Прямые иностранные инвестиции восточная европа

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Прямые иностранные инвестиции восточная европа

Актуальность темы исследования. РФ очень богата природными ресурсами и обладает давними культурными, промышленными и научно-исследовательскими особенностями. Она считается наикрупнейшим на планете поставщиком природного газа, нефти, минералов, леса и ценных металлов. Активизировав приток инвестиций и ориентируя их на модернизацию промышленности, РФ может стать крупнейшим изготовителем потребительских и продовольственных товаров, машиностроения и химической продукции. Для европейских фирм, которые столкнулись с задачей перенасыщения национальных рынков, становление отношений с РФ смотрится великолепной возможностью для расширения масштабов деятельности и поддержания конкурентоспособности. Ужесточение позиций РФ как необходимой финансовой платформы сказалось в увеличении внимания, которое проявляется к ней транснациональными западными корпорациями (ТНК). Однако РФ встретилась с нешуточными задачами, которые — если подходить к их решению легкомысленно — могут повлечь за собой большие этнические и социальные конфликты на всей территории. Во множестве промышленных секторах РФ потеряла конкурентоспособность, а основная масса русских компаний остаются неэффективными, из-за недостатка денежных средств, а еще не готовыми к международной конкуренции [12]. Для преодоления данных проблем русским политическим деятелям нужно сосредоточиться на разработке размеренного макроэкономического климата, что предполагает понижение инфляции, поддержка малого бизнеса и минимизацию влияния на отечественную экономику финансового кризиса. Как раз в данный момент нужно стабилизировать и упрочнить отечественную экономику, повысив конкурентоспособность российских компаний, в частности, поощряя сотрудничество между зарубежными и отечественными компаниями. Как раз в данный момент, когда финансовый кризис становит под угрозу вложения денежных средств во множестве развитых государствах, когда казавшиеся надёжными инвестиции находятся под угрозой, есть шанс привлечь инвесторов и в экономику. Возрождение реального сектора русской экономики может быть достигнуто при помощи промышленной реструктуризации, приобретения современных технологий и опыта. Эти события потребуют разумного финансового и макроэкономического управления со стороны зарубежных инвестиций и государства. Кооперация с основными западными компаниями должна придать импульс развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, производственных технологий и инновационных продуктов, человеческих ресурсов, ориентации на покупателя, управления качеством. Связанная с зарубежными инвестициями кооперация, которая основана на разработках для определенных промышленных проектов, станет гораздо более эффективной, чем общие рекомендации профессионалов под эгидой социальных интернациональных программ поддержки. Создание передовых секторов экономики будет развивать, и воспитывать интеллектуальный, научный и человеческий потенциал РФ. РФ, имеющая большой научный потенциал, может реализовывать научные идеи, производя инновационную продукцию. За первые четыре месяца 2016 года прямые иностранные инвестиции в России составили 4,3 млрд долларов, что на 82% меньше аналогичного периода прошлого года. При этом страной-лидером по инвестициям в РФ стали Багамы, сместив с этой позиции Кипр. На Багамы пришлась половина всех вложений в уставной капитал и 18% реинвестированных доходов. Зарегистрированные на Кипре инвесторы, в свою очередь, выводили средства из капитала российских компаний. В то же время, их доля в реинвестированных доходах осталась самой большой — 35%. Нидерланды, Швейцария, Люксембург и Ирландия активнее других погашали свои вложения в Россию. Единственной страной Западной Европы, продолжившей увеличивать ПИИ в Россию (только в виде реинвестированной прибыли, из уставного капитала вложения выводились), осталась Германия. Также быстро (более чем втрое — до 267 млн долларов) росли ПИИ в РФ из Турции. Турция преимущественно инвестировала в создание совместных предприятий. Отмечается, что по итогам первых месяцев 2016 г. объем чистых капитальных вложений (поступление за вычетом погашения) составил минус 5,9 миллиарда долларов. Отрицательный баланс вырос на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом инвестиции в отрасли, занятые в РФ замещением импорта, в первом полугодии росли. Однако в структуре прямых зарубежных инвестиций значительную долю продолжают занимать добыча полезных ископаемых и металлургия. Вложения в них увеличивались (кроме добычи нефти и газа) из-за необходимости наращивать добычу на фоне падения цен. Объект дипломной работы – инвестиционная деятельность как фактор развития экономики. Предмет дипломной работы – иностранные инвестиции. Цель дипломной работы – изучить иностранные инвестиции в практике России и стран восточной и центральной Европы. Задача дипломной работы: — изучить виды инвестиций. — определить пути и меры по привлечению прямых иностранных инвестиций. — рассмотреть рынок корпоративных ценных бумаг. — провести анализ прямых иностранных инвестиции в Россию и в страны восточной Европы. — оценить инвестиции по отраслям. — изучить правовые аспекты инвестиционной деятельности В дипломной работе были применены научные способы: картографический, статистический, системный, относительный. Инвестиции и их сущность, как элемент рыночного механизма, изучались многими западными экономистами Германии, США, Великобритании: Дннис Бугор Робертсон, Артур Сесил Пигу, Джон Мейнард Кейнс, Ралф Джорж Хоутри, Фридрих Поле Хайек, Джон Р. Хикс, Стенли Джевонс, Джон Аткинсон Гобсен, Клэр Митчелл, Ирвинг Фишер, Пол Самузшян, Джон Морис Кларк, Карл Маркс, Лщцвиг Поле Мизес, Д.Д.Сакс, К.Р.Макконнелл, МБ.Ларрен, Р. Дорнбуш, С.Л.Брю, К. Эклунд, С. Фишер, С ББарнес, Р.Н. Холд, Дж. Гитман, П, Массе, М. Д. Джокк и иные. Среди российских экономистов возможно отметить: В, Немчинова, Л, Канторовича, Д. Львова, В. Новожилова, A.A. Аракеляна, А. Добрынина, Т. С. Хачатурова, В.А. Ворошилова, С.И. Абрамова, В.В. Бочарова, И.И. Иванову, В.Ф. Баумгертнера, И.П. Бойко, Н.Б. Корнюхину, В.В. Иванова, Ф.Ф. Рыбакова, М. Маковецкого, В. Коссова, С. Глазьева, С.В. Валдайцева, A.B. Воронцовского, Ю. Яременко, Е. Ясина и т.д.. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава раскрывает понятие иностранных инвестиций и их классификацию. Во второй главе проведен анализ иностранных инвестиции в России и странах восточной Европы.

Читайте также  Для чего нужны прямые иностранные инвестиции

Понятие инвестиций относится к финансовым терминам. Инвестиции по собственной сущности — всевозможные вложения, которые в ближайшем будущем способны предоставить прибыль. Получение прибыли – это основное предназначение инвестиционных вложений. На практике понятие инвестиций имеет некоторые отличительные особенности. Финансовые вложения — совокупность денежных расходов под всевозможные виды денежных активов (к примеру, муниципальные ЦБ, промоакции и т.д.). Инвестиции на всех уровнях играют самую важную роль в развитии производства за счет модернизации и обновления процессов производства, повышения качества выпускаемой продукции и ее конкурентной способности. Инвестиции еще применяются для проведения природоохранных экологических мероприятий, что также содействует не только развитию фирм и их обычному функционированию, получению выгоды, но и воздействует на развитие и воспроизводство окружающей среды. Это, без сомнения, имеет существенное значение в жизни каждого человека. Так как фауна и флора нашей планеты за все годы развития цивилизации заметно поменялись, их развитие и жизнь под угрозой. В результате этого экологические инвестиции не менее актуальны для каждого государства. В экономике инвестиции разделяются по объектам вложения денежных средств на реальные и финансовые. Реальные инвестиции предполагают вложение средств в текущую деятельность фирмы и быт персонала. Финансовые инвестиции – вложения средств в ценные бумаги и иные финансовые инструменты. По уровню инвестиционного риска инвестиции могут быть четырёх видов: — безрисковые, — низкорисковые, — среднерисковые, — высокорисковые спекулятивные инвестиции. По периоду инвестирования выделяют такие виды инвестиций, как: — кратковременные (до 1-го года) — долговременные (более года). Виды инвестиций по формам собственности: — государственные, — частные. И, в конце концов, по региональной принадлежности, различают иностранные и национальные инвестиции. Анализируя общую статистику иностранных инвестиций в Россию за 2015 год, можно увидеть, что объем прямых иностранных инвестиций за этот год снизился на 46,1% (до 2, 81 млрд долларов). Сейчас Россия уступает Боснии и Герцеговине, Марокко, но опережает Филиппины и Казахстан. По данным Центробанка, в 2015 году общий отток капитала из России составляет 85 млрд долларов. В 2014 г. самой популярной страной для прямых иностранных инвестиций стал Китай ($128 млрд). На 2-м месте — САР Гонконг с $111 млрд (т.е. опять-таки Китай), США — на 3-м месте ($86 млрд). Таким образом, США потеряли лидерство по объему привлеченных инвестиций, которое они удерживали с 2003 г. Снижение прямых иностранных инвестиций в регион Северная Америка (США и Канада) оказалось худшим в мире – оно составило 54%. Для сравнения: снижение инвестиций в группу стран с переходными экономиками составило 51%. Всего же в 2015 г. объем прямых иностранных инвестиций снизился по сравнению с 2013 г. на 8%, до $1,26 трлн. Снижение UNCTAD объяснил «уязвимостью мировой экономики, политической неопределенностью и геополитическими рисками». Снижение инвестиций в западные страны составило 14%. Основную долю в нем занимает снижение интереса инвесторов к вложениям в США. При этом инвестиции в ЕС по итогам 2015 г. выросли на 13% и достигли $267 млрд. Основной объем вложений пришелся на развивающиеся страны – свыше $700 млрд. Однако это лишь на 4% больше, чем по итогам 2015 г. Рынок международных слияний и поглощений (M&A), который считается одним из индикаторов состояния мировой экономики: в 2015 г., по данным UNCTAD, достиг максимального уровня с 2011 г., составив $384 млрд. Наиболее активно слияния и поглощения происходили в финансовой сфере, фармацевтике, металлургии, коммуникациях и медиаиндустрии. Лидером в 2015 г. стала финансовая отрасль – на нее пришлось до 35% всех международных сделок. Стоимость 222 сделок по слиянию и поглощению оценивалась более чем в $1 млрд. UNCTAD считает перспективы роста объемов прямых иностранных инвестиций в 2015 г. «неясными». Отток иностранных инвестиций из России начался ещё в 2014 году, после введения санкций и ухода с отечественного рынка крупных зарубежных компаний. В 2015 году этот тренд только усилился, в условиях падения цен на нефть и низкого курса рубля, а также дальнейшего ухудшения международных отношений заметно поубавилось желающих вкладывать деньги в российскую экономику. Мировой объем инвестиций в 2015 году увеличился на 36% до 1,7 трлн долларов — самого высокого уровня после 2007 года. По мнению ЮНКТАД, всплеск инвестиционной активности, тем не менее, был обусловлен скорее трансграничными слияниями и поглощениями, т.е. подразумевал движение финансовых ресурсов, нежели производственных активов. При этом их структура значительно изменилась, теперь основными получателями иностранных инвестиций стали развитые страны. Прирост за год составил свыше 90%. Инвестиции в Европейский союз и в США увеличились в 4 раза после исторически низкого уровня 2014 года. Решающую роль в этом сыграли активная внешняя политика, рост курса доллара к другим валютам на фоне снижения цен на нефть, что сделало их значительно привлекательнее для инвесторов, нежели развивающиеся страны. Кроме того, низкие процентные ставки и удобство ведения бизнеса уже давно стали их визитной карточкой. В настоящее время на развитые страны приходится 55% от общего объема мировых инвестиций Объем инвестиций, поступивших в США за год составил 384 млрд долларов, и это позволило им выйти на первое место в мире после резкого падения на третью строчку в 2015 году. Инвестиции в Гонконг и Китай составили 163 и 136 млрд долларов соответственно. Общий объем инвестиций в страны Европейского союза возрос более чем на 60% после трех последовательных лет упадка и составил 426 млрд долларов. Инвестиции в Нидерланды составили 90 млрд долларов (+146%), в Бельгию +32,7 млрд долларов, Великобританию 68 млрд долларов (+29%). Наблюдался рост и в двух крупнейших экономиках региона — Германии (11 млрд долларов) за счет погашения внутрифирменных займов и увеличения реинвестированных доходов и Франции до 44 млрд долларов в том числе за счет приобретения швейцарской компании Lafarge SA by Holcim Ltd. Прирост инвестиций в развивающиеся страны Азии составил 15% до 548 млрд долларов. Не менее благополучно обстоят дела в Индии, которой удалось увеличить приток инвестиций почти в два раза до 59 млрд долларов за счет рациональных мер правительства страны по улучшению инвестиционного климата. Среди отраслей промышленности большая часть инвестиций как и ранее приходится на оптовую и розничную торговлю, обрабатывающие производства, финансы и добычу полезных ископаемых. Иностранные инвестиции в России 2015, статистика которых в текущем году более огорчает, чем радует, распределяются по разным областям экономики с приличным перекосом. В цифрах это выглядит таким образом: — промышленность — 40,3%; — связь и транспорт — 23,8%; — розничная и оптовая торговля — 16,8%; — сделки с недвижимостью — 9,7%; — аренда — 3,2%; — услуги — 2,2%. Согласно официальным данным в I квартале текущего года поступление прямых иностранных инвестиций составило USD 2 404,8 млн, или 86,9% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с I кварталом прошлого года объем поступивших прямых иностранных инвестиций вырос на USD 78,2 млн, или на 3,4%. С учетом задолженности за товары, работы и услуги от резидентов России поступило 55,4% прямых иностранных инвестиций от общего объема прямых инвестиций, от резидентов Соединенного Королевства – 15,4%, Кипра – 10,6%. Инвестиции из РФ за рубеж организаций республики (кроме банков) за январь-март текущего года составили USD 938,2 млн и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на USD 450,9 млн, или на 32,5%. В I квартале 2016 года на долю прямых инвестиций приходилось 91,9% всех направленных инвестиций за рубеж. Их объем по сравнению с I кварталом прошлого года сократился на USD 284,5 млн, или почти на четверть (на 24,8%). Объем прочих иностранных инвестиций, направленных за рубеж, по итогам января-марта 2016 года составил USD 75,6 млн, снизившись по сравнению с январем-мартом прошлого года на USD 165,9 млн, или в 3,2 раза.

Читайте также  Влияние иностранных инвестиций на инфляцию

Прямые иностранные инвестиции как основа модернизации экономики: случай Центрально-Восточной Европы

Институт экономики РАН, г. Москва

Прямые иностранные инвестиции как основа модернизации экономики:

случай Центрально-Восточной Европы*

Анализируются преимущества, риски и эффективность модели роста и модернизации экономики на основе широкого привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран Центрально-Восточной Европы – членов ЕС. Рассматриваются факторы, определившие высокую динамику притока ПИИ в эти страны, влияние ПИИ на темпы роста и структурные сдвиги в экономике, ее внутреннюю и внешнюю сбалансированность, технологический уровень, эффективность и конкурентоспособность производства, развитие инновационной сферы.

Страны ЦВЕ, не обладая достаточными собственными ресурсами для успешной реализации заявленной стратегии догоняющего развития и дорогостоящей инновационной модели технологической модернизации, широко открыли свои экономики для трансграничных потоков капитала и создали максимально привлекательные условия для иностранных инвесторов.

В большинстве стран уже к середине 1990-х го­дов базовой законодательной нормой стал национальный режим для предприятий с иностранным участием в акционерном капитале, в последующем были отменены практически все ограничения на деятельность иностранных инвесторов.

Приватизация государственных активов в Венгрии, Польше, а затем и в других странах проводилась преимущественно путем продаж предприятий иностранным компаниям [Hunya G. (2000), Kalotay К. (2001)].

Сначала в Венгрии, а вслед за ней и в других странах, использовались специальные стимулы для инвесторов в виде таможенных и налоговых послаблений, предоставлялись пря­мые льготы иностранным или крупным инвесторам (что на практике означало одно и то же), субсидировались затраты на инфраструктуру, создавались свободные таможенные зоны, промышленные парки и др. [Sass M. (2004)]. Льготы, нарушавшие принцип рав­ных условий для отечественных и иностранных инвесторов в процессе переговоров о присоединении к ЕС были отменены, но фактически инструменты поощрения ПИИ сохранились, перейдя в сферу политики занятости, регионального развития и НИОКР.

Стимулирующая государственная политика, относительно дешевая и при этом высококвалифицированная рабочая сила, географическая близость к крупным странам-экспортерам капитала, развитая транспортная инфраструктура и сравнительно низкие инвестиционные риски обеспечили обильный приток ПИИ в страны ЦВЕ, ставшие ныне членами ЕС (рис 1). Его суммарный среднегодовой объем, по данным ЮНКТАД, увеличился с 3 млрд долл. в первой половине 1990-х годов до 50 млрд долл. в гг. Объем накопленных ПИИ превысил 500 млрд долл. Около 80% вложили европейские компании, в основном из ЕС-15[1]. Главным «поставщиком» капитала стала Германия с долей в накопленных ПИИ около 25%.

Около 70% суммарного объема накопленных ПИИ приходится на Венгрию, Польшу и Чехию, которые лидировали с большим отрывом в их привлечении в 1990-е годы. Интенсивный приток ПИИ в Словакию, Болгарию и Румынию начался только в текущем десятилетии, когда в трех вышеназванных странах приватизация стала подходить к концу, и, кроме того, значительно выросла стоимость рабочей силы. Тем не менее, по душевому объему накопленных ПИИ Словакия сумела выйти на 2-е место после Чехии.

По показателям проникновения иностранного капитала в экономику (объем накопленных ПИИ по отношению к ВВП, доля притока ПИИ в наращивании основного капитала, доля занятых на предприятиях с иностранным капиталом, доля этих предприятий в совокупном объеме продаж и, особенно, в объеме экспорта, где она доходит до 90% [Hunya G. (2006)]) страны ЦВЕ приблизились к уровню ЕС-15 или даже превзошли его. В «отстающих» – только Словения, долго сохранявшая ориентацию преимущественно на национальный капитал, и страны с крупными экономиками, а именно Польша и Румыния.

Сферы приложения и характер ПИИ менялись вместе с мотивацией инвесторов. Сначала в страны ЦВЕ пришли преимущественно мелкие и средние инвесторы, целью которых было освоение новых рынков. Основная часть ПИИ вкладывалась в торговлю и в расширение производств, существовавших в странах базирования [Christie E. (2003)]. Затем на первое место вышли крупные ТНК, стремившиеся повысить эффективность за счет снижения издержек и разместившие в принимающих странах новые мощности (greenfield investment), ориентированные на экспорт продукции. Стремление же осваивать рынки привлекло инвесторов в сферу телекоммуникаций, банковский сектор, транспортные системы и коммунальное хозяйство. С конца 1990-х годов размещать производственные мощности в регионе начали ТНК сферы высоких технологий и инновационной деятельности.

В структуре промышленных инвестиций вначале преобладали трудоемкие производства с низким уровнем технологий – пищевое, табачное, текстильное, швейное, кожевенно-обувное, лесопильное и т. п. С ростом затрат на оплату труда инвестиции в эти производства почти прекратились, и основной поток ПИИ направился в отрасли со средним уровнем технологий, имеющие широкие возможности для модернизации и повышения производительности [Hunya G. (2004)]. Крупнейшим получателем стала автомобильная промышленность.

ПИИ сыграли многогранную позитивную роль в экономике стран ЦВЕ и придали ей новые конкурентные качества.

Государственные бюджеты получили дополнительные доходы от приватизации, рентных платежей и уплаты налогов. В большинстве стран приток ПИИ долгое время покрывал (полностью или в значительной степени) хронические дефициты счета текущих операций, что уберегало от валютных кризисов.

Зарубежные инвесторы внесли весомый вклад в основной капитал, создали новые рабочие места, обеспечили динамичный экономический рост. Без притока иностранного капитала его среднегодовые темпы в гг. были бы, по оценкам, в три раза ниже достигнутых.

ТНК сыграли ключевую роль в подъеме промышленного производства, кардинально улучшили его отраслевую структуру, повысили технологический уровень. Иностранные инвесторы также расширили и модернизировали ранее слабо развитый сектор услуг.

Вместе с инвестициями западные компании перенесли в страны ЦВЕ технологии и так называемые неосязаемые активы: знания, современный организационный и управленчес­кий опыт и т. п. Благодаря этому улучшились показатели эффективности экономики – производительность труда и эффективность использования капитала [UNCTAD (2003)].

Наконец, иностранные инвесторы кардинально повысили потенциал экспортного сектора экономики, адаптировав производство к требованиям мирового рынка и открыв доступ к иностранной сбытовой сети. Предприятия с иностранным капиталом обеспечили основную часть прироста экспорта, а поставки на внешний рынок продукции транспортного машиностроения, электрооборудования, электротехники и приборов выросли почти исключительно за счет крупных производств, созданных ТНК. Экспорт машин и транспортного оборудования увеличился в 2008 г. по сравнению с 2000 г. почти в 4 раза (с 55 млрд до 195 млрд евро) и в трех странах – Венгрии, Чехии и Словакии – превысил половину от всего объема экспорта.

Читайте также  Возврат от инвестиций в коучинг

При всех заслугах иностранных инвесторов их деятельность создала в странах ЦВЕ риски для макроэкономической стабильности и устойчивости экономического роста.

Практика показала, что высокие импортные потребности предприятий с иностранным капиталом могут негативно сказываться на внешнеторговых балансах, особенно на начальных стадиях реализации инвестиционных проектов, когда завозится оборудование [Pitti Z. (2002)], а также в случае ориентации инвесторов на сбыт продукции на внутреннем рынке.

Платежные балансы стали зависеть от использования доходов, связанных с ПИИ. По мере увеличения их накопленного объема доля реинвестируемых доходов в большинстве стран стала снижаться, а репатриируемых – расти.

«Навязанная» транснациональными компаниями узкая специализация (чаще всего с креном в автомобильную промышленность) и чрезмерная экспортная ориентация производства сделала экономику зависимой от решений ограниченного числа лидирующих на рынке корпораций и неустойчивой к внешним ударам. Сигнал о серьезности связанных с этим угроз впервые поступил в начале 2000-х годов, когда ТНК, разместившие в Венгрии в период бума информационных технологий массовые производства электронной промышленности закрыли часть из них из-за ухудшения конъюнктуры. Мировой кризис показал уязвимость слабо диверсифицированных, сильно зависимых от экспорта и внешних финансовых ресурсов экономик в полной мере. Падение спроса в ЕС на промышленный экспорт вместе с разворотом потоков капитала привели к резкому сокращению в странах ЦВЕ выпуска промышленной продукции и экономической рецессии.

Роль иностранного капитала в модернизации производства стран ЦВЕ нельзя оценить однозначно. С одной стороны, иностранные инвесторы сыграли ключевую роль в улучшении его структуры, но, с другой стороны, опора на ПИИ не обещает, в отличие от инновационной модели модернизации, выхода на передовые технологические позиции, что связано с тремя обстоятельствами.

Во-первых, лидеры международной конкуренции, как известно, обычно не переносят на новые рынки новейшие технологии. То, что для стран, принимающих ПИИ, является передовым, для инвесторов может означать избавление от материалозатратных, трудоемких или малорентабельных производств. Большая часть промышленных инвестиций в странах ЦВЕ была сделана в сборочные линии.

Во-вторых, в странах ЦВЕ почти не наблюдается диффузии технологий. Экономика, по сути, распалась на два сектора: «иностранный» – более технологичный, эффективный и ориентированный на экспорт, и национальный – отстающий в технологиях, производительности и реализующий продукцию преимущественно на внутреннем рынке (особенно очевиден такой «дуализм» экономики в Венгрии) [UNCTAD (2003)]. Это объясняется не только недостатком у национальных компаний финансовых ресурсов для заимствования технологий, но и тем, что государство практически не оказывало поддержки инвестициям в совместные предприятия. Основной объем ПИИ был привлечен путем продаж государственных активов стратегическим инвесторам и размещения филиалов крупных ТНК, а компании, находящиеся под контролем или в полной собственности иностранного капитала, как известно, практически не развивают кооперационные связи с местными предприятиями.

В-третьих, наконец, доступность чужих, даже не новейших технологий ослабляет внимание к развитию собственной сферы исследований и разработок. Страны ЦВЕ, по данным Евростата, расходуют на НИОКР от 0,5 до 1,5% ВВП, тогда как страны ЕС-15 – в среднем 2%. В Польше и Словакии этот показатель снижается на протяжении всего периода трансфлрмации. Доля занятых в сфере НИОКР во всех странах ЦВЕ также меньше, чем в ЕС-15, несмотря на наличие солидного человеческого капитала для ее развития.

Недостаточная поддержка научно-технической сферы ведет к слабости инновационного потенциала. Одним из ее подтверждений является малое число изобретений. Даже в Словении, расходующей на НИОКР самую значительную часть ВВП, в 2008 г. было подано в 2 раза меньше патентных заявок в Европейское патентное бюро в расчете на душу населения, чем в ЕС-15. Венгрия, Чехия и Словакия уступили ЕС-15 в 10-20 раз, Болгария и Польша – в 33 раза, Румыния – более чем в 70 раз! При этом изобретения в сфере высоких технологий отсутствуют почти полностью – ни одна из стран не дотягивает даже до 1 заявки на миллион жителей.

Есть и другие свидетельства слабости инновационного потенциала стран ЦВЕ. Все они являются чистыми импортерами авторских и лицензионных прав («рекордсменом» стала Польша, которая покупает в десять раз больше технических знаний, чем продает). Доля высокотехнологичной продукции в экспорте, как правило, не превышает 3-5%, что ставит страны ЦВЕ на последние места в ЕС. Исключение составляют только Венгрия и Чехия.

Недостаточная поддержка сферы исследований и разработок, сказывающаяся негативно на технологическом уровне производства, а значит и на совокупной факторной производительности, в перспективе может стать тормозом на пути к конечной цели стратегии догоняющего развития. Экономическое лидерство сохранится за теми странами, которые создают новые технологии и, распространяя их, получают интеллектуальную ренту.

1. Обильный приток ПИИ способствовал росту, улучшению структуры и повышению конкурентоспособности экономик стран ЦВЕ, но при этом возникла их глубокая зависимость от внешней конъюнктуры и решений иностранных инвесторов.

2. ПИИ не вывели страны ЦВЕ на передовые технологические позиции, а предприятия с иностранным капиталом не стали локомотивом модернизации всей экономики.

3. Опора на ПИИ без достаточной поддержки сферы исследований и разработок в долгосрочной перспективе несет в себе риск консервации или даже увеличения технологического и экономического отставания от лидеров технологической конкуренции, развивающихся по инновационному пути.

, , (ред.)(2004): Прямые иностранные инвестиции в европейских странах с переходной экономикой. Москва: изд-во «Наука».

(2008): Госкорпорации и промышленная политика России. Научное сообщение на Секции экономики ООН РАН 21 февраля 2008 г. С. 13 (www. cemi. *****/publication/e-publishing/dementiev/Report21-2-08.pdf).

(2009): Опыты модернизации в странах ЦВЕ // Свободная мысль. № 6.

Модели модернизации в странах с переходной экономикой (2009). М.: НИС. P. 49-83.

(2000): Роль прямых иностранных инвестиций в развитии внешней торговли стран Центральной и Восточной Европы // Внешнеэкономический бюллетень, № 12.

Campos N. F., Kinoshita Y. (2008): Foreign Direct Investment and Structural Reforms: Evidence from Eastern Europe and Latin America // IMF Working Paper. No. 26.

Christie E. (2003): Foreign Direct Investment in Southeast Europe // wiiw Working Papers. No. 24.

EUROSTAT: Statistics Database (http://epp. eurostat. ec. europa. eu/portal/page/portal/statistics/search_database)

Garibaldi P., Mora N., Sahay R., Zettelmeyer J. (2001): What Moves Capital to Transition Economies? // IMF Staff Papers. No. 48.

Hunya G. (2006): FDI in the new borderland // INDEUNIS Papers. February 2006.

Hunya G. (2004): Manufacturing FDI in New EU Member States – Foreign Penetration and Location Shifts between 1998 and 2002. // wiiw Research Reports. No. 311.

Hunya G. (2000): Privatization and FDI in Central and Eastern Europe // Transnational Corporations. No. 9.

Hunya G., Geishecker I. (2005): Employment Effects of Foreign Direct Investment in Central and Eastern Europe // wiiw Research Reports. No. 231.

Kalotay К. (2001): The contribution of foreign direct investment to transition revisited // The Journal of World Investment, № 2.

Kärkkäinen A. (2008): EU-15 Foreign Direct Investment in the new Member States // Statistics in focus. No. 71.

Krkoska L. (2001): Foreign Direct Investment Financing of Capital Formation in Central and Eastern Europe // EBRD Working paper. No. 67.

Nunnenkamp P., Spatz J. (2003): Foreign Direct Investment and Economic Growth in Developing Countries: How Relevant Are Host-country and Industry Characteristics? // Kiel Working Paper. № 000.

Ötker-Robe İ., Polański Z., Topf B., Vávra David (2007): Coping with Capital Inflows: Experiences

of Selected European Countries // IMF Working Paper. No. 190.

Pitti Z. (2002): The Role of Corporations in Putting the Hungarian Economy on a New Development Path. Budapest: Budapest College of Management.

Resmini L. (2000): The Determinants of Foreign Direct Investment in the CEECs // Economics of Transition. No

Rosati D. (ed.) (2004): New Europe — Report on Transformation. Warsaw: Instytut Wschodni. P. 79-80.

Sass M. (2004): FDI in Hungary: the first mover’s advantage and disadvantage // EIB Papers, Vol. 9, No. 2.

UNCTAD: FDI Statistics (http://www. unctad. org/Templates/Page. asp? intItemID=4979&lang=1)

UNCTAD (2003): World Investment Directory. Vol. VIII. Central and Eastern Europe 2003. New York and Geneva: United Nations.

UNCTAD (2004): World Investment Report 2004: The Shift towards Services. New York and Geneva: United Nations.

UNCTAD (2008): World Investment Report 2008: Transnational Corporations, and the Infrastructure Challenge. New York and Geneva: United Nations.

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант РГНФ а.

[1] ЕС в составе 15 стран, входивших в него до расширения 2004 г.

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://www.work5.ru/gotovye-raboty/119414, http://pandia.ru/text/77/203/78063.php

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто