Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Иностранные инвестиции — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.
Существенное значение имеет привлечение иностранного капитала и совершенствование форм его участия в экономике России. Прежде всего это совместные предприятия, прямые и портфельные инвестиции. [3, с. 4]
Движение капитала поверх национальных границ — ведущий вид международных экономических отношений. Международное движение капитала оказывает большое влияние на экономики стран-экспортеров и импортеров. Поэтому подобная предпринимательская деятельность является предметом особого внимания со стороны государства.
Национальное государственное регулирование в этой области ведется в двух направлениях: регулирование поступления иностранных инвестиций (масштабы, формы, территориальное и отраслевое распределение) и регулирование вывоза капитала из страны.
Общие задачи государственного регулирования притока — стимулировать или ограничивать участие иностранного капитала в экономике, направить его в нужные отрасли, обеспечить наиболее предпочтительные формы участия. [4, с. 4]
Система регулирования включает принятие нормативных актов, которые содержат стимулирующие и ограничительные меры, формирование контролирующих государственных органов, дополнительные меры (заключение международных договоров, участие в страховании иностранных инвестиций, финансирование перспективных проектов, разного рода организационная и информационная поддержка).
Государственная политика в этом направлении должна разрешать противоречия между интересами иностранных инвесторов (собственная выгода предпринимателя, не всегда совпадающая с выгодой другой стороны) и национальными интересами. [6, с. 35]
К мотивам зарубежного инвестирования относятся: оптимизация размеров компаний и экономия за счет масштабов, неосуществимая в границах национальной экономики; использование преимуществ международного разделения труда; доступ к зарубежным природным ресурсам, дешевой рабочей силе; преодоление таможенных барьеров; рационализация налогообложения. [3, с. 3]
Формы зарубежного инвестирования — это международная кооперация производства, передача технологии, предоставление зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга, создание совместных или полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий, участие на основе концессий и договоров о разделе продукции.
Выгоды и недостатки различных форм иностранного инвестирования. Прямые инвестиции являются долгосрочными вложениями, способствуют повышению деловой активности в стране, но вызывают экспорт контроля над активами. Портфельные инвестиции часто имеют спекулятивный характер и могут стать фактором нестабильности финансового рынка. [4, с. 2]
Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». [1]
В соответствии с ФЗ государство предоставляет иностранному инвестору следующие права и гарантии:
1) иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации.
2) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Так, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. [2] Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основная масса мировых инвестиций (75 %) направляются в США, Европу и прочие развитые страны, а в развивающиеся и другие страны – 25 %. Главная роль в вывозе капитала принадлежит США, ЕЭС и Японии. Растет вывоз капитала и из новых индустриальных быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Большая часть инвестиций приходится на ТНК, а также международные финансовые организации (МБРР, МВФ, МБ, МФК, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. В современном мире экспорт капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на коммерческих и льготных условиях. По целевому назначению это может быть государственная помощь развитию экономики, кредиты на осуществление инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Международная практика показывает, что более жесткие условия займов и кредитов предполагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты международных финансовых организаций. С учетом этого и осуществляется политика России по привлечению инвестиций.
Государственное регулирование инвестиций включает в себя как национальный, так и международный аспекты. В современных условиях инвестиционный процесс представляет собой единое целое, состоящее из двух основных частей – национальной и международной. Этому соответствует и его правовое регулирование, при котором инвестиционное право включает в себя национальное и международное право. Цель государственного регулирования внутренних и иностранных инвестиций состоит прежде всего в том, чтобы создать благоприятные условия для инвесторов. Однако в настоящее время российские банки слабо участвуют в инвестиционном кредитовании реальной экономики. Показательно, что отношение капитала, активов и кредитов к ВВП в нашей стране значительно ниже, чем в развитых странах. Так, отношение темпа роста капиталов в российских банках к ВВП в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах, отношение роста активов банков к ВВП соответственно ниже в 2,5-5 раз, а отношение кредитов частному сектору к ВВП ниже в 4,5-7 раз. [5, с. 2] В данных условиях возрастает роль иностранных инвестиций в экономику страны. Поскольку в России отсутствует своя научно обоснованная система оценки инвестиционного климата в стране и ее отдельных регионах, то иностранные инвесторы в основном ориентируются на оценки зарубежных консалтинговых фирм, осуществляемые по международным стандартам.
Регулирование иностранных инвестиций в России
Страхование иностранных инвестиций
Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов в экономику зарубежных государств составляют некоммерческие риски. Связанные с ними неблагоприятные последствия являются, как правило, следствием неконституционной смены власти, изменения политического режима, проведения неконтролируемой национализации или конфискации собственности, отказа государства от своих международных обязательств и т. д. Поэтому вполне естественным является желание иностранных инвесторов создать систему дополнительных гарантий, которая функционировала бы независимо от политических катаклизмов. Одним из элементов такой системы является страхование инвестиций. Эта деятельность может осуществляться частными компаниями (например, английская страховая компания Lloyd’s), национальными государственными организациями или международными организациями (например, МИГА — межнациональное агентство по страхованию инвестиций, МАГИ — многостороннее агентство по гарантированию инвестиций).Иностранные инвестиции обычно страхуются государственными структурами страны инвестора, в то время как частные страховые компании не рискуют брать на себя такой объем ответственности. Даже если некоторые крупные страховые компании начинают заниматься страхованием иностранных инвестиций, то они заручаются гарантиями государства либо интенсивно используют механизм перестрахования. Объектом договора страхования, заключаемого частной страховой компанией, являются ресурсы, вкладываемые физическими или юридическими лицами за рубежом, а страховым случаем — финансовые потери, связанные с политическими рисками, которые эти страхователи понесли в соответствующем иностранном государстве. Преимуществами данной формы организации страхования инвестиционных рисков считаются гибкость и маневренность, присущие деятельности частных компаний. Кроме того, такие компании независимы от государства и, следовательно, инвестор может рассчитывать на возмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных государственных органов.
Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов.
Инвестиционное законодательство Российской Федерации строится на основе следующих принципов:
а) равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности;
б) свободный выбор объекта инвестиций (кроме случаев, когда законодательством прямо запрещено инвестирование в какие-либо объекты);
в) самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности (определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций);
г) защита прав и законных интересов инвесторов;
д) защита инвестиций (от национализации, от изменения законодательства, от незаконных действий государственных органов);
е) полное возмещение инвестору всех убытков, причиненных отчуждением имущества и незаконными решениями государственных органов.
Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права.
Объектами иностранных инвестиций являются:
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— права на интеллектуальные ценности;
— права на научно-техническую продукцию;
— целевые денежные вклады.
Прямой иностранной инвестицией считаются:
1) приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества;
2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
3) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации
Закон Российской Федерации от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нем круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений. Из недостатков действующего в РФ Закона «об иностранных инвестициях» необходимо отметить следующие: Во-первых — чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел «Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов» является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, четко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Во-вторых — многие положения Закона оказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в «ином, уполномоченном на то государственном органе». Ст 16.
В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации[1].
Для начала необходимо перечислить, что относится к источникам правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. В первую очередь, естественно, назван сам Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. Во-вторых, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. Не секрет, что регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство. Законы и нормативные акты в области регулирования иностранных инвестиций можно разделить на три группы. В первую группу входят нормативные акты, регулирующие общие моменты любой предпринимательской и инвестиционной деятельности. В первую очередь это Конституция Российской Федерации как нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также равную защиту всех форм собственности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Частная собственность защищена статьей 35 Конституции РФ. Гарантии судебной защиты регламентированы статьей 46 Основного закона. Статья 57 указывает на обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 71–73 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со статьей 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Также нормы, имеющие прямое или косвенное отношение к инвестиционной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Параграф 2 главы 4 содержит положения о хозяйственных товариществах и обществах, а именно в предприятия, созданные в этих формах, и происходит основное привлечение иностранных инвестиций. Также значение для регулирования инвестиционной деятельности имеет раздел VI Гражданского кодекса, рассматривающий вопросы международного частного права. Общие положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.).
Вторая группа прямо регулирует отдельные направления инвестиционной деятельности. В нее входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 24.07.2007 г.), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. В соответствии с указанным Федеральным законом все инвестиционные проекты подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации; кроме того иностранным инвесторам предоставляются льготные условия пользования землей и природными ресурсами. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, касающиеся в том числе прав иностранных инвесторов. Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Третья группа включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»[2].
Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица либо регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Большое значение имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.
Можно выделить несколько основных обязательств, включенных в Соглашения, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. Договаривающиеся государства обязуются: поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте; государства соглашаются также на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже. В соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических гарантий: от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантий от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций; государство обязуется обеспечивать в отношении капиталовложений справедливый и равноправный режим. Как уже говорилось, главной задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно являться предоставление иностранным инвесторам благоприятных условий для их притока. И одним из важнейших стимулов развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов. Защита инвестиций гарантируется Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности.
Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторам предоставляются следующие гарантии.
– Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации. Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Акцентируем внимание на том, что Российская Федерация является участником Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке, установленном названной конвенцией в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.
– Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.) Данная гарантия дает право иностранным инвесторам осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Будь то прямая инвестиция, т.е. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, либо договорные формы осуществления иностранных инвестиций, либо договорная форма. Главная особенность такого рода иностранных инвестиций – участие в соглашении государства или уполномоченного государственного органа с частной компанией-инвестором. Система инвестиционных договоров может включать в себя договоры: купли-продажи, финансовой аренды (лизинга), строительного подряда, возмездного оказания услуг, коммерческой концессии, доверительного управления имуществом, простого товарищества (в том числе учредительный договор).
– Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
– Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, заключенной в Москве в марте 1997 г., инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями в соответствии с указанной статьей вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
– Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Данная гарантия, закрепленная ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г., защищает права иностранных инвесторов от изменений в законодательстве РФ, ухудшающих их положение.
– Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Если возник спор между иностранным инвестором в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, то он будет разрешаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
– Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия дает право иностранному инвестору после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов свободно использовать доходы и прибыль на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей, а также может беспрепятственно переводить за пределы Российской Федерации доходы, прибыль и другие правомерно полученных денежные суммы в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.
– Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Это означает, что иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный вывоз указанного имущества и информации за пределы Российской Федерации. В этом случае он не должен проходить квотирование, лицензирование, к нему не должны применяться другие меры нетарифного регулирования.
– Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
– Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
– Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия предоставляет право приобретения иностранным инвестором на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. То есть если иностранный инвестор захотел приобрести земельный участок или какое-либо здание, ему это право предоставлено в целях развития его инвестиционной деятельности на территории РФ.
Все вышеперечисленные гарантии прав иностранных инвесторов говорят о том, что российские законодатели делают всевозможное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. И для этого необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства. В частности, хотелось бы сказать: чтобы добиться развития иностранных инвестиций важно пересмотреть систему государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта; также должно быть проведено четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами государственной власти разных уровней, а также органами местного самоуправления. Речь идет о большой и многосторонней работе по совершенствованию правового регулирования. Я считаю, что необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, обеспечивающих гарантии государством прав иностранных инвесторов[3].
Задача 1.Коммерческая организация приняла решение инвестировать на пятилетний срок свободные денежные средства в размере (PV) тыс. руб. имеются два альтернативных варианта вложений. По первому варианту средства вносят на депозитный счет банка с ежегодным начислением сложных процентов по ставке . По второму варианту средства передаются юридическому лицу в качестве ссуды, при этом на полученную сумму ежегодно начисляются простые проценты в размере .
Требуется определить наилучший вариант вложения денежных средств, не учитывая уровень риска.
=30%
=35%
Расчитываем по первому варианту:
FV=PV* – формула сложных процентов
FV=50000* =65000*3,71293=185646,5 руб.
Расчитываем по второму варианту:
FV=PV*(1+ *n) – формула простых процентов
Из расчетов видно, что доход первого варианта больше дохода второго варианта, следовательно, организации выгодней использовать первый вариант, и положить денежные средства на депозитный счет в банк с ежегодным начислением сложных процентов по ставке 20%.
Задача 2. Коммерческая организация от реализации инвестиционного проекта получила доход в размере (FV) тыс. руб. Срок реализации инвестиционного проекта (i) при процентной ставке равной (r) %.
Требуется определить сумму инвестиций, вложенную в данный проект.
PV=FV* – коэффициент комфоудирования
PV=280000* = 280000* =175000 руб.
PV=FV* – коэффициент дисконтирования
PV=280000* =270000* =158051,6 руб.
Из расчетов видно, что в проект было инвестировано 175000 руб. В случае со сложными процентами в проект было инвестировано 158051,6 руб.
Задача 3.Необходимо провести финансовую оценку инвестиционных проектов и выбрать наиболее приемлемый проект.
Для финансовой оценки следует рассчитать:
1. Чистую текущую стоимость;
2. Индекс рентабельности;
3. Срок окупаемости без учета временной стоимости денег;
4. Срок окупаемости с учетом временной стоимости денег;
5. Внутреннюю норму прибыли (графическим способом и методом интерации);
6. Определить значение точки Фишера (если это возможно);
7. На основании расчетов построить сводную таблицу (по расчетным показателям) и написать подробный вывод.
Источники: http://nauka-rastudent.ru/10/2038/, http://studopedia.ru/1_113929_regulirovanie-inostrannih-investitsiy-v-rossii.html, http://megaobuchalka.ru/7/1994.html
Источник: