- Технологии привлечения инвестиций в регион
- Как привлечь в регион инвестора
- Привлечение инвестиций в регионы России
- Инвестиционная привлекательность регионов как интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инфраструктуры капиталовложений, возможностей привлечения ресурсов. Оценка инвестиционных рисков.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Технологии привлечения инвестиций в регион
Библиографическая ссылка на статью:
Прохоров А.Ю. Особенности привлечения инвестиций в экономику региона. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3627 (дата обращения: 23.09.2018).
Вопрос развития экономики региона всегда связан с привлечением капитала, безусловно данный вопрос находит несколько вариантов решения в виде привлечения средств инвесторов, получения субсидий, субвенций, дотаций или целевого финансирования из государственного бюджета, но степень самостоятельности региональной экономики характеризуется именно наличием и объемом инвестиционных потоков, а вопрос привлечения инвесторов, безусловно, является актуальным. В условиях стабильности экономической системы и перспективности проекта, как с позиций короткого срока окупаемости, так и высокой финансовой отдачи сложность поиска потенциального инвестора сведена к минимуму. В реальных условиях далеко не все проекты могут отвечать данным характеристикам, соответственно задача поиска потенциально инвестора усложняется, т.к. любой инвестор в процессе финансирования проекта сталкивается с рядом рисков. Разумеется, существуют методы снижения финансовых потерь в виде отказа от рискового проекта, что отнюдь не способствует его осуществлению, и передачи риска, например путем страхования, но в этом случае уменьшаются альтернативные выгоды от проекта. Существует, конечно, вариант диверсификации, т.е. снижение риска за счет подбора инвестиционных проектов методом комбинирования, когда достигается определенная взаимозависимость динамики доходов и приемлемый уровень риска, но и этот вариант предполагает либо поиск большего числа инвесторов, либо сокращение финансовых средств на реализацию проекта. На основании вышеизложенного, становится вполне очевидной необходимость в создании или подборе действенных методов стимулирования инвесторов.
Собственно говоря, при разработке методов стимулирования необходимо учесть, что по источникам возникновения инвестиционные риски можно разделить на риски связанные с уровнем развития экономической системы (например: уровень концентрации предприятий в рыночном сегменте, конкуренция в отрасли и прочие, т.е. факторы, имеющие рыночный характер и на которые инвестор может оказать влияние посредством размера финансирования, компетенции команды осуществляющей коммерциализацию проекта) и риски, где влияние инвестора отсутствует (например: цикличность развития экономических систем в целом, налоговое законодательство, величина платежеспособного спроса и т.п.). Соответственно и воздействие на конкретную группу инвестиционных рисков с целью создания стимулов для инвестиционной деятельности должно быть дифференцированным.
Говоря о рисках связанные с уровнем развития экономической системы, необходимо определить какие механизмы регулирования доминируют – рыночные или административные, соответственно, рыночные механизмы предполагают развитую конкуренцию и тенденцию к самоорганизации, что не предполагает создание льготных условий для инвесторов, базируясь на использовании административного ресурса, но в тоже время позволяет более эффективно распределять имеющиеся ресурсы и тщательно прорабатывать проекты коммерциализации, т.е. рыночная экономика предполагает преимущественно финансовые методы стимулирования. Несмотря на имеющиеся возможности для инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики потенциальный инвестор сталкивается с такими видами риска как:
1. Операционный инвестиционный риск, связанный с вероятностью финансовых потерь ввиду технических сбоев и ошибок при реализации проекта, аварийных ситуаций, а также наличия человеческого фактора.
2. Функциональный инвестиционный риск, определяется вероятностью финансовых потерь ввиду ошибок, допущенных в процессе формирования и управления инвестиционным портфелем.
3. Альтернативный инвестиционный риск, связан с вероятностью неоптимального выбора объекта инвестирования по отношению к другим возможным вариантам инвестирования, а также вероятностью сокращения финансовых выгод в результате неосуществления каких-либо действий по коммерциализации проекта.
4. Инновационный риск – риск инвестиционных потерь, связанных с тем, что инновация, на разработку которой могут быть затрачены значительные финансовые средства, не окупится или не будет реализована в целом.
Приведенная классификация не является исчерпывающей в силу дифференцированности экономико-отраслевых условий для реализаций конкретного проекта, но отражает риск инвестиционных вложений в условиях рыночной экономики, также необходимо иметь ввиду, что инвестиционные риски могут коррелировать между собой, соответственно задача привлечения инвестиционных ресурсов потребует не просто сокращения какого-либо риска, а нахождение оптимума для сбалансированности системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что успех коммерциализации проекта в условиях рыночной экономики будет определяться не только возможными финансовыми стимулами, но и во многом корректным технико-экономическим обоснованием и прогнозированием проекта с принятием упреждающих мер корректировки.
Необходимо отметить, что наибольшие опасения у потенциального инвестора вызывается не уровень концентрации в рыночном сегменте или уровень конкуренции, свойственные для рыночной экономики, а особенности переходной экономики, такие как: асимметричность информации, неразвитость банковского сектора, нестабильность политического курса, колебания и нестабильность экономической системы, вот здесь как раз и проявляется вся необходимость в административном регулировании, в создании внерыночных стимулов и прочих льгот для инвестируемого капитала, соответственно создание методов преодоления вышеизложенных групп инвестиционных рисков наиболее сложно для промышленно неразвитых регионов и регионов с переходной экономикой.
Государственное вмешательство в рыночные процессы характеризуется предоставлением льготных условий за счет административного ресурса, для снижения группы инвестиционных рисков на которые инвестор повлиять не может. Собственно говоря, государственное вмешательство может быть представлено не только налогово-правовым регулированием, но и прямым воздействием на административные барьеры и давлением на рынок, но данные формы идут вразрез с политикой формирования и становления рыночной экономики, соответственно наибольший интерес представляет не прямое воздействие, а создание условий для привлечения инвестиционного капитала.
Политика стимулирования инвесторов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в основном направлена на использование фискальных и налоговых методов стимулирования. Цель таких методов заключается в экономической реструктуризации и экономическом росте за счет притока внешних и внутренних ресурсов. К таким методам можно отнести:
1. Налоговые каникулы – весьма привлекательный вариант для инвестора, но сокращает поступление налоговых поступлений в бюджет;
2. Инвестиционные субсидии являются разновидностью налоговых кредитов, но вопрос их предоставления является неоднозначным в силу риска для бюджета в виде отрицательной бюджетной эффективности, в случае неэффективности предприятия которому подобные субсидии были предоставлены;
3. Инвестиционные скидки используются для привлечения капитала в отрасль в той или иной желательной форме, и имеет форму снижения налогообложения прибыли, разумеется, и данный метод влечет сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, но по сравнению с двумя вышеизложенными методами альтернативные финансовые потери будут ниже.
4. Ускоренная амортизация. По сравнению с обычной амортизацией при ускоренной амортизации большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Таким образом, преимуществом использования данного метода для государства является: отсутствие жесткой привязанности метода к размеру налоговых поступлений (как у вышеизложенных) и реструктуризация производства за счет мотивации к обновлению основных фондов.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что риски, с которыми сталкивается потенциальный инвестор весьма дифференцированы и преодолеть их с помощью только рыночных или только административных рычагов воздействия не представляется возможным. Разумеется, рыночный путь становления экономики является приоритетным, но отсутствие регулирования со стороны государства затрудняет вопрос формирования благоприятного инвестиционного климата. По нашему мнению, создание географических зон с особым юридическим и экономическим статусом, является одним из оптимальных сочетаний финансовых и административных стимулов в целях привлечения потенциальных инвесторов, в том числе и зарубежных, что, несомненно, будет способствовать развитию и модернизации экономической системы, а также концентрации капитала.
Как привлечь в регион инвестора
В условиях падения доходов региональных бюджетов и экономического спада основной рецепт, прописанный местным властям – повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие малого и среднего бизнеса. Хотя против этого никто не возражает, далеко не всем регионам удается эти задачи решать успешно. Из 21 региона-участника пилотного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ лишь несколько стали лидерами, благодаря активному содействию в создании новых предприятий и поддержке действующих. Первые итоги национального рейтинга были представлены на Сочинском инвестиционном форуме.
Ульяновская область привлекает западный бизнес
По показателю «региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» успешными признаны Ульяновская, Калужская, Костромская области и Алтайский край. В сущности ничего особенного в этих регионах для привлечения инвесторов не делали, попросту желали их найти. Основной метод: создание местной корпорации развития и сопровождение инвестпроектов на всех этапах: от подачи заявки до начала деятельности предприятия.
При заходе в регион предприниматель сталкивается с проблемой выбора производственной площадки. Как правило, он обращается в администрацию области, где в большинстве случаев тоже не знают о таких площадках. Чтобы их найти, надо звонить, ездить, смотреть – одним словом искать. Этим в том числе и занимаются те, кто хочет пополнить бюджет региона налогами.
Например, в Ульяновской области для этих целей создана корпорация развития. Здесь еще в 2005 году ввели статус приоритетного инвестиционного проекта, для которого полагаются льготы по налогу на прибыль, на имущество организаций, транспортному налогов. Сотрудники корпорации развития встречают инвестора и буквально водят его по кабинетам других чиновников. В каждом муниципальном районе выбраны территориальные точки развития, для которых подробно описаны инфраструктурные и социальные объекты. Сотрудники корпорации обходят площадки, звонят на предприятия в поисках пустующих цехов и территорий. Недавно создали инвестиционный офис в Германии, чтобы завлекать иностранных предпринимателей в Ульяновскую область.
В результате ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» в 2013 году привлекла в регион французскую компанию «Легран», которая вкладывает здесь в производство низковольтного коммутационного оборудования около 400 млн рублей. «Бриджстоун Корпорейшн» (Япония) создает производство автомобильных шин с планируемым объемом инвестиций в 12,5 млрд рублей. Мексиканская «Немак Юроп ГмбХ» будет производить в Ульяновской области комплектующие для автомобилей (инвестиции 2,2 млрд рублей). А германская «Хермле АГ» создает станкостроительный комплекс с объемом вложений 150 млн рублей. Добавьте к этому еще с десяток российских компаний, решивших открыть производства в Ульяновской области – это и будет история успеха корпорации развития.
«Мы поначалу сами пытались искать производственную площадку, но у нас не получилось. Обращение в корпорацию развития оставили на самый крайний случай, думая, что это формальная структура, — сообщил «Эксперт Online» Алексей Загуменников, генеральный директор ООО «Живая Вода Поволжье» (входит в ЗАО «Концерн Живая Вода). – Но мы удивились, когда они нам за неделю подобрали площадку. К тому же помогли сократить сроки получения технических условий на присоединение к энергосетям. Почти всю работу с энергетиками корпорация взяла на себя. У нас предприятия есть в Москве и Новосибирске, но нигде мы такой поддержки не получали».
«Живая Вода» создает производство инжекционно-выдувных бутылей объемом на базе местного завода «Стройпластмасс-СП». Планируемый объем инвестиций с учетом стоимости оборудования — более 100 млн рублей. Всего в 2013 году ульяновской корпорацией развития привлечены 15 новых крупных проектов с общим объемом инвестиций 17,5 млрд рублей, в результате которых ожидается создание порядка 3 тыс. рабочих мест. Для содействия реализации инвестиционных проектов сейчас в Ульяновске дополнительно создается проектная группа специалистов. Она будет решать все вопросы предпроектной подготовки, проблемы, возникающие на стадии строительства и ввода предприятия в эксплуатацию.
В Калужской области сделали ставку на кластеры
Калужская область в конце 90-х годов была почти полностью дотационным регионом с массой предприятий, работающих на пришедший тогда в упадок оборонный комплекс. Не имея экспортоориетированных полезных ископаемых, область сделала ставку на привлечение инвестиций. Здесь создали сначала государственное «Агентство регионального развития Калужской области», а в 2007 и ОАО «Корпорация развития Калужской области». Они работают по тому же принципу, что и ульяновская корпорация – сопровождают инвестпроекты на стадии реализации и после запуска производства. К каждому инвестиционному проекту прикрепляется куратор, который доступен инвестору 24 часа в сутки. Корпорация координирует органы власти и другие организации, вовлеченные в процесс прохождения различных процедур, как то получение разрешения на строительство, привлечение иностранной рабочей силы.
Сегодня выделено несколько приоритетных направлений для развития Калужской области. С целью диверсификации рисков для новых инвестиционных проектов готовятся специальные площадки: автомобильный кластер, фармацевтический кластер, сельскохозяйственный кластер.
В Калужской области внедрена единая база инвесторов и инвестиционных проектов для координации действий всех организаций ответственных за сопровождение инвестиционных проектов, развития инвестиционного климата в области.
«Как застройщик могу подтвердить, что получить разрешение на строительство в Калужской области стало проще, — пояснил «Эксперт Online» Владимир Кошелев, генеральный директор «Корпорация Кошелев». — Ранее, когда приходишь в регионе к чиновнику, в глазах была пустота в ответ на предложение построить дом. Сейчас же региональные власти активно содействуют строительству. И это важнее, чем формальное снижение сроков и числа согласовательных документов. Мы смогли увеличить и темпы строительства благодаря тому, что региональные власти выставляют на аукцион площадки с уже готовой инфраструктурой, а ресурсоснабжающие организации заставляют не тянуть с подключением к сетям».
В итоге с 2006 по 2013 годы от резидентов индустриальных парков в бюджеты всех уровней Калужской области поступило более 50 млрд рублей налоговых отчислений при затратах на развитие инфраструктуры по итогам на 2014 год в 11,9 млрд рублей. В прошлом году здесь заключили 24 соглашения с инвесторами, которые уже вложили в экономику региона более 54 млрд рублей, ожидается еще 39 млрд.
Инвестклимат зависит от гарантий
Ключевая проблема бизнеса – доступность кредитов. Малому бизнесу трудно получить заем в банке ввиду недостаточности или отсутствия залоговой базы. Для помощи им во многих регионах несколько лет назад были созданы гарантийные фонды. Они предоставляют гарантии при получении предприятиями в банках кредитов (около 50% от суммы займа). В случае непогашения кредита банк может рассчитывать на компенсацию из фонда. Но все они отличаются разной степенью активности. Если одни сидят и ждут, то другие вникают в каждый предпринимательский проект, выявляют его сильные и слабые стороны, чтобы было легче убедить банк выдать кредит и даже снизить кредитную ставку.
По показателю «государственные гарантии и государственные гарантийные фонды» лидерами национального рейтинга стали Калужская, Челябинская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Краснодарский и Приморский края.
Эффективным считается фонд, команда которого стремится снизить свои комиссионные (гарантия стоит денег), обеспечить возвратность кредита, договариться с банками о снижении процентной ставки и прочее.
Гарантийный фонд Республики Татарстан взаимодействует с 25 банками. Регулярные встречи с руководителями банков-партнеров для обмена информацией, постановки задач, решения операционных проблем – это и есть повседневная работа фонда. Гарантийные фонды формируются из федерального и регионального бюджетов, поэтому любой невозврат кредита и необходимость его компенсировать – это чрезвычайное происшествие.
«Мы первыми в стране ввели систему диверсифицированных вознаграждений предпринимателям для стимуляции снижения риска, — пояснил «Эксперт Online» Сергей Болотаев, директор НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан. – То есть мы снижаем размер комиссионных в два раза в случае, если риски по проекту минимизируются. Федеральное агентство кредитных гарантий еще только разрабатывает такую систему, у нас она давно внедрена. Мы так же организовали возможность наших клиентов участвовать в конкурсах на получение госзаказа. Это высокая гарантия возвратности, к тому же стимулирует предприятия брать кредиты, увеличивать свои обороты. В целом мы планируем выйти на уровень кредитов в 1,45 млрд рублей».
Гарантийный фонд Татарстана в прошлом году выдал 76 поручительств на общую сумму кредитов в 540 млн рублей при полном отсутствие просроченной задолженности.
Гарантийный фонд Приморского края организован как бизнес-проект, поэтому его целевые показатели растут. Они предполагают рост суммарного объема выданных поручительств выше, чем это установлено на федеральном уровне. Фонд борется за узнаваемость среди представителей бизнеса и конечно за их интересы с банками.
«Мы изначально стали смотреть на фонд как на коммерческий проект, а не госструктура, — пояснил «Эксперт Online» Николай Дубинин, директор департамента экономики и стратегического развития Приморского края. — Запустили рекламу, чтобы привлечь как можно больше предпринимателей. Но главное – это работа с банками. Если их руководители еще заинтересованы в работе с нами, то менеджерам среднего звена все безразлично. Поэтому мы проводим с их сотрудниками семинары, убеждаем смягчать условия предпринимателям».
Следующий этап развития гарантийного фонда Приморья — предоставление поручительств под банковские таможенные гарантии, выдача поручительств для участия в тендерах.
Кредитовать, чтобы развивать
Все же кредиты коммерческих банков дороги для малого бизнеса (ставки 12-15% годовых и выше). Чтобы начать дело и развивать его, предприниматели могут пользоваться кредитами региональных фондов развития малого и среднего бизнеса. Лидерами показателя «финансовая поддержка малого предпринимательства» национального рейтинга стали Ставропольский край, Республика Саха (Якутия), Ульяновская, Томская, Челябинская области, Приморский край.
При составлении рейтинга оценивалось использование разных институтов поддержки бизнеса. В лидеры выбились те, кто не только выдает кредиты из собственных средств (формируются из федерального и регионального бюджетов), но и вовлекает в кредитование банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы. Баллы добавлялись за наличие широкой филиальной сети, работы в муниципалитетах, формирование широкой линейки финансовых услуг, минимальные сроки рассмотрения заявки.
В этой части примечателен опыт Фонда развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), который был создан в 2005 году. Он кредитует бизнес исходя из региональных приоритетов и по сути стимулирует открытие новых предприятий в кластерах, сосредоточенных в основном в зонах наличия природных ресурсов (алмазы, золото, нефть, газ).
Например, для производственных предприятий ставка составит всего 6 %, предприятий сферы услуг — 7 %. Под микрофинансирование привлекаются также средства институтов развития и их дочерних структур («МСП Банк»). Кредиты, выданные за счет привлечения таких средств, выдаются под 15 % годовых на срок до трех лет.
Якутский фонд в отличие от многих других не просто кредитует бизнес, но и стимулирует муниципалитеты к развитию предпринимательства. Ежегодно разрабатывают совместные планы по развитию малого предпринимательства в муниципалитете с постановкой конкретных целей (например, количество созданных рабочих мест). Фонд проводит ежегодный анализ выполнения планов — обычно они выполняются на 30–70 %. В случае невыполнения планов на следующий год урезается объем финансовой поддержки муниципалитету со стороны региона. В 2013 году фонд заключил 57 договоров поручительств на общую сумму 348 млн рублей и выдал 523 млн рублей кредитов.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ составлен для того, чтобы систематизировать лучшие практики и тиражировать их в отстающих регионах.
«Изначально мы проводили интервью предпринимателей регионах-лидерах стараясь понять, в чем именно заключается успешный опыт. Старались найти так называемые типовые решения, — говорит руководитель одной из экспертных групп национального рейтинга Александр Хуруджи. — Также важно было понять насколько лучшая практика масштабируется, насколько она применима в других регионах. Только после того, как мы находили ответ на вышеобозначенные вопросы по отношению к каждой лучшей практике, она включалась в сборник лучших практик».
Как пояснили в АСИ, в ближайшее время экспертные группы будут проводить семинары с региональными министрами. Предприниматели будут по сути обучать чиновников, как правильно работать на развитие бизнеса в регионе. Опираться они при этом будут как раз на лучшие практики национального рейтинга.
Читайте последние новости России на сегодня, 24 сентября 2014 года, на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и в Одноклассниках
Привлечение инвестиций в регионы России
Инвестиционная привлекательность регионов как интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инфраструктуры капиталовложений, возможностей привлечения ресурсов. Оценка инвестиционных рисков.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Инвестиционная привлекательность регионов
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности регионов
1.2 Факторы инвестиционной привлекательности регионов
1.3 Управление инвестиционной привлекательностью регионов
1.4 Привлечение инвестиций в регионы России
Список используемой литературы
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. Инвестиционная привлекательность регионов — интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них.
Целью данной работы является раскрытие понятия инвестиционной привлекательности регионов России, определение факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность а так же изучение процесса управления инвестиционной привлекательности регионов.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение сущности инвестиционной привлекательности регионов.
1. Инвестиционная привлекательность регионов
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики — вопрос ее выживания. Будут инвестиции — будет развитие реального сектора, а следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь — неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности — это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг — это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью — ключевой вопрос текущего момента. [6, 128]
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности регионов
Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой. [2, 11]
Инвестиционная привлекательность регионов — интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.
Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов. [3, 68]
Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них. В соответствии с этой целью, задачами государственной политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов; стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия.
Определение инвестиционной привлекательности региона разбивается на следующие основные этапы:
— определяется доля основных фондов каждой отрасли, существующей в рассматриваемом регионе, в общероссийском объеме основных фондов данной отрасли;
— исходя из объема капиталовложений в данную отрасль по всей России рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данную отрасль данного региона (произведение доли основных фондов данной отрасли, приходящейся на рассматриваемый регион, в общероссийском объеме основных фондов этой отрасли, на общероссийский объем капиталовложений, осуществленных в данную отрасль);
— суммированием нормативных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данный регион;
— суммированием реальных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается реальная величина капиталовложений в данный регион;
— осуществляется группировка и сопоставление регионов по величине реальных и нормативных капиталовложений. [7, 49]
Во многих методиках интегральная оценка инвестиционной привлекательности определяется сравнением эффективности вложений. В этом случае позиция России близка позициям Ирака, Нигерии, Венесуэлы. К этой же группе можно отнести и тех, кто предлагает определять инвестиционную привлекательность через уровень прибыли от вложения капиталов или через мультипликаторы макроэкономических процессов. Такой подход отличается узкой сферой применения, поскольку для получения адекватных результатов требуется, чтобы инвестиции осуществлялись только в виде финансовых вложений и с одинаковой степенью риска. Поскольку инвестиции в регион должны носить преимущественно реальный характер, то применение такого подхода представляется невозможным.
Очень необычной представляется методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, основанная на инвестиционном имидже регионов. Здесь предлагается создание желаемого уровня привлекательности путем творческого подхода, взятого, прежде всего, из психологии. Для этих целей рекомендуется использовать опыт известных имиджмейкеров. Такой подход базируется только на социально-психологическом восприятии инвестора. Однако инвестора, прежде всего, интересует результат вложений, а не «престижность» объекта инвестирования. Учитывая это, использование данного подхода для оценки инвестиционной привлекательности считается невозможным; его применение возможно при управлении инвестиционной привлекательностью региона в целях создания желаемого мнения о региональном развитии. Однако даже это применение невозможно без мероприятий экономического характера. [1, 108]
1.2 Факторы инвестиционной привлекательности регионов
Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь собственным здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:
— ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
— производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
— потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
— инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
— интеллектуальный (образовательный уровень населения);
— институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
— инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для каждого региона и выделения следующих инвестиционных рисков:
— экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
— политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
— социальный (уровень социальной напряженности);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
— криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений). [4, 87]
инвестиционный капиталовложение риск ресурс
1.3 Управление инвестиционной привлекательностью регионов
Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро — законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно), во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, то есть законы попросту не выполняются.
Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления инвестиционной привлекательностью.
Что же, в таком случае, означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает и не может дать ответа на этот вопрос: известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Такие представления существуют в виде базовой концепции «Сущность инвестиционного процесса» и концепции «Управление инвестициями в реальный сектор». Более того, на базе этих концепций разработан практический подход и начато осуществление практических действий по управлению инвестициями в реальный сектор экономики. [10, 114]
Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью — две стороны одной медали. Разница лишь в том, кто выступает инициатором: инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое. Поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции «Управление инвестициями в реальный сектор» заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений.
На практике это означает следующее. Контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичность деятельности, устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство — целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.
Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.
Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.
Следует отметить, что прозрачность деятельности — это не одно и то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации. Именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти. С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру. [9, 63]
Управление в масштабах региона — это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.
Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам — все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.
Предпочтения — категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциал региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью: то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим. [5, 79]
Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.
Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых, а специфика текущего момента делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной. [8, 127]
1.4 Привлечение инвестиций в регионы России
В кризисный период наиболее остро внешние макроэкономические факторы повлияли на показатели привлечения в субъекты РФ прямых иностранных инвестиций, отток которых был неминуем как в части планируемых инвестиционных проектов, так и в отношении уже действующих проектных соглашений. Но ряду регионов даже в такой сложнейшей ситуации удалось убедить иностранных инвесторов сохранить свое участие в реализуемых проектах, а также продемонстрировать уверенный инвестиционный потенциал на ближайшую перспективу. Об этом свидетельствует соответствующее исследование Международной Организации Кредиторов (WOC), основанное на региональных экономических показателях по итогам переломного 2009 года.
Если еще в начале прошлого десятилетия в числе субъектов РФ, интересующих иностранных инвесторов, сложно было найти несырьевой регион, то за последние годы ситуация существенно изменилась. На условной инвестиционной карте России появился целый ряд регионов, в экономике которых преобладает производство с иностранным участием в капитале и при этом нередко даже отсутствуют какие-либо природные ресурсы. Особого внимания заслуживает так называемый калужский феномен. Руководство Калужской области за сравнительно небольшой период сумело реализовать сразу несколько крупных промышленных проектов на средства зарубежных инвесторов. В частности, именно с Калугой принято связывать приход в Россию таких всемирно известных машиностроительных брэндов как Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Вслед за именитыми автоконцернами в Калужскую область также подтянулись иностранные производители различных сопутствующих компонентов машиностроения. Впрочем, автопромом дело далеко не ограничилось, и уже сегодня Калуга уверенно рапортует о первых результатах интеграции зарубежного капитала даже в объективно проблемный агропромышленный комплекс.
Если же говорить о сугубо сырьевых регионах, то наиболее положительные показатели по иностранным инвестициям в 2009 году продемонстрировал специализирующийся на добыче углеводородов Ненецкий автономный округ (НАО). И поскольку НАО также является и частью другого субъекта РФ — Архангельской области, то и показатели последней выглядят довольно уверенно по сравнению с другими регионами. Впрочем, руководство округа не ограничивается привлечением иностранных инвестиций только в нефтедобычу и довольно интенсивно работает над диверсификацией экономики региона. В качестве альтернативных направлений развития округа фигурируют энергетика, строительство и даже столь трудное в условиях Крайнего Севера сельское хозяйство.
Другой сырьевой регион, вышедший на лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций, — Амурская область, традиционно специализирующийся на золотодобыче и лесной промышленности. Не смотря на очевидную сырьевую доминанту в экономике данного субъекта РФ, территориальная близость Амурской области к Китаю делает вполне перспективной и отраслевую диверсификацию. Китайские партнеры активно выражают готовность финансировать не только собственно добычу леса, но и предприятия по его глубокой переработке. И именно это направление является ключевым в процессе дальнейшего развития региона. [11]
Доля прямых иностранных инвестиций в объеме экономики регионов РФ в 2009 г.:
Источники: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3627, http://expert.ru/2014/09/23/kak-investora-privlech-v-region/, http://otherreferats.allbest.ru/economy/00357137_0.html
Источник: