Особенности развития российского рынка инвестиций

Этапы развития инвестиционной деятельности в России

�ванов Василий Валентинович
Магистрант кафедры прикладной экономики,
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
E-mail: wassek1@mail.ru

Развитие инвестиций в России трудно разделить на определенные этапы. Хронологическими рамки развития инвестиционной деятельности в России условны. Однако, этапы развития инвестиционной деятельности можно разделить на определенные этапы согласно переломным этапам развития социально-политических, общеэкономических и иных процессов, протекающих в обществе. Развитию инвестиционной деятельности присущи процессы, которые протекают циклически, при этом каждому этапу развития соответствуют социально-экономические особенности.

На мой взгляд развитие инвестиционной деятельности можно разделить на 4 этапа.

I этап: до II половины XVIII столетия. На данном этапе основными финансовыми ресурсами служили реквизиции, займы у монастырей и частных лиц. На данном этапе можно говорить об инвестициях в реальные активы.

II этап: со II половины XVIII в. до 1917 года (дореволюционный). На данном этапе развитие инвестиционной деятельности можно отметить появление первой акционерной компании по торговле на Средиземном море, организованной Екатериной II. После данного события в национальной экономике активизировались и отечественные инвесторы. Начиная с 1830-х годов к инвестиционной деятельности приобщились все сословия империи. Самыми крупными инвесторами на данном этапе являлись помещики.

После отмены крепостного права в Российской империи начинается инвестиционный бум. В результате проведенных реформ крестьяне получили личную свободу, а особо зажиточными смогли выкупить землю в собственность. В дальнейшем крепкие крестьянские хозяйства служили фундаментом для развития в области потребления, сбыта, кредита и переработки.

В 1864 году получил свое развитие первый акционерный коммерческих банк.

В связи с развитием торговли и промышленности российским предпринимателям потребовались долгосрочные кредиты, которые начали выдавать государственный заемный банк под залог фабрик (на срок до 28 лет), указанных имений (до 33 лет), строений (до 33 лет). Результатам данных займов являлись потеря платежеспособности и ликвидности банков. В дальнейшем был запрещена выдача заемных средств под залог недвижимости.

В результате реформы денежной системы России 1895–1897 гг., рыночное хозяйство страны получило устойчивую золотую валюту и бумажные денежные знаки, которые были равнозначны золото и свободно обменивались. Данная реформа послужила прогрессивным мероприятием развитие российской экономики. Также новая денежная система позволила иностранным инвесторам осуществлять инвестиции.

III этап: с 1917 года по 1991 год (советский). В связи революцией, и приходом к власти большевиков система инвестирования частными домохозяйствами была полностью уничтожена. Начальный этап появления советского государства характеризуется экономическим кризисом, падением производства во всех отраслях промышленности.

После октябрьской революции перед новым правительством стояли задачи восстановления народного хозяйства страны, для этого необходимы были инвестиции. Для привлечения средств было принято решение об обращении к внешним источникам финансирования. Возможными источниками финансирования рассматривались займы, торговля, концессии. В связи с о сложным внешнеполитическим положением советского государства определило преимущество концессии над другими формами привлечения внешнего капитала.

В советское время, вплоть до 70-х годов, государство не допускало появление свободной денежной массы у населения. Учитывая данные обстоятельства, концессия выдвигалось советским правительством, как компромисс, необходимый для привлечения денежных средств от иностранных инвесторов и дающий им необходимые гарантии в виде договора на эксплуатацию конкретного предприятия, а России — средства необходимые для развития промышленности.

При реализации новой экономической политики были созданы все условия для привлечения иностранного капитала в Россию. Советское правительство заявляло о желании сдавать предприятия в концессию, а многие иностранные фирмы изъявили желание откликнуться на эти декларации. На практике эти намерения реализовать не удалось.

Основной причинной неудачи необходимо назвать противоречие концепции НЭПа. Власти стремились сохранить в руках основные промышленности предприятия и создать условия для их развития, при этом оградить от возможной конкуренции со стороны концессионных предприятий. При этом отрицательные последствия данной конкуренции преувеличивались, положительные не рассматривались. Также важную роль играли и идеологические факторы, не дать обогащение иностранцев за счет российских природных ресурсов, также не дать развитие частному сектору.

IV этап: с 1991 года по настоящее время (современный). Современный этап развития инвестиционного рынка получил свое начало в 90-х годах XX века, как результат приватизации государственной собственности. В связи со снятием государственных ограничений на цены, что привело к гиперинфляции. Большой рост цен в считанные дни обесценивал сбережение большинства россиян. Предприятия после перехода в частные руки работать эффективнее не стали, и к тому же остались без оборотного капитала. На данном этапе основным направлением было не оптимизация производства, а раздел собственности. Результатом стал переход от неэффективной социалистической экономики в сверх неэффективную кризисную экономику. Но благодаря производимым реформам ситуация со временем начинает меняться, так в 1997 году объем инвестиций составил 24.2 % по сравнению с объемом инвестиций 1990 года. Данный спал произошел в связи с сокращением бюджетного финансирования, снижением рентабельности, и соответственно с уменьшением прибыли.

�нвестиционный кризис в России, связан с ухудшением социально-экономическим положением в стране, и обуславливается следующими факторами:

— недостатком финансовых ресурсов у предприятий;

— неудобной и неэффективной системой налогообложения;

— значительного морального и физического износа основных производственных фондов;

— неразвитости фондового рынка и политической нестабильности;

— падением абсолютных объемов производства продукции;

— усилением инфляционных процессов.

Наиболее важным направлением реформ в России является развитие и повышение инвестиционной эффективности. Развитие экономики невозможно без инвестиций.

Современный инвестиционный рынок — сложная система, которая имеет многообразные инструменты и товары, которые обеспечивают спрос всех видов инвесторов.

На текущий момент инвестиционный рынок в России можно представить тремя сегментами:

1) Рынок объектов реального инвестирования:

2) Рынок объектов финансового инвестирования:

3) Рынок объектов инновационных инвестиций:

�нвестиционная политика направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в государстве, и подразумевают совокупность мероприятий, которые направлены на создание оптимальных условий для инвестиционной деятельности.

На основе вышеизложенного материала можно говорить о том, что развитие инвестиционной деятельности в России осуществлялось довольно сложно, в соответствии с изменением общественно-политических и финансово-экономических задач, решаемых государством на каждом этапе своего становления.

Читайте также  Методы оценки эффективности инвестиций предприятия

Также необходимо уточнить, что на III этапе решение об осуществлении инвестиций принималось только государством, в результате чего осуществление инвестиций было нелогичным, что привело к ослаблению инвестиционной потребности.

Также необходимо упомянуть, что на II и IV этапах осуществление инвестиционной деятельности проводилось за счет частных инвесторов. Только в РФ инвестирование осуществляется уже на более качественно новом уровне, используя различные инструменты финансирования.

Развитие инвестиционного рынка в России

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

«Р Р°Р·РІРёС‚РёРµ инвестиционного рынка РІ Р РѕСЃСЃРёРё»

Данная работа направлена на изучение двух вопросов:

1. �стория развития инвестиционных фондов России,

2. Структура этих фондов.

�з первой части моей работы мы узнаем, каким образом в России стали появляться инвестиционные фонды, с чего все начиналось, как развивалось и к чему пришло в настоящее время. Забегая немного вперед, могу высказать свое мнение о том, что особенного отличия от других более развитых стран мы отличаемся только лишь тем, что Россия просто намного позже уделила внимание данному вопросу.

Вторая часть данной работы направлена на раскрытие структуры инвестиционных фондов. Не могу сказать, что фондов именно России, потому что все они практически идентичны западным аналогам, и построены на уже существующих аналогах из более развитых стран. Естественно отталкиваться мы будем от Российской статистики.

1. �стория развития инвестиционных фондов России

Любой финансовый институт может появиться лишь в свое время, когда сформирован или хотя бы начинает формироваться круг потенциальных клиентов, а их взгляды соответствуют предлагаемым концепциям. Предоставление инвестиционных услуг гражданам развивалось в нашей стране уже достаточное время, чтобы создать таких клиентов. Одними из первых на этом рынке появились банки и чековые инвестиционные фонды (Ч�Фы). Однако концепция чековых фондов еще была недостаточно знакома населению, поэтому Ч�Фы использовались в основном для вложения приватизационных чеков, которые были выданы населению в рамках приватизационной кампании. Банки же почти с самого начала предлагали легкодоступную пониманию населения модель депозита под проценты. Поэтому, когда банки начали предлагать свои услуги частным лицам, они приобрели немалый спрос во всех своих формах – рублевых и валютных депозитов, сберегательных сертификатов, векселей.

Ч�Фам в смысле привлечения свободных денежных средств населения было сложнее, потому что им приходилось доводить до общественного сознания сразу две еще незнакомые концепции: акций и профессиональных посредников. Благодаря государственной поддержке и плану приватизации Ч�Фы получили возможность их активной пропаганды. Первой распространялась концепция акций, т.е. вложений, дающих не фиксированный доход, а соответствующий прибыльности предприятия. С ее распространением стал разворачиваться начальный этап индивидуального инвестирования в акции. Он был характерен приобретением акций на чековых аукционах и началом выпуска акций некоторыми компаниями, особенно банками. Постепенно удалось разъяснить и внедрить в общественное сознание и идею фонда, основанного на привлечении средств многих мелких инвесторов и профессиональном управлении этими средствами как единой суммой. На эту подготовленную Ч�Фами почву устремились различного рода финансовые компании типа АО «МММ», «Русский Дом Селенга» и др. Важной особенностью этого этапа было то, что, во-первых, эти компании не сообщали, куда они вкладывают привлеченные средства, а во-вторых, некоторые из них даже не обещали их возвратности. События лета 1994 года выявили это и в значительной мере подорвали доверие населения к подобным компаниям.

У чековых фондов существовала еще одна проблема, которая во многом, определила их судьбу – они не дали сколько-нибудь заметного дохода акционерам во многом из-за двойного налогообложения, т.е. двухступенчатого «очищения» прибыли – сначала общей прибыли Ч�Фа, а затем чистой прибыли, предназначенной для выплаты дивидендов.

На неудачах Ч�Фов сказалась и неразвитость в России вторичного рынка акций Ч�Фов (фондов закрытого типа). Поэтому неудивительно, что их акции по ликвидности и доходности оказались неконкурентоспособными в сравнении с альтернативными вложения денег (например, банками) из-за двойного налогообложения. По окончании чековой приватизации практически все Ч�Фы не размещают новые эмиссии своих акций.

Существует проблема и с оценкой активов чековых фондов. Современному уровню развития российского фондового рынка более соответствует методика определения оценочной стоимости вложений на основе признаваемых котировок ценных бумаг. ФКЦБ России предписала ее для использования в паевых инвестиционных фондах, а на Ч�Фы она пока не распространяется. Но даже если обязать Ч�Фы поступать аналогично, вряд ли удастся оценить реальную рыночную стоимость их активов. Большинство вложений чековых инвестиционных фондов (т.е. принадлежащих им акций АО) не имеет рыночной котировки, и оцениваются по балансовой стоимости.

В отличие от других форм коллективного инвестирования, которые рождались в правовом вакууме, паевые инвестиционные фонды стали создаваться только после того, как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала и приняла солидную правовую базу для них – более 30 нормативных актов (разрабатываться нормативные акты стали с августа 1995 г., а первые П�Фы появились лишь в ноябре 1996 г.) и постаралась защитить интересы их пайщиков.

В частности, ФКЦБ России установила государственной контроль за их деятельностью, разделила управление активами фонда и их хранение, организовала многосторонний перекрестный контроль тех организаций, которые отвечают за деятельность П�Фа, предъявила высокие требования к раскрытию информации, необходимой инвесторам для принятия грамотного решения, усовершенствовала систему отчетности, а также устранила двойное налогообложение, которое присутствовало в чековых инвестиционных фондах. Эти особенности деятельности паевых фондов являются предпосылками к повышению доверия инвесторов к этому новому и все еще непривычному для многих россиян финансовому институту.

Паевые инвестиционные фонды пережили кризис 1998 г. спокойно – ни один из П�Фов, действовавших на тот момент не прекратил свое существование и не ущемил интересы пайщиков. Этот факт очень красноречиво свидетельствует потенциальным инвесторам о принципиальных отличиях и преимуществах инвестиций в П�Ф перед другими возможными вариантами инвестирования. Тем не менее, говорить, что услуги паевых фондов получили широкое распространение среди инвесторов, пока преждевременно, но в России уже видны положительные тенденции в развитии этого перспективного направления инвестиционных инструментов. В частности за последнее время обновлена законодательная база касающаяся деятельности паевых фондов, приняты ряд новых положений и законов. Только за последний год число управляющих компаний и паевых фондов увеличилось почти в 2 раза. П�Фы становятся в России все более популярны, как способ приумножения и накопления денежных средств.

Читайте также  Значение инвестиций для национальной экономики

Российская экономика в последние годы демонстрирует рекордные темпы роста. Так, за первое полугодие 2007 года ВВП России вырос на 7,9% по отношению к аналогичному периоду 2006 года. Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в I полугодии 2007 года, составил 60 млрд 343 млн долл., что в 2,6 раза больше аналогичного периода прошлого года. Экономические успехи, в том числе и рост доходов населения, обеспечили возросший интерес к фондовому рынку и доверительному управлению активами в России как со стороны иностранных, так и со стороны частных инвесторов. Все большее количество россиян готовы инвестировать свои сбережения, чтобы защитить их от инфляционных рисков. Конечно, стратегия поведения неискушенного инвестора на рынке, его выбор инструмента инвестирования зависит от многих факторов. Чтобы они не были случайными, необходимо ориентироваться в том, между чем и чем может выбирать потенциальный инвестор.

На сегодняшний момент можно осуществлять вложения в валюту, государственные облигации, облигации, акции и векселя российских компаний, в инвестиционные фонды (ОФБУ и П�Фы) и производные ценные бумаги, драгоценные металлы.

2. �нвестиционные инструменты

Акция – эмиссионная ценная бумага, выпущенная акционерным обществом без установленного срока обращения. Акция удостоверяет внесение ее владельцем доли в акционерный капитал (уставный фонд) общества. Акция предоставляет владельцу права: на получение части прибыли в виде дивидендов; на продажу на рынке ценных бумаг; на участие в управлении акционерным обществом; на долю имущества при ликвидации АО.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенную сумму процента. Облигации выпускаются государством, местными органами власти или компаниями в форме ценных бумаг с фиксированной или переменной процентной ставкой. Большая часть облигаций не имеет обеспечения и не дает права на участие в управлении.

Паевой инвестиционный фонд (П�Ф) – это инструмент коллективного инвестирования, который позволяет инвесторам объединить свои средства под управлением УК, которая играет в процессе размещения этих накоплений ключевую роль. УК привлекает средства инвесторов, заключая с ними договоры доверительного управления.

Общий Фонд Банковского Управления (ОФБУ) – это расширенная форма доверительного управления имуществом учредителя управления, выражающаяся в объединении имущества нескольких учредителей с целью более эффективного управления. ОФБУ из-за его масштаба предполагает значительно более высокий уровень доходности, чем размещение средств в депозиты и индивидуальное доверительное управление.

Эксперты отмечают, что при выборе объекта инвестирования необходимо учитывать, что вложение средств в любой из них сопряжено с определенными рисками. Например, банковские депозиты и облигации характеризуются сравнительно невысоким уровнем риска, но и доходность данных инструментов не слишком высока. Депозит в банке в лучшем случае обеспечит доходность чуть выше уровня инфляции, доходность корпоративных облигаций более высока. В настоящее время облигации российских компаний являются одним из наиболее интересных инструментов инвестирования. Вложения в акции и инструменты срочного рынка обладают существенно более высокой потенциальной доходностью, однако инвестор, осуществляя вложения в данные бумаги, принимает на себя существенный рыночный риск.

Таким образом, неуклонно растущее количество и разнообразие финансовых инструментов, предлагаемых фондовым рынком на современном этапе его развития, приводят к тому, что индивидуальный инвестор зачастую не имеет возможности и / или желания оценить всю совокупность рисков, связанных с инвестированием в конкретные финансовые инструменты. Риск потерпеть поражение – неотъемлемая сторона человеческого опыта, однако на финансовых рынках готовность принять риск доминирует. Тем не менее, в последние годы российский рынок и отечественными, и иностранными инвесторами оценивается как один из наиболее перспективных. Проверить это на собственном опыте могут все больше россиян: «народные» IPO ВТБ и Роснефти продемонстрировали большой интерес к новым возможностям инвестирования. Если вы готовы принять «правила игры», прежде всего необходимо понять, кто есть кто на фондовом рынке и какой из вышеперечисленных инструментов подходит лично вам. Для этого попробуем разобраться в особенностях каждого из них, обозначим особенности и потенциальную аудиторию.

Рынок инвестиций в РФ и его особенности (стр. 1 из 5)

Рынок инвестиций в РФ и его особенности

Глава 1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации 5

§ 1.1. Этапы развития законодательства об иностранных инвестициях. 5

§ 1.2. �нвестиционный климат в России. 8

§ 1.3. Потенциал российского рынка. 12

Глава 2. �нвестиции в российской экономике. 16

§ 2.1. Анализ статистических данных. 16

§ 2.2. Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов. 17

§ 2.3. �сточники инвестиций. 19

Глава 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 23

§ 3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата. 23

§ 3.2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. 25

§ 3.3. Регулирование сфер и объектов инвестирования. 26

Список использованных источников. 31

Россия переходит на рыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни общества, прежде всего, в экономике.

Решающим условием быстрого подъёма российской экономики на данном этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны.[1]

Р�нвестиции служат «Р°СЂС…имедовым рычагом» поступательного развития Рё позитивного функционирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. РћРЅРё создают новые предприятия Рё дополнительные рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии Рё обновлять РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход РЅР° рынок новых РІРёРґРѕРІ товаров Рё услуг. Это РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ благо потребителям Рё производителям, инвесторам Рё государству РІ целом.

Существующая в настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики.

Речь идёт как о политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.

Поэтому подготовка и переподготовка специалистов в сфере инвестиций сейчас для российской экономики приобретает особую актуальность.

Проблема инвестиций РІ нашей стране настолько актуальна, что разговоры Рѕ РЅРёС… РЅРµ утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что РЅР° инвестициях РІ Р РѕСЃСЃРёРё можно нажить РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ состояние, РЅРѕ РІ то же время Р±РѕСЏР·РЅСЊ потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ рынок — РѕРґРёРЅ РёР· самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако РѕРЅ также Рё РѕРґРёРЅ РёР· самых непредсказуемых, Рё иностранные инвесторы мечутся РёР· стороны РІ сторону, пытаясь РЅРµ упустить СЃРІРѕР№ РєСѓСЃРѕРє СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ рынка Рё, РІ то же время, РЅРµ потерять СЃРІРѕРё деньги. РџСЂРё этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, РЅР° инвестиционный климат Р РѕСЃСЃРёРё, который определяется независимыми экспертами Рё служит для указания РЅР° эффективность вложений РІ той или РёРЅРѕР№ стране.

Читайте также  Провел заседание совета по инвестициям

Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ же потенциальные инвесторы давно уже РЅРµ доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения Рє власти Сѓ СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ — “правительство работает только РЅР° себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно РЅР° то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј рынке, Рё потому РІ перспективе РјС‹ можем рассчитывать РЅР° изменение ситуации РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РІ лучшую сторону. РћРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение для Р РѕСЃСЃРёРё имеют РЅРµ только иностранные, РЅРѕ Рё внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей РІРѕ время становления рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё “сколотили” себе огромные состояния, которые РІ данный момент лежат РІ европейских Рё американских банках, иными словами используются для инвестиций РІ зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги РёР·-Р·Р° рубежа РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, что даст ощутимый толчок развитию СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ производства. РџРѕ данным правоохранительных органов РёР· Р РѕСЃСЃРёРё было вывезено, начиная СЃ 1991 РіРѕРґР°, около 150 млрд. РґРѕР».[2] Рё РЅРµ трудно представить себе как эти деньги проявили Р±С‹ себя РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ.

Глава 1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации

§ 1.1. Этапы развития законодательства об иностранных инвестициях

�сследователи выделяют три этапа развития законодательства об иностранных инвестициях.

Первый этап развития законодательства об иностранных инвестициях, охватывает промежуток с 1989 по 1996 г.[3] Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования.

В этот период принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-I «Об иностранных инвестициях в РСФСР», где под иностранными инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) (ст.2).

Заключается ряд международных соглашений о защите капиталовложений.

Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» было установлено, что «вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории РФ иностранных и совместных предприятий».

Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 г. по 1999-2000 гг. [4] На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период начинается с принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также Указа Президента РФ №1009, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

На этом этапе были приняты также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». 9 июля 1999 г. Президент РФ подписал новый Закон РФ «Об иностранных инвестициях».

Составленная на основе указанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.

Третий (современный) этап – продолжается и в настоящее время, связан с дальнейшим развитием законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведение его в соответствии с международными нормами.[5]

Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля.

Положительной тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап, следует признать постепенное приведение действующего инвестиционного законодательства в соответствии с международными нормами. Так, например, на начальном этапе регулирования законодатель практически не проводил различий между регулированием прямых и портфельных инвестиций.

Принятые в 1991 г. Законы РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» не видели различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в управлении предприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием (портфельные инвестиции).

В настоящее время законодатель начал проводит четкое различие между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов «Об иностранных инвестициях в РФ» и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Таким образом, постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов. Это основная тенденция развития законодательство об инвестициях.

В условиях развитой рыночной экономики в широком регулировании инвестиционных правоотношений в законодательстве об иностранных инвестициях нет необходимости, так как при нормальном стабильно развивающемся рынке было бы некорректно по отношению к отечественным инвесторам вводить особый режим с повышенной защитой для иностранных инвестиций. �сходя из этого, практически все развитые страны (Германия, США, Англия и др.) не имеют специального законодательства, регулирующего иностранные инвестиции, и распространяют на них общий режим инвестирования, установленный для отечественных инвесторов.

�сточники: http://journalpro.ru/articles/etapy-razvitiya-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rossii/, http://works.doklad.ru/view/P2vlV9UXbNs.html, http://mirznanii.com/a/252093/rynok-investitsiy-v-rf-i-ego-osobennosti

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто