Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции — это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции — это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Вид иностранных инвестиций
В зависимости от
активов, в которые
— вклад в долгосрочный проект с приобретением новых производственных объектов за границей.
— приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество.
— покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов
Формы собственности на инвестиционные
— бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных организаций.
— вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
— совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом
В зависимости от
— вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда.
— связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента
В зависимости от
— вложения иностранных инвесторов с последующим правом контроля и участия в управлении предприятием на территории другого государства.
— вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов.
— вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п.
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25% производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50%.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
- возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
- передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
- стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
- получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
- помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
- долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
- создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретения имущества и ценных бумаг;
- получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
- заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции — это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции — это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
- способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
- передача опыта, обучение различным ноу-хау;
- стимуляция производственных вложений;
- помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
- устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции — приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
- покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
- покупка ценных бумаг в своей стране;
- вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции — кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
- отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
- ухудшение материального положения большей части населения;
- активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
- неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
- нестабильная политическая ситуация;
- большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
- богатые и недорогие природные ресурсы;
- молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
- большой внутренний рынок;
- дешевая рабочая сила;
- возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
- быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
Научная электронная библиотека
Топсахалова Ф. М.-Г.,
Глава 6.4. Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала
Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость, уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.
Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.
Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.
Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.
Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.
Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:
- приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
- реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;
- внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.
К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода. В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг. Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
- в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
- в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
- в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
- в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
- в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
- в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;
- в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.
Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.
Основные условия привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике России регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранные инвестиции в российском законодательстве определяются как вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
К прямым инвестициям относят вложения в приобретение не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими предприятиями (предприятия, принимающие инвестиции, называют реципиентами) различными способами. Основными из них являются: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций через программы АДР, использование концессионной системы.
Банковский кредит выступает в форме предоставления в долг денежной суммы (ссуды). При этом оговариваются срок возврата кредита, обязательность возврата и размер процентов по кредиту. Данный вид кредита доступен, как правило, особым категориям заемщиков. В частности, он может быть предоставлен банком, участвующим в финансовом обеспечении приоритетной международной инвестиционной программы.
Получение кредита от коммерческой структуры осуществляется обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.
Экспортное финансирование (или связанные кредиты) используется предприятиями — инициаторами инвестиционных проектов с целью привлечения заинтересованных в экспорте своей продукции иностранных производителей соответствующего технологического оборудования. Такие инвестиционные проекты могут реализовываться в рамках межгосударственных кредитных линий (российско-французская, российско-германская «Гермес», российско-швейцарская и др.), которые позволяют преодолеть несоответствия между правовыми и экономическими нормами стран Запада и России.
По данной схеме российское предприятие подбирает поставщика требуемого технологического оборудования в стране, определенной в соответствии с требованиями кредитной линии, и подписываете ним рамочное соглашение. Требования к российской стороне включают предоставление бизнес-плана, составленного в соответствии с международными стандартами, финансовой гарантии региональной администрации, письма Правительства РФ. В схеме участвуют также западный банк, финансирующий своего производителя технологического оборудования; уполномоченная страховая компания, страхующая кредит (для российско-германской кредитной линии — «Гермес»); российский уполномоченный банк, через который осуществляется рефинансирование проекта.
Сложности применения описанного метода финансирования связаны со сравнительно высокой процентной ставкой кредита, значительными издержками при страховании и обслуживании рефинансирования уполномоченным банком, в результате чего общая процентная ставка может составлять 25-30%. Кроме того, непростой задачей (в частности, для отдаленных от центра регионов) является получение письма Правительства РФ.
Эмиссия и размещение акций среди иностранных инвесторов предполагают, как правило, приобретение иностранным инвестором доли акционерного капитала предприятия. Продавая часть своих акций инвестору, предприятие тем самым продает ему часть своей собственности. При этом инвестор получает право участвовать в определении основных направлений деловой политики предприятия.
Одним из способов привлечения прямых зарубежных инвестиций для эффективно работающих российских предприятий является выпуск и размещение среди потенциальных стратегических инвесторов глобальных депозитарных расписок (СЮК) и американских депозитарных расписок (АПК) на акции российского эмитента. Выпуск депозитарных расписок на эмиссию акций эмитента позволяет реальным зарубежным инвесторам получить контрольный пакет акций объекта инвестирования и одновременно минимизировать риски, связанные с обращением принадлежащих им ценных бумаг, которые будут регламентированы не только национальными, но и международными нормами права.
Перспективным механизмом привлечения иностранных инвестиций является использование концессионной системы в рамках развития компенсационных соглашений, договоров о разделе продукции, схем проектного финансирования и др. Эффективное применение концессионной системы, обеспечивающей оптимальное распределение доходов и рисков между участниками инвестирования, может существенно увеличить приток инвестиций в реальный сектор российской экономики.
Прочие инвестиции
Прочие инвестиции — это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций. Из прочих инвестиций выделяются:
• торговые кредиты (сюда относится предварительная оплата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для импорта или экспорта);
• прочие кредиты (включают различные кредиты, кроме торговых, полученные .не от прямых инвесторов); в их числе выделяются кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.;
• банковские вклады (к ним относятся собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж);
• прочее (в эту остаточную категорию входят все неотраженные выше финансовые активы и пассивы, например, дебиторские и кредиторские задолженности, относящиеся к просроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам).
Доля прочих иностранных инвестиций в общем объеме привлеченных инвестиций в российскую экономику в 1998 г. составляет 76,5% и в последние годы имеет тенденцию к росту. Если учитывать, что к категории прочих иностранных инвестиций относятся торговые кредиты и банковские вклады, то они представляют собой короткие, или «горячие», деньги, которые быстро изымаются из экономики страны Это негативным образом отражается на стабильности развития народного хозяйства России. Например, в декабре 1997 г., в ходе финансового кризиса в Юго-Восточной Азии значительная часть иностранных инвесторов в спешном порядке выводила из России свои капиталы, что дестабилизировало денежно-кредитную сферу страны и в итоге экономику в целом. Таким образом, структуру иностранных инвестиций в российскую экономику можно охарактеризовать как не вполне благоприятную.
Более подробно тенденции изменения в структурном составе привлекаемых Россией иностранных инвестиций раскрываются в диаграмме «Динамика изменения структуры привлекаемых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1994—1997 гг.» (см. рис. 8.2).
* Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 45. — С. 2.
Темпы прироста объемов привлекаемых Россией иностранных инвестиций достигают внушительных значений. Так, в 1995 г. темп прироста составил 28,4%, в 1996—1997 гг. — свыше 50%, а за первую половину 1998 г. — 30%. Однако общая величина привлеченных Российской Федерацией иностранных капиталов в 1998 г. составила всего 34 млрд долл. СЩА. Для нашей страны это, несомненно, недостаточно.
Согласно оценкам Министерства экономики РФ, разрыв между совокупными потребностями в инвестициях для проведения структурной перестройки на период до 2010 г. (800—900 млрд долл. США) и внутренними возможностями страны при их максимальном использовании (400—600 млрд долл. США) составляет 300—400 млрд долл. США. Одним из важных источников покрытия этого дефицита может служить рынок международных капиталов, где совокупные объемы мирового экспорта капитала на современном этапе составляют примерно 600 млрд долл. США в год. Более подробно о структуре участников мирового рынка капиталов в 1996—1997 гг. в табл. 8.2.
Потоки прямых инвестиций по ряду стран ОЭСР, в млрд долл. США
Источник: Экономика и жизнь. — 1998. — № 41. — С. 5.
Данные таблицы показывают, что совокупный объем экспорта капитала разделяется на два крупных встречных потока — от стран ОЭСР (среди которых выделяются безусловные лидеры — США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Голландия — около 75% всего экспорта капитала из стран ОЭСР) и остального мира. При этом экспорт капитала стран ОЭСР, как правило, превышает экспорт капитала остальных стран мира. Так, в 1997 г. страны ОЭСР экспортировали иностранных инвестиций на 382 млрд долл. США, а экспорт капитала стран остального мира в страны ОЭСР составил 258 млрд долл. США, т.е. на 124 млрд долл. США меньше. По сути сальдо превышения экспорта капитала стран ОЭСР составило в основном инвестиции в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, из них 10,5 млрд долл. США было экспортировано в 1997 г. в Россию.
На этом фоне размеры ежегодных иностранных инвестиций в российскую экономику составляют очень скромные размеры — менее 10 млрд долл. США. А если сравнивать объемы поступивших в страну иностранных капиталов по показателю на душу населения, то масштабы привлечения инвестиций в Россию становятся совсем незначительными. На начало 1998 г. накопленные прямые иностранные инвестиции в нашу страну составили около 10 млрд долл. США, или 70 долл. США на душу населения (для сравнения, в Польше — 140 долл. США на душу населения, в Венгрии — 300 долл. США на душу населения). Все прямые иностранные инвестиции сделаны в России из стран ОЭСР.
Выход России на мировой рынок капиталов и расширение своего участия в нем подразумевают организацию правового и экономического механизмов сведения основных экспортеров капитала и российских импортеров капитала, освоения важнейших финансовых рынков. Схематично механизм поступления иностранных инвестиций в Россию показан на рис. 8.3.
Схема наглядно демонстрирует разнообразие и сложность возникающих взаимоотношений партнеров при организации «цепочек» поступления иностранных инвестиций от поставщиков капитала до конечных его импортеров. Основным источником инвестиций, как правило, служат накопления физических и юридических лиц (индивидуальные инвесторы) страны — экспортера капитала, которые могут их предоставлять напрямую, что бывает крайне редко; через национальных и иностранных финансовых посредников (институциональные инвесторы) — наиболее распространенный способ; либо непосредственно через мировой финансовый рынок. Финансовые институты — экспортеры капитала могут участвовать в работе мировых финансовых рынков как на стороне спроса, так и на стороне предложения.
Рассматривая поступление иностранных инвестиций в Россию, необходимо помнить, что они поступают либо через российских финансовых посредников, либо через национальный финансовый рынок как составной мирового, либо путем выхода российских заемщиков напрямую на мировые денежные рынки и рынки капиталов. Нужно отметить и тот факт, что российские институциональные инвесторы могут участвовать не только как заемщики, но и как кредиторы, хотя и в гораздо меньших объемах, и в основном на денежном рынке. Важнейшую роль в привлечении и распределении иностранных инвестиций в российскую экономику играет государство в лице Правительства РФ.
Мировой рынок предлагает большое количество коммерческих источников и инструментов финансирования инвестиционных проектов, которые потенциально открыты для всех заемщиков, в том числе и из России.
Коммерческие банки всегда были одним из самых популярных и наиболее крупных источником проектного финансирования — финансирования под проект. Однако в настоящее время через инструменты рынка капитала — акции и облигации — мобилизуется около 2/3 международных инвестиционных ресурсов. Инвестиционные ресурсы, поступающие в Россию, формируются главным образом за счет комбинации банковских ссуд, займов и совместного финансирования. Это объясняется слабой развитостью российского фондового рынка и его удаленностью от мировых потоков капитала.
Тем не менее Правительству РФ удалось разместить на мировом валютном рынке (рынке евровалют) с декабря 1996 г. по апрель 1998 г. свои облигационные займы на сумму более 7,5 млрд долл. США (в пересчете по курсу евровалют к доллару США), в том числе в 1998 г. — 1,11 млрд долл. США, из которых 700 млн долл. США в немецких марках на 7 лет под 9,375% годовых и 410 млн долл. США в итальянских лирах на 5 лет под 9% годовых. Сумма плановых платежей России по всем ранее выпущенным евробондам в 1998 г. составляет 2,13 млрд долл. США.
Статистические данные табл. 8.3 отражают расстановку стратегических интересов основных стран-инвесторов в российскую экономику, которые в какой-то степени обоснованы стратегией присутствия этих стран на рынке мировых капиталов.
США занимают ведущие позиции в мировой экономической системе и в значительной мере определяют распределение инвестиционных ресурсов в мире (см. также данные табл. 8.2) как через прямой экспорт капитала, так и косвенным путем — через вложения контролируемых американским капиталом ТНК, расположенных в Западной Европе, Канаде и других странах. Определяющим фактором для американских компаний при принятии решения о зарубежном инвестировании является норма прибыли, которая на американские инвестиции примерно в два раза выше, чем средний показатель в мире. В отраслевом разрезе — более половины вывозимых из США прямых иностранных инвестиций направляются в сферу услуг, в организационном — создание предприятий со 100%-м участием американского капитала в уставном фонде компании.
Структура иностранных инвестиций, привлеченных Российской Федерацией по основным странам-инвесторам, по состоянию на 1 января 1998 г.
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. № 45. — С. 2 — 3.
Американские инвесторы не являются самыми крупными по объему вложений в иностранные акции и облигации. На этом рынке среди институциональных инвесторов доминируют компании Великобритании. Но США являются лидером в мобилизации капитала для местных и иностранных компаний через систему депозитных свидетельств. Использование таких свидетельств фактически снимает для американских инвесторов значительную часть рисков вложений в иностранные ценные бумаги при условии их сертификации американской Комиссией по ценным бумагам и биржам. Эта комиссия уже приняла решение, позволяющее конвертировать акции российских предприятий в американские сертификаты. Предпринимаются и другие шаги в направлении расширения операций с ценными бумагами российских компаний.
На протяжении последних 10—15 лег происходило повышение роли Западной Европы в общей сумме инвестиций в мире.
Основными центрами, из которых поступают почти 100% портфельных инвестиций из Западной Европы, являются Лондон, Цюрих и Кипр. Через Лондон осуществляются международные операции ряда крупных американских, немецких и голландских банков. Например, крупнейшие немецкие портфельные инвесторы приняли принципиальное решение об освоении российского фондового рынка через Лондон. Из Лондона также поступают средства для крупнейших из работающих в России венчурных фондов. Цюрих является центром портфельных инвестиций Швейцарских компаний, американских и австрийских инвестиционных фондов. Через оффшоры на Кипре действует ряд крупнейших американских пенсионных и инвестиционных фондов, которым запрещено работать на рынке развивающихся стран, а также компании, зарегистрированные в других странах нашими соотечественниками. Развитие евровалютного рынка превратило Западную Европу в крупнейший центр международного кредитования, на который приходится около половины всего объема международных кредитов.
В последнее десятилетие в Европе так же, как и в США, наметилась тенденция опережающего роста международного кредитования в форме облигационных займов, а не в форме банковского кредита. Однако выход отдельных российских хозяйственных субъектов на международный рынок ссудного капитала затруднен, причем не столько из-за политического риска, сколько из-за отсутствия доверия к их финансовому положению.
Среди западных инвесторов, осуществляющих свои инвестиции в Россию, преобладают немецкие, австрийские, финские и итальянские компании, которые в большинстве случаев создают совместные предприятия. Европейские компании придерживаются практики формирования небольшого уставного капитала совместных предприятий и увеличения своей доли в уставном фонде совместного предприятия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на западных рынках.
Специфика европейских компаний — повышенный интерес, по сравнению с американскими и японскими инвесторами, к предприятиям обрабатывающей промышленности. Германские фирмы активно вкладывают капитал в машиностроение, химическое и фармацевтическое производство, финские — в лесозаготовку и деревообработку, итальянские инвесторы — в отрасли легкой промышленности.
Японцы не слишком заинтересованы в инвестировании российских предприятий, хотя их довольно сильно интересуют возможности внутреннего российского рынка и приграничные территории. Отраслевая структура японских капиталовложений за рубеж в 1990—1997 гг. оставалась достаточно стабильной. Основные приоритеты японских инвесторов — электронная и химическая промышленность, автомобилестроение. Россия занимает 13-е место в списке стран, в которые вкладываются средства Японии. Общий объем задолженности Российской Федерации Японии — 1,1 млрд долл. США.
По данным японских деловых кругов, в 1996—1997 гг. японские инвестиции в российскую экономику составили более 20 млн долл. США. Были реализованы контракты на 700 млн долл. США, По схеме «газ — трубы» выделено 0,2 млн долл. США для реконструкции радиорелейной линии Москва — Хабаровск и 400 млн долл. США для закупок в Японии оборудования для трех российских предприятий, в том числе 50 млн долл. США — петербургскому предприятию «Импульс», 200 млн долл. США — Ярославскому нефтеперерабатывающему предприятию, 150 млн долл. США — КАМАЗу.
Активно начинают инвестировать за рубеж и конкурировать с традиционными экспортерами капитала «азиатские драконы» — Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Если компании Европы и Америки не выделяют определенные регионы в мире для инвестирования, то интересы инвесторов этих стран имеют чисто выраженный географический характер. Так, в России их взоры направлены исключительно на Дальний Восток.
Структура иностранных инвестиций в Российской Федерации по основным странам-инвесторам по своему характеру является динамичной: страны, занимавшие лидирующие позиции, с течением времени оттесняются на второстепенные роли, и наоборот, страны, имевшие наименьшую долю в иностранных инвестициях в российскую экономику, становятся лидерами. Например, до недавнего времени инвестиции от немецких партнеров в экономику СССР, а затем и России являлись основными, в то время как поток инвестиций из США в СССР и в Российскую Федерацию в первые годы экономических реформ был незначительным. В настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот (см. диаграмму на рис. 8.4).
* Экономика и жизнь. — 1998. — № 3. — С. 1.
Однако Германия продолжает оставаться крупнейшим кредитором и торговым партнером России в мире, и прежде всего из-за накопленных инвестиций из этой страны, доставшихся от СССР. Совокупная задолженность составляет 131 млрд нем. марок (приблизительно 73,4 млрд долл. США, или около 53% общей задолженности России с учетом долгов СССР), около 90% из которых выдано под государственные гарантии по линии немецкого ВТО «Гермес».
Задолженность России федеральному правительству Германии составляет 74,2 млрд нем. марок, в том числе:
50,8 млрд нем. марок — неосуществленные экспортные контракты СССР — ФРГ;
14,7 млрд нем. марок — задолженность собственно России;
8,7 млрд нем. марок — несвязанные немецкие кредиты.
Требования немецких коммерческих банков к России, по данным Бундесбанка, достигают 52,1 млрд нем. марок. 4,7 млрд нем. марок выделили России ведущие немецкие предприятия и компании.
Как правило, страны, инвестирующие свои капиталы в Российскую Федерацию, являются членами Парижского клуба, который представляет собой неформальную организацию промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран-заемщиков. Во избежание одностороннего моратория (отсрочки платежа) страны-кредиторы, члены Парижского клуба, ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Начало деятельности клуба относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками.
Периодические заседания Парижского клуба в 70-х гг. сменились активной работой в 80—90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. Вопросы, выносимые на рассмотрение заседаний клуба, решаются, скорее, с политической точки зрения. Россия в 1997 г. была принята в Парижский клуб, что должно повысить доверие к ней при выделении международных кредитов.
Основными иностранными инвесторами, осуществляющими косвенные инвестиции, т.е. финансирующими российскую экономику посредством Правительства РФ, являются следующие финансовые институты:
§ Международный валютный фонд (МВФ);
§ Всемирный банк (The World Bank);
§ Международная финансовая корпорация (МФК);
§ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
§ правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;
§ зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;
§ специализированные финансово-кредитные организации, среди которых:
— «Российско-американский фонд предпринимательства»;
— « КС Ферст Бостон — Россия » (CS First Boston — Russia);
— «Пионер Инвестмент» (Pioneer Investment);
— «Брансвик Инвестмент» (Brunswick Investment);
— «Фонд крупных российских предприятий»;
— «Фрэмлинггон Русский Инвестиционный фонд»;
— «Российско-Американский Инвестиционный банк» (РАИБ);
— «Флеминг Российская Инвестиционная Корпорация» (ФРИК).
Зарубежные банки-кредиторы на основе коммерческого интереса объединились в Лондонский клуб, который представляет собой международное объединение частных коммерческих банков. Он был сформирован в конце 70-х гг. для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.
Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Первое заседание клуба состоялось в 1976 г. в связи с проблемами Заира. Всего в 1981—1983 гг. заключено 14 соглашений на 10 млрд долл. США, в последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 г., — 47 соглашений на 130 млрд долл. США.
В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков промышленно развитых стран мира ( Deutsche Bank AG , Dresdner Bank , Commerzbank AG , Banka Commerciale Italiana , Bank of America , Midland Bank , Bank of Tokyo — Mitsubishi , Industrial Bank of Japan , Credit Lyonnais , Creditanstalt — Bankverein и др.). В числе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком РФ, — 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом, который вырабатывает общие принципы по урегулированию задолженности Внешэкономбанка РФ перед коммерческими банками — кредиторами СССР.
Сумма основного долга Внешэкономбанка РФ (бывшего СССР) банкам Лондонского клуба составляет 24 млрд долл. США, процентные платежи — 8,3 млрд долл. США*. По договоренности с Лондонским клубом от октября 1997 г., сумма российского долга оформляется следующим образом: основной долг переводится в ценные бездокументарные бумаги, а проценты — в бумажные процентные облигации. Погашение долгов будет осуществляться в течение 25 лет с семилетним льготным периодом, во время которого выплачиваются только проценты по ставке LIBOR +13/16.
* Маковская Е. Искусство вылезать из петли / Эксперт. — 1997. — № 39. — С. 13.
Значительная доля иностранных инвестиций, привлеченных именно Российской Федерацией, приходится на международные валютные и кредитно-финансовые организации: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР. По состоянию на 1 января 1998 г. на них приходится около 60% общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в российскую экономику за годы реформ.
Доля инвестиций в Россию в портфеле Всемирного банка на начало 1998 г. составляет 9,9 млрд долл. США, из которых 5,4 млрд долл. США уже освоены. Приоритеты сотрудничества Всемирного банка и России постепенно сдвигаются от бюджетозамещающих займов к инвестиционному кредитованию (см. диаграмму на рис. 8.5).
* Галиев А., Максимов В. Всемирный банк кредитует инвестиции и регионы / Эксперт. — 1999. — № 19. — С. 24.
В стратегии инвестирования Всемирного банка в Россию региональный подход будет доминировать над отраслевым. Центр тяжести по принятию решений Всемирного банка относительно кредитования российских реформ все больше перемещается в глубь России, т.е. приоритетным направлением станет оказание содействия экономическим и социальным реформам на региональном уровне.
По последним данным, объем вложений ЕБРР в нашу страну составил 2,5 млрд ЭКЮ. Участие в акционерном капитале российских компаний оценивается по совокупности в 7 млрд ЭКЮ. Российская доля в общем портфеле ЕБРР составляет порядка 25%.
За период 1992—1997 гг. МВФ предоставил России несколько видов кредитов, причем год от года их размеры увеличивались. По состоянию на начало 1998 г. за Россией числится задолженность на сумму 13,7 млрд долл. США, которая складывается из остатков ссудной задолженности по резервному кредиту 1992 г.; кредита системной трансформации 1993—1994 гг.; резервного кредита 1995—1996 гг., или 43,7% общей суммы задолженности; расширенного кредитования в 1996—1997 гг., что составляет 33,5% суммы задолженности МВФ.
Таким образом, в последнее время кредиты МВФ выступают для России наиболее доступными и часто используемыми денежными средствами в чрезвычайных экономических ситуациях. Кредиты, предоставляемые Российской Федерации ЕБРР и Всемирным банком, предназначены для долгосрочных вложений, связанных с перестройкой и обновлением инфраструктуры народного хозяйства страны, поддержанием и развитием важнейших для рыночной экономики отраслей.
Что касается инвестиций, сделанных специализированными финансово-кредитными организациями в Россию, то они являются узкоспециализированными, достигают незначительных объемов и направлены в основном на создание и поддержание информационной рыночной инфраструктуры в отдельных областях экономики.
Международные экономические отношения (в широком смысле этого понятия) .
Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом
Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в
международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других
Литература: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1997;
Богуславский М.М. Международное экономическое право. .
Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают
Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные
организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные
Международное экономическое право принято характеризовать как совокупность
принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными
Международные экономические отношения представляют собой в настоящее время
обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, .
bibliotekar.ru/biznes-35/46.htm
РАЗДЕЛ V. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ . 14.5.
Международное экономическое сотрудничество в современных условиях .
bibliotekar.ru/biznes-36/50.htm
Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают
. валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями
и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения. .
Источники: http://www.strategplann.ru/investitsii/vidy-inostrannyh-investitsij.html, http://monographies.ru/ru/book/section?id=2676, http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya-1/111.htm
Источник: