Соглашение о разделе иностранных инвестиций

Правовое регулирование иностранных инвестиций;

Соглашение о разделе продукции

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно – техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно – гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

В одних случаях одноименное имущество, имущественные права являются инвестицией, в других – выступают в качестве объектов инвестиционной деятельности. Например, пакет акций можно передать в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (акции – инвестиция). Приобретая акции акционерного общества, получаем акции – объект инвестиционной деятельности.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству РФ, наносит ущерб охраняемым законом правам и законным интересам граждан, юридических лиц, государства (статья 3 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы – граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа «двух ключей».

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции — п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

  • обычный – (индонезийская модель – по стране происхождения) – из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;
  • «прямой» – исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государствомкак путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки — п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или «дедушкиной» оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ (в редакции от 26.06.2007);

Читайте также  Закрытый пиф перед другими формами инвестиции

Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры ВЭД СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять ПД на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (статья 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица — в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:

1) изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только ФЗ. Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности;

2) изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются законодательством. Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями

Соглашения о разделе продукции как один из способов управления иностранными инвестициями

11 января 1996 г. вступил в силу Закон о СРП. Впервые в России гражданско-правовые отношения были распространены на минерально-сырьевую сферу, где введено параллельное существование двух режимов — публично-правового и гражданско-правового — и положен конец монополии разрешительной системы недропользования, господствовавшей в стране. Благодаря Закону о СРП положение ст. 124 ГК РФ о возможности для государства выступать на равных началах с иными участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством,Соглашения о разделе продукции позволяют решить бульшую часть подобных проблем. Статьи 17 и 18 Закона о СРП содержат стабилизационную оговорку, позволяющую сохранить коммерческие результаты реализации соглашения в течение всего срока действия независимо от изменений законодательства. Основной законодательный принцип, на котором основана стабилизационная оговорка, имеется в ст. 422 ГК РФ: если обязательные для сторон правила, содержащиеся в договоре, соответствовали действующим в момент его заключения законодательным и иным правовым актам, то они сохраняют силу и после их последующего законодательного изменения. В законе, принятом после подписания соглашения, может содержаться указание на то, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Тогда правила, регулирующие такие отношения в соглашении, должны быть изменены, и в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о СРП эти изменения не должны нарушить коммерческие интересы инвестора при подписании соглашения. В любом случае принцип обратного действия закона должен быть определен в самом законе. Иначе он по общему законодательному принципу не будет применяться к ранее заключенным соглашениям, которые соответствовали действующему на момент их заключения законодательству.нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, не могут влиять на условия соглашений, даже если включают в себя императивные нормы, регламентирующие отношения сторон, и содержат указания об обязательном применении к правоотношениям, возникшим до издания соответствующих правовых актов. Стороны вправе не применять указанные нормы, а руководствоваться условиями ранее заключенного соглашения. Принцип приоритета условий соглашения над нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления закреплен в п. 2 ст. 18 Закона о СРП. Действие этих актов не распространяется на инвестора в случае, если они устанавливают ограничения его прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, в том числе ухудшающих коммерческие результаты его деятельности. В случае ущемления прав, закрепленных в соглашении, но относящихся к административно-правовым, действует положение п. 2 ст. 17 Закона о СРП, предусматривающее сохранение коммерческих результатов в интересах инвестора.Таким образом, в случае внесения изменений в налоговое, валютное, таможенное, экспортное и другое законодательство, ухудшающих коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашений, в соглашение должны быть внесены изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, на которые он рассчитывал при заключении СРП. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением.Таким образом, в случае внесения изменений в налоговое, валютное, таможенное, экспортное и другое законодательство, ухудшающих коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашений, в соглашение должны быть внесены изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, на которые он рассчитывал при заключении СРП. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением.по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат на разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами (государством и инвестором) по условиям СРП. Инвестор обязан платить налог на прибыль со своей доли прибыльной продукции.Соглашение о разделе продукции устанавливает юридические рамки, содержит условия (разработанные достаточно конкретно и подробно), определяющие права и обязанности инвестора — отечественного или иностранного, а также права и обязанности государства.он регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, а также отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья, его транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, т.е. весь комплекс проблем, связанных с поиском, производством и реализацией минерального сырья.Предмет регулирования Закона о СРП составляют отношения, складывающиеся в процессе разведки, добычи и использования недр и определяющие распоряжение произведенной продукцией. Сложность, многообразие и известная новизна отношений, возникающих при добыче минерального сырья, предопределили усложненную, «зарегулированную», с наличием многих императивных норм, процедуру заключения таких соглашений, которую многие подвергают критике.Процедура и порядок заключения соглашений подробно регулируются ст. 6 Закона о СРП. В этой статье специально указывается, что такие соглашения заключаются в соответствии с законодательством РФ. Это указание имеет смысл и важно в том случае, когда инвестором является иностранное юридическое лицо или иностранный гражданин и когда мог бы встать вопрос о выборе права. Статья 6 снимает этот вопрос и не дает возможности применить иное право, кроме российского.

Читайте также  Оценка финансовых инвестиций на дату баланса

В ст. 6 Закона о СРП говорится, что соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона на условиях конкурса или аукциона, которые являются обязательными для сторон. В этом случае соглашение подписывается сторонами в оговоренные сроки, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона.реальные ограничения для инвесторов. В частности, сохранен порядок утверждения парламентом как перечней месторождений, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции, так и самих заключенных соглашений. Установлена квота: в режиме СРП могут разрабатываться не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. Российским резидентам предоставлены привилегии в заключении контрактов с компаниями, реализующими СРП. В частности, не менее 80% работников, задействованных в выполнении проектов, должны быть российскими гражданами; на российских предприятиях должно быть размещено не менее 70% общей суммы заказов на оборудование, технические средства и материалы, необходимые для осуществления проектов. Предусмотрен также приоритет отечественных поставщиков при приобретении на конкурсной основе новой техники и внедрении прогрессивных технологий.Статус СРП как исключения из правил фактически заложен в действующем законодательстве. По такой логике находят свое обоснование и установление квот на разработку ресурсов, и сложность процедуры утверждения проектов, допущенных к разработке на условиях СРП, и специфические требования к инвестору в отношении привлечения российской рабочей силы и поставщиков. Фактически эти требования трактуются законодателями не как дополнительные ограничения, а как встречные уступки, предоставляемые инвестором в обмен на более льготный режим деятельности. Хотя режим СРП сам по себе не льгота, а специфический метод взимания налогов, реально он более выгоден инвестору, чем действующий налоговый режим. Вместе с тем предъявление дополнительных требований к иностранному инвестору — шаг, противоречащий цели применения режима СРП, которая заключается в создании стимулов более интенсивного притока капиталов в добывающие отрасли российской экономики. Сами эти требования вполне рациональны с точки зрения увеличения положительных экстернальных эффектов от деятельности иностранных инвесторов на российской территории (прежде всего благодаря росту доходов, занятых на новых рабочих местах, и расширению спроса на отечественную продукцию, а как следствие — и мультипликативному росту налоговых поступлений). Однако требования об обязательном привлечении российских поставщиков и рабочей силы представляют собой барьер на пути инвестиционных проектов, оказывая влияние на уровень издержек инвесторов. Не случайно аннулирование этих требований — условие присоединения страны к ВТО в соответствии с Соглашением об инвестиционных мерах, связанных с торговлей

4. Инвестиционные и концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции.

Многие государства предоставляют иностранным инвесторам гарантии и льготы под условием заключения инвестиционного договора. В целом, инвестиционный договор – это соглашение между инвестором и принимающим государством о порядке, объеме, сроках и формах реализации инвестиционного проекта. В соответствии с инвестиционным договором инвестор обязуется вложить средства и реализовать согласованный инвестиционный проект, а государство, в свою очередь, предоставляет ему возможность реализации: выделяет землю, иные объекты недвижимости, предоставляет лицензии, устанавливает льготы, предоставляет гарантии и т.п.

Учитывая субъектный состав, предмет и содержание инвестиционных договоров в научной литературе высказываются различные точки зрения относительно природы этих договоров: цивилистической (гражданско-правовой), административной, международной, смешанной.

В первую очередь нужно отметить, что вопреки мнению сторонников международной природы (Г. Шварценбергер), договор между государством и частным лицом не может признаваться международным, поскольку это противоречит праву международных договоров, несмотря на желание инвесторов получить дополнительные гарантии и придать обязательствам государств по инвестиционному соглашению статус международных.

Наибольшие споры возникают между сторонниками цивилистической (Л.А. Лунц, Н.Н. Вознесенская) и административной (В.П. Мозолин, М.И. Кулагин) природы инвестиционных соглашений. Для гражданско-правового договора характерно равенство сторон, что не вполне реализуется в инвестиционных договорах. В то же время конструкция административного договора известна лишь немногим странам (Франция, США, Великобритания), она отсутствует в законодательстве РФ. Для административного договора характерны полномочия государства по одностороннему расторжению, а также особая цель заключения договора – для публичной службы. Сторонники цивилистической природы однако же полагают, что одностороннее расторжение договора не противоречит его гражданско-правовой природе. Действительно, если это осуществляется в судебном порядке, то нельзя говорить о неравенстве и существенном ограничении прав инвестора. Тем более что расторжение договора государством осуществляется не произвольно, а при наличии оснований, указанных в договоре, чаще всего таковыми выступают существенное нарушение инвестором своих обязательство по инвестированию. Кроме того, юридическая наука не отрицает, что государство может вступать в гражданско-правовые отношения и заключать гражданско-правовые договоры.

Точка зрения о смешанной природе инвестиционных соглашений базируется на том, что нельзя их однозначно определить как публичные или гражданско-правовые. Отношения между субъектами такого соглашения могут строиться как равные, но существо обязательств отличается. В частности, государство берет на себя публичные обязательства, а инвестор – обязательства гражданско-правового характера.

Представляется, что решение вопроса о природе инвестиционных соглашений зависит также и от правовой системы. Так, например, российское законодательство, не давая определения природе инвестиционного соглашения в целом, в отношении концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции устанавливает, что они являются гражданскими договорами. Тем самым можно сказать, что споры частично снимаются.

Содержание инвестиционного соглашения может включать следующие условия:

— предмет договора, т.е. указание на реализуемый инвестиционный проект; объем инвестиций; сферу вложения инвестиций и т.д.;

— срок договора, т.е. указание на то, в течение какого времени будут осуществлены капиталовложения; может формулироваться как конечный срок, так и сроки промежуточных стадий;

Читайте также  Зпиф фонд долгосрочных прямых инвестиций

— мероприятия по реализации договора со стороны инвестора;

— права и обязанности инвестора;

— права и обязанности государства;

— гарантии и льготы, предоставляемые инвестору;

— иные положения (изменение и расторжение договора, разрешение споров и т.п.).

Заключение инвестиционного соглашения в РФ является основанием для применения дополнительных мер, стимулирующих инвестиции, для предоставления льгот в рамках особых экономических зон и т.п. Кроме того, разновидностями инвестиционных соглашений являются концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» содержит правила, определяющие:

— порядок заключения договора (проведение аукциона);

— объекты договора (участки недр);

— порядок раздела продукции между инвестором и государством;

— льготы для инвестора (освобождается от взимания налога на имущество, транспортного налога, таможенных пошлин, в том числе экспортных; специальный налоговый режим установлен главой 26.4 Налогового кодекса).

Субъектами соглашений о разделе продукции могут быть государство (Российская Федерация) и инвестор (юридическое лицо, в том числе иностранное, или их объединения на основе договора о совместной деятельности).

Закон не устанавливает минимального срока действия соглашения, а максимальный ограничивает сроком, достаточным для экономически целесообразной добычи.

Интересным является еще и то, что закон ограничивает привлечение инвестором для выполнения работ по соглашению иностранных лиц, в том числе и в качестве работников, закупку оборудования за рубежом и т.п.

Раздел продукции осуществляется в соответствии с соглашением. Произведенная продукция делится на несколько составных частей.

— не более 75% — компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора (при добыче на континентальном шельфе – не более 90%);

— часть продукции, из стоимости которой осуществляется уплата налога на добычу полезных ископаемых;

— часть продукции, которая делится между инвестором и государством.

— не менее 68% — часть продукции, передаваемая инвестору;

— остальная часть, передаваемая государству.

Тот или иной вариант устанавливается соглашением. Изменение варианта в течение срока действия договора не допускается.

Платежи инвестора в ходе выполнения соглашения о разделе продукции не ограничиваются налогом на добычу полезных ископаемых, он также оплачивает:

— разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии;

— плату за геологическую информацию о недрах;

— ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна;

— компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых;

— компенсацию ущерба коренным малочисленным народам РФ.

Закон ограничивает передачу инвестором прав по соглашению третьим лицам. Для этого необходимо согласие государства. С другой стороны, ст. 17 закона гарантирует стабильность условий соглашения в течение срока его действия. Интересной является и гарантия сохранения коммерческих результатов деятельности инвестора: если в течение срока действия соглашения вносятся изменения в законодательство РФ, ухудшающие эти результаты, то с целью их сохранения должны быть внесены изменения в соглашение о разделе продукции. К числу гарантий можно отнести, в том числе, защиту имущественных прав инвестора, разрешение споров в различных учреждениях, в том числе в международных арбитражных институтах, отказ государства от своего иммунитета, свободное распоряжение собственной частью произведенной продукции инвестором, в том числе вывоз за рубеж без ограничений.

Заключение и исполнение концессионных соглашений регулируется федеральным законом «О концессионных соглашениях». Под концессионным соглашением понимается гражданско-правовой договор, в силу которого концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать РФ, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а РФ обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. При этом концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения. Объектами концессионного соглашения могут быть дороги, путепроводы, объекты транспорта, порты, суда, аэродромы, гидротехнические сооружения, системы коммунальной инфраструктуры, а также объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Концессионные соглашения заключаются на конкурсной основе. Условия, порядок проведения и критерии конкурса установлены федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Договор является срочным, но ни минимальный, ни максимальный срок не ограничен законом, в каждом конкретном случае он определяется индивидуально. Закон устанавливает и другие существенные условия соглашения:

1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;

2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

4) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения:

7) способы обеспечения исполнения концессионером своих обязательств (банковская гарантия, залог прав по договору банковского вклада, страхование);

8) размер и форму концессионной платы.

Концессионер должен вносить плату за пользование объектом концессионного соглашения, которая представляет собой один из установленных законом вариантов или их комбинацию:

— в твердой сумме за определенный период;

— путем передачи части произведенной продукции;

— путем передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Кроме того, в концессионное соглашение могут включаться и иные (необязательные) условия, например, объем производства товаров, работ или услуг, регулирование цен, объем инвестиций, состав объекта, срок сдачи в эксплуатацию и др. (п. 2 ст. 10 федерального закона «О концессионных соглашениях»).

Интересным представляются также следующие положения закона. Концессионное соглашение может быть прекращено по решению суда в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения. Однако из последующих статей становится ясно, что концессионер может его расторгнуть в суде только на основе положений самого договора (если там предусмотрены существенные нарушения со стороны концедента) или общих положений российского гражданского законодательства, а государство в случаях, специально установленных этим законом, например,

1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции недвижимого имущества;

2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

3) неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента;

5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Обращению в суд должно предшествовать письменное обращение с требованием исполнить обязательство в разумный срок.

Закон также содержит норму, подтверждающую гарантии иностранным инвесторам, в том числе их недискриминацию, а также стабилизационную оговорку, которая в отличие от закона об иностранных инвестициях охватывает любое неблагоприятное изменение законодательства, ухудшающие положение концессионера. Последствием такого изменения законодательства является изменение условий соглашения. Исключения предусмотрены для нормативных актов, регулирующих отношения по охране недр, окружающей среды, здоровья граждан.

Разрешение споров предусмотрено законом только в государственных и третейских судах Российской Федерации.

Следует отметить, что в иностранном законодательстве предмет концессионного соглашения может быть иным. Например, в соответствии со ст. 13 Закона Узбекистана «Об иностранных инвестициях» концессия предоставляется иностранным инвесторам на разработку и эксплуатацию природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности. Сферы и виды деятельности не ограничены. Однако в данном законе более подробного регулирования концессионные договоры не получили.

Источники: http://studopedia.su/12_85803_pravovoe-regulirovanie-inostrannih-investitsiy.html, http://megaobuchalka.ru/6/36181.html, http://studfiles.net/preview/5580290/page:23/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто