- Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию
- ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
- СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ
- Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран
- Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику.
- Современные подходы к привлечению и регулированию.
- Роль иностранных инвестиций в экономике страны
- Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.
- Оценка иностранных инвестиций в экономику России
- Совершенствование политики привлечения иностранных.
- Тенденции развития правового регулирования деятельности.
- Иностранные инвестиции в российской экономике
- Иностранные инвестиции в экономике России: динамика.
Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию
Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 25.02.2017
ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом следует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.
Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.
Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от 0% до 5%.
Более того, недавние исследования показывают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.
Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.
К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.
Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.
Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по привлечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.
Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.
СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.
Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ
Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.
За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с
Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.
С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.
Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран
Для успешного развития экономики требуется привлечение инвестиций. У стран СНГ опыт в этом намного меньший, чем у зарубежных стран. Поэтому ценен опыт стран с развивающейся экономикой, которые смогли выработать эффективную политику привлечения в страну иностранного капитала.
Опыт малых стран
В целом в мире насчитывается 67 малых стран с развивающейся или переходной экономикой. К малым странам относятся страны, население которых менее 3 миллионов человек. Лидерами по объемам привлеченных иностранных инвестиций среди них являются Эстония и Ямайка.
При этом Эстония придерживает рыночной стратегии развития, а Ямайка — государственного планирования. Тем не менее, обе страны, обеспечив привлечение инвестиций в экономику своих стран, получили целый ряд экономических выгод. Тем самым они продемонстрировали, что экономики с разными способами хозяйствования могут быть одинаково эффективными. Проанализировав успешный опыт этих стран, выделим факторы, повлиявшие на приток прямых иностранных инвестиций в страну:
1. Выход на внешние рынки
Малые страны имеют небольшой внутренний рынок и, соответственно, ограниченную покупательную способность. Эти страны не представляют особого интереса для инвестиций в бизнес, удовлетворяющий потребности внутреннего рынка. Следовательно, ограничение в виде малого объема рынке, необходимо преодолеть, если страна заинтересована в притоке иностранных инвестиций.
Ямайка признала это официально, заявив, что устойчивости рынка можно достигнуть только через экспорт. Первым шагом на пути к этому послужили заключение торговых региональных соглашений со странами соседями и членство в ВТО.
Эти страны выстроили приоритеты на заключении торговых соглашений и привлечении прямых инвестиций из-за границы, ориентированных на экспорт. Результатом этого стало то, что за период с 1995 по 2008 год, рынок стран Евросоюза (не учитывая северные страны и страны Балтии), потребили 20% эстонского экспорта. А за тот же период две трети ямайского экспорта пришлось на рынки США и Евросоюза.
Кроме этого, Эстонией была выработана политика на то, что страны, с которыми заключены торговые соглашения, являются источниками прямых инвестиций. В результате, направляя половину своего экспорта в северные страны, оттуда она импортирует три четверти прямых иностранных инвестиций. А присоединение Эстонии к Евросоюзу дало толчок росту объема прямых иностранных инвестиций из других стран блока и росту экспорта в эти же страны.
2. Ориентированность на привлечение инвестиций в определенную область
Налоговые и финансовые стимулы позволяют привлекать инвестиции в какие-то определенные отрасли экономики. Так, например, Ямайка, используя свободные экономические зоны, льготное финансирование и налоговые льготы, привлекала иностранный капитал в самые важные секторы своей экономики — горнодобывающую промышленность и туризм.
А вот Эстония отказалась от привлечения прямых инвестиций в отдельные отрасли экономики, и наоборот, проводит политику, благоприятную для инвестиций в разные отрасли экономики. Для создания инвестиционного климата, стимулирования экономического роста и динамичного развития страны, правительство Эстонии предоставляет всем инвесторам гарантию того, что национальный режим не будет дискриминационным.
Положительный эффект сыграло привлечение инвестиций в программы приватизации. Это помогло сформировать здоровый инвестиционный климат в стране и увеличить инвестиции еще больше.
3.Решение проблем с недостатком квалифицированных кадров и соответствующей инфраструктуры
Как правило, приток иностранного капитала и реализация крупных инвестиционных проектов, могут оказать значительное давление на имеющиеся в стране ресурсы. При этом моментально вырастает спрос на квалифицированные кадры и на инфраструктуру страны, которая включает морские порты и аэропорты, энергетические и водные системы, которые не всегда могут соответствовать возникшим потребностям.
Ямайка и Эстония значительно улучшили и расширили инфраструктуру своих стран. Но испытали огромные трудности с предоставлением необходимого числа квалифицированной рабочей силы. Главной проблемой для Эстонии, по оценкам иностранных инвесторов, стал недостаток квалифицированных рабочих. При этом в стране были ограничены возможности по профессиональной подготовке кадров и непрерывного обучения, и она не могла в полной мере удовлетворить возникший спрос.
Для преодоления сложившейся ситуации, эксперты из ЮНКТАД рекомендовали Эстонии смягчить иммиграционную политику для квалифицированных рабочих и тем самым, способствовать притоку необходимых высококвалифицированных кадров из других стран. При этом наиболее доступным решением могло стать привлечение бывших эмигрантов из Эстонии.
4.Наряду с поощрением притока иностранных инвестиций, защищать интересы внутреннего капитала страны
Ямайка и Эстония получили выгоды от притока иностранных инвестиций. Так, на Ямайке были созданы рабочие места в туристической отрасли. Это стимулировало бурный рост сектора услуг, который в настоящий момент превышает экспорт товаров.
Но страны должны знать о потенциальных негативных последствиях, которые могут возникнуть вследствие притока инвестиций из-за границы и предпринимать меры, чтобы их избежать. Так, например, очень часто возникают проблемы с концентрацией внутреннего рынка, и происходит вытеснение местных компаний и предприятий. Для того, чтобы избежать определенных перекосов, приоритетной задачей для страны должно стать создание конкурентной среды.
Экономики стран, зависящих от иностранных инвестиций, уязвимы от внешних потрясений. Следовательно, странам нужно применять эффективное макроэкономическое управление — проводить компенсационную политику и тщательный мониторинг рынка.
5. Получение и развитие косвенных выгод
Для страны, в которую поступают инвестиции, необходимо сделать все возможное, чтобы национальная экономика и местные организации удовлетворяли все возникающие потребности инвесторов. Правительство может помочь малому и среднему бизнесу стать поставщиками товаров и услуг для иностранных компаний. Для повышения квалификации рабочих могут использоваться местные вузы и научно-исследовательские институты.
Анализируя опыт малых стран, можно сказать о том, что привлечение инвестиций из-за границы способствует улучшению экономического состояния страны, повышению деловой активности в разных сферах бизнеса и делает позитивным имидж страны на международном рынке.
Однако, внутренние факторы страны, такие как бюрократизм, нестабильная политическая ситуация и изменчивость законов, тормозят приток международных инвестиций и следовательно, мешают росту благосостояния страны. И никакие стимулы и льготы для инвесторов, не способны компенсировать эти факторы.
Опыт России в привлечении иностранных инвестиций
Россия представляет большой интерес для иностранных инвесторов с точки зрения вложения денежных средств. По мнению иностранных инвесторов, российский рынок может составить достойную конкуренцию на мировом рынке прямых иностранных инвестиций.
Абсолютное первенство по объему привлеченных иностранных инвестиций традиционно занимает добывающая отрасль. За ней следует сектор обрабатывающих производств, главным образом пищевая промышленность, металлургия и химия. Значительный приток прямых иностранных инвестиций отмечается также в финансовом секторе (в основном — приобретение долей в российских банках) и недвижимости.
Природные ресурсы — одно из основных конкурентных преимуществ России. Российская экономика активно развивается, есть все предпосылки для экономического роста. Три авторитетных международных рейтинговых агентства Standard&Poor’s, Fitch и Moody’s присвоили России инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга.
В России активно работают новые инструменты инвестиционной политики, основанные на механизмах частно-государственного партнерства: концессии, инвестиционный фонд и особые экономические зоны.
Важнейшим конкурентным преимуществом России является потенциал в области высоких технологий и инноваций. Это позволяет рассчитывать на приток инвестиций в сферу высоких технологий. При этом высокое качество человеческого капитала является базой технологического и научного потенциала России. Правительство предпринимает активные меры по стимулированию таких инвестиций. Одним из самых эффективных механизмов являются создаваемые в России технико-внедренческие зоны, основным назначением которых является стимулирование развития высоких технологий.
Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
- · привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
- · регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
- · привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
- · создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.
В настоящее время в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности [4,5].
Наиболее интересным в вопросах регулирования инвестиционной деятельности является опыт США.
США — страна с достаточно развитой экономикой и мощной законодательной системой. Инвестиционный климат США является достаточно ярким и привлекательным. Сегодня эта страна находится на первом месте по объемам привлечения иностранного капитала в экономику своей страны.
Американское правительство хорошо осознает, что функционирование иностранного капитала в экономике США способно оказывать благоприятное влияние не только на промышленность, торговлю и инфляционные процессы, но и на национальную безопасность государства в целом.
На сегодняшний день можно выделить ряд характерных черт, присущих для экономики США в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности страны:
- -обеспечение высокого уровня притока инвестиций в экономику страны посредством региональной государственной политики;
- -стимулирование экспорта и импорта капитала в равной степени;
- -высокая степень контроля за иностранными инвестициями с целью недопущения возможных злоупотреблений;
- -открытость рынка для других участников;
- -развитая система налогового и инвестиционного законодательства;
- -двухуровневая система правового регулирования инвестиционной деятельности.
Основные акценты в рекламно-пропагандистской работе правительства США по привлечению внимания потенциальных инвесторов делаются на следующих факторах:
- -благоприятный инвестиционный климат, устоявшаяся и стабильная система налогообложения;
- -мощный и современный технологический потенциал страны;
- -огромный потребительский рынок (42% процента мирового потребления, около 32 тыс. долл. США ежегодных потребительских расходов на душу населения);
- -глобальная роль в сфере НИОКР (45% всех ежегодных ассигнований на НИОКР в странах ОЭСР);
- -строгий режим защиты интеллектуальной собственности (из 173 тыс. ежегодно регистрируемых патентов более половины из зарубежных стран);
- -высокий уровень системы высшего образования (более 4 тыс. высших учебных заведений; более 56 миллионов американцев с дипломами о высшем образовании; из 10 ведущих университетов мира — 6 американских, среди лучших 100 ВУЗов мира — 37 американских);
- -высокий уровень производительности труда (первое место среди стран “большой семерки”);
- -высокоразвитая транспортная инфраструктура (самая обширная в мире сеть автодорог, железнодорожных путей сообщения, аэропортов; крупнейшие портовые центры перевалки грузов)
- -благоприятная среда для иммигрантов (равенство возможностей, разнообразие культур) [6].
Законодательство США обеспечивает режим максимального благоприятствования для иностранных инвесторов на американском рынке. В большинстве случаев зарубежный капитал пользуется тем же статусом, что и национальный. Ограничений для объемов зарубежного финансирования, изъятия инвестиционных средств, перевода активов, дивидендов и роялти за пределы США не существует. Отдельные исключения по допуску иностранных инвесторов и специальные механизмы контроля за их деятельностью касаются лишь отдельных сфер, критических для национальной безопасности США: внутренние авиалинии, телекоммуникации, речные грузоперевозки, электроэнергетика, банковский сектор, страховые услуги, а также рынок земельных угодий.
Президент США обладает полномочиями заблокировать любую сделку по приобретению зарубежными инвесторами активов в США, если федеральная межведомственная комиссия по иностранным инвестициям (включающая представителей Министерства финансов, Министерства торговли, Госдепартамента, Министерства обороны, офиса торгового представителя США и совета экономических консультантов при президенте) посчитает, что иностранный инвестор может предпринять действия, угрожающие национальной безопасности США, или если существующая законодательная база не может гарантировать обеспечение национальной безопасности.
Таким образом, американская хозяйственная практика в области регулирования инвестиционной деятельности в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, нежели на серьезное прямое вмешательство в экономический процесс, который традиционно рассматривается как их недопустимое ограничение. А в целом, стремление американского правительства вовлечь в международную экономическую деятельность как можно более широкий круг участников, максимально расширить экспортный потенциал страны и входящих в нее территорий, стало отражением основного содержания деятельности внешнеэкономических институтов, как на федеральном, так и местном уровнях США. Согласованность и общая направленность действий этих институтов стало главной составляющей успеха этой страны на мировом рынке сегодня [7].
Опыт Китая
Китайская Народная Республика (КНР) на протяжении 15 лет лидирует среди развивающихся стран по объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиции.Быстрый экономический рост Китая и расширяющаяся открытость его внешнему миру способствуют повышению его роли и укреплению его позиций в мировой экономике. Сейчас Китай является одним из важнейших и активнейших участников интеграционных процессов в экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Анализ опыта КНР по привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, свидетельствует, что основными факторами, способствующими созданию в Китае благоприятного инвестиционного климата являются: низкие издержки производства, высокая емкость внутреннего рынка, государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий с иностранными инвестициями, льготный режим налогообложения для иностранных инвесторов, функционирование свободных экономических зон.
Китай успешно использует различные формы экономического сотрудничества с тихоокеанскими странами, прежде всего в области привлечения иностранного капитала. Правительство страны все более признает значение иностранных инвестиций как двигателя экономического роста. Одной из причин, почему в Китае (в отличие от государств бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы) экономические реформы достигли своей цели, является четко сформулированный и весьма прагматичный подход к иностранному капиталу.
В настоящее время привлечение иностранного капитала стало признанной предпосылкой эффективного хозяйствования. Формы привлекаемого капитала самые разные — это прямые и портфельные инвестиции, кредиты и займы частных коммерческих банков, правительственные займы и займы международных организаций, размещение государственных облигаций и казначейских векселей за рубежом.
Интерес иностранных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Китая вполне объясним, так как Китай является сейчас одной из самых привлекательных стран третьего мира и стран с переходной экономикой для деятельности иностранного капитала.
Важной особенностью процесса привлечения иностранных инвестиций в КНР является то, что основными зарубежными инвесторами в Китае являются этнические китайцы, проживающие в Гонконге, Южной Корее, Японии, США, а также на Тайване и в Макао.
Одним из главных стимулов привлечения иностранных инвесторов является экономия на трудовых издержках при производстве трудоемкой продукции.Однако сейчас в Китае понимают, что при прочих равных условиях наличие одной лишь дешевой рабочей силы без высокой производительности труда является меньшим стимулом для иностранных инвесторов, чем сочетание высокой производительности труда и относительно дешевой рабочей силы.
Опыт Японии
До самого последнего времени Япония оставалась страной, закрытой для иностранных инвестиций. Главной целью оставалась защита собственных предпринимателей от возможной конкуренции со стороны зарубежных соперников. Для инвесторов было множество ограничений для привлечения инвестиций. Только некоторые компании, которые приносили в страну новые технологии и разработки, допускались до рынка.
Это происходило до тех пор, пока государству не понадобилось больших привлечений иностранного капитала. С этого момента Япония идет на сотрудничество с транснациональными корпорациями, ослабевая некоторые ограничения. Японское расширение иностранных инвестиций было нацелено на приобретение торговых марок зарубежных производителей, а также на их технологии.
Несмотря на ослабление ограничений для иностранных инвесторов, Япония остается главным поставщиком капитала на мировой финансовый рынок. Имея высокую норму сбережения у населения, огромные резервы у промышленных корпораций, пенсионных и страховых институтов, последние двадцать лет Япония активно вкладывала в зарубежные активы. Так, на конец 2010 года объем японских портфельных инвестиций в иностранные активы достигал 3,2 трлн. долларов.
Экономика ориентирована во вне: она работает на экспорт товара и капитала, причем в последние годы доходы от экспорта капитала стали превалировать над доходами от экспорта товара.
Наиболее сильны барьеры для входа на рынок иностранного капитала в сельскохозяйственном секторе и сфере услуг, также они присутствуют на рынке транспортных услуг, здравоохранения и образования. Это кажется особенно неуместным, учитывая, что производительность труда уже довольна низка в этих секторах и снижается на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на некоторое изменение политики в отношении иностранных инвестиций в последние несколько лет Япония все равно остается одной из стран с самыми строгими требованиями к зарубежным прямым инвестициям.
Основным типом инвестиций для Японии является М&А инвестиции, т. е. слияние и поглощение. В последнее время японские компании проводят активную и даже несколько агрессивную политику слияния и поглощения, которой способствует высокий курс цены и глобальная тенденция к снижению цен на акции. Основными сферами их приложения являются фармацевтика, страхование, химическая и пищевая промышленность. Целями такой политики являются:
- -расширение присутствия на иностранных рынках;
- -заимствование новых технологий;
- -освоение новых направлений.
В политике слияния и поглощения огромную роль играют крупнейшие японские корпорации — согосеси. Согосеся — уникальное японское экономическое явление. Это универсальные торговые компании, охватывающие все отрасли экономики. Они занимаются оптовой торговлей и продвижением товаров, как в Японии, так и за рубежом. Помимо этого, согосеся занимаются разработкой продукции совместно с производителями и инвестициями в производство. Крупнейшими согосеся являются: Mitsubishi Corporation, Itochu, SumitomoCorporation,Marubeni, ToyotaTshusho, Sojitz.
По объему прямых инвестиций за рубежом Япония стабильно занимает пятое место в мире (после США, Англии, Франции и Германии).
Что же касается о взаимоотношении с Беларусью, то выделяется очень яркий и весомый проект — модернизация производства полиэфирных нитей на РУП «Светлогорское ПО «Химволокно». Общая сумма японских инвестиций в проект — 31,5 млн.долл. США. Также в Республике Беларусь функционируют два совместных предприятия с японским капиталом — это ООО «Лотис ТИИ» и ООО «Солар ТИИ». Основной сферой их деятельности является производство и экспорт лазерного оборудования, устройств на жидких кристаллах и приборов для физического и химического анализа.
Влияние международного движения капитала на мировую экономику велико и постоянно увеличивается вслед за увеличением масштабов миграции капитала. Международная миграция капитала стимулирует развитие мировой экономики, позволяет перераспределить ограниченные экономические ресурсы более эффективно.
Япония все же остается страной, где сложно работать и продвигать свой бизнес иностранному инвестору. Она же делает ставки на экспорт капитала, и при этом выигрывает. После кризиса 1990-х годов Япония очень ослабла. Новые потрясения все больше и больше подрывают экономику страны. Но она стоит стойко, выходит на лидирующие позиции по товарообороту в стране, по росту ВВП. Этому можно поучиться многим странам, в том числе и Беларуси.
Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения
Рубрика: Мировая экономика
Дата публикации: 21.10.2015
Статья просмотрена: 1789 раз
Библиографическое описание:
Филатова Н. И., Канищева Т. Д. Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения // Вопросы экономики и управления. 2015. №2. С. 47-50. URL https://moluch.ru/th/5/archive/16/310/ (дата обращения: 17.01.2019).
С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. Вместе с тем, Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранных инвестиций.
Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории РФ в целях получения дохода, в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем (деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права и др.) [1].
Основными формами предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России являются: представительство иностранной фирмы; заключение договора о совместной деятельности с иностранным партнером; создание совместного предприятия: приобретение иностранными инвесторами долей участия в предприятиях, акций и иных ценных бумаг.
Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешенными трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которых образуется прибыль и достигается иной полезный эффект. Инвестиции можно классифицировать по направленности инвестиционной деятельности и в соответствии с этим признаком различать:
инвестиции, направленные на внешнее развитие предприятия;
инвестиции, направленные на внутреннее развитие предприятия.
Внешнее развитие — это создание новых производств и даже новых предприятий. Инвестиции в создание новых предприятий в мировой практике получили название «инвестиции на зеленой лужайке» и являются основной альтернативой инвестиций в форме слияний и поглощений. Слияния и поглощения позволяют компаниям-инициаторам достигать поставленных целей (например, выхода на новые ранки) в кратчайшие сроки, что особенно важно в условиях острой конкурентной борьбы.
Слияния и поглощения относятся к сделкам по переходу корпоративного контроля и являются инвестициями в реальные активы, которые могут осуществляться как российскими, так и иностранными частными инвесторами, что являются доминирующей формой прямых иностранных инвестиций в России и за рубежом.
Ведущие экономисты нашей страны из-за шаткого экономического положения России связывают будущее с широкомасштабным привлечением в нашу экономику иностранных инвестиций, что, в свою очередь, положительно отразится на уровне жизни населения и будет способствовать созданию развитого общества.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику России является одной из приоритетных задач, которые предстоит решить в ближайшие годы. Обращение к иностранному капиталу необходимо стране по нескольким причинам:
сокращение инвестиционных ресурсов страны, а также экономический и финансовый кризисы создали необходимость обращаться за иностранными инвестициями в целях поддержки сфер производства и бюджета;
иностранные инвестиции, вкладываемые в высокие технологии, существенно повышают степень конкурентоспособности отечественного производства;
предприятия, основанные на иностранных инвестициях, повышают уровень занятости населения за счет создания новых рабочих мест, что положительно сказывается на экономике страны;
предприятия с иностранными инвестициями помогают бороться с устоявшимся монополизмом российских предприятий [3, 28].
Для экономической политики России одной из важнейших задач является привлечение иностранного капитала. И именно прямые инвестиции (это инвестиции, осуществленные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующие не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта) в большей мере обеспечивают поступление в России новых технологий, оборудование, обновляются производственные технологии, возрождается и растет промышленное производство [6]. К преимуществам прямых иностранных инвестиций относят следующие: являются дополнительным источником вложения капитала в производство продукции, создания новых технологий и методов управления; способствует получению средств для обслуживания внешнего долга страны; служат для создания дополнительных условий для вхождения экономики страны в мировое хозяйство за счет производственного и научно-технического объединения.
Косвенными последствиями использования прямых иностранных инвестиций являются: появление производств, использующих современные технологии, подготовку и перепрофилирование российских менеджеров на использование новых методов управления; развитие регионов России, обладающих богатыми запасами ресурсов; расширение экспортного потенциала страны [7].
Необходимо привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствии с международным правом. Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны.
Эксперты отмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящее на рынках. На фоне падений инвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того, ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию, а также значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия по-прежнему остается высокорисковой страной.
Помимо этого, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствуют о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика [6].
К основным проблемам привлечения иностранного капитала в Россию являются:
1) Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, а это определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Следует отметить, что значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.
2) Проблема высокой стоимости заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа.
Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательной базы инвестиционной деятельности способствуют формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивости этой тенденции и результатов проверки практикой и совершенствования созданных правовых механизмов [4].
Для иностранного капитала российский инвестиционный рынок остается довольно непрозрачным и непредсказуемым. Несмотря на все льготы и обещания, объем иностранных инвестиций остается незначительным.
Положение усугубляется отсутствием рыночного механизма межотраслевого перелива капиталов. Инвестиции носят «очаговый» характер, как внутри отраслей, так и в региональном разрезе. Это означает, что в данном процессе все еще не выявились отрасли-локомотивы; ими со временем могут и должны стать совсем не те, что ныне наиболее привлекательны для капиталовложений [2].
Подводя итоги, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:
улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;
выход Российской Федерации и промышленных предприятий России на международные рынки ценных бумаг.
Однако все эти меры требуют для реализации достаточно большого количества времени, и в ближайшее время весьма неудовлетворительная для российской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд ли качественно улучшится.
- Ивасенко, А. Г. Инвестиции: источники и методы финансирования/А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Омега-Л»,2013. — 261с.: ил.табл. — (Организация и планирование бизнеса).
- Орлова, Е. Р. Инвестиции: учебное пособие/Е. Р. Орлова.-5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2008.- 237с.: табл. — (Библиотека высшей школы).
- Гусев, К. Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды [Текст] / К. Н. Гусев // Банковское дело. — 2010. — № 5. –С.75.
- Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.5ka.ru/ 101/1085/1.html, свободный.
- Иностранные инвестиции в России [Текст] // Финансовое управление предприятием. — 2008.-№ 1.- С.28.
- Иностранные инвестиции. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.rbc.ru, свободный.
- Официальный сервер Госкомстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gsk.ru, свободный.
- Прямые иностранные инвестиции в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru, свободный.
Похожие статьи
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику.
Российская Федерация, благоприятный инвестиционный климат, российская экономика, Россия, инвестиция, инвестор, инвестиционный
Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Современные подходы к привлечению и регулированию.
инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение. Тенденции развития правового регулирования деятельности.
Роль иностранных инвестиций в экономике страны
Привлечение зарубежного капитала является объективной потребностью. Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве.
Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.
Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная деятельность, российская экономика, нормативно-правовая база.
Оценка иностранных инвестиций в экономику России
инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение.
Совершенствование политики привлечения иностранных.
Российская Федерация, инвестиция, Россия, инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, российский рынок, итальянская компания, иностранный капитал, инвестиционная привлекательность.
Тенденции развития правового регулирования деятельности.
инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение. Особенности государственного регулирования инвестиционной.
Иностранные инвестиции в российской экономике
В статье рассматривается инвестиционный потенциал России, структура поступающих инвестиций, иностранные субъекты инвестиционной деятельности, наиболее привлекательные для иностранных партнеров виды экономической деятельности.
Иностранные инвестиции в экономике России: динамика.
Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная деятельность, российская экономика, нормативно-правовая база.
Источники: http://dengifinance.ru/privlechenie-inostrannykh-investiciy/, http://studwood.ru/728943/ekonomika/opyt_privlecheniya_investitsiy_zarubezhnyh_stran, http://moluch.ru/th/5/archive/16/310/
Источник: