Таможенное регулирование в иностранных инвестициях

Государственное регулирование иностранных инвестиций

В настоящее время политика российского государства направлена на привлечение иностранных инвестиций в экономику. Законодательство об иностранных инвестициях развивается как в виде специальных нормативных актов, так и в виде различных правил публично-правового характера, закрепленных в разнообразных нормативных актах (о валютном контроле, налоговых отношениях, таможенных сборах и т.д.).

Основную нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций составляют следующие законодательные акты: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доход и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Одно из главных положении закона – обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормами международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. Национальный режим к иностранным инвесторам применяется после разрешения процесса инвестирования и лишь в частно-правовой сфере отношений с экономическими партнерами. В публично-правовой сфере иностранный инвестор получает свой статус, охватываемый понятием о режиме наибольшего благоприятствования. В законе № 160-ФЗ даются определения таких важных понятий, как «иностранный инвестор» и иностранные инвестиции.

В российском законодательстве имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера. Изъятия ограничительного характера преследуют цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. Изъятия же стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов установлены в интересах социально-экономического развития товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Тем не менее в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» продекларированы все основные гарантии иностранным инвесторам, в том числе: от изменения законодательства, от национализации, экспроприации и реквизиции; от запрета на перевод доходов в валюте; от отказа в обеспечении судебной защиты при возникновении инвестиционного спора.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет: правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Указанный закон содержит важное положение, определяющее, что в условиях возникновения на территории товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Читайте также  Инвестиции отражаются в статье баланса

Существенное значение для чистоты отношений, складывающихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп. от 16 ноября 2005 г.).

Особенности таможенного регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента правового регулирования инвестиционной деятельности на процессы, связанные с ввозом товаров и транспортных средств, ввозимых в качестве инвестиций в Российскую Федерацию

Таможенное регулирование — сложный, многогранный и полифункциональный, разветвленный механизм управления, упорядочения и направления таможенно-правовой деятельности в целях и интересах ее активизации и оптимизации эффективности.»

В самом общем виде оно может включать правовое, экономическое, организационно-управленческое и другие аспекты государственно-правового регулирования.

Статья 71 (п. ж) Конституции РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов. Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан с положениями ст.8 и ст.74 Конституции РФ. В этих статьях закреплено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации

Таможенное регулирование является одним из ключевых понятий таможенного права, и нашло законодательное закрепление в п.1 ст.1 ТК РФ 2003 года.

Таможенное регулирование «заключается в установлении порядка4 и правил , при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу».»

По мнению Липович Н.К. данная «. формулировка более чем расплывчатая и дает возможность необоснованного расширения полномочий таможенных органов», а также «предполагает наличие собственных методов и средств осуществления такого регулирования».3

Регулирование, по мнению Старилова Ю.Н., — это использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Таможенная деятельность относится к сфере государственного управления.

Исходя из этого, мы считаем, что «таможенное регулирование — это деятельность таможенных органов по соблюдению, установленных нормами таможенного законодательства, общеобязательных требований и процедур для лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу в целях обеспечения прав и свобод граждан, безопасности государства».

К основным направлениям реализации функции таможенного регулирования можно отнести: — определение правил поведения и действий лиц (юридических и физических) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации посредством установления норм таможенного законодательства; — установление конкретных таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу; — установление механизма таможенного контроля; — установление порядка обжалования и рассмотрения решений, действий и бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Таможенное регулирование инвестиций в экономику России осуществляется по следующим направлениям: — таможенное регулирование ввоза товаров в уставный капитал ПИИ / КОИИ. Уставный капитал ПИИ и КОИИ в основном формировался и формируется с долевым участием как российских так и иностранных лиц, а также и со 100% иностранным капиталом; — таможенное регулирование ввоза товаров, являющихся предметом международного лизинга; — таможенное регулирование ввоза товаров и транспортных средств в ОЭЗ, при реализации СРП и договоров концессий.

Читайте также  Стратегический подход к управлению инвестициями

Таким образом, таможенное регулирование иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации — деятельность таможенных органов по соблюдению установленных нормами таможенного и инвестиционного законодательства общеобязательных требований и процедур для лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу в качестве инвестиций, в целях обеспечения прав и свобод граждан, безопасности государства.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Исходя из этого, нормативно-правовую базу таможенного регулирования на современном этапе составляют:

1) таможенное законодательство Российской Федерации, которое состоит из ТК РФ 2003 г. и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (п. 2 ст. З ТК РФ);

2) законодательство Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, основными актами которого являются Федеральные законы от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»1 и от 8 декабря 2003г. N 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».»

Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю.

Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции; с обоснованием перспектив социально-экономического развития страны; с определением степени инвестиционной активности и выявлением приоритетов, которым правительство страны будет отдавать предпочтение в предстоящие годы.

Набор активных методов стимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы: прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот.

Сегодня основными законами, призванными регулировать инвестиционную деятельность в РФ, являются Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 18.12.2006) и Федеральный закон от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 03.06.2006).

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от опм собственности. 2 [2]

Читайте также  Министерство инвестиций и развития региона

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права. 3[3]

Важный фактор привлечения иностранных инвестиций — это предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов государственная поддержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других, правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающихся прежде свободных экономических зон).

Таможенная служба, наряду с другими государственными органами, призвана обеспечивать соблюдение государственных гарантий и прав иностранных инвесторов, защитить их вложения в российскую экономику, контролировать предоставление налоговых и таможенных льгот им, препятствовать проникновению криминальною иностранного капитала в Россию, который после «отмывания» возвращается назад. 4 [4]

Таможенное регулирование инвестиционной деятельности должно быть направлено на жесткий валютный контроль за нелегальным оттоком инвалютного капитала из страны через экспортные и импортные контракты. При этом, безусловно, нужно учитывать сложившиеся международные правила торговых отношений, тенденции в сближении национальных принципов и норм, в упрощении и рационализации таможенных процедур.

Вторым важным фактором можно назвать систему экономических стимулов — льгот для иностранных инвесторов. В частности, предлагается зафиксировать в Законе о таможенном тарифе освобождение от импортных пошлин товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный фонд предприятий и применяемых в производственных целях (за исключением подакцизных товаров). При этом предполагается необходимый контроль за использованием соответствующих товаров.

От инвестиций и инвестиционной политики государства в огромной степени зависит развитие производственного потенциала страны, темпы экономического роста, развитие всей инфраструктуры. Современная инвестиционная политика — основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, освоения территорий и природных ресурсов, устранения диспропорций в экономическом развитии регионов страны, обеспечения занятости населения, развития науки и техники. Решения экологических проблем.

Источники: http://be5.biz/ekonomika/v001/65.html, http://mylektsii.ru/10-111867.html, http://megaobuchalka.ru/6/18099.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто