Валютное регулирование иностранных инвестиций рф
Нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций
Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и т.д.
25 февраля 1999г. года был принят закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» № 39-ФЗ, а 9 июля 1999 года — закон «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ. Согласно этим законам инвестицией называются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется субъект осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено в договоре с инвестором.
Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.
Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.
Объектами инвестиционной деятельности могут быть:
1. вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства;
2. целевые денежные вклады;
3. научно-техническая продукция;
4. права на интеллектуальную собственность;
5. имущественные права;
6. другие субъекты собственности
В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранными инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для иностранного инвестирования не ограничены — любые объекты за исключением запрещенных законодательством. Кроме того, в отдельных случаях предусматриваются дополнительные требования к учредительным документам и порядку регистрации и проведения независимой экспертизы.Важнейшим фактором влияющим на объем инвестиций является рыночная процентная ставка. Она зависит от характера спроса на инвестиционные средства.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку прав исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации).
Приведенное определение сформулировано очень широко, с тем чтобы распространить режим защиты иностранных инвестиций на максимально широкий круг объектов иностранной частной собственности. Однако с экономической точки зрения прямыми иностранными инвестициями (в отличие от портфельных) считаются именно вложения в уставный капитал, а приобретение акций (долей) на вторичном рынке таковым уже не является.
Вложение средств иностранных инвесторов в уставные капиталы российских юридических лиц при их учреждении или при увеличении уставного капитала в Российской Федерации осуществляется в безлицензионном порядке. Именно для зачисления на валютный счет российского лица средств иностранного инвестора в оплату доли (вклада) этого инвестора в уставном (складочном) капитале этой организации «порядок, установленный Центральным банком Российской Федерации» означал совершение таких операций без ограничений (п.1 Указания ЦБ РФ»О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций» от 8 октября 1999 г. № 660- У).
«С введением нового Закона о валютном регулировании (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., вступил в силу 18 июня 2004 г.) валютные операции движения капитала осуществляются с использованием специальных счетов. В п. 2 ст. 8 Закона о валютном регулировании указаны случаи, когда ЦБ РФ вправе вводить требования об использовании специального счета в отношении резидентов. Операции по зачислению средств нерезидентов, поступающих на счет резидента в оплату вклада в уставном (складочном) капитале, в этом пункте не указаны, следовательно, в отношении резидента такое требование установлено быть не может (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона о валютном регулировании). В то же время п. 3 той же статьи, перечисляющий случаи, когда на нерезидента возлагается обязанность по открытию специального счета, указывает в числе прочих операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, в том числе расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами).
К внутренним ценным бумагам п. 3 ст. 1 Закона о валютном регулировании относит прежде всего ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован на территории Российской Федерации. К таковым в первую очередь относятся акции российских акционерных обществ. Тем самым приобретение нерезидентом акций российских акционерных обществ, в том числе и при первичном размещении, должно совершаться с использованием специальных счетов, при этом денежные расчеты с резидентами он вправе производить только в рублях, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам ценных бумаг (п. 8. ст. 8 Закона о валютном регулировании).» Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство// Финансы и налоги. 2008. № 5
«Типы специальных счетов и соответствующие им перечни допускаемых режимом этих счетов валютных операций установлены Инструкцией ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов».
Введение специальных счетов сместило центр тяжести правового регулирования валютных операций с резидентов на нерезидентов: если при разрешительном порядке осуществления валютных операций движения капитала обязанность по получению лицензий возлагалась на российское лицо-реципиента по валютным операциям, то требование об открытии специальных счетов при осуществлении валютных операций, опосредующих прямые иностранные инвестиции, напротив, применяется к иностранному лицу-донору.
Согласно п. 4. ст. 1 указанной Инструкции, вводятся пять режимов специальных счетов в валюте Российской Федерации, предназначенных для осуществления нерезидентами валютных операций на российской территории. Оставим в стороне счета «С», открываемые для приобретения нерезидентом у резидентов и отчуждения им же облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации, и счета «О», открываемые для операций с другими облигациями, являющимися внутренними ценными бумагами, а также счета «В 1 », используемые для получения займов и кредитов от резидентов и привлечения от резидентов рублевых счетов от выдачи векселей, являющихся внутренними ценными бумагами, и от первичного размещения акций и облигаций, эмитентом которых является сам нерезидент, и счета «В 2», используемые для расчетов и переводов при предоставлении нерезидентом займов и кредитов резидентам и при приобретении у резидентов внутренних неэмиссионных ценных бумаг (кроме векселей), и отметим счета типа «А», открываемые для приобретения у резидента акций и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющиеся внутренними ценными бумагами.» Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство.// Финансы и налоги. 2008. № 5
Как видно из сказанного, а также из предусмотренного в П. 4.9 Инструкции № 116-И списка разрешаемых по данным типам счетов операций, операция по приобретению иностранным инвестором акций российской компании непосредственно у эмитента (при первичном размещении и при дополнительном выпуске) включает следующие этапы:
1) открытие в уполномоченном банке (имеются в виду российские банки и действующие в России филиалы зарубежных банков, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на совершение операций с иностранной валютой — П. 8 СТ. 1 Закона о валютном регулировании) счета в иностранной валюте (для перечисления денег из-за границы);
2) открытие там же счета в валюте Российской Федерации (для конвертации валютных денежных средств в рубли);
3) открытие счета типа «А» (для зачисления на него средств с рублевого счета);
4) списание средств со счета типа «А» и их зачисление на счет российского эмитента.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время проведение валютных операций движения капитала, связанных с вложением прямых иностранных инвестиций, очень усложнено.
В то же время уплата иностранному инвестору дивидендов по акциям не считается валютной операцией движения капитала, и поэтому резиденты вправе без каких-либо ограничении уплачивать нерезидентам дивиденды в иностранной валюте.
«Важно также отметить, что к операциям по приобретению нерезидентом внутренних ценных бумаг, помимо уже установленного Инструкцией № 116-И требования об использовании специального счета, может быть также введено и дополнительное требование о резервировании, что допускается подп. 2 п. б ст. 8 Закона о валютном регулировании. Речь идет о возможности введения ЦБ РФ требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции на срок не менее года (заметим при этом для сравнения, что резидент, пожелавший приобрести у нерезидента акции российского акционерного общества, может быть обязан ЦБ России зарезервировать до 100% суммы валютной операции на срок не более 60 календарных дней подп. 1 п. 5 ст. 8 Закона о валютном регулировании).
Однако совершенно вне пределов действия Инструкции № 116-И оказываются операции по внесению иностранных инвестиций в уставный (складочный) капитал российских коммерческих организаций, не являющихся акционерными обществами. Это означает, что вклад в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, вклад в паевой фонд производственного кооператива, в складочный капитал хозяйственного товарищества (полного товарищества и товарищества на вере) как при учреждении, так и при увеличении уставного капитала иностранный инвестор вправе перечислить деньги в иностранной валюте на счет организации, чей уставной (складочный) капитал (паевой фонд) оплачивается в иностранной валюте (но сама номинальная стоимость его доли в уставном капитале будет в любом случае выражена в рублях).» Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство.// Финансы и налоги. 2008. № 5
Нельзя не отметить, что перенос обязанности соблюдения валютного законодательства на нерезидента может повлечь очень серьезные проблемы, связанные с применением к нерезиденту административной ответственности.
«Действительно, Согласно со ст. 15.25 РФ (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 Г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации») устанавливает ответственность за «осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании».
То есть субъектом ответственности, безусловно, является иностранный инвестор-нерезидент, на котором и лежит обязанность по открытию специального счета типа «А». Но возникает вопрос: насколько возможно взыскание штрафа в размере до одного размера суммы незаконной валютной операции с юридического либо физического лица, принадлежащего к иной юрисдикции? Постановления органов валютного контроля о наложении штрафа на иностранного инвестора, который приобрел акции российского АО без использования счета типа «А», а на прямую, за валюту не смогут быть исполнены принудительно (если в Российской Федерации отсутствует имущество таких организаций, включая средства на счетах в российских банках), а за пределами территории Российской Федерации исполнение таких постановлений международными договорами о правовой помощи не предусматривается (не говоря уже о том, что такие договоры заключены далеко не со всеми странами).» Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство.// Финансы и налоги. 2008. № 5
Делая вывод, можно сказать, что в настоящее время регулирование валютных операций движения капитала с использованием специальных счетов распространяется на операции, связанные с прямыми иностранными инвестициями, только в части инвестиций в уставные капиталы акционерных обществ, инвестиции же в предприятия иных организационно-правовых форм осуществляются по сути в том же порядке, что и текущие валютные операции, т.е. без ограничений.
Все вышеизложенное также заставляет сомневаться в эффективности практического применения механизма правового регулирования операций, связанных с прямыми иностранными инвестициями и наглядно доказывает сложность и запутанность данного механизма.
Правовое регулирование иностранных инвестиций;
Соглашение о разделе продукции
Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.
Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно – техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно – гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
В одних случаях одноименное имущество, имущественные права являются инвестицией, в других – выступают в качестве объектов инвестиционной деятельности. Например, пакет акций можно передать в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (акции – инвестиция). Приобретая акции акционерного общества, получаем акции – объект инвестиционной деятельности.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству РФ, наносит ущерб охраняемым законом правам и законным интересам граждан, юридических лиц, государства (статья 3 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).
ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)
Соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.
Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы – граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.
На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа «двух ключей».
Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции — п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.
Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:
- обычный – (индонезийская модель – по стране происхождения) – из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;
- «прямой» – исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;
Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государствомкак путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.
К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки — п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или «дедушкиной» оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).
Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.
В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).
ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ (в редакции от 26.06.2007);
Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;
Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры ВЭД СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;
Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.
Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять ПД на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (статья 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица — в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).
Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:
1) изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только ФЗ. Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности;
2) изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются законодательством. Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями
Валютное регулирование иностранных инвестиций (стр. 1 из 4)
Академия труда и социальных отношений
Уральский Социально-экономический институт
Факультет Финансы и кредит
Специальность Финансовый менеджмент
Кафедра финансового менеджмента
По дисциплине Иностранные инвестиции
Тема Валютное регулирование иностранных инвестиций
Руководитель Антипина З. А.
1. Общая характеристика закона «Об иностранных инвестициях в РФ»……. 5
2. Предмет регулирования закона «Об иностранных инвестициях в России»..8
3. Порядок валютного регулирования иностранных инвестиций……………10
На современном этапе российская экономика заинтересована в привлечении и эффективном использовании иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения бизнеса, тем выше эффективность деятельности компании-инвестора. Основными условиями успешного бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Для регулирования иностранных инвестиций в России большое значение имеет ряд законов и нормативных документов, в особенности Федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «О соглашениях в разделе продукции», «О валютном регулировании и валютном контроле» и Гражданский кодекс РФ.
Система валютного регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить.
В настоящее время, однако, в России действует довольно жесткая система регулирования валютных операций. Суть ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего рода барьер между рублевой зоной и внешними финансовыми системами, с целью воспрепятствовать бесконтрольному оттоку капитала за границу. Для этого резиденты России ограничиваются в их операциях с валютой, а нерезиденты — в операциях с рублями.
Целью контрольной работы является рассмотрение и изучение валютного регулирования иностранных инвестиций в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение законов и нормативных документов регулирования иностранных инвестиций в России.
2. Рассмотрение порядка регулирования иностранных инвестиций.
3. Изучение иностранных инвестиций.
Для написания контрольной работы были использованы правовые акты Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон « О валютном регулировании и валютном контроле», а также труды Дорониной Н. Г, Платоновой Н.Л, Силкина В.В.
1. Общая характеристика закона «Об иностранных инвестициях в РФ»
Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях» является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.
Из недостатков действующего в РФ Закона «об иностранных инвестициях» необходимо отметить следующие: во-первых, чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел «Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов» является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.
Во-вторых — многие положения Закона оказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в «ином, уполномоченном на то государственном органе» (ст. 16).
Сама идея правовой нормы, предписывающей регистрацию «там, или в другом месте» исключает возможность её использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или имел неправильное представление о 9 возможных способах регулирования данной области отношений.
Эта формулировка привела в последствии к некоторой неопределённости в процессе практической регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему было призвано постановление Правительства РФ «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» от 28.11.91 г., предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными инвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности совместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься с регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то, возможно указанного недостатка можно было бы избежать. В-третьих, Закон лишь только касается вопросов, связанных с учреждением и деятельностью филиалов и представительств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионных договоров и т. д. В то же время, каждая из перечисленных форм организации предпринимательской деятельности требует подробной регламентации, или хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами. [7]
За пределами регулирования Закона «Об иностранных инвестициях» остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функционированием так называемых договорных форм совместных предприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции (production sharing contracts) и т. д. Эти правовые формы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.
Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении.
Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику.
При работе над совершенствованием правового регулирования иностранных инвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.
Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования инвестиционного права. [2]
2. Предмет регулирования закона «Об иностранных инвестициях в России»
Определение категории «иностранная инвестиция» является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.
Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает «все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)». Обобщая это определение, можно сказать, что иностранные инвестиции являются иностранным капиталом — собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства.
Даваемый в законодательных актах и международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны. [3]
В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе промышленную) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также «good will» (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу включаются права на технологию, информацию и «ноу-хау».
Источники: http://studbooks.net/1650533/finansy/normativno_pravovoe_regulirovanie_inostrannyh_investitsiy, http://studopedia.su/12_85803_pravovoe-regulirovanie-inostrannih-investitsiy.html, http://mirznanii.com/a/3734/valyutnoe-regulirovanie-inostrannykh-investitsiy
Источник: