Ввоз в качестве иностранных инвестиций

Таможенное регулирование ввоза товаров в качестве вклада в уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями

Таможенное регулирование ввоза товаров и транспортных средств в качестве вклада в уставный капитал предприятий (позднее коммерческих организаций) с иностранными инвестициями играет важную» роль в привлечении и активизации инвестиций в экономику России.

Перемещение товаров и транспортных средств в рассматриваемый период (13 января 1987г. — настоящее время) осуществлялось в соответствии с ТК СССР 1964г.2 и ТК 1991г. — в режиме импорт, с ТК РФ 1993г.3 — в режиме выпуск для свободного обращения, с ТК РФ 2003г.4 — выпуск для внутреннего потребления.

Таможенное регулирование ввоза товаров в качестве инвестиций осуществляется по следующим направлениям: — таможенный режим и, определение условий помещения товаров под избранный режим; — таможенное оформление; — порядок взимания и уплаты таможенных платежей; — таможенный контроль в момент таможенного оформления и после выпуска товаров; — обжалование решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.

Таможенный режим является одним из наиболее важных инструментов таможенного регулирования иностранных инвестиций. Это обусловлено тем, что ввоз товаров на таможенную территорию товаров в качестве вклада в уставный капитал ПИИ и КОИИ в рассматриваемый период, середина 80-х годов по настоящее время, возможен только при условии помещения под определенный таможенный режим.

В соответствии с ТК РФ (2003г.) таможенный режим — это «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и- ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации. ».

Выбор таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу и оказывает влияние как на возможность либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров.

С его помощью определяется: — порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения; — условия нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации; — права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима; — дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Помещение товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, под таможенные режимы «импорт» , «выпуск товаров для свободного обращения», «выпуск для внутреннего потребления» предусматривали, что товары, ввозимые на таможенную территорию СССР-России, остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Они не предусматривали возврата товара в установленные сроки. Одним из условий, определяющих возможность помещения тех или иных товаров под рассматриваемый режим, является статус этих товаров. Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления».

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение национальных целей нашей страны. Только целенаправленный процесс привлечения иностранных инвестиций сможет оказать реальное содействие дальнейшему укреплению и развитию экономического потенциала России.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в пря­мом инвестировании для достижения необходимых структур­ных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государ­ственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.

Под инвестицией понимают использование доходов для увеличения основных фондов предприятий в промышленности (реинвестиции), приобретение или продажу инвестором средств производства в натуральной форме. Инвестор в экономическом понимании этой категории включает в себя и пользователей капитала (собственник ценных бумаг), и источник финансирования (собственник прямых капиталовложений, в том числе и в их материальной форме — машины, оборудование или в нематериальной форме -интеллектуальная собственность)

В последнее время время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента правового регулирования инвестиционной деятельности на процессы, связанные с ввозом товаров и транспортных средств, ввозимых в качестве инвестиций в Российскую Федерацию.

[1] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.

[2] Зви Боди, Алекс Кейн, Алан Маркус. Принципы инвестиций : ИНФРА-М. 2014. — С. 984

Читайте также  Совет по экономике и инвестициям

[3] Петров, Валерий Станиславович. Теория и практика инвестиционного анализа фондовых активов. Информанализ. — М: Маркет ДС, 2012. — С. 480

[4] В.В. Гушин А.А. Овчинников .Инвестиционное право. Учебник для ВУЗов ИНФА-М.2013-34с.

[5] В.В. Гушин А.А. Овчинников .Инвестиционное право. Учебник для ВУЗов ИНФА-М.2013-54с.

[6] Факторы инвестиционной активности. Глава из книги «Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие». М.: Либроком/URSS, 2013 С.259-292.

Гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций;

Иностранный инвестор и организации с иностранными инвестициями пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством. Если в качестве вклада в уставный капитал иностранный инвестор ввозит сырье, материалы, другие товары, не относящиеся к основным производственным фондам, такие товары облагаются таможенной пошлиной. При ввозе товаров, относящихся к основным производственным фондам (станки, механизмы, оборудование), они освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными товарами, и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала*(840).

Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, не подлежат обложению НДС (подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ).

Закон об иностранных инвестициях различает льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, и те, которые предоставляются также коммерческой организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые из них.

1. Особое значение имеет гарантия стабильности законодательства (гарантия от неблагоприятного изменения законодательства), распространяющаяся на иностранного инвестора и коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале, превышающей 25 процентов, а также на организации независимо от размера долей иностранного инвестора в их уставном (складочном) капитале, если при этом реализуется приоритетный инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором доля (вклад) иностранного инвестора в уставный капитал составляет не менее 100 млн. рублей, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

Суть гарантии стабильности заключается в следующем.

Не применяются новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных пошлин (за исключением специально введенных пошлин для защиты экономических интересов РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций. Это означает, что в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования инвестор и российская организация с участием иностранного инвестора будут платить налоги и таможенные пошлины, существующие на момент начала финансирования проекта.

В отдельных случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен по решению Правительства РФ. Если налоги в силу закона уменьшаются, они платят меньше налогов, если размер налогов законом увеличивается, налоговая нагрузка сохраняется в размере, существовавшем на день начала финансирования инвестиционного проекта.

К сожалению, практическое применение стабилизационной оговорки (гарантии стабильности законодательства) осложняется тем, что в НК РФ эта гарантия не указана, а в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ясно, что налоговые органы в отношениях с налогоплательщиками руководствуются налоговым законодательством, а не другими (неналоговыми) законами.

Примером синхронного внесения изменений в законодательство об инвестиционной деятельности и налоговое законодательство является Федеральный закон от 6 июня 2003 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Этим Законом внесены изменения в налоговый режим для инвесторов, реализующих соглашение о разделе продукции в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а в НК введена глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 Закона об иностранных инвестициях).

Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство обеспечивало надлежащую защиту и безопасность объектов инвестиционной деятельности. Во всех международных соглашениях РФ о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций вопросам компенсации на случай национализации или иных мер, аналогичных ей по последствиям, уделяется первостепенное значение. Право на национализацию — суверенное право государства с точки зрения международного права.

В международных соглашениях РФ подчеркивается, что меры по принудительному изъятию иностранной собственности могут приниматься только в тех случаях, когда этого требуют государственные или общественные интересы. Одновременно должен соблюдаться порядок, установленный законодательством соответствующего государства, а меры не могут носить дискриминационный характер. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, а при национализации — возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Читайте также  Как выбрать наиболее выгодную инвестицию

ГК РФ говорит об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализации) на основании закона (ст. 235 ГК РФ). Пока такой закон не принят.

3. Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Эта гарантия распространяется только на иностранных инвесторов. После уплаты налогов они могут реинвестировать средства на территории РФ и имеют право на беспрепятственный перевод доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными инвестициями.

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. Такой вывоз осуществляется без квотирования, лицензирования и применения со стороны государства к инвестору других мер нетарифного регулирования.

Речь идет об инвестициях в виде объектов гражданских прав, первоначально не переданных в собственность принявшей инвестиции организации: о возврате имущества по истечении срока лизинга, о возврате документов, содержащих коммерческую тайну (например, ноу-хау), по истечении срока использования информации, о вывозе имущества, оставшегося после ликвидации филиала организации, и других подобных случаях. Если же имущество первоначально было передано в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества (в их собственность), возврат имущества инвестору, как правило, невозможен.

5. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях). Статья является отсылочной: приобретение иностранным инвестором указанных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения передаются иностранному инвестору, а также организациям с участием иностранных инвестиций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных инвесторов составляет более чем 50 процентов, — только в аренду (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»*(841)).

6. В соответствии с законодательством РФ иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги (ст. 13 Закона об иностранных инвестициях — гарантия на приобретение ценных бумаг), вправе участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях — гарантии участия иностранного инвестора в приватизации).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10).

Такой спор разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Хотя из содержания указанной статьи не следует, что стороной спора может быть и государство, однако это подразумевается. Если, например, имущество инвестора будет принудительно изъято государством, то инвестиционный спор возникает между инвестором и государством.

В соглашениях о взаимной защите капиталовложений и СССР, а затем и РФ давали согласие на рассмотрение возможных споров, связанных с инвестициями, в международных третейских судах.

Отметим, что Россия в 1992 г. подписала, но не ратифицировала Конвенцию (Вашингтон, 1965 г.) о создании при МБРР арбитражного центра по разрешению споров между государством, принявшим иностранные инвестиции, и частными инвесторами*(842).

В соответствии со ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и субъектов РФ в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Закон об иммунитете не принят.

Отсутствие закона об иммунитете государства и его собственности никак не препятствует иностранному инвестору защищать свои права от произвола должностных лиц государства.

8. В соответствии со ст. 5 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ (гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ).

Такие действия согласно нормам ГК РФ могут быть признаны судом недействительными, а убытки по требованию истца возмещены за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или муниципального образования (ст. 12, 16, 1069 ГК РФ).

9. Иностранному инвестору гарантируется право на уступку требования и перевод долга в соответствии с гражданским законодательством (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях). Это право осуществляется по правилам главы 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве». РФ гарантирует также возможность суброгации — перехода к иностранному государству или уполномоченному им лицу прав инвестора в отношении инвестиций, застрахованных ими, если гарант (страховщик) выплатил инвестору суммы при наступлении страхового случая на территории РФ.

Читайте также  Инвестиции в автомобильную промышленность китая

Глава 18. Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

1. Понятие иностранных инвестиций.

Гарантии и льготы иностранным инвесторам

Государства, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, принимают специальное законодательство об иностранных инвестициях.

Цель – предоставление иностранным инвесторам особых гарантий и льгот по сравнению с отечественными инвесторами.

Такое специальное законодательство имеют Российская Федерация, Китай, страны юго-восточной Азии, развивающиеся страны Африки.

В развитых государствах (США, страны Европейского Союза), как правило, отсутствуют специальные законы об иностранных инвестициях, поскольку режим отечественных и иностранных инвесторов в этих странах одинаков.

В России в 1999 году был принят ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (до этого был ФЗ 1991 года).

Со стороны иностранных инвесторов наблюдается определённая критика данного закона за чрезмерную абстрактность многих его положений и отсылочный характер многих его норм.

Согласно данному закону иностранная инвестиция определяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, интеллектуальной собственности, услуг и информации, имеющих денежную оценку.

Согласно данному закону иностранными инвесторами признаются:

1) иностранные граждане и лица без гражданства

2) иностранные организации (как юридические лица, так и не-юридические лица)

3) иностранные государства и международные организации

Данный закон выделяет также следующие понятия: «прямая инвестиция» и «приоритетный инвестиционный проект».

Смысл выделения таких категорий состоит в том, что не всякое имущество, ввезённое в Россию в качестве инвестиции, пользуется равными гарантиями и льготами по закону.

Прямая иностранная инвестиция – это

1) вложение иностранного капитала в уставный или складочный капитал коммерческой организации в размере не менее 10% доли уставного или складочного капитала

2) создание в РФ филиала и вложение капитала в основные фонды филиала

3) ввоз на территорию РФ оборудования стоимостью не менее 1 млн. рублей (курс рубля считается на дату принятия закона) по договору лизинга, в котором иностранный инвестор выступает в качестве лизингодателя.

Наиболее значимые гарантии и льготы по закону «Об иностранных инвестициях» распространяются лишь на прямые иностранные инвестиции.

Приоритетный инвестиционный проект – это разновидность прямых инвестиций.

К приоритетным инвестиционным проектам относятся:

1) проекты, в которых общая сумма иностранных инвестиций составляет не менее 1 млрд. рублей (т.е. примерно 41 млн. $)

2) вложение иностранного капитала в уставный капитал российского предприятия стоимостью не менее 100 млн. рублей.

Правительство России утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов и следит за их выполнением.

Гарантии и льготы иностранным инвесторам

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России не может быть менее благоприятным, чем деятельность российских инвесторов.

Согласно ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» все иностранные инвесторы (независимо от того, осуществляют ли они прямые инвестиции или иные виды инвестиций) пользуются следующими гарантиями:

1) право на возмещение убытков, причинённых в результате незаконных действий государственных органов

2) право уступать своё требование другому лицу или переводить долг на другое лицо в связи с осуществлёнными инвестициями

3) право на компенсацию в случае национализации и реквизиции имущества

4) право на рассмотрение инвестиционного спора в государственном суде или арбитраже

5) право на свободный перевод за границу доходов от инвестиционной деятельности, а также право на свободный вывоз из РФ ранее ввезённого в качестве инвестиций имущества

6) право на приобретение ценных бумаг

7) право на приобретение земельных участков, природных ресурсов и другого недвижимого имущества

8) право на участие в приватизации.

Нет смысла перечислять эти права, т.к. они уже закреплены в законодательстве. Цель – уведомить иностранных инвесторов.

Лишь те инвесторы, которые осуществляют приоритетные инвестиционные проекты, пользуются:

1) таможенные льготы в соответствии с законодательством РФ

2) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства России (это так называемая «дедушкина оговорка»).

Таможенные льготы заключаются в освобождении иностранного инвестора от уплаты таможенных платежей, НДС в отношении имущества, ввозимого в Россию в качестве инвестиции.

При этом иностранный инвестор должен доказать, что

1) те товары, которые он ввозит, не являются подакцизными

2) ввозимые товары относятся к основным производственным фондам

3) товары должны ввозиться в сроки, установленные законодательством России для формирования уставного или складочного капитала (Постановление Правительства № 833 от 23 июля 1996 года).

«Дедушкина оговорка» — в случае, если в России принимаются нормативные акты, которые приводят к увеличению налогов и платежей либо устанавливают запреты для деятельности иностранного инвестора, в связи с чем ухудшают положение инвесторов по сравнению с тем, которое существовало на дату начала финансирования инвестиционного проекта, то действие таких нормативных актов не применяется по отношению к инвестору в течение всего срока реализации инвестиционного проекта, но не более 7 лет с начала реализации инвестиционного проекта.

Оговорка называется «дедушкиной», т.к. применяется прежнее, старое право.

Источники: http://mylektsii.ru/10-111868.html, http://studopedia.su/14_40697_garantii-inostrannim-investoram-i-organizatsiyam-s-uchastiem-inostrannih-investitsiy.html, http://studfiles.net/preview/6189623/page:20/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто