Сотрудничество регионов в привлечении инвестиций

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой экономики России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался его стабильный спад. В 2016 году тенденция сохранялась, однако по итогам 2017 года приток инвестиций в основной капитал в России на 4,4% и составил 15,9 триллионов рублей.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2011-2017 годах, в % к предыдущему периоду

Основными отраслями для инвестирования остаются транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью, услуги.

В общем объеме инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов, по данным за 2017 год, составила менее 8%. Объемы кредитования юридических лиц, несмотря на появившийся рост в 2016 году, вновь снизился.

Источники привлечения средств (% из числа опрошенных, респонденты могли пользоваться несколькими источниками финансирования)

Данные выводы подтверждают и многочисленные рейтинги, оценивающие условия ведения бизнеса в стране, прежде всего, Doing Business (составляется группой Всемирного банка), хотя по итогам 2016 года Россия поднялась с 51-го на 40-е место среди 190 стран, а по итогам 2017 года – на 35-е. Об этих же тенденциях свидетельствует и проведенный ТПП РФ опрос регионального предпринимательского сообщества «Финансы для бизнеса», участие в котором приняли свыше 120 организаций различных форм собственности из 30 субъектов Российской Федерации.

Предприниматели, оценивая источники финансирования, закономерно отмечают наибольшую доступность банковского кредитования, при этом, по мнению опрошенных, наименее доступен для бизнеса сегодня иностранный капитал и средства государственных институтов развития (без учета реализуемых мер государственной поддержки предпринимательства). При этом, наибольший риск, с которым сталкивались респонденты при привлечении инвестиций и финансирования, заключается в изменении процентной ставки и курсовой разницы.

Одной из важных проблем, тормозящих накопление основного капитала в России, являются высокие процентные ставки по кредитам. По оценкам участников опроса, снижение доступности кредитных ресурсов стало одним из негативных изменений в экономике, произошедших в 2015-2017 годах. К ним также отнесено снижение спроса как внутреннего, так и внешнего, а также изменение политики взаимодействия с поставщиками и условий поставки товаров и услуг.

Учитывая результаты исследования, можно сказать, что оживление экономики возможно при сочетании двух факторов: доступа к кредитным средствам вместе с активизацией поддержки экспорта. В таком случае, по нашему мнению, предприятия смогут не только активно конкурировать на внешнем рынке, но и довести внутренний спрос до предкризисного уровня.

Если говорить об инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране, то по данным Банка России по итогам 2017 года объем прямых иностранных инвестиций достиг 27,9 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышает результаты 2016 года, по итогам которого зарубежные инвесторы вложились в 205 проектов в России: этот показатель оказался одним из самых высоких за последние годы. Россия оказалась на седьмом месте в рейтинге европейских стран по активности международных инвесторов, а в сравнении с 2015 годом число проектов с использованием прямых иностранных инвестиций выросло более чем на 60%.

Оценка рисков, с которыми сталкивались респонденты при привлечении инвестиций (балл, 1 — минимальный риск, 4 — максимальный риск)

Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику по-прежнему остается Западная Европа. В прошлом году инвесторы из стран Западной Европы, прежде всего из Германии и Франции, вложили средства в 63 проекта. Несмотря на введение ограничений, а также непростую макроэкономическую ситуацию, количество профинансированных проектов со стороны США продолжает расти, в 2016 году их число составило 38 проектов – рекордный показатель с 2005 года.

Подготовлено Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ

Агентства по привлечению инвестиций и развитию

Процесс инвестирования на государственном уровне требует постоянного усовершенствования и развития.

Немаловажную роль в этом играют различные организации и учреждения, целью которых является разработка стратегических планов развития отдельных регионов и их экономических субъектов, а также привлечения инвестиций для воспроизводства их основного капитала. Основными участниками этого важного для экономики государства процесса являются агентства инвестиционного развития.

Агентство инвестиционного развития представляет собой государственный орган, работающий на региональном уровне, и несущий ответственность за развитие предприятий разных отраслей экономики и их инфраструктуры.

Функции агентства инвестиционного развития

  1. Поддержку действующего бизнеса и формирование стимулов для создания нового.
  2. Создание привлекательного инвестиционного климата.
  3. Стимулирование развития народного хозяйства.
  4. Стимулирование развития производственной инфраструктуры.
  5. Внедрение высокотехнологического и инновационного оборудования с целью увеличения продуктивности труда и капитализации действующих предприятий.
  6. Привлечение частных инвесторов.
  7. Создание благоприятных условий для социального и культурного развития регионов.
  8. Предоставление консультационных услуг предпринимателям, к которым относят разработку бизнес-планов, формирование аналитических отчётов и презентаций.
Читайте также  Бюджетное финансирование инвестиций доход от

Каждое агентство инвестиций в своей деятельности руководствуется федеральной и региональной законодательной базой, которая регулирует экономические отношения в сфере инвестирования.

В инвестиционном процессе также активно участвуют агентства по привлечению инвестиций. В широком понимании агентство по привлечению инвестиций представляет собой структуру, занимающуюся разработкой и воплощения стратегических планов, согласно которым осуществляется вовлечение средств инвесторов (частных и государственных) в инвестиционную деятельность.

Функции агентства по привлечению инвестиций

Контроль над деятельностью инвестиционных субъектов, подчиняющихся органам самоуправления.

Работа с инвестиционными проектами, а именно: сопровождение их отдельного этапа, подбор инвесторов и других спонсоров на территории административно-территориальной единицы.

Организация работы со всеми инвесторами согласно схеме «одного окна».

Организация консультаций по всем вопросам, которые тем или иным способом связанны с инвестиционной деятельностью и инвестиционным климатом региона. Сюда входит работа с документами, аналитика, прогнозирование.

Любое инвестиционное агентство по привлечению инвестиций концентрируется на приоритетных отраслях экономики региона. Это можно увидеть на примере Приморского края РФ.

Приоритетными инвестиционными целями этой административно-территориальной единицы являются:

усовершенствование транспортной инфраструктуры,

развитие инноваций и высоких технологий,

усовершенствование процесса транзитных перевозок,

усовершенствование отдельной экономической зоны.

Агентство прямых инвестиций – это независимое учреждение, представляющее собой компанию, предоставляющую услуги, связанные с консалтингом и инвестированием.

Консультации касаются:

оценки бизнес-проектов, бизнес-планов и действующих компаний,

оценки рисков, конъюнктуры рынка,

процессов реорганизации действующих предприятий.

В компетенцию агентства прямых инвестиций также входит предоставление услуг для органов государственной власти. Речь идёт о разработке и презентации планов развития региональных и отраслевых структур.

Особую роль в глобальном инвестиционном процессе играет Российское инвестиционное агентство. Оно финансируется внебюджетными средствами и выполняет широкий спектр функций. Создание этого органа продиктовано необходимостью привлечения иностранных инвесторов к развитию и усовершенствованию экономики страны.

Благодаря Российскому инвестиционному агентству все инвесторы будут получать достоверную информацию о развитии и перспективах того или иного региона, его инвестиционном климате, возможностях и рисках. К каждому инвестору здесь подходят индивидуально.

Агентство инвестиций ведёт активную деятельность на международной инвестиционной арене. В частности речь идёт о сотрудничестве с инвестиционными агентствами других государств.

К функциям агентства относят:

выстраивание деловых связей с зарубежными инвесторами;

оперативное представление данных, касающихся инвестиционных объектов, инвестиционного климата в регионе, по запросу зарубежных контрагентов;

управление инвестиционными проектами, продвижение проектов на уровне отдельных регионов и отраслей экономики;

усовершенствование работы региональных инвестиционных агентств, которое заключается в проведении семинаров и тренингов на примере зарубежных агентств.

Чтобы стать инвестором, нерезидент, желающий вложить капитал в развитии экономики России должен:

иметь разрешение на работу, однако это условие не касается граждан СНГ и граждан, желающих иметь российское гражданство, а также тех, кто занимается установкой оборудования, присланного иностранным поставщиком;

представить разрешение на работу с целью получения визы.

Процедура получения разрешения на работу значительно упрощается для контрагентов, которые представляют собой высококвалифицированных сотрудников.

Иностранные контрагенты при организации работы на территории РФ имеют возможность:

организации прямых продаж,

заключения контрактов на оптовые продажи,

формирование представительства или дочернего предприятия компании, находящейся в стране инвестора.

Агентство стратегических инвестиций представляет собой отдельную структуру Комитета по стратегическим проектам и инвестициям Санкт-Петербурга. Выбор этого мегаполиса был неслучайным, так как он представляет собой одним из самых развитых населённых пунктов России.

Санкт-Петербург не случайно был выбран в качестве города, в котором была создана такая организация. Всё дело в том, что в этом городе объединены особые экономические зоны. Приоритетными видами экономической деятельности считают микроэлектронику, биомедицину, инновационное приборостроение, технологии энергосбережения и коммуникации.

Резиденты экономических зон имеют льготы, касающиеся налогообложения и таможенных сборов. Также им в упрощённом режиме предоставляются права на земельные участки и льготную арендную плату.

Инвестиционный климат Санкт-Петербурга имеет высокие показатели качества, которые сохраняются на протяжении многих лет. К тому же город представляет собой один из самых крупных транспортных узлов, который соединяет страны Скандинавии и Европу.

Санкт-Петербург славится тем, что он является городом, в который стремятся высококвалифицированные кадры со всей страны, что формирует стабильно высокое предложение рабочей силы. Также Санкт-Петербург является развитым культурным центром, что и представляет собой привлекательный для международных и российских инвесторов фактор.

Основными задачами этой структуры являются:

создание необходимых условий, способствующих реализации инвестиционных проектов, имеющих для города стратегически важное значение;

содействие развитие инвестиционной информации;

содействие усовершенствованию инвестиционного климата города.

Направления деятельности таковы:

организация разработки, формирования и подтверждения всех видов инвестиционной документации;

Читайте также  Проблемы долгосрочных инвестиций в рф

проведение конкурсов на определение лучшего инвестора для того или иного бизнес-проекта;

исследование и выбор территории для возведения предприятий;

технологическое сопровождение бизнес-проектов;

постоянное проведение тематических форумов, встреч, презентаций;

активное участие в социальных программах региона.

Представители агентства проводят информационную работу во многих регионах страны, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Функции инвестиционного совета и его отличия от комитета.

Федеральная адресная инвестиционная программа: её суть и применение.

Политика России в сфере инвестирования, ее суть и контроль над регионами.

Инвестиционный климат России, его суть и оценка.

Какие механизмы привлечения инвестиций в регионы наиболее эффективны и во что выгодно вкладывать?

Анна Нестерова, член президиума генерального совета «Деловой России», основатель компании ООО «Глобал Рус Трейд»:
— В последние годы появилось большое количество инструментов, которые помогают регионам предпринимать максимальные усилия по привлечению инвестиций. В частности, в прошлом году президент Владимир Путин подписал закон, в рамках которого регионы наделяются полномочиями снижать региональную часть налога на прибыль до 10%, а федеральная составляющая (2%) может быть отменена. Эта мера, равно как и возможности, появляющиеся благодаря введению в работу так называемого специального инвестиционного контракта, являются системообразующими вехами в развитии инвестиционного климата.

Одним из наиболее интересных и эффективных способов привлечения инвестиций в регионы стало создание особых экономических зон (ОЭЗ) или аналога — территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Эти инструменты не просто позволяют получить готовую основную инфраструктуру по льготным ставкам, налоговые, таможенные и амортизационные льготы, а способствуют существенному снижению административных барьеров.

Еще один зарекомендовавший себя инструмент — это индустриальные парки. Кроме этого, существует большое количество институтов развития, которые помогают с гарантиями, финансированием или лизингом. В частности, Региональный фонд развития промышленности (РФРП), Фонд развития и финансирования предпринимательства, Региональная лизинговая компания, гарантийные фонды, а также группа Российского экспортного центра.

Основные риски для инвесторов лежат в традиционных областях: защита прав собственности, несовершенство судебной системы, коррупция. Кроме этого всегда существуют риски, связанные с политической ситуаций, в частности санкции, введение в действие и отмена контрсанкций.

Евгений Дорошенко, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Южном федеральном округе:
— Действенный инструмент — предоставление налоговых льгот инвесторам по региональным налогам, планируемый объем по которым в Ростовской области составляет порядка 1,5 млрд руб. В регионе продолжают предоставляться субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по рублевым и валютным кредитам на реализацию инвестпроектов. Инвесторы могут претендовать и на получение инженерных субсидий. Дополнительным инструментом с 2011 года является включение приоритетных для региона инвестпроектов в «губернаторскую сотню». Успешно реализовано 44 крупных проекта на сумму 134,4 млрд руб., позволившие создать в регионе свыше 13 тыс. новых рабочих мест.

Проблемой для инвесторов являются инфраструктурные ограничения. Другие ограничения — финансовые: высокая стоимость заемных средств, особенно при долгосрочных займах, отсутствие достаточного залогового обеспечения, процедурные сложности при получении кредита. Есть проблемы сбыта готовой продукции: трудности представления продукции местных товаропроизводителей в торговых сетях и снижение потребительского спроса.

Для решения проблем технологического присоединения к сетям необходимы снижение его стоимости для инвесторов и сокращение сроков присоединения, увеличение объема поддержки. Важно осуществление детального анализа технологического присоединения, а также действующих тарифов. Необходимо создание единого областного калькулятора, размещенного на региональных порталах, предусматривающего выбор организационно-правовой формы заявителя, вида технологического присоединения, а также ряда переменных величин для предварительного расчета стоимости подключения к инженерным сетям. Еще одна мера — информирование субъектов МСП о реализации «Программы 6,5» (льготного кредитования).

Анатолий Рыков, первый заместитель главы города Сочи:
— Большое значение для развития регионов имеют институты инновационного развития — инструмент формирования экономики будущего, реализации долгосрочных приоритетов. Например, формами поддержки субъектов инновационной деятельности в Краснодарском крае являются установление для них пониженной налоговой ставки налога на прибыль, предоставление льгот по уплате налога на имущество организаций, по иным налогам в части средств, зачисляемых в краевой бюджет, налогового кредита и иной финансовой поддержки в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. Также это субсидии, премии, оказание информационной поддержки в СМИ, организация конференций, круглых столов.

Приоритетные направления для инвестиций нашего региона — это санаторно-курортная деятельность, строительство, потребительский рынок и сфера услуг. В городе реализуются такие проекты, как строительство центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка» на территории Адлерского района (северный склон хребта Аибга), строительство аквапарков, торгово-развлекательного центра. Для курортного города сегмент потребительского рынка — это неотъемлемая часть его привлекательности.

В постолимпийский период уже реализованы проекты организаторов скайпарка: многофункциональный подвесной пешеходный переход с аттракционами и строительство спортивно-туристического комплекса «Апарт-отель» категории «три звезды» в Адлерском районе.

Читайте также  Банком с иностранными инвестициями признается

Степень риска инвестора при получении ожидаемой доходности от проекта существует всегда, не только в сложившейся экономической ситуации на сегодняшний день. Поэтому основополагающее инвестиционной политики — создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности.

Александр Полиди, д. э. н., профессор, партнер консалтинговой компании «АРКА-Групп»:
— С моей точки зрения, наиболее эффективные меры по стимулированию инвестиционной активности представлены тремя направлениями.

Первое — отсутствие бюро-кратических и административных барьеров для бизнеса в части регулирования и надзора; причем это касается не только вновь создаваемых компаний и проектов, но и действующего бизнеса. Не на уровне деклараций и увещеваний (как в случае с незаконностью проверок для МСБ), а реальное отсутствие административного давления. Сюда же отнесу стабильность и предсказуемость региональной регулятивной политики по отношению к отдельным отраслям и инвесторам.

Второе — меры по повышению доходности инвестиций: налоговые каникулы, например в части налогов, зачисляемых в региональный бюджет; различные формы субсидирования кредитных и лизинговых ставок и гарантирования кредитов.

Третье — обеспечение доступности инженерных сетей, исключение скрытых инвестиционных затрат, например по созданию недостающей инфраструктуры — как инженерной, так и социальной. Разумеется, это требует государственных инвестиций в инфраструктуру и более жесткой антимонопольной политики по отношению к поставщикам услуг базовых естественных монополий.

Инвесторы изначально настроены на риск — инвестиции идут туда, где совокупный риск перекрывается потенциальной доходностью инвестиций. Но системные риски, связанные с избыточностью административного давления на бизнес, нестабильностью макроэкономической конъюнктуры, и, самое главное, отсутствие в стране и регионе действительно внятной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития — наиболее чувствительные моменты, которые не могут быть нивелированы качеством менеджмента инвестиционных проектов.

Руслан Халилов, управляющий партнер ООО «Фонд прямых инвестиций»:
— Стимулирование инвестиционной активности в регионах осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и административных. К мерам финансовой поддержки инвесторов относятся налоговые льготы на региональном уровне, компенсации части процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, инвестиционный налоговый кредит, рассрочка налоговых платежей, предоставление госгарантий.

В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности регионы могут оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т. д. Если говорить о Республике Татарстан, то руководители нашего региона активно работают над привлечением инвестиций.

На наш взгляд, самые эффективные инвестиции — это развитие реального сектора экономики. Наши успешные проекты подтверждают тезис о том, что именно инвестирование в деятельность производственных компаний позволяет инвестиционным компаниям активно развиваться.

Основной риск для любого инвестора — это, конечно же, невозврат средств. Минимизировать его можно только за счет тщательного предварительного анализа субъекта инвестирования и внедрения стандартов ведения бизнес-процессов внутри компании, на чем мы как инвестор настаиваем. Взамен компания-партнер получает от нас, помимо финансовых средств, накопленный опыт и даже базу потенциальных клиентов.

Заур Абдурахимов, генеральный директор Корпорации развития Ставропольского края:
— Основной мерой по стимулированию и привлечению инвестиций является обширный пакет предоставляемых льгот и преференций в регионе: снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5%, освобождение от налога на имущество, налоговая ставка в размере 5% для отдельных категорий налогоплательщиков, льготная долгосрочная аренда, предоставление государственных гарантий и сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна».

В Ставропольском крае создано 12 индустриальных парков, координируемых Корпорацией развития края, на территории которых действуют 22 резидента. Резидентами уже осуществлены инвестиции в объеме более 26 млрд руб. и создано более 1 тыс. рабочих мест. Активно развивается созданный в 2016 году агропромышленный парк «Ставрополье» на территории Минераловодского городского округа. На период до 2020 года запланировано создание крупного фармацевтического кластера на базе индустриального парка «Северо-Западный» в Ставрополе.

Основные риски для инвесторов сведены к экономической ситуации в стране, а также к зависимости производств от импортного сырья, технологий или оборудования.

Тенденции, способствующие росту притока инвестиций в регионы, в настоящее время курируются не только на уровне субъектов РФ, но и федеральными агентствами. Так, АНО «Агентство стратегических инициатив» совместно с ведущими деловыми объединениями ежегодно проводит Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

В 2017 году Корпорация развития Ставропольского края реализует расширенную дорожную карту по внедрению целевой модели «Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами», которая позволит увеличить приток инвестиций в регион.

Источники: http://investment-in-russia.com/site/page?view=INVEST, http://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/agentstvo-investicionnogo-razvitiya.html, http://www.kommersant.ru/doc/3229151

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто