- Анализ инвестиционной политики Республики Узбекистан
- Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Развитие инвестиционной деятельности Республики.
- Инвестиционная политика Республики Узбекистан и её.
- Влияние иностранных инвестиций на экономику страны
- Роль и значение иностранных инвестиций в модернизации.
- Роль и значение иностранных инвестиций в модернизации.
- Создание благоприятного инвестиционного климата с целью.
- Инвестиционная деятельность предприятия (фирм)
- Институционально-экономические аспекты привлечения прямых.
- Инвестиционная политика и инвестиционные проекты.
- Благоприятный инвестиционный климат — важный фактор.
- Анализ инвестиционного климата Республики Узбекистан и тенденций развития привлечения иностранных инвестиций в современных условиях
- Льготы и преференции для прямых иностранных инвестиций в Республике Узбекистан
Анализ инвестиционной политики Республики Узбекистан
иностранный инвестиция регулирование узбекистан
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный
инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.
В соответствии с действующим законодательством понятие прямых иностранных инвестиций включает в себя:
- * вложение иностранными инвесторами материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность;
- * любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности.
- 1. Основы правового регулирования привлечения иностранных инвестиций
Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются:
- · Закон «Об иностранных инвестициях»;
- · Закон «Об инвестиционной деятельности»;
- · Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;
- · Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг»,
а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.
Иностранные инвестиции на территории Республики Узбекистан могут быть осуществлены и различных формах. В частности:
- * долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;
- * создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- * приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
- * вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);
- * приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
- * приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
В Республике Узбекистан отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы вложения инвестиций. Иностранные инвесторы могут создавать на территории республики предприятия в любой, допускаемой законодательством, организационно-правовой форме.
На сегодняшний день потенциальным иностранным инвесторам предлагаются самые разные формы вложения инвестиций:
- * создание совместного предприятия;
- * создание предприятия со 100 процентным иностранным капиталом;
- * приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий.
Предприятиями с иностранными инвестициями признаются вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям:
- * размер уставного фонда предприятия не менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;
- * одним из участников предприятия является иностранное юридическое лицо;
- * доля иностранных инвестиций составляет не менее 30 процентов уставного фонда предприятия.
Кроме того, если предприятия с иностранными инвестициями получают свыше 60% доходов от продажи произведенной продукции или услуг, оно считается производственным предприятием с иностранными инвестициями. Таким предприятиям предоставляются дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы и стимулы.
Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Дата публикации: 07.04.2014
Статья просмотрена: 3741 раз
Библиографическое описание:
Мусурмонкулов М. У. Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 28-31. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5493/ (дата обращения: 16.01.2019).
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие. Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об инвестиционной деятельности», Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.
Иностранные инвестиции на территории Республики Узбекистан могут быть осуществлены и различных формах. В частности:
— долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;
— создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
— вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);
— приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
— приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
Сегодня стало очевидно, что необходимым условием устойчивого развития республики является высокая инвестиционная активность, которая достигается за счет привлечения и эффективного использования внутренних и внешних ресурсов. Дальнейшая либерализация экономики, расширение экономических свобод хозяйствующих субъектов и масштабов частной собственности во всех сферах народного хозяйства, укрепление международных экономических связей стимулируют успешное осуществление работ по привлечению и использованию иностранных инвестиций. В 2000 году Президент Республики Узбекистан И.Каримов подчеркивал, что в республике «. следует создать еще более благоприятные законодательные условия, гарантии и экономические стимулы для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, прежде всего прямых инвестиций. Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорении технического перевооружения и модернизации производства» [1].
Собранный за истекший период опыт показывает, что иностранные инвестиции, соединяясь с национальными природными производственными и трудовыми ресурсами, создают высокий совокупный эффект при внедрении прогрессивных технологий, современных методов управления и организации производства, более активном вовлечении в хозяйственный оборот местных, зачастую ранее неиспользованных богатств. Иностранные инвесторы не только вкладывают свои средства в национальные предприятия, реконструируют и технически перевооружают их, но и открывают доступ к мировым рынкам сбыта, что улучшает адаптацию хозяйствующих субъектов к цивилизованным рыночным отношениям, помогая поднять их производственную и финансово-хозяйственную деятельность до соответствующих мировых стандартов. Поэтому стимулирование иностранных инвестиций, повышение эффективности их использования обуславливают их необходимость сохранить и улучшить благоприятные условия и преференциальный рынок в республике.
Мировой опыт достаточно убедительно показывает, что привлечение и использование иностранных инвестиций способствует развитию экономики и служит мощным стимулом социально-экономических реформ. Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим ее движение вперед, — это аксиома любой экономической теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат.
Проведенные за годы независимости в Узбекистане экономические преобразования, на основе собственной модели перехода на рыночную экономику за короткий промежуток времени, несомненно, дали ощутимые положительные результаты. Несмотря на то, что со дня обретения независимости прошло всего 22 года, Узбекистан превратился в страну со стабильной экономикой, устойчивым экономическим ростом, либеральным валютным рынком, низкими темпами инфляции, доминирующим местом готовой продукции не сырьевой направленности в структуре экспорта. Немаловажную роль в достижении этих успехов, несомненно, играют проводимые реформы в сфере собственности, основу которой составляет осуществляемая в стране масштабная приватизация — передача государственной собственности в руки реальных инвесторов.
Сегодня в Узбекистане открываются новые горизонты для вложения инвестиций — созданы самые благоприятные условия для бизнеса, включая политическую и макроэкономическую стабильность, установлены сильные гарантии защиты прав иностранных инвесторов и для них предусмотрена обширная система льгот. Кроме того, иностранных инвесторов привлекают низкие по сравнению с соседними странами цены на жизненно важные для производства сырье, материалы, энергоресурсы, высококвалифицированная рабочая сила.
Правительство Республики Узбекистан проводит активную политику в целях создания наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов. Говоря о формах участия иностранных инвесторов в процессе приватизации в Узбекистане можно отметить следующее. Иностранные инвесторы могут участвовать в процессе приватизации путем приобретения государственной доли собственности, реализуемой вышеперечисленными методами. В основном, инвесторы заинтересованы в создании предприятия с иностранными инвестициями, так как таким предприятиям предоставлены большие налоговые льготы. Предприятие с иностранными инвестициями — это предприятие, в котором доля иностранного инвестора в уставном капитале составляет не менее 30 %, а размер уставного фонда составляет не менее 150 тысяч долл. США. Такую долю в 30 % можно выкупить в приватизированном предприятии из числа тех пакетов акций, которые продаются на фондовом рынке, затем перерегистрировать это предприятие в Министерстве юстиции РУз в качестве предприятия с иностранными инвестициями. Процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику республики осуществляется также в форме создания совместных предприятий с участием иностранного капитала (СП). К тому же это является одной из наиболее современных форм организации производства в Узбекистане.
Если подробнее говорить о преимуществах, то те инвестиции, которые осуществляются инвесторами в процессе приватизации в виде ввоза на территорию Республики Узбекистан запасных частей и комплектующих к технологическому оборудованию в счет инвестиционных обязательств иностранных инвесторов для технического перевооружения и модернизации производства, освобождаются от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на инвестиционный период с момента принятия инвестором инвестиционных обязательств. В связи с этим, многие инвесторы предпочитают заключать договора с принятием инвестиционных обязательств.
Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переходный период инвестиции становятся важнейшим фактором не только реконструкции и обновления, но и создания новых производств и предприятий. Поэтому привлечение и использование зарубежного капитала в экономике Узбекистана представляется существенной закономерностью инвестиционного процесса на современном этапе. При этом привлечение иностранных инвестиций должно осуществляться на основе принципов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержания приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики. Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптимальных форм инвестиционной деятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельности и вид продукции (наукоемкие, технически сложные и т. д.); масштабы проекта (мелкий, средний, крупный); стратегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).
Изучение достоинств и недостатков существующих форм привлечения иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами [3]. К примеру, Как следует из отчета компании по US GAAP, НК ОАО «ЛУКОЙЛ» в январе-сентябре 2013 года увеличила инвестиции в свои проекты на территории Узбекистана на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 444 миллионов долларов. Российская компания в настоящий момент осуществляет добычу газа на промысле Хаузак-Шады в Бухарской области, а также на месторождении блока Джаркудук-Янги Кызылча в Юго-Западном Гиссаре. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» проводит геологоразведку узбекской части Аральского моря в составе международного консорциума. В рамках первых двух проектов на условиях СРП «ЛУКОЙЛ» планирует к 2017 году добывать 18 миллиардов кубометров газа, а объем инвестиций довести до 5 миллиардов долларов против почти 2 миллиардов долларов, вложенных на сегодняшний день.
В 2013 году в целом объем инвестирования в экономику страны составил 23 процента к ВВП. Из общего объема освоенных капитальных вложений иностранные инвестиции составили свыше 3 миллиардов долларов, из них более 72 процентов, или 2,2 миллиарда долларов, — это прямые иностранные инвестиции. В 2013 году в рамках Инвестиционной программы за счет всех источников финансирования завершена реализация 150 проектов производственного направления общей стоимостью около 2,7 миллиарда долларов США. В их числе — внедрение когенерационной газотурбинной технологии на Ташкентской ТЭЦ, дообустройство месторождений Самантепе и Южный Уртабулак со строительством дожимной компрессорной станции и газопровода Южный Уртабулак — Мубарекский газоперерабатывающий завод, перевод 1–5 энергоблоков Ново-Ангренской ТЭС на круглогодичное сжигание угля с модернизацией разреза «Ангренский», реконструкция подстанции «Ахангаран» на территории специальной индустриальной зоны «Ангрен», модернизация действующего производства со строительством новой линии по выпуску цемента на ОАО «Бекабадцемент», реконструкция литейного производства на ДП «Литейно-механический завод» и другие. Организованы современные текстильные комплексы в Ташкентской и Наманганской областях, прядильные и вязальные производства в городе Джизаке и Хорезмской области, предприятие по производству спортивной обуви в Самаркандской области.
Как отметил в своем докладе И.Каримов, “устойчивый приток иностранных инвестиций в нашу экономику убедительно свидетельствует об эффективности проводимого нами экономического курса на обновление и модернизацию нашей экономики, и, в первую очередь, создание в нашей стране благоприятного инвестиционного климата и надежных гарантий для зарубежного инвестора” [2].
«Решение поставленных перед собой задач по модернизации и обновлению нашего производственного потенциала, внедрению современных инновационных и высокоэффективных технологий мы связываем и с расширением деятельности созданных в Узбекистане специальных индустриальных зон. Освоение новых высокотехнологичных производств в этих зонах служит мощным импульсом для роста промышленности и эффективного использования сырьевого потенциала регионов нашей страны.
Об этом убедительно свидетельствует накопленный опыт в деятельности специальных индустриальных зон «Навои» и «Ангрен». Так, с момента создания СИЭЗ «Навои» на ее территории введены в эксплуатацию производства по 19 инвестиционным проектам на общую сумму свыше 100 миллионов долларов».
В марте 2013 года в Джизакской области создана специальная индустриальная зона «Джизак» с филиалом в Сырдарьинской области, в которой активно ведутся работы по опережающему развитию транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. «Уже в истекшем году на территории зоны реализованы первые 3 проекта с участием китайских компаний на общую сумму около 6 миллионов долларов по производству 100 тысяч мобильных телефонов, а также по переработке продуктов животноводства и производству кормов» [2].
Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики. Как правильно отметил в своем докладе Президент И.Каримов, «мы всегда должны помнить простую истину — без инвестиций нет прогресса, нет технического, технологического обновления и модернизации производства и в целом страны» [2].
1. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. // «Народное слово», 23 января 2000 г.
2. «2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. 20 января 2014 г. // Народное слово. 21 января 2014 г.
3. Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. // Рынок, деньги и кредит, № 6, 2000, с. 46–47.
Похожие статьи
Развитие инвестиционной деятельности Республики.
Узбекистан, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, инвестиция, инвестор, дальнейшая либерализация политики, экономический рост, внешняя трудовая миграция. Совершенствование политики привлечения иностранных.
Инвестиционная политика Республики Узбекистан и её.
экономическое развитие предприятия, проект, объем, инвестиция, инвестиционная деятельность, организация производства, Узбекистан, вложение, инвестиционный климат, инвестиционная политика.
Влияние иностранных инвестиций на экономику страны
инвестиция, I-II, Узбекистан, иностранный капитал, инвестиционный климат, долл, отрасль экономики, принимающая страна, благоприятный инвестиционный климат, Южная Корея. Мировой банк и развитие частного сектора в Узбекистане.
Роль и значение иностранных инвестиций в модернизации.
Процессы использования инвестиций в промышленности. Развитие инвестиционных предприятий является главным фактором обеспечения экономического роста. Будущее развитие экономики Республики Узбекистан на основе модернизации.
Роль и значение иностранных инвестиций в модернизации.
Процессы использования инвестиций в промышленности. Развитие инвестиционных предприятий является главным фактором обеспечения экономического роста. Будущее развитие экономики Республики Узбекистан на основе модернизации.
Создание благоприятного инвестиционного климата с целью.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Инвестиционная деятельность предприятия (фирм)
благоприятный инвестиционный климат, инвестиционный климат, инвестиционная деятельность, надежное макроэкономическое развитие, социальная направленность, финансово-экономический кризис.
Институционально-экономические аспекты привлечения прямых.
В статье рассматриваются факторы формирования благоприятного делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана для прямых иностранных инвестиций, их динамика и формы привлечения.
Инвестиционная политика и инвестиционные проекты.
инвестиция, Узбекистан, инвестиционная деятельность, регион, инвестор, инвестиционная привлекательность регионов, привлечение, инвестиционная привлекательность, Ташкент, государственное регулирование.
Благоприятный инвестиционный климат — важный фактор.
инвестиции, значение инвестиций, инвестиционная деятельность, инвестирование, инвестиционная деятельность региона.
Благоприятный инвестиционный климат как необходимое. инвестиционный климат, инвестиционная безопасность, экономическая.
Анализ инвестиционного климата Республики Узбекистан и тенденций развития привлечения иностранных инвестиций в современных условиях
Льготы и преференции для прямых иностранных инвестиций в Республике Узбекистан
Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляется справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность.
Для иностранных инвестиций в Республике Узбекистан установлен национальный режим, предусматривающий предоставление иностранным инвестициям условий не менее благоприятных, чем соответствующие условия для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан.
Законодательством, наряду с общими гарантиями и мерами защиты иностранных инвесторов, могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты, в том числе обеспечивающие безусловное выполнение партнерами своих обязательств перед иностранными инвесторами.
Дополнительные гарантии и меры защиты могут предоставляться иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:
в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.
В случае предоставления Правительством Республики Узбекистан иностранному инвестору дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций) в обязательном порядке заключается инвестиционный договор.
Инвестиционный договор заключается между Правительством Республики Узбекистан в лице Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (МВЭСИТ) и иностранным инвестором (инвесторами).
Также, государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.
В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.
Законодательством предусмотрен уведомительный порядок использования десятилетней гарантии. Так, при наступлении ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении гарантии.
В целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, осуществляющих прямые вложения в развитие высокотехнологичных производств, усиления стимулирования привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в регионы республики, дальнейшего укрепления системы гарантий и льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4434 от 10.04.2012 г.
В частности, согласно вышеуказанному документу вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн. долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации.
Уполномоченными органами, которые уведомляются о применении иностранным инвестором гарантии, являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и обслуживающие банки.
Уведомление иностранного инвестора является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. Уведомление, независимо от даты направления его в уполномоченный орган, действует с момента вступления в силу акта.
Указом также устанавливается порядок, в соответствии с которым в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн. долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования.
Согласно Приложению № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434 определен перечень основных гарантий, льгот и преференций, установленных для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:
Налоговые льготы и преференции, предоставляемые для предприятий Республики Узбекистан, в том числе с иностранными инвестициями:
Налогооблагаемая прибыль юридических лиц уменьшается на сумму: средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, а также на погашение кредитов, полученных на эти цели, возмещение стоимости объекта лизинга, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации, но не более 30 процентов налогооблагаемой прибыли. Уменьшение налогооблагаемой прибыли производится в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором осуществлены вышеназванные расходы, а по технологическому оборудованию — с момента ввода его в эксплуатацию. В случае реализации или безвозмездной передачи нового технологического оборудования в течение трех лет с момента его приобретения (импорта) действие указанной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на прибыль юридических лиц за весь период применения льготы. Данная льгота применяется налогоплательщиками, осуществляющими производство товаров (работ, услуг).
Также, для предприятий-экспортеров, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту, за исключением сырьевых товаров, составляет:
от 15% до 30% в общем объеме реализации — установленная ставка налога на доход (прибыль) снижается на 30%;
от 30 и более процентов в общем объеме реализации — установленная ставка налога на доход (прибыль) снижается на 50%.
От налога на добавленную стоимость освобождается:
оборот по реализации имущества, реализуемого в порядке приватизации государственной собственности;
оборот по реализации товаров (работ и услуг), приобретаемых юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республикой Узбекистан, а также полученных за счет грантов;
оборот по реализации имущества, передаваемого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;
предоставление услуг по договору финансовой аренды (лизинга) в части процентного дохода арендодателя (лизингодателя);
импорт технологического оборудования, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на добавленную стоимость;
импорт имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;
импорт сырья, материалов и заготовок для использования в собственном производстве, ввозимых предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви.
При исчислении налога на имущество юридических лиц налогооблагаемая база уменьшается на стоимость:
имущества, полученного в лизинг, на срок действия договора лизинга;
вновь введенного в эксплуатацию нового технологического оборудования — сроком на пять лет. В случае реализации или безвозмездной передачи нового технологического оборудования в течение трех лет с момента его приобретения (импорта) действие указанной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на имущество за весь период применения льготы.
Кроме того, для предприятий-экспортеров, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту, за исключением сырьевых товаров, составляет:
от 15% до 30% в общем объеме реализации — установленная ставка налога на имущество снижается на 30%;
от 30 и более процентов в общем объеме реализации — установленная ставка налога на имущество снижается на 50%.
От налога на имущество юридических лиц освобождаются:
вновь созданные предприятия — в течение двух лет с момента государственной регистрации. Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе реорганизованных юридических лиц, а также на юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории других предприятий с использованием оборудования, арендованного у этих предприятий.
От обложения таможенной пошлиной освобождаются:
имущество, ввозимое иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд;
товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более 50 (пятидесяти) млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;
товары, работы и услуги, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в Республику Узбекистан в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;
технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующие изделия и запасные части, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы.
Наряду с таможенными и налоговыми льготами, установленными для всех предприятий Республики Узбекистан, имеется ряд льгот, предоставляемых предприятиям следующих отраслей экономики, привлекающим прямые частные иностранные инвестиции:
Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.
производство готовых хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажного полотна;
производство готовой швейной, трикотажной, чулочно-носочной продукции и текстильной галантереи;
производство натуральных кож, кожевенно-галантерейная промышленность, обувная промышленность.
производство шелковых тканей и готовых изделий из шелка.
Промышленность строительных материалов:
производство новых видов строительных материалов, указанных в приложении N 1а к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2005 года N УП-3586.
Промышленное производство мяса птицы и яиц.
производство готовой промышленно-переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).
производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла, а также продукции переработки внутренностей животных.
Переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов.
Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии.
Производство упаковочных материалов.
Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии.
Угольная промышленность: обогащение угля; производство угольных брикетов; сланцевая промышленность.
Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения.
Машиностроение и металлообработка: машиностроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; строительное, дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.
Станкостроительная и инструментальная промышленность.
Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность.
Данные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.
При этом указанные налоговые льготы применяются при следующих условиях:
размещение указанных предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, кроме г. Ташкента и Ташкентской области;
осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;
доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 33 процентов;
вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
направление дохода не менее 50 процентов, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.
Вышеуказанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:
от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США — сроком на 3 года; свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США — сроком на 5 лет; свыше 10 млн. долларов США — сроком на 7 лет.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в СИЭЗ «Навои» освобождаются от уплаты земельного налога, налога на имущество, прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий), обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Республиканский фонд школьного образования при объеме внесенных прямых инвестиций (Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 г. № УП-4059):
от 3 млн. евро до 10 млн. евро — на 7 лет; от 10 млн. евро до 30 млн. евро — на 10 лет, со снижением в последующие 5 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%; свыше 30 млн. евро — на 15 лет, со снижением в последующие 10 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%.
Участники специальной индустриальной зоны «Ангрен» от уплаты: налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд; таможенных платежей (кроме таможенных сборов) на оборудование, комплектующие изделия и материалы, не производимые в республике, завозимые на территорию СИЗ «Ангрен» в рамках реализации проектов, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.
Участники СИЭЗ «Навои» самостоятельно выбирают уполномоченные банки для обслуживания и вправе открывать счета в иностранной валюте в одном или в нескольких уполномоченных банках Республики Узбекистан.
Участники СИЭЗ «Навои» также вправе иметь счета в банках за рубежом с получением разрешения Центрального банка Республики Узбекистан в установленном законодательстве порядке.
Средства в иностранной валюте участников СИЭЗ «Навои» хранятся на счетах в уполномоченных банках и используются ими самостоятельно в соответствии с настоящим Положением.
Хранение средств в иностранной валюте на счетах участников СИЭЗ «Навои», открытых в банках за рубежом, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан, на основании которого было выдано разрешение на открытие счетов в банках зарубежом.
Выручка в иностранной валюте, получаемая участниками СИЭЗ «Навои», в том числе от экспорта товаров (работ, услуг), подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках.
Поступление средств в иностранной валюте на счета участников СИЭЗ «Навои», открытых в банках за рубежом, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан, на основании которого было выдано разрешение на открытие счетов в банках за рубежом.
Участникам СИЭЗ «Навои» разрешается:
осуществлять в пределах СИЭЗ «Навои» расчеты и платежи в иностранной валюте в соответствии с заключенными между ними договорами и контрактами;
оплачивать в иностранной валюте поставку товаров, работ и услуг со стороны других хозяйствующих субъектов — резидентов Республики Узбекистан;
использовать удобные для них условия и формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.
Источники: http://vuzlit.ru/1195946/analiz_investitsionnoy_politiki_respubliki_uzbekistan, http://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5493/, http://studwood.ru/1558625/ekonomika/analiz_investitsionnogo_klimata_respubliki_uzbekistan_tendentsiy_razvitiya_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy
Источник: