Прочие иностранные инвестиции представляют собой

Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобре­тают все большее значение.

Иностранные инвестиции — это вклад иностранного капи­тала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товар­ной форме.

Иностранные инвестиции — это то, что помогает стабили­зировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Вид иностранных инвестиций

В зависимости от

активов, в которые

— вклад в долгосрочный про­ект с приобретением новых производственных объек­тов за границей.

— приобретение ино­странных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество.

— покупка немате­риальных прав, т. е. лицензий, патентов

Формы собственности на инвестиционные

— бюджет государ­ства, направленный за рубеж по решению правитель­ственных организаций.

— вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных преде­лов данной страны.

— совместные инвестиции государства и частных инвесторов осу­ществляемые за рубежом

В зависимости от

— вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда.

— связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процен­та

В зависимости от

— вложения ино­странных инвесторов с последующим правом контро­ля и участия в управлении предприятием на террито­рии другого государства.

— вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов.

— вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных госу­дарств, прочие кредиты и т. п.

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кре­дитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низ­кий уровень налогообложения.

Выход из строя основных производственных фондов не дол­жен превышать 25% производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50%.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизвод­ства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

  • возможность получения дополнительного финансиро­вания крупных инвестиционных проектов;
  • передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
  • стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
  • получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
  • помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения ино­странного капитала в объекты предпринимательской деятель­ности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юриди­ческие лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также ино­странные государства.

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

  • долевого участия в предприятиях совместно с граждана­ми страны;
  • создания новых предприятий, принадлежащих ино­странным инвесторам;
  • приобретения имущества и ценных бумаг;
  • получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
  • заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции — это вложения, преду­сматривающие долговременные отношения между партнера­ми. Прямые зарубежные инвестиции — это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских пред­приятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и пря­мой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значе­ние. Их роль заключается в следующем:

  • способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
  • передача опыта, обучение различным ноу-хау;
  • стимуляция производственных вложений;
  • помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
  • устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции — приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых произ­водственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

  • покупка ценных бумаг на рынке заграничных госу­дарств;
  • покупка ценных бумаг в своей стране;
  • вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции — кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняш­ний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

  • отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регу­лирование деятельности иностранных инвесторов;
  • ухудшение материального положения большей части населения;
  • активный рост коррупции и криминала в предпринима­тельской деятельности;
  • неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
  • нестабильная политическая ситуация;
  • большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

  • богатые и недорогие природные ресурсы;
  • молодые высококвалифицированные и быстро обучае­мые кадры;
  • большой внутренний рынок;
  • дешевая рабочая сила;
  • возможность участия иностранных инвесторов в прива­тизации;
  • быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропей­ских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую эко­номику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привле­кательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности ино­странных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разраба­тывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых пред­приятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны ока­заться более перспективными.

Научная электронная библиотека

Топсахалова Ф. М.-Г.,

Глава 6.4. Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость, уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.

Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:

  • приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
  • реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;
  • внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода. В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг. Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Читайте также  Банковские инвестиции в период кризиса

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

  • в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
  • в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
  • в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
  • в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
  • в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
  • в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;
  • в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.

Основные условия привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике России регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранные инвестиции в российском законодательстве определяются как вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

К прямым инвестициям относят вложения в приобретение не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими предприятиями (предприятия, принимающие инвестиции, называют реципиентами) различными способами. Основными из них являются: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций через программы АДР, использование концессионной системы.

Банковский кредит выступает в форме предоставления в долг денежной суммы (ссуды). При этом оговариваются срок возврата кредита, обязательность возврата и размер процентов по кредиту. Данный вид кредита доступен, как правило, особым категориям заемщиков. В частности, он может быть предоставлен банком, участвующим в финансовом обеспечении приоритетной международной инвестиционной программы.

Получение кредита от коммерческой структуры осуществляется обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Экспортное финансирование (или связанные кредиты) используется предприятиями — инициаторами инвестиционных проектов с целью привлечения заинтересованных в экспорте своей продукции иностранных производителей соответствующего технологического оборудования. Такие инвестиционные проекты могут реализовываться в рамках межгосударственных кредитных линий (российско-французская, российско-германская «Гермес», российско-швейцарская и др.), которые позволяют преодолеть несоответствия между правовыми и экономическими нормами стран Запада и России.

По данной схеме российское предприятие подбирает поставщика требуемого технологического оборудования в стране, определенной в соответствии с требованиями кредитной линии, и подписываете ним рамочное соглашение. Требования к российской стороне включают предоставление бизнес-плана, составленного в соответствии с международными стандартами, финансовой гарантии региональной администрации, письма Правительства РФ. В схеме участвуют также западный банк, финансирующий своего производителя технологического оборудования; уполномоченная страховая компания, страхующая кредит (для российско-германской кредитной линии — «Гермес»); российский уполномоченный банк, через который осуществляется рефинансирование проекта.

Сложности применения описанного метода финансирования связаны со сравнительно высокой процентной ставкой кредита, значительными издержками при страховании и обслуживании рефинансирования уполномоченным банком, в результате чего общая процентная ставка может составлять 25-30%. Кроме того, непростой задачей (в частности, для отдаленных от центра регионов) является получение письма Правительства РФ.

Эмиссия и размещение акций среди иностранных инвесторов предполагают, как правило, приобретение иностранным инвестором доли акционерного капитала предприятия. Продавая часть своих акций инвестору, предприятие тем самым продает ему часть своей собственности. При этом инвестор получает право участвовать в определении основных направлений деловой политики предприятия.

Одним из способов привлечения прямых зарубежных инвестиций для эффективно работающих российских предприятий является выпуск и размещение среди потенциальных стратегических инвесторов глобальных депозитарных расписок (СЮК) и американских депозитарных расписок (АПК) на акции российского эмитента. Выпуск депозитарных расписок на эмиссию акций эмитента позволяет реальным зарубежным инвесторам получить контрольный пакет акций объекта инвестирования и одновременно минимизировать риски, связанные с обращением принадлежащих им ценных бумаг, которые будут регламентированы не только национальными, но и международными нормами права.

Перспективным механизмом привлечения иностранных инвестиций является использование концессионной системы в рамках развития компенсационных соглашений, договоров о разделе продукции, схем проектного финансирования и др. Эффективное применение концессионной системы, обеспечивающей оптимальное распределение доходов и рисков между участниками инвестирования, может существенно увеличить приток инвестиций в реальный сектор российской экономики.

Прочие инвестиции

Прочие инвестиции это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций. Из прочих инвестиций выделяются:

• торговые кредиты (сюда относится предварительная оп­лата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для им­порта или экспорта);

• прочие кредиты (включают различные кредиты, кроме торговых, полученные .не от прямых инвесторов); в их числе выделяются кредиты, полученные от международных финансо­вых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.;

• банковские вклады (к ним относятся собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зару­бежных банках (инвестиции из России за рубеж);

• прочее (в эту остаточную категорию входят все неотра­женные выше финансовые активы и пассивы, например, деби­торские и кредиторские задолженности, относящиеся к про­сроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам).

Доля прочих иностранных инвестиций в общем объеме привлеченных инвестиций в российскую экономику в 1998 г. составляет 76,5% и в последние годы имеет тенденцию к росту. Если учитывать, что к категории прочих иностранных инвес­тиций относятся торговые кредиты и банковские вклады, то они представляют собой короткие, или «горячие», деньги, ко­торые быстро изымаются из экономики страны Это негатив­ным образом отражается на стабильности развития народного хозяйства России. Например, в декабре 1997 г., в ходе финан­сового кризиса в Юго-Восточной Азии значительная часть ино­странных инвесторов в спешном порядке выводила из России свои капиталы, что дестабилизировало денежно-кредитную сферу страны и в итоге экономику в целом. Таким образом, структуру иностранных инвестиций в российскую экономику можно охарактеризовать как не вполне благоприятную.

Более подробно тенденции изменения в структурном соста­ве привлекаемых Россией иностранных инвестиций раскрыва­ются в диаграмме «Динамика изменения структуры привлекае­мых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1994—1997 гг.» (см. рис. 8.2).

* Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 45. — С. 2.

Темпы прироста объемов привлекаемых Россией иностран­ных инвестиций достигают внушительных значений. Так, в 1995 г. темп прироста составил 28,4%, в 1996—1997 гг. — свыше 50%, а за первую половину 1998 г. — 30%. Однако общая вели­чина привлеченных Российской Федерацией иностранных ка­питалов в 1998 г. составила всего 34 млрд долл. СЩА. Для на­шей страны это, несомненно, недостаточно.

Согласно оценкам Министерства экономики РФ, разрыв между совокупными потребностями в инвестициях для прове­дения структурной перестройки на период до 2010 г. (800—900 млрд долл. США) и внутренними возможностями страны при их максимальном использовании (400—600 млрд долл. США) составляет 300—400 млрд долл. США. Одним из важ­ных источников покрытия этого дефицита может служить ры­нок международных капиталов, где совокупные объемы миро­вого экспорта капитала на современном этапе составляют при­мерно 600 млрд долл. США в год. Более подробно о структуре участников мирового рынка капиталов в 1996—1997 гг. в табл. 8.2.

Потоки прямых инвестиций по ряду стран ОЭСР, в млрд долл. США

Источник: Экономика и жизнь. — 1998. — № 41. — С. 5.

Данные таблицы показывают, что совокупный объем экспорта капитала разделяется на два крупных встречных потока — от стран ОЭСР (среди которых выделяются безусловные лидеры — США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Голлан­дия — около 75% всего экспорта капитала из стран ОЭСР) и остального мира. При этом экспорт капитала стран ОЭСР, как правило, превышает экспорт капитала остальных стран мира. Так, в 1997 г. страны ОЭСР экспортировали иностранных ин­вестиций на 382 млрд долл. США, а экспорт капитала стран остального мира в страны ОЭСР составил 258 млрд долл. США, т.е. на 124 млрд долл. США меньше. По сути сальдо превышения экспорта капитала стран ОЭСР составило в ос­новном инвестиции в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, из них 10,5 млрд долл. США было экспортировано в 1997 г. в Россию.

Читайте также  Структурная перестройка экономики и инвестиции

На этом фоне размеры ежегодных иностранных инвестиций в российскую экономику составляют очень скромные размеры — менее 10 млрд долл. США. А если сравнивать объемы поступив­ших в страну иностранных капиталов по показателю на душу населения, то масштабы привлечения инвестиций в Россию становятся совсем незначительными. На начало 1998 г. накоп­ленные прямые иностранные инвестиции в нашу страну соста­вили около 10 млрд долл. США, или 70 долл. США на душу населения (для сравнения, в Польше — 140 долл. США на ду­шу населения, в Венгрии — 300 долл. США на душу населе­ния). Все прямые иностранные инвестиции сделаны в России из стран ОЭСР.

Выход России на мировой рынок капиталов и расширение своего участия в нем подразумевают организацию правового и экономического механизмов сведения основных экспортеров капитала и российских импортеров капитала, освоения важ­нейших финансовых рынков. Схематично механизм поступле­ния иностранных инвестиций в Россию показан на рис. 8.3.

Схема наглядно демонстрирует разнообразие и сложность возникающих взаимоотношений партнеров при организации «цепочек» поступления иностранных инвестиций от поставщи­ков капитала до конечных его импортеров. Основным источни­ком инвестиций, как правило, служат накопления физических и юридических лиц (индивидуальные инвесторы) страны — экспортера капитала, которые могут их предоставлять напря­мую, что бывает крайне редко; через национальных и ино­странных финансовых посредников (институциональные инве­сторы) — наиболее распространенный способ; либо непосредственно через мировой финансовый рынок. Финансовые ин­ституты — экспортеры капитала могут участвовать в работе ми­ровых финансовых рынков как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

Рассматривая поступление иностранных инвестиций в Рос­сию, необходимо помнить, что они поступают либо через рос­сийских финансовых посредников, либо через национальный финансовый рынок как составной мирового, либо путем выхо­да российских заемщиков напрямую на мировые денежные рынки и рынки капиталов. Нужно отметить и тот факт, что российские институциональные инвесторы могут участвовать не только как заемщики, но и как кредиторы, хотя и в гораздо меньших объемах, и в основном на денежном рынке. Важней­шую роль в привлечении и распределении иностранных инве­стиций в российскую экономику играет государство в лице Правительства РФ.

Мировой рынок предлагает большое количество коммерче­ских источников и инструментов финансирования инвестици­онных проектов, которые потенциально открыты для всех за­емщиков, в том числе и из России.

Коммерческие банки всегда были одним из самых популяр­ных и наиболее крупных источником проектного финансиро­вания — финансирования под проект. Однако в настоящее время через инструменты рынка капитала — акции и облига­ции — мобилизуется около 2/3 международных инвестицион­ных ресурсов. Инвестиционные ресурсы, поступающие в Рос­сию, формируются главным образом за счет комбинации бан­ковских ссуд, займов и совместного финансирования. Это объ­ясняется слабой развитостью российского фондового рынка и его удаленностью от мировых потоков капитала.

Тем не менее Правительству РФ удалось разместить на ми­ровом валютном рынке (рынке евровалют) с декабря 1996 г. по апрель 1998 г. свои облигационные займы на сумму более 7,5 млрд долл. США (в пересчете по курсу евровалют к доллару США), в том числе в 1998 г. — 1,11 млрд долл. США, из кото­рых 700 млн долл. США в немецких марках на 7 лет под 9,375% годовых и 410 млн долл. США в итальянских лирах на 5 лет под 9% годовых. Сумма плановых платежей России по всем ранее выпущенным евробондам в 1998 г. составляет 2,13 млрд долл. США.

Статистические данные табл. 8.3 отражают расстановку стратегических интересов основных стран-инвесторов в рос­сийскую экономику, которые в какой-то степени обоснованы стратегией присутствия этих стран на рынке мировых капиталов.

США занимают ведущие позиции в мировой экономиче­ской системе и в значительной мере определяют распределение инвестиционных ресурсов в мире (см. также данные табл. 8.2) как через прямой экспорт капитала, так и косвенным путем — через вложения контролируемых американским капиталом ТНК, расположенных в Западной Европе, Канаде и других странах. Определяющим фактором для американских компаний при принятии решения о зарубежном инвестировании является норма прибыли, которая на американские инвестиции примерно в два раза выше, чем средний показатель в мире. В отрасле­вом разрезе — более половины вывозимых из США прямых иностранных инвестиций направляются в сферу услуг, в орга­низационном — создание предприятий со 100%-м участием американского капитала в уставном фонде компании.

Структура иностранных инвестиций, привлеченных Российской Федерацией по основным странам-инвесторам, по состоянию на 1 января 1998 г.

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. № 45. — С. 2 — 3.

Американские инвесторы не являются самыми крупными по объему вложений в иностранные акции и облигации. На этом рынке среди институциональных инвесторов доминируют компании Великобритании. Но США являются лидером в мо­билизации капитала для местных и иностранных компаний че­рез систему депозитных свидетельств. Использование таких свидетельств фактически снимает для американских инвесторов значительную часть рисков вложений в иностранные ценные бумаги при условии их сертификации американской Комиссией по ценным бумагам и биржам. Эта комиссия уже приняла ре­шение, позволяющее конвертировать акции российских пред­приятий в американские сертификаты. Предпринимаются и другие шаги в направлении расширения операций с ценными бумагами российских компаний.

На протяжении последних 10—15 лег происходило повыше­ние роли Западной Европы в общей сумме инвестиций в мире.

Основными центрами, из которых поступают почти 100% портфельных инвестиций из Западной Европы, являются Лон­дон, Цюрих и Кипр. Через Лондон осуществляются междуна­родные операции ряда крупных американских, немецких и гол­ландских банков. Например, крупнейшие немецкие портфель­ные инвесторы приняли принципиальное решение об освоении российского фондового рынка через Лондон. Из Лондона так­же поступают средства для крупнейших из работающих в Рос­сии венчурных фондов. Цюрих является центром портфельных инвестиций Швейцарских компаний, американских и австрий­ских инвестиционных фондов. Через оффшоры на Кипре дей­ствует ряд крупнейших американских пенсионных и инвести­ционных фондов, которым запрещено работать на рынке раз­вивающихся стран, а также компании, зарегистрированные в других странах нашими соотечественниками. Развитие еврова­лютного рынка превратило Западную Европу в крупнейший центр международного кредитования, на который приходится около половины всего объема международных кредитов.

В последнее десятилетие в Европе так же, как и в США, наметилась тенденция опережающего роста международного кредитования в форме облигационных займов, а не в форме банковского кредита. Однако выход отдельных российских хо­зяйственных субъектов на международный рынок ссудного ка­питала затруднен, причем не столько из-за политического рис­ка, сколько из-за отсутствия доверия к их финансовому поло­жению.

Среди западных инвесторов, осуществляющих свои инве­стиции в Россию, преобладают немецкие, австрийские, фин­ские и итальянские компании, которые в большинстве случаев создают совместные предприятия. Европейские компании при­держиваются практики формирования небольшого уставного капитала совместных предприятий и увеличения своей доли в уставном фонде совместного предприятия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на западных рынках.

Специфика европейских компаний — повышенный инте­рес, по сравнению с американскими и японскими инвестора­ми, к предприятиям обрабатывающей промышленности. Гер­манские фирмы активно вкладывают капитал в машинострое­ние, химическое и фармацевтическое производство, финские — в лесозаготовку и деревообработку, итальянские инвесторы — в отрасли легкой промышленности.

Японцы не слишком заинтересованы в инвестировании российских предприятий, хотя их довольно сильно интересуют возможности внутреннего российского рынка и приграничные территории. Отраслевая структура японских капиталовложений за рубеж в 1990—1997 гг. оставалась достаточно стабильной. Основные приоритеты японских инвесторов — электронная и химическая промышленность, автомобилестроение. Россия за­нимает 13-е место в списке стран, в которые вкладываются средства Японии. Общий объем задолженности Российской Федерации Японии — 1,1 млрд долл. США.

По данным японских деловых кругов, в 1996—1997 гг. япон­ские инвестиции в российскую экономику составили более 20 млн долл. США. Были реализованы контракты на 700 млн долл. США, По схеме «газ — трубы» выделено 0,2 млн долл. США для ре­конструкции радиорелейной линии Москва — Хабаровск и 400 млн долл. США для закупок в Японии оборудования для трех российских предприятий, в том числе 50 млн долл. США — пе­тербургскому предприятию «Импульс», 200 млн долл. США — Ярославскому нефтеперерабатывающему предприятию, 150 млн долл. США — КАМАЗу.

Активно начинают инвестировать за рубеж и конкурировать с традиционными экспортерами капитала «азиатские драконы» — Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Если компании Европы и Америки не выделяют определенные регионы в мире для инвестирования, то интересы инвесторов этих стран имеют чисто выраженный географический характер. Так, в России их взоры направлены исключительно на Дальний Восток.

Читайте также  Доля субъекта в общем объеме инвестиций с

Структура иностранных инвестиций в Российской Федера­ции по основным странам-инвесторам по своему характеру яв­ляется динамичной: страны, занимавшие лидирующие позиции, с течением времени оттесняются на второстепенные роли, и наоборот, страны, имевшие наименьшую долю в иностранных инвестициях в российскую экономику, становятся лидерами. Например, до недавнего времени инвестиции от немецких партнеров в экономику СССР, а затем и России являлись ос­новными, в то время как поток инвестиций из США в СССР и в Российскую Федерацию в первые годы экономических ре­форм был незначительным. В настоящее время ситуация изме­нилась с точностью до наоборот (см. диаграмму на рис. 8.4).

* Экономика и жизнь. — 1998. — № 3. — С. 1.

Однако Германия продолжает оставаться крупнейшим кре­дитором и торговым партнером России в мире, и прежде всего из-за накопленных инвестиций из этой страны, доставшихся от СССР. Совокупная задолженность составляет 131 млрд нем. марок (приблизительно 73,4 млрд долл. США, или около 53% общей задолженности России с учетом долгов СССР), около 90% из которых выдано под государственные гарантии по ли­нии немецкого ВТО «Гермес».

Задолженность России федеральному правительству Герма­нии составляет 74,2 млрд нем. марок, в том числе:

50,8 млрд нем. марок — неосуществленные экспортные контракты СССР — ФРГ;

14,7 млрд нем. марок — задолженность собственно России;

8,7 млрд нем. марок — несвязанные немецкие кредиты.

Требования немецких коммерческих банков к России, по дан­ным Бундесбанка, достигают 52,1 млрд нем. марок. 4,7 млрд нем. марок выделили России ведущие немецкие предприятия и компании.

Как правило, страны, инвестирующие свои капиталы в Рос­сийскую Федерацию, являются членами Парижского клуба, ко­торый представляет собой неформальную организацию промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегу­лирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран-заемщиков. Во избежание одностороннего моратория (отсрочки платежа) страны-кредиторы, члены Парижского клу­ба, ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об услови­ях пересмотра внешних займов. Начало деятельности клуба от­носится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглаше­ны в Париж на переговоры с должниками.

Периодические заседания Парижского клуба в 70-х гг. сме­нились активной работой в 80—90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. Вопросы, выносимые на рассмотрение заседаний клуба, решаются, ско­рее, с политической точки зрения. Россия в 1997 г. была при­нята в Парижский клуб, что должно повысить доверие к ней при выделении международных кредитов.

Основными иностранными инвесторами, осуществляющими косвенные инвестиции, т.е. финансирующими российскую экономику посредством Правительства РФ, являются следую­щие финансовые институты:

§ Международный валютный фонд (МВФ);

§ Всемирный банк (The World Bank);

§ Международная финансовая корпорация (МФК);

§ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

§ правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;

§ зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;

§ специализированные финансово-кредитные организации, среди которых:

— «Российско-американский фонд предпринимательства»;

— « КС Ферст Бостон — Россия » (CS First Boston — Russia);

— «Пионер Инвестмент» (Pioneer Investment);

— «Брансвик Инвестмент» (Brunswick Investment);

— «Фонд крупных российских предприятий»;

— «Фрэмлинггон Русский Инвестиционный фонд»;

— «Российско-Американский Инвестиционный банк» (РАИБ);

— «Флеминг Российская Инвестиционная Корпорация» (ФРИК).

Зарубежные банки-кредиторы на основе коммерческого ин­тереса объединились в Лондонский клуб, который представляет собой международное объединение частных коммерческих бан­ков. Он был сформирован в конце 70-х гг. для решения про­блем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.

Основные методы решения долговых проблем: реструктури­зация задолженности, отсрочка погашения, предоставление во­зобновляемых кредитов. Первое заседание клуба состоялось в 1976 г. в связи с проблемами Заира. Всего в 1981—1983 гг. за­ключено 14 соглашений на 10 млрд долл. США, в последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 г., — 47 соглашений на 130 млрд долл. США.

В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков промышленно развитых стран мира ( Deutsche Bank AG , Dresdner Bank , Commerzbank AG , Banka Commerciale Italiana , Bank of America , Midland Bank , Bank of Tokyo — Mitsubishi , Industrial Bank of Japan , Credit Lyonnais , Creditanstalt — Bankverein и др.). В числе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком РФ, — 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом, который вырабатывает общие принципы по урегулированию задолжен­ности Внешэкономбанка РФ перед коммерческими банками — кредиторами СССР.

Сумма основного долга Внешэкономбанка РФ (бывшего СССР) банкам Лондонского клуба составляет 24 млрд долл. США, процентные платежи — 8,3 млрд долл. США*. По дого­воренности с Лондонским клубом от октября 1997 г., сумма российского долга оформляется следующим образом: основной долг переводится в ценные бездокументарные бумаги, а про­центы — в бумажные процентные облигации. Погашение долгов будет осуществляться в течение 25 лет с семилетним льгот­ным периодом, во время которого выплачиваются только про­центы по ставке LIBOR +13/16.

* Маковская Е. Искусство вылезать из петли / Эксперт. — 1997. — № 39. — С. 13.

Значительная доля иностранных инвестиций, привлеченных именно Российской Федерацией, приходится на международные валютные и кредитно-финансовые организации: МВФ, Всемир­ный банк, ЕБРР. По состоянию на 1 января 1998 г. на них прихо­дится около 60% общего объема иностранных инвестиций, при­влеченных в российскую экономику за годы реформ.

Доля инвестиций в Россию в портфеле Всемирного банка на начало 1998 г. составляет 9,9 млрд долл. США, из которых 5,4 млрд долл. США уже освоены. Приоритеты сотрудничества Всемирного банка и России постепенно сдвигаются от бюджетозамещающих займов к инвестиционному кредитованию (см. диаграмму на рис. 8.5).

* Галиев А., Максимов В. Всемирный банк кредитует инвестиции и регионы / Эксперт. — 1999. — № 19. — С. 24.

В стратегии инвестирования Всемирного банка в Россию региональный подход будет доминировать над отраслевым. Центр тяжести по принятию решений Всемирного банка отно­сительно кредитования российских реформ все больше перемещается в глубь России, т.е. приоритетным направлением станет оказание содействия экономическим и социальным ре­формам на региональном уровне.

По последним данным, объем вложений ЕБРР в нашу страну составил 2,5 млрд ЭКЮ. Участие в акционерном капитале россий­ских компаний оценивается по совокупности в 7 млрд ЭКЮ. Рос­сийская доля в общем портфеле ЕБРР составляет порядка 25%.

За период 1992—1997 гг. МВФ предоставил России несколь­ко видов кредитов, причем год от года их размеры увеличива­лись. По состоянию на начало 1998 г. за Россией числится за­долженность на сумму 13,7 млрд долл. США, которая склады­вается из остатков ссудной задолженности по резервному кре­диту 1992 г.; кредита системной трансформации 1993—1994 гг.; резервного кредита 1995—1996 гг., или 43,7% общей суммы за­долженности; расширенного кредитования в 1996—1997 гг., что составляет 33,5% суммы задолженности МВФ.

Таким образом, в последнее время кредиты МВФ выступа­ют для России наиболее доступными и часто используемыми денежными средствами в чрезвычайных экономических ситуа­циях. Кредиты, предоставляемые Российской Федерации ЕБРР и Всемирным банком, предназначены для долгосрочных вло­жений, связанных с перестройкой и обновлением инфраструк­туры народного хозяйства страны, поддержанием и развитием важнейших для рыночной экономики отраслей.

Что касается инвестиций, сделанных специализированными финансово-кредитными организациями в Россию, то они яв­ляются узкоспециализированными, достигают незначительных объемов и направлены в основном на создание и поддержание информационной рыночной инфраструктуры в отдельных об­ластях экономики.

Международные экономические отношения (в широком смысле этого понятия) .
Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом

Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в
международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других

Литература: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1997;
Богуславский М.М. Международное экономическое право. .

Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают

Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные
организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные

Международное экономическое право принято характеризовать как совокупность
принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными

Международные экономические отношения представляют собой в настоящее время
обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, .
bibliotekar.ru/biznes-35/46.htm

РАЗДЕЛ V. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ . 14.5.
Международное экономическое сотрудничество в современных условиях .
bibliotekar.ru/biznes-36/50.htm

Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают

. валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями
и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения. .

Источники: http://www.strategplann.ru/investitsii/vidy-inostrannyh-investitsij.html, http://monographies.ru/ru/book/section?id=2676, http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya-1/111.htm

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто