Системы привлечения инвестиций в регионы

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой экономики России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался его стабильный спад. В 2016 году тенденция сохранялась, однако по итогам 2017 года приток инвестиций в основной капитал в России на 4,4% и составил 15,9 триллионов рублей.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2011-2017 годах, в % к предыдущему периоду

Основными отраслями для инвестирования остаются транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью, услуги.

В общем объеме инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов, по данным за 2017 год, составила менее 8%. Объемы кредитования юридических лиц, несмотря на появившийся рост в 2016 году, вновь снизился.

Источники привлечения средств (% из числа опрошенных, респонденты могли пользоваться несколькими источниками финансирования)

Данные выводы подтверждают и многочисленные рейтинги, оценивающие условия ведения бизнеса в стране, прежде всего, Doing Business (составляется группой Всемирного банка), хотя по итогам 2016 года Россия поднялась с 51-го на 40-е место среди 190 стран, а по итогам 2017 года – на 35-е. Об этих же тенденциях свидетельствует и проведенный ТПП РФ опрос регионального предпринимательского сообщества «Финансы для бизнеса», участие в котором приняли свыше 120 организаций различных форм собственности из 30 субъектов Российской Федерации.

Предприниматели, оценивая источники финансирования, закономерно отмечают наибольшую доступность банковского кредитования, при этом, по мнению опрошенных, наименее доступен для бизнеса сегодня иностранный капитал и средства государственных институтов развития (без учета реализуемых мер государственной поддержки предпринимательства). При этом, наибольший риск, с которым сталкивались респонденты при привлечении инвестиций и финансирования, заключается в изменении процентной ставки и курсовой разницы.

Одной из важных проблем, тормозящих накопление основного капитала в России, являются высокие процентные ставки по кредитам. По оценкам участников опроса, снижение доступности кредитных ресурсов стало одним из негативных изменений в экономике, произошедших в 2015-2017 годах. К ним также отнесено снижение спроса как внутреннего, так и внешнего, а также изменение политики взаимодействия с поставщиками и условий поставки товаров и услуг.

Учитывая результаты исследования, можно сказать, что оживление экономики возможно при сочетании двух факторов: доступа к кредитным средствам вместе с активизацией поддержки экспорта. В таком случае, по нашему мнению, предприятия смогут не только активно конкурировать на внешнем рынке, но и довести внутренний спрос до предкризисного уровня.

Если говорить об инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране, то по данным Банка России по итогам 2017 года объем прямых иностранных инвестиций достиг 27,9 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышает результаты 2016 года, по итогам которого зарубежные инвесторы вложились в 205 проектов в России: этот показатель оказался одним из самых высоких за последние годы. Россия оказалась на седьмом месте в рейтинге европейских стран по активности международных инвесторов, а в сравнении с 2015 годом число проектов с использованием прямых иностранных инвестиций выросло более чем на 60%.

Оценка рисков, с которыми сталкивались респонденты при привлечении инвестиций (балл, 1 — минимальный риск, 4 — максимальный риск)

Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику по-прежнему остается Западная Европа. В прошлом году инвесторы из стран Западной Европы, прежде всего из Германии и Франции, вложили средства в 63 проекта. Несмотря на введение ограничений, а также непростую макроэкономическую ситуацию, количество профинансированных проектов со стороны США продолжает расти, в 2016 году их число составило 38 проектов – рекордный показатель с 2005 года.

Читайте также  С чего лучше начать инвестиции

Подготовлено Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ

Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций

Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, привлечение иностранных инвестиций основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.

Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала.

При этом выделить по крайней мере три блока отраслей, в которых:

  • а) запрещен доступ иностранного капитала;
  • б) доступ иностранного капитала ограничивается и возможен только после получения лицензии;
  • в) предприятия с иностранными инвестициями создаются на тех же условиях, что и отечественные.

Отбор должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

  • 1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (добыча алмазов, электроэнергетика), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;
  • 2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);
  • 3) реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;
  • 4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.

При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона.

Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций — определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику региона в зависимости от размера внутреннего регионального продукта или объема валовых инвестиций.

Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:

  • • реализация крупных инвестиционных проектов;
  • • развитие и модернизация традиционной промышленной базы;
  • • организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, занятость, экология и т.д.) либо насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

Реализация каждого из намеченного выше направлений использования иностранных инвестиций в регионе нуждается в четком разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. При этом контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Наоборот, третье направление нуждается лишь в выработке четких правил игры, возможно, более лояльных по отношению к иностранным инвесторам, чем общероссийские нормы. Помимо этого будет необходимо применение дифференцированных подходов, т.е. оригинальных, адекватных им способов реализации или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.

К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового НТП в российскую экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия.

К ним относятся, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

Перспективы привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации

Для анализа перспектив инвестиционной деятельности в регионах необходимо рассмотреть не только механизмы привлечения инвестиций, но и общие тенденции развития экономики страны. В настоящее время большая часть инвестиций в экономику РФ осуществляется из государственных источник. Частные инвестиции поступают от резидентов РФ и неризидентов. Судя по основным странам-инвесторам в экономику РФ и данным об оттоке капитала из РФ можно судить то том, что значительная часть инвестиций из зарубежных стран являются инвестициями российских компаний, которые до этого были вывезены в другие страны. Это говорит о том, что Россия не явялется настолько привлекательной страной для иностранных компаний и инвесторов, как об этом принято говорить, так как можно выделить несколько целей, которыми могут руководстоваться иностранные инвесторы, вкладывая деньги в экономику нашей страны:

  • · спекулятивные цели;
  • · отрытие производства для работы на внетренний рынок;
  • · инвестирование в высоко-эффективные отрасли экономики РФ.
Читайте также  Зпиф особо рисковых венчурных инвестиций стартрек

Россия не имеет дешевую рабочую силу, как в Китае и других развивающихся странах, поэтому приток инвестиций для отрытия экспортноориентированных трудозатраных производств в большинстве случаев не является целесообразным. Россия имеет не так много высококонкурентных отраслей, в которые можно было бы вкладывать денежные средства. Экономика России замедляется, об этом свидетельствуют данные Министерства экономического развития РФ, поэтому спекулянты не могут рассчитывать на прирост стоимости активов в будущих периодах. В связи с этим, можно говорить о том, что инвестициями в экономику России, способными стимулировать модернизацию экономики и ее развитие могут стать государственные инвестиции и частные (с целью работы на внутренний рынок), но для этого необходимо пересматривать существующую государственную политику, увеличивать вложения государственных корпораций, которые в настоящее время обеспечивают около 30% всех инвестиций в экономику России, а также повышать качество инвестиционного климата.

В период с 2000 годов начался процесс централизации власти, который привел к пересмотру бюджетно-налоговой политики, системы управления и развития регионов. У проводимой политики были как плюсы, так и минусы политики — было создано большое количество институтов развития страны, обеспечивающих функционирование механизмов привлечения инвестиций в экономику регионов. Торгово-промышленная палата, компании, входящие в структуру «Внешэкономбанка», государственные корпорации, международные организации и инстутуты развития, профильные Министерства РФ, региональные инстутуты развития — все эти институты обеспечивают механизмы привлечения инвестиций, однако при нынешнем виде государственной политики их деятельность не является эффективной. Мешает коррупция, административные барьеры, коррупция, квалификация и уровень образования кадров как в государственном, так и в частном секторе.

Существует большая разница в уровне развития регионов, уровне их инвестиционных потенциалов. Богатые природными ресурсами активно развиваются, в то время как остальные субъекты РФ испытывают острый дефицит средств на развитие. Система межбюджетных отношений централизирует налоговые поступления в федеральном центре, а затем распределяет их в региональные бюджеты в виде дотаций, субсидий и субвенций, предоставляются рамках федеральных целевых программ, программ долгосрочного развития. В настоящеевремя в РФ существует 90 категорий межбюджетных субсидий и около двадцади видов субвенций. Так как регионам необходимо иметь сбалансированный бюджет, существенная социальная нагрузка снижает возможности регионов по инвестиционному развитию из-за дефицита средств. Поступающие из федерального бюджета средства расходуются на решение текущих проблем, так как крайне высок износ основных фондов страны. Крайне мало средств остается на государственные инвестиции из регионального бюджета. Субъекты РФ имеют право предоставлять налоговые льготы по региональным налогам, стимулируя приток инвестиций и не отвлекая денежные средства из регионального бюджета. Однако данные меры не являются существенным фактором для инвестора, при принятии решения о вложении денежных средств.

Необходимо реформировать систему межбюджетных отношений, предоставляющую значительно больше стимулов регионам и муниципалитетам к экономическому росту. Следует вводить различные показатели эффективности деятельности различных органов государственной власти, которые в дальнейшем будут складываться в рейтинги регионов. На основании комплексных оценок распределять межбюджетные трансферты. Огромное расслоение в уровне доходов населения, коррупция, не высокая эффективных отдельных государственных структур приводят к тому, что финансовые ресурсы поступающие в центр используются не эффективно. Деньги Резервного Фонда, так необходимые для модернизации инфраструктуры России, обновления основных фондов направляются в финансовые бумаги иностранных организаций. Топ-менеджмент различных государственных компаний часто оказывается втянут в коррупционные скандалы, Центральный Банк устанавливает высокую ставку рефинансирования, которая в результате сказывается на стоимости заемных денег для компаний, и, в конечном итоге, на конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг.

Читайте также  Обоснования решений по зарубежным инвестициям

В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, для повышения эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:

  • 1. повышать качество инвестиционного климата;
  • 2. значительно увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру;
  • 3. изменять кредитно-денежную политику ЦБ РФ;
  • 4. разрабатывать программы комплексного развития территорий регионов, проводить экономическое обоснование целесообразности развития той или иной отрасли в регионе. Другими словами, необходимо создание аналога существовавшего во времена СССР «Госплана»;
  • 5. пересматривать налогово-бюджетную систему Российской Федерации с целью перераспределения финансовых потоков — повысить экономическую самостоятельность субъектов РФ;
  • 6. реструктуризировать и пересматривать типы субсидий, снижать количества субсидий путем объединения нескольких типов субсидий в одну более крупную;
  • 7. формулировать на ежегодной основе приоритетные сферы вложения государственных средств в регионы РФ;
  • 8. установить четкие критерии оценки эффективности использования федеральных средств;
  • 9. повышать уровень квалификации кадров;
  • 10. разрабатывать системы стимулирования регионов к инвестиционному развитию;
  • 11. разработка федерального законодательства, регламентирующего условия государственно-частного партнерства.

Еще один немаловажный вопрос, который необходимо затронуть, рассматривая вопросы привлечения инвестиций и механизмов их привлечения — это конечная цель привлечения инвестиций. Государственной задачей является повышение качества жизни, которая может быть достигнута за счет экономического роста. В настоящее время, большинство механизмов привлечения инвестиций в основном ориентированы на крупный бизнес, и игнорируют интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. В России частная собственность средств производства сконцентрирована в руках небольшой группы россиян, а также зарубежных инвесторов, поэтому привлечение инвестиций в крупные проекты существенно не скажется на росте благосостояния жителей региона, так как уровень зарплат сотрудников открывающихся предприятий в большинстве случаев устанавливается как средний показатель заработной платы по региону. Несомненно, привлеченные при помощи различных механизмов инвестиции в регионы положительно сказываются на снижении безработицы, росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, но качественно не меняют уровень жизни населения, а в некоторых случаях и снижают его. Так, например, открытие крупного торгового центра приводит к закрытию ряда малых торговых предприятий. В связи с этим необходима переориентация механизмов привлечения инвестиций с привлечения инвестиций в крупные проекты, на малый и средний бизнес. В России вклад МСК в ВВП страны находится на уровне 20%, в то время как в США вклад субъектов МСП в ВВП страны составляет более 50 процентов, в развивающемся Китае этот показатель более 60%.

Все больше экспертов и представителей российского и международного делового сообщества говорят о необходимости реформ в Российской Федерации, модернизации инфраструктуры и обновлении основных фондов, без которого не возможно дальнейшее развитие и эффективное функционирование системы. Это понимает и руководство страны и постепенно проводит необходимые изменения. По мере изменения государственной политики и инвестиционного климата будет меняться роль и эффективность механизмов привлечения инвестиций, которые в будущем сыграют еще более важную роль в развитии регионов,

Источники: http://investment-in-russia.com/site/page?view=INVEST, http://studref.com/452381/buhgalterskiy_uchet_i_audit/strategiya_sposoby_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy, http://studwood.ru/786049/finansy/perspektivy_privlecheniya_investitsiy_regiony_rossiyskoy_federatsii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто