Сумма инвестиций заложенных в бюджете
течение бюджетного года могут возникнуть преувеличены и незапланированные потребности в бюджетных средствах. Как и в случае с недополучением доходов, размер незапланированной потребности является важным для определения ее с серьезности. Такая незапланированная потребность может повлиять на политические решения, которые необходимо принять для решения проблемми.
Внебюджетные расходы — это, как правило, потребность в средствах, которые необходимо выделить, но не были заложены в бюджет. К таким потребностей можно отнести средства, необходимые для устранения последствий стихийных объявления ищ (наводнения, землетрясения и др.) или техногенных катастроф (выброс жидких токсичных отходов в грунтовые воды, реку, систему водозаборару).
Невыполненные обязательства можно охарактеризовать как конкретные законные или, в некоторых случаях,»потенциальные»или моральные обязательства органа власти для решения проблемы непредвиденной финансового кризиса. Сюд ди можно отнести неблагоприятное судебное решение, по которому устанавливается финансовое обязательство органа власти. Бюджет любой страны или конкретного города сталкивается с непредвиденными расходами в течение года. Большинство органов власти, особенно небольшого масштаба, уже имеют отработанную систему решения таких проблем. Взвешенная юридическая база является важной составляющей любого политического решения, по которому устанавливается круг ответственности органа власти и определяется система, по которой можно найти необходимые пути выхода из негативных ситуаций. В подавляющем большинстве случаев, финансовые риски оценить несложно, с ними можно справиться, оставаясь в рамках бюджетного процесса можно использовать стандартный набор инструментов оценки и управления рискамивління ризиками .
Перед кризисом
Во-первых, для решения проблемы непредвиденных расходов до наступления кризиса, должна существовать четкая юридическая база. Во-вторых, риск, которому подвергается бюджет, имеет оцениваться и осознаваться на стадии фор рмування бюджета. Хорошо сбалансированные бюджетные системы предусматривают резервные фонды для непредвиденных расходов для покрытия рисков, относящихся к гарантиям органов власти и влияния изменений на обменные курс и стоимости обслуживания долггу.
Практическое правило состоит в том, что резервный фонд для непредвиденных расходов не должен превышать 1-3% общей суммы бюджета. Хорошо сбалансированный бюджет делает различные предположения при анализе потенций ийного экономического влияния на бюджет. Среднесрочный влияние на стоимость обслуживания долга с учетом изменения обменных курсов и процентных ставок должен периодически оцениваться. Предположения относительно поступление ь и оттока капитала должны тщательно проверяться для принятия во внимание возможных изменений во внешней среде. Экономические риски, ассоциирующиеся с потенциальными обязательствами также должны оцениваться. Все факторы, перечисленные выше, влияют на размер резервного фонда для непредвиденных расходовтрат .
Преодоление кризиса
В мировой практике для решения проблемы незаложенных в бюджет расходов и невыполненных обязательств, используют методы, которые отличаются друг от друга и зависят от размеров расходов и ситуации й в стране. Прежде всего — это корректировка бюджета. Если сумма расходов невелика, то одним из первых этапов является внесение изменений в бюджет. Это означает уменьшение расходов кое-где в бюджете для компенсации непередб ачених расходов. Такая мера, как правило, требует юридического согласования. Может применяться перепрограммирования, если сумма небольшая и если есть соответствующие полномочия. Преодолеть кризис можно путемяхом :
1. Использование резервного фонда для непредвиденных расходов. Это может быть первым вариантом решения проблемы, при условии, что резервный фонд существует и покрывает размер и природу расходов. Изменения в бю юджету могут и не вноситься, но соответствующая совет получение информации об использовании фонднду.
2. Использование непредвиденного ассигнования, следующего после запроса дополнительного ассигнования. Данная методика широко используется в развитых странах, где дефицит и его обслуживание не является найголовн нишимы проблемами. Это позволяет временно использовать средства, выделенные под другие программы до того времени, когда конечная стоимость может быть использована как основа для дополнительного ассигнованияня .
3. Использование»фонда на черный день»Правительства некоторых стран основывают на долгосрочной основе»фонд на черный день»для финансирования непредвиденных потребностей. Как правило, этот фонд задействуется, когда доходы пе еревищують расходы (часто в результате непредвиденных доходов, напр разделение резервов природных ресурсов или приватизация активов). Создание таких фондов является еще одним средством преодоления дефицита доходовдолання дефіциту доходів .
4. Долг. Взятие долговых обязательств для распределения больших расходов на долгий период времени
5. Повышение налогов и другие доходы
-. Не существует какой-то одной формулы для решения проблемы преодоления кризиса. Чаще всего, решением является сочетание некоторых из перечисленных выше инструментов, чтобы проблема была решена всесторонне
-. Однако, все развитые бюджетные системы определенным образом закладывают решения в бюджет, — или расходы зависят от существующих ассигнований, или в бюджет вносятся изменения
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (Зернова И.)
Дата размещения статьи: 06.10.2015
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетными инвестициями признаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В этой статье рассмотрим порядок предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям, а также порядок их отражения в бухгалтерском учете.
Из п. 1 ст. 79 БК РФ следует, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также с нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Порядок предоставления бюджетных инвестиций устанавливается:
— Правительством РФ — в отношении федеральных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении учреждений субъектов РФ;
— местной администрацией — в отношении муниципальных учреждений.
Порядок предоставления бюджетных инвестиций субъектами РФ (муниципальными образованиями)
Как было указано выше, в отношении учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок предоставления бюджетных инвестиций утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В качестве примера приведем нормативные документы некоторых субъектов РФ (муниципальных образований), утвердивших порядок предоставления бюджетных инвестиций:
— Постановление Правительства Нижегородской области от 29.11.2010 N 840 «О предоставлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Нижегородской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Нижегородской области»;
— Постановление Правительства Ленинградской области от 26.08.2011 N 272 «О предоставлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ленинградской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений Ленинградской области»;
— Постановление администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района МО от 15.06.2012 N 461-п «Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, автономными бюджетным учреждениям городского поселения Сергиев Посад».
Порядок предоставления бюджетных инвестиций в этих документах сводится к следующему:
1) бюджетные инвестиции бюджетным и автономным учреждениям предоставляются органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя;
2) бюджетные инвестиции предоставляются в соответствии с договором (соглашением), заключенным между органом, осуществляющим полномочия учредителя, и бюджетным или автономным учреждением. В нем предусматриваются следующие условия:
— право органа, осуществляющего полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий, установленных заключенным договором (соглашением);
— порядок возврата в областной бюджет сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных органом, осуществляющим полномочия учредителя, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий, определенных заключенным договором (соглашением), а также сумм, не использованных в текущем финансовом году, при отсутствии наличия потребности направления их на те же цели в соответствии с решениями органов, осуществляющих полномочия учредителя — главного распорядителя средств областного бюджета. В случае наличия потребности в использовании таких остатков на те же цели устанавливаются условия о принятии учредителем решения о возвращении их учреждениям в очередном финансовом году;
— порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной органом, осуществляющим полномочия учредителя;
— перечисление бюджетных инвестиций осуществляется в соответствии с заявками и сроками платежей, которые установлены договором (соглашением), на лицевые счета, открытые в министерстве (комитете) финансов, либо на расчетные счета государственных автономных учреждений, открытые в кредитных организациях.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 21 Инструкции N 157н операции, производимые за счет средств бюджетных инвестиций, подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета с кодом вида деятельности 6 в следующем порядке:
1. Поступление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на отдельный лицевой счет:
а) в учете бюджетного учреждения (п. 94 Инструкции N 174н ):
Дебет счета 6 201 11 510 «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета 6 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»;
б) в учете автономного учреждения (п. 97 Инструкции N 183н ):
Дебет счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
Кредит счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам».
2. Капитальные вложения в основные средства учреждения, произведенные за счет бюджетных инвестиций:
а) в учете бюджетного учреждения (п. 51 Инструкции N 174н):
Дебет счета 6 106 xx 310 «Вложения в нефинансовые активы»
Кредит счета 6 302 xx 730 «Увеличение расчетов по принятым обязательствам»;
б) в учете автономного учреждения (п. 51 Инструкции N 183н):
Дебет счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кредит счета 6 302 xx 000 «Расчеты по принятым обязательствам».
3. Начисление доходов по бюджетным инвестициям в сумме подтвержденных отчетом капитальных вложений (затрат, расходов):
а) в учете бюджетного учреждения (п. 93 Инструкции N 174н):
Дебет счета 6 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»;
б) в учете автономного учреждения (п. 96 Инструкции N 183н):
Дебет счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»
Кредит счета 6 401 10 180 «Прочие доходы».
4. Возврат в бюджет неиспользованного остатка бюджетных инвестиций:
а) в учете бюджетного учреждения (п. 93 Инструкции N 174н):
Дебет счета 6 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит счета 6 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»;
б) в учете автономного учреждения (п. 96 Инструкции N 183н):
Дебет счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»
Кредит счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».
5. Списание капитальных вложений, произведенных за счет бюджетных инвестиций:
а) в учете бюджетного учреждения:
Дебет счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»
Кредит счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы»;
б) в учете автономного учреждения:
Дебет счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»
Кредит счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы».
6. Принятие к учету объекта капитального строительства, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления:
а) в учете бюджетного учреждения (п. 118 Инструкции N 174н):
Дебет счета 4 101 xx 310 «Основные средства»
Кредит счета 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителями»;
б) в учете автономного учреждения (п. 119 Инструкции N 183н):
Дебет счета 4 101 xx 000 «Основные средства»
Кредит счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Пример. На строительство спортивного зала бюджетному образовательному учреждению за счет средств бюджета субъекта РФ выделены бюджетные инвестиции в сумме 5 000 000 руб. Средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК. Учреждением был заключен договор со строительной организацией. В установленные сроки строительство объекта было завершено, объект передан в оперативное управление учреждению и введен в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:
Поступили бюджетные инвестиции
на лицевой счет учреждения
Произведены капитальные вложения
в объект капитального строительства
Начислен доход по бюджетным
инвестициям в сумме подтвержденных
отчетом капитальных вложений
Списаны капитальные вложения,
произведенные за счет бюджетных
Принят к учету объект капитального
строительства, закрепленный за
учреждением на праве оперативного
Предоставление бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям
Порядок предоставления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204.
Этим документом предусмотрено, что предоставление в 2012 г. бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ (далее — объекты), находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений (включая бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ) и федеральных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными федеральными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. При этом федеральные бюджетные и автономные учреждения должны быть занесены в установленном порядке в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета — федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений.
Разъяснения о порядке предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2012 г. приведены в Письме Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 .
Письмо Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 от 03.02.2012 «О продлении на 2012 год порядка предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204».
В Письме указано, что федеральным бюджетным и автономным учреждениям, выполняющим функции государственного заказчика, в заключенных после 1 января 2011 г. государственных контрактах на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов государственной собственности РФ необходимо обеспечить условие, предусматривающее замену с 1 января 2013 г.:
— стороны контракта — Российской Федерации на федеральное бюджетное или автономное учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции;
— государственного контракта на договор;
— реквизитов счетов, с которых будет осуществляться оплата вытекающих из указанного договора денежных обязательств федеральных бюджетных и автономных учреждений.
Если при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ были заключены трехсторонние государственные контракты, в которых федеральные органы государственной власти выступают в качестве государственных заказчиков, а учреждения — в качестве застройщиков, то оплату денежных обязательств по таким контрактам необходимо осуществлять с учетом следующих особенностей:
1. Государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (ст. 72 БК РФ). Заключение государственными заказчиками (федеральными органами государственной власти) государственных контрактов, предусматривающих условие, что оплата денежных обязательств осуществляется застройщиками (учреждениями), противоречит указанным нормам БК РФ, поскольку они не могут принимать бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. В силу чего федеральным органам государственной власти необходимо обеспечить внесение изменений в указанные государственные контракты, предусмотрев, что застройщикам (учреждениям) можно только поручить, например, организацию и управление работами на стройках и объектах, осуществление в установленном порядке строительного контроля, проверку обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты, и т.д.
При этом застройщикам (учреждениям) не может быть поручена оплата денежных обязательств по заключаемым в 2012 г. государственным контрактам, согласование справок о стоимости выполненных работ (услуг), подписание актов приемки выполненных работ (услуг) и иной первичной документации по учету работ в капитальном строительстве по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.
2. Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства учреждений на основании заключенных ими государственных контрактов (договоров) осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых им в установленном порядке в органах Федерального казначейства, с учетом следующих особенностей:
— при наличии у учреждения таких счетов оплата денежных обязательств при осуществлении ими бюджетных инвестиций осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на указанные лицевые счета, на основании представленных учреждениями в ОФК платежных документов;
— если в 2012 г. в установленном порядке была представлена заявка на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, то до момента исключения реквизитов учреждения из сводного реестра эта заявка может быть аннулирована соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с положениями п. 4.9 Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н.
Отзыв такой заявки осуществляется путем представления в Федеральное казначейство уведомления об аннулировании заявки на включение (изменение), исключение реквизитов участников бюджетного процесса в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета с указанием в графе «Основание для аннулирования заявки» причины аннулирования — «Бюджетные инвестиции»;
— если у учреждения отсутствует лицевой счет получателя бюджетных средств в ОФК, он открывается в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н.
3. Расходы, осуществляемые учреждениями в рамках бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», с указанием:
а) целевых статей Классификации расходов бюджетов, предназначенных для отражения расходов на реализацию соответствующих инвестиционных проектов;
б) видов расходов группы 400 подгруппы 410 в разрезе элементов (соответственно по элементам 413 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа», 414 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа», 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям»);
в) статей и подстатей Классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:
— расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
— расходы, осуществляемые в целях строительства (реконструкции) объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи), исходя из их экономического содержания.
В Письме Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 отмечено, что учреждения в 2012 г. обязаны обеспечить ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в части операций по бюджетным инвестициям в порядке, установленном Инструкциями N N 157н, 162н , 191н .
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
Пунктом 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ , п. п. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям в виде бюджетных инвестиций, подлежат перечислению в бюджет. При наличии потребности в использовании таких остатков на те же цели учредителем может быть принято решение о возвращении их учреждениям в очередном финансовом году.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Государственные и муниципальные финансы
Вариант 2 гмф готов.docx
Вариант 2.(Фамилии студентов от «Ж» до «М» включительно)
Задание 1. Подготовьте примерный проект бюджета субъекта РФ на следующий финансовый год (в таблице доходов и расходов, разрезе абсолютных и относительных показателей). Рассчитайте объем налоговых доходов бюджета и размер бюджетных инвестиций, заложенных в нем, если совокупные расходы-450 млрд. руб., дефицит-60 млрд. руб., сумма неналоговых доходов-180 млрд. руб., дотация составляет 10 % от неналоговых доходов бюджета. Текущие расходы соответствуют 95 % от всего объема расходов.
- Рассчитаем сумму текущих расходов: 450*95/100 = 427,5 млрд руб
- Бюджетные инвестиции = совокупные расходы – текущие расходы = 22,5 млрд руб
- Дотация = 18 млрд руб
- Совокупные доходы = совокупные расходы – дефицит = 450 – 60 = 390 млрд руб
- Неналоговые доходы = 390 – 18 – 180 = 192 млрд руб
Таким образом, мы получаем проект бюджета субъекта РФ на следующий финансовый год в таблице доходов и расходов:
Задание 2. Дайте определение расходам бюджета. Структурируйте их по разным основаниям, приведите в каждом случае 2-3 примера. Назовите расходы, финансируемые исключительно из бюджета субъекта РФ.
Ответ: Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с определенными расходными обязательствами в соответствии с установленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.
Классификация видов расходов бюджетов может осуществляться по различным основаниям. Наиболее часто ими выступают:
1) Степень предсказуемости наступления необходимости понесения таких расходов. Расходы делятся на запланированные и внезапные (незапланированные).
2) Экономическое содержание расходов. Расходы по этому основанию делятся на текущие и капитальные.
Под капитальными расходами бюджетов понимается та часть расходов бюджетов, которой обеспечивается инновационная и инвестиционная деятельность. К ним относят, в частности, статьи расходов, предназначенные для: осуществления инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
предоставления бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; проведения капитального (восстановительного) ремонта различного государственного и муниципального имущества; понесения иных расходов, связанных с расширенным воспроизводством; расходов, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, Муниципальных образований; других аналогичных целей.
Под текущими расходами бюджетов понимается та часть расходов, понесением которой обеспечивается текущее финансирование бесперебойного функционирования органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К текущим расходам также относят любые другие необходимые для функционирования государственного аппарата расходы бюджетов, которые в соответствии с бюджетной классификацией РФ не могут быть включены в капитальные расходы.
3) Уровень бюджетной системы РФ, на который возлагается обязанность нести такие расходы. Деление производится на расходы: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. 1
Приведенные выше виды расходов бюджета являются запланированными, то есть их осуществление в каждом конкретном году известно законодателю заранее, что позволяет учесть их при составлении закона о бюджете. Но помимо запланированных государство несет и расходы, не предусмотренные бюджетом, которые должны быть обеспечены источниками финансирования.
Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:
— обеспечение функционирования органов законодательной ( представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
— проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
— обеспечение реализации региональных целевых программ;
— формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
— содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
— оказание финансовой помощи местным бюджетам;
— обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
— компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
— прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
Задание 3. Продолжите формулировки.
1.Безвозмездные поступления в бюджет могут поступать в виде дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; средств по взаимным расчетам, субсидий, иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья доходов может включать безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней и средства по взаимным расчетам и добровольные пожертвования (п. 5 ст. 41 БК РФ).
2. Субсидия представляет собой выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:
- субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета
- субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам
Основные свойства субсидии:
- безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель);
- целевой характер;
- софинансирование (на условиях долевого финансирования).
Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотатируется через компенсационные выплаты.
Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.
Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования
Субсидия — помощь потребителю продукции, то есть субъекту, не имеющему достаточно средств для самофинансирования.
3. По отношению к налоговым доходам местных бюджетов в бюджете субъекта РФ предусмотрены субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов 2 . Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 Бюджетного Кодекса РФ (дотации), могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с настоящим Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации 3 .
4. В составе бюджетных инвестиций заложены ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов 4 , на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями 5 .
5. Налоговые полномочия органов государственной власти и управления субъектов РФ состоят в установлении нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации 6 .
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены 7 :
- единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;
- единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;
- единые для всех городских округов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
6. К федеральным налогам, закрепленным Бюджетным Кодексом РФ за местными бюджетами, согласно ст. 61 БК РФ относятся:
Для бюджетов поселений 8 : налоги на доходы физических лиц — по нормативу 10%; единый сельскохозяйственный налог — по нормативу 35%; государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100%.
Для бюджетов муниципальных районов 9 подлежат зачислению: налоги на доходы физических лиц — по нормативу 20%; налоги на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 30%; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100%; единый сельскохозяйственный налог — по нормативу 35%; единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территориях, — по нормативу 70%; государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100%; и так далее.
Источники: http://uchebnikirus.com/finansu/mistsevi_finansi_-_suntsova_oo/vidatki_zakladeni_byudzhet_nevikonani_zobovyazannya.htm, http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/12620, http://stud24.ru/finance/gosudarstvennye-i-municipalnye-finansy/480070-1830911-page1.html
Источник: