Увеличение прибыли как источника инвестиций

8. Прибыль как источник инвестиций

Все увеличение прибыли определяется ценовым фактором. Нехватку финансовых ресурсов организации стараются восполнить за счет увеличения цен на свою продукцию.

Однако повышение цен приводит к проблемам, связанным с продажей продукции, и, как следствие, ведет к производственному спаду.

Это может грозить банкротством многим предприятиям.

Правительство разрабатывает меры, которые облегчат фирмам создание необходимых финансовых ресурсов для развития производства, тем более что сейчас они представляют собой один из главных источников капиталовложений в экономику.

Однако в условиях ожидания высокого уровня инфляции и отсутствия во многих отраслях конкурентной борьбы за рынок сбыта изготавливаемой продукции, высвобождение ресурсов для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает важного влияния на принятие решений по поводу инвестиций.

Рост инфляции обесценил собственные средства фирм, полученные за счет амортизационных отчислений, а этот источник капиталовложений фактически девальвировал.

Увеличение стоимости амортизационных отчислений и самих основных средств организаций пропорционально темпам инфляции дает увеличение источников собственных средств для финансирования капиталовложений.

Резкий рост дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При недостаточности бюджетных средств как потенциального источника государственных инвестиций предприятие будет вынуждено перейти на кредитование, взамен безвозвратного бюджетного финансирования. Усилится контроль за целевым использованием кредитных льгот. Для создания гарантий возвратности кредита будет распространятся система залога имущества в недвижимости, к примеру земли.

Привлечение в инвестиционную сферу средств населения путем сбыта акций приватизируемых организаций и инвестиционных фондов является не только источником капиталовложений, но и одним из путей защиты от инфляции собственных сбережений граждан.

Инвестиционную активность населения можно стимулировать с помощью установления в инвестиционных банках более высоких процентных ставок по личным вкладам по сравнению с иными банковскими учреждениями, привлечение денежных ресурсов населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, которые участвуют в инвестировании предприятия, определенного права на покупку его продукции по заводской цене и т. п.

Для наплыва сбережений населения на рынок капитала необходимы посреднические финансовые организации.

Прибыль как источник инвестиций

Доход (выручка) от реализации продукции за вычетом стоимости материальных затрат представляет собой валовый доход (добавленную стоимость). Валовый доход распадается на сумму начисленной амортизации и чистый доход. В свою очередь, чистый доход включает фонд оплаты труда и валовую прибыль.

Разница между валовой прибылью и суммой, направляемой в форме налоговых платежей в бюджет, составит величину чистой прибыли, которая в распоряжении предприятия и может быть непосредственно использована для финансирования капитальных вложений в целях расширенного производства.

В соответствии с современным законодательством и часть налоговых платежей способна выступить значительным по объему фактором капитальных вложений.

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например, в сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа становится проблематичным, а судьба завода — неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это могло бы послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений. [2, с. 98]

Считается, что для привлечения инвестиций предприятие должно:

  • 1. Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.
  • 2. Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.
  • 3. Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность и работа со СМИ.
  • 4. Многое зависит от внутренней политики, проводимой в той стране, в которой находится предприятие. Для вкладов инвесторы выбирают наиболее стабильные страны.
Читайте также  Курс инвестиции в облигации сша

Однако на практике эти условия необходимы для портфельных инвесторов. Инвестиции вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Такую уверенность могут гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в правительстве или парламенте, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньший риск и соглашаются на меньшую прибыль. Часть инвесторов выберут более высокую прибыльность вложений, несмотря на повышенные риски. Сырьевым компаниям вообще выбирать не приходится: идут туда, где есть ресурс.

Кроме того, для привлечения инвестиций иногда создаются особые условия. Примером создания таких особых условий являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Например, в России созданы и действуют в настоящее время ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Тольятти» и другие. Совокупность условий для инвестора иногда называют «инвестиционным климатом». [4, с. 76]

Плюсы и минусы привлечения инвестиций

На начальном этапе внешние инвестиции дают компаниям два основных преимущества:

капитал, позволяющий перейти на следующий этап развития;

улучшают качество управления, в частности за счёт укрепления дисциплины и корректировки стратегии.

Инвестиции характеризуются, среди прочего, двумя взаимосвязанным параметрами: риском и прибыльностью (доходностью). Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность. Для описания соотношения между риском и прибылью часто используется модель CAPM.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Величина общего интегрального риска складывается из семи видов риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального, экологического. При этом среднероссийский риск принимается за единицу, а реальные показатели регионов могут отклоняться.

Большое влияние на величину инвестиций оказывают условия ведения бизнеса в той или иной стране. Такие условия называют также инвестиционным климатом. Важнейшими показателями благоприятного инвестиционного климата являются гарантии соблюдения права собственности, а также предсказуемость и стабильность условий ведения бизнеса. [4, с. 82]

Прибыль как источник инвестиций

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений.

Амортизационные отчисления

Основным источником финансирования являются средства предприятий, прежде всего амортизационные фонды, общая величина которых оценивается ныне в 370—400 трлн руб. Из них на инвестиции используется примерно 35-40%. Еще 100— 120 трлн руб. могут быть инвестированы из прибыли. Всего предприятия, таким образом, располагают инвестиционным потенциалом в 480-500 трлн руб. Инвестиционный потенциал населения составляет свыше 100 трлн руб., сегодня он используется на 15—20%.

Если бы государство сумело создать условия для размещения этих средств на долгосрочной основе, проблему инвестиций можно было бы считать решенной.

Одновременно следовало бы продумать вопрос о временном изменении порядка формирования амортизации. На переходном этапе реформ целесообразнее отказаться от включения амортизации в состав себестоимости. Это тем более важно сделать, учитывая проведение периодической индексации амортизационных счетов. Амортизационные средства следовало бы формировать за счет дополнительной части прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий на эти цели. В отдельных случаях может оказаться оправданным и прямое покрытие капитальных вложений на реконструкцию и модернизацию производства за счет бюджетных средств, выделяемых целевым назначением для реализации той или иной федеральной программы. Для этого целесообразно было бы предусмотреть специальную строку в бюджетных расходах.

Читайте также  Инвестиции 1000 рублей в месяц

Бюджетное финансирование

Существенные изменения претерпела за последние годы структура финансирования капитальных вложений. Роль собственных средств предприятий возросла незначительно, в то же время произошло резкое снижение финансирования капитальных вложений из бюджетов всех уровней. Оценки столь резкого поворота государственной инвестиционной политики весьма расходятся, но все же нельзя расценивать ее безусловно положительно, как нельзя рассчитывать и на то, что собственные средства предприятий в состоянии стать источником инвестиционного подъема, на что делается расчет Правительства. В последние годы изменяется и структура капитальных вложений по источникам финансирования, прежде всего в результате институциональных преобразований, децентрализации инвестиционных процессов, жестких бюджетных ограничений.

Реальной возможностью для государства увеличить свои финансовые ресурсы являются доходы от приватизации, активизация рынка недвижимости и, в частности, введение в рыночный оборот земельных участков. Следует подчеркнуть, что проблема заключается не только в том, чтобы найти средства для государственных инвестиций, но и в том, чтобы сделать их работающими, эффективными, приносящими доход. Общим направлением стимулирования инвестиций предприятий являются сближение доходности средств, вкладываемых в производство, с доходностью от их использования в других сферах и повышение надежности инвестиций.

Одним из мощных стимулов к привлечению внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации государственных программ промышленного развития является использование определенной части незадействованной в хозяйственном обороте государственной собственности. Речь идет о замороженных объектах, неэксплуатируемых месторождениях полезных ископаемых, неиспользуемых земельных и лесных угодьях и т.п. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для западных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших научно-технических и экологических программ по приоритетным направлениям научно-технического развития.

Решение проблемы привлечения средств как отечественных, так и зарубежных коммерческих структур лишь путем предоставления им налоговых, кредитных, таможенных и других льгот представляется недостаточным и малоэффективным. Наиболее мощным стимулом, имеющимся у государства, является наличие достаточного количества объектов государственной собственности, которые могут выступать в качестве оплаты за достижение заранее зафиксированных результатов по принятым приоритетным государственным программам. При этом все финансирование (и связанный с этим риск) по реализации мероприятий ложится на коммерческие структуры, а окончательный расчет за авансирование ими капитала производится государственными органами по достигнутому результату.

Именно такой подход и должен определить отношение к приватизации неэксплуатируемой государственной собственности, что позволило бы существенно снизить нагрузку на государственный бюджет, обеспечив необходимый поток финансирования важнейших программ развития России, с одновременным отвлечением «горячих» средств коммерческих структур с потребительского рынка и, следовательно, снижением инфляционного давления. В рамках задействованного программно-целевого подхода должна решаться и задача конверсии ВПК.

Макроэкономический механизм может включать и хорошо продуманную систему дотаций. Мнение, что дотации — это всегда вычет из бюджета и рост инфляции, в корне неверно. Все зависит от того, каков дотационный механизм, где, когда и с какой целью он включается. Расчеты подтверждают, что только при определенном сочетании налогов с дотациями могут быть преодолены монополистическая инфляция и спад производства. Причем все это можно сделать в рамках рыночной идеологии, без прямого регулирования цен и доходов

Существует много механизмов дотационного регулирования. Как показывают макроэкономические исследования, наиболее адекватной задачам борьбы с инфляцией и спадом производства является система прямого дотирования продукции, реализуемой производителями. Государство в этом случае предоставляет им дополнительные средства пропорционально объемам реализации. Цена продукции для производителей соответственно возрастает, а для потребителей может остаться неизменной или даже более низкой.

Такой дотационный механизм позволяет добиться высокой загрузки производственных мощностей и обеспечить резкое приближение к сбалансированному бюджету. Дело в том, что высокорентабельные производители одновременно являются и хорошими налогоплательщиками. Они вносят в бюджет высокие доходы, общая сумма которых оказывается достаточной для покрытия всех бюджетных расходов, в том числе и дотационных.

Но в этом случае через бюджет перетекают большие суммы, существенно превышающие традиционные государственные расходы. Это, конечно, сильно усложняет дело. Но так поступать на самом деле и нет необходимости. Практически механизм дотаций мог бы быть организован гораздо проще. Производители могут взаимодействовать с бюджетом по итоговым показателям, т.е. платить или получать разницу между налогами и дотациями. Важно лишь, чтобы они знали: дотация исчисляется в прямой пропорции к реализуемой продукции, а налог платится в заранее задаваемой сумме. Это и будет их побуждать к борьбе за увеличение объемов реализации, а не только прибыли. В этих условиях повышать цены уже будет просто невыгодно.

Читайте также  Мероприятия по привлечению инвестиций в районе

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования продолжает сокращаться.

В финансировании инвестиций в российскую экономику трудно переоценить роль коммерческих банков. В этой связи следует отметить, что Россия никогда не согласится быть страной, которая развивает только сырьевые отрасли, поэтому в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов необходимо тесное взаимодействие государства и банковского сектора в оказании поддержки тем секторам экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют значительные конкурентные преимущества на мировых рынках.

Говоря о роли банков в финансировании инвестиций, надо исходить из того, что в настоящее время из общего кредитного портфеля коммерческие банки вкладывают в долгосрочные (свыше года) инвестиции только 5% средств. Вложения в новое производство и даже приобретение акций приватизированных предприятий (за небольшим исключением — предприятия торговли, некоторые сырьевые и экспортные производства) являются малоприбыльными и непривлекательными для банков. К коммерческим банкам — крупнейшим потенциальным институциональным инвесторам — необходим дифференцированный подход. Для создания условий инвестирования наряду с освобождением банков от налогов на средства, используемые для инвестирования, целесообразно уменьшить размер резервных фондов с использованием высвобождающихся средств на инвестиции. Сокращению рисков банков будет способствовать развитие системы государственных гарантий.

При осуществлении банком инвестиционной деятельности наряду с обычными банковскими операциями неизбежно возникает возможность отдать предпочтение высокодоходным краткосрочным операциям. В этой связи необходимы всемерная поддержка существующих и содействие созданию новых инвестиционных банков и их филиалов. Безусловной поддержки заслуживают инвестиционные банки или банки развития, специализирующиеся на долгосрочном кредитовании капитальных вложений. Их статус необходимо закрепить законодательным путем и подкрепить следующими финансовыми стимулами: существенным, не менее чем в два раза, снижением нормы обязательного резервирования в Центральном банке РФ и ставки налога на прибыль; бюджетным финансированием части ссудного процента по выдаваемым ими кредитам; предоставлением преимущественного права открывать накопительные инвестиционные счета граждан и др.

Эти меры сделают долгосрочные кредиты выгодными как для банков, так и для заемщиков, и выравняют условия деятельности специализированных и многопрофильных банков.

Средства населения

Средства населения могут быть привлечены в инвестиционных целях в производство через банки, эмиссию ценных бумаг, страховые и другие фонды при условии достаточного уровня доходности, доверия, развитом рынке ценных бумаг и высокой их ликвидности. Серьезное воздействие на инвестиционную обстановку может оказать индивидуальное жилищное строительство, являющееся уже сегодня одной из «точек роста».

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов в частности могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечения средств населения на жилищное строительство, предоставления гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций, инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль над предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения, что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

Источники: http://sci-book.com/investitsii/pribyil-kak-istochnik-75433.html, http://vuzlit.ru/1142633/pribyl_istochnik_investitsiy, http://lektsii.org/4-15164.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто