Воздействие инвестиций в человеческий к

Проблемы инвестирования в человеческий капитал

Наверное, многим хоть однажды в жизни приходила мысль о том, что счастливые здоровые люди — работники компании ведут предприятие к успеху компании намного чаще, чем недовольные своей работой, начальством и жизнью вообще. Счастливые здоровые люди — мощный двигатель, они способны ускорять все процессы, склонны к творческим решениям, предпочитают не вдаваться в мелкие ссоры, не вносить раздор в коллектив. Поэтому для развития любой современной компании первостепенное значение имеют ее сотрудники, человеческий капитал.

Для любой современной организации актуальной является проблема человеческого капитала. Одной из важных особенностей человеческого капитала является динамический характер: состав, структура человеческого капитала и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и величина человеческого капитала. Разумеется, компания заинтересована в том, чтобы величина ее корпоративного человеческого капитала была как можно больше и активнее.

Основным путем увеличения (накопления, производства, воспроизводства) человеческого капитала является инвестирование в него. Существует дискуссия о том, каковы инвестиции в человеческий капитал, насколько допустимо их сравнение с обычными инвестициями компании. Одна часть исследователей понимает под ними затраты средств, другая же — любые действия или меры, направленные на улучшение характеристик человеческого капитала.

Актуальной также может считаться проблема состава источников увеличения человеческого капитала. На этот счет существует мнение, что увеличение человеческого капитала может быть достигнуто только инвестициями. Однако инвестиции являются необходимым, но далеко не единственным условием для формирования человеческого капитала. Группа исследователей придерживается мнения, что человеческий капитал может формироваться и сам по себе без каких-либо инвестиций (самовозрастание).

На особом месте стоит проблема приоритетности инвестиций в человеческий капитал, которая заключается в том, что исследователями ставится приоритетность инвестиций в человеческий капитал по отношению к инвестициям в физический капитал или в какой-либо из элементов человеческого капитала (здоровье или образование и т.п.). Исследователями рассматривается только положительная динамика человеческого капитала, хотя неблагоприятные факторы могут оказать на него не менее существенное влияние.

Существует распространенное мнение о том, что решение об инвестициях в человеческий капитал является результатом оценки выгод капиталовложений, но это мнение, на наш взгляд неверно, авторами такого подхода не принимается во внимание уникальные свойства человеческого капитала. Решение об инвестировании в «человеческий капитал» не может приниматься на основе оценки и сопоставления материальных выгод инвестирования. Основное свойство человеческого капитала, которое упускается из виду, — его самоопределяющая способность.

Главными приоритетными направлениями называют здоровье и образование. Особо стоит остановиться на проблеме роли образования. Разница в доходах, получаемых работником и приносимых работодателю, зачастую объясняется исключительно уровнем образования работника. Эффект от инвестиций в человеческий капитал при этом оценивается исключительно через уровень образования, поскольку считается, что только рост образования способен привести к увеличению производительности труда. Но образование не является единственным главным фактором заработков. На предприятии в отдельный момент наиболее низкую эффективность (и заработки) имеют лица, только что включившиеся в процесс производства, несмотря на то, что имеют более высокий уровень образования. Образование действительно имеет большое значение как для отдельного человека, так и для компании в целом, но рассматривать образование как единственную составляющую человеческого капитала либо давать ведущую роль образования по отношению к другим составляющим человеческого капитала неверно. При таком подходе игнорируются многие свойства человеческого капитала.

Во-первых, это равноправие его элементов. Тесная взаимосвязь, совершенная для многих элементов человеческого капитала, к примеру, элементов блока здоровья и блока знаний, также ясна. Здоровый человек легче учится и работает, а образованный человек внимательнее относится к собственному здоровью. Ни один человек не будет нормально работать и учиться, если не будет считать, что работа или учеба действительно необходимы и приносят пользу.

Во-вторых, это способность человеческого капитала к самоопределению. Приоритетность инвестиций зависит от того, что необходимо человеку сейчас и какие цели он перед собой поставил.

В-третьих, это динамический характер человеческого капитала. Постоянное изменение структуры и величины человеческого капитала автоматически создает потребности в различных видах инвестиций, и потребности эти никак не могут быть удовлетворены только лишь за счет инвестиций в образование.

Источниками инвестиций в человеческий капитал служат личные сбережения (на индивидуальном уровне) и прибыль (на корпоративном уровне). Основной предпосылкой возникновения у человека источников инвестиций является склонность человека к сбережениям, но направление заработной платы на инвестиции в собственный человеческий капитал представляет собой в некотором роде «нецелевое использование» сбережений.

Вообще инвестирование в человеческий капитал отличается высокой степенью риска. Связано это с такими причинами как: высокая степень риска при осуществлении; большая продолжительность инвестиционного периода; неликвидность человеческого капитала; последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестиционных средств). Но главный риск темнее менее кроется в другом. Предприниматель задействует в производстве не весь человеческий капитал своих работников, а лишь ту часть, которую работник выделил для комплектования своей рабочей силы. Но предприниматель вынужден направлять инвестиции в весь человеческий капитал своих работников, а не в ту лишь часть, которая комплектует рабочую силу. Предприниматель не знает наверняка и не может полностью регулировать ни то, как будут усвоены его инвестиции, ни то, отразятся ли результаты этого усвоения на комплектовании рабочей силы. Именно поэтому такое инвестирование рискованно. Впрочем, эффективность инвестиций в человеческий капитал на порядок выше инвестиций в физический капитал, но также закономерно, что выше и степень риска.

Читайте также  Правовое регулирование инвестиций иностранный опыт

Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на некоторые минусы инвестирования в человеческий капитал, вложения в него будут намного выгоднее для организации в целом, потому что образованные здоровые счастливые люди имеют больше возможности поднять эффективность производства, работать слаженно, как единый механизм и привести организацию к успеху.

Инвестиции в человеческий капитал

Все факторы процесса производства являются результатом различных видов инвестиций, которые обеспечивают качественное их совершенствование. Все то, что составляет человеческий капитал, также приобретается или преумножается посредством инвестиций в человека, в развитие его производительных способностей.

Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым – производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем

В данном определении отражается причинно-следственная связь между инвестициями в человека, ростом производительности и доходов работника. Определяется также и экономическая сущность самих инвестиций как вложения капитала в различные объекты в целях получения дохода либо другого положительного эффекта.

Однако важно знать, что одних инвестиций для формирования производительных способностей, особенно творческих способностей, недостаточно, так как необходимо желание самого человека.

Инвестирование в человеческий капитал – это осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих производительных качеств. Поэтому важна мотивация работников к повышению производительности и качества труда, т. е. к инвестированию в человеческий капитал.

Виды инвестиций в человеческий капитал:

• расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку работника по месту работы;

• расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий и др.;

• расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.

Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, отличающие их от других видов инвестиций:

• формирование человеческого капитала путем инвестиций выгоднее всего осуществлять в начальный период жизни человека, так как доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от срока его службы;

• результаты инвестирования в человеческий капитал не всегда имеют денежную форму, а могут приобретать социальный, психологический, культурный, моральный и другие эффекты, увеличивающие экономический результат;

• инвестиции в человеческий капитал преумножают производительные качества человека, эффективность и производительность его как работника, но и как обучающегося, т.е. инвестиции ускоряют и облегчают процесс дальнейшего накопления знаний и опыта;

• передача человеческого капитала может осуществляться и неформальными путями, в процессе совместной трудовой деятельности (например, передача производственного опыта);

• накопленный в результате инвестиций человеческий капитал выступает значимым фактором его воспроизводства в следующем поколении (например, уровень образования матери является определяющим фактором будущего уровня образования ее детей).

Инвестиции в человеческий капитал могут осуществлять сам его обладатель, т.е. индивид, предприятия и организации, образовательные учреждения и общество в лице государства.

Однако инвесторы будут вкладывать свой капитал только тогда, когда ожидают получить от этого вложения соответствующую отдачу, превышающую первоначальные вложения.

Так почему же государство участвует в этом процессе в качестве инвестора? Причин тому несколько.

Во-первых, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство требует постоянного переобучения и повышения квалификации работников, иначе будет расти структурная безработица. Переобучение легче происходит у работников, имеющих некоторый уровень знаний, быстрее усваивающих новые навыки. Поэтому государство, прибегая к “принудительным” мерам, устанавливает норму всеобщего среднего образования.

Во-вторых, высококвалифицированный работник более производителен и продуктивен, а значит, вносит больший вклад в рост общественного продукта.

В-третьих, любое государство стремится утвердить определенные ценности, установки, приоритеты, т.е. проводит соответствующую идеологию, для скорейшего восприятия которой необходимо грамотное население.

В-четвертых, инвестируя в здравоохранение, государство обеспечивает себя здоровыми трудовыми ресурсами, эффективно использующими рабочее время, а значит, и более продуктивными, и др.

Почему же предприятия и организации инвестируют собственные средства в своих работников? Ради получения более высокого дохода от вложенных в работника инвестиций. Инвестируя в своих работников, организации стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность. Кроме того, переподготовить работника гораздо выгоднее, чем заменить его новым. По расчетам, проведенным в компании “Дженерал электрик”, затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем на поиск, прием на работу и на адаптацию нового работника.

Читайте также  Инвестиция денег под проценты онлайн

Однако риск таких вложений достаточно велик, ведь повысив свое образование и квалификацию за счет средств организации, работник может в любой момент поменять место работы, и тогда отдачу от вложенных инвестиций в человека организация не получит. Чтобы снизить такой риск, организации инвестируют свои средства не в общий человеческий капитал (т. е. в знания и навыки общего хакера, которые могут быть использованы практически в каждой организации), а в специальный (который нужен и применим преимущественно в данной организации), продать который другой организации для работника проблематично. Но если уж такое случилось, то организация заключает с работником договор о том, что последний обязуется проработать в организации определенный срок (обычно 7-10 лет) и не увольняться, в противном случае работник полностью возмещает организации сумму инвестиций в его человеческий капитал (например, стоимость обучения).

Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Их размер и интенсивность зависят от ряда факторов. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Такая неопределенность тормозит инвестиционную активность человека. Кроме того, сегодня цена получения профессии постоянно растет, а значит, потенциально возрастает период окупаемости затрат на образование, причем о будущей доходности с большой долей вероятности мы судить не можем.

Тем не менее инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.

Домашнее задание (рефераты)

  1. От первых представлений до А. Смита Гладышенко
  2. Трудовая теория стоимости: Д. Риккардо Шабанова
  3. Трудовая теория стоимости: К. Маркса Ягнова
  4. Теория факторов производства: Ж.Б. Сэй Самойлов
  5. Неоклассическое направление А.Маршала. Потоцкий
  6. Артур Пигу о роли трудового потенциала Пузач
  7. Филипс Олбан о труде Капустин
  8. Роль предпринимателя как фактора производства в трудах Й. Шумпетера. Ефремова и Лодятая
  9. Индивидуальная мотивация Ф.Тейлора. Слепухин
  10. Мотивации достижений Д. Макклелланда Тхорова
  11. О склонности к риску в ситуациях возрастания результатов ДЖ. Актинсона Акользин
  12. Теория регулирования рыночной экономики Дж.М. Кейнса
  13. Либерально-монетаристская, социально-демократическая, консервативно-корпоративная модели в формировании человеческого потенциала Мелихова
  14. Неолиберализм и трудовой потенциал Алейникова
  15. Образование как элемент, определяющий конкурентоспособность человеческого капитала Джумагулова

16. Сущность и структура человеческого капитала Баранова

17. Перечислить и кратко охарактеризовать все науки о труде Эларян

Человеческие инвестиции

Понятие „человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов, но и для отдельных фирм.

Резко возрос интерес экономической науки к человеческим способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально — экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

Понятие человеческого капитала рассматривают в широком и узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.

Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов.

Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Читайте также  Иностранные и зарубежные инвестиции разница

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Существует деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым — накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов — исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая — приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточна велика.

Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (привики) и др. Однако главными мерами являются побудительные.

Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала — в сфере образования и здравоохранения.

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны, дети для родителей — это источник удовлетворений, но с другой стороны, воспитание детей — это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего времени родителей).

Человеческий капитал — наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Из трактовки человека как основного капитала непосредственно вытекала необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала.

Правильная оценка человеческого капитала дает объективную оценку всего капитала компании, а также благосостояния всего общества в целом.

Современная кадровая политика фирм обеспечивает наиболее эффективное использование человеческого капитала компании, делает заинтересованными своих сотрудников в данном виде деятельности. Анализ эффективности инвестиций в человека показывает, насколько значимым становится для фирм затрачивать огромные средства на здоровье и образование работников, поскольку в будущем обеспечивается больший доход всей компании.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Источники: http://vuzlit.ru/1219274/problemy_investirovaniya_chelovecheskiy_kapital, http://studopedia.ru/19_22459_klassifikatsiya-vidov-truda.html, http://investbaza.ru/articles/chelovecheskie-investitsii-630427.php

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто