Регулирование предпринимательской деятельности иностранных компаний в ведущих странах мира (Германия, Франция, Великобритания);
Россия
Эквадор
США
Мотоциклы
1) Проводимая в США политика, в целом, обеспечивает предоставление равных условий хозяйствования иностранным и национальным инвесторам. Иностранные инвесторы могут свободно вкладывать свои средства в большинство отраслей экономики США, а также выводить основной капитал и прибыли.2) Если изначально программа ЕВ-2 предусматривала предоставление определенных льгот иностранным гражданам при инвестировании ими денег в экономику США в сумме не менее 1 000 000 долларов, то сейчас этот верхний порог во многих случаях может быть снижен ровно наполовину. 3) США облагает налогом доход своих резидентов, полученный по всему миру. Подобная система может привести к двойному налогобложению — когда резиденты США будут платить налоги за один и тот же доход дважды – сначала в стране, где этот доход заработан, затем в США.4) Доллар США, стабилен 5) 50120 дол. 14 место, высокий уровень 6) Производит и экспортирует мотоциклы в больших объёмах
1) Эквадорское правительство создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, в связи с чем иностранные прямые инвестиции за 6 лет увеличились более чем в 4 раза. 2) Эквадорское законодательство предоставляет иностранным инвесторам ряд преимуществ: одинаковый режим как для национальных, так и для иностранных инвесторов, свободный вывоз капитала за границу, гибкая процедура регистрации капитала и доступность всех механизмов продвижения инвестиций, в том числе предусмотренных системой зон свободной торговли. 3) В настоящее время, государством Эквадор, вместе со Службой по обслуживанию Внутренних Доходов, осуществляется анализ реформ, направленных на уменьшение или отмену различных налогов, являющихся непродуктивными. Одновременно, рассматривается возможность повышения ставки и расчётной базовой суммы других налогов, представляющих большую важность для государственного бюджета. 4) Доллар США, свои разменные монеты;, эквадорский сукре (до 2000 г.), относительно менее стабилен 5) 5190 дол. 101 место, средний уровень 6) Импортируют мотоциклы в больших объемах.
1) Российское законодательство предоставляет иностранным инвесторам целый ряд вариантов ведения деятельности, связанной с РФ. Сюда входят простое получение дохода от российского контрагента, ведение дел через российского партнера, организация отделения в РФ, открытие дочерней компании в РФ.2) В настоящее время в России осуществляется масштабная налоговая ре форма, направленная на упрощение налоговой системы, отмену части неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач является формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков в результате уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот.3) Средний уровень налогообложения, сложная налоговая система 4) Российский рубль, относительно стабилен 5) 12700дол. 59 место, высокий уровень 6) Развито внутреннее производство мотоциклов , большой импорт мотоциклов
Фирме целесообразно экспортировать продукцию в Эквадор, поскольку данная страна характеризуется большим рынком сбыта, высоким спросом на мотоциклы. Экономика характеризуется открытостью к иностранным инвестициям и наличием инвестиционных гарантий. Рынки США и России обеспечиваются внутренним производством.
№24 билет
Регулирование прямых иностранных инвестиций в Великобритании, Франции, Германии осуществляется в рамках финансового законодательства. Среди элементов регулирования выделяются специальные законы, регламентирующие порядок ввоза и функционирования прямых иностранных капиталовложений, контроль за ними со стороны властей и местного партнера, органы, регулирующие прямые иностранные капиталовложения на территории страны, валютный контроль, система налогообложения, система и правила отчетности иностранных инвесторов, правовая защита и процедура разрешения споров. Проведение единого политико-экономического курса, включая предпринимательскую деятельность в странах ЕС, осуществляется путем принятия органами ЕС обязательных директив, реализация которых в странах-членах достигается путем национального регулирования (например, Акт о компаниях 1985 г. в Великобритании). В некоторых странах хозяйственно-правовые акты систематизированы в торговых кодексах, наряду с которыми применяются другие нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность. Специальные законы, регламентирующие предпринимательство и не включенные в торговые кодексы, очень значительны, в таких странах как Франция и Германия. Например, хотя в Германии и действует принцип свободы предпринимательства, поэтому на занятие коммерцией не требуется специального разрешения, но существуют ограничения на определенные виды коммерции (для них необходимо специальное разрешение). Также в Германии операции по переводу средств за рубеж и из-за рубежа следует регистрировать в местных банковских учреждениях. Регистрируя фирму в Германии, иностранный предприниматель должен обратить внимание на тот факт, что из всего многообразия правовых форм бизнеса в Германии иностранцы могут учреждать только капитальные общества (ТОО или АО). Во Франции иностранцы могут приобрести статус предпринимателя с соблюдением специальных правил, получив, прежде всего, в полиции по месту своего жительства во Франции документ, подтверждающий статус иностранного коммерсанта.
2. Особенности регулирования иностранных инвестиций и порядок создания предприятия в различных странах.
Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в каждом государстве имеет свои особенности. Общим правилом является национальный режим. Однако от него всегда предусмотрены отступления в целях обеспечения интересов национальной экономики (в частности, для развития определенных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т. д.), национальной безопасности, здоровья населения и по другим причинам, связанным с интересами конкретного государства. Кроме того, отличительной чертой инвестиционного режима в государствах – участниках СНГ, а также в государствах, ранее входивших в социалистический блок, является наличие определенных организационных форм осуществления инвестиций и предоставление специальных инвестиционных гарантий при достижении некоторого размера инвестиций. Эти государства особенно заинтересованы в привлечении инвестиций в национальную экономику, поэтому в их национальных законах, как правило, предусматривается:
— возможность создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
— гарантия от национализации, реквизиции инвестиций и гарантия предоставления компенсации в случае осуществления этих мероприятий в исключительных случаях;
— гарантия свободного использования доходов от инвестиционной деятельности и перевода их в другие страны;
гарантия от произвольного вмешательства государственных органов страны – места инвестирования в деятельность иностранного инвестора.
К основным этапам создания предприятия в различных странах относят:
1) определение состава учредителей и разработка учредительных документов;
2) заключение учредителями договора о создании и деятельности предприятия;
3) утверждение устава предприятия;
4) открытие временного счета в банке;
5) регистрация предприятия;
6) передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр;
7) внесение участниками предприятия полностью своих вкладов в банк;
8) открытие постоянного расчетного счета в банке;
9) осуществляется постановка на учет во все государственные и негосударственные учреждения, взаимодействие с которыми требуется для организации нормальной работы предприятия.
Регулирование иностранных инвестиций в германии
Инвестиционная политика Германии
Инвестиционная политика Германии имеет свою специфику, которая связана с особой ролью банков, так как они занимаются удовлетворением большей части потребностей крупных предприятий. Другим результатом доминирующей роли банков и банковского законодательства в Германии стало то, что регулирование немецких инвестиционных компаний считается одним из наиболее строгих в мире, когда речь идёт о законодательной защите интересов инвесторов. Банковская система подчиняется тому же законодательству, что и институты, которые предназначены специально для обеспечения инвестиционного процесса.
Закон об инвестиционных компаниях — das Gesetz ьber Kapitalanlagegesellschaften (KAGG) — является основой для функционирования инвестиционных фондов. Он регулирует деятельность руководства инвестиционной компании; предписывает, чтобы её действия контролировал Наблюдательный совет (der Versicherungsrat), члены которого должны защищать интересы пайщиков; предусматривает систему раскрытия информации о деятельности инвестиционной компании.
Согласно этому закону инвестиционные компании являются кредитными учреждениями со всеми на них возложенными законодательными нормами. Инвестиционные компании также находятся под контролем Федерального ведомства по надзору за кредитными учреждениями.
Общей правовой основой для осуществления инвестиционной политики, валютных операций и в целом движения капитала на территории страны являются два акта: закон о внешних экономических связях (AuЯenwirtschaftsgesetz) 1961 г. и закон о кредитах (Kreditwesengesetz) 1976 г. Среди других законодательных актов, влияющих на инвестиционный климат и правовой режим инвестиционной деятельности в ФРГ следует отметить: закон об обществах с ограниченной ответственностью (GmbH-Gesetz) 1892 г. в редакции 1980 г.; закон против недобросовестной конкуренции (Gesetz gegen den unlauteren Wettbewerb) 1909 г.; кодекс законов о труде (Arbeitsgesetzbuch) 1953 г.; закон против ограничения конкуренции (Gesetz gegen Wettbewerbsbeschrдnkungen) 1957 г.; закон о правах и обязанностях предпринимателя и коллектива работников предприятия (Betriebsverfassungsgesetz) 1972 г.; Германский торговый кодекс (Handelsgesetzbuch) 1987 г.
Важной характеристикой инвестиционной политики в ФРГ также является специфика депозитариев инвестиционных фондов — структур, на которые возложено ответственное хранение ценных бумаг и контроль за фондами. Депозитариями фондов могут быть только банки.
Что касается реализации государственной инвестиционной политики, то она осуществляется через группу специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счёт средств государственного бюджета.
Ведущую роль в этой системе играют банковская группа «Kreditanstalt fьr Wiederaufbau» (KfW) и страховое общество «Euler-Hermes Kreditversicherung AG». KfW предлагает 5 банковских групп, которые уже оформлены в виде отдельных структур:
· KfW Fцrderbank — целью которого является обеспечение финансирования программ в области промышленного и жилищного строительства, энергосбережения, защиты окружающей среды, образования и создания инфраструктуры на территории ФРГ.
· KfW Mittelstandbank — обеспечивает финансирование малого и среднего бизнеса в ФРГ, а также предоставляет стартовый капитал и консультационные услуги для предпринимателей и инновационных проектов.
· KfW IPEX-Bank — предназначен для финансирования немецкого экспорта и проектов развития деловой активности как в ФРГ, так и за рубежом.
· IPEX-Bank предлагает не только покрытое «Euler-Hermes Kreditversicherung AG» экспортное финансирование, кредитные линии, предпринимательские кредиты, но и комплексное структурированное финансирование как в промышленности, транспорте и в инфраструктуре, так и в сферах телекоммуникаций, сырья, энергетики и защиты окружающей среды.
· KfW Entwicklungsbank — создан как специальный банк для финансирования государственных проектов и программ ФРГ в развивающихся странах, направленных на обеспечение экономического и социального развития этих стран. [13]
Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (DEG) — является дочерним обществом банковской группы «Kreditanstalt fьr Wiederaufbau» (KfW) и призвано финансировать и структурировать инвестиции немецких частных предприятий в развивающихся и бывших социалистических странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать консультационное содействие немецким предприятиям. DEG призвано предоставлять кредиты или непосредственно участвовать в дочерних или совместных предприятиях немецких фирм в этих странах. Кроме того, оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований немецким фирмам.
KfW предлагает для малого и среднего предпринимательства всеобъемлющую, организованную программу финансирования, которая базируется на заёмном капитале и собственном капитале.
Важное значение для поддержки инвестиционной деятельности немецкого малого и среднего предпринимательства за рубежом продолжает играть уже упомянутое выше общество DEG, которое является одним из крупнейших европейских институтов долгосрочного проектного финансирования.
Ещё одна государственная компания — GTZ (Германское общество технического сотрудничества) — осуществляет финансирование работ по подготовке квалифицированных национальных кадров в рамках реализации совместных проектов и ведёт по сути спонсорскую деятельность (в отличие от DEG, которое занимается финансированием инвестиций).
В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt fьr Finanzdienstleistungsaufsicht — BAFin), которое осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и свыше 700 страховых организаций. BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ.
Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в Германии к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путём использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу, обслуживанием которого занимается Федеральный банк (die Deutsche Bundesbank).
Отраслевая и структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени могут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. В связи с этим в последние годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовку кадров, в НИОКР, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые повышают эффективность работы по этим направлениям.
В области развития системы образования упор делается на реформе профессионального образования, в рамках которой осуществляется поддержка различных программ и проектов, направленных на создание учебных мест с учётом квалификационных потребностей различных регионов и отраслей народного хозяйства.
В области нано-технологий будет стимулироваться рост практического применения фундаментальных научно-технических разработок немецких фирм, являющихся мировыми лидерами в этой области, с тем, чтобы они не потеряли свои позиции.
За последние годы Германия приобрела статус признанного во всём мире научного и экономического центра в области биотехнологий. Реализованные Федеральным правительством программы стимулирования BioRegio и BioProfile способствовали тому, что сегодня в стране действует 25 био-регионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферы биотехнологий. Германия является европейским лидером в этой области, и Федеральное правительство будет продолжать стимулирование этой научной области в рамках новой программы BioChancePLUS. [13] Одним из основных элементов структурной политики немецкого правительства, в том числе и его инвестиционной политики, остаётся приоритетное развитие новых федеральных земель. Основным пунктом здесь является улучшение условий для предпринимательской деятельности в этих регионах. Концепция Федерального правительства концентрируется на стимулировании развития направлений, которые могут играть определяющую роль для будущего развития этих регионов. К таким направлениям сегодня относятся инновации и развитие инфраструктуры, в частности транспортной.
Также особое внимание уделено поддержке научных исследований в сферах современных технологий в области строительства электростанций, использования возобновляемых видов энергии, водорода, воды, а также технологий энергосберегающего строительства.
Таким образом, особые надежды в стратегии устойчивого развития и проведении инвестиционной политики Федеральное правительство связывает с освоением энергетики на возобновляемых источниках. Ставится цель повысить долю регенеративной энергетики в общем производстве электроэнергии. К 2050 году энергетика на возобновляемых источниках должна покрыть до 50% немецкого энергопотребления.
В центре процесса глобализации Германия и сегодня является страной с высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке, технике и на мировых рынках.
Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше рынка и меньше государственного регулирования — всё это необходимо для того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.
В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих учёных, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и высокого налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды немецким предпринимателям нелегко тягаться с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть нейтрализованы за счёт роста производительности. Германия должна позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами, которые отвечают запросам конечного потребителя.
Жизненно важное значение для немецкой экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование преимуществ международного разделения труда, создание европейского экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за пределами ЕС.
Цель федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу, так как он является важнейшей опорой немецкой экономической системы, требующий для себя создания максимально благоприятных экономических условий.
На сегодняшний день условия для экономической деятельности в новых федеральных землях — по международным меркам — привлекательны. Свидетельство тому: около 2200 зарубежных компаний из примерно 60 стран инвестировали здесь свои средства. Среди них и целый ряд известных во всём мире концернов, например, «General Motors», США (автомобильная промышленность), «Elf Aquitaine», Франция (энергетика), «Dow Chemical», США (химическая промышленность), «Advanced micro devices», США (производство компьютеров), «Samsung», Южная Корея (электроника) и «Kvaerner Masa-Yards», Норвегия (судостроение). Профессиональный уровень, мотивированность и гибкость рабочей силы, по общему признанию, являются образцовыми. Кроме того, иностранные инвесторы получают весьма высокую по европейским меркам финансовую поддержку.
Подводя итог, надо отметить, что инвестиционная деятельность ФРГ имеет свои особенности, связанные с ролью банков в удовлетворении большей части потребностей крупных предприятий.
Государственная инвестиционная политика осуществляется посредством групп специальных организаций, банков и финансовых институтов за счёт средств государственного бюджета и направлена на увеличение притока инвестиций в систему образования, в НИОКР, инновационную сферу (в частности в сферу нано- и биотехнологий).
Главное, что Германия является высокоразвитой страной, тем самым она привлекает инвесторов, но есть и ряд недостатков (высокий уровень налогообложения, значительные издержки на рабочую силу, бюрократизм в решении некоторых вопросов), которые необходимо ликвидировать.
Роль Германии в мировых потоках прямых иностранных инвестиций
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) стали ведущей формой международных экономических отношений, в которой процесс глобализации достиг наибольшего уровня развития. Особый интерес вызывает деятельность основных субъектов на мировом рынке ПИИ, среди которых значительное место принадлежит ФРГ. В течение последних десятилетий объем немецких ПИИ значительно менялся в зависимости от внешних условий и внутренней экономической политики этой страны.
В 2007 г. Германия заняла четвертое место в международном рейтинге ОЭСР по объему инвестиций за рубежом. Показателем инвестиционной активности страны стало также увеличение числа предприятий с участием немецкого капитала. Компании, базирующиеся в ФРГ, составили значительную часть списка 15 транснациональных корпораций с наибольшим количеством зарубежных филиалов.
Интенсивно развиваются российско-германские инвестиционные связи, причем спецификой середины 2000-х годов стал встречный характер потоков ПИИ. В конце 2007 г. Россия вышла на первое место по реализации горящих туров в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, обогнав даже Китай. Инвесторы из Германии продолжают увеличивать вложения в российскую экономику (в начале 2009 г. — на 36,0 % по сравнению с I кв. 2008 г.).
В период острого финансово-экономического кризиса глобальный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сократился на 14 % по сравнению с их пиком в 2007 г. ($1 979 млрд.) — до $1 697 млрд. в 2008 г. Предварительные данные за I кв. 2009 г. показывают, что по сравнению с прошлым годом прямые иностранные инвестиции на этот период упали уже на 44 %.
Основной объем мировых ПИИ приходится на развитые страны, запас накопленных инвестиций из которых к началу 2009 г. составил $13,6 трлн., превысив в шесть раз этот показатель для группы развивающихся стран. Из трех главных инвесторов — США, ЕС и Японии — большая часть ПИИ поступает из ЕС. В противоположность другим развитым странам, которые наращивали инвестиции за рубежом, вывоз ПИИ из стран — членов ЕС в 2003 г. снизился на 25 % и достиг самого низкого показателя за последние семь лет ($280 млрд.). Но уже в 2007 г. был зафиксирован рекордный размер инвестиций из Европейского Союза — $1,2 трлн. Хотя финансовый кризис и привел к резкому сокращению инвестиций — на 30 % в 2008 г., ЕС был и остается основным поставщиком капитала в мире.
К началу 2009 г. накопленный запас ПИИ из ЕС составил более $8 трлн., то есть ровно половину всех ПИИ в мире. Наиболее активные инвесторы — Великобритания (в среднем $150 млрд. в год), Франция (в среднем $200 млрд.), Испания ($90 млрд.), Нидерланды ($50 млрд.). Растут потоки капиталов из новых стран — членов ЕС, однако они все еще остаются чистыми импортерами капитала.
На протяжении этого периода Германия стабильно находилась в семерке мировых лидеров по вывозу иностранных инвестиций, наряду с США и Великобританией.
Но с 2000 г. вывоз ПИИ из Германии начинает резко снижаться, и в 2004 г. она оказывается лишь на 20-м месте, пропустив вперед такие страны, как Испания, Бельгия, Япония, Швеция, Италия, Португалия, Канада, Австрия. Падение объемов немецких инвестиций, вызванное изменениями законодательства Германии, прекратилось в 2005 г. Последовал резкий скачок, и уже в 2007 г. немецкие ПИИ достигли своего рекордного исторического уровня €131,1 млрд.
К сожалению, рост немецких ПИИ был прерван финансовым кризисом, и в 2008 г. их объем упал на 20 %. Однако на начало 2009 г. Германия снова вошла в тройку мировых лидеров по объемам вывозимых инвестиций.
Объемы портфельных инвестиций Германии тоже растут и, начиная с 1997 г., стабильно превышают объемы ПИИ. В 1998 г. они составляли DM256 млрд. Имея тенденцию к снижению в 2000-2003 гг., за 2004-2005 гг. портфельные инвестиции начали увеличиваться, и в 2005 г. достигли своего максимального значения — €205 млрд. за последние пять лет (на конец 2007 г. они составляли лишь €133 млрд.). В 2008 г. в связи с финансовым кризисом этот показатель продолжил падать, и по итогам прошлого года представлял собой отрицательную величину — €2 млрд., что означало преобладание ввоза капитала над вывозом. В 2009 г. немецкие портфельные инвестиции составили уже положительную величину €50 млрд.
Инвестирование в страны, находящиеся на таком же уровне экономического развития и доходов на душу населения, характерно для большинства развитых экономик мира.
Своего максимального значения доля развитых стран в осуществляемых Германией ПИИ достигла в 1999 г., составив 93,3 %. В последующие годы она медленно снижалась, и в 2005 г. развитые страны привлекли 65,3 % немецких инвестиций.5 Эту тенденцию характеризуют и темпы прироста ПИИ в развитые страны. На протяжении 1999-2003 гг. они были отрицательными, причем темпы снижения увеличивались и составили в 2003 г.
75,5 %, когда ПИИ достигли самого низкого уровня. В последующие годы инвестиции увеличивались, но этот рост прекратился в 2008 г. В настоящее время наблюдается снижение инвестиций из Германии во все группы стран.
В 1996 г. немецкие ПИИ были направлены в акционерный капитал более чем 19 тыс. совместных предприятий по всему миру, на которых работало более 3 млн. человек. Из них более миллиона — в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, что указывает на высокую долю этих стран в немецких ПИИ. В последующие несколько лет число предприятий с участием немецкого капитала медленно увеличивалось и достигло 34,4 тыс. в 2001 г. Однако в 2002-2004 гг. число таких предприятий снижалось, упав в 2004 г. до 22,7 тыс. При этом на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в 2004 г. приходилось лишь 4 296 предприятий, что в четыре раза меньше количества предприятий в индустриально развитых странах.
С 2004 г. число немецких предприятий за рубежом стало увеличиваться примерно на 5 % в год, и составило 28,9 тыс. предприятий в 2007 г. (меньше, чем в рекордном 2001 г.). В 2008 г. объем инвестированного Германией в виде ПИИ капитала по данным платежного баланса Германии составил €106,8 млрд. Этот показатель на 20 % ниже величины ПИИ 2007 г., однако он превышает размеры вывезенных ПИИ в 2006 г., то есть находится на докризисном уровне. Это подтверждает положительную тенденцию и прогнозы на 2009 г. о возвращении Германии статуса одного из крупных поставщиков капитала в мире и одного из основных инвесторов в Европе. За первое полугодие 2009 г. прямые инвестиции немецких предприятий достигли €50 млрд., поэтому прогнозируется объем вывоза ПИИ не меньше уровня прошлого года.
Согласно официальной статистике Федерального Банка Германии, на конец 2007 г. суммарный объем накопленных немецких ПИИ в других странах составил €823,3 млрд. Из них в 1995-2007 гг. более 90 % приходилось на индустриально
развитые страны, в том числе более 55 % на страны — члены ЕС.10 Бесспорным лидером среди реципиентов немецких ПИИ к 2007 г. стали Соединенные Штаты, лидируя и по числу немецких предприятий в США.
Среди развитых стран главным реципиентом ПИИ из Германии являются США. В конце 1990-х поток инвестиций в США бурно рос. В 1998 г. Соединенные Штаты привлекли больше 50 % всех ПИИ Германии (DM78,6 млрд.), и в 2001 г. они достигли €48,5 млрд11. В последние годы ПИИ Германии в США уменьшились до отрицательной величины, в первую очередь за счет выплат немецкими филиалами внутрикорпоративных кредитов. На США приходится самое большое число предприятий с немецким участием — более 4,1 тыс. на конец 2007 г.
Специфика региональной структуры немецких инвестиций отражается на перспективах развития экономики страны в целом: сосредоточенность инвестиций в ЕС-15 способствует сохранению и укреплению зависимости Германии от экономики Евросоюза и, в особенности, от экономик его старых членов, рынки которых в современном мире относятся к стабильным, но не самым динамичным, что не позволяет немецким предприятиям реализовать все возможности глобализации.
Источники: http://studopedia.su/20_29955_regulirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-inostrannih-kompaniy-v-vedushchih-stranah-mira-germaniya-frantsiya-velikobritaniya.html, http://studbooks.net/1740294/ekonomika/investitsionnaya_politika_germanii, http://www.bygeo.ru/strany/germaniya/1633-rol-germanii-v-mirovyh-potokah-pryamyh-inostrannyh-investiciy.html
Источник: