- Анализ динамики развития сферы культуры в Российской Федерации
- Культура как системный фактор экономики и территориального развития
- Критерии экономической эффективности в секторе культуры
- Инвестиции в сфере культуры и искусства
- Сущность и основные аспекты культуры. Основные понятия, классификация, методы и подходы к оценке эффективности инвестиций. Особенности и основные критерии государственных инвестиций, меценатства и спонсорства. Перспективы развития культуры и искусства.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Анализ динамики развития сферы культуры в Российской Федерации
Черепенников Константин Геннадьевич, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Современные научные исследования показывают, что развитие рыночных отношений в Российской Федерации, как и во всех странах с транзитивной экономикой, сопровождается необходимостью усиления государственного участия в развитии социальной сферы, в том числе в сфере культуры.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что в условиях перехода на инновационный путь развития эффективная культурная политика является важнейшим условием сбережения нации и ключевым фактором роста человеческого потенциала.
Как отметил в очередном Послании Совету Федерации Д. А. Медведев: «стратегической целью Российской Федерации является создание полноценной российской нации при сохранении идентичности всех населяющих страну народов» [3]. В рамках указанной стратегической парадигмы культурной политики, единая нация может воспроизводиться исключительно через интеграцию населения страны на основе русской культуры, путем обеспечения свободного доступа к культурным ценностям и благам для широких слоев населения.
Трансформационные процессы значительно активизировали развитие конкурентных отношений, в том числе и в сфере культуры. В Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2016 годы)» подчеркивается, что в ходе реализации предыдущей Федеральной целевой программы не удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры [1].
Спад в развитии сферы культуры вызван проблемами, снижающими эффективность функционирования институтов, призванных обеспечить включение культуры в рыночные отношения. К числу проблем, в первую очередь, можно отнести неэффективное расходование бюджетных средств, отсутствие выделения ключевых приоритетных направлений развития сферы культуры, имеющиеся несовершенства нормативно-правовой базы в области государственно-частного партнерства, меценатства и благотворительности и т.п. Значительную роль в условиях макроэкономических колебаний и нестабильности играет также падение платежеспособного спроса, особенно на региональном уровне, а также актуальные изменения в структуре потребительских предпочтений россиян.
В настоящее время в стране происходит становление новой экономической модели развития отрасли культуры, которые можно охарактеризовать как переход от традиционной сферы культуры к культурной индустрии. Актуальные изменения продиктованы новым жизненным укладом и резким ростом доли нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления: медиапотребления и услуг сферы культуры. Вышеперечисленные факторы требуют системных отраслевых реформ, основанных на максимально объективной оценке текущей ситуации.
Прежде всего, целесообразно ответить на вопрос: какие именно общеэкономические факторы детерминируют развитие сферы культуры? Автор отмечает, что уравнения линейно-регрессионной зависимости количества театров, музеев, общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений от объема валового внутреннего продукта за период 2002–2009 г. не позволяют сделать вывод о существовании статистической зависимости между этими двумя факторами. Следовательно, динамика числа учреждений культуры в России детерминируется иными, отличными от темпов экономического роста факторами. В первую очередь к детерминирующим факторам следует отнести объемы государственных инвестиций в сферу культуры. Расчеты автора позволяют заключить, что кризис 2008–2009 годов не оказал существенного негативного влияния на динамику количества организаций и учреждений сферы культуры, а также на их посещаемость (за исключением посещаемости кинотеатров).
Одновременно с этим проведенный анализ показал, что расходы россиян на культуру (в классификации, согласно которой они учитываются Федеральной службой государственной статистики), малочувствительны к изменениям среднедушевого дохода.
Анализ состояния сферы культуры за период с 1980 по 2009 год позволяет прийти к выводу о наличии двух устойчивых тенденций в ходе рыночных реформ. Снижение общего числа учреждений и падение посещаемости коснулись таких отраслевых составляющих сферы культуры, как учреждения культурно-досугового типа и общедоступные библиотеки. Число первых за годы реформ сократилось более чем на 40%. Общее количество библиотек в России за период 1990–2009 гг. сократилось на 24,7%. Число зарегистрированных пользователей общедоступных библиотек за рассматриваемый период сократилось на 27%.
В ходе реформ значительно выросло число профессиональных театров, расширился музейный комплекс Российской Федерации. Количество официально зарегистрированных музеев постоянно увеличивается, причем темп изменений постоянен. Так, за период с 2005 по 2009 год число музеев увеличилось на 254 единицы, то есть на 10%.
Анализ статистических данных показал, что средний темп прироста числа музеев за анализируемый период составляет 4,3% в год. Автор отмечает также существенные структурные сдвиги в разрезе направленности музеев. В первую очередь, значительно возросло количество краеведческих музеев, которые по состоянию на 2009 г. составляют более половины всего музейного комплекса Российской Федерации.
Посещаемость профессиональных театров и музеев за анализируемый период демонстрирует устойчивую положительную динамику. Проведенные автором расчеты показывают, что в период с 1995 по 2009 год посещаемость театров в среднем составляла 29,77 млн чел. и увеличивалась в среднем на 0,7% в год. Еще более устойчивую динамику роста посещаемости в период с 1995 по 2009 год демонстрируют музеи, посещаемость которых в 2009 году возросла на 7% относительно аналогичного показателя 1995 года. Отметим, что согласно данным Росстата, по числу посещений музеев лидирует (1729 посещений музеев на 1000 человек населения) Северо-Западный федеральный округ. Аналогичный показатель для Центрального федерального округа (включая Москву) почти в 2,5 раза меньше (657 посещений музеев на 1000 чел. населения).
Проведенный автором анализ позволил прийти к выводу, что несмотря на усилия, предпринимаемые органами власти и управления на всех уровнях государственного устройства, положение учреждений сферы культуры в стране остается довольно сложным.
Нами выделены следующие особенности современной российской сферы культуры, обусловленные институциональными изменениями в переходной экономике и макроэкономической динамикой.
Во-первых, изменение системы финансирования бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в культуре как на федеральном, так и на региональном уровне.
Во-вторых, стремительное развитие рыночной конкуренции в творческих и зрелищных отраслях, успешная интеграция новых российских направлений индустрии культуры в рыночные отношения.
В-третьих, реформа бюджетного сектора экономики, появление в сфере культуры новых типов бюджетных учреждений: бюджетных и автономных. Автономная форма представляется чрезвычайно перспективной для учреждений культуры, так как предоставляет организации экономическую свободу в формировании политики платных услуг и возможность формирования целевого капитала в качестве внебюджетного источника финансирования.
В-четвертых, неравномерное развитие сферы культуры в масштабах всех страны вследствие глубокой дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. Региональная дифференциация ограничивает возможности для привлечения организациями и учреждениями культуры средств крупных инвесторов, свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, представляющих средний и малый бизнес регионов, а также частных лиц, заинтересованных в спонсорской поддержке учреждений культуры.
Совокупность указанных факторов приводит к резкому падению конкурентоспособности отраслевых составляющих сферы культуры, неэффективному распределению государственных инвестиций, падению качества культурных благ и услуг.
Следовательно, можно констатировать, что в настоящее время сфера культуры не входит в число ключевых приоритетов государственной социальной и бюджетной политики, что приводит к негативным последствиям в виде сокращения бюджетных инвестиций в развитие производительных сил в культуре. Государственная составляющая инвестиций направлена на обеспечение текущей деятельности учреждений сферы культуры, необходимые меры для сохранения культурного наследия.
Отсутствуют необходимая государственная поддержка научно-исследовательских проектов в области культуры, законотворческая активность в области культуры, адекватная потребностям реформируемого бюджетного сектора.
В свете указанных проблем растущее значение приобретают такие вопросы, как методологическое обеспечение взаимодействия субъектов хозяйствования отрасли культуры с экономикой страны в целом, повышения эффективности бюджетных инвестиций в сферу культуры, интеграции отрасли культуры в общую структуру целенаправленной деятельности в интересах развития социально-экономической сферы и проведения национальной культурной политики в условиях современного мультикультурного общества.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Опубликовано в журнале
Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509
Культура как системный фактор экономики и территориального развития
Жизнь любого социума представляет собой систему, из которой нельзя удалить ни один компонент без ущерба для других компонентов: сфера культуры опирается на сферу экономики и социальную сферу. Экономика — на культурную и социальную сферы. Социальная сфера — на экономику и культуру. Представление о социуме как о системе опрокидывает тот поверхностный подход к обществу, который видит в основе его развития прежде всего экономический базис.
На заметку
Социальная, культурная и экономическая сферы человеческой деятельности являются триединством, в котором все цели и действия взаимообусловлены и взаимозависимы.
Критерии экономической эффективности в секторе культуры
С постепенным возрастанием инструментальной роли культуры, происходившим в последней трети XX в., расширялся спектр подходов и критериев в оценке экономической эффективности культуры на уровне города, региона, страны: от подсчета расходов организаций сферы культуры к сложным схемам измерения их вклада в валовой внутренний продукт (ВВП), вычисления количества новых рабочих мест и мультипликативного эффекта. Исследования, проводившиеся в странах Европы Европейской комиссией и Организацией Объединенных Наций с использованием указанных показателей, позволили в точных цифрах засвидетельствовать экономический эффект сектора культуры (в том числе сектора творческих индустрий). Согласно данным доклада Европейской комиссии «Экономика культуры в Европе», вклад культуры стран Европейского союза в его ВВП составил в 2006 г. 5,3%; при этом сектор культуры обеспечил занятость 4% населения этих стран [1] . Доклад ООН «Креативная экономика» приводит данные по России: производством товаров и услуг в сфере культуры, включая творческие индустрии, у нас было занято в 2008 г. 7,3% населения (для сравнения можно сказать, что примерно столько же людей было занято в строительстве). Вклад сектора культуры в ВВП страны составил в 2008 г. 6,06% (это третья часть собираемых налогов на производство и импорт) [2] .
К экономическим эффектам сектора культуры относятся также формирование позитивного имиджа территории, регенерация неблагополучных районов, развитие туризма. Эти факторы сложнее подсчитать в точных цифрах, однако их роль трудно переоценить: инвестиции и специалисты стекаются в первую очередь в культурно развитые регионы. Важнейшим экономическим фактором, влияющим на развитие территории, становится туризм, и многие страны, стремясь привлечь туристов, делают ставку именно на свои культурные объекты. Например, музей Гуггенхейма в Бильбао (Испания) посещают ежегодно около 1 млн зарубежных туристов.
Важно запомнить!
Заявив о себе прежде всего как о виде экономической деятельности, использующей культурные ресурсы, туризм выступает в настоящее время как явление чрезвычайно многогранное, становясь катализатором и интегратором социальных и культурных процессов.
«Важнейшим итогом XX века в сфере туризма является то, что он стал не только высокоэффективным сектором экономики, но и сферой социально значимых услуг, механизмом мирных международных контактов и межкультурных коммуникаций, средством сохранения уникальных культур и территорий, познания и самопознания, а также демпфирования негативных аспектов процесса глобализации. Это свидетельствует о социальной институционализации туризма как общественного явления и туристской деятельности как формы его проявления и процесса реализации» [3] .
Индустрия туризма — эффективный инструмент развития территорий как с экономической, так и с культурной точки зрения. О его вкладе в экономику свидетельствуют такие данные: на долю туризма и связанных с ним секторов приходится 10% мирового ВВП и почти 3% рабочих мест. В Европе в сфере туризма заняты 5,2% от общего числа рабочей силы. В течение последнего десятилетия международный туризм растет в среднем на 4—5% быстрее, нежели другие области экономики [4] .
Понимая, что привлечение потока туристов может увеличить их экономический потенциал, многие страны и регионы активно развивают материальные и нематериальные культурные ценности. Например, за последние 20 лет в Испании значительно увеличилось количество музеев, и это напрямую повлияло на развитие туризма. Барселона, сделавшая культурный туризм одной из главных стратегий развития в 1990-х гг., добилась увеличения числа посещений культурных достопримечательностей с 4 млн в 1994 г. до 13,2 млн в 2005 г.
Достижение существенного экономического эффекта с помощью туризма возможно благодаря тому, что уже имеющиеся культурные ресурсы могут быть задействованы при относительно небольших инвестициях и способны формировать спрос на новые виды культурного туризма (например, на религиозный туризм, экстремальный туризм и т.д.).
Социокультурный эффект, достигаемый с помощью туризма, может проявляться в сохранении историко-культурного наследия, физическом и экономическом возрождении территории, сохранении населения (например, в сельской местности), в развитии местного предпринимательства, культурного взаимопонимания. Создание инфраструктуры туризма означает появление новых рабочих мест, улучшение медицинского обслуживания, новый качественный уровень сферы услуг. Местные власти, заинтересованные в привлечении потока туристов, вынуждены решать экологические проблемы. Туризм, таким образом, способствует повышению уровня жизни населения, корректировке социальных стандартов государства.
Зарубежный и формирующийся российский опыт свидетельствует, что для развития туристской индустрии важны не только памятники истории и культуры, природно-ландшафтное своеобразие региона, этнические и другие особенности, но и в неменьшей степени креативность жителей, их творческий потенциал. Это требует целенаправленных действий по формированию имиджа территории, созданию самодостаточных субкультурных пространств с уникальным культурным капиталом, который можно назвать «жизненной силой места» (cultural vitality).
Формирование имиджа территории — стратегическое направление деятельности менеджмента высшего звена (региональных структур государственной власти), направленное на популяризацию региона, его выгодное позиционирование среди других регионов России. Оно основано на вовлечении обширного культурологического материала, в том числе визуальных и виртуальных символов, знаковых фигур. Этот материал используется в таких видах менеджерской работы, как событийный маркетинг, работа со СМИ, интернет-маркетинг, и служит созданию привлекательных брендов, необходимых для улучшения инвестиционного климата и развития индустрии туризма. Новые бренды рождаются сегодня на почве взаимодействия традиций и инноваций, являются актуализацией территориальных культурных символов и знаковых фигур в современном контексте.
Инвестиции в сфере культуры и искусства
Сущность и основные аспекты культуры. Основные понятия, классификация, методы и подходы к оценке эффективности инвестиций. Особенности и основные критерии государственных инвестиций, меценатства и спонсорства. Перспективы развития культуры и искусства.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Глава 1. Сущность инвестиций и их виды
1.1 Основные понятия инвестиций
1.2 Основные подходы к оценке эффективности
1.3 Методы оценки эффективности инвестиций
Глава 2. Инвестиции в сфере культуры
2.1 Государственные инвестиции в сфере культуры
2.2 Частные инвестиции в сфере культуры
Понятие «культура» трудно определить однозначно. Существует великое множество формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Во многих определениях есть фраза, что культура — это картина мира. Мы понимаем культуру, как что-то, неразрывно связанное с духовной и творческой деятельностью человечества. Понятия морали, этики и нравственности также неотделимы от общепринятого понимания культуры. Безусловно, культура является важнейшей составляющей жизни любого общества.
Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.
Во-первых, культура — это сфера свободной самореализации личности, сфера творчества.
Во-вторых, культура — ценностное отношение к реальности.
В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы.
В данной работе культура рассматривается с точки зрения первого аспекта и согласно его определению.
Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Немыслимо представить современное общество, в котором не уделяют должного внимания сфере культуры. Необходимым для развития культуры является ее финансирование.
После распада СССР и всех изменений, произошедших в экономике страны и общества в целом, многие сферы деятельности выстояли с большими потерями. Это полностью относится к культуре, финансирование которой в доперестроечные времена было делом государства. Понадобилось почти 20 лет, чтобы реанимировать эту сферу деятельности и обеспечить ее нормальное функционирование и финансирование. Хотя можно сказать, что механизм финансирования культуры в нашей стране все еще находится в стадии формирования.
В девяностые годы 20-го века культура в России практически освободилась от идеологического прессинга советского периода, зато появился прессинг финансовый. Одна из главных проблем развития культуры в то время — это тотальная нехватка финансовых средств. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Российская культура не была реальным сегментом отечественной экономики. Большинство людей в России долго не воспринимали эту область деятельности, как финансово привлекательную. Как правило, предприниматели стремились к быстрому приумножению своего капитала. В 90-е еще не сформировался пласт людей, понимающих перспективность и инвестиционную привлекательность вложений в искусство.
Финансовая поддержка искусства в основном лежала на плечах государства. Учитывая экономическую и политическую ситуацию в нашей стране в девяностые годы, очевидно, что финансирование культуры было далеко не первоочередной задачей правительства. В те годы значительно сократилось бюджетное финансирование культуры и средств массовой информации. За 1992-1997 годы сумма средств, отчисляемых из бюджета РФ на поддержку и развитие культуры, уменьшилась на 40% и сокращалась волнообразно.
Хотя при утверждении федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы давались обещания увеличить долю затрат на культуру, именно она ежегодно более других страдала от бюджетного кризиса. Увеличивался разрыв между средней зарплатой по России и зарплатой работников культуры, что способствовало их социальной деградации.
При хроническом недофинансировании культура была обречена на медленное угасание. Тяжелыми социальными последствиями грозило продолжение принятия нереального бюджета, когда более двух третей предусмотренных бюджетом средств не попадали в сферу культуры, когда в ее учреждениях отключали за неуплату коммунальных платежей электричество, отопление и телефон, а нищенская зарплата творческих работников не выплачивалась по нескольку месяцев. А ведь именно на культуре во многом держалось тогда хрупкое равновесие российского общества.
Большинство учреждений культуры, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия России, оказалось в тяжелейшем положении. Не менее половины памятников — в аварийном состоянии. Около 15 тысяч построек могли полностью разрушиться в ближайшие 10 лет. Работа по пополнению музейных собраний произведениями прошлых лет была почти прекращена, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов Федерации. Сложилось тяжелейшее положение с обеспечением сохранности библиотечных фондов и пополнением их новыми изданиями. Почти 90% издаваемых в России книг отсутствовали в библиотеках, резко снизились поступления иностранной научной литературы. Даже в Российской государственной и Российской национальной библиотеках они уменьшились в два раза, что могло нанести ущерб национальным интересам нашей страны, поскольку усугубляло ее отставание в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождало информационный дефицит в науке, образовании и, в конечном счете, в экономике.
В то же время культура не являлась и сферой, привлекательной для вложения средств. Финансирование искусства ставили в один ряд с благотворительностью. Только кинематограф получал хоть какое-то внимание со стороны инвесторов, в то время как арт-рынок и театр оставались незамеченными. Несмотря на опыт европейских стран, где финансовая поддержка культуры всегда являлась не только престижной, но и прибыльной, в России с трудом верили в финансовую привлекательность вложений в произведения искусства и отказывались вкладывать деньги без гарантированной отдачи.
Однако, экономическая обстановка в нашей стране за последние 10 лет стала более стабильной, и потому у людей вновь проснулся интерес к искусству. В последние годы ситуация начала меняться, инвесторы, наконец-то, стали уделять внимание культуре и начали верить в прибыльность инвестиционных проектов в этой сфере. На самом деле, вложения такого рода могут принести не меньший доход, чем вложения в фондовый и валютный рынки. А специалисты, как отечественные, так и зарубежные, с полной ответственностью называют искусство одним из самых прибыльных способов вложения капитала.
Актуальность изучения темы данной работы обусловлена тем, что накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
Предметом исследования выступают процессы финансового обеспечения деятельности культурных учреждений.
Объектом исследования являются инвестиции в сфере культуры и искусства.
В работе подробно рассмотрен российский опыт организации финансового механизма в сфере культуры за период с 1990-х годов до 2011 года.
Теоретическую и информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по экономике, финансам, Законы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные документы. При исследовании темы квалификационной работы использованы монографии известных авторов — экономистов — Богачевой О., Корнеевой В.П., Тульчинского Г.Л., учебные пособия по бюджетной системе РФ и экономике культуры таких авторов, как Гавлин М.Л., Михеева Н.А., Рыбаков Ф.Ф., а также научные статьи в периодических изданиях (Балаховская Ф., Крол А., Абанкина И., Осовецкая Н. И др.), справочные и информационные издания, ресурсы интернет (http://www.openspace.ru/, http://www.artpragmatica.ru/ и т.д.).
Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инвестиции. Даны основные понятия.
Во второй главе проведен подробный анализ финансирования организаций сферы культуры. Рассмотрены особенности государственных инвестиций, меценатства и спонсорства.
Глава 1. Сущность инвестиций и их виды
1.1 Основные понятия инвестиций
Под инвестицией(I) понимают финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, на образование кадров и научные исследования.
Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Потребление, государственные расходы, чистый экспорт довольно легко предсказуемы. Что касается инвестиций, то они трудно поддаются прогнозированию — они могут внезапно резко увеличиваться и падать. Так, во времена Великой депрессии в США инвестиции снизились на 100%. Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, следовательно, создание базы для расширения производственных мощностей страны, развития и экономического роста. Несмотря на то, что инвестиции составляют относительно небольшую часть совокупных расходов (15-20% развитых странах), именно изменения данного компонента вызывают основные макроэкономические сдвиги.
Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для: расширенного воспроизводственного процесса; ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и технологий); повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличение объема продукции и прибыли от ее реализации. В масштабах национальной экономики инвестиции — это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, в том числе и человеческого.
Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на совершенствование производительных сил общества. Формы инвестиций могут быть различными: вложения средств в расширение или реконструкцию производства, в мероприятия, обеспечивающие повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и проведение научных исследований. Иными словами, инвестиции — это экономические ресурсы, увеличивающие реальный капитал общества, включая, помимо технического капитала, такие его формы, как человеческий и природный (натуральный) капитал. Инвестиции есть функция ставки процента
Существуют различные классификации инвестиций
Так, по месту осуществления различают инвестиции в разные отрасли экономики, и по объему инвестиций в ту или иную отрасль обычно судят о ее конъюнктуре. Рост инвестиций означает расширение производства в конкретной отрасли национальной экономики, и наоборот, — сокращение инвестиций отражает процесс свертывания отраслевого производства и потребления.
По объекту инвестирования можно выделить инвестиции в частный и в государственный секторы экономики (например, строительство метрополитена, организация выставки).
По направлениям инвестирования выделяют инвестиции в капитальные ресурсы, включая технический капитал, а также в запасы, жилищное строительство, в человеческие и природные ресурсы.
Инвестиции в капитальные ресурсы направлены на увеличение и совершенствование производственных мощностей путем финансирования строительства новых предприятий, внедрения новых технологий, в том числе информационных, сервисных услуг и средств коммуникаций. Особенность подобного рода инвестиций в том, что они имеют, как правило, длительный срок окупаемости и высокую стоимость, поэтому связаны с риском — инфляционным, финансовым, валютным и пр. Наиболее быстро окупаются, т.е. возвращают доход инвестору, инвестиции в информационные технологии, поскольку они имеют короткий производственный цикл. По такой причине наибольшие темпы роста мировых инвестиций наблюдаются сегодня именно в этих отраслях.
Следует помнить, что количественный и особенно качественный рост реального или наличного накопленного капитала является основой повышения уровня благосостояния общества. В этом смысле сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а завтрашнее — соответственно определяется количеством инвестиций, которые осуществляются сегодня. Отсюда вытекает то важное обстоятельство, что каждому обществу, как и каждому экономическому субъекту, постоянно приходится решать проблему выбора между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного продукта общество сберегает и инвестирует (т.е. потребляет производительно), тем богаче оно окажется завтра. И наоборот, чем большее количество ресурсов будет потреблено («проедено») сегодня, тем меньше шансов на рост потребления в будущем нашими потомками. Это в полной мере относится к природным ресурсам, или натуральному капиталу.
Выделяют три типа инвестиций:
Производные инвестиции (здания, сооружения, оборудование).
Инвестиции в жилищное строительство (приобретением домов для проживания или сдачи в аренду).
Инвестиции в запасы (сырьё, материалы, незавершенное производство, готовые изделия).
Различают валовые и чистые инвестиции.
Валовые (брутто) инвестиции — это инвестиции на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.
Чистые (нетто) инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.
Инвестиционный спрос состоит из двух частей:
1.Спроса на восстановление изношенного капитала.
2.Спроса на увеличение чистого реального капитал.
Инвестиционный спрос — это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояния экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой прибыли, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей).
Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.
Между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость.
Из этой модели инвестиций следуют несколько важных выводов. Во-первых, инвестиции выгодны только до того момента, пока ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли.
Во-вторых, меняя предложение денег, государство может изменять ставку процента, изменяя в необходимом направлении уровень расходов на инвестиции. Повышение ставки процента приведет, при прочих равных условиях, к осуществлению только высокоприбыльных инвестиционных проектов, т.е. к общему сокращению инвестиций. В случае понижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.
Помимо процентной ставки, на инвестиции оказывает влияние ВНП, изменения в размерах налогообложения, технологические изменения и инвестиции. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кривую инвестиционного спроса вправо, а вызывающий смещение ожидаемой доходности смещает кривую влево.
Сдвиги кривой спроса на инвестиции могут происходить под влиянием всех факторов, которые могут, так или иначе, повлиять на ожидаемую прибыль. Основными из них являются следующие:
— ожидания предпринимателей — прогнозы будущей конъюнктуры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в экономике, политике, демографии и т.п.). Оптимистические ожидания сдвигают кривую инвестиционного спроса вправо, а неблагоприятные — влево;
— уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Рост налоговых ставок, вызывая снижение доходности, уменьшит спрос на инвестиции (сдвиг кривой влево), и наоборот;
— издержки на основной капитал и его обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработной платы и т.п.). Так, с возрастанием этих расходов будет снижаться ожидаемая норма чистой прибыли, а кривая спроса на инвестиции сместится влево;
— научно-технический прогресс, а именно создание новой прогрессивной техники и технологии, новых видов товаров и услуг и т.д. Достижения в этих областях служат дополнительным стимулом для расширения инвестиций, так как могут увеличить ожидаемую норму прибыли либо за счет большей производительности оборудования, либо за счет высокой рентабельности пионерных товаров.
Согласно концепции неоклассиков, предприниматели осуществляют инвестирование с целью достижения оптимального размера капитала. Поэтому формулу инвестиционного спроса можно представить:
где Iб — объём автономных инвестиций на период t;
Кt — фактический объём капитала;
К* — оптимальный объём капитала;
в — коэффициент, характеризующий меру приближения существующего капитала к оптимальному за период t.
Определение оптимального объёма капитала:
Оптимальный объём капитала обеспечивает при существующей технологии максимальную прибыль.
В условиях совершенной конкуренции прибыль максимальна, когда предельная производительность капитала (r) равна предельным издержкам, которые состоят из нормы амортизации (d) и ставки процента по финансовым активам (i), которые представляют альтернативные затраты использования средств в качестве капитала.
Прибыль максимальна, если
Для определения оптимального размера капитала используем производственную функцию Кобба-Дугласа.
где б — параметр, по которому определяется вклад капитал в выпуск продукции. Используя условия максимизации прибыли, оптимальное значение капитала будет равно:
Если при заданном значении предельных издержек изменится технология производства, то значение К* тоже изменится. Если из-за научно-технического прогресса растет предельная производительность капитала, то К* также увеличится (при неизменной ставке процента).
Таким образом, инвестиционный спрос есть возрастающая функция от предельной производительности капитала и убывающая функция от ставки процента (при заданном значении амортизации).
В основе кейнсианской теории спроса на инвестиции лежит введённое Дж.М. Кейнсом понятие «предельной эффективности капитала». Она называется предельной потому, что речь идёт о капитале, который добавляется к уже имеющемуся.
Решая вопрос о целесообразности инвестирования, предприниматель сопоставляют ожидаемый поток чистого дохода от инвестиционных проектов с инвестиционными затратами. Сложность состоит в оценке временного аспекта, так как основные затраты осуществляются, как правило, в первые годы, а доходы от них распределяются на последующие годы. Поэтому, вкладывая средства в инвестиционные проекты, предпринимателю необходимо учесть потенциальный процент на вложенные средства и степень риска.
Предприниматели рассчитывают поток чистого дохода от инвестиционных проектов с помощью дисконтирования. Возможность получения некоторой суммы через t лет можно определить, разделив эту сумму на (1+R) n , где R — дисконтная ставка. Инвестиционный проект будет экономически целесообразным, если
K0= (П1/1+R) + (П2/ (1+R)2) +(Пn/(1+R)n)
где К — требуемые вложения в инвестиционный проект;
П1, П2, …, Пn — потоки чистых доходов от проекта в момент времени 1, 2, …, n;
R — норма дисконта.
То значение нормы дисконта, которое превращает это неравенство в равенство, называется эффективностью капитала R*.
R* падает с увеличением роста объёма инвестиций, поскольку по мере роста инвестиций падает их ожидаемая доходность. Это происходит потому, что сначала инвестируются наиболее перспективные и прибыльные проекты, а дальнейшее инвестирование является менее производительным. Этот процесс изображён на рисунке 1
Предприниматель учитывает не только доходность капиталовложений, но и степень риска каждого из них. Инвестиционные расходы следует увеличивать только в том случае, если норма прибыли больше процента от сбережений. Ставка процента — явление не только денежное, но и психологическое, это важнейший фактор, воздействующий на побуждения инвесторов; она представляет собой вознаграждение за отказ от хранения богатства в денежной форме. Поскольку самым надежным вариантом капиталовложений является покупка государственных облигаций, ставка процента по ним рассматривается в качестве нижнего придела R*.
Инвестиции будут существовать в том случае, если R*> i.
Из рисунка 3 видно, что при ставке процента i3 целесообразны вложения в объёме ОХ, при ставке процента i2 — OY,а при ставке процента i1 инвестиционные расходы увеличатся до OZ.
Объём инвестиционного спроса будет тем выше, чем меньше текущая ставка процента. Следовательно, инвестиционный спрос можно представить как убывающую функцию от ставки процента:
где Ii — предельная склонность к инвестированию.
Предельная склонность к инвестированию Ii показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт. Если iv, то увеличится предельная склонность к инвестированию.
Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.
Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой:
где ?I — инвестиции;
Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только «индуцированных» инвестиций, то есть к новому капиталу, образованному в результате увеличение уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей. Уменьшение потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объёма инвестиций.
1.2 Основные подходы к оценке эффективности
В решениях связанных с оценкой и принятием или отклонением инвестиционных проектов, превалируют соображения стратегического характера. Подобным проектам характерны следующие особенности: значительные объемы затрат и ожидаемых выгод; соответствующие затраты, выгоды «растянуты» во времени, т.е. они охватывают продолжительный период, и потому при их оценке должен учитываться фактор времени; как правило, в крупном инвестиционном проекте должны приниматься во внимание выгоды не только экономические, но и социальные, причем соотношение между подобными выгодами, т.е. превалирование экономического аспекта над социальным или наоборот зависит от сути собственно инвестиционного проекта; любой инвестиционный проект, как правило, имеет существенное значение для организации в целом — иными словами, проект должен вписываться в рамки глобальной стратегии фирмы; необходим учет риска.
Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1 млн. руб. и 100 млн. руб., различен. Поэтому должна быть различна и глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, т. е. ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения.
Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача оптимизации инвестиционного портфеля.
Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.
1.3 Методы оценки эффективности инвестиций
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т. п.
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. Рассмотрим ключевые идеи, лежащие в основе этих методов.
А) Метод чистой теперешней стоимости
Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, . Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;
NPV CC. то проект следует принять;
Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (r1,r2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), т.е. r1 и r2 — ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования, удовлетворяющие условиям (в случае изменения знака функции с «+» на «-«):
r1 -значение табулированного коэффициента дисконтирования, минимизирующее положительное значение показателя NPV, т.е. f(r1)=minr0>;
r2 -значение табулированного коэффициента дисконтирования, максимизирующее отрицательное значение показателя NPV, т.е. f(r2)=maxr
Источник: