- Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
- Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Рахматуллина Ю.А.
- Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Рахматуллина Ю.А.,
- Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Башкортостан»
- Взрывной рост
- Анализ привлечения иностранных инвестиций в республику Башкортостан
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Политико-правовая система привлечения иностранных.
- Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные регионы.
- Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.
- Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской.
- Иностранные инвестиции в экономике Калининградской области
- Инвестиционный сектор стран БРИКС: тенденции развития.
- Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры.
- Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ.
- Развитие инвестиционной деятельности в Чеченской республике
Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Рахматуллина Ю.А.
В статье приведены результаты анализа привлечения инвестиций в Республике Башкортостан, выявлены основные проблемы в данной области и намечены основные пути привлечения инвестиций
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Рахматуллина Ю.А.,
Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Башкортостан»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
Модель прикладных объектов конфигурации, представленная в виде UML-диаграммы классов (рисунок 1), послужила основой программной реализации информационной системы на платформе «^Предприятие 8.3».
Список использованной литературы:
1. Широбокова С.Н., Рябова М.В. Методика проектирования прикладных приложений на платформе «1С: Предприятие 8» с использованием языка UML // Компьютерное моделирование 2008: тр. Междунар. науч.-техн. конф., 24-25 июня 2008 г. / Санкт-Петербург. гос. техн. ун-т.- СПб : Изд-во Политехн. ун-та, 2008 .С. 245-252.
2. Широбокова С.Н., Ерко Н.С., Яровая А.С. Использование методики построения объектно-ориентированных UML-моделей при разработке приложений на платформе «1С:Предприятие» // Компьютерные технологии в науке, производстве, социальных и экономических процессах : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., Новочеркасск, 12 дек. 2014 г., г. Новочеркасск / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) имени М.И. Платова.- Новочеркасск: ЮРГПУ, 2015.- С. 101-105.
3. Широбокова С.Н. Использование методики построения UML-моделей экономических информационных систем на платформе «1С:Предприятие» при подготовке выпускных квалификационных работ бакалавров направления «Прикладная информатика» // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XVI Междунар. науч.-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования).- 2016.- М.: ООО «1С-Паблишинг».- С. 451-454.
4. Широбокова С.Н., Яровая А.С. UML-модели экономических приложений на платформе «1С: Предприятие 8.3» // Интеграция науки и практики как механизм развития отечественных наукоемких технологий производства : сб. науч. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф., Каменск-Шахтинский, 12 нояб. 2014 г. / Каменский ин-т (фил.) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова.- Новочеркасск: Лик, 2015.- С. 270-272.
5. Широбокова С.Н. Аспекты методики UML-моделирования предметно-ориентированных экономических информационных систем на платформе «1С: Предприятие» // Перспективы науки.- 2015.- № 10.- С. 119-125.
© Проскурина В. А., 2016.
канд. эконом. наук, доц. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал)
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
В статье приведены результаты анализа привлечения инвестиций в Республике Башкортостан, выявлены основные проблемы в данной области и намечены основные пути привлечения инвестиций
Инвестиции, привлечение инвестиций, иностранные инвестиции, инвестиции в основной капитал, инвестиционная стратегия, инвестиционная декларация
Республика Башкортостан является крупным по численности населения субъектом Российской Федерации с развитым промышленным производством.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Республика Башкортостан обладает рядом важных природных ресурсов, достаточным благоприятным транспортно-географическим положением, а также близостью к развитым субъектам Урала и Поволжья.
Так в Республике имеются запасы цветных и драгоценных металлов, сельскохозяйственные угодья, а также нефтяные запасы [1].
С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств в республике проводится целенаправленная работа по формированию и развитию инфраструктуры поддержки инвестиционных процессов.
За последнее десятилетие обновлена нормативная правовая база по привлечению инвестиций в Республику Башкортостан.
Построена система привлечения и поддержки инвесторов по принципу «единого окна» — технология процедур поддержки инвестиционных инициатив.
В 2015 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 316,7 млрд. рублей или 100,2% к уровню 2014 года при прогнозном значении в 104,3% (см. рис.1).
По данному показателю среди субъектов Российской Федерации республика занимает 10-е место, среди субъектов Приволжского федерального округа — 2-е место (вслед за Республикой Татарстан), на долю республики приходится 12,9% объема инвестиций, освоенных в Приволжском федеральном округе.
I Объем инвестиций в основной капитал РБ, млрд. рублей
»Темп роста инвестиций в основной капитал РФ. в % к пред. году
Темп роста инвестиций в основной капитал РБ. в % к пред. году Рисунок 1 — Динамика инвестиций в основной капитал
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения за 2015 год составил по республике 77,8 тыс. рублей. По данному показателю среди субъектов Приволжского федерального округа республика заняла 5-е место, улучшив позиции предыдущих лет.
В настоящее время именно инвестиционные ресурсы призваны обеспечить динамичное развитие экономики Республики Башкортостан в условиях дефицита бюджетных средств.
Согласно утвержденной стратегии инвестиционного развития Республики Башкортостан до 2020 года, в среднесрочной перспективе повышение уровня активности в корпоративном секторе экономики становится актуальной задачей. Созданы предпосылки для внедрения новых инструментов стимулирования реинвестирования предприятий региона, увеличения прибыли на инвестированный капитал. Это приведет к расширению капитализации бизнеса в республике. Предполагается активное взаимодействие со стороны государства по принятию нефинансовых мер государственной поддержки инвесторам, а также механизма субсидирова
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
ния процентной ставки по кредитам для инвесторов, реализующих приоритетные проекты на территории Республики Башкортостан.
Рисунок 2 — Анализ привлечения иностранных инвестиций в республику Башкортостан
В Республике Башкортостан достаточный инвестиционный потенциал, умеренные риски и нормативная правовая база в инвестиционной сфере. Но имеет место недостаточное использование данного инвестиционного потенциала. Необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат путем проведения мероприятий по сокращению инвестиционных рисков и принятия мер по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере привлечений как отечественных, так и иностранных инвестиций.
В промышленности Республики Башкортостан угрозой для развития региона является износ основных производственных фондов. Необходимо создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики для внедрения передовых технологий и инноваций, обновления основных производственных фондов.
Слабые стороны для развития республики
Внутренние барьеры Внешние барьеры
1. Большая доля сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах 1. Зависимость экономики Республики Башкортостан от мировых цен на нефть
2. Неэффективная бюджетная политика: — значительная доля расходов бюджета Республики Башкортостан идет на социальную сферу; — уменьшение капитальных бюджетных расходов 2. Увеличение расходов бюджета Республики Башкортостан.
3. Проблема в получении земельных участков под реализацию инвестиционных проектов 3. Конкуренция с соседними регионами за привлечение иностранных инвесторов
4. Недостаток кадров с высшим и со средним специальным инженерным образованием 4. Отток населения в другие регионы в связи с понижением душевых доходов населения, а также недостаточно развитым сектором услуг
5. Социальные риски: — преобладание одной отрасли в структуре промышленного производства (порядка 15% ВРП -нефтяная промышленность); — различия в уровнях развития муниципальных образований Республики Башкортостан 5. Усиление диспропорций инвестиционного развития муниципальных образований Республики Башкортостан.
6. Истощение местных нефтяных ресурсов 6. Угрозы, обусловленные вступлением Российской Федерации в ВТО: усиление конкуренции в ряде отраслей экономики, в частности, в сельском хозяйстве, соответственно, возникновение определенных рисков для местных производителей. [3, с.200]
В Инвестиционной декларации Республики Башкортостан [2] закреплены такие принципы инвестиционной политики как равенство, которое предполагает недискриминирующий подход ко всем субъектам пред принимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы при
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
оритетов; вовлеченность, то есть участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе подготовки законодательных актов, затрагивающих их интересы; прозрачность, т.е. общедоступ ность официальной информации государственных органов Республики Башкортостан; применение лучших практик — ориентация административных процедур и регулирования на лучшую с точки зрения законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности практику реализации инвестиционной политики, что предполагает адекватность и своевременную модернизацию законодательного обеспечения инвестиционной деятельности [5, с.233]..
Таким образом, развитие республики направлено на улучшение инвестиционного климата и соответственно инвестиционного потенциала в республике. Необходима модернизация социальной сферы и системные улучшения в сферах образования, здравоохранения и науки [6, с.104]. Именно эффективность использования основных средств в производстве, развитие предпринимательской и инновационной активности, повышение качества человеческого капитала являются ключевыми факторами в дальнейшем развитии республики.
По прогнозам Министерства экономического развития Республики Башкортостан в 2014 — 2016 годах темп роста ВРП Республики Башкортостан составит порядка 105,1 — 105,3%, его объем к 2016 году в абсолютном значении вырастет до 1,6 трлн. рублей.
При этом важную роль в обеспечении качественного роста региональной экономики играет ее инвестиционная составляющая.
В настоящее время в Республике Башкортостан реализуются более 100 крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций около 700,0 млрд. рублей, в том числе в промышленном комплексе реализуются свыше 50 инвестиционных проектов на общую сумму порядка 400,0 млрд. рублей, что позволит создать более 23,0 тыс. новых рабочих мест.
Республика Башкортостан имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить развитую транспортную сеть, богатые месторождения полезных ископаемых, высокий научный и кадровый потенциал, а также низкие экономические риски. Правительство создает максимально комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и поддержания благоприятного инвестиционного климата, в том числе инвесторам предоставляются финансовые меры поддержки и налоговые льготы.
Список использованной литературы:
1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года №188 «Об утверждении Стратегии инвестиционного развития Республики Башкортостан до 2020 года».
2. Указ Президента Республики Башкортостан от 3 декабря 2012 года Ny^508 «Об Инвестиционной декларации Республики Башкортостан».
3. Мардганиева Ю.А. Привлечение иностранных инвестиций как одно из направлений развития экономики региона //Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летитнему юбилею ВЗФЭИ, 26-27 октября 2010 г. Том 2. Секции 9-13.-М.:ВЗФЭИ, 2011.- с.200.
4. Рахматуллина Ю.А., Шагимарданова Э.Р. Основные проблемы повышения инвестиционной привлекательности предприятия в условиях финансового кризиса// Управление. Экономический анализ. Финансы: сборник научных трудов.-Уфа:УГАТУ, 2016.-с53-57.
5. Рахматуллина Ю.А., Изотова Е.В. Механизм формирования позитивного инвестиционного имиджа региона// Глобализация экономики и образования: перспективы России и Германии. Уфа: РГТЭУ, 2010.-с.228-234.
6. Мажара Е.Н. Формирование инвестиционных ресурсов с использованием заемной системы НПФ и ЖКХ// Экономика и управление. -Санкт-Петербург, 2006, №3.- с.103-105.
Взрывной рост
Прямые вложения инвесторов в экономику Башкирии в этом году увеличатся не четверть
Объем инвестиций в экономику Башкирии в этом году составит около 240-250 млрд рублей. Это на четверть больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил вчера президент Башкортостана Рустэм Хамитов. «Помимо общих и значимых и бросающихся в глаза преимуществ, таких как географическое положение, наличие природных ресурсов, развитая промышленность, безусловно, мы стараемся использовать и современные методы: законодательство, разные налоговые льготы. Ну, а самое главное – к инвестору мы относимся хорошо просто-напросто. Инвестора надо поддержать словом, ему надо улыбнуться, с ним надо поговорить по-человечески, надо убедить, что лучше этой территории нет ничего, что здесь ему будет комфортно, хорошо. И вы знаете, это часто срабатывает», – раскрыл журналистам «секрет успеха» глава республики Башкортостан (РБ).
Сегодня руководители всех российских регионов заявляют о том, что встретят инвесторов с распростертыми объятиями. Однако на практике наибольшая активность как зарубежных, так и отечественных инвесторов сосредоточилась едва ли в дюжине субъектов федерации. Одним из них, безусловно, является Башкирия. У нее нет таких финансовых потоков, как в Москве, и нет таких природных ресурсов, как в Ямало-Ненецком автономном округе, в освоение которых государством и частными инвесторами сейчас вкладываются триллионы рублей. Зато Башкирия насыщена высокотехнологичными производствами и высококвалифицированными специалистами, которые, при всем их профессионализме, не избалованы столичными зарплатами. Плюс, естественно, наличие развитой инфраструктуры (регион «обжит» давным-давно), избыток электроэнергии и финансово-административная поддержка инвесторов, о которой говорил Рустэм Хамитов, который зачастую дает новым инвесторам номер своего мобильного телефона, чтоб оперативно решать возникающие в процессе реализации их инвестпроектов вопросы.
Понятно, что при этом значительная часть от общего объема инвестиций приходит в Башкирию по линии частных и государственных структур федерального и международного масштаба, реализующих здесь свои корпоративные планы на уже имеющихся производственных площадках. Нефтяная компания «Башнефть», например, вкладывает более 1 млрд долларов в реконструкцию расположенных возле Уфы нефтеперерабатывающих заводов, «Газпром нефтехим Салават» через два месяца запускает на своей площадке уникальную установку по переработке нефти мощностью 6 млн тонн нефти в год, энергохолдинг «Интер РАО», очевидно, будет достраивать пятый источник теплоэлектроснабжения башкирской столицы (14 млрд рублей). Государственная Объединенная двигателестроительная корпорация вкладывает более 10 млрд рублей в организацию производства на Уфимском моторостроительном производственном объединении двигателей для вертолетов (сейчас это предприятие делает двигатели, в основном для истребителей). И, по сути, все эти инвестиции рано или поздно так и так бы пришли в экономику республики, повинуясь федеральным и мировым трендам развития.
Но бльшая часть из полусотни инвестиционных проектов, которые признаны властями республики приоритетными и сейчас воплощаются в Башкирии в металле и бетоне, – это все же непосредственная заслуга той новой команды управленцев, которая руководит Башкортостаном последние два года. Часть из этих проектов, например, строительство в республике гидроэнергетическим холдингом «Русгидро» гидроэлектростанции мощностью 600 МВт (стоимость – более 21 млрд рублей) и вместе с французских холдингом Alstom создание в Уфе завода по производству гидроэнергетического оборудования (стоимость первой очереди – 400 млн евро) – абсолютно новые проекты, непосредственно связанные с приходом Рустэма Хамитова на пост президента РБ. Часть проектов – старые задумки, возможность реализовать которые появилась только сейчас. О создании в Башкирии всероссийского центра нефтегазохимии, например, последние двадцать лет не говорил только ленивый. И сейчас даже «Газпром», который традиционно оставлял нефтехимию на «вторых ролях», тем более малотоннажную, и сам старается развивать это направление в Салавате и в принципе готов поддерживать идею развития вокруг своего базового предприятия – «Газпром нефтехим Салават», комплекса предприятий различных форм собственности по дальнейшему превращению базовой нефтехимической продукции в потребительские товары с высокой долей добавленной стоимости. А чтобы обеспечить нефтехимические предприятия, расположенные в республике, дешевым сырьем на долгую перспективу, Башкортостан, объединившись с Татарстаном, второй год подряд пробивает на федеральном уровне идею строительства нового продуктопровода, по которому бы нефтехимическое сырье, не задействованное в Западной Сибири, поступало бы на переработку в Поволжье. «Речь идет о создании, а точнее – о воссоздании газовой химии в стране. Наша химия в основном ориентируется на сырье – нефть. Из нефти получают нафту – прямогонный бензин, дальше получают остальные соединения химические – этилены, полиэтилены и другие интересные вещи. Мир уже переходит на газовую химию. То есть уже есть газы, из которых можно извлекать углеводороды и получать те же самые пластики. Это дешевле, этих газов, «жирных» газов так называемых, или широких фракций легких углеводородов, сжиженных газов, у нас очень много, И вот родилась такая идея. Сейчас уже создан консорциум – три субъекта федерации (это Татарстан, Башкортостан и Ямало-Ненецкий автономный округ) объединились в работе над проектом этого трубопровода, очень сильного и интересного с экономической точки зрения проекта», – еще раз вчера подтвердил журналистам приверженность Башкортостана идее строительства нового магистрального продуктопровода стоимостью свыше 100 млрд рублей (по скромным предварительным оценкам) президент РБ. Поэтому неудивительно, что когда китайцы собрались строить свой первый завод по производству шин в России, местом его «посадки» они выбрали Башкирию.
Однако, «раскручивая» свои естественно-конкурентные сферы в виде нефтехимии и машиностроения, башкирские власти не теряют времени и в привлечении инвесторов в общераспространенные в России отрасли – аграрную и деревообрабатывающую. Правда, мотивы для этого часто бывают больше социальные, чем экономические. «Это полное безумие – не заниматься сельским хозяйством, если в республике 40% населения по-прежнему живет на селе. Вот мы им целенаправленно и занимаемся», – подчеркнул как-то в беседе с «Экспертом Online» министр экономического развития Башкортостана Евгений Маврин. «150 тыс. человек из сельской местности ездят, как говорится, «на севера» – в северные регионы, к нефтяникам на работу. Потому нам нужно создавать рабочие места здесь, на селе. И мы продвигаем хорошие, мощные проекты – молочные производства, свинофермы строим. Строим, безусловно, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, и для нас это приоритет номер один», – подчеркнул вчера Рустэм Хамитов (до 2015 года в этой сфере в республике реализуется более десятка крупных инвестпроектов общей стоимостью свыше 50 млрд рублей). Не заниматься же деревом в регионе, половина которого покрыта лесом, и вовсе нонсенс. Проблема в том, что деревопереработку хотят развивать у себя все субъекты федерации, а лес в Башкирии далеко не лучшего качества. Однако республиканским властям удалось привлечь к себе крупного инвестора (его имя они пока не разглашают), который в этом году начнет строить в республике предприятие по лесопереработке суммарной стоимостью около 500 млн евро. Это предприятие будет ежегодно перерабатывать до 3 млн кубометров леса (причем леса перестойного), выпуская из него ДСП, ДВП, ОСБ, напольные покрытия, шпон для мебели и т.д.
Единственное направление, в котором властям Башкирии не удалось добиться значимых успехов в последние два года, – развить туризм. Правда, развитие внутреннего туризма в России, которое, опять же, декларируется всеми регионами, – это вообще неблагодарное занятие и отдельная тема для разговора. Если не брать в расчет обе российские столицы, то наибольших успехов здесь добилась только республика Алтай – да и то в основном за счет естественных рельефно-энергетических особенностей этой местности. Однако в Башкирии пока не сдаются и грозятся на порядок – до сотен тысяч в год – увеличить число туристов, посещающих республику. В этом году будет восстановлен знаменитейший прежде в горнолыжных кругах курорт Белорецк. Каждый последующий год в Башкирии намерены запускать по одному новому горнолыжному склону, оборудованному хорошим подъемником и системой искусственного оснежения. Так что чего-чего, а уж горнолыжных склонов, меда и кумыса в Башкирии точно хватит на всех.
Анализ привлечения иностранных инвестиций в республику Башкортостан
Рубрика: 15. Региональная экономика
Статья просмотрена: 1681 раз
Библиографическое описание:
Байрамгулов А. И., Садыков Р. К., Яндавлетова Д. Х. Анализ привлечения иностранных инвестиций в республику Башкортостан [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 155-158. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3170/ (дата обращения: 16.01.2019).
Качественные и количественные параметры социально-экономического развития экономики республики Башкортостан позволяют рассчитывать на довольно высокие темпы экономического роста. В условиях активизации инновационных процессов и повышения уровня конкуренции на внутренних и внешних рынках инвестиции становятся основным двигателем роста.
Ведущие международные и национальные рейтинговые агентства подтверждают устойчивую инвестиционную привлекательность республики. В рейтинге 30 лучших регионов для ведения бизнеса, составленном «Forbes» в 2011 году, Республика Башкортостан находилась на тринадцатой позиции. Международные рейтинговые агентства – «Standard&Poor’s» и «Moody’s» 29 апреля и 17 июня прошедшего года улучшили прогнозы по рейтингу Республики Башкортостан со «стабильного» на «позитивный» с уровнем «BB+» и «Ba1» соответственно. По оценкам аналитиков «Standard&Poor’s», по уровню кредитоспособности Республика Башкортостан уступает лишь Москве, Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, по оценкам аналитиков «Moody’s», – только Москве, Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому автономному округу. По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2010-2011 годов, проводимого рейтинговым агентством «Эксперт РА», Республика Башкортостан заняла 1-е место в номинации «Минимальные экономические риски» и вошла в топ 10 регионов-субъектов Российской Федерации с максимальным инвестиционным потенциалом (9-е место). Экспертами данного агентства отмечена активная работа Правительства Республики Башкортостан по снижению уровня управленческого риска.
По итогам 2011 года в экономику Республики Башкортостан привлечено иностранных инвестиций из 18 стран мира на сумму 313,6 млн. долларов США, что составляет 61,9% от уровня 2010 года и в 10,6 раз превышает уровень 2001 года. Наибольший удельный вес в структуре привлеченных иностранных инвестиций в 2011 году занимали прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые и прочие кредиты) – 65,7%. Прямые инвестиции составили 29,6%, портфельные – 4,7%. Дополнительно получено иностранных инвестиций от резидентов Российской Федерации на сумму 144,9 млн. долларов США.
Основной объем полученных в 2011 году иностранных инвестиций по-прежнему направлен в сектор обрабатывающих производств, в том числе на развитие производства кокса и нефтепродуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов. Следует отметить, что большая часть прямых иностранных инвестиций, а именно 45,6%, также приходится на обрабатывающие производства и свидетельствует о том, что приток капитала из-за рубежа направлен на инновационное обновление экономики региона и повышение ее конкурентоспособности. Структура полученных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности по итогам 2011 года представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура полученных иностранных инвестиций
по видам экономической деятельности за 2011 год.
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в РБ, полученных с начала вложения, с учетом их погашения по состоянию на конец декабря 2011 года составил 1,3 млрд. долларов США с ростом на 41,0% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года.
Накопленный в Республике Башкортостан иностранный капитал на 95,2% сформирован за счет поступления инвестиций из следующих стран: Нидерланды (596,5 млн. долларов США), Кипр (275,1 млн. долларов США), Австрия (168,8 млн. долларов США), Великобритания (54 млн. долларов США), Турция (53,8 млн. долларов США), Ирландия (37,4 млн. долларов США), Франция (30,0 млн. долларов США) и Чехия (26,4 млн. долларов США). Географическая структура накопленных иностранных инвестиций по состоянию на конец декабря 2011 года представлена на рис. 2.
Рис. 2. Географическая структура накопленных иностранных инвестиций
по состоянию на конец 2011 года.
Следует отметить, что существенная доля иностранных инвестиций (21,9% накопленных и 23,8% поступивших в течение 2011 года) сформирована за счет притока капитала из оффшорных зон. Наблюдается процесс реинвестирования.
В настоящее время в республике действует 648 предприятий, созданных при участии иностранного капитала. Структура созданных на территории Республики Башкортостан совместных предприятий с указанием страны нахождения учредителей представлена на рис. 3.
Рис. 3. Географическая структура совместных предприятий республики Башкортостан
Республика Башкортостан успешно сотрудничает с иностранными инвесторами, в частности с австрийскими компаниями «Ласселсбергер» и «Австрийские лотереи», шведской «ИКЕА», турецкой «Анадолу Джам Санаи», немецкой «ХайдельбергЦемент», чешской «Enkom», европейскими кредитными организациями.
В ближайшее время при участии иностранных партнеров планируется реализовать ряд проектов по созданию в республике новых производств. В частности, литовская компания «ARVI» и российский концерн «Интел Ко» договорились о совместном строительстве в муниципальном районе Буздякский район завода по производству комплексных удобрений, а также предприятия по утилизации отходов животноводства в муниципальном районе Благоварский район. Совместно с французской машиностроительной компанией «Alstom» и ОАО «ЭСК РусГидро» планируется строительство завода по производству гидроэнергетического и вспомогательного оборудования для гидроэлектростанций СП «РусГидро-Альстом». При участии датской компании «Danfoss A/S» предполагается реализация проектов в сфере энергоэффективности и внедрения энергосберегающих технологий. Установлено сотрудничество с южнокорейской компанией «SunPack Holdings» в рамках реализации инвестиционного проекта «Производство энергосберегающей осветительной LED-продукции на территории Республики Башкортостан». Партнеры из Саудовской Аравии рассматривают возможность инвестирования в деревообрабатывающую отрасль республики и разработку лесных ресурсов в регионе. Создание новых производств по глубокой переработке спелой и перестойной древесины в республике позволит частично решить проблему развития лесопромышленной отрасли Республики Башкортостан. Совместно с японской компанией «Mitsubishi Heavy Industries» планируется строительство мусороперерабатывающего газоплавильного завода на территории республики [1].
Для стимулирования инвестиционной активности субъектов государство использует различные формы и методы финансовой поддержки, основными из которых являются льготы по налоговым и таможенным платежам, прямое бюджетное финансирование, предоставление гарантий, участие в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Закон Республики Башкортостан «О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, в том числе путем предоставления субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей, зачисляемых в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.
В отношении приоритетных инвестиционных проектов республики установлено возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в банковских и иных кредитных организациях, в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с законом о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год [2].
В рамки концепции привлечения инвестиций в РБ, по нашему мнению должны быть включены:
концепция развития инвестиционного потенциала республики;
концепция снижения совокупного регионального риска;
концепция улучшения регионального инвестиционного климата;
концепция развития инвестиционной привлекательности республики.
Суть привлечения иностранных инвестиций можно привести к следующим направлениям:
Первое направление. Приоритет при государственной поддержке инвестиционных проектов отдается тем инновационным проектам, которые несмотря на присущие им высокие риски с максимальной степенью вероятностью создают рывок в уровне конкурентоспособности по сравнению с ведущими корпорациями мира (так называемые прорывные инновационные проекты).
Очевидно, что для этого предстоит параллельно решить несколько сложнейших проблем, в том числе:
создать региональные и федеральный рынки инноваций;
вложить большие бюджетные средства и одновременно привлечь масштабный частный бизнес в научно-технические и прикладные разработки;
создать кадровую базу для решения первых двух проблем;
в разы нарастить масштабы, территорию и структуры венчурного или высокорискового бизнеса и соответствующего кредитования, прежде всего на основе привлечения средств частных иностранный инвесторов.
Второе направление. Необходимо повысить вклад малого и среднего бизнеса в создание валого регионального продукта. Для этого необходимо:
на порядок увеличить выделение бюджетных средств для оказания прямой помощи малым предприятиям;
на порядок увеличить помощь государства малому и среднему бизнесу в часть гарантирования компенсации рисков новых предприятий;
разработать принципиально новые институты кредитования, распределяющие риски малых предприятий типа «старт-ап» между предпринимателями, организациями действующих предпринимателей, коммерческими банками и государственными ведомствами.
Третье направление. Во всех уже имеющихся отраслях реального сектора экономики РБ, в первую очередь в нефтедобыче, нефтепереработке и нефтехимии, в машиностроение, в аграрно-промышленном и лесном комплексах, на основе инноваций качественного скачка в эффективности менеджмента, переломить ситуацию и добиться роста производительности труда (в неизменных ценах) и снижения удельных затрат всех видов ресурсов (прежде всего энергетических и сырьевых) на единицу готовой продукции.
Четвертое направление. В ближайшие годы кардинально должна измениться система жилищного строительства РБ на основе реализации (в совокупности) пакета новых доходов, среди которых:
полный пересмотр устаревших генеральных планов развития городов республики;
полный отказ от так называемой точечной застройки применительно ко всем крупным и средним городам РБ, переход к моделям «Комплексного освоения новых территорий застройки» (модели КОТ), для чего государственные органы высвобождают для крупных застройщиков большие и земельные массивы, а самих застройщиков отбирают исключительно на условиях конкурса;
полный переход к модели смешанного финансирования строительства новых микрорайонов (к модели государственно-частного партнерства – ГЧП), когда государство за счет бюджетных и/или кредитных (ссудных) ресурсов строит дороги и мосты, весь комплекс сооружений других отраслей инфраструктуры, а также социальные объекта. Бизнес в свою очередь строит офисы, склады, производственные корпуса, всю жилые часть, внутриквартальные коммунальные объекты, а также малые рынки и торгово-развлекательные комплексы;
В 2012 г. для привлечения иностранных инвестиций в РБ были предприняты следующие шаги:
16 мая Правительство РБ подписало трехстороннее соглашение с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Сотрудничество будет направлено на работу с иностранными инвесторам и размещение крупных инвестиционных проектов.
20 марта Президент РБ Рустэм Хакимов предложил создать Министерство Инвестиций на 2013 г.
В целях привлечения инвесторов учреждены специальные управленческие институты, в частности, ОАО «Корпорация развития РБ», «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций», Общественный совет по инвестициям.
6 сентября Президент РБ Рустэм Хамитов определил три приоритетные отрасли привлечения инвестиций: сельское хозяйство, химию и деревообработку [3].
Ввиду структурной сложности, большой новизны, объемности, дефицита врем t ни, как нам представляется, следует реализовать серьезные организационные решения, в том числе: создать под руководством Президента РБ «Центр управления инновационным развитием РБ» для координации всех работ в республике; расширить потенциал ГУ «Центр стратегических разработок при Президенте РБ» и реорганизовать его в «Институт проблем стратегического управления РБ», в котором непосредственно будут рассматриваться проблемы привлечения иностранных инвестиций; разработать и утвердить в статусе закона РБ целевую республиканскую «Программу перевода экономики РБ на инновационную модель развития». В программу целесообразно включить и предложенные в тексте настоящей статьи мероприятия, обеспечивающие реформу инвестиционного и инновационного блоков народного хозяйства Башкортостана.
Инвестиционный паспорт Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL : http://www.bashkortostan.ru/investment_and_finance/ (дата обращения 19.11.2012).
Эффективная система всесторонней государственной поддержки инвестиционной деятельности. [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL : http://invest.bashkortostan.ru/pages/778 (дата обращения 20.11.2012).
Новости Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL : http://bashkortostan.ru/news/ (дата обращения 20.11.2012).
Похожие статьи
Политико-правовая система привлечения иностранных.
Башкортостан, доллар США, инвестиция, республика, территория республики, инвестиционная деятельность, географическая структура, Российская Федерация, иностранный капитал, муниципальный район.
Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные регионы.
Закон Республики Башкортостан «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» предусматривает организациям с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25.
Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации, млн. долл.[2]. Остатокна1.01.2015. Изменения.
Чистое уменьшение прямых иностранных инвестиций составило — 48412 млн. долларов.
Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, модернизация.
Основные термины (генерируются автоматически): доллар США, инвестиция, экономическая деятельность, Россия, российская экономика, экономика России, Люксембург.
Иностранные инвестиции в экономике Калининградской области
Калининградская область, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, Россия, Российская Федерация
Калининградская область, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, инвестиция, инвестор, доллар США, Особая экономическая зона.
Инвестиционный сектор стран БРИКС: тенденции развития.
инвестиция, Россия, российская экономика, переходная экономика, экономическая деятельность, отношение притока, основной капитал, Нидерланды, США, инвестиционный климат. Инвестиционная напряженность в российской экономике.
Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры.
инвестиционный климат, иностранные инвестиции, инвестиция, инвестиционная политика, инновационные процессы, экономический рост.
Похожие статьи. Анализ привлечения иностранных инвестиций в республику Башкортостан.
Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ.
Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, млн. долларов США.
инвестиция, UNCTAD, китай, россия, прямая, доллар США, миллион долларов США, Российская Федерация, переходная экономика, Южная Африка.
Развитие инвестиционной деятельности в Чеченской республике
инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика.
Инвестиционная привлекательность муниципальных образований Чеченской Республики в.
Экономико-географические особенности развития.
Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-privlecheniya-investitsiy-v-realnyy-sektor-ekonomiki-respubliki-bashkortostan, http://expert.ru/2012/09/7/vzryivnoj-rost/, http://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3170/
Источник: