Роль инвестиций в развитии муниципальны

Роль инвестиций в развитии муниципальны

Библиографическая ссылка на статью:
Журавлева К.А. Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/11/25320 (дата обращения: 16.12.2018).

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в создании условий для привлечения и удержания инвестиций на своей территории. Целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Акцентируя внимание на проблематике инвестиционного обеспечения устойчивого роста российской экономики можно сказать о том, что муниципальные образования выступают фокусы территориального социально-экономического развития, концентрирующие субъекты инновационно-инвестиционной активности и локализующие соответствующие финансово-инвестиционные ресурсы [2, с. 5].

Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимаются организующие действия органов местного самоуправления по созданию на подведомственной территории такого взаимосвязанного сочетания производств и видов деятельности, которое обеспечивает усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества предоставляемых на территории муниципального образования экономических благ, увеличение реальных доходов населения, что, в итоге, будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования требуется рост инвестиций в его экономику и, в первую очередь, в инфраструктуру, разработка мер самой администрацией для привлечения и удержания инвестиций, усиление влияния инвестиций на улучшение условий жизнедеятельности населения и конкурентного положения и финансовых результатов хозяйствующих субъектов муниципального образования.

Особый характер субъекта управления – органы местного самоуправления и особый характер объекта управления – инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиций, осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенности управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления, к которым относятся:

— необходимость ориентации управления инвестиционными процессами на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

— способность к самоорганизации, которая в наибольшей степени присуща инвестиционной деятельности в крупных и крупнейших городах;

— особое место органов местного самоуправления в системе управления инвестициями в государстве, заключающееся в одновременном равенстве органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и установлении органами местного самоуправления как носителей публично-властных отношений общеобязательных правил в инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и контроле за их соблюдением [1, с. 129].

Эти особенности оказывают непосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируются по трем основным группам:

— экономические методы (регулирующие методы, методы прямого участия);

Содержание управления инвестициями органами местного самоуправления определяется принципами – коренными началами и научными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации, обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления. Среди них:

— комплексность социально-экономического развития муниципального образования, которая означает, что управление инвестициями со стороны органов местного самоуправления должно быть ориентировано, прежде всего, на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, и это должно находить отражение в стратегии развития;

— единоначалие в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управления инвестиционными процессами;

— наличие первого должностного лица в структуре органа местного самоуправления, ответственного за весь блок вопросов, связанных с развитием и управлением инвестициями и способного определять приоритетность оперативных и стратегических проблем развития муниципального образования;

— согласованность муниципальных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в пространстве муниципального образования как между собой, так и с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами по вопросам организации местного самоуправления и управления инвестиционными процессами;

— резонансность мероприятий по управлению инвестициями, который предполагает, что приоритетными представляются точечные инвестиции и регулирующие инвестиционную деятельность воздействия, находящие резонанс в самоорганизующееся системе, каковой и является по существу муниципальное образование. Важен не столько масштаб проводимых органами местного самоуправления мероприятий, а сколько многократно усиленный самой системой социально-экономический эффект от них;

— учет вектора саморазвития экономики муниципального образования, означающий, что действия органов местного самоуправления по управлению инвестиционными процессами должны поддерживать процессы самоорганизации и саморазвития экономики муниципального образования, за исключением случаев, когда они не отвечают стратегии социально-экономического развития муниципального образования [3, с. 81].

Таким образом, привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестиционная политика муниципального образования напрямую зависит от политики необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов власти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестицион­ной активности и темпы экономического роста территорий.

7.5. Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования

Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования

Читайте также  Тесты с ответами по управлению инвестиций

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимаются вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют федеральные законы: «О бюджете развития РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в РФ».

Система муниципального управления

Различают два вида инвестиций — инвестиции в форме капитальных вложений, обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль играют капитальные вложения — затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования, проектно-изыскательские работы и т. д.

Условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования

Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным предпосылкам относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рис. 7.5.1)

Выгодное географическое положение

Состояние окружающей среды

«Цена» рабочей силы

Уровень качества жизни населения

Инвестиционный потенциал территории

Емкость потребительского рынка

и эффективных природных ресурсов

Наличие квалифицированных кадров

проектная, образовательная база

Рис. 7.5.1. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который можно продемонстрировать инвесторам.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

Глава 7. Управление развитием муниципального образования

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

? исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);

? выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям;

? экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;

? установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

? защиту интересов инвесторов;

? расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

? использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов;

? разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

? привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);

? проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль над целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов, важных для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т. п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Маркетинг территории муниципального образования

Под маркетингом территории понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на создание, развитие, эффективное продвижение и

Система муниципального управления

использование конкурентных преимуществ территории в интересах привлечения внутренних и внешних инвесторов.

В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов решались централизованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной экономики этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предлагает лучший товар за меньшую цену. Маркетинг территории муниципального образования преследует главной целью формирование и улучшение имиджа муниципального образования, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности, обеспечивающей возможность привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем социально-экономического развития.

Читайте также  Ответственность по договорам об инвестиции

В основе маркетинга территории муниципального образования, согласно мировой практике маркетинга, лежат четыре компонента: продукт, цена, позиционирование, продвижение (рис. 7.5.2):

Цена маркетингового продукта

Позиционирование маркетингового продукта

Продвижение маркетингового продукта

Рис. 7.5.2. Компоненты маркетинга территории муниципального образования

Применение этого подхода к муниципальному маркетингу характеризуется следующим.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.

Цена продукта (инвестиционного потенциала территории) определяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного проекта есть две составляющих: одна зависит от технологических характеристик самого объекта строительства, другая — от условий его размещения. Именно вторая составляющая определяется условиями конкретного муниципального образования. Она включает в себя: транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов возможных инвесторов, связанных с использованием территории.

Позиционирование маркетингового продукта. Для потенциальных инвесторов важно знать, какие товары или услуги выгоднее всего производить на той или иной территории.

Продвижение маркетингового продукта. Для муниципального маркетинга это означает проведение грамотной рекламной кампании, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, разработать

Глава 7. Управление развитием муниципального образования

формы и объемы доносимой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить в свои действия своевременные изменения.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. В этом случае необходима полная инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности, возможностей их перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой. И здесь муниципальной власти необходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Третье возможное направление привлечения инвесторов — использование ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.

Для реализации целей муниципального маркетинга необходим ряд условий (рис. 7.5.3).

Поддержка и понимание со стороны органов власти субъекта РФ

Условия реализации целей

Поддержка инвестиционных начинаний деловыми

кругами и общественностью

Создание «команды» из людей, понимающих поставленную задачу и владеющих маркетинговыми технологиями, а также грамотных экономистов и финансистов

Рис. 7.5.3. Условия реализации целей маркетинга территории муниципального

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный проект, достаточно редки. Чаще всего определенную долю инвестиционных расходов, в основном в объекты инфраструктуры, приходится нести муниципальному образованию. Существуют также программные мероприятия (в основном социального назначения), непривлекательные для внешних инвесторов. Финансировать такие мероприятия приходится за счет средств муниципального бюджета. В связи с этим возникает проблема поиска дополнительных источников средств.

Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Федеральный закон 2003 г. предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в т. ч. за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Система муниципального управления

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель — решение местных проблем — существенно отличается от целей других эмитентов. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители муниципального образования, а также расположенные на его территории предприятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить всю или часть своей выгоды иным, не денежным способом, а, например, квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле малопривлекателен для внешних инвесторов.

Алгоритм выпуска муниципального займа включает ряд этапов (рис. 7.5.4).

Подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, его условий, проведение организационных мероприятий по подготовке к выпуску займа

Утверждение представительным органом местного самоуправления нормативных документов по выпуску, условиям погашения и гарантиям по займу

Выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа

Подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация в Минфине РФ

Утверждение главой администрации муниципального образования официального текста проспекта эмиссии

Формирование залогового фонда для обеспечения гарантий займа (в тех случаях, когда заем должен быть обеспечен не только местным бюджетом, но и иными активами муниципального образования) и фонда обслуживания текущих платежей по займу

Организация размещения займа

Рис. 7.5.4. Алгоритм выпуска муниципального займа

Читайте также  Мультипликатор значение по инвестициям и денежный

Для организации размещения займа привлекается специальная организация или банк. После размещения муниципальных облигаций не менее сложными процедурами являются управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников займа, мониторинг, своевременное предотвращение рисков. От уровня выполнения этой работы будет зависеть конечный результат.

Отбор инвестиционных проектов

С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффективных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, та

Глава 7. Управление развитием муниципального образования

кой проблемы не возникает. Однако когда инвесторов много, в роли распорядителя средствами муниципального бюджета, включая заемные средства, выступает местная администрация.

Порядок размещения на’конкурсной основе средств местных бюджетов и заемных средств для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом муниципального образования. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, их разработка и утверждение осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления. Последние гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность при обсуждении инвестиционных проектов. Однако, выбирая исполнителей, муниципальная власть должна учитывать определенные требования к инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к победителям конкурсов инвестиционных проектов (рис. 7.5.5).

Требования к инвесторам

Требования к претендентам на получение муниципальных инвестиций

Ведение реестра акционеров независимым регистратором

Наличие у претендентов бизнес-планов на перспективу

Переход на международные стандарты ведения бухучета

Критерии отбора инвестиционных проектов

Соответствие целей проекта стратегическим направлениям развития муниципального образования

Значимость проекта для решения

задач, предусмотренных федеральными и региональными программами

Возможность сохранения или создание новых рабочих мест

Сохранение и развитие научно-технического потенциала территории

Рис. 7.5.5. Требования к инвесторам

Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергнуты всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы. С его победителем заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В качестве его могут выступать: залог ликвидного имущества,

Система муниципального управления

гарантия банка, поручительство третьих лиц, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных инвестиционных программ.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое инвестиционный потенциал территории муниципального образования?

2. В чем состоят объективные и субъективные условия и предпосылки для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования?

3. Что такое маркетинг территории муниципального образования?

4. Каковы основные компоненты маркетинга территории?

5. Какую роль в привлечении инвестиций на территорию муниципального образования могут играть муниципальные займы?

6. Каков порядок (алгоритм) выпуска муниципального займа?

7. Каковы критерии отбора инвестиционных проектов органами местного самоуправления?

Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования

Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных обра­зований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвести­ций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного про­екта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наи более эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное иму­щество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью по­нимается вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют Феде­ральные законы «О бюджете развития Российской Федерации», «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капи­тальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Различают два вида инвестиций — в форме капитальных вложений, обеспе­чивающие воспроизводство основных средств, и портфельные (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для му­ниципальных образований основную роль играют капитальные вложения — за­траты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое пере­вооружение действующих объектов, приобретение оборудования и т. д.

Условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования

Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необ­ходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объек­тивным относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связан­ные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъектив­ным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по рас­крытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рис.).

Источники: http://human.snauka.ru/2018/11/25320, http://uchebniki-besplatno.com/munitsipalnoe-upravlenie-gosudarstvennoe/privlechenie-investitsiy-sotsialno-16777.html, http://studopedia.ru/2_22654_privlechenie-investitsiy-v-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-munitsipalnogo-obrazovaniya.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто