Роль иностранных инвестиций в экономике страны
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 01.11.2016 2016-11-01
Статья просмотрена: 1736 раз
Библиографическое описание:
Царев В. Е., Вершина Д. А. Роль иностранных инвестиций в экономике страны // Молодой ученый. 2016. №21. С. 526-529. URL https://moluch.ru/archive/125/34760/ (дата обращения: 17.01.2019).
Введение
Иностранные инвестиции играют значительную роль в экономическом развитии страны, в том числе и в развитии России. Привлечение зарубежного капитала является объективной потребностью.
Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве.
Привлечение зарубежного капитала может обеспечить поддержание, а в дальнейшем и увеличение объемов производства, устранить нехватку денежных средств на покупку новых технологий и оборудования, понизить безработицу в стране, поспособствовать повышению качества продукции, ее конкурентоспособности, а также решить другие острые экономические проблемы России.
Данные проблемы чрезвычайно актуальны и влекут за собой поиск методов стимулирования привлечения иностранного капитала в реальную экономику.
Роль иностранных инвестиций, их понятие иклассификация
Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от обычного товарообмена при ограниченной номенклатуре до разностороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограничено открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.
Международное движение долгосрочных капиталов совершенствуется в различных формах с участием экономических субъектов многих зарубежных стран. Интенсивность потоков капитала между странами и регионами мира влечет рост объёмов зарубежных инвестиций в экономику практически всех стран.
Иностранные инвестиции — это все виды имущественных и неимущественных ценностей, которые вкладываются зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли [1, 30 с.].
Отдельные определения объединяют инвестиции только с задачами увеличения капитала или достижения текущего дохода (прибыли). Хотя эта цель является определяющей в условиях рыночной экономики, но вложения могут преследовать и иные, как финансовые, так и неэкономические цели.
Можно ли отожествлять понятия «инвестиции» и «капитальные вложения»? Инвестиции в данном случае понимаются как вложения капитала в возобновление основных фондов — как производительного, так и непроизводительного типа. Одновременно инвестиции могут складываться в рост оборотных активов, в различные экономические инструменты, и в особенные виды нематериальных активов. Из этого следует, что капитальные вложения являются более узким понятием и могут восприниматься лишь как одна из форм инвестиций, но не как нечто похожее.
В разных понятиях инвестиций отмечено, что они являются вложением денежных средств. С таким объяснением этой категории также нельзя согласиться. Вложение капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах — движимого и недвижимого имущества (капитальных товаров), различных экономических инструментов (прежде всего, ценных бумаг), нематериальных активов и т. п. [2, 180 с.]
Зарубежными вкладчиками могут выступать физические, юридические лица, а также партнерства. Более того, вкладывать средства могут страны и международные организации на основании заключенных межгосударственных соглашений.
Основные формы зарубежных вкладов:
‒ Организация нового бизнеса и инвестирование в его уставной капитал;
‒ Приобретение ценных бумаг;
‒ Покупка других имущественных и неимущественных прав, включая права на объекты интеллектуальной собственности [3, 84 с.].
Предлагаемые в нормативно-правовых актах разных стран определения и списки зарубежных вложений зачастую являются не полными, а приблизительными, поскольку понятие инвестиций включает в себя все формы имущественных ценностей, которые зарубежный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.
В список объектов иностранных инвестиций входят:
‒ Движимое и недвижимое имущество (дома, оборудование и др. материальные ценности) и с соответствующие им права и денежные средства;
‒ Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, сертификаты и др.);
‒ Права на интеллектуальную собственность;
‒ Права на осуществление предпринимательской деятельности, основанные на законе.
Поводы, мотивирующие вкладчиков инвестировать свободные денежные средства довольно многообразны. Еще более разнообразны экономические условия и предпосылки, в которых они начинают свою деятельность. Все это многообразие определяет различные виды и формы существования инвестиций [4, 132 с.].
По отношению к определенным государствам стоит разграничивать иностранные вложения, которые представляют собой инвестиции национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т. е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.
Рассматривают текущие капиталовложения, осуществляемые в течение года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно складываются с накопленными объемами инвестиций.
Разграничивают также государственные и индивидуальные зарубежные инвестиции. Государственные инвестиции — это займы и кредиты, которые одна страна или союз стран (к примеру, ОЭСР) предоставляют другим государствам. К ним относятся также государственное членство в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий.
Под индивидуальными понимаются вклады, которые создают индивидуальные экономические деятели (индивидуальные предприятия, банки, отдельные граждане и т. д.) одного государства в экономику другого. Нынешние инвестиционные отношения настолько непросты и многообразны, что зачастую потоки государственных и индивидуальных инвестиций плотно взаимодействуют друг с другом [3, 147 с.].
В зависимости от степени контроля над иностранными предприятиями вложения делятся на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции — это вклады, которые дают инвестору результативный контроль над иностранной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».
Главными способами осуществления прямых инвестиций являются:
‒ Образование собственного филиала, представительства или предприятия за рубежом, находящего в полной собственности вкладчика;
‒ Покупка или поглощение иностранных предприятий;
‒ Субсидирование бизнеса иностранных филиалов, включительно с сумм внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых дочерней компании;
‒ Покупка исключительного права пользования природными ресурсами, землей и др. имущественных прав;
‒ Вложение в разработку инноваций и высокотехнологичных производств;
‒ Покупка акций иностранных компаний с правом контроля за деятельностью предприятия (мажоритарное участие);
‒ Реинвестирование прибыли [4, 53 с.].
В различных странах процентная доля акций, дающее право контроля за деятельностью компании определяется по-разному.
В документах МВФ к прямым вкладам относятся участия в капитале, составляющие не менее 25 % уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии— не менее 50 %, в странах Европейского союза — 20–25 %, в США — 10 %.
По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (от 09.07.1999 N 160-ФЗ) к прямым инвестициям относятся:
‒ Покупка зарубежным вкладчиком не менее 10 %доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
‒ Инвестиция денежных средств в основные фонды иностранной компании;
‒ Осуществление лизинга стоимостью не менее 1 млн. руб. иностранным вкладчиком на территории России;
‒ Реинвестирование прибылей, полученных в России.
Реинвестиции — капиталовложения в объекты коммерческой деятельности, оплачиваемые за счет доходов или прибыли иностранного вкладчика, которые получены на территории принимающей страны.
Главная роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только финансы (в материальной и нематериальной форме), но и инновации, передовые методы организации производства, труда и управления.
Портфельные инвестиции представляют собой вложения зарубежных вкладчиков в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на предпринимательскую деятельность организации; а также в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т. д.
Участия в уставном капитале, не дающие права контроля, иногда называют миноритарными. Их доля должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, в России такой предел составляет 10 % [1, 22 с.].
Под прочими иностранными инвестициями понимаются банковские вклады (собственные счета иностранных юридических лиц в российских банках и российских лиц в иностранных банках), товарные кредиты (оплата за вывоз или ввоз и предоставление кредитов для вывоза и ввоза) и прочие кредиты (кредиты международных экономических компаний и займы правительств зарубежных стран и прочие займы, кроме торговых, получаемых не от прямых инвесторов). Их удаление из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации.
Иностранные инвестиции в общем случае являются разновидностью инвестиций, и поэтому они выполняют те же функции, что и инвестиции. Функции, которые выполняют инвестиции, рассмотрены ранее [2, 256 с.].
Заключение
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции— это все виды имущественных и неимущественных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты коммерческой и других видов деятельности в целях получения прибыли. В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные. Различаются также государственные и индивидуальные зарубежные (иностранные) инвестиции. Выделяют текущие потоки инвестиций, т. е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени.
- Хачатурян, А. А. Иностранные инвестиции: учебно-методическое пособие / А. А. Хачатурян. — М.: ГУ ВШЭ, 2013. — 56с.
- Сергеев, И. В. Инвестиции: учебник и практикум / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Шеховцов. — М.: ЮРАЙТ, 2013.- 320с.
- Николаева, И. Н. Инвестиции: учебник / И. Н. Николаева. — М.: ИНФРА-М, 2013.-251 с.
- Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: учебник / Л. А. Зубченко. — М.: Книгодел, 2006.-160 с.
Иностранные инвестиции: понятие, виды. Роль в экономике страны
Иностранные инвестиции: понятие, виды, инвестиционный климат. Преимущества иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции представляют собой долгосрочные капиталовложения, осуществляемые зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики государства.
Объем иностранных инвестиций зависит от привлекательности объекта инвестирования или о привлекательности так называемого «инвестиционного климата» того или иного государства.
Инвестиционный климат представляет собой определенную среду, в которой осуществляются инвестиционные процессы, формирующуюся под влиянием экономических, политических, социальных, юридических и т.п. факторов, которые, в свою очередь, определяют условия инвестиционной деятельности и уровень риска инвестиций в том или ином регионе. Благоприятным является инвестиционный климат, который будет способствовать притоку капитала и активной деятельности инвесторов. Ну и соответственно, если инвестиционный климат в государстве препятствует эффективному развитию инвестиционной деятельности и приводит к утечке капитала, то он будет признан неблагоприятным.
Инвестиционный климат того или иного государства непосредственным образом влияет на объемы иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, являются одним из показателей, указывающих на степень интеграции государства в мировое сообщество. Чем больше иностранных инвестиций поступает в государство, тем более тесно оно связано с глобальной экономической системой и тем более надежным партнером оно может быть признано со стороны других государств. Привлекательность (и доходность) иностранных инвестиций зачастую связана с возможностью использования более дешевой рабочей силы (если объектом инвестирования выступает государство с более низким уровнем жизни населения) и с возможностью приобретения более дешевых ресурсов, производственного сырья. Привлечение иностранных инвестиций играет двоякую роль в национальной экономике. С одной стороны, иностранные инвестиции дают своеобразный толчок национальной экономике, связанный с увеличением технологических и производственных возможностей государства, со снижением проблемы безработицы в стране. С другой стороны, иностранные инвестиции препятствуют развитию национальной экономики в глобальной перспективе. Это связано с тем, что основную часть дохода от таких инвестиций, разумеется, получают иностранные инвесторы (будь то частные лица или же целые государства). Решается проблема безработицы, однако нанятые сотрудники работают в интересах, прежде всего, иностранных инвесторов, а не собственного государства; внедряются различные технологические разработки, однако их использование также, прежде всего, связано с получением прибыли иностранным инвестором, а не государством, на территории которого функционирует производство, и т.п.
Поэтому для успешного функционирования национальной экономики необходимо соблюдение разумного баланса между ввозом и вывозом капитала (в различных его формах) — для того, чтобы международное экономическое сотрудничество было взаимовыгодным обеим сторонам и не превращалось в экономическую экспансию одного государства другим.
Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:
- 1. международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
- 2. получение зарубежных кредитов;
- 3. получение иностранного оборудования на основе лизинга;
- 4. получение кредитов на компенсационной основе;
- 5. привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций;
- 6. создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
- 7. сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
- 8. привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции;
- 9. создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
Иностранные инвестиции — это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Иностранные инвестиции можно классифицировать следующим образом:
- 1) в зависимости от активов, в которые происходит вложение капитала:
- 1.1 ) реальные инвестиции — вклад в долгосрочный проект с приобретение новых производственных объектов за границей;
- 1.2 ) финансовые инвестиции — приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество;
- 1.3 ) нематериальные инвестиции — покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов;
- 2) формы собственности на инвестиционные ресурсы:
- 2.1 ) государственные инвестиции — бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных организаций;
- 2.2 ) частные инвестиции — вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны;
- 2.3 ) смешанные иностранные инвестиции — совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом;
- 3) в зависимости от характера использования:
- 3.1 ) предпринимательские инвестиции — вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда;
- 3.2 ) ссудные инвестиции — связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента;
- 4) в зависимости от объекта вложения инвестиций:
- 4.1 ) прямые иностранные инвестиции — вложения иностранных инвесторов с последующим правом контроля и участием в управлении предприятием на территории другого государства;
- 4.1.1 ) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
- 4.1.2 ) транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране.
- 4.2 ) портфельные инвестиции — вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов;
- 4.3 ) прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств.
Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.
Иностранные инвестиции (ИИ) имеют значительное преимущество по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
- 1. иностранные инвестиции — это дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами;
- 2. служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;
- 3. иностранные инвестиции часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт;
- 4. иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры. Сближение условий функционирования капитала с общепринятыми в мире способствует притоку ИИ, порождает уверенность инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью и одновременно ускоряет процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов;
- 5. поток иностранных инвестиций способствует развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство благоприятствует и способствует умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
- 6. в отличии займов и кредитов иностранные инвестиции не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
- 2. Понятие прямых иностранных инвестиций. Черты, характерные для прямых портфельных инвестиций
В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в реальном секторе российской экономики и практического отсутствия доступа к международному рынку кредитных ресурсов и портфельных инвестиций, одной из перспективных задач правительства является привлечение в страну иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций.
В мировой практике под прямыми инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или владеющими не менее чем 10 % акций акционерного предприятия.
В соответствии с новым Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:
- — приобретение иностранными инвесторами не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
- — вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России;
- — осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;
- — реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.
Страну иностранных инвестиций еще связано
Сложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта стала поддержка на правительственном или региональном уровне.
«Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объемов инвестиций. Общее правило таково — чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор». 11
Еще одна сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.
Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма часто не рискует наращивать инвестиции в России.
Как уже отмечалось ранее, основная проблема, резко ограничивающая заинтересованность иностранных инвесторов — это нестабильная политическая ситуация, не позволяющая рассчитывать на полный возврат вложенных средств в будущем. Политический риск в России в настоящее время может быть оценен как весьма серьезный и трудно поддающийся прогнозированию. Процессы либерализации и перестройки, начавшиеся в 1991 году, не только не завершились, но даже не перешли в состояние, когда можно хоть с какой-либо уверенностью сказать о тенденции их дальнейшего развития.
Неопределенная социально-политическая ситуация повышает степень вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые возникают в результате событий, неконтролируемых участвующими в проекте сторонами, что является немаловажным фактором отрицательно влияющим на принятие инвестором решения об инвестировании средств. К таким событиям относятся забастовки рабочих, экспроприация собственности, социальные и политические волнения, а также стихийные бедствия, военные действия, катастрофы и т.д. Форс-мажорные обстоятельства влияют на такие ключевые виды услуг, как поставка и транспортировка сырья и готовой продукции. Единственным способом защиты от возникновения подобного рода рисков является страхование каждого конкретного риска частными или государственными страховыми компаниями.
Еще одним специфическим для России видом риска является риск превышения сметной стоимости проекта, который заключается в возможности превышения реальных затрат над первоначально запланированными. Этот случай вызывает существенные трудности в проектном кредитовании, поскольку в нем ожидаемые поступления, которые должны покрыть операционные расходы и использоваться для погашение кредита, зависят от предполагаемой стоимости проекта. Пока не оплачены счета по строительству, объект является незавершенным и проект не зарабатывает средства для выплаты долга. Такое положение ставит под угрозу весь проект. Превышение расходов создает большие сложности для кредиторов, поскольку приходится авансировать дополнительные средства. Одной из причин превышения сметной стоимости являются задержки, которые приводят к тому, что в течение определенного срока одновременно происходит начисление процентов по кредиту и отсрочка начала производственной деятельности проекта. Если отсрочка происходит в течение достаточно длительного периода времени, то стоимость материалов и рабочей силы возрастает пропорционально росту инфляции. Сюда же можно отнести еще одну серьезную проблему, с которой сталкиваются иностранные инвесторы, связанную со всевозможными задержками и простоями в реализации проекта, не позволяющими закончить его в срок. Данная ситуация усугубляется тем, что местные подрядчики и производители не дают никаких гарантий завершения работ в срок, а если и существует какой-либо договор, то реально он связывает их обязательствами только на бумаге. В случае же возникновения простоев иностранный инвестор и инициатор проекта не имеют практически никаких шансов реализовать свои права в суде, так как большинство простоев зачастую вызваны не по вине самих российских партнеров, а из-за несвоевременной поставки сырья, строительных материалов и т.д., и для того, чтобы доказать вину одной из сторон требуется значительное количество времени, что затягивает судебный процесс на длительный срок и делает его бессмысленным и обременительным.
Риск превышения сметной стоимости преодолевается (либо минимизируется) различными путями среди которых: привлечение дополнительного инвестора; привлечение дополнительных кредитов; фиксирование цен в контрактах; получение дополнительной гарантии, продлевающей срок кредита; поручительские счета инвесторов и пр.
Еще одним серьезным недостатком российского рынка, отталкивающим многих иностранных инвесторов является невозможность использования в полном объеме преимуществ метода проектного финансирования, пользующегося большим доверием и популярностью за рубежом. При осуществлении проектов на российском рынке иностранным инвесторам приходится делать значительные отступления от обычного использования этого метода и соглашаться на предоставление инвестиций при наличии серьезных рисков и отсутствии необходимых условий.
Перечисленные выше отступления от практики являются чрезвычайно серьезными и делают результаты анализа и модель движения средств неработающими на практике в полную силу, давая лишь чисто иллюзорное представление о возможности осуществления проекта. В связи с этим иностранные инвесторы редко идут на осуществление проекта в чистом виде, так как окупаемость проекта начинается через несколько лет после осуществления самого проекта и начала реализации продукции, производимой в соответствии с ним. Чаще всего используется некий смешанный вариант, при котором начало осуществления проекта и первые поступления практически совпадают, т.е. проект начинает окупаться за счет продаж уже существующей продукции, на которую выделены квоты.
«Данные Росстата по динамике притока прямых иностранных инвестиций в России говорят о снижающемся интересе к вложениям в нашей стране. Если в первом квартале 2010 г. наблюдались признаки восстановления финансовых потоков, то к третьему кварталу тренд снова ушел в минус. Иностранные инвесторы не удовлетворены либо темпом восстановления российской экономики, либо условиями для бизнеса в стране.
Резкое падение инвестиционной активности статистически фиксируется в начале 2009 г. И это естественно. Кризис, пришедший в страну в октябре 2008 г., к началу следующего уже привел к массовому сжатию инвестпрограмм. Однако иностранные инвестиции в России начали «угасать» еще раньше. Уже с начала 2008 г. прирост иностранных инвестиций по отношению к предыдущему году отрицателен. Единственное исключение — первый квартал 2010 г. (рост в 2,5 раза к первому кварталу 2009 г.).
Сегодня вложения в основной капитал в российской экономике оторвались от дна (падение в 2009 г. составило 25%), а иностранные инвестиции в целом за три квартала снизились на 13% к предыдущему году. Таким образом, сегодня объем прямых иностранных инвестиций составляет примерно 10% от пиковых показателей 2007 г. Другими словами, экономика восстанавливается вяло, а прямые иностранные инвестиции (ПИИ) не работают в качестве драйверов роста. Между тем, ПИИ, в предкризисные годы дававшие десятую часть общего объема инвестиций в российской экономике, в принципе могли бы сыграть.
Зарубежные инвесторы не удовлетворены либо темпом роста экономики, либо отсутствием прозрачности в бизнесе и сложностью сотрудничества с российскими институтами. Между тем, у иностранного инвестора есть богатство выбора.
По инвестиционной привлекательности наша страна, согласно данным Всемирного Экономического Форума, находится на 124 месте из 133. То есть чуть выше Алжира и Кувейта. Так что привлекательной для иностранных инвесторов остается по преимуществу сфера вложений с высокой прибыльностью. Все, что так или иначе связано с качеством институциональной среды, инвестора отталкивает». 12
Среди отраслей, показавших прирост в 2010 году — электроэнергетика, транспорт и строительство. Однако первые две отрасли в значительной мере финансируются государством, они не дают представления об общей картине. А инвестиционная активность в строительстве носит характер компенсационного роста. Именно эта отрасль сильнее всего пострадала в кризис.
Не похожа на оживление и динамика кредитования реального сектора российским финансовым сектором. Несмотря на увеличение объемов кредитования в последнее время, доля просроченной задолженности в общем объеме задолженности снижается крайне медленно или не снижается вообще.
Одной из главных задач Правительства РФ на современном этапе является проведение последовательной и взвешенной экономической политики, направленной на улучшение инвестиционного климата в стране. Те вопросы, которым сегодня Президент и Правительство России уделяют особое внимание – экономический рост, увеличение ВВП и повышение уровня жизни россиян – в значительной степени зависят от активизации инвестиционной деятельности. И, в первую очередь, от увеличения иностранных инвестиций.
Самой привлекательной формой инвестиций для многих стран, в том числе и для России, являются прямые инвестиции. Надо сказать, что после кризиса инвестиционная привлекательность России заметно снизилась. Однако государство принимает меры для улучшения инвестиционного климата страны. Ситуация начала выправляться в 2010 году. «По данным на конец 2010 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. В 2010г. в экономику России поступило $114,7 млрд. иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. На объем внешних инвестиций влияет политическая и экономическая нестабильность внутри государства. Инвесторы не чувствуют себя защищенными. Для примера: в Великобритании с 1 июля 2011 года начнет действовать антикоррупционный закон, который касается всех, кто ведет бизнес в соединенном королевстве.
Россия же повышает свою инвестиционную привлекательность другими способами. Для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику создается Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Фонд должен быть учрежден к 1 июня, по поручению правительству и ВЭБу президента Дмитрия Медведева. Он собирается лично презентовать его в июне на форуме в Санкт-Петербурге. Минфин заложил выделение 62,6 млрд руб. на эти цели из дополнительных доходов бюджета этого года от высоких цен на нефть. За пять лет государство выделит $10 млрд, чтобы за 10 лет привлечь $60-90 млрд связанных инвестиций.
Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев признает, что иностранные инвесторы чувствуют себя в России не совсем комфортно по причине забюрократизированной системы отношений, коррупции и просто незнания ситуации. По мнению председателя ВЭБа Владимира Дмитриева, РФПИ не будет традиционным суверенным фондом, это будет классический фонд прямых инвестиций, «дополнительный государственный инструмент для привлечения финансовых инвестиций».
Чтобы понять, каким должен быть фонд, ВЭБ обсудил его модель с долгосрочными инвесторами с активами в $3,2 трлн. По итогам обсуждения выяснилось, что Россия не является приоритетным направлением инвестиций и проигрывает борьбу за капитал. Однако фондам и компаниям удобно работать с фондом прямых инвестиций при наличии опытного российского соинвестора, являющегося агентом государства.
«Поднять на Россию $3 млрд за год — очень трудная задача, ни у одной команды пока не получалось достичь такого результата», — говорит управляющий партнер фонда Quadro Capital Partners (2/3 средств фонда — иностранные) Гедрюс Пукас. По его мнению, ВЭБу придется отвечать на вопросы инвесторов об их track record, почему они будут делать коммерчески выгодные сделки, а не те, которые нужны для государства: «Госкорпорация должна будет доказать, что она в принципе способна зарабатывать деньги». 13
Выводы: Таким образом можно говорить о том, что зачастую решение иностранных инвесторов осуществлять инвестиции в России является не обдуманным шагом, принятым на основе положительных результатов анализа, а скорее волевым решением администрации, знакомой со спецификой российского рынка и готовой к риску. Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким (по сравнению со многими развивающимися странами) уровнем образования населения, емкому рынку.
Источники: http://moluch.ru/archive/125/34760/, http://studwood.ru/1484763/ekonomika/inostrannye_investitsii_ponyatie_vidy_rol_ekonomike_strany, http://studfiles.net/preview/1458333/page:5/
Источник: