- Прямые иностранные инвестиции
- Прямые иностранные инвестиции
- Роль прямых иностранных инвестиций
- Причины прямых инвестиций
- Масштабы и географическое распределение ПИИ
- Государственное и международное регулирование ПИИ
- Государственное регулирование ПИИ
- Международное регулирование ПИИ
- 57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
- Прямые иностранные инвестиции: за, против и значение
- Важность FDI
- Преимущества прямых иностранных инвестиций
- Недостатки прямых иностранных инвестиций
- Соглашения о свободной торговле и ПИИ
- Статистика прямых иностранных инвестиций
Прямые иностранные инвестиции
Прямые иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.
Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:
- дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
- ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
- филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.
Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.
Роль прямых иностранных инвестиций
Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.
Причины прямых инвестиций
ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.
Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Масштабы и географическое распределение ПИИ
ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.
Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).
В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.
Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.
Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.
Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.
Государственное и международное регулирование ПИИ
Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.
Государственное регулирование ПИИ
Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.
Государственное стимулирование ПИИ включает:
1. Предоставление государственных гарантий
В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.
В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.
2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.
3. Страхование зарубежных инвестиций
4. Урегулирование инвестиционных споров
5. Исключение двойного налогообложения
Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.
Международное регулирование ПИИ
Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.
Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.
Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.
При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).
57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
ПИИ – такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-хозяина), размещает свои активы в другой стране (стране-реципиенте), при условии получения (сохранения) контроля за этими активами. Осуществление прямого инвестирования может проходить в виде следующих операций:
Приобретение компанией из страны-хозяина доли в компании в стране-реципиенте;
Передача капитала (акций) от материнской компании в стране-хозяине в дочерние компании в стране-реципиенте;
Реинвестирование прибыли дочерних компаний
Предоставление долгосрочных и краткосрочных займов материнской компанией своей дочерней компании в стране-реципиенте.
Прямые инвестиции делятся на две группы:
трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, т.е. тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране. Цель — минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
больший срок капиталовложений, что предпочтительнее для стран-импортеров иностранного капитала.
основной чертой прямых иностранных инвестиций является то, что они осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на предприятие. Это отличает прямые иностранные инвестиции от портфельных (покупка акций, паев, составляющих менее 10% в уставном (складочном) капитале организации, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг) и прочих (торговые кредиты и т.п.).
Прямые иностранные инвестиции – это инвестиции, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им.
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
1 привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
2 регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
3 привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью.
Иностранные инвесторы в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:
1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений.
2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего — в торговле, строительстве и сфере услуг.
3. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал.
Инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).
Чтобы добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно, очевидно, путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций.
создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах.
четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
введение частной собственности на землю;
создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции: за, против и значение
Содержание статьи:
Определение: Прямые иностранные инвестиции — это когда физическое или юридическое лицо владеет 10 и более процентами капитала иностранной компании. По данным Международного валютного фонда, все последующие финансовые операции являются дополнительными прямыми инвестициями. Если инвестор владеет менее 10%, он считается дополнением к его или ее портфелю акций.
Право собственности на 10 процентов не дает инвестору контрольный пакет акций.
Это позволяет влиять на управление, операции и политику компании. По этой причине большинство правительств хотят отслеживать, кто инвестирует в предприятия своей страны. (Источник: «Определения прямых иностранных инвестиций: методологическая записка», Maitena Duce, Banco de Espana, 31 июля 2003 г.)
Важность FDI
Прямые иностранные инвестиции имеют решающее значение для развивающихся стран и стран с формирующимся рынком. Их компании нуждаются в финансировании и опыте сложных инвесторов для расширения своих международных продаж. В 2015 году они получили 43 процента от общего объема глобальных ПИИ. Развивающаяся Азия привлекала больше иностранных инвестиций, чем Европейский Союз или Соединенные Штаты.
Развитый мир также нуждается в трансграничных инвестициях, но по разным причинам. Большинство инвестиций этих стран осуществляется путем слияний и поглощений между зрелыми компаниями. Инвестиции этих глобальных корпораций были либо реструктурированы, либо переориентированы на основные виды бизнеса.
В 2015 году мировые ПИИ выросли на 38% до 1 доллара США. 76 трлн. Наблюдался всплеск трансграничных слияний и поглощений. После того как слияния и поглощения были вычтены из расчетов, ПИИ только набрали 15 процентов. (Источник: «Ежегодный отчет о прямых иностранных доходах 2016 года», ЮНКТАД, 24 июня 2016 года.)
В 2014 году ПИИ сократились на 16 процентов до 1 доллара США. 2 трлн.
Это необычное падение инвестиций в развитый мир сократилось на 28 процентов. Большая часть этого была единственным массовым отчуждением У. С.. В 2013 году ПИИ выросли на 9 процентов до 1 доллара США. 45 триллионов. (Источник: «Ежегодный отчет о прямых иностранных инвестиций в 2015 году», ЮНКТАД, 24 июня 2015 г.)
Преимущества прямых иностранных инвестиций
Иностранные прямые инвестиции приносят пользу глобальной экономике, а также инвесторам и получателям. Капитал идет на предприятия с лучшими перспективами роста в любой точке мира. Это потому, что инвесторы стремятся получить лучший доход с наименьшим риском. Этот мотив прибыли является слепым и не заботится о религии или политике.
Это дает хорошо управляемым предприятиям, независимо от расы, цвета кожи или вероисповедания, конкурентного преимущества. Это уменьшает последствия политики, кумовства и взяточничества. В результате, самые умные деньги вознаграждают лучшие предприятия во всем мире. Их товары и услуги идут на рынок быстрее, чем без неограниченных ПИИ.
Индивидуальные инвесторы получают дополнительные преимущества пониженного риска. ПИИ диверсифицируют свои запасы за пределами конкретной страны, промышленности или политической системы. Диверсификация всегда увеличивает доходность без увеличения риска.
Предприятия-получатели получают руководство «передовой практики», бухгалтерский учет или юридическое руководство от своих инвесторов.
Они могут включать в себя новейшие технологии, операционную практику и инструменты финансирования. Приняв эту практику, они повышают образ жизни своих сотрудников. Это повышает уровень жизни для большего количества людей в стране-получателе. ПИИ вознаграждают лучших компаний в любой стране. Это уменьшает влияние местных органов власти на них.
Страны-получатели видят, как растет их уровень жизни. Поскольку получающая компания выигрывает от инвестиций, она может платить более высокие налоги. К сожалению, некоторые страны компенсируют это преимущество, предлагая налоговые льготы для привлечения ПИИ.
Другим преимуществом ПИИ является то, что он компенсирует волатильность, создаваемую «горячими деньгами». Именно тогда краткосрочные кредиторы и валютные трейдеры создают пузырь активов. Они вкладывают много денег сразу, а затем продают свои инвестиции так же быстро.
Это может создать цикл бум-спад, который разрушает экономику и заканчивает политические режимы. Прямые иностранные инвестиции требуют больше времени для создания и имеют более постоянный след в стране. Для получения дополнительной информации см. Кризис Фонда LTCM.
Недостатки прямых иностранных инвестиций
Страны не должны допускать слишком много иностранной собственности компаний в стратегически важных отраслях. Это может снизить сравнительные преимущества страны.
Во-вторых, сложные иностранные инвесторы могут лишить бизнес своей ценности, не добавляя никаких. Они могут продавать нерентабельные части компании местным, менее искушенным инвесторам. Они могут использовать залоговое обеспечение компании для получения недорогих местных кредитов. Вместо того, чтобы реинвестировать его, они возвращают средства материнской компании. (Источник: «Насколько выгодны прямые иностранные инвестиции для развивающихся стран?» Журнал «Финансы и развитие», Международный валютный фонд, июнь 2001 года.)
Соглашения о свободной торговле и ПИИ
Торговые соглашения являются мощным способом для стран поощрять больше ПИИ. Прекрасным примером этого является НАФТА, крупнейшее в мире соглашение о свободной торговле. Это увеличило ПИИ между США, Канадой и Мексикой до 452 млрд. Долл. США к 2012 году. Более того, см. Преимущества NAFTA.
Статистика прямых иностранных инвестиций
Кто отслеживает статистику ПИИ? Почти все. Вот руководство к наиболее важным отчетам агентства.
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию — ЮНКТАД публикует Глобальный монитор тенденций в области инвестиций. В нем обобщаются тенденции в области ПИИ во всем мире. Например, ЮНКТАД сообщила, что ПИИ установили рекорд в 2012 году в размере 1 долл. США. 5 трлн. Он превзошел этот рекорд в 2015 году.
- Организация экономического сотрудничества и развития — Данные статистики ПИИ публикуются ежеквартально для развитых стран в рамках ОЭСР.В нем сообщается о притоках и оттоках. Единственная статистика, которую она не фиксирует, — это те, которые находятся между самими развивающимися рынками.
- МВФ. В 2010 году МВФ опубликовал свое первое всемирное исследование позиций прямых иностранных инвестиций. Это ежегодное всемирное исследование доступно в виде онлайн-базы данных. Он охватывает инвестиционные позиции с 2009 года для 72 стран. МВФ собрал эту информацию с помощью Европейского центрального банка, Евростата, ОЭСР и ЮНКТАД.
- Бюро экономического анализа — это агентство сообщает о деятельности ПИИ иностранных филиалов компаний США. Он предоставляет финансовые и операционные данные этих филиалов. В нем говорится, какие компании США были приобретены или созданы иностранными компаниями. В нем также описывается, как компании США инвестировали за рубежом.
Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://studfiles.net/preview/2554468/page:57/, http://ru.routestofinance.com/foreign-direct-investment-pros-cons-and-importance
Источник: