Структурный анализ инвестиций в России
В 1999 году впервые за последние восемь лет динамика инвестиций имела положительную направленность. Если в течение первой половины 1999 года имела место тенденция замедления спада инвестиционной активности, то с июля наблюдается выход на траекторию роста инвестиций в основной капитал. В 1999 году организации и предприятия всех форм собственности инвестировали в основной капитал 598,7 млрд. руб., что на 1,0% превышает уровень предыдущего года.
Оценивая влияния инвестиционного процесса на состояние экономики необходимо учитывать специфические особенности этого процесса на всем периоде радикальных преобразований. Отличительной чертой российских реформ является беспрецедентное по масштабам свертывание инвестиционной деятельности. В 1999 году инвестиции в основной капитал составляли только 26,3% от уровня предреформенного 1991 года. В то же время, инвестиционный спад в период 1992-1999 года носил структурный характер и определялся совокупным воздействием факторов изменения отраслевых, технологических и воспроизводственных сдвигов в национальной экономике.
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал.
Изменения структуры ВВП сопровождалось перераспределением потоков инвестиций в основной капитал из сектора производства товаров в сектор услуг. В 1999 году инвестиции в сектор услуг составляли 52,40% от общего объема инвестиций в национальную экономику против 43,0% накануне реформ. В свою очередь в инвестициях, направляемых в сектор услуг повышалась доля отраслей инфраструктуры. В период 1997-1999 годов в среднем на долю транспорта, связи и торговли приходилась 1/5 часть общего объема инвестиций в основной капитал против 12% среднем за период 1992-1996 годов.
Динамичное развитие связи и сектора информационных услуг поддерживалось интенсивным процессом инвестирования. Если в 1994 году доля инвестиций в связь составляла менее 1% в общем объеме инвестиций в национальную экономику, то в 1999 году она достигла 3,5%. Повышение инвестиционной активности в отрасли и рост спроса на услуги связи является индикатором экономического оживления. Заметим, что инвестиционная политика в отрасли ориентирована на решение перспективных проблем. С изменением институциональной структуры экономики и сокращением присутствия государства на рынке капитала доля инвестиций в сельское хозяйство снизилась с 10,8% в 1992 году до 2,5%-3,0% в период 1996-1999 годов. На инвестиции в промышленность в среднем за период 1994-1999 годов приходилась примерно 1/3 общего объема инвестиций в основной капитал. По мере ослабления темпов спада промышленного производства отмечалось и постепенное замедление темпов свертывания инвестиционной деятельности. Этот процесс довольно существенно дифференцировался и по отдельным периодам, и отраслям промышленности. Так, в 1997 году в результате пересмотра налоговых льгот существенно замедлились темпы сокращения инвестиций в производственное строительство. При уменьшении объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике на 5,0%, инвестиции в производственное строительство составили 99,0% от уровня предшествующего год. Однако в 1998 году в условиях кризиса в финансовом секторе экономики эта тенденция не сохранилась, и вновь отмечалось резкое сокращение инвестиционной активности. С изменением экономической конъюнктуры в 1999 году в промышленности зафиксирован прирост инвестиций в основной капитал на 8,8% по сравнению с предыдущим годом.
Следует отметить, что за последние годы произошли существенные изменения в структуре инвестиций по промышленно-производственным комплексам. Если в 1992-1997 годах систематически повышалась доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс при снижении доли инвестиционного комплекса, то в 1999 году ситуация кардинально меняется. По данным Минэкономики РФ, прирост инвестиций в машиностроение по сравнению с 1998 годом составил 36,9%, при снижении темпов инвестиций в топливную промышленность на 2,2% и в электроэнергетику — на 21,4%.
Другой характерной чертой 1998 и 1999 годов является существенное повышение доли инвестиций в отрасли потребительского комплекса. Если в 1997 году на долю инвестиций в пищевую промышленность приходилось 8,2% от общего объема инвестиций в основной капитал промышленности, то в 1999 году — 15,2%. Рост объемов инвестиций в основной капитал в пищевой и медицинской промышленности, соответственно, на 35,7% и 94,8%, соответствует политике замещения импорта потребительских товаров продукцией отечественных предприятий.
Изменение структуры инвестиций по отраслям промышленности отражает реакцию российского бизнеса на изменение конъюнктуры внутреннего рынка и рост спроса на отечественную продукцию. Однако, несмотря на рост инвестиций, их объем недостаточен для поддержания устойчивой тенденции экономического роста.
Структура источников финансирования инвестиций.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий и организаций. В 1999 г. доля собственных средств предприятий в инвестициях сохранилась примерно на уровне предшествующего года и составила 53,4%. В электроэнергетике на долю собственных средств приходится почти 90% инвестиций, в газовой промышленности — 82%, в нефтедобывающей — 74%, трубопроводном транспорте — 55%.
При высоких рисках сектор кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный сектор экономики. В деятельности кредитных организаций доминирующая роль отводится краткосрочным операциям. Доля долгосрочных кредитных вложений составляет менее 6,0%.
Однако в связи с благоприятными изменениями экономической конъюнктуры в структуре источников финансирования инвестиций в 1999 году отмечается некоторое повышение доли кредитов банков и прямых иностранных инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций в 1999 году на 26,7% превысил уровень 1998 года и составил 4,3 млрд. долларов. Основной приток прямых инвестиций пришелся на топливную (прежде всего нефтяную) и пищевую отрасли.
В структуре источников финансирования инвестиций еще более усилилась тенденция к сокращению доли бюджетных средств. По итогам 1999 года доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал снизилась до 1,5% ВВП.
В 1999 году доля частных инвестиции в общем объеме инвестиций по формам собственности сохранилась примерно на уровне предыдущего года и составила 25,9%, хотя в период 1995-1998 годов наблюдалась тенденция к ее устойчивому росту.
Доля инвестиций предприятий с иностранным участием капитала и со 100% иностранным капиталом повысилась на 4,5 процентных пункта и составила 10,7% в общем объеме инвестиций в основной капитал в 1999 г.
Наконец, инвестиции в основной капитал в 2003 г по регионам РФ распределились следующим образом.
Динамика и структура иностранных инвестиций в РФ на современном этапе;
Законодательное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации
Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал проявляться уже в конце 80-х гг. (что было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении к иностранным инвестициям произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.
Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. В последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций.
Будучи страной с переходной экономикой, перед которой стоят серьезные задачи структурных преобразований и модернизации национальной экономики, Россия, заинтересованная в привлечении иностранных капиталов, должна активно участвовать в разработке и заключении двухсторонних и многосторонних соглашений, касающихся регулирования международных потоков капитала.
Важным источником в регулировании инвестиционных отношений являются международные договоры, заключенные Российской Федерацией, которые восполняют пробелы, существующие в национальном законодательстве.
Наиболее важными международными договорами, регулирующие отношения в области инвестиций, являются:
· двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;
· двухсторонние соглашения об избежании двойного налогообложения;
· Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций;
· Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами-реципиентами капитала и частными иностранными инвесторами.
Задачей двухсторонних соглашений является предоставление иностранным инвесторам необходимых правовых гарантий, закрепление основных условий осуществления инвестиций. В России такие соглашения заключаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений».
Двухсторонние соглашения содержат нормы по основным вопросам, касающимся иностранного инвестора:
· правового режима инвестиций;
· гарантий в случаях национализации и экспроприации;
· порядка перевода за рубеж прибылей и других платежей;
· порядка рассмотрения и разрешения инвестиционных споров.
В настоящее время Россией заключено более 60 двухсторонних соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций (с учетом соглашений, заключенных СССР).
Помимо заключения двухсторонних соглашений, Россия участвует в многосторонних соглашениях. Задачей Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года, в которой России участвует с 22 декабря 1992 года, является предоставление гарантий прямым инвесторам. В 1992 году Россия присоединилась к МВФ и Всемирному банку (МБРР и МФК), а также к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), устанавливающей международный механизм страхования иностранных инвестиций. Это очень важно, поскольку страхование инвестиций позволяет в определенной степени смягчить негативные последствия такого сдерживающего иностранные инвестиции фактора, как политическая и социально-экономическая нестабильность в принимающей стране. Сегодня влияние этих факторов в России остается существенным. В июле 1992 года Россия присоединилась к многосторонней Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других стран, в соответствии с которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС.
Мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала:
· Налоговые стимулы – налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
· «Налоговые каникулы» – полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.
· Финансовые стимулы – различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
· Нефинансовые стимулы – создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.
Многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:
· право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
· право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
· право на репатриацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны её получения;
· право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
· недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
· включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок (grandfather’s clause) – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий.
Выделяются три этапа в развитии законодательства РФ об иностранных инвестициях.
Первый этап, охватывающий период с 1989 года по 1996 год, начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом приватизации государственной собственности. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. В этот период принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Задачей данного закона было регулирование правовых экономических основ осуществления на территории России различных видов иностранных инвестиций в целях привлечения и эффективного использования в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий и управленческого опыта. Закон и принятые в его развитие меры послужили стимулом для активизации притока в Российскую Федерацию иностранных инвестиций. За 1991 год количество предприятий с иностранными инвестициями увеличилось в России в два с половиной раза и приблизилось к полутора тысячам, а за 1992 год достигло 2533. В период 1991-1993 года в центре внимания президента и правительства РФ находились вопросы порядка создания предприятий с иностранными инвестициями и создания специальных финансовых институтов, обеспечивающих приток иностранного капитала. В 1993 году был принят Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», в соответствии с которым были заключены существующие в настоящее время соглашения.
Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 года по 1999-2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Приняты Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лизинге», Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июля 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др. И главное – 9 июля 1999 года был подписан Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который является в настоящее время основным законом, регулирующим иностранные инвестиции в России. Составленная на основе указанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.
Третий (современный) этап, продолжающийся и в настоящее время, связан с дальнейшим развитием законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведением его в соответствие с международными нормами. Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования.
К числу законов, обеспечивающих расширение инвестиционных возможностей, предоставляемых инвесторам, следует отнести: Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Таким образом, положительной тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап следует признать постепенное приведение действующего инвестиционного законодательства в соответствие с международными нормами. Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов. Это основная тенденция развития законодательства об инвестициях.
В целом для периода 90-х гг. XX в. (до 1999 г.) был характерен, по существу, обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.) и особенно в инвестиционной сфере. К 1998 г. инвестиции в основной капитал составили всего 21 % от уровня 1990 г. Начиная с 1999 г. проявились признаки повышения активности в инвестиционной сфере, в 2002 г. инвестиции в основной капитал составили 29 %, а в 2003 г.– примерно 1/3 от уровня 1990 г. При этом ВВП России в 2002 г. составил 74 % от уровня 1990 г., в 2003-2007 г. – 78-79 % . Таким образом мы видим, что инвестиции в основной капитал восстанавливались после экономического спада 90-х гг. значительно медленнее, чем ВВП.
С начала 90-х гг. XX в. до начала 2000-х гг. можно выделить следующие основные этапы привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций). Первый этап – начиная с 1991 г. и до финансового кризиса августа 1998 г., когда рубль «упал» по отношению к доллару в течение одного месяца в 4 раза.
В этот период прямые иностранные инвестиции в РФ возрастали. Если за три года (1991-1993) их общий объем составил 2,9 млрд долл. (т.е. менее 1 млрд долл. в год), а в 1994 г. – 1,05 млрд долл., то в 1997 г. – уже 5,3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числе и предприятия со 100 %-м участием иностранного капитала.
Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд долл. (по сравнению с 5,3 млрд долл. в 1997 г.). Для третьего этапа (1999-2000) был характерен постепенный рост прямых иностранных инвестиций, которые составили в 1999 г. 4,26 млрд долл., а в 2000 г. – 4,43 млрд.
Начиная с 2000 года в России наметилась тенденция устойчивого роста притока иностранного капитала на 5-10 млрд. долл. в год. В 2007 году в экономику России поступило 120,9 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. При этом прямые иностранные инвестиции в 2007 году составили 27,797 млрд. долларов США, что в 2 раза больше, чем в 2006 году, портфельные инвестиции составили 4,194 млрд. долл., а прочие инвестиции в 2007 году составили 88,950 млрд. долл., что в 2,3 раза больше, чем в 2006 году. В таблице 5.1. приведены данные по объему и структуре иностранных инвестиций за 1997-2007 гг.
Таблица 5.1.
Объем и структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997-2007 гг.[5]
Динамика инвестиций – значимая экономическая категория. Ее изменение и характеристики
Для всякого предприятия инвестиции в основной капитал служат основной движущей силой, непосредственно влияющей на увеличение объемов производства, экономическую состоятельность. А в масштабах страны состояние инвестиционной сферы определяет темпы экономического и социального развития страны, технический уровень производства и его эффективность, конкурентоспособность на мировых рынках, и как результат — качественные характеристики уровня жизни населения. А инвестирование, осуществляемое в производство товаров народного потребления, строительство объектов жилья и соцкультбыта, непосредственно влияет на условия жизни населения.
В советском государстве, когда царила плановая экономика, пятилетние планы и долгосрочные программы развития экономики регулировали инвестиционный процесс. Современные условия диктуют более широкое трактование этого понятия:
«денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» (№ 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.)
Следует отметить, что в России капвложения неизменно остаются важным направлением инвестиционной деятельности. Инвестиции в основной капитал в России представляют из себя затраты, направленные на:
- новое строительство;
- расширение, реконструкцию и техперевооружение действующих предприятий;
- приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря;
- проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Система показателей, характеризующих инвестиции в основной капитал, формируется по результатам текущих сплошных и выборочных федеральных статнаблюдений, а также выборочного обследования инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Последнее было проведено Росстатом на 1 октября 2016 года. Оно имело целью получить в результате информацию об инвестиционной активности предприятий и организаций в 2016 г. и инвестиционных намерениях предпринимателей на 2017 год. Респондентами стали 9,9 тыс. организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и 3,9 тыс. малых предприятий. А результаты его распространены на всю совокупность единиц статистического наблюдения.
Инвестиции в динамике
Динамика инвестиций служит лакмусовой бумажкой для инвесторов и разных участников того или иного инвестиционного проекта, наглядно показывающей, насколько перспективным становится его дальнейшее развитие. На нее оказывают воздействие разные факторы. Устойчивый экономический рост страны на динамику влияет, без сомнения, положительно и гарантирует рост объема вложений. Когда экономика растет стабильно, без сильных колебаний, динамика инвестиций постепенно растет, являясь отражением общей экономической ситуации. Экономический кризис неизменно влечет за собой снижение объемов инвестируемых средств и неминуемое падение динамики.
С 1987 года, когда в СССР началась перестройка и были приняты некоторые нормативные акты, открылись возможности для притока иностранных прямых инвестиций. До 2008 года наблюдался рост инвестиционных вложений в фактически действовавших ценах. Анализ инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) показывает, что реальный рост наметился лишь с 1999 года, когда показатель варьировал от 105,3 до 123,8%. Новое падение объемов, обусловленное кризисом 2008–2009 гг. (подробнее о кризисе и его последствиях читайте здесь), произошло в 2009 году, причем и в фактических, и в сопоставимых ценах. Снижение объемов инвестиций в сопоставимых ценах наблюдается и последние три года.
«Индексы физического объема инвестиций в основной капитал рассчитаны в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых приняты среднегодовые цены предыдущего года. Переоценка в среднегодовые цены предыдущего года осуществляется с помощью среднегодовых индексов-дефляторов».
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал и индекса физического объема инвестиций в 1987–2016 гг.
Источник: Росстат
Сегодня на долю инвестиций в основной капитал приходится пятая часть валового внутреннего продукта (ВВП) страны. По итогам 2016 года в экономику страны вложено 14 639,8 млрд рублей, это 20,4% от ВВП.
Источники: http://vuzlit.ru/1113686/strukturnyy_analiz_investitsiy_rossii, http://studopedia.su/7_36195_dinamika-i-struktura-inostrannih-investitsiy-v-rf-na-sovremennom-etape.html, http://moneymakerfactory.ru/biznes-plan/dinamika-investitsiy/
Источник: