

  1. Экономика России динамично развивается;
  2. Наличие природных ресурсов;
  3. Потребительский рынок России является одним из крупнейших;
  4. Наличие высококвалифицированного человеческого капитала;
  5. Уникальное географическое положение;
  6. Привлекательная налоговая система;
  7. Поддержка государством иностранных инвесторов;
  8. Стабильная социальная и политическая системы;
  9. Технологическое развитие страны.

Несмотря на наличие благоприятных факторов, Российская Федерация оценивается мировым экономическим сообществом как страна с непривлекательным инвестиционным климатом. Это связано с необходимостью перехода от ресурсо-добывающей деятельности к инновационной, поскольку развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей позволит увеличить благосостояние страны.

К основным недостатки инвестиционной политики РФ относят:

  1. Неполная проработка федерального законодательства в области иностранных инвестиций;
  2. Административные барьеры и высокие риски;
  3. Не четкое разграничение полномочий федеральных и региональных регионов;
  4. Невысокие показатели России в мировых экономических рейтингах;
  5. Отсутствие корпоративного управления в экономике России на уровне развитых стран.

В справке об инвестициях Министерства экономического развития Российской Федерации указана необходимость в изменении законодательства Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования. В первую очередь указана необходимость упрощения административных процедур.

Особое внимание нужно уделить развитию бизнес-среды в регионах. Очевидно, что в среднем по стране немногие регионы активно нацелены на привлечение иностранных инвестиций. На примере Калужской области можно видеть, что областному Правительству удалось создать благоприятный инвестиционный климат на территории области. В настоящее время, Калужская область, не обладая минерально-сырьевыми ресурсами, создала крупный автомобильный кластер. Также, в начале 2013 года была создана шестая в стране особая экономическая зона «Людиново». За счет этого регион является одним из самых привлекательных для инвестиций в России.

Следующим факторов, оказывающим негативное влияние на инвестиционный климат в стране, является инфраструктура. С 2009 года в стране проводятся мероприятия, направленные на улучшение инфраструктуры. Результатом этой деятельности стало увеличение фактических присоединений к электрическим сетям в 2 раза; снижение тарифов на подключение к распределительным сетям для потребителей на 30-50%; сетевые компании раскрывают свою информацию о технологическом присоединении к электрическим сетям и др.

Министерством экономического развития Российской Федерации указывается необходимость в совершенствовании таможенного администрирования. Качество деятельности таможенных служб, степень прозрачности и уровень коррумпированности влияют на оценку условий ведения бизнеса в России. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, закрепивший такие нормы, как: сокращение срока выпуска товаров до 1 дня; сокращение количества документов для несырьевых товаров с 25 до 7; на 20% снижен объем финансовых гарантий для таможенного представителя и на 60% для перевозчика; срок оплаты таможенных платежей увеличен с 15 дней до 4 месяцев.

Также, очевидна необходимость налогового стимулирования. В последнее время в РФ были проведены ряд мер в различных направлениях. Что касается поддержки инвестиций в НИОКР и модернизации производств, то было разрешено освободить от налога на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию. Относительно стимулирования инвестиций в человеческий капитал было разрешено признавать расходы на подготовку кадров в отношении лиц, с которыми будет заключен трудовой договор после прохождения обучения. Ряд мер был проведен в частях стимулирования инновационной активности и поддержки компаний с преобладающим применением интеллектуального труда, в части стимулирования венчурного инвестирования, в части совершения амортизационной политики. В итоге была снижена налоговая нагрузка на отдельные категории плательщиков, предприняты конкретные меры налогового стимулирования инновационной деятельности и повышенно качество налогового администрирования по ряду направлений.

Инвесторы выделяют бюрократию, как один из негативных факторов, который ухудшает инвестиционный климат страны. Экспертные опросы представителей бизнес-сообществ и авторитетные рейтинги показывают, что избыточные административные барьеры сегодня являются ключевой проблемой, мешающей развитию предпринимательства. В результате, с 2009 года в РФ проводится меры, в результате которых было сокращено количество лицензируемых видов деятельности с 89 до 49; был введен запрет на проведение плановых проверок чаще, чем 1 раз в 3 года; расширен перечень уполномоченных государственных органов власти по регистрации и учету уведомлений о начале осуществления соответствующих видов предпринимательской деятельности и др.

Для улучшения инвестиционного климата страны, эксперты выделяют меры устойчивого экономического роста России:

  1. Снижение операционных барьеров;
  2. Объединение усилий в направлении инновационного развития;
  3. Повышение привлекательности регионов;
  4. Совершенствование бизнес-образования.

Реализация этих задач позволит привлечь в страну новый потоки иностранных инвестиций.

Основные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию

Главная > Реферат >Банковское дело

Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………

Прямые иностранные инвестиции в России…………………………..

Российский инвестиционный климат и проблемы инвесторов…….

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию

Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности. В условиях дефицита бюджета, финансовой нестабильности российского рынка, недостатка оборотных средств предприятий произошло как резкое уменьшение бюджетных ассигнований, средств отечественных инвесторов, так и удорожание кредитных источников капиталовложений. Обновление производственного потенциала также сдерживается и неэффективной налоговой политикой. Поэтому в современных условиях важно стимулировать приток иностранных инвестиций, которые могут помочь решить две задачи — ослабить дефицит капиталов внутри страны и способствовать внедрению в производство передовых технологий.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян.
Положительное влияние иностранного капитала на развитие экономики разных стран обычно проявляется в том, что ускоряется процесс разгосударствления и демонополизации экономики, повышается уровень ее конкурентоспособности, обеспечивается диверсификация форм собственности, формируется «открытость» экономики, ускоряется включение ее в мировое хозяйство, создается возможность использовать иностранный капитал как эффективный рычаг инвестиционно — технической «подпитки» национальной экономики.

Читайте также  Комитет по инвестициям алтайского края

1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций

Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производственного процесса, превращаются в капитал в денежной форме. Будучи пущены в оборот они приносят доход. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду. Долгосрочные вложения финансовых ресурсов представляют собой инвестиции. Цель инвестиций — прибыльное вложение капитала. Таким образом, можно говорить о том, что накопления — это результат выгодного размещения инвестиций. В разных источниках можно найти различные определения понятия «инвестиции» по сути своей мало, чем отличающиеся друг от друга. Поэтому, представляется возможным, в общем, определить инвестиции как совокупность долгосрочных вложений финансовых, трудовых и материальных ресурсов (как частных, так и государственных) в различные сферы национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью увеличения накоплений и получения прибыли.

В соответствие с федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.

По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных инвестиций.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить

различия между государственными и частными инвестициями.

Государственные инвестиции (в международной практике называют еще

официальными) — это средства из госбюджета, которые направляются зарубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.

Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.

Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, представление прав на разработку собственных ресурсов).

Даваемый в законодательных актах и в международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К последним относят вложения более чем на 15 лет. В данную группу входят

наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все

вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных

инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты).

По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Ссудные инвестиции означают, предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.

Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в

производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции — основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее 10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии- 50%.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

— трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

— транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране. Цель -минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

— при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются

возможности быстрого ухода с рынка;

— большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

— более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для

стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

Читайте также  Страны вкладывающие инвестиции в россию

— организация новых предприятий;

— скупка или поглощение уже существующих компаний.

«Портфельные» инвестиции — такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

— из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

— по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Прочие инвестиции — группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты.

Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но

все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной

Условия и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока ПИИ, включают в себя 3 основные группы:

  • — базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
  • — правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;
  • — специфические стимулы для ПИИ.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, страны СНГ не смогли пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.

В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:

  • — фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;
  • — финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;
  • — иные стимулы — государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.

Несмотря на достаточно критическое отношение международных организаций к использованию указанных стимулов, они активно применяются большинством стран мира в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ. Более того, использование стимулирующих мер в мире значительно расширилось. При этом страны с рыночной экономикой в своей практике больше опираются на финансовые стимулы и вложения в инвестиционную инфраструктуру, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой — на фискальные меры.

Для коренного изменения сложившейся в странах СНГ ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса.

Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное — неблагоприятный инвестиционный климат в странах СНГ, принцип национального режима в должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций.

В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Режим в отношении ПИИ в должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам. Политика по отношению к ПИИ должна включать следующие обязательные характеристики:

  • — четкая последовательная стратегия, отражающая серьезность и долговременность намерений государства в привлечении ПИИ, вызывающая доверие инвесторов;
  • — согласованность основных положений политики привлечения ПИИ во всех ветвях власти на региональном и федеральном уровне, а также в предпринимательских кругах;
  • — соответствие деклараций и реальных действий, отсутствие конъюнктурных политических изменений, ясность конкретной программы действий органов власти федерального и регионального уровня, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата.
Читайте также  Единое научное пространство и инвестиции

Приоритеты политики привлечения ПИИ в страны СНГ должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

  • — поощрение отдельных, важных для экономики видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;
  • — отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность), отрасли, имеющие характер “узких мест” в экономике и отрасли, обусловливающие развитие экспорта — Машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии;
  • — приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;
  • — приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
  • — страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.

В соответствии с международной практикой, важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе стоит задача четкого определения возможных изъятий из национального режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам с переходной экономикой, придется в большей степени опираться на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот для иностранных инвесторов после десяти лет ожидания инвестиционного бума вообще основана на возможности очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем.

Льготы должны предоставляться исключительно транспарентно, на основе закона, а не на индивидуальной основе, правительственными решениями, что открывает дорогу лоббизму. Получившая распространение практика предоставления льгот создает также возможности для коррупции, неравные условия для разных иностранных инвесторов. В законе должны быть четко прописаны сроки, размер и условия предоставления льгот. Целесообразно, чтобы льготы предоставлялись на заранее определенный срок и не менялись в течение этого времени.

Политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата. Проблемы привлечения иностранных инвестиций рассмотрим на примере России. Осуществление грандиозных проектов реконструкции и развития предприятий производственной сферы и соответствующей инфраструктуры предполагает большой прилив капиталовложений, среди них важная роль отводится возможным притокам иностранных инвестиций.

Важнейшей проблемой привлечения иностранных капиталовложений в РФ, на мой взгляд, являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Как бы не относился иностранный предприниматель к России, вкладывать денежные средства в ее экономику, он будет, прежде всего, в зависимости от экономической, а не политической целесообразности. Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства. Из чего следует, что целью любого предпринимателя является прибыль.

Высокие издержки производства в отдельных странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, следовательно, и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название «глобализация экономики».

Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др. Из выше написанного можно сделать вывод, что привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек.

Для этого потребуется:

  • — намного увеличить расходы госбюджета на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;
  • — ввести жесткие ограничения на вывоз валюты. Одно лишь отсутствие государственных границ и визового режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.

По мнению многих аналитиков, к причинам снижения инвестиционной активности в России относятся:

  • — высокая стоимость коммерческого кредита;
  • — недостаточное финансирование инвестиций из бюджетных средств и других финансовых источников;
  • — отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • — высокий уровень финансовых (в том числе инвестиционных) рисков из-за слабого правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов.

Необходимо ужесточить финансовый и административный контроль над целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления инвестиционных программ. На возможность привлечения иностранных инвестиций могут оказать влияние таможенные правила, ограничивающие ввоз отдельных товаров (особенно тех, которые производятся в настоящее время и могут производиться в долгосрочной перспективе у нас в стране) на территорию Российской Федерации. Безусловно, жесткая протекционистская политика должна проводиться и после присоединения России к ВТО. Весьма важно, чтобы после присоединения к ВТО соблюдались интересы государства, и чтобы российские товары и российское производство не были вытеснены товарами из других стран. Проблемы привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций не могут занимать ведущего места в системе общих проблем роста инвестиционной активности в Российской Федерации. Первостепенное значение имеет существенное увеличение объема отечественных инвестиций в нашу экономику, в том числе в финансовые активы.

Источники: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3652, http://works.doklad.ru/view/IUAUpMyxZEk.html, http://vuzlit.ru/1143337/usloviya_problemy_privlecheniya_pryamyh_inostrannyh_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто