Роль и масштабы прямых инвестиций

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

Читайте также  Меры стимулирования прямых иностранных инвестиций

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

МАСШТАБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Структурно этот вопрос выглядит так:

(1) абсолютные и сопоставимые размеры участия отдель­ных стран и регионов в общей (совокупной) сумме прямых Иностранных инвестиций;

(2) динамика ежегодных изменений;

(3) причины изменений и тенденции.

В связи с первым пунктом следует в особенности ука­зать, что практически все страны являются как экспортера­ми, так и импортерами прямых инвестиций, или иначе (поскольку такие инвестиции идут преимущественно через каналы ТНК) как страны базирования (там, где находится головное подразделение международной корпорации инвес­тора) и как принимающие страны (так, международные ин­весторы имеют свои дочерние компании, филиалы, отделения, действующие на базе прямых инвестиций). Поэтому в при­водимой ниже таблице место каждой группы стран и мира в целом будет характеризоваться на основе данных «Мирового инвестиционного доклада» за 1996 год двумя показателями, как: а) импортера, б) экспортера (млрд.дол., 1995 г .).

Весь мир а) 2 657 б) 2 730

Промышленно-развитые страны а) 1 933 б) 2 514

Развивающиеся страны а) 653 б) 214

Страны Центральной и Восточной Европы а) 32 б) 1,4

Если обозначить 10 наиболее крупных импортеров и эк­спортеров капитала, то картина, на первый взгляд, может показаться простой и привычной: в перечне приведены при­знанные лидеры мировой экономики. В числе их США, Ве­ликобритания, Германия, Япония, Франция, Канада, Италия, т.е. та самая «семерка», с ежегодными неформальными встре­чами которой связываются ключевые экономические реше­ния, имеющие глобальное последствия /7/.

Однако эти простота и привычность обманчивы. Поис­тине пикантная особенность колонки (а): в ней нет Японии (для неё не нашлось бы там строчки, даже если бы вместо десяти стран перечень был бы увеличен в несколько раз: прямые иностранные инвестиции, допущенные японским пра­вительством и бизнесом в эту страну, составляют всего лишь 17831 млн. дол.). На «вакантные» места в левой колонке («принимающие страны») вышли Китай, Испания, Австра­лия» Нидерланды, Бельгия/Люксембург. В правой колонке («страны базирования») оказались перечислены также Ни­дерланды, Швейцария, Гонконг (занимающий пока отдельную строку в мировом инвестиционном списке; по-видимому, Гонконгу и в будущем, после присоединения к Китаю, будет отводиться отдельная строка как самостоятельному эконо­мическому образованию в мировой экономики).

В настоящее время есть основания говорить о трехполюсной глобальной структуре прямых иностранных инвес­тиций: США, Европейский союз, Япония. На «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объёма вывоза и ввоза инвестиций — существенно больше их удельного веса во внеш­ней торговле. США стали самым крупным импортёром ка­питала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортёра капитала. От­мечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Япони­ей, которая может серьезно усилить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики». Страны Азии (за исключе­нием Японии) в ближайшие годы обгонят Западную Европу по объемам привлечения прямых иностранных инвестиций. Согласно данным международной консультативной группы «Артур Андерсен», наиболее перспективным стимулом для капиталовложений за рубежом становится расширение дос­тупа на иностранные рынки, а не сокращение производствен­ных расходов.

Внутри самой «триады» идет интенсивное взаимное пе­реплетение капитала, взаимная торговля растёт быстрее, чем мировая торговля в целом. В лице «триады» формируется новый, ещё более высокий этаж со своим международным разделением труда и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.

«Большая семёрка» — это своего рода головная штаб-квар­тира высшего рыночного этажа. Интеграция на нём осуще­ствляется не на основе какого-либо межгосударственного соглашения, но с помощью таких правовых норм, таких «пра­вил игры» рыночных сил, которые обеспечивают высокий динамизм хозяйственного развития. Остальные группы стран, отдельные группировки осуществляют своего рода «настрой­ку» на эти мирохозяйственные стандарты, которая позволя­ет им не терять связи с лидерами. Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные от­расли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения ком­паний, специализирующихся на недвижимости и финансо­вом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промыш­ленных компаний обещает стать создание за рубежом не про­изводственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в орга­низации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.

Читайте также  Кавказская здравница инвестиции в человека

Что касается современных масштабов международного движения прямых инвестиций в годовом измерении (обозна­чен выше в плане раздела как пункт 2), то к 1996 г . картина такова. Из суммы прироста за 1995 г . в 315 млрд. дол. наи­большая часть (203 млрд.) приходится на промышленно раз­витые страны, почти 100 млрд. — на развивающиеся (в т.ч. более 38 млрд. — на Китай) и около 12 млрд. — на страны Центральной и Восточной Европы (включая Россию).

Основная часть инвестиций и осуществляющих их глав­ных «действующих лиц» ТНК сосредоточена в упомянутой «триаде» (США, ЕС и Японии). На 10 крупнейших принима­ющих стран приходятся 2/3 притока инвестиций, на 100 малых стран — 1 %. Рекордный рост инвестиций внутри груп­пы наиболее развитых стран связывают прежде всего с ак­тивно происходящим процессом межфирменных слияний и приобретений акций партнеров (в целом — 229 млрд. из 315 млрд.).

Неравномерность характерна и в других группах. Среди развивающихся стран это выглядит так: 65% приходится на Азию, 27% — на Латинскую Америку, остальное — Африка.

Список наиболее активных участников международной инвестиционной деятельности продолжает возглавлять «Роял Датч Шелл» с зарубежными активами в 63,4 млрд.долл. (из общей суммы активов более 100 млрд.); затем идет «Форд» с 60,6 млрд. (при общей сумме активов в 219,4 млрд.); третий — «Экссон» (соответственно 56,2 и 87,9 млрд.). Примерно 2/3 всей суммы накопленных инвестиций (от названной выше суммы в 2,7 млрд.) принадлежат 100 крупнейшим ТНК, рас­положенным в «триаде». На США приходится 1/3 из 100 крупнейших ТНК.

Вместе с тем среди крупных ТНК имеются теперь и выходцы из ряда развивающихся стран — Азии или Латинской Америки. Список таких ТНК возглавляет «Дэу» (Корея), «Хатчисон Уампу» из Гонконга и «Семекс» из Мексики.

Известна связь современной торговли с иностранными инвестициями и особенно — с созданием международно-опе­рирующего производства на базе ТНК. Несмотря на извест­ное положение теории о том, что процесс зарубежного инвестирования ведет к замещению торговли, однако на прак­тике инвестиционная деятельность связана с созданием но­вых торговых возможностей и ростом спроса /8/, и эта тенденция превалирует. Торговля ведет к росту инвестиций, что, в свою очередь, стимулирует торговлю. Вопрос в том, как управлять этим процессом, тем более, что неизбежны структурные перемены, особенно на основе международных производственно-сбытовых сетей.

По пункту (3) данного раздела, т.е. о причинах динами­ки прямых иностранных инвестиций и об ожидаемых тен­денциях на этот счет, картина выглядит так.

Основные участники международного движения капи­тала относятся не к числу стран, наиболее отличающихся только льготным инвестиционным режимом, а к странам, в которых наиболее активно развиваются рыночные процес­сы. Эти причины могут быть перечислены в таком порядке: давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка правительств. Кроме того, называются следую­щие региональные группировки, наиболее активно содейству­ющие притоку инвестиций: ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС. МЕРКОСУР, ибо они способствуют глобализации бизнеса, выработке и практическому применению на всех уровнях сопоставимых инвестиционных режимов. Стоит напомнить, как это уже раскрывалось в наших публикациях, страны предостерегаются от соблазна делать ставку на «сманивание» капитала разного рода разовыми льготами вместо предостав­ления стабильного и взаимовыгодного инвестиционного ре­жима и реальных гарантий /8/. В этом направлении выдержаны существующие на этот счет международные со­глашения, а также те, по которым ведется работа в настоя­щее время, в частности, в ОЭСР и ВТО.

Мировое хозяйство движется в сторону создания много­стороннего механизма, определяющего «правила игры» в отношении прямых иностранных инвестиций /9/. В этой связи отмечается ряд обстоятельств.

Отмечается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима (в 1995 г . отме­чено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях ре­жим облегчен).

Резко возросло число двусторонних соглашений (на июнь 1996 г . их 1160 между 158 странами).

Повысилась роль региональных соглашений, предусмат­ривающих конкретные вопросы (в т.ч. режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незакон­ными платежами и другими формами коррупции, предотв­ращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении ис­пользования фирмами трансферных цен, обеспечение защи­ты окружающей среды, решение коренных социальных проблем, в т.ч. крайне болезненной проблемы занятости, га­рантирование цивилизованных стандартов в трудовых отношениях).

Определился многосторонний подход (особенно в части услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений). В этой связи можно вновь отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМс, ВТО.

Что характерно: определился и получил достаточно ши­рокое признание перечень вопросов, на которые иностранный инвестор желал бы получить четкий и определенный ответ в соответствующих законодательных актах, постанов­лениях исполнительной власти, а также в нормах админист­ративной и деловой практики. Обозначим хотя бы перечень ключевых вопросов, не касаясь существа ответов. Это – статус регулирующих документов и возможный порядок их кор­ректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции), меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную деятельность в данной стране (включая режим, стимулы, отчетность, урегулирование споров и пр.). Наличие такого перечня исключает возможность умолчаний или подмены реальных норм политическими дек­ларациями. Важно также представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.

Читайте также  Понятие порядок оценки долгосрочных инвестиций

Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все пла­нируют активные зарубежные операции. Но есть некоторые «географические» нюансы: американские фирмы делают став­ку на западноевропейский рынок (особенно в области высо­ких технологий и в производстве потребительских товаров); европейские ТНК рассчитывают делать основные вложения на американском рынке; у японских ТНК — приоритет в Азии. Что касается развивающихся стран, то их новые вложения будут предположительно находиться также в развивающих­ся странах.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

3. МАСШТАБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Структурно этот вопрос выглядит так:
(1) абсолютные и сопоставимые размеры участия отдельных стран и регионов в общей (совокупной) сумме прямых Иностранных инвестиций;
(2) динамика ежегодных изменений;
(3) причины изменений и тенденции.
В связи с первым пунктом следует в особенности указать, что практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций, или иначе (поскольку такие инвестиции идут преимущественно через каналы ТНК) как страны базирования (там, где находится головное подразделение международной корпорации инвестора) и как принимающие страны (так, международные инвесторы имеют свои дочерние компании, филиалы, отделения, действующие на базе прямых инвестиций). Поэтому в приводимой ниже таблице место каждой группы стран и мира в целом будет характеризоваться на основе данных «Мирового инвестиционного доклада» за 1996 год двумя показателями, как: а) импортера, б) экспортера (млрд.дол., 1995 г.).
Таблица 8
Весь мир а) 2 657 б) 2 730
Промышленно-развитые страны а) 1 933 б) 2 514
Развивающиеся страны а) 653 б) 214
Страны Центральной и Восточной Европы а) 32 б) 1,4

Если обозначить 10 наиболее крупных импортеров и экспортеров капитала, то картина, на первый взгляд, может показаться простой и привычной: в перечне приведены признанные лидеры мировой экономики. В числе их США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Канада, Италия, т.е. та самая «семерка», с ежегодными неформальными встречами которой связываются ключевые экономические решения, имеющие глобальное последствия/7/.

Таблица 9
Распределение стран по размерам прямых иностранных инвестиций (млн. дол, 1995 г.),

Однако эти простота и привычность обманчивы. Поистине пикантная особенность колонки (а): в ней нет Японии (для неё не нашлось бы там строчки, даже если бы вместо десяти стран перечень был бы увеличен в несколько раз: прямые иностранные инвестиции, допущенные японским правительством и бизнесом в эту страну, составляют всего лишь 17831 млн. дол.). На «вакантные» места в левой колонке («принимающие страны») вышли Китай, Испания, Австралия» Нидерланды, Бельгия/Люксембург. В правой колонке («страны базирования») оказались перечислены также Нидерланды, Швейцария, Гонконг (занимающий пока отдельную строку в мировом инвестиционном списке; по-видимому, Гонконгу и в будущем, после присоединения к Китаю, будет отводиться отдельная строка как самостоятельному экономическому образованию в мировой экономики).
В настоящее время есть основания говорить о трехполюсной глобальной структуре прямых иностранных инвестиций: США, Европейский союз, Япония. На «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объёма вывоза и ввоза инвестиций — существенно больше их удельного веса во внешней торговле. США стали самым крупным импортёром капитала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортёра капитала. От-мечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно усилить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики». Страны Азии (за исключе-нием Японии) в ближайшие годы обгонят Западную Европу по объемам привлечения прямых иностранных инвестиций. Согласно данным международной консультативной группы «Артур Андерсен», наиболее перспективным стимулом для капиталовложений за рубежом становится расширение доступа на иностранные рынки, а не сокращение производственных расходов.
Внутри самой «триады» идет интенсивное взаимное переплетение капитала, взаимная торговля растёт быстрее, чем мировая торговля в целом. В лице «триады» формируется новый, ещё более высокий этаж со своим международным разделением труда и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.
«Большая семёрка» — это своего рода головная штаб-квартира высшего рыночного этажа. Интеграция на нём осуществляется не на основе какого-либо межгосударственного соглашения, но с помощью таких правовых норм, таких «правил игры» рыночных сил, которые обеспечивают высокий динамизм хозяйственного развития. Остальные группы стран, отдельные группировки осуществляют своего рода «настройку» на эти мирохозяйственные стандарты, которая позволяет им не терять связи с лидерами. Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные отрасли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения компаний, специализирующихся на недвижимости и финансовом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промышленных компаний обещает стать создание за рубежом не производственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в организации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.
Что касается современных масштабов международного движения прямых инвестиций в годовом измерении (обозначен выше в плане раздела как пункт 2), то к 1996 г. картина такова. Из суммы прироста за 1995 г. в 315 млрд. дол. наибольшая часть (203 млрд.) приходится на промышленно развитые страны, почти 100 млрд. — на развивающиеся (в т.ч. более 38 млрд. — на Китай) и около 12 млрд. — на страны Центральной и Восточной Европы (включая Россию).
Основная часть инвестиций и осуществляющих их главных «действующих лиц» ТНК сосредоточена в упомянутой «триаде» (США, ЕС и Японии). На 10 крупнейших принимающих стран приходятся 2/3 притока инвестиций, на 100 малых стран — 1 %.

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://rudiplom.ru/lectures/mezhdunarodnye-ekonomicheskie-otnoshenia/1950.html, http://economylit.online/ekonomika-stran_725/masshtabyi-mejdunarodnyih-pryamyihinvestitsiy.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто