- Инвестиционный бюджет
- Формирование инвестиционного бюджета и проблемы с этим связанные
- Значение бюджета инвестиционного проекта
- Бюджетирование инвестиционной деятельности компании
- Задачи бюджета локального проекта
- Пример разработки бюджета проекта
- Сущность инвестиционных расходов бюджета, их необходимость
Инвестиционный бюджет
В процессе коммерческой деятельности предприятия заняты реализацией и воплощением в жизнь большого числа бизнес стратегий, проектов направленных на получение прибыли либо уменьшения издержек производства и на инвестиционные проекты.
Стоит понимать, что любой инвестиционный проект это некий набор действий и мер ведущих к достижению определенной цели. Для их достижения необходимо определенное количество средств и ресурсов способных обеспечить реализацию задуманного. Именно включает в себя размер, источники формирования и объёмы расходования таких средств.
Инвестиционный бюджет является своего рода финансовым планом инвестиций предприятия. В него входят затраты связанные с обслуживанием инвестиционного проекта, расходы по вложениям и прогнозируемые доходы от реализации инвестиционной идеи.
Инвестиционный бюджет это одна из частей сводного бюджета предприятия. Он отражает все поступления и отчисления связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на предприятии.
Формирование инвестиционного бюджета и проблемы с этим связанные
Так как инвестиционный бюджет это по большей части план, то при его формировании необходимо обратить внимание на составление регламента и определение целей бюджетирования. Исходя из целей инвестиционного бюджета определяется порядок его составления, а также структура и форма. Особое внимание необходимо уделить степени детализации поступлений и отчислений появляющихся в результате реализации инвестиционного проекта. Также неотъемлемой задачей формирования инвестиционного бюджета будет разработка регламента по контролю над его исполнением.
Наиболее часто встречающиеся проблемы при формировании инвестиционного бюджета:
- осуществление расходов без их экономического обоснования
- группы затрат рассматриваются отдельно друг от друга
- краткосрочный период планирования бюджета
- не полное отражение запланированных работ в инвестиционном бюджете
- отсутствие оценки анализа и принятия решения по необходимости и своевременности осуществления инвестиционного проекта
- отсутствие материального стимулирования сотрудников занимающихся данной проблемой.
Факторы, определяющие инвестиционный бюджет:
- продолжительность инвестиционного проекта и его проектный подход
- баланс инвестиционного бюджета обязан содержать информацию по поступлениям и отчислениям средств, а также об их остатке
- инвестиционный бюджет может быть сформирован за счет собственных средств предприятия, а также за счет привлеченных инвесторов.
Необходимо помнить, что в инвестиционный бюджет входит вся информация о движении средств, а также о мероприятиях способствующих этому. Вся информация структурирована в значениях на начало отчетного периода, размере поступлений, объеме расходования и остатке на конец отчетного периода.
В процессе формирования инвестиционного бюджета необходимо наиболее полно и точно определить финансовые возможности предприятия по причине того что это будет фундаментом будущих инвестиционных проектов компании. В инвестиционный бюджет входят только те проекты, на которые предприятие имеет средства. Также очень важно установить будущие источники инвестиций. В случае ограниченности инвестиционных ресурсов в бюджет закладываются только те проекты, которые уже реализуются либо отказ, от которых может повлечь прекращение деятельности предприятия.
(Пока оценок нет)
Значение бюджета инвестиционного проекта
Финансовый компонент управления стратегией и тактикой развития играет одну из важнейших ролей для обеспечения успешной инвестиционной деятельности в целом и локальных проектов в частности. Бюджет проекта – ведущий инструмент финансового управления сферы развития бизнеса. Являясь частью бюджетной системы предприятия, он позволяет не только реализовать динамическое моделирование финансовых потоков, но и спрогнозировать основные показатели эффективности проекта, принимаемого к исполнению.
Бюджетирование инвестиционной деятельности компании
В настоящей статье мы рассмотрим два аспекта бюджетного управления, относящегося к уровню коммерческой организации. Первый аспект охватывает всю компанию и непосредственно финансовую сферу ее развития в соответствии с действующей инвестиционной стратегией. Вторая сторона осмысления связана с локальным проектом, реализуемым в рамках принятого на тактический период проектного портфеля. Бюджетная система – это выделенная функциональная подсистема управления компанией, решающая комплексные задачи финансового планирования, контроля, мониторинга, мотивации и регулирования. Данное определение раскрывает значительную часть картины бюджетного управления.
В рамках настоящей системы реализуется непосредственное управление денежными потоками. Бюджетирование тесно взаимосвязано с системой технико-экономических нормативов предприятия. Результаты исполнения бюджетной системы формируют базис для реализации системы сбалансированных показателей на основе утвержденных KPI. Бюджетирование инвестиционной деятельности включено в бюджетную систему компании в качестве неотъемлемой ее части и опирается на стратегию развития бизнеса.
В первую очередь, инвестиционный бюджет – это финансовый план, отражающий предстоящие расходы на реализацию программы развития предприятия. Выше показана визуальная модель формирования бюджета и его интеграции в бюджетную систему компании. Планирование инвестиций осуществляется после утверждения состава стратегических инициатив и соответствующих им проектов. Система сбалансированных показателей как результат выработанной стратегии включает в себя стратегические карты и свод ключевых показателей деятельности (KPI). Определение формата и содержания бюджета основано на группе KPI, указывающих основные параметры развития компании. Инвестиционный бюджет создается в целях:
- нахождения оптимальных путей роста бизнеса;
- создания новой модели состава проектов, по возможности, с ростом доли инноваций;
- минимизации финансовых потерь.
Инвестиционный бюджет компании находится в тесном взаимодействии с рядом бюджетов финансовой системы. Его плановые значения перекликаются с бюджетом доходов и расходов, включаются в отдельные разделы бюджетов движения денежных средств и заимствований. Результаты настоящего плана оказывают влияние на прогнозный бюджет балансового листа. Структура бюджета основана на методологии Cash Flow и включает три типовых направления.
- Строительство, возведение и ввод в эксплуатацию новых мощностей.
- Закуп основных производственных фондов для расширенного воспроизводства действующих мощностей.
- Осуществление портфельных инвестиций на основе применяемых финансовых инструментов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы обществ и т.п.).
Задачи бюджета локального проекта
Инвестиционный бюджет компании позволяет определить ее инвестиционные потребности для обеспечения и расширения производственной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, спланировать вложение средств в сформированный проектный портфель. Бюджет проекта позволяет сфокусировать финансовое планирование на решение локальной проектной задачи. Речь идет о модели определенных финансовых операций, осуществляемых параллельно с проектными событиями в течение всего жизненного цикла, а также о реальном денежном потоке, включающем выбытия и поступления денежных средств, производимом в связи с реализацией длительной уникальной задачи.
Бюджет инвестиционного проекта (БИП) формально представляет собой таблицу плановых сводных значений, которые собираются в результате большой подготовительной работы по подбору сведений, заявок, согласований, технических и экономических расчетов. В ходе подготовки БИП происходит серьезное взаимодействие с внешними поставщиками и подрядчиками. Выполняются многочисленные уточнения технических, функциональных, договорных параметров.
Работа производится также с участием внутренних служб: управления персоналом, отдела капитального строительства, службами закупа и сбыта. Согласуются рабочие вопросы с технологами, специалистами в сфере учета и налогообложения, экономистами. Структура и форма БИП представлена далее в табличной форме.
Планирование БИП играет важнейшую роль для качественного обоснования проекта. Как и в случае инвестиционного бюджета предприятия, методология Cash Flow определяет структуру бюджетных разделов. Динамическое моделирование денежных потоков, разделенных на притоки и оттоки, называемых также «поступления» и «выбытия» денежных средств, основано на базовых принципах методологии. Каждый вид капитала имеет свои правила оборота, им соответствует определенная структура зависимостей. Они продиктованы особенностями российского финансового, налогового законодательства, правилами делового оборота и методами экономического анализа. Состав видов деятельности разделяет денежный поток инвестиционной направленности на потоки денежных средств в результате:
- операционной деятельности CF o (t);
- инвестиционной деятельности CF i (t);
- финансовой деятельности CF f (t).
Производственная деятельность соответствует операционному циклу хозяйственной деятельности. Она, будучи включенной в бюджет проекта, несет в себе черты операционного раздела бюджета движения денежных средств, т.е. отражает выбытия и поступления денег, а не доходы и расходы, как в соответствующем бюджете. Многие авторы путают эти вещи и именуют статьи БИП по аналогии со статьями БДР. Лично я считаю, что такое недопустимо, и нужно более тщательно относиться к формулировкам. Далее вашему вниманию предлагается схема, отражающая состав основных задач, решаемых с помощью БИП.
Пример разработки бюджета проекта
Определение основных параметров и значений, включаемых в инвестиционный бюджет локального проекта, зависит от его отличительных свойств. Рассмотрим конкретный пример проекта для формирования плана денежных потоков по трем обозначенным направлениям. Это проект по выведению на рынок продукта нового направления деятельности компании, имеющий четко выраженную постинвестиционную фазу, на протяжении которой осуществляется процесс производства и реализации продукции. Особенностями проекта являются следующие аспекты.
- Продолжительность расчетного периода – 8 временных шагов (лет).
- Структура источников финансирования проекта предполагает использование акционерного капитала в размере 190,5 единиц и заемных средств в форме банковской кредитной линии на общую сумму 287,9 единиц.
- Условиями кредитного соглашения предусмотрено, что в первый год пользования кредитной линией проценты за пользование не уплачиваются и капитализируются с основной суммой долга.
Представляемый пример построен достаточно схематично и не учитывает массы нюансов, например:
- условно принято, что операции по инвестиционной и операционной деятельности производятся к моменту завершения шага, кредит банка планируется получать в начале шага, а погашать основное тело и проценты – в конце;
- отсутствует динамическое моделирование по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет;
- принят условно средний период полезной эксплуатации всех основных средств, занятых в проекте, – 7 лет, из которых и рассчитана средняя норма амортизации – 14,28%;
- не учитывается влияние инфляции и дисконтирование денежных потоков;
- игнорируется норма НК РФ о предельном значении банковского процента, который допустимо относить на расходы.
Настоящий пример, хотя и выполнен очень компактным, тем не менее, является результатом многочисленных итераций моделирования среди разнообразных вариантов сочетаний денежных потоков. Методика Cash Flow подразумевает направление оптимизации к достижению нулевых значений итогов потоков денежных средств по бюджету на инвестиционной и первичной эксплуатационной стадиях реализации. Далее размещается итоговый инвестиционный бюджет по рассматриваемому примеру.
Особое значение для качественной разработки бюджета имеют многочисленные вспомогательные расчеты. Они выполняются таким образом, чтобы динамическое моделирование происходило безболезненно и оперативно, цифры были взаимоувязаны и оставались корректными при любых прогнозных маневрах. Ниже приводится два примера расчета остаточной стоимости ОС с учетом амортизации и сумм к выплате по обслуживанию кредита.
Руководителю компании и проект-менеджеру не следует забывать, что успех инвестиционной деятельности во многом зависит от таких процедур финансового менеджмента, как бюджетирование проектов. Эта рутинная деятельность требует серьезных навыков, опыта и глубоких теоретических знаний. Однако усилия в данном направлении не бывают напрасными. Качество проектной реализации благодаря грамотной бюджетной практике растет, а точность и полноценность платежей позволяет соблюдать установленные сроки.
Сущность инвестиционных расходов бюджета, их необходимость
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.
На общеэкономическом уровне инвестиции требуются для:
— структурных преобразований в стране;
— повышения конкурентоспособности отечественной продукции;
— решения социально-экономических проблем, в частности проблем безработицы, экологии, здравоохранения, развития системы образования.
Инвестиционные расходы предопределяют устойчивые тенденции экономического роста и создают необходимые условия для социально-экономического развития.
Так, по мнению М.В. Романовского «в состав бюджетных расходов включаются текущие и капитальные расходы».
Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).
Капитальные расходы бюджетов — это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд [8, с.25].
При этом капитальные расходы бюджета могут осуществляться не только в форме государственных капитальных вложений, но и, например, на цели, связанные с расширенным воспроизводством.
В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дается следующее определение понятия «капитальные вложения»: «Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе, затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты». Как правило, к другим затратам относят инвестиции в оборотные средства, необходимые для обеспечения ввода в эксплуатацию и начало эксплуатации основных средств, а также вложения в нематериальные активы.
Капитальные расходы бюджета — это более широкое понятие, чем капитальные вложения, а бюджетные инвестиции есть частный случай капитальных расходов бюджета [13, с. 15].
Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества [1, ст.6].
Кроме того, ежегодная практика выделения бюджетных средств на капитальные вложения показывает, что в составе капитальных расходов федерального бюджета имеются средства, направляемые на увеличение имущества юридических лиц, не являющихся государственными предприятиями и учреждениями (например, реализация программы «Социальное развитие села до 2010 года»).
Бюджетные инвестиции выделяются на безвозвратной основе в отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых на принципах возвратности и возмездности. Различают инвестиции в недвижимое имущество (землю, здания, оборудование и т.д.) и в финансовые активы (ценные бумаги, другие финансовые инструменты).
Бюджетные инвестиции относятся к капитальным расходам, финансируются из бюджета при наличии решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и при условии их включения в целевую программу. Они предоставляются юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, не наделенных правом собственности на закрепленные за ними собственником имущество.
Необходимость бюджетных инвестиции обусловлена высоким износом основных фондов предприятий, крайне слабой конкурентоспособностью многих технологий, используемых в производстве, значительным числом убыточных предприятий. Кроме того, для товаропроизводителей все большую остроту приобретают проблемы, связанные с формированием рынков сбыта и своевременной продажей продукции [11, с. 31].
Также необходимость бюджетных инвестиций проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения. Для этого в условиях экономического кризиса и сокращения расходов становится необходимым сокращение объемов незавершенного строительства, перерасчет стоимости строительно-монтажных работ, привлечение средств федерального бюджета на систематической основе. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает финансирование самых важных инвестиционных проектов и программ.
Экономика работает не ради производства как такового, а на благо человека и является основным средством достижения социального благополучия. Поэтому инвестициям в человека, в социальную сферу органы государственной власти отводят приоритетную роль, что подтверждается социальными ориентирами и программами социально-экономического развития. Это приобретает наибольшую актуальность в условиях экономического кризиса [10, с.46].
Необходимыми условиями осуществления бюджетных инвестиции являются введение в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социальное значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог.
Осуществление инвестиционных расходов повышает инвестиционный имидж региона, укрепляет её позиции внутри страны.
Грамотно построенные взаимоотношения между органами власти различных уровней и бизнесом могут сформировать экономически выгодные корпоративные связи между товаропроизводителями, долгосрочные рынки сбыта продукции, привлечь инвесторов, т. е. решить принципиальные вопросы инвестиционной деятельности.
Правильно определенные приоритетные направления государственной инвестиционной политики конкретизируют роль государства в этом процессе, обеспечивают взаимосвязь инвестиционной политики с другими направлениями работ в области экономики и социального развития, помогают грамотно определить формы и масштабы государственного вмешательства в инвестиционную деятельность (т.е. «инвестиционные» функции государства), согласовать цели и задачи, зоны интересов, меру ответственности всех участников государственной инвестиционной политики государства.
В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующие предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.
Поэтому, наиболее актуальным является государственная поддержка частных инвестиций, который осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъем коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.
Таким образом, бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Их необходимость проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения путем введения в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социально-экономические значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог.
Инвестиционные расходы предопределяют устойчивые тенденции экономического роста и создают необходимые условия для социально-экономического развития [12, с.63].
Бюджетные инвестиции являются необходимым звеном в развитии экономики, путем создания, реконструкции или перевооружения важнейших объектов инфраструктуры, отвечающий принципам эффективности и экономности расходования средств. В свою очередь бюджетные инвестиции должны не только увеличивать стоимость государственного (муниципального) имущества, но и способствовать повышению жизненного уровень населения. А это уже является важнейшей функцией и задачей государства.
Источники: http://investicii-v.ru/investicionnij_budjet/, http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/investicionnyj-byudzhet-proekta.html, http://studbooks.net/1610654/finansy/suschnost_investitsionnyh_rashodov_byudzheta_neobhodimost
Источник: