Роль инвестиций в республике башкортостан

Роль инвестиций в республике башкортостан

Галимова А.Ш. Приоритеты новой региональной инвестиционной политики Республики Башкортостан // Межрегиональный анализ переходных социально-экономических процессов. Ижевск изд-во Удмуртского университета, 1996. [c.352]

Основная цель развития банковской системы определяется в соответствии с целью экономической политики Республики Башкортостан и заключается в обеспечении всевозрастающих потребностей народного хозяйства и населения в банковских услугах при сохранении и последовательном повышении устойчивости банковской системы к воздействию внешних факторов, упрочнении достигнутых позиций и расширении своего присутствия в экономике, в обеспечении инвестиционной активности банков как решающего фактора создания условий экономического роста. В этой связи Правительством и Национальным банком Республики Башкортостан разработана специальная программа развития банковской системы республики на период до 2003 г., которая утверждена Постановлением КМ РБ в сентябре 2001 г. [c.459]

В этих условиях важно в Республике Башкортостан сформировать и реализовать эффективную инвестиционную политику, которая в значительной степени зависит от решения проблем организации инвестиционных процессов в России в целом и в то же время может и должна иметь национальные особенности и преимущества, которые позволят повысить инвестиционную привлекательность региона. [c.9]

Инвестиционный климат оценивается по социально-экономическому состоянию страны, идеологии, уровню развития производства, по стабильности государственной политики и её последовательности, по степени активности привлечения иностранных инвестиций, по совершенству инвестиционного законодательства. В Республике Башкортостан создается собственная правовая база. Закон РБ Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан определяет порядок и условия привлечения капитала, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, на обеспечение прав и защиту имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности иностранных инвесторов. Данный закон предусматривает льготное налогообложение коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В республике также действуют законы О финансово-промышленных группах , О развитии лизинговой деятельности в Республике Башкортостан и другие нормативные акты о стимулировании и гарантиях инвестиционной деятельности. [c.340]

В последние годы в Республике Башкортостан существенно уменьшился удельный вес бюджетных инвестиций, проводится активное разгосударствление инвестиционной деятельности. Политика в области привлечения средств частных инвесторов в развитие приоритетных областей республиканской экономики проводится в следующих направлениях [c.340]

Участие государства в структурно-инвестиционной перестройке выражается как в прямых бюджетных ассигнованиях, так и в проведении эффективной налоговой и кредитной политики. Снижение ставок налогов на доходы юридических лиц приводит к увеличению прибыли, которую можно направлять на обновление и развитие производства. Но эта мера эффективна лишь при низкой инфляции. При высоких темпах инфляции это грозит увеличением необлагаемых доходов в сфере обращения. Что же касается прямых бюджетных ассигнований, то они направляются на финансирование промышленных высокоэффективных проектов на конкурентной основе, причем не в виде государственного льготного кредитования, а в виде долевого участия государства в этих проектах. В Республике Башкортостан проводится активная государственная политика в области продажи под залог государственных акций в целях получения дополнительных денежных средств. Государство в пределах имеющихся бюджетных средств предоставляет гарантии отечественным и зарубежным инвесторам. В этом случае используются следующие экономические методы стимулирования [c.341]

Иностранные инвестиции в экономике Башкортостана;

Внешнеторговая деятельность Республики Башкортостан

Внешнеторговая деятельность на протяжении последних лет является одной из динамично развивающихся сфер экономики республики. Экспорт оказывает стабилизирующее влияние на экономику региона, а импорт необходим для постепенного насыщения внутреннего рынка и ликвидации товарного дефицита, кроме того, импорт включает необходимые для модернизации отечественного производства инвестиционные товары.

В 2000 году внешнеторговые отношения республики охватывали 93 страны мира, торговый оборот составил – 1,8 млрд долл. США, экспорт – 1,6 млрд долл., импорт – 230 млн долл. Башкортостан среди субъектов РФ в 1999 году занял 11 место по объему экспорта и 26 место по импорту.

Внешнеэкономическую деятельность в республике осуществляют почти 600 предприятий и организаций практически во всех отраслях промышленности. Достижения наших предприятий в развитии внешнеэкономической деятельности имеют высокую оценку на федеральном уровне. По итогам 1997 года, ОАО «Уфанефтехим», 1999 года ГУП «Уфимское приборостроительное производственное предприятие» признаны лучшими экспортерами России.

Произошли изменения в товарной структуре экспорта. По-прежнему сохраняется сырьевая направленность экспорта с преобладанием в ней энергоносителей, что обусловлено развитыми в республике нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслями промышленности, но вместе с тем растет доля продукции машиностроения и транспортных средств. Данные о структуре экспорта РБ (по данным МВСТ РБ) представлены в табл.10.1 и на рис. 10.1.

Башкортостан сегодня один из крупнейших промышленных и экспортоориентированных регионов РФ. Экспорт обеспечивает более 1/3 валового регионального продукта республики, в объеме произведенной продукции – превышает 40 процентов.

В республике накоплен огромный потенциал уникальных технологий в области авиа- и станкостроения, биологии, физики твердого тела, позволяющих производить высокотехнологичную и конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

За годы суверенитета объемы экспортных постановок увеличились почти в 4 раза и составили в 2000 году 2,6 млрд долл. США против 667,2 млн долл. в 1990 году. Доля экспорта во внешнеторговом обороте возросла до 90% в 2000 году, против 30% в 1990 году.

Основу экспорта в республики формирует продукция топливно-энергитического, химического и нефтехимического, машиностроительного комплексов.

Что же касается импорта, то можно сказать, что выявляется тенденция к его сокращению. Здесь основным сдерживающим фактором, негативно влияющим на его динамику, являются нестабильное экономическое положение России в целом и финансовый кризис 1998 года, отрицательно сказывающимся на импорте из-за резкого скачка курса доллара США к рублю, что привело к сокращению платежеспособного спроса на импортную продукцию.

Объем республиканского импорта составил в 2000 году 312 млн долл. США и сократился к уровню 1990 года на 80%, что свидетельствует о насыщении внутреннего рынка республики продукцией собственного производства. Несмотря на общую тенденцию снижения ввоза продукции всех товарных групп, по-прежнему около половины импортной продукции составляют машины, оборудование и транспортные средства.

В сфере рационализации импорта необходимо насыщение рынка республики продуктами, не производящимися на ее территории: качественное оборудование, транспортные средства, созданные на основе передовых технологий. В насыщении рынка потребительскими товарами необходимо направить усилия на создание импортозамещающих производств. Сведения о структуре импорта (по данным МВСТ РБ) представлены в табл.10.1 и на рис.10.1.

Наращивание экспортного потенциала требует также активной информационной деятельности предприятий и выпуска ими наукоемкой конкурентоспособной на мировом рынке продукции, имеющей высокую степень добавленной стоимости. Но эти процессы не могут получить своего развития без создания льготных финансово-кредитных и других условий со стороны государства.

Государственная поддержка предприятий, выпускающих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, финансовая поддержка экспорта предприятий республики, содействие развитию экспортного потенциала и импортозамещающих производств, совершенствование правовой базы международного сотрудничества, совершенствование рекламы экспортных товаров, производимых предприятиями республики, является одной из наиболее эффективных средств укрепления ее внешнеэкономического потенциала.

В современных условиях одним из главных направлений внешнеэкономической деятельности становится крупномасштабное привлечение иностранного капитала. Он рассматривается как один из основных инструментов модернизации производства, снижения издержек, повышения экспортного потенциала башкирских предприятий.

Экономическая и политическая стабильность, а также характеристика республики как имеющей многоотраслевую структуру экономики с высоким показателем комплексности развития, ее выгодное географическое расположение и значительные запасы природных ископаемых предполагают повышенный интерес со стороны иностранных партнеров и позволяют ей сохранять высокий рейтинг среди регионов России. В общероссийском рейтинге инвестиционного потенциала республика занимает 11, а в рейтинге инвестиционного риска – 8 место.

За годы суверенитета в республике разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту иностранного капитала и инвестиций. Законом РБ «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» предусмотрены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество в случае, если доля иностранных инвестиций в уставном капитале совместных предприятий составляет не менее 30%. Кроме того, правительство Республики Башкортостан осуществляет дополнительную поддержку наиболее важных проектов с иностранными инвестициями путем предоставления государственной гарантии.

В городах Агидель и Кумертау созданы зоны экономического благоприятствования. В них также предусмотрены налоговые льготы для инвесторов. Сведения о доле иностранных инвестиций в РБ за вторую половину 90-х годов представлены на рис. 10.2.

В качестве приоритетных направлений вложений рассматриваются инвестиции, направляемые на освоение природных богатств, развитие сельского хозяйства, создание новых высокотехнологичных производств, строительство и ввод в эксплуатацию незавершенных объектов, экологические мероприятия и развитие инфраструктуры. В малом и среднем бизнесе – это, прежде всего, сфера услуг, туризм, торговля, переработка сельхозпродукции.

В целом, по состоянию на 1 января 2001 года, объем накопленных иностранных инвестиций в республику составил 323,7 млн долларов США, в том числе прямые инвестиции – 47,4 млн, кредиты – 253,6 млн, портфельные – 11,4 млн, прочие – 11,3 млн долларов США.

Читайте также  Инвестиции с высокими процентами по вкладам

Наибольший объем иностранных инвестиций направляется в развитие и реконструкцию предприятий химической и нефтехимической промышленности, металлургии и машиностроения, легкой промышленности и сельского хозяйства. Наиболее активно в республику инвестируют Германия, Великобритания, Италия, Испания, Бельгия, развивается сотрудничество с Китаем и Турцией. Данные о структуре иностранных инвестиций в РБ по странам происхождения капитала за 1998-2000 гг. представлены на рис. 10.3 – 10.5.

Распределение иностранных инвестиций по отраслям: на 2000 год химическая и нефтехимическая промышленность – 34%; сельское хозяйство – 16%; металлургия, машиностроение – 7%; легкая промышленность – 7%; связь- 6%; пищевая промышленность – 5%; торговля – 5%; финансы – 55; управление – 2%; другие – 13%. Данные о структуре иностранных инвестиций в РБ по отраслям экономики за 1998-2000 гг. представлены на рис. 10.6 – 10.8.

Начиная с 1995 года в республике нарастал объем инвестиций, полученных из-за рубежа. Иностранные фирмы, отмечая высокой инвестиционный рейтинг, экономическую и политическую стабильность, проявляют значительный интерес к инвестиционным проектам предприятий республики. В результате на территории РБ успешно осуществляются на данный момент свыше 150 инвестиционных проектов, охватывающих ведущие отрасли экономики, включая предприятия среднего и малого бизнеса.

Перспективным направлением внешнеэкономической деятельности является создание на территории республики совместных предприятий и предприятий со стопроцентной иностранной собственностью. С принятием законов о либерализации внешнеэкономической деятельности, о развитии совместного предпринимательства в республике заметно возросло число таких предприятий. Сегодня в Башкортостане зарегистрировано около 500 совместных и иностранных предприятий (СП), более 75 филиалов и представителей инофирм. Партнерами в созданных СП выступают представители более 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них Германия, Великобритания, США, Австрия, Канада, Испания, Турция, Китай, Болгария, Польша, Венгрия, Украина, Узбекистан, Казахстан и др.

Рост объема инвестиций объясняется повышением активности и совершенствованием делового сотрудничества предприятий РБ с иностранными партнерами. Инвестирование и реализация наиболее эффективных, быстро окупаемых проектов способствует постепенному решению таких проблем, как: освоение невостребованного научно-технического потенциала, продвижение отечественных товаров и производственных технологий на внешнем рынке; содействие в расширении экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств; создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства и т. д.

Совместные иностранные предприятия производят нефтепродукты, строительные материалы, геофизические приборы, пластмассовые изделия, бытовую технику, меховые и швейные изделия, спортивную обувь, продукты питания и др.

На 1 января 2001 года на территории республики зарегистрировано 492 организации с иностранными инвестициями, в том числе: с долевым участием иностранных инвесторов – 299, полностью принадлежащих иностранным инвесторам – 120, филиалов –36, представительств – 37.

Важным фактором привлечения иностранных финансовых ресурсов в республику является наличие рамочных кредитных соглашений между западными и башкирскими банками.

В 1992 году между Правительствами Республики Башкортостан и Свободного Государства Саксония (ФРГ) были подписаны совместное заявление и Финансовый протокол, которые положили начало действующей револьверной кредитной линии на сумму 100 млн немецких марок под гарантии обоих правительств. Протоколом от 4.02.99 действие кредитной линии продлено до 2004 года.

При поддержке Саксонского Правительства и Саксонских банков были реализованы:

— проект ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» по производству этилбензола/стирола – приобретена необходимая документация и технологическое оборудование;

— поставка технологического оборудования цифровой и радиорелейной связи для ОАО «Башинформсвязь».

С целью укрепления технической оснащенности сельского хозяйства и обеспечения сбора и сохранения урожая правительством республики было принято решение о пополнении парка зерноуборочных комбайнов. В 1999 году в рамках Саксонской кредитной линии приобретены 100 зерноуборочных комбайнов фирмы «Case Harvesting Systems GmbH». За весь срок действия Саксонской кредитной линии предприятиями республики освоено 80,4 млн немецких марок.

При поддержке группы итальянских банков, выделивших кредит на сумму 70 млн долларов США, фирмой «Technimont» на ОАО «Уфаоргсинтез» в 1997 году введена в эксплуатацию установка по производству полипропилена мощностью 100 тыс. тонн в год.

За период с 1998 по 2000 годы республикой было закуплено 135 комбайнов бельгийской фирмы «Нью Холланд» на сумму 46 млн немецких марок. Данный проект был реализован в соответствии с кредитными соглашениями между ОАО РИКБ «Башкредитбанк» и банком «KBC Bank N.V.» (Королевство Бельгия) на общую сумму 28 млн немецких марок.

В середине 2000 года германский консорциум АКА, в состав которого входят Дойче Банк, Дрезднер Банк, Байриш ЛБ, возобновил кредитную линию ОАО РИКБ «Башкредитбанк» для финансирования импорта немецких товаров и услуг в Россию. Кредитная линия является безлимитной, срок действия установлен до 31 декабря 2002 года.

Для реализации приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан Кабинетом Министров Республики Башкортостан подписано кредитное соглашение с Гонг-Конг-Шанхайской банковской группой (Московский народный банк, Лондон и Мидленд Банк, Лондон) на сумму 45 млн долларов США.

Наиболее выгодной формой организации новых производств является создание на территории республики совместных предприятий и предприятий со стопроцентной иностранной собственностью.

Примером успешной работы совместных предприятий в республике является ОАЛ «Амстар», на котором введен в эксплуатацию завод по производству пива производительностью 3 млн декалитров в год, построенный за счет инвестиций голландской фирмы «Amsterdam Brevery Investment B.V.».

В целях повышения эффективности использования минерально-сырьевой базы облицовочных и поделочных камней в г. Уфе осуществляет свою работу совместное башкирско-германское предприятие «Башкирский гранит». Предприятие оснащено современным технологическим оборудованием фирмы «Айзенверк Хензель» (Германия). Оборудование позволяет выпускать большой ассортимент изделий из природного камня с высоким уровнем автоматизации производства.

С использованием кредитных ресурсов Европейского Банка Реконструкции и Развития в сумме 22 млн долларов США испанской фирмой «Kelme Internacional» поставлено оборудование для завершения строительства фабрики спортивной обуви и комплектующих изделий на АО «Башкелме». На предприятии ежегодно производится около 1,2 млн пар обуви, 200 тысяч единиц текстильных изделий.

Испанская фирма АО «Переа Маритима»(«Пемар,С.А.»), выполнив требования коммерческого конкурса – безвозмездного финансирования ОАО «Салаватгидромаш» в объеме 800 тыс. долларов США, выкупила пакет голосующих акций предприятия в объеме 16% уставного капитала.

В настоящее время прорабатываются вопросы привлечения инвестиций по следующим направлениям:

— модернизация установки производства этилбензола/стирола;

— производства керамической плитки;

— производство древесноволокнистых плит средней плотности (MDF);

— производства табачных изделий;

— производства безасбестовых прокладочных материалов;

— производства сухих строительных смесей.

Важным для республики остается приобретение технологий для реконструкции и модернизации значительной части производственных мощностей.

Правительство Башкортостана придает большое значение развитию отношений со всеми зарубежными странами: организуются правительственные визиты делегаций, проводятся бизнес-встречи и переговоры с руководством многочисленных фирм и компаний.

В целом анализ деятельности совместных предприятий в РБ свидетельствует о том, что: они занимают важное место в привлечении инвестиций в экономику; создают новые рабочие места, выпускают широкий ряд товаров; способствуют выпуску конкурентоспособной продукции.

Как свидетельствуют специалисты, выгода от привлечения прямых инвестиций заключается в том, что аккумулированный совместными и иностранными предприятиями капитал непосредственно стимулируют производство, способствует созданию дополнительных рабочих мест, использованию передовых технологий и оборудования, привлечению квалифицированной рабочей силы и зарубежных специалистов. Проникая в экономику РБ, иностранный капитал существенно дополняет недостающие национальные ресурсы инвестирования, способствует большей интеграции республики в мировое хозяйство.

Другой эффективной формой инвестиционной деятельности является привлечение иностранных долгосрочных кредитов. Их привлечение в различные отрасли катализирует экспорт товаров и услуг, расширяет возможности инвестирования, и тем самым обеспечивает эффективное развитие и функционирование всего хозяйственного комплекса.

Башкортостан является одним из немногих регионов РФ, осуществляющих сотрудничество с ЮНИДО. В1999 году между Правительством РБ и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию было подписано Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее создание условий для устойчивого промышленного развития Республики Башкортостан. Была определена стратегическая программа мероприятий до 2004 года по следующим направлениям сотрудничества между ЮНИДО и Республикой Башкортостан:

— продвижение незавершенных промышленных объектов;

— политика защиты окружающей среды;

— организация финансирования инфраструктурных проектов с привлечением государственных и частных инвестиций.

Более 150 инвестиционных проектов республики включены в информационные базы данных ЮНИДО.

В рамках данной программы было создано Агентство Республики Башкортостан по иностранным инвестициям, целью которого является оказание помощи предприятиям республики в поиске иностранных инвесторов. Соглашение о сотрудничестве с ЮНИДО предусматривает реализацию Интегрированной программы развития промышленности республики, в том числе предполагает проведение экспертной оценки состояния незавершенных промышленных производств на АО «Полиэф», Ишимбайском химическом заводе катализаторов, АО «Уфахимпром». Осуществляется поддержка и консультационные услуги по строительству международного аэровокзального комплекса в аэропорту «Уфа» и Юмагузинского водохранилища.

Следующим направлением интеграции РБ в мировое хозяйство, которое также целесообразно развивать, является зарубежная инвестиционная деятельность самой республики. Необходимо разобрать программу осуществления инвестиций РБ за рубеж, которая бы предусматривала:

— создание или приобретение предприятий в странах традиционного производства товаров, импортируемых в республику;

Читайте также  Банковские инвестиции в период кризиса

— создание серверных организаций за рубежом по обслуживанию, ремонту и эксплуатации поставляемой республикой оборудования и техники;

— инвестирование капитала РБ в транснациональные компании, функционирующие в странах Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Высокий инвестиционный потенциал республики, рост экономических показателей, наличие законодательной базы в области иностранной инвестиционной деятельности позволяют говорить перспективах развития внешнеэкономического сотрудничества и укрепления позиций и роста конкурентоспособности республики на мировом рынке.

Список литературы

1. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда

переходного периода //Человек и труд. – 2000. – №1. – С.84-86.

2. Газета «Россия»: Москва, 2001 г., №224 (20-27 дек.).

3. Газета «Советская Башкирия» — Известия Башкортостана»: Уфа, 1999,

4. Газета «Вечерняя Уфа»: Уфа , 2001, № 226 (22 ноября).

5. Газета «Вечерняя Уфа»: Уфа, 2001, № 230 (28 ноября).

6. Газета «Деловая Уфа»: Уфа, 2002, №1 (25 января).

7. Гайдар Е.Т. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997. – М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.

8. Заславский И.К. Характеристика труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) // Вопросы экономики .– 1997.– №2.– С.76-91.

9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1978.

10. Кузеев Р.Г., Юлдашбаев Б.Х. 400 лет вместе с русским народом. – Уфа, 1987.

11. Кульбовская Н. О реформировании системы социальных гарантий, выплат и льгот // Человек и труд. – 1998. – №7. – С.13-15.

12. Либман Г., Преснякова Л. «Шведская модель» социальной политики // РЭЖ. – 1993. – №8. – С.88-95.

13. Липпольд Д., Торрес Р. Особенности российского рынка труда // Человек и труд. – 1994. – №9. – С.37-42.

14. Любин Ю., Рюик В. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы //Человек и труд. – 1998. — №12. – С.29-32.

15. Советская Башкирия. Исторические очерки. – Уфа, 1957.

16. Рюик В. Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. – 1998. – №9. – С.19-23.

17. Улин В.И., Янгуразов А.В. Развитие промышленности Башкирии. – Уфа, 1958.

18. Хисматов М.Ф. Башкирия. Экономико-географическая характеристика. – Уфа, 1988.

19. Четвертина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики. – 1997. – №2. – С.102-113.

20. Шафиков Г.Ф. Сегодня – наука, завтра — технология, послезавтра – модернизация промышленности //Экономика и управление. – 1995. – №2.

21. Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов / Под общ. ред. Х.А.Барлыбаева. – Уфа: БГУ, 1998. – 552 с.

22. Экономика и жизнь. — 2000. – №3. – С.2.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и объект региональной экономики………………………4

1.1. Понятие региона и типы региональных образований……………………..4

1.2. Что изучает региональная экономика и ее место в регионалистике и системе экономических знаний…………………………………………………..6

Тема 2. История экономического развития Башкортостана………………9

2.1. Экономическая история Башкортостана в досоветский период………….9

2.1.1. Экономическое развитие территории современного Башкортостана до присоединения к Российскому государству…………………………………….9

2.1.2. Формирование хозяйства края до падения крепостного права………. 11

2.1.3. Развитие капитализма в экономике региона до Великой Октябрьской социалистической революции (конец ХIХ начало ХХ вв.)…………………. 14

2.2. Становление современного народнохозяйственного комплекса Башкортостана (1920-1990 гг.)………………………………………………….17

2.2.1. Восстановление и реконструкция хозяйства Башкирии после революции и гражданской войны………………………………………………17

2.2.2. Превращение Башкирии в крупный промышленный регион в годы довоенных пятилеток……………………………………………………………18

2.2.3. Экономическое развитие республики в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………………………………..19

2.2.4. Экономика Башкортостана в послевоенный период (1945-1980 гг.)….20

2.2.5. Народное хозяйство республики на пороге экономических реформ (1980-1990 гг.)……………………………………………………………………22

Тема 3. Экономический потенциал Республики Башкортостан…………24

3.1. Природно-географическая характеристика и экономическое районирование…………………………………………………………………. 24

3.2. Топливно-энергетические ресурсы республики………………………….29

3.3. Прочие полезные ископаемые и природные ресурсы……………………31

3.4. Земельные ресурсы сельского хозяйства…………………………………33

3.5. Состояние основных фондов и строительный комплекс РБ……………34

3.6. Транспортная система Башкортостана……………………………………37

3.7. Общая оценка народнохозяйственного потенциала……………………..40

Тема 4. Становление отношений собственности и развитие форм предпринимательства …………………………………………………………41

4.1. Особенности формирования отношений собственности…………………41

4.2. Собственность на землю, природные ресурсы……………………………43

4.3. Методы государственного регулирования собственности……………….45

4.4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..47

4.5. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике Башкортостана…………………………………………………………………..48

Инвестиционная политика Башкортостана. Анализ

7. Инвестиционная политика Башкортостана. Анализ.

Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как части целостной системы организации и управления народнохозяйственным комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.

В современных условиях, когда народное хозяйство страны переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне краев, областей и бывших автономных образований.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала. Так или иначе, им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией ресурсов, определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению баланса взаимных интересов, то есть обеспечивает эффективное распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении программы приватизации на подведомственной территории, в определении механизма стимулирования развития территории через фонд имущества, инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги, аренду помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для социального и экономического развития региона отраслях.

Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику на федеральном уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством.

В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов. Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и необходимость обновления большей части производственных фондов во всех отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем: учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным, что будут учтены потребности отдельных регионов.

Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской деятельности в отдельных регионах.

Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только свои интересы.

Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям, прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на региональном размещении иностранных инвестиций.

Все это обусловливает необходимость коренного пересмотра отношения к проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь, значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического развития региона.

Читайте также  Прямых эффектов от прямых зарубежных инвестиций

В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность. Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны.

Проблемы повышения инвестиционной привлекательности Башкортостана

Стратегическим достижениям республики является более осмотрительный подход к реформам и более высокий уровень ее самостоятельности в составе РФ по сравнению с рядом других регионов. Благодаря этому Башкортостан сохранил свое сельскохозяйственное производство, научно-технический потенциал, государственный контроль над производственным потенциалом республики, политическую стабильность. Одновременно наступает новый этап реформ, и все понимают, что появились новые серьезные проблемы и надо их каким-то образом решать.

Анализ позволяет выделить 9 стратегических проблем Башкортостана:

1) Минерально-сырьевая база. Сокращение добычи полезных ископаемых, в том числе, нефти на 30 %.

2) Недогрузка нефтеперерабатывающих предприятий.

3) Электро- и теплоэнергетика. Башкортостан из экспортера электроэнергии превращается в импортера.

4) Невостребованность оборонного, машиностроительного комплекса.

5) Сельское хозяйство. Только на 80 % обеспечиваются потребности населения республики в сельскохозяйственной продукции.

6) Развитие транспорта. Учитывая географическое положение (между Азией и Европой), Башкортостан мог бы стать крупной транзитной зоной с развитой инфраструктурой.

7) Ресурсный потенциал РБ, производственные возможности и развитая транспортная инфраструктура создают предпосылки для эффективной внешнеэкономической деятельности.

8) Экология. Серьезные экологические проблемы последних лет ослабили внимание к вопросам экологической безопасности.

9) Инвестиции. Анализ сводного финансового баланса Башкортостана за 1999 год показывает его социальную направленность – 35 % бюджета расходуется на социальную сферу, а на инвестиции остается только 3 %, но и из этих трех процентов больше половины – это непроизводственная сфера. Ясно, что необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Кабинетом Министров РБ разработана Программа повышения инвестиционной привлекательности РБ, которая предусматривает законодательное обеспечение привлечения инвестиций, а также систему мероприятий и презентационных материалов, подчеркивающих его сильные стороны. Это и разработка паспортов республики, ведущих городов и районов; аналитические справочники предприятий; базы данных инвестиционных проектов; региональные центры проектного финансирования для подготовки бизнес-планов по международным стандартам; выставка-презентация инвестиционных проектов и формирование республиканских гарантийно-залоговых и страховых фондов.

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Башкортостан

Проблемы кризиса платежеспособности отечественных предприятий сложны, многогранны, соответственно и многовариантны пути финансового оздоровления народного хозяйства.

Вместе с тем в мировой и российской практике уже сложилась устойчивая система реформирования государственных финансов в условиях обострения проблемы взаимных платежей. Данная система представляет собой формирование источников внутреннего финансирования государственных расходов путем заимствований на национальном и региональном рынках, а также переоформления сложившегося государственного долга или бюджетной задолженности в государственные долговые обязательства.

Одной из важнейших особенностей формирования бюджетов различных региональных уровней в современных условиях является сужение базы формирования доходной части бюджетов регионов и их внебюджетных фондов за счет налогов и нормируемых отчислений, при этом все большая часть расходов возлагается на бюджеты субъектов РФ.

Поскольку регулирование налогообложения и трансфертные платежи находятся в компетенции федеральных органов, решение финансовых проблем регионов можно видеть только в расширении источников дохода за счет неналоговых поступлений. Перспективным направлением привлечения значительных финансовых ресурсов для субъектов РФ и муниципальных образований является проведение региональных облигационных и иных видов займов. Эмиссия ценных бумаг различных типов, рассчитанных на разных инвесторов, с разной целевой функцией, с разным обеспечением, взаимно дополняющих друг друга в обращении на первичном и вторичном рынках, сочетающаяся с комплексом бюджетных мероприятий и использованием целевых кредитных линий, способна привести к ощутимому оздоровлению финансовой системы регионов.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

Þ достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

Þ ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

Þ радикализация борьбы с преступностью;

Þ торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

Þ пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

Þ мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

Þ внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

Þ запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

Þ предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

Þ формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Þ В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

Þ принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

Þ создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

Þ создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

Þ разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

1. Липсиц И.В., Коссов В.В. «Инвестиционный проект», М: 1998.

2. Лузина И.А. «Государственное регулирование экономики», Уфа: 1998.

3. Журнал «Закон», № 12 – 1999.

4. Журнал «Экономика и управление», № 2 – 1999, № 1 – 2000.

5. Региональная информационная система: http://www.infomost.ru

6. Анализ инвестиционной политики России: http://www.park.ru

7. Скугорев Ю. «АКДИ Экономика и жизнь»: http://www.akdi.ru

8. Закон РБ от 20 июня 1991 года «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» (дополнение от 15 декабря 1997 года).

9. Акты Правительства РФ (сайт Министерства науки и технологий РФ): http://www.minstp.ru/docs.html

10. Материалы по ссылкам поисковых сайтов www.rambler.ru и www.yahoo.ru

11. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. с изменениями, внесенными федеральными законами от 19 июня 1995 г. и от 25 февраля 1999 г.

12. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.

13. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.

14. Федеральный Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г.

Источники: http://economy-ru.info/info/125232/, http://studopedia.su/14_91499_inostrannie-investitsii-v-ekonomike-bashkortostana.html, http://www.kazedu.kz/referat/77434/6

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто