Данные по привлеченных иностранных инвестиций

Формы привлечения иностранных инвестиций

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска — на банк и затем — на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант — безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа — передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции — вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • — создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • — создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • — создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • — ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • — ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • — создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории — концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ — от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства — погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Читайте также  Самые выгодные инвестиции в европе

О мерах по привлечению иностранных инвестиций в недропользование россии

(тезисы выступления на парламентских слушаниях Госдумы 8 ноября 2013 г. «Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе»)

Лисов В.И. , ректор Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ-РГГРУ), заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф., чл.-корр. Российской Академии Образования

1. Кризисная ситуация модифицирует инвестиционную

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2014 — 2016 годы, Минфин может недополучить порядка 1,5 трлн. руб. доходов в сравнении с показателями, закрепленными в законе «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Это осложняет общий инвестиционный процесс в России, включая сферу недропользования. Кризисные явления в российской экономике также вызвали ряд мер по сокращению государственных расходов. Инвестиционные трудности усиливаются. В частности, большому бизнесу труднее будет организовывать государственно-частное партнерство в ближайшие годы. Однако ряд стран мира, включая США, Китай и Германию, успешно преодолевают кризисные явления за счет активного развития новых технологий и новых производств с широким применением дефицитных редких и редкоземельных металлов (пример, с использованием энергии солнца и ветра) и др. Кроме того, государственная политика развитых стран мира стимулирует создание новых переобрабатывающих производств в сфере недропользования, металлургической и химической промышленности в развивающихся странах Азии и Африки. Там низкая стоимость рабочей силы и наличие новых крупных рентабельных месторождений полезных ископаемых. И здесь решающее место отводится «иностранным инвестициям».

В экономической теории это называется «изменением структуры производства национальной экономики». Видимо, и в России должны меняться цели и методы инвестиционной деятельности. Меньше «псевдопроектов» — ближе к реальному производству.
2. Инвестиционные термины и определения.

Для России необходима более активная наступательная деятельность по привлечению в МСК и ТЭК России новых иностранных инвесторов.

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия);
2. Портфельные или финансовые инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги);

3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Основные способы привлечения иностранных инвестиций таковы: 1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных компаний (ОАО, ЗАО), которые могут базироваться в странах с льготным налоговым режимом; 2) регистрация на территории РФ холдинговых компаний, полностью принадлежащих иностранному капиталу; 3) привлечение иностранного капитала особенно эффективно для неосвоенного Дальнего Востока; 4) создание капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции, что свободных экономических зон, направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в отдельные регионы 1 . Именно такие «способы» должны бы стать объектом постоянной специализированной управленческой работы в Минприроды.
3. Тревожные данные Росстата.

Посмотрим на статистические данные о масштабах иностранных инвестиций в России.

По состоянию на конец 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долл. США, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 60,1% (на конец 2011г. — 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных — 2,4% (2,8%). В 2012г. в экономику России поступило 154,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 году (табл. 1). Такие тенденции тревожны. Следует развивать соответствующую законодательную базу, в том числе применительно к недропользованию.
Таблица 1. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам

По своей инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов недропользование в России стоит на 3-м месте (табл. 2).

Таблица 2. Наиболее привлекательные для иностранных инвесторов

сферы бизнеса в России в 2012 г.

Как следует из данных Росстата, в последние годы 3-4 года в России на добычу полезных ископаемых приходилось от 12,0 — 12, 6% поступавших иностранных инвестиции. Из них на добычу «топливно-энергетических полезных ископаемых» пошло 9,5 -10,4%, а «прочих полезных ископаемых» 2,5 — 1,7%.

В этой инвестиционной сфере Россия в разы отстает от Канады, Бразилии, ЮАР, Китая и ряда других сырьевых стран мира.
4. Нужны целевые меры по повышению инвестиционной привлекательности недропользования в России.

Для Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию важно предпринять целевые меры по повышению инвестиционной привлекательности пользования недрами нашей страны.

Здесь можно выделить такие меры: 1) законодательные; 2) институциональные для улучшения делового климата в России и развития нужной инвесторам инфраструктуры (на федеральном, региональном и корпоративном уровне); 3) стратегического управления сферой недропользования.

В России с ее разнообразными природными условиями и порой достаточно эффективным ведением бизнеса имеются «точки роста» для иностранных инвестиций в европейской части России (Карелия, Центрально-Черноземный край, Северный Кавказ и др.), а также на юге Сибири и Дальний Восток.

Например, минеральный сектор экономики Дальнего Востока в новой государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона » относится к числу ключевых приоритетов развития региона, привлекательных для иностранных инвесторов. Речь идет не только об инвесторах из Китая, но Германии, Республики Корея и даже Японии с ее проблемой «спорных территорий».

Подпрограмма «Развитие минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – подпрограмма МСК) является второй из 12 подпрограмм, утвержденных в структуре упомянутой Госпрограммы до 2025 г. Она ставит новые структурные и институциональные задачи для российской экономики. Целевая направленность подпрограммы – это создание условий для ускорения экономического роста через «переход от сырьевой ориентации территории к более глубокой переработке минерального сырья; повышение эффективности использования имеющегося … природно-ресурсного потенциала; …поддержку приоритетных инвестиционных проектов …минерально-сырьевого комплекса с использованием механизмов государственно-частного партнерства» 2 .

Примечательно, что недропользование в России может быть «наукоемким» и основанным на применении новейшей российской и иностранной техники, а также новых форм организации производства. Вот наиболее важные задачи подпрограммы МСК: 1) формирование и освоение социально-экономических минерально-сырьевых центров роста; 2) создание в этих центрах металлургических производств глубокой переработки; 3) стимулирование геологического изучения недр; 4) обеспечение оптимального взаимодействия добывающего, обрабатывающего и инфраструктурного секторов и др. К сожалению, важная программная задача – воспроизводство сырьевой базы и развитие геологоразведки – лишь продекларирована и не нашла отражения ни в структуре и составе инвестиционных проектов, намеченных к реализации, ни в предлагаемых институциональных мерах стимулирования развития минерального сектора экономики. Также требуется целевое развитие экспортных производств с участием иностранного капитала. Поддерживаю мнение нашего уважаемого д.т.н., проф. Е.А. Козловского, что региону нужны «сырьевые базы высоколиквидных и дефицитных видов полезных ископаемых» (олово, молибден, вольфрам, свинец, редкоземельные металлы и др.) для экспортных поставок в нуждающиеся страны АТР. В целом, сырьевой экспорт России должен быть более диверсифицированным 3 .

Иностранные аналитики, например, из канадской компании «Кинросс Гольд», предлагают свои «деловые рекомендации» в адрес Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию: 1) существенное снижение участия государства в совместных проектах по недропользованию на Востоке страны; 2) установление мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, в том числе иностранных инвесторов; 3) упрощение процедуры доступа иностранных инвесторов к пользованию участками недр федерального значения для целей разведки и добычи полезных ископаемых, более четкая законодательная регламентация условий, порядка и возможных ограничений пользования данными участками недр; 4 ) большее использования лизинговых и концессионных механизмов финансирования с привлечением частных инвестиций на срок до 50 лет и др. 4

5. Усилить внимание к освоению твердых полезных ископаемых.

Решая назревшие инвестиционные и законодательные проблемы, следует разделить меры, направленные для расширения добычи нефти и газа, и меры по наращиванию добычи дефицитных на мировом рынке твердых полезных ископаемых.

И снова для России встает вопрос о принятии ФЗ «О нефти».

Кстати, на Дальнем Востоке отмечается активный рост иностранного участия в инвестиционной и текущей производственной деятельности. В последние годы доля иностранных компаний, например, в добыче драгоценных металлов в основных золотодобывающих регионах Дальнего Востока значительно превысила среднероссийское значение. Так, если в РФ доля иностранных компаний в добыче драгоценных металлов возросла в 2005 – 2011 гг. с 16,8 до 25,0%, то в Дальневосточном федеральном округе эти значения составили 21,1 и 44,0% соответственно. При этом в некоторых дальневосточных субъектах РФ эта доля еще значительнее (например, в 2009 г. в Амурской области она составила 67,5%, в Чукотском автономном округе 82%, в Камчатском крае – более 90%) 5 .

Приведенные выше цифры показывают, что в России имеются особенно большие факторы и ресурсы для привлечения иностранных инвесторов для поиска, разведки и разработки твердых полезных ископаемых.

Экспертами иностранных компаний и независимыми аналитиками критикуются сложившийся в РФ экономический и деловой климат, излишне жесткое законодательство (включая ФЗ «О недрах» ) и налоговый режим, известная коррупционность принятия решений, в том числе в российских судах и др.

По данным Росстата 6 , из накопленных на начало 2012 г. страной иностранных инвестиций 347 млрд. на долю добычи полезных ископаемых пришлось лишь 56 или 16,3%. Как выше отмечалось, с учетом кризисных тенденций последних лет такие инвестиции понизились до 12%

Концептуальные недостатки имеет российская система лицензирования пользования недрами. Так, в России запрещается частным и иностранным инвесторам в одиночку осваивать значительные участки недр. Это относится к крупным стратегическим месторождениям на арктическом шельфе, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако не разрабатываются также «безопасные» малые местные месторождения в Карелии, на Северной Кавказе, юге Сибири, Приморье и др.

6. Назрела избирательная либерализация в сфере недропользования.

Имеет ли Россия «специфические геополитические и экономические интересы», которые должны накладывать жесткие ограничения на привлечение иностранных компаний для освоения крупных месторождений в малоосвоенных районах Восточной Сибири и особенно Дальнего Востока? Такие ограничения могут быть, но их надо бы снизить в разы.

Промышленное развитие в мире обостряет конкурентную борьбу добывающих компаний (в том числе России), что обусловливает необходимость внешнеполитической и экономической поддержки со стороны их правительств. Необходима более активная наступательная деятельность управленческого аппарата и отраслевой науки по привлечению в МСК и ТЭК России новых иностранных инвесторов.

В соответствии с ФЗ «О порядке иноинвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение» (2008 г.) допуск иностранных инвесторов к крупным месторождениям нефти, газа, редких металлов и других ценных ископаемых осуществляется лишь по решению специальной правительственной комиссии. Так, шельфовые месторождения, согласно закону, могут разрабатывать исключительно российские госкомпании. Такая стратегия недропользования в России в период до 2020 г уже неадекватна, а сам ФЗ должен бы получить свои новые «консервативные» и «либеральные» ниши для стимулирования привлечения иностранных инвестиций.

Читайте также  Объем инвестиций в зарубежные страны

Полагаю, что количество соответствующих здесь ограничений надо снизить в разы, резко расширив управленческие компетенции наших органов федеральной и региональной власти и осуществляя государственный надзор за итогами их деятельности.

С этой целью государственная система лицензирования пользования недрами должны быть дополнена системой преференций для иностранных инвесторов, идущих в восточные регионы РФ:

1) существенное снижение участия государства в совместных проектах по недропользованию на Востоке страны;

2) предоставление возможности получения прав пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по факту открытия месторождения полезных ископаемых в границах расширяющегося лицензионного участка;

3) устранение требования о необходимости полного опоискования участка недр федерального значения до обращения в Правительство Российской Федерации с заявкой на получение права разведки и добычи в пределах такого участка;

4) замена механизма конфискации участка при наличии угрозы обороноспособности и безопасности и нерыночной компенсации механизмом основанном на снижении доли иностранного инвестора до порогового уровня с поэтапной продажей основанной на рыночных условиях;

5) установления мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, в том числе иностранных инвесторов;

6) упрощение процедуры доступа иностранных инвесторов к пользованию участками недр федерального значения для целей разведки и добычи месторождений полезных ископаемых, более четкая законодательная регламентация условий, порядка и возможных ограничений пользования данными участками недр;

7) большее использования лизинговых и концессионных механизмов финансирования с привлечением частных инвестиций на срок до 50 лет и др.

В законодательном отношении РФ остро нуждается в специальных свободных экономических зонах для активизации недропользования. При решении таких проблем полезно чаще использовать механизмы договорной практики (вместо аукционной или конкурсной). Следует повысить роль гражданского законодательства в сделках по недропользованию, на что ориентирует ст. 11 ФЗ «О недрах».

7. Умело конкурировать за лучшее Будущее!

Шесть развитых стран мира (Австралия, КНР, США, Россия, Канада, Южно-Африканская Республика) производят более 50% стоимости добываемого в мире минерального сырья. Они обеспечивают современную промышленность подавляющим большинством видов полезных ископаемых, что является гарантией нормального функционирования всего мирового промышленного производства.

Показательно, что в рамках продуманной экономической стратегии КНР сумел ныне стать почти монопольным производителем и экспортером (95%) дорогостоящих редкоземельных металлов, столь важных для энергетики, микроэлектроники, атомной промышленности и военной техники.

В этой связи для России назрело время принятия ряда законов и подзаконных актов для нашего рывка в сфере добычи руд редких и редкоземельных металлов и производства из них металлов, нужного качества (чистоты) для поставок на экспорт. Россия, наконец, должна приступить к освоению уникального якутского Томторского редкоземельного месторождения . Появился шанс, чтобы Россия в ближайшие 50 лет стала поставщиком на внутренний рынок и экспортером тысяч тонн дешевого ниобия, ряда редкоземельных металлов (Sc, Y, Ce, La, Pr, Nd, Sm, Eu) и еще титана. С экономической точки зрения наиболее интересен ниобий (Nb), содержание которого в среднем – 6,5 кг на тонну. Второй в списке – скандий (Sc), которого 1,5 кг на тонну, в то время как экономически оправданным считается содержание 150 гр этого элемента на тонну. Запуск Томторского месторождения, например, с участием ГК «Росатома», «АЛРОСА» и ряда других инвесторов может привести к эффекту «револьверной экономики». В начале создается опорная жилая и производственная база и запускаются в эксплуатацию самые перспективные участки месторождения. Все средства, которые вложены в этот процесс, окупаются за три-четыре года. Последующую прибыль можно использовать на расширение созданного производства, а часть — на освоение сопутствующих месторождений. В этой связи рекомендую в 2014 г. разработать и принять ФЗ «Об особой экономической зоне «Томтор».

8. Улучшить систему управления в геологоразведочной отрасли.

Анализ ситуации с привлечением в недропользование в России иностранных инвесторов показывает необходимость большой перестройки деятельности Минприроды РФ (развитие законодательства и международных связей) и Федерального агентства по недропользованию (текущая работа с недропользователями). С 2004 г., когда прошла управленческая «административная реформа», прошло почти 10 лет. Анализ имеющихся в действующей системе названных органов власти управленческих функций и подразделений показывает их неразвитость и неспособность быстро и эффективно решать новые внешнеэкономические и внешнеторговые задачи.

В силу большой отраслевой специфики организации геологической работы и промышленного недропользования известные «внешнеэкономические и внешнеторговые миссии» Минэкономразвития без объемного и разностороннего участия Минприроды не могут переломить сложившиеся сегодня негативные тенденции.

Очевидно, что для сферы недропользования нужно создать свои специализированные управленческие и консалтинговые структуры. Нужен особый Инвестиционный фонд для недропользования России (ИФНР) как аналог Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Активизация инновационной политики требует от Минприроды рывка в области венчурного бизнеса, что ставит вопрос об отраслевом Фонде поддержки венчурного бизнеса в недропользовании (ФПВБН).

Для самой геологической отрасли требуется усиление внимания в текущей управленческой работе и в отраслевых НИР к стратегическому маркетингу, маркетингу внешнеэкономических и внешнеторговых проектов.

Следует с большим размахом и умением на уровне наших структур федеральной и региональной власти рекламировать разведанные, но не используемые месторождения, искать по всему миру потенциальных инвесторов и заинтересованные промышленные компании, формировать и обновлять перечни рентабельных проектов недропользования, искать требуемые российские и иностранные инвестиции, развивать с участием других министерств и ведомств точечную инфраструктуру (дороги, полевые аэродромы, линии электропередач, связь, новые поселения с рабочей силой и др.).

Чтобы решать такие новые задачи для Минприроды и Федерального агентства по недропользованию нужны иные объемы и структура формирования бюджетных доходов и расходов.

15 февраля 2012 г. Комитет РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров провел «Круглый стол» по теме: «Административные барьеры в привлечении иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации». Ряд аналитических материалов и ценных рекомендаций размещены по адресу: www .goskontrolrspp.ru

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Многое от масштабного привлечения иностранных инвестиций в сферу недропользования будет зависеть от нового организационного облика и внешнеэкономического курса Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию. Лишь в случае назревшей управленческой реформы появятся нужны законодательные проекты новых ФЗ и многочисленные предложения по поправкам в российском законодательстве.

В самой Госдуме полезно бы сравнить и взвесить, например, предлагаемый инвестиционный проект строительства скоростной железной дороги Москва – Казань и уже обсуждаемый в большом бизнесе проект освоения уникального якутского Томторского редкоземельного месторождения.

Проблема повышения инвестиционной привлекательности пользования российскими недрами имеет свои «нетрадиционные решения».

Монографии автора
1. Лисов В.И. Некоторые аспекты развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях модернизации экономики // М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2011, 468 с.

2. Лисов В.И. Проблемы развития высшего инженерно-технического образования России // М.: ИД МГРИ-РГГРУ, 2013, 297 с.

Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.08.2014 2014-08-03

Статья просмотрена: 22043 раза

Библиографическое описание:

Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 169-174. — URL https://moluch.ru/archive/71/12270/ (дата обращения: 16.01.2019).

Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п.

В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно. Рассмотрим соотношение поступивших в российскую экономику иностранные инвестиции в таблице 1.

Поступление иностранных инвестиций по типам

млн. долларов США

млн. долларов США

млн. долларов США

взносы в капитал

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

прочие прямые инвестиции

долговые ценные бумаги

Анализ представленных данных показывает, что в структуре притока иностранных капиталовложений наблюдаются незначительные отклонения.

Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве. Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2011 г. до 26 118 млн. долларов США в 2013 г. Так же необходимо сказать об увеличении доли прямых иностранных инвестиций в общем иностранных инвестиции с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. Однако в составе прямых иностранных инвестиций наблюдается стремительный рост кредитной составляющей (кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций) с 7 495 млн. долларов США (3,9 %) в 2011 г. до 14 581 млн. долларов США (8,6 %) в 2013 г., а так же инвестиций в основной капитал (взносы в капитал) с 9 080 млн. долларов США (4,8 %) в 2011 г. до 9 976 млн. долларов США (5,9 %) в 2013 г.

Увеличение абсолютных и относительных статистических величин портфельных инвестиций с 805 млн. долларов США (0,4 %) в 2011 г. до 1 092 млн. долларов США (0,6 %) в 2013 г. связано с влиянием множества социально-политических и макроэкономических факторов, которые обусловили ослабление заинтересованности к развивающимся странам для международных инвесторов. Вследствие этого, последние переориентировались на активы развитых стран, в том числе и России, проявив наибольший интерес к спекулятивным фондам на рынке ценных бумаг.

Если рассматривать долю статьи «прочие инвестиции» в общем объеме зарубежного капитала, поступившего в экономику России, то она несущественно изменилась, а именно, в 2011 г. 89,9 % (171 423 млн. долларов США) и в 2013 г. составила 84 % (142 970 млн. долларов США). Тем не менее, за последние годы прочие инвестиции продолжают занимать наибольшую долю в иностранных инвестициях, заодно способствует стремительному росту их поступления в страну. По сути, прочие инвестиции — это внешние коммерческие и банковские кредиты или займы, выдаваемые российским заемщикам, согласно методологии платежного баланса Центрального Банка, а также открытие счетов в национальной валюте в национальных банках иностранными физическими и юридическими лицами, покупка национальной валюты нерезидентами.

Ввиду того, что с каждым годом возрастает долговая зависимость российских банков и компаний от зарубежного капитала, в

,зникают серьезные опасения от сформировавшейся обстановки с иностранными кредитами и займами в экономике. Вдобавок ко всему, неспособность российской банковской системы и финансового рынка к преобразованию временно свободных денежных средств и сбережений в производственные капиталовложения, инвестируемые в отечественные несырьевые отрасли промышленности. Такая ситуация сложилось вследствие следующих причин:

— слабой конкурентоспособности национальной банковской системы;

— отсутствия доступа у предприятий к долгосрочным инвестиционным ресурсам по оптимальной процентной ставке;

— острой необходимости фундаментальной индустриализации и модернизации экономики;

— замещение трудоемких производств на капиталоемкие производства;

— инвестирование воспроизводственного процесса реального капитала;

— введение ресурсосберегающих технологий.

Стоит отметить тот факт, что действительные масштабы иностранных кредитов и займов превышает данные статистического учета Росстата, так как статья «прямые инвестиции» содержит в своей структуре подстатью «кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций», соответственно статья «прочие инвестиции» не учитывает операции международного внутрефирменного кредитования компаниями-нерезидентами своих дочерних компаний, находящихся на территории России. Тем самым, объективно судить о масштабах зарубежных кредитов и займов, поступающих в нашу страну трудно, поскольку согласно официальным критериям Росстата статья «прямые инвестиции» содержит больше половины иностранных инвестиций, на практике являются кредитами и займами.

Перейдем же к рассмотрению распределения иностранных инвестиций по видам экономической деятельности.

Читайте также  Инвестиции денег в интернете под проценты

Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, млн. долларов США

Оптовая и розничная торговля;

Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Добыча полезных ископаемых

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Транспорт и связь

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Гостиницы и рестораны

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение

За последние несколько лет, согласно данным Росстата (таблица 2), можно сказать определенно, что определенные виды экономической деятельности стали лидерами по привлечению иностранных инвестиций: обратывающее производство; добыча полезных ископаемых; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность.

Проанализируем отраслевую структуру, поступивших иностранных инвестиции в экономику Россию. Как видно из таблицы 1, за период 2011–2013 гг. произошли значительные изменения:

— возросли вложения в обрабатывающие производства с 41 086 млн. долларов США в 2011 г. до 89 789 млн. долларов США в 2013 г., а также в здравоохранение и предоставление социальных услуг с 42 млн. долларов США в 2011 г. до 194 млн. долларов США в 2013 г., в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 24 456 млн. долларов США в 2011 г. до 31 030 млн. долларов США в 2013 г.;

— довольно резкое снижение притока инвестиций наблюдается в финансовой деятельности с 86 855 млн. долларов США в 2011 г. до 20 121 млн. долларов США в 2013 г. и в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении с 25 млн. долларов США в 2011 г. до 0 долларов США в 2013 г., подобная тенденция наблюдается в добыче полезных ископаемых с 18 634 млн. долларов США в 2011 г. до 11 421 млн. долларов США в 2013 г., транспорте и связи с 5 943 млн. долларов США в 2011 г. до 4 759 млн. долларов США в 2013 г., строительстве с 1 958 млн. долларов США в 2011 г. до 723 млн. долларов США в 2013 г., предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг с 188 млн. долларов США в 2011 г. до 87 млн. долларов США в 2013 г., гостиницы рестораны с 99 млн. долларов США в 2011 г. до 59 млн. долларов США в 2013 г.

— остальные виды деятельности несущественно изменились, так операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг в 2011 г. привлекло 9 237 млн. долларов США, а в 2013 г. 9 717 млн. долларов США; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2011 г. привлекло 1 425 млн. долларов США, а в 2013 г. 1 636 млн. долларов США; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в 2011 г. привлекло 638 млн. долларов США, а в 2013 г. 610 млн. долларов США; рыболовство, рыбоводство в 2011 г. привлекло 25 млн. долларов США, а в 2013 г. 30 млн. долларов США; образование в 2011 г. привлекло 2 млн. долларов США, а в 2013 г. 1 млн. долларов США.

Вызванное столь сильное увеличение притока иностранного капитала в обрабатывающие производства можно объяснить тем, что обрабатывающие производства особо перспективные и развивающееся виды деятельности в современных условиях российской экономики. Именно в этих отраслях реализуются наибольшее число инвестиционных проектов, которые и привлекают иностранных инвесторов, что, соответственно, повлекло отток инвестирования из других сфер экономической деятельности.

Для наглядности, проиллюстрируем данные таблицы 1 в виде диаграмм в процентном соотношении от общей суммы за год за 2011–2013 гг. (рис. 1).

Вполне очевидно из диаграмм, что страновая структура иностранных инвестиций по отраслям за последние три года нерациональна и значительно изменилась.

Диаграммы демонстрируют динамику увеличения доли обрабатывающих производств с 22 % в 2011 г. до 54 % в 2013 г. в структуре иностранных инвестиций, как уже говорилось выше, это вызвано реализующимися инвестиционными проектами в этой отрасли, а также уменьшением доли в общей структуре финансовой деятельности. По причине активной деятельности международных агентов розничных сетей заметно возрастание доли оптовой и розничной торговли с 13 % в 2011 г. до 18 % в 2013 г.

Рис. 1. Структура иностранных инвестиции по видам экономической деятельности, %

Сокращение доли добычи полезных ископаемых в общей структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности с 10 % в 2011 г. до 7 % в 2013 г. довольно предсказуемо, ввиду принятия Федерального закона № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который жестко ограничивает участие иностранного капитала в сырьевых отраслях страны.

Ввиду закрытия нескольких крупных операций с недвижимостью, при участии иностранного капитала, в начале 2013 г. позволило увеличить долю операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в составе иностранных инвестиций по видам экономической деятельности с 5 % в 2011 г. до 6 % в 2013 г.

Сектор транспорта и связи остался неизменным на протяжении всех трех лет и составляет 3 %, тем самым демонстрируя стабильный интерес зарубежных инвесторов к российскому рынку связи и транспортных средств.

Как уже отмечалось ранее, страновая структура иностранных инвестиций по отраслям нерациональна, что крайне невыгодно сказывается для российской экономики. Концентрация зарубежного капитала только в определенных видах экономической деятельности не дает возможности для развития других сфер экономики страны. Соответственно, возникает необходимость в разработке новых механизмов или моделей с целью привлечения иностранных инвестиций в определенные виды экономической деятельности для того, чтобы скорректировать поток инвестирования в благоприятном направлении для развития бизнеса в России и позволить российским предприятиям выйти за пределы внутреннего рынка.

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам, млн. долларов США

Всего инвестиций, включая объем иностранных инвестиции из государств-участников СНГ

из них по основным странам-инвесторам

Согласно представленным сведения Росстата за последние годы, ведущими странами-инвесторами в экономику Россию, доля которых в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет 80 %, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция.

Представим показатели таблицы 2 в виде диаграммы для демонстрации динамики накопленных иностранных инвестиций за в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг.

Рис. 1. Динамика накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг.

По данным таблицы 2 и рисунку 1, можно проследить динамику иностранных инвестиций в экономику России по отдельным странам-инвесторам. Как видно из отображенных сведений, ведущей страной-инвестором в 2013 г. был Кипр, от которого поступило 22 683 млн. долларов США. Сложившаяся ситуация не является благоприятной, ввиду того, что Кипр входит в список оффшорных зон, сочетая великобританское законодательство и местные нормы гражданского права. Однако о подобном иностранном инвестировании нельзя говорить как о надежном показателе инвестиционной привлекательности России. Вследствие того, что инвестирование происходит не в итоге формирования благоприятного инвестиционного климата, а в результате неудовлетворительных условий ведения коммерческой деятельности, предприниматели регистрируют свои организации в оффшорных зонах и оттуда инвестируют обратно, в российскую экономику. Из чего можно заключить, что такой показатель, как привлеченные иностранные инвестиции, нельзя использовать в качестве оценки эффективности функционирования экономики.

На втором месте среди стран-инвесторов иностранных инвестиций в экономику Россию в 2013 г. была Великобритания, объем инвестирования, которой составил 18 862 млн. долларов США по сравнению с 2011 г. 13 104 млн. долларов США. Аналогичная ситуация отмечается в Китай, Германия, Ирландия, Франция, Япония и объясняется тем, что на российском рынке существуют более 5 000 иностранных компаний, которые основательно зафиксировались, такие как «Би-Пи», «Шелл» и т. п. Кроме того, существует несколько перспективных проектов, направленных на привлечение иностранных капиталовложений, например, Олимпийских игр в Сочи 2014, ФИФА 2018, Программа модернизации российских железных дорог и Сколково.

Люксембург занял третье место среди иностранных инвесторов в экономику Россию в 2013 г. и составил 16 996 млн. долларов США по сравнению с 2011 г. 4 682 млн. долларов США. Такому резкому увеличению инвестирования в 3,6 раза может быть причина тесного экономического сотрудничества Люксембурга и России, а именно, совместные проекты в различных видах экономической деятельности: медицина и здравоохранения, металлургии, новых технологий, финансовой сферы, энергетики, связи и информатизации, автомобильной промышленности. Также необходимо отметить, что Люксембург, Ирландия и Нидерланды активно применяются в бизнес-схемах российских предприятий, хотя они и не входят в перечень оффшорных зон. Данные страны постоянно используются для регистрации компаний специального назначения и основания материнских компаний в целях осуществления проектного финансирования. Этот выбор продиктован прозрачностью законодательства и удобством правовой системы перечисленных стран. Кроме того, Нидерланды используют как переходный элемент между российской компанией и компанией, находящейся в оффшорной зоне — Антильские острова, которые входят в состав Нидерландов. К тому же, Нидерланды занимают четвертое место по количеству денежных средств, вложенных в экономику России 14 779 млн. долларов США в 2013 г., что немного меньше, чем было в 2011 г. 16 817 млн. долларов США.

В итоге анализирования данного вопроса необходимо отметить, что около 50–60 % всех инвестиций, поступающих из-за рубежа, по происхождению являются российскими, хотя официально считаются иностранными. А вот почти 90 % всех иностранных инвестиций, при более тщательном рассмотрении, оказались зарубежными кредитами и займами и не направляются на модернизацию отечественной экономики и основные фонды России. Помимо этого, меньшая часть зарубежных инвестиционных ресурсов направляется в основной капитал, при этом основная часть распределяется на следующее: реализацию финансовых спекуляций, реинвестирование предыдущих кредитов и займов, расширение оборотного капитала, увеличение материально-технических запасов.

На протяжении уже нескольких лет существуют ощутимые структурные диспропорции в экономике России, нефтегазовая зависимость бюджета и промышленности, несовершенство законодательства, дисбаланс в развитии финансовых институтов и надзора. Все это усиливает процессы дезинтеграции и деиндустриализации отечественной экономики, в свою очередь, провоцируя последующую дезорганизацию воспроизводственного и научно-технического потенциала страны. Казалось бы, с помощью иностранных капиталовложений можно справиться с отраслевой диверсификацией экономики и ее сырьевой ориентированности, в сторону высокотехнологичных и наукоемких секторов. Однако, судя по данным Росстата, представленных в таблицах 1 и 2, внешних инвесторов привлекают лишь те виды экономической деятельности и индустрии, которые обеспечат доход в короткий срок.

Если положение дел не изменится кардинально в ближайшее время, то вероятнее всего, наступят нижеперечисленные события: усилится долговая зависимость от внешнего капитала; рост убытков, вследствие участия в системе неравноценного внешнеэкономического обмена; интенсивное развитие офшоризации российской экономики; зависимость отечественной экономики от транснационального капитала; десуверенизация государства; радикальное расхождение интересов международных инвесторов с приоритетными задачами развития государства.

При всем этом, Россия все еще не лишена потенциала в привлечении внимания участников инвестиционного процесса к увеличению инвестирования в основные фонды государства, по средствам: усиления финансового надзора; ужесточения валютного законодательства; принятие мер по прекращению незаконного вывоза капитала; увеличение собираемости налогов, но ни в коем случае не увеличение размера налогов; ограничения величины нецелевого использования бюджетных средств; ликвидации незаконной предпринимательской деятельности и теневой экономики; повысить прозрачность режима ведения бизнеса, т. е. декриминализация экономики; демонополизации экономики; более четкой согласованности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики; ликвидации такого явления как коррупция; устранение административных барьеров для ведения бизнеса; внедрения новых механизмов направления иностранного инвестирования в актуальные для экономики отрасли.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов. [1, с. 16] Предположить сколько для этого потребуется России достаточно сложная задача, так что остается надеяться. на то, что у российской экономики их будет достаточно.

1. Конструирование и реализация инновационных финансовых продуктов / А. А. Аюпов. — М.: NOTA BENE, 2007. — 220 с.

Источники: http://vuzlit.ru/91068/formy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy, http://ekollog.ru/o-merah-po-privlecheniyu-inostrannih-investicij-v-nedropolezov.html, http://moluch.ru/archive/71/12270/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто