Влияние инвестиций на экономический рост
Помимо того что инвестиции влияют на общую эффективность хозяйствования и на возможность роста в долгосрочной перспективе, они также оказывают прямое и быстрое воздействие на занятость и доходы. Если снижаются инвестиции в строительство, растет безработица среди строительных рабочих, их совокупные доходы снижаются, следовательно, сокращается и их спрос на товары и услуги, производимые в других отраслях.
Это приводит к сокращению доходов и снижению занятости в этих отраслях. Кроме того, сокращение инвестиций в строительство оказывает негативное воздействие на те отрасли, которые поставляют материалы для самого строительства, для субпоставщиков для отрасли строительных материалов и т. д.
Инвестиции, осуществляемые организацией для расширения собственного производственного аппарата, являются стимулом для всей экономики. Покупка организацией инвестиционных товаров, к примеру, различного рода машин, влечет общее повышение спроса на товарном рынке, что прямо способствует росту всей экономики.
Следовательно, инвестиции не только влияют на увеличение мощностей в долгосрочной перспективе, но и воздействует на то, в какой степени используются уже существующие мощности. Также на уровень использования мощностей оказывают влияние инвестиции в товаро-материальные запасы, т. е. когда прирост запасов выше их расходования.
Поэтому такие колебания в инвестиционном процессе — значимый фактор изменения темпов роста как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Не каждые инвестиции оказывают позитивное влияние на экономический процесс.
Инвестиции могут быть ошибочными, если они были направлены в бесперспективные секторы и сферы производства.
Происходит это обычно из-за неверной информации о будущем.
Когда органы хозяйственного управления, принимающие решения об инвестициях, просто-напросто не могут верно определить, производство какой продукции будет выгодным или когда в целом стратегия, экономическая политика сориентированы неправильно.
Инвестиции ошибочного характера означают расточение ресурсов, так как связывают их в проектах, которые не приведут к предполагаемому росту экономики.
И, следовательно, они не представляют собой надежного источника рабочих мест в долгосрочной перспективе.
Научное знание о будущем спросе, о новейшей технологии производства и о предстоящей деловой конъюнктуре — является определяющим для экономического роста.
Образование же, область научных исследований становятся решающим критерием экономического роста.
Чтобы экономический рост имел стабильный уровень, ресурсы должны вкладываться в те хозяйственные отрасли, которые дадут наибольший экономический эффект.
Влияние инвестиционной деятельности государства на экономические процессы
Инвестиционная деятельность государства при определенных условиях способна обеспечивать расширенное воспроизводство экономической системы. Однако в последние годы ее редко рассматривают в воспроизводственном аспекте. В экономической литературе чаще всего пишут об инвестировании, инвестиционную сферу, не связываясь с параметрами процесса экономического воспроизводства, хотя при этом речь идет о рынке капиталов и вложения в определенные отрасли экономики.
Создавая инвестиционную систему, необходимо представлять ее основные параметры и специфические свойства. Во-первых, инвестиционная система выступать как организация инвестиционных процессов, которые реализуются через инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов и через хозяйственные связи между ними. Во-вторых, инвестиционная система в рамкам экономической структуры общества должно рассматриваться как функциональная система. В-третьих, относительно реального сектора ее необходимо отнести к инфраструктуре, поскольку она должна обслуживать реальный сектор экономики, наполнять его своими ресурсами и, в зависимости от степени ее эффективности или ускорять, или замедлять процессы его развития.
Инвестиционная система так или иначе должно привлекать всех хозяйствующих субъектов, которые в то или иное время выступать или инвесторами, или же привлекать инвестиционные ресурсы. Количество участников в инвестиционных процессах будет постоянно меняться, меняться темпы и направления инвестирования.
Поэтому инвестиционная система не может иметь четко очерченных границ. Она будет динамичной, открытой влиятельные налоговой, кредитной, денежной, валютной систем, чутко реагировать на политические изменения, на уровень экономической безопасности государства, наличие «теневых» структур, присутствие иностранного капитала в стране.
Важной структурному признаку инвестиционной системы должна стать ее иерархичность, то есть в ее рамках будут следующие подсистемы:
— Подсистема самофинансирования, или внутреннего инвестирования (на уровне отдельных субъектов хозяйствования: предприятий, акционерных обществ, финансово-промышленных групп). Эта подсистема будет содержать в себе массу отдельных индивидуальных инвестиционных процессов, объединенных хозяйственными связями субъектов, организующих расширенное воспроизводство;
— Подсистема внешнего инвестирования за счет привлечения средств акционеров и за счет средств кредитно-финансовых учреждений;
— Инвестиционные процессы с участием государства: прямое финансирование инвестиционных проектов, государственные заказы или долевое участие в различных инвестиционных программах.
Соотношение перечисленных подсистем формируется в пределах макроэкономической системы и зависит от степени участия субъектов в регулировании инвестиционной деятельности и возможности присвоения результатов этой деятельности на разных уровнях хозяйствования. Можно сказать, что развитие инвестиционной системы и ее эффективность зависят от эффективности управления инвестиционными процессами на разных уровнях Инвестирование, но самое главное, от деятельности государства в инвестиционном пространстве.
На сегодня в Украине инвестиционная система, которая должна указанные параметры, еще не организована, а без этого сделать национальную экономику конкурентоспособной — невозможно.
Обеспечение государством системного влияния на процесс инвестирования предусматривает использование налогового механизма стимулирования Инвестиций. Налоговые отношения являются важным компонентом отношений государство — экономика. Все налоги прямо или косвенно влияют на размер собственных средств хозяйствующих субъектов, увеличивая налоговое бремя. Почти все налоги, удерживаемые с предприятий, уменьшают чистую прибыль, которая является одним из главных источников инвестиций из собственных средств. Поэтому база налогообложения по налогу на прибыль уменьшается не только от производственно-хозяйственных и других расходов, но и от суммы уплаченных налогов. Такая структура налогообложения приводит к тому, что увеличение ставки одного какого налога уменьшает массу поступлений от налога на прибыль и, как следствие, сокращает чистую прибыль предприятия, и наоборот. А эффективные методы налогового стимулирования инвестиций содержит именно налог на прибыль. Это — амортизация, льготы на капитальные вложения, инвестиционный налоговый кредит, уменьшение ставки и тому подобное.
Совершенствование налогового стимулирования инвестиций должно происходить на всех уровнях экономической системы. Причем стимулирование, которое осуществляется на региональном уровне, является более эффективным, так как только на этом уровне можно выявить перспективные предприятия и более адресные, разработать для них систему налоговых стимулов.
Важной составляющей инвестиционной деятельности государства должно стать осуществление мероприятий по изменению структуры капитальных вложений путем обеспечения государственной поддержки производства высокотехнологичной продукции. Экономически развитые страны инвестируют прежде всего аэрокосмическую отрасль, электронику, компьютерную, фармацевтическую, химическую и автомобильную промышленность и др.
К важного направления инвестиционной деятельности государства следует отнести улучшение инвестиционного климата в процессе приватизации. Фискальная модель приватизации должна быть изменена на инвестиционную и инновационную. Приватизацию крупных предприятий и предприятий-монополистов осуществлять по отдельным планам путем продажи контрольных пакетов акций промышленным инвесторам, а техническое и технологическое обновление предприятий за счет части средств, которые поступят от приватизации.
Важной составляющей инвестиционной деятельности государства должно стать содействие развитию фондового рынка. Сегодня фондовый рынок Украины еще не стал эффективным средством воздействия на экономические процессы. В связи с этим Правительство и Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку имеют:
> Ускорить формирование законодательной базы развития фондового рынка Украины;
> Активизировать работу Координационного совета по вопросам политики финансового сектора, ускорить создание специального уполномоченного органа в сфере регулирования рынка финансовых услуг;
> Способствовать реорганизации инвестиционных фондов и компаний, созданных для обеспечения приватизационных процессов, активизировать работу по формированию нормативно-правовой базы в соответствии с Законом Украины «Об институтах совместного инвестирования» (паевые и корпоративные инвестиционные фонды «)
> Создать действенный механизм учета прав собственности на ценные бумаги, обеспечить эффективную работу Национальной депозитарной системы;
> Создать организационно-правовые основы создания и развития мощных пенсионных фондов, страховых компаний, ориентированных на привлечение сбережений населения, инвестирования их в надежные ценные бумаги;
> Активизировать работу по выпуску облигаций внутренних местных займов под конкретные инвестиционные проекты.
Необходимо также расширить сотрудничество с Международной организацией комиссий по ценным бумагам и другими международными организациями по вопросам внедрения международных стандартов раскрытия информации, упростить процедуру проведения расчетов по сделкам с ценными бумагами с участием нерезидентов, усовершенствовать систему учета расчетов и отчетности участников фондового рынка, обеспечить «прозрачность» деятельности институтов совместного инвестирования, разработать механизмы страхования участников рынка ценных бумаг.
В ряде стран инвестиционная поддержка реализации приоритетных направлений экономического роста осуществляется через государственные инвестиционные банки. Они функционируют как институты развития. Эти банки осуществляют целевое кредитование инвестиций под относительно низкий процент в определенных направлениях или видах хозяйственной деятельности, которые определены государством как приоритетные, как те, которые нуждаются в поддержке, исходя из интересов общества. Поддержка предоставляется таким банкам, как правило, в форме или монопольных прав, или доступа к кредитам эмиссионного центра (Центрального или Государственного банка). Существует немало примеров успешного функционирования подобного рода институтов, особенно в условиях слабости частных банков и неразвитости фондового рынка (Китай, Индия, Бразилия). При нынешнем состоянии украинской экономики основным механизмом обеспечения инвестиционной составляющей процесса расширенного экономического воспроизведения может использоваться только система государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут дополнять первый. В дальнейшем, по мере увеличения объемов производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры влияние частных банков и фондового рынка в процесс расширенного экономического воспроизведения расти.
Одним из важнейших направлений деятельности государства, который будет способствовать расширению круга источников для формирования инвестиционных ресурсов, должно стать стимулирование процессов создания и использования знаний, привлечения отечественных и иностранных инвестиций в сферы научной, научно-технической и инновационной деятельности. В последнее время осуществлен ряд важных мер, которые положительно сказались на состоянии и тенденциях развития научно-технической сферы. В то же время ситуация здесь остается сложной. Практически приостановлено проведение ряда перспективных исследований экспериментального характера, в частности в ядерной физике. Практически прекращено разработку новых образцов электронно-вычислительной техники на базе отечественной элементной базы. Ряд негативных факторов имеет участие украинских ученых в международных научных программах и проектах. Значительный рост объемов прикладных исследований и разработок, выполняемых по заказам иностранных фирм, увеличение экспорта высококачественной научно-технической продукции из-за отсутствия должного спроса на нее на внутреннем рынке приводит к более широкому использованию научно-технического потенциала в интересах других государств.
Актуализируется потребность в системе стимулов, которые бы обеспечили приток кредитов и инвестиций в инновационное развитие украинской экономики. Для этого необходимо создать систему льготных кредитов для реализации инвестиционных проектов по разработке и внедрению высокотехнологичного оборудования, создать паевые инвестиционные фонды для реализации крупных инновационных проектов. Актуальным является ускорение развития широкой сети технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных организаций, что будет способствовать активизации инновационной деятельности, коммерциализации результатов научных исследований, установлению эффективных связей между наукой и производством.
40. Влияние инвестиций на экономику
40. Влияние инвестиций на экономику
Помимо того что инвестиции влияют на общую эффективность хозяйствования и на возможность роста в долгосрочной перспективе, они также оказывают прямое и быстрое воздействие на занятость и доходы. Если снижаются инвестиции в строительство, растет безработица среди строительных рабочих, их совокупные доходы снижаются, следовательно, сокращается и их спрос на товары и услуги, производимые в других отраслях.
Это приводит к сокращению доходов и снижению занятости в этих отраслях. Кроме того, сокращение инвестиций в строительство оказывает негативное воздействие на те отрасли, которые поставляют материалы для самого строительства, для субпоставщиков для отрасли строительных материалов и т. д.
Инвестиции, осуществляемые организацией для расширения собственного производственного аппарата, являются стимулом для всей экономики. Покупка организацией инвестиционных товаров, к примеру, различного рода машин, влечет общее повышение спроса на товарном рынке, что прямо способствует росту всей экономики.
Следовательно, инвестиции не только влияют на увеличение мощностей в долгосрочной перспективе, но и воздействует на то, в какой степени используются уже существующие мощности. Также на уровень использования мощностей оказывают влияние инвестиции в товаро-материальные запасы, т. е. когда прирост запасов выше их расходования.
Поэтому такие колебания в инвестиционном процессе – значимый фактор изменения темпов роста как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Не каждые инвестиции оказывают позитивное влияние на экономический процесс.
Инвестиции могут быть ошибочными, если они были направлены в бесперспективные секторы и сферы производства.
Происходит это обычно из-за неверной информации о будущем.
Когда органы хозяйственного управления, принимающие решения об инвестициях, просто-напросто не могут верно определить, производство какой продукции будет выгодным или когда в целом стратегия, экономическая политика сориентированы неправильно.
Инвестиции ошибочного характера означают расточение ресурсов, так как связывают их в проектах, которые не приведут к предполагаемому росту экономики.
И, следовательно, они не представляют собой надежного источника рабочих мест в долгосрочной перспективе.
Научное знание о будущем спросе, о новейшей технологии производства и о предстоящей деловой конъюнктуре – является определяющим для экономического роста.
Образование же, область научных исследований становятся решающим критерием экономического роста.
Чтобы экономический рост имел стабильный уровень, ресурсы должны вкладываться в те хозяйственные отрасли, которые дадут наибольший экономический эффект.
Источники: http://studwood.ru/1486344/ekonomika/vliyanie_investitsiy_ekonomicheskiy_rost, http://studbooks.net/33533/ekonomika/vliyanie_investitsionnoy_deyatelnosti_gosudarstva_ekonomicheskie_protsessy, http://econ.wikireading.ru/9681
Источник: